Мы в соцсетях
Новости направлений
Великобритания

Страшная тайна «последней ведьмы» Англии наконец раскрыта

Опубликовано

В Европе, в 1600-х и 1700-х годах, считается, что было казнено до 60 000 так называемых «ведьм», а десятки тысяч других предстали перед судом. Но новые исследования показывают, что одна англичанка, осужденная за колдовство и приговоренная к виселице, могла избежать этой участи.

Элис Молланд, которой долгое время приписывали печальную репутацию последней женщины в Англии, повешенной как «ведьма», была приговорена к смерти в 1685 году. Более трех сотен лет спустя, в 1996 году, на месте ее осуждения в замке Экзетера, расположенном в юго-западной Англии, была установлена памятная доска.

Тем не менее, после десятилетней работы с архивами, профессор ранней новой истории в Университете Саутгемптона, Марк Стойл, предполагает, что «Элис Молланд» на самом деле была Эвис Молланд, и она скончалась свободной женщиной в 1693 году, через восемь лет после своего предполагаемого казни.

Если его гипотеза подтвердится, это означает, что Англия прекратила казни так называемых «ведьм» на три года раньше, чем считалось ранее. Последней жертвой этого страшного наказания стали «Бидефорские трое»: Темперанс Ллойд, Мэри Тремблс и Сюзанна Эдвардс из Девона, которых повесили в 1682 году.

Молланд была приговорена к виселице за «колдовство над телами Джоан Снелл, Уилмотт Снелл и Агнес Фурз» в марте 1685 года в соответствии с судебными документами. Она долго оставалась загадкой для историков, единственным ее следом был ее смертный приговор, отмеченный знаковым символом и словом «susp[enditur]», осуждающим ее на виселицу.

Но Стойл считает, что клерк суда мог неверно расслышать имя подсудимой. В 2013 году он нашел упоминание об Эвис Молланд – редком для Экзетера фамилии, что говорит о том, что она была в тюрьме всего через три месяца после того, как «Элис» была приговорена. Просматривая городские записи, он смог восстановить многие моменты жизни Эвис.

Как часть «низших слоев общества» Экзетера, молодая Молланд, родившаяся Эвис Мейси, уже столкнулась с законом. В 1667 году она и ее муж, кровельщик, были обвинены в том, что подстрекали ребенка украсть табак. Дело в итоге было закрыто. У нее было три дочери, все из которых скончались в младенчестве.

В июне 1685 года Эвис Молланд, ставшая вдовой, появляется в судебных документах как осведомитель о возможном восстании в то время, когда герцог Монтмут пытался устроить бунт против короля. Она, похоже, свидетельствовала о седерах в тюрьме Экзетера, что указывает на то, что она сама находилась под стражей всего через три месяца после «суда над Элис».

Когда тюрьма переполнилась мятежниками, Стойл считает, что Эвис могла быть помилована. Она скончалась свободной женщиной восемь лет спустя и была похоронена на кладбище церкви Святого Давида рядом с нынешней железнодорожной станцией.

Хотя он не может доказать, что Эвис была Элис, Стойл считает, что Молланд, которую он называет «исторической иллюзией», была прямым кандидатом для обвинения в колдовстве: бедная, пожилая, женщина и вдова. «Это были в основном женщины нужды, без кого-либо, кто бы их защищал», — говорит он. «Иногда они были более разговорчивы или ссорились с соседями».

Тысячи невинных женщин, которые выглядели как ведьмы

Судебные процессы над ведьмами в Европе распространились по Атлантике в Северную Америку, включая столь известный случай в Салеме.

По официальным данным, в Англии между 1542 и 1735 годами было казнено не менее 500 «ведьм», хотя историки утверждают, что реальная цифра может быть вдвое выше. В Шотландии казнено около 2500 «ведьм», а по всей Европе эта цифра составляет до 60 000. Судебные процессы также дошли до Северной Америки, где, наиболее известным образом, 19 человек были казнены в Салеме, штат Массачусетс, а множество других скончалось под пытками или во время расследований.

Большинство из них были невинными женщинами, соответствовавшими шаблону – как правило, это были пожилые, одинокие и часто использующие вспомогательные средства передвижения. «Это было направлено против женщин, против старения и против инвалидов», — утверждает Стойл, добавляя, что законы были созданы из паранойи, что католики могут использовать колдовство против Генриха VIII и Елизаветы I. «Ирония в том, что закон, первоначально принятый для борьбы с католическими священниками, был обращен против обычных женщин в провинциях», — отметил он.

«Эти люди должны были быть оправданы в 1735 году», — говорит Шарлотта Мередит, чья кампания «Справедливость для ведьм» борется за то, чтобы английские жертвы получили посмертные помилования как «официальное признание грубой судебной ошибки».

Джон Уорленд, отставной полицейский инспектор из графства Эссекс на юго-востоке Англии, считает, что «мы не должны забывать» истории этих женщин.

С 1996 года на памятной доске в Экзетере почитается память Молланд, на месте, где она была осуждена к смерти. Эссекс казнил 82 человека за колдовство – больше, чем любая другая графство в Англии. Уорленд 18 лет занимался изучением деталей жертв и с успехом боролся за установку мемориалов казненным «ведьмам» в Колчестере и Челмсфорде.

«Это почти всегда основывалось на ссорах между соседями», — говорит он о женщинах. «Их неправильно представляли на протяжении всей истории».

Стойл опубликует свои результаты в ноябрьском выпуске журнала «Историк» Исторической ассоциации Великобритании.

«Даже если я совершенно ошибаюсь, моя работа привлекла внимание к истории Эвис Молланд», — говорит он. «Она была очень скромной женщиной, которая вряд ли когда-либо получила бы признание».

Тем не менее, не все разделяют его уверенность. Джуди Молланд, выросшая как дочь капеллана Экзетерского собора и сыгравшая ключевую роль в установлении памятной доски для четырех женщин из Девона в 1996 году, менее уверена.

Она, узнав об «Элис» в 1970-х годах, шокировала своего отца, когда высказала предположение о возможном родстве с ней, а в 1990-х годах провела два лета, изучая историю Элис.

«Я нашла много увлекательной информации, но так и не нашла ее имени», — говорит она и делала роман о жизни Элис.

«Я совершенно убеждена, что Элис действительно существовала», — отмечает она по поводу находок Стойла. «И если это не была Элис, то это была какая-то другая женщина, обвиненная в колдовстве. Центр вопроса – это суть проблемы».

Реклама