Народные обычаи Узбекистан
Старинные головные уборы каракалпакских женщин
Красиво и непривычно звучат названия старинных головных уборов каракалпачек. Еще более красиво они выглядели. А сегодня это — экспонаты всемирно известного Государственного музея искусств имени Савицкого.
С 25 октября 2012 по 30 декабря 2012
Нукус
Красиво и непривычно звучат названия старинных головных уборов каракалпачек. Еще более красиво они выглядели. А сегодня это — экспонаты всемирно известного Государственного музея искусств имени Савицкого.
Наглядный образец высокого мастерства каракалпакских ювелиров представляет собой тобелик. Изготовлялся он обычно из тонкого листового серебра и имел форму круглой плоской шапки, надевавшийся поверх тумака (шлемообразная шапочка, составляющая одну из частей саукеле). Богато отделывался бирюзой, кораллами. Как и другие ювелирные изделия каракалпаков, этот головной убор украшался растительным орнаментом — стеблями, цветами и завитками. Носили его девушки, а женщины носили тобелик только с саукеле.
В дневнике известных исследователей Д.Гладышева и И.Муравина описывается головной убор, называемый «касава», который авторы посчитали обычным, повседневным головным убором замужних женщин. «Касавые их сделаны из меди, луженые серебром, а иные имеют серебряные; и наверху их сделаны шишечки небольшие, и в оных шишечках вставлены камешки простые, больше марьян». Судя по описанию, речь здесь идет о тобелкке.
Интересна история реставрации одного тобелика — экспоната Государственного музея искусств им. Савицкого. На реставрацию головной убор был передан в 1979 году. Долгие годы он пролежал во Всесоюзном научно-исследовательском институте реставрации, в Москве. Работы по восстановлению экспоната шли медленными темпами. В итоге его передают реставратору Костикову, который и доводит начатое до конца. Костиков провел колоссальную работу — полную реставрацию с дополнением утраченных частей и деталей. Восстановленные части отделаны позолотой и чеканным узором, восполнены вставки из кораллов и зеленого стекла. Нужно отметить, что все материалы, необходимые для реставрации, были выделены нашим музеем: серебряные монеты, коралловые бусы и сусальная заготовка для золочения. И только в 1985 году тобелик был возвращен в музей искусств.
Турме — в прошлом повседневный головной убор каракалпакских женщин. По сути это — юрбан из платков или длинного полотнища, накручиваемый на тюбетейку. Существовало несколько способов закручивания тюрбана: кругло и ровно — предпочитали носить сельские жительницы. Горожанки употребляли для тюрбанов своеобразный каркас: укладывали круто скрученный валик из кусков материи, сверху валика накручивали платок особыми изгибами, в зависимости от вкуса женщины и установившейся моды.
В начале XX века в каждом крупном населенном пункте или городе была своя форма тюрбана. Изящный маленький тюрбан с двумя острыми концами, в виде маленькой шляпки, носили модницы Чимбая, в Ходжейли — очень широкий, и одевался он чуть наискосок к левому виску. В южных районах тюрбаны завертывали иначе — высокими, накрест положенными рядами или рядом узлов, идущих ото лба к макушке.
Старинные головные уборы каракалпачек преимущественно красного цвета. Только пожилые женщины использовали белые ткани. Если полотнище для тюрбана было из ситца сорта «айдынлы», то и тюрбан назывался «айдынлы орамал». Женщины помоложе носили тюрбаны из красных шелковых платков кустарного производства. В холодное время года, выходя из дома, поверх тюрбана повязывали голову большим платком «шалгыш» или «шаршы».
Головной убор в виде шапочки — тахия — издавна входил в состав национального женского костюма. Если в костюме молодых женщин тюбетейка играла только подсобную роль, являясь составной частью тюрбана, то в костюме девочек и девушек-подростков тахия имела самостоятельное значение.
В зависимости от украшений тахия носила различные названия: маржан-тахия — украшенная кораллами; ту белек или купели-тахия — со столбиком на макушке; тозеу- тахия — с разнообразными ювелирными украшениями.
Тахия — очень древний девичий убор у удмуртов, башкир, чувашей, казахов, киргизов, узбеков.
В начале XX в. тахии, украшенные монетами и кораллами, носили лишь девочки- подростки до 14-15 лет. Отделывались тахии девушек очень скромно. По краю спереди нашивался ряд серебряных монет. По бокам шапочки прикрепляли длинные тонкие кисти из шелковых шнурков с нанизанным на них бисером или узкие полоски из шелковой материи, покрытые вышивкой, с нашитыми на них бусинками и монетами. Девочки носили ^ахии без головных платков, а девушки поверх тахии повязывали голову маленькими платочками орайпек, оставляя открытой нарядную переднюю часть тахии. Концы сложенного накрест платочка завязывались т-та затылке узлом.
В ассортименте девичьих старинных головных уборов, кроме тахии была также и зимняя шапочка из черного войлока в виде колпачка с меховой опушкой из меха куницы или выдры. В 80-90-х гг. XIX века такие шапочки носили все девочки- подростки, но шили их уже не из войлока, а из цветного бархата. Примечательно, что название у этой шапочки такое же, как и у мужского головного убора — «калпак».
Каракалпакские головные уборы представляют несомненный интерес для историков и специалистов смежных областей науки. Детальное, углубленное изучение их поможет осветить многие, пока еще не совсем ясные, проблемы историко- культурных контактов каракалпаков с другими народами Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока.
З.КУРБАНОВА
Народные обычаиПраздникиТрадиции, Ритуалы Россия
Путешествие в эпоху Отечественной войны 1812 года
Ежегодный детский военно-исторический праздник «Стойкий оловянный солдатик»
Отличная возможность для родителей провести интересно выходные со своими детьми. Музей-заповедник «Бородинское поле» приглашает 25 – 26 мая 2019 года юных любителей истории, школьников, детей и их родителей на Ежегодный военно-исторический праздник «Стойкий оловянный солдатик».
Праздник будет длиться два дня. Его программа праздника включает в себя интерактивные площадки, фестиваль детских духовых оркестров и военно-историческую реконструкцию. Мероприятие проходит при поддержке Министерства культуры РФ, Российского военно-исторического общества, Международной военно-исторической ассоциации.
На Бородинском поле будут работать интерактивные площадки по разным темам и эпохам. Зрители окунутся в эпоху Отечественной войны 1812 года. Гости праздника смогут посетить биваки русской и французской армий. Также работают интерактивные площадки «Стрелецкий стан 17 века», «Пехотное депо», «Полевой лагерь» и «Историческое фехтование», «Полевая хирургия», «Свечной заводик», «Цирюльня». Узнать о жизни ремесленников XIX века можно посетив интерактивы под названием «Полевая кузня» и «Площадка шорника», «Сапожная мастерская», «Рисование», «Маркитантская лавка», «Шкатулка с историями». В течение всего дня будут проходить показательные выступления групп военно-исторической реконструкции.
Приезжайте и вы получите незабываемое удовольствие от праздника «Стойкий оловянный солдатик»!
Гастрономические праздникиНародные обычаиНовый годПраздники Узбекистан
Узбекистан. Праздник Навруз
Навруз (21 марта) – вот уже около 5 тысяч лет является главным весенним праздником у многих народов Востока. Навруз официально признан праздничным днем в Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане, Туркмении, Македонии, Турции, Азербайджане и Таджикистане.
Этот праздник возник еще до появления современных религий и многих государств. Навруз переводится с фарси как «новый день», считается началом нового года у народов Центральной Азии. Торжество сопровождается рядом народных обычаев, традиций и ритуалов.
Это день обновления и очищения от грехов, день прощения и единения. По древнему обычаю, накануне Навруза люди должны прибраться в своих домах, навести порядок во дворах и огородах, рассчитаться с долгами. В Навруз принято готовить кушанья из семи продуктов (преимущественно растительного происхождения).
У народов Средней Азии в частности в Узбекистане главное блюдо называется сумаляк, которое готовят из проросшей пшеницы. Кроме того, на столе должны присутствовать 7 блюд, начинающиеся на букву С или Ш. В этот праздник принято посещать 7 домов, что способствует удаче и процветанию рода. В народе верят, что дела, сделанные человеком во время 13-ти дней Навруза, будут делаться им весь год. Поэтому принято ни с кем не ссориться в эти дни, прощать друг другу долги, жить со всеми в мире.
Согласно народным поверьям, очень много в этот праздник зависит от прихода в дом первого человека. Первый гость нового года должен обладать тихим и добрым характером, с хорошим чувством юмора, с добрым именем и репутацией, чтобы принести в дом удачу.
Характерной особенностью Навруза является разжигание костров, что принято считать отголоском зороастрийских корней праздника.
30 сентября 2009 года Навруз был включен ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, а 21 марта объявлено как Международный день Навруз.
Вопросы по организации поездки в Узбекистан можно задать
Евгении Ким по электронной почте [email protected]
или посмотреть информацию на сайте компании http://www.caravantraveluz.com
Гастрономические праздникиНародные обычаиТрадиции, Ритуалы Финляндия Лаппеэнранта
Праздник сбора урожая «Linnoituksen Kekri»
4 и 5 ноября 2017 пройдет Праздник сбора урожая «Linnoituksen Kekri» в Крепости Лаппентранты , в помещении «Vihreä makasiini». Время работы с 10.00 до 16.00.
Ежегодно 4 и 5 ноября проводится Праздник сбора урожая «Linnoituksen Kekri» в Крепости Лаппентранты , в помещении «Vihreä makasiini».
На ярмарке можно будет приобрести местные деликатесы, изделия ручной работы, продукты и многое другое. В кафе для посетителей ярмарки будут в продаже свежеиспеченная выпечка и кофе от компании Lehmus Roastery. Разнообразная программа для всей семьи.
Дополнительная информация:
Туристско-информационный центр Лаппеенранты
адрес: ул. Brahenkatu 1, Торговый центр IsoKristiina
открыт: Пн-Пт с 10:00 до 17:00, Сб с 10:00 до 16:00
тел. +358 5 667 788
эл.почта: [email protected]
www.visitlappeenranta.fi
www.gosaimaa.com