В качестве прощального аккорда мы заглянули в небольшок, на два столика, кафе, где в литровых, наверное, бокалах нам подали фруктовый коктейль. Мы уж не знали, как и благодариь нашего гостеприимного хозяина, пообещав ему разрекламировать его в качестве гида. Выполняя обещание, говорю, что экскурсия в исполнении Махмуда будет недорогой и очень качественной. Если кому надо - обращайтесь ко мне по почте, я вышлю махмудов e-mail.

К полуночи мы добрались до вокзала, где как раз должна была начаться посадка. Добрая сотня человек, покуривая, приплясывала в нетерпении у дверей на платформу, а те ни в какую не желали открываться. Когда Махмуд спросил, скоро ли отопрут дверь, ему ответили в том смысле, что скоро - коль с ключами не управятся, так отворят ногами. Всё-таки работники вокзала извернулись и выпустили изнывающую толпу на перрон. Мы разумно подождали, пока основная масса схлынет, потом сунули рюкзаки в просвечивающий аппарат, без малейших нареканий получили их снова и пошли искать нужный вагон, оказавшийся в самом хвосте.

Поначалу посадка напоминала отход последнего парохода «белых» из Крыма. Я бы порекомендовал подождать, пока вся орава аборигенов расположится в вагоне, и только тогда заходить. Этим нехитрым маневром вы избегнете необходимости толкаться с пузатыми туземцами: ввалившись внутрь, они выясняют, что билеты остались у провожающих или что-то в этом духе, но вместо того, чтобы временно зайти в пустое купе и освободить дорогу другим пассажирам, продолжают занимать невеликое пространство прохода и мешать нормальным людям.

Нам достались места 9 и 10, то есть где-то в середине вагона. Туалет, чистый в момент отправки и превращённый за ночь в клоаку, находился возле первого отсека; там же располагалось купе проводника. Сей достойный муж знал английский, и в целом вёл себя очень достойно: проверив билеты, вежливо пожелал спокойной ночи, попутно выдав причитавшуюся бутыль с вкусной минеральной водой. Скажу, что другие вагоны аккуратностью и чистотой были весьма обделены; насколько я смог изучить сидячий салон первого класса сквозь надежно запертые амбарным замком межвагонные двери, там хоть и было три ряда сидений вместо обычных четырёх, стоял форменный бедлам. Пассажиры курили, харкали в устланный ковровой дорожкой проход, шлялись туда-сюда и в голос базарили... Что творилось в сидячих вагонах второго класса, не хотелось даже представлять. Мы же скоротали семь часов в уюте и покое. Стандартное двухместное купе может быть без труда соединено открыванием промежуточной двери с соседним, что удобно при путешествии с семьей или компанией. Внутри каждого отсека есть шкаф для верхней одежды, зеркало, столик и персональная розетка 220 вольт.

Утро нас встретило не только прохладой, но и малопривлекательными пригородами сирийской столицы. По идее поезда должны приходить на вокзал в самом центре города, но сейчас он на ремонте, и гости Дамаска вынуждены пользоваться маршрутками. Стоимость проезда мы представляли плохо, и потому, залезши в "сервизз"-такси, пошли на нехитрый трюк: протянув попутчикам монеты, попросили их отобрать нужную сумму. Не успели двадцать фунтов, передаваемые из рук в руки доплыть до водителя, как мы уже прибыли к автовокзалу Барамке. На его территорию есть несколько входов. Туристу наиболее полезны те, что с улицы Abdul Ramman Annacer. Один, правый, ведёт человека в объятия таксистов; "Lonely planet" утверждает, что легковые машины - наиболее быстрый способ передвижения. Это верно, если быстро наберётся ещё четверо попутчиков. Левый вход приводит к конторам по продаже автобусных билетов. Как заведено в тех краях, их вывески выглядели как "пасть пеликана, два дохлых червяка, цапля, растоптанный удод". Соответственно, мы направились к единственной надписи, сделанной по-английски. В этом агентстве за стойкой сидела милая девушка, бегло говорящая на языке Шекспира. Звали её Nebal Azar, и с ней мы решили все вопросы: узнали, что есть на Амман есть автобусы в 9 и в 15 часов, купили два билета по 7 долларов на дневной рейс, заплатили частично американской валютой, частично фунтами, плюс договорились оставить под присмотром рюкзаки. Позже, прочитав на досуге выданный нам буклет, мы выяснили, что скоро эта компания расширит сеть перевозок, прибавив к Амману, Хомсу, Хаме и Алеппо ещё и Бейрут; изучить вопрос детальнее можно на сайте http://www.hermonschallenge.com Возможно, надо было ехать в Иорданию поутру, но у нас ещё имелись кое-какие несделанные в Дамаске дела. В частности, не были посещены Военный музей и Национальный музей. Туда мы и направились сразу после завтрака.

Стоимость входа в военный музей приятно нас поразила - как-никак 5 монет взамен стандартных 150; мелочь, а приятно... Не менее нас поразили витрины, оформленные, судя по всему, в шестидесятых годах, и представлявшие подчас просто ненаучную фантастику. В одном зале вполне серьёзно муссировались арабские военные успехи в эпоху мустье (60-30 тысяч лет до н.э.); в сравнении с этим никакие противостояния арабов с Александром Македонским и Цезарем рядом не стояли... Самым интересным местом музея лично мне показался зал "Покорения Космоса"(!), где была подробно расписана история полёта сирийского космонавта на советском корабле. В числе прочих артефактов под стеклом имелась серия фотографий героя - от снимка к снимку он выглядел все более уныло, и непосредственно на стартовом столе у сирийца даже усы обвисли...

Не исключено, что если бы в музее побольше надписей было на английском, а не на французском, нам было бы более интересно. Те же англоязычные таблички, что имелись, заставляли иногда хохотать до слёз. Взять, к примеру, фото висельников с комментарием "Gallows for free". По замыслу устроителей, подпись должна была гласить "повешенные за свободу", но в данном написании там было сказано "повешение забесплатно". Причудливое отношение к чужеземным надписям прямо какой-то местный бич. То с борта автобуса вам желают "hapy jurney", то зазывают в "ristoran", "ristourant", "resturan" - всех вариантов не сосчитать...

Из экспонатов расположенного по соседству Национального музея нас поначалу больше всего нас заинтересовали донельзя горячие батареи центрального отопления. Лишь придя с их помощью в божеский вид, мы принялись отрабатывать уплаченные при входе 300 монет за двоих, изучая керамику, статуэтки, посуду, оружие в соответствии с подробными комментариям из путеводителя. Однако даже после осмотра всей коллекции вкупе со скульптурами в саду у нас оставалась прорва времени до отъезда. После обмена мнениями было задумано отправиться к памятнику Неизвестному солдату, на северо-западном выезде из города. Ни в одном путеводителе мемориала не имелось, и мы по горькому опыту уже знали, что объяснить местным, что нам нужно, не удастся. Решено было идти пешком, благо время терпело. К своему собственному удивлению, через сорок минут мы, преодолев подъем, прибыли к заметной издалека громадной армейской каске. Не успел я сделать подобающий случаю снимок, к нам подбрела обшарпанная рожа в мятом спорткостюме и принялась бубнить "но фото". На заданный по-английски вопрос, кто он, собственно, такой, чтобы указывать белым людям, абориген, посопев, что-то пробормотал и помчался вдаль, к кучке бездельничавших соплеменников, гомоня "турист атакаллам инглизи". Под этот гундеж от общей кучи отделился индивидуум, отвечавший, видимо, за экскурсии на английском языке. Радостно улыбаясь, подошелец пригласил нас пройти в подземелье; по-английски он знал, как тут же выяснилось, исключительно направляющие жесты, которыми и пробавлялся всю "экскурсию". Что до содержания памятника, то, несомненно, он должен производить большое впечатление на приезжающих в сирийскую столицу обитателей приевфратских деревень, но человеку, не понаслышке знакомому с российскими аналогами, кажется вещью просто смехотворной. Не то, что с Бородинской панорамой или "Штурмом Севастополя", но даже со скромными диорамами из питерского артиллерийского музея сирийцам не тягаться. Всё их диорамение состоит в разбрасывании перед картиной битвы разной амуниции.

Окончательно утомившись от общения с аборигенами, мы кое-как пережили пятнадцатиминутный переезд в маршрутке, повторили понедельничный визит в мороженицу, купили сувениры, и в три часа пополудни отчалили в Иорданию. Начиналась вторая неделя путешествия... 

P.S. Фотографии Сирии можно посмотреть  на сайте автора.

Страницы123456

4,6/5 (8)

3 комментария

  1. Дмитрий
    Дмитрий 17 февраля

    Спасибо за рассказ, хорошо написано, я бы сказал поэтично, Не подскажите цены на отели в Дамаске и по Сирии в целом. Да и в рассказе не обнаружил информации,когда вы ездили в Сирию. Дмитрий.

  2. вацлав
    вацлав 18 февраля

    Дмитрий, цены в Сирии довольно сильно дифференцированы. Мы старались выбрать максимальный комфорт в пределах 40-50 долларов (и это нам удавалось) - а встреченный нами на улице Дамаска соотечественник хвалился, что снял, по его словам "гадюшник", зато за 12 долларов. Ездили мы два года назад.

  3. вацлав
    вацлав 18 февраля

    Да, если собираетесь поехать, рекомендую хороший путеводитель по Сирии - www.volocuga.com/book_sy Это сканированная копия знаменитой книги Осипова и Медведко.

Ваш комментарий

Достопримечательности Сирии Читать все

Оплот госпитальеров

Оплот госпитальеров

Крак де Оспиталь, также известный как Крак де Шевалье - одна из наиболее сохранившихся рыцарских крепостей на Востоке. Цитадель госпитальеров на пути в Святую землю, расположенная посреди…