Подготовка
  Началось все, как и у всех, с покупки билетов. Мы спохватились достаточно поздно, за два месяца до предполагаемого отъезда. Туда решили лететь в Боготу, обратно из Лимы. Плюс нужен был перелет Лима-Богота. Первый из двух месяцев ушел на проработку разных вариантов. Различные спецпредложения компаний отпали сразу за полным отсутствием в реальности подобных билетов. По большому счету, рассматривались две авиакомпании – Люфтганза (через Франкфурт и Каракас) и КЛМ (через Амстердам, но с ночевкой там). Мы ходили как в офисы авиакомпаний (у Люфтганзы их два – на Павелецкой площади и в отеле Ренессанс, правда сейчас они уже должны переехать на Цветной бульвар, у КЛМа тоже два – есть где-то на Спортивной, но мы были на Коровьем валу), так и в турагентства. В итоге самый дешевый и удобный вариант нашли непосредственно у Люфтганзы. У КЛМа было чуть дешевле за сам перелет, но дороже с учетом транзитной голландской визы и гостиницы в Амстердаме (без гостиницы визу не дают, можно сидеть ночь в аэропорту).
 
  Билеты по маршруту Москва-Франкфурт-Каракас-Богота-Лима-Богота-Каракас-Франкфурт-Москва стоили порядка 1800 долларов на человека (у Ксюши билет был чуть дешевле, т.к. ей еще не исполнилось 20). Нашли бы существенно дешевле, если бы занялись этим примерно за полгода. Сама Люфтганза летит до Каракаса, а дальше партнерские компании – Аэропосталь (венесуэльская) и Авианка (колумбийская).
  Покупка билетов затянулась еще и потому, что у Люфтганзы не было билетов на некоторые кусочки перелета, и мы пару недель стояли в листе ожидания. Все это время мы постоянно продлевали бронь в КЛМе, на всякий пожарный. В результате билеты были куплены 23 июня, ровно за месяц до вылета.
 
  Следующим этапом была разработка маршрута и заказ гостиниц. Маршрут мы решили расписать точно по дням, чтобы знать, где когда ночуем и не заниматься поисками гостиниц по приезде в каждый город. Абсолютно бесценным помощником как в планировании поездки, так и в ее ходе является путеводитель Lonely Planet (далее LP) по каждой из стран. Без него, кажется, в Южную Америку еще ни один турист не приезжал. Купить можно в магазине «Дом иностранной книги» на Кузнецком мосту или в Доме книги на Новом Арбате.
 
  Из путеводителя мы выбрали примерно по 5 гостиниц в каждом городе и написали им письма на английском языке с просьбой зарезервировать для нас номер. Также помог сайт www.andeantravelweb.com, где набор гостиниц несколько отличается от LP. Главным требованием было наличие двухместного номера с душем и горячей водой. В среднем такой номер в средней гостинице стоит около 30 долларов за ночь. Почти все гостиницы нам ответили и почти во всех были свободные места (это было примерно за три недели до вылета). Из предложенных вариантов в каждом городе выбрали по одному и подтвердили бронь. В гостинице в Лиме заказали еще и встречу в аэропорту (стоит 15 долларов, на месте ловить такси, конечно, дешевле, но по прилете ночью этого не всегда хочется). В Куско встреча в аэропорту входила в стоимость отеля. В остальных городах в стоимость входила встреча на автовокзале, но мы, естественно, не знали, во сколько точно будем туда приезжать, и от данной услуги отказались.
 
  Визы в Перу несколько лет назад отменили, но необходимо было сделать визу в Колумбию. Для этого нужно официальное подтверждение от отеля, причем не самого дешевого. Официальные подтверждения отели обычно дают после предоплаты. Возиться с денежными переводами мы не хотели, и обратились в турфирму Тур-экспресс (находится на Тульской). Нам подобрали отель (четыре звезды), перевели наши деньги (с небольшой наценкой). В Тур-экспрессе мы также купили билеты на самолет Лима-Куско (нам выдали на него ваучер, а сам билет должны были передать в Лиме). Затем наши документы были отданы в посольство, а через несколько дней нас вызвали к консулу на собеседование. Консул – милейшая старушка – вежливо на испанском поинтересовалась, зачем мы едем, дала пару ценных советов относительно достопримечательностей и отпустила с миром. На следующий день визы были готовы.
 
  Нам осталось только купить всякие полезные вещи, вроде крема для загара и средства от комаров, сделать прививку от желтой лихорадки (делается для жителей Москвы бесплатно в поликлинике на Неглинке), оформить страховку (не обязательно, но, на мой взгляд, необходимо) и потомиться неделю в сладостном предвкушении отъезда.
  Что взять?
  Во-первых, лучше брать всего по-меньше. Ведь достаточно часто нужно перетаскивать рюкзаки из отеля в автобус, из автобуса в такси, из такси в аэропорт и так далее. Если не бронировать заранее гостиницу, ходить с рюкзаками нужно еще больше. Кроме того, при многочисленных стыковках на перелете багаж может потеряться. У нас было по 13 кг и мы в Шереметьево уговорили сотрудников Люфтганзы пустить нас с ними в салон (разрешено 8 кг). Дальше ни в одном аэропорту нам про нашу «ручную» кладь никто ничего не сказал. Обратно рюкзаки становятся больше из-за сувениров. В крупных городах несложно найти прачечную, так что запас одежды может быть минимальным.
  Про саму одежду говорить бессмысленно, ее набор сильно зависит от сезона и планов (ходить в горы или не ходить, ехать ли в джунгли и т.д.).
  А еще в поездке сильно пригодятся следующие вещицы:
  1) Фонарик
  2) Жидкий гель для мытья рук (незаменим когда выходишь из какого-нибудь грязного автобуса и хочешь что-нибудь поесть). Продается в любой приличной аптеке.
  3) Бинокль (наблюдать за всяким зверьем)
  4) Телеобъектив для фотоаппарата. Главным образом для того, чтобы снимать местное население. Стоит совсем не так дорого, как может показаться.
  5) Кошелек на шею (ксивник). Если повесить его под одежду, вероятность кражи снижается многократно.
  Что касается денег, то бытуют разные мнения по поводу того, как их нужно везти. Наша схема кажется мне достаточно разумной. Мы взяли половину денег на карточке, половину – наличными долларами. Доллары использовали в основном для оплаты отелей и экскурсий, с карточки снимали соли для всех прочих нужд. Банкоматы в Перу есть на каждом углу, выдают как соли, так и доллары, комиссия совсем не большая. Карта Виза принимается везде, Мастеркард – гораздо реже. Карточку и немного долларов носили с собой, а остальные доллары оставляли в отеле (в сейфе или просто в номере).
  Если карточка вдруг теряется, нужно просто ее заблокировать и попросить родственников или друзей выслать деньги Western Union, он тоже есть в больших городах повсюду. По возвращении домой карточка восстанавливается, и деньги возвращаются.
 
  ***
  В Перу мы прилетели из Колумбии вечером 27 июля 2006 года. Нас встретили в аэропорту хозяева отеля Mama Panchita, и через час мы впервые легли спать в южном полушарии, в ста метрах от побережья Тихого океана.
 
  28 июля
  Первое, что мы сделали утром – это сходили к океану. В Лиме два вида набережных: непосредственно вдоль узкой полосы каменистого пляжа идет скоростное шоссе, а дальше – высоченный уступ, на котором и располагается сам город. Причем спуски сверху вниз встречаются далеко не на каждом шагу. Впрочем, вид сверху, наверное, даже более впечатляющий. Далеко к горизонту уходит вереница маленьких бухточек, заливаемых высокими волнами, где-то над юге возвышаются небоскребы фешенебельного района Мирафлорес. А на самой смотровой площадке кроме нас только пара человек с собаками и грузовичок, то ли выгружающий, то ли загружающий мусор. И очень-очень сильный ветер.
 
 
  Много времени на первое знакомство с океаном у нас не было. Нужно было срочно возвращаться в отель, где нас уже поджидало такси до аэропорта (15 солей). Новенький Боинг компании Лан Перу всего за час долетел до Куско. Но этот час достоин отдельного описания. Самолет летит очень низко, и за иллюминатором открывается роскошная панорама пустынных западных склонов Перуанских Анд. Мне кажется, вместо значительной части геофаковского курса геоморфологии достаточно просто показывать студентам несколько фотографий из такого полета. Чуть ли не весь возможный набор эрозионных форм от мелких до самых крупных как на ладони. Отчетливо заметно, как от океана к востоку увеличивается увлажненность горных склонов, в бесплодную пустыню начинают вклиниваться небольшие оазисы речных долин, появляются огородики и пастбища. В районе Куско уже вовсю пасутся коровы, а склоны гор испещрены земледельческими террасами.
 
  В Куско нас опять встретили в аэропорту хозяева отеля, здесь это входило в стоимость. Отель расположен в самом сердце старого города, представляющего собой хитросплетение узких улочек с булыжными мостовыми и белыми каменными домиками. В двух шагах от отеля – маленькая и уютная площадь Сан-Блас. На ней стоит дряхлая индейская бабушка в национальных одеждах, естественно, не без дряхлой индейской ламы, и ненавящево предлагает сфотографироваться за один соль. В улочках витает странноватый запах, секрет которого быстро раскрывается – в каждом квартале находится как минимум один Coca Shop. Коку жуют, пьют и, наверное, курят повсеместно. Вверх от отеля поднимается очень крутой склон, на котором ютятся лачужки индейцев – настоящий латиноамериканский бидонвиль.
 
 
  Разместившись, мы отправились на поиски Plaza de Armas – именно так называется главная площадь любого перуанского города. В Куско, эта пласа, без сомнения, самая роскошная во всем Перу. Две из четырех ее сторон украшены роскошными соборами. В центре, как обычно, фонтан, голуби и множество туристов из разных стран. У всех в руках неизменный LP с двумя фигурами в красных плащах на обложке. Осмотрев площадь, мы решили еще побродить по ночным улочкам. Кстати, несмотря на то, что они очень узкие, по ним с завидной интенсивностью снуют машины, вынуждая пешеходов просто-таки вжиматься в старинную инкскую кладку. Среди всего этого бедлама стоит нарядный Великий Инка, также не брезгующий сфотографироваться с любым желающим креолом за стандартную цену в один соль. Между прочим, 28 июля – День независимости Перу, и каждый дом, каждый столб и вообще все украшено множеством красно-белых флажков.
 
 
  У одной из стен к нам привязался молодой индейский экскурсовод, весьма интересно рассказывавший про знаменитый двенадцатиугольный камень в инкской стене. На хорошем английском, что нетипично для перуанца, и абсолютно бесплатно. Увлеченные его рассказами, забыв про все предупреждения, мы проследовали в маленький тупиковый переулочек осматривать камень в форме пумы. Тут раздался внезапный свист, и мы увидели, что нас пытаются запереть в тупике еще несколько бравых потомков Пачакути. Лишь быстрая реакция и не менее быстрый бег спасли нас от верного ограбления.
 
  Возвращаемся в отель и ложимся спать в 21.30 в полном восторге от Куско.
 
  29 июля
  Рано утром, пока Ксюша еще спала, я поехал на вокзал за билетами в Мачу Пикчу (накануне из-за Дня независимости вокзал закрылся часов в 12 дня, и мы не успели). Билеты в Мачу Пикчу продаются на вокзале, с которого ходят поезда в Пуно. Поезда в Мачу Пикчу отправляются откуда-то еще. Впрочем, вокзал – это громко сказано, в наличии всего одна платформа и домик-касса. В домике очень многолюдно, но очередь организована с помощью талончиков, и час ожидания был не слишком тягостным. Удалось купить именно те билеты, которые мы и хотели – Оллатайтамбо – Мачу Пикчу – Оллатайтамбо, и туда, и обратно вечером. Оллатайтамбо – это станция на середине пути от Куско до Мачу Пикчу, расположенная в Священной долине Инков. Поскольку осмотр долины входил в наши планы, садиться на поезд было логично именно там. Билеты стоили 64 доллара на человека туда и обратно.
 
  Потом я вернулся в гостиницу, и мы уже вместе пошли гулять, а также искать билеты на автобус в Пуно и бронировать отель в Мачу Пикчу. Пару турагенств, рекомендованных LP найти не удалось, пришлось зайти в первое попавшееся, благо вокруг Пласа де Армас их миллион. Наше называлось Amadeus. После недолгих разговоров забронировали отель Presidente в Агуас Кальентес за 45 долларов/дабл. Это дороже, чем отели в других городах, которые мы бронировали из Москвы, но на это оно и Мачу Пикчу, да и сотрудникам агентства на что-то детей и лам кормить нужно. В пакете с отелем приобрели билеты на автобус Агуас Кальентес-Мачу Пикчу и входные билеты в сам древний город. В принципе все можно купить и на месте, но разница в цене мизерная. Ваучер на отель нам дали сразу, а билеты обещали выдать в этом самом отеле. Мы немного поволновались, но в итоге доверились Амадеусу. В итоге, нас не подвели. Вообще турагенства в Перу рабоают на удивление четко.
 
 
  Рядом с агентством в специальной кассе купили еще и boleto turistico – билет, действительный для посещения практически всех достопримечательностей Куско и Священной долины. Стоит он 12 долларов на человека, если этот человек, как мы, имеет ISIC.
 
  Билеты на автобус в Пуно (поезд в нужный день не ходил) мы хотели приобрести непосредственно в компании Инка экспресс. У нее есть специальные туристические автобусы, останавливающиеся в различных интересных местах. Но офис компании был закрыт до 16.00, и мы, отложив задачу до вечера, отправились на такси (5 солей) в Саскайуаман – инкскую крепость на горе над Куско. В путеводителе рекомендовано запоминать название этого места как sexy woman. Вошли в крепость с помощью boleto turistico и почти тут же обнаружили поломку объектива нашего фотоаппарата. Хорошо, у нас был еще один – телевик – но им, конечно, далеко не все снимешь.
 
 
  Руины крепости впечатляют. Толстые стены, сложенные из массивных валунов, очень ловко пригнанных друг к другу, на фоне ярко желтой травы и голубого неба. Впечатляет. Некоторые части крепости, по инкской традиции, имеют форму пумы. Представляю себе, как красочно это выглядит во время грандиозного карнавала Инти Райми, проводящегося здесь нашей зимой. На соседней горе видна статуя Христа – подобные статуи имеются не только в Рио, но и еще очень во многих латиноамериканских городах. От крепости открывается изумительный вид на Куско – старинные кварталы, Пласа де Армас, облепленные лачугами холмы, огромный стадион – все как на ладони. Вниз в город, по примеру многих туристов, мы спустились пешком – всего за 20 минут.
 
  Перед поездкой в Мачу Пикчу очень не хотелось оставаться только с длиннофокусным объективом, но найти в Куско запчасти Никон оказалось нелегким делом. Обойдя все фотомагазинчики и не обнаружив там ничего, кроме мыльниц и фотопленок, мы стали приставать к местному населению с вопросом о том, где они покупают всякую технику. Надеялись найти что-то вроде М-Видео, но в итоге таксист нас привез на самый настоящий рынок а-ля Черкизово, где многочисленные палатки ломились от всевозможных ДВД-плееров и соковыжималок по цене не выше 100 долларов. Ни одного изделия Никон обнаружить не удалось. Уже ближе к вечеру нас спас фотомагазин недалеко от центра, где в углу полки был запрятан единственный в Куско объектив Nikkor 18-55 за 185 долларов.
 
  Оставили вещи в отеле доехали на такси до маленькой автостанции, порождающей каждые полчаса автобусы в Писак. Автобусы, надо сказать, весьма аутентичные. Даже не знаю, с чего начать описание этого автобуса. Во-первых, в нем очень и очень много народа. Сидят по двое на сиденье, стоят и висят в проходах, на подножке, в кабине водителя. Причем это нисколько не мешает останавливаться у каждого столба и брать новых и новых пассажиров. Сверху примерно на такую же высоту, как сам автобус, привязаны различные тюки – вероятно, товары для рынка. Потом сам контингент пассажиров. Это типичные перуанские крестьяне, преимущественно тетечки и бабушки в характерных многослойных юбках, круглых шляпках и с двумя черными косичками, растущими из шляпок. Проблема в том, что они вряд ли хорошо знакомы с понятием «душ», да и одежду на рынок предпочитают надевать далеко не первой свежести. В общем, последний вагон кольцевой линии московского метро - просто Арбат-Престиж по сравнению с этим автобусом. Не говоря уже о гвалте, который стоит внутри. Полное ощущение того, что базарный день уже начался. Не исключаю, что где-то в недрах автобуса ехали еще дюжина поросят да пара альпак, но мы их, к счастью, не видели.
 
  Примерно через час мы выгрузились в деревушке Писак, на маленькой площадишке, очень грязной и полной все тех же крестьян, вытаскивающих из автобусов свой скарб или просто ночующих на мостовой. К сожалению для нас, полностью отсутствовали такси. Забронированный нами отель Paz y Luz на карте в LP не обозначен (указано лишь направление), а из местных жителей толком никто не знает, так как отель новый. Наконец, чудом нашли такси (однозначно, единственное в городе) и поехали. Выгрузив нас перед отелем, таксист тут же исчез в темноте перуанской ночи. И тут мы обнаружили, что отель вовсе и не наш, а какой-то другой, очень и очень дорогой. К счастью, сотрудники на ресепшене оказались весьма клиентоориентированными, пусть даже мы были клиентами вовсе не их отеля. По телефону связались с владелицей Paz y Luz, и буквально через 10 минут она сама прикатила за нами на огромном джипе. По дороге узнали от этой Дианы много интересного. Она американка, работала в театре в Нью-Йорке, но уже давно увлеклась духовными учениями инков и перебралась в Священную долину. Организует мистические туры, пишет книжки, а поскольку жить тоже на что-то надо, содержит небольшой отель. Отель, кстати оказался очень милым, каждый номер – отдельный каменный домик.
 
  30 июля
  В Перу многими отелями владеют иммигранты из Европы. Соответственно в немецких отелях предпочитают селиться немцы, в голландских – голланды, а в Paz y Luz явно преобладали американцы и канадцы. За завтраком мы встретили семью бывших соотечественников, ныне проживающих в Торонто. Они взяли в Лиме напрокат машину и вот уже несколько дней катаются на ней по Священной долине. Поболтав немного на родном языке, отправились в город.
 
  При дневном освещении окрестности нашего отеля выглядели феерически. Вокруг поля подсолнухов, обрамленные горами. На горах во многих местах на очень крутых склонах виднеются инкские террасы и остатки крепостей. Где-то внизу шумит Урубамба. Около небольшого мостика в ледяной воде стирают свои вещи пожилые перуанки в ярких нарядах.
 
Крестьянки ходят с заплечными мешками, представляющими собой пестрое одеяло, завязанное хитроумным узлом. В мешок вперемежку засовываются маленькие дети, покупки, средних размеров ягнята и небольшие ламы.
  Минут через 15 мы добрались до рыночной площади, кишевшей народом. Толкаться на самом рынке и покупать всякую ерунду у нас желания не было, поэтому мы уселись на балкончике кафе Mollо прямо над площадью, заказали сэндвичи с ананасом и стали наблюдать и фотографировать. Незаменимым оказался телеобъектив, крайне удобный для съемки «скрытой камерой». На рынке можно выделить два основных блока – торговля сувенирами для туристов и собственно традиционный индейский овощной базар с элементами бартера. Вторая часть, безусловно, интереснее. Крестьянки ходят с заплечными мешками, представляющими собой пестрое одеяло, завязанное хитроумным узлом. В мешок вперемежку засовываются маленькие дети, покупки, средних размеров ягнята и небольшие ламы.
 
  Вдоволь насладившись рыночной атмосферой, мы продолжили наше путешествие вглубь Священной долины Инков. С одной пересадкой (в городке Калка) мы добрались на маршруках до города Урубамба, находящегося в самом центре долины. Маршрутки – вчерашний автобус в миниатюре. Если кто-то думает, что маршрутки не резиновые, то он сильно ошибается. Зато стоят всего один соль с человека.
 
  Урубамба сама по себе мало интересна, но неподалеку от нее, в боковых долинах находятся два интересных объекта – древняя инкская земледельческая лаборатория под открытым небом Морай и соляные карьеры Салинас. Из-за недостатка времени нам пришлось ограничиться только вторым пунктом. Такси туда и обратно после долгой торговли обошлось в 35 солей. Но за такую поездку можно отдать и гораздо больше! Дорога карабкается вверх на высокогорное плато, открывая фантастические виды на снежные вершины Анд.
 
  Платы за въезд на территорию заповедника удалось избежать ввиду отсутствия охранника, а вообще она составляет 5 солей с человека. Сами карьеры представляют собой каскады террас по бортам узкой долины. Каждая терраска залита соляным раствором из находящегося вверху источника.
 
  В лучах закатного солнца это создает незабываемую картину. Дорога подходит в долину сверху, и можно сначала обозреть общий вид, а потом уже походить по краям террасок. Живописно выглядят даже пару рабочих, снующих по терраскам с какими-то сачками неизвестного назначения.
 
  Таксист привез нас не на тот автовокзал Урубамбы, который был нужен, и нам пришлось воспользоваться услугами двухместного мототакси. Незабываемая поездка по городу. Потом еще одна маршрутка и через полчасика мы в Оллатайтамбо, конечном пункте путешествия по Священной долине.
 
  Вокзал в Оллатайтамбо выстроен в духе абсолютного минимализма. Собственно все, что видят люди, ожидающие поезд, это огромные железные ворота. Когда поезд приходит, ворота открываются, из них почему-то бегом вываливается толпа перуанцев, за ними туристы. Потом такая же толпа бежит в противоположном направлении – на посадку. В ожидании прибытия мы около часа томились в длиннющей очереди к воротам. Параллельно стоит вторая очередь – это те, кто не озаботился заранее покупкой билетов. Их шансы попасть на поезд минимальны.
 
  Сам поезд достаточно удобный. К счастью, местное население сажают в одну половину состава, а туристов в другую. Через пару часов пути среди европейского студенческого интернационала мы прибываем в Агуас Кальентес, город у подножья Мачу Пикчу.
 
  Из поезда все выгружаются прямо на главную городскую площадь, где хозяева встречают своих постояльцев с табличками и отводят (машин в Агуас Кальентес нет) в отели. Но нас, вопреки обещаниям, не встретили. Оказалось, что наш отель находится с противоположной стороны путей, его окна выходят прямо на станцию. Турагенство из Куско нас не подвело. Отель Presidente очень хороший. Мы постарались поскорее лечь в стать, чтобы встать рано-рано и добраться до Мачу Пикчу раньше основной массы туристов.
 
  31 июля
  Подъем был рекордно рано – в 5.30! После завтрака нам выдали билеты на автобус и входные в Мачу Пикчу. Автобусы ходят очень часто, подъем занимает около 20 минут. По очень крутому серпантину и в дождь. Всю дорогу мы сокрушались, как же нам не повезло с погодой. Несмотря на купленные за три соля дождевики мы промокли, едва войдя в Мачу Пикчу. На территории крепости почти негде укрыться, только несколько домиков в качестве музейных экспонатов покрыты соломенной крышей. В них мы укрывались почти час. Но чуть позже дождь прекратился, облака стали рассеиваться, и начали просматриваться фантастические пейзажи. Раньше нам казалось, что Мачу Пикчу слишком сильно раскручено, а на самом деле там интересного мало. Но как же мы заблуждались! Этой действительно самое красивое место Перу и одно из самых удивительных на планете.
 
  Ветер, сдувая облака, то открывал виды на находящиеся далеко внизу долины с тоненькими ниточками Урубамбы и Вильканоты, то вытаскивал из тумана высоченные вершины окружающих гор с практически отвесными склонами, то вырисовывал линии многочисленных каменных террас самого Мачу Пикчу.
 
  Периодически из дымки выскакивала голова ламы, постепенно стала вырисовываться вершина Уайна Пикчу, изображаемая на всех перуанских открытках. По мере нашего подъема к центральной части крепости, виды становились еще более сказочными. Когда мы оказались на вершине уже вовсю сияло солнце. Еще некоторое время мы просто сидели на одной из террас, пропитываясь энергией уже очень близких звезд и планет. Потом настала пора возвращаться обратно, но и Мачу Пикчу уже наводнили толпы туристов.
 
  Серпантин, по которому идет автобус, можно срезать по крутой тропинке сквозь джунгли. Так вот всю дорогу нас сопровождал забавный мальчик-абориген. Каждый раз, когда дорога пересекалась с тропой, он подбегал к автобусу и что-то кричал, ни капельки не отстав в течение всех 20 минут езды до Агуас Кальентос! А внизу, по перуанкой традиции забрался в автобус и собрал со всех по солю.
 
  В Агуас Кальентос мы пообедали на главной площади и немного прогулялись по городу. Ксюша не преминула сфотографировать местную фауну – котов, пса и кур. Потом опять на поезд в Оллатайтамбо. На выходе, за теми самыми воротами, автобусы поджидали организованные группы, но брали и таких как мы – за 7 солей прямо до Куско. По дороге мы проезжали Чинчеро – город, где рождается радуга, и много других красивейших мест. Таксист в Куско не знал, где находится наш отель. Мы поругались с ним, ничего не заплатили и вышли на полпути. Не зря LP предупреждает: не пользуйтесь такси без «шашечек».
 
  Вечером в Куско мы купили, наконец, билеты на автобус в Пуно, зашли в Интернет и еще немного погуляли. Кстати Интернет и прочие полезные сервисы (вроде междугороднего телефона, переписывания фотографий с флэшки на CD в перуанских городах на каждом шагу).
 
  1 августа
  Проснулись мы необычно поздно – аж в 7 утра, и еле успели на автобус. Автобус компании IMEXO был вполне достойным, туристов и перуанцев среди пассажиров поровну. Дорога, как всегда, супер. Занимает около 7 часов. Вокруг настоящая пуна – высокогорная пустыня с травой песочно-желтого цвета. По пуне бродят стада коров, овец и лам, очень красиво ярко голубым на фоне желтого поблескивают небольшие болотца – водопои.
  Автобус делает остановку на высшей точке маршрута – перевале Ла Райа, высота 4319 м. Совсем рядом – огромная снежная вершина, а у ее подножья – небольшая церквушка. На одном из сувенирных лотков мы приобрели желанный коврик из шерсти альпаки стоимостью 42 соля.
 
  Дальше по пути город Хулиака. Именно так я представлял себе беднейшие африканские города где-нибудь в Сахаре. Пыль столбом, трущобы, повсюду объедки и мусор, по улицам снуют полуголые люди на велосипедах. Хорошо, что через полчаса мы оттуда уехали. Вскоре после Хулиаки дорога начинает спускаться к озеру Титикака, перед нами открывается панорама города Пуно и самого озера.
 
  В Пуно крайне популярен такой вид транспорта, как велотакси. Всего за один соль оно доставило нас в отель Totorani – новый и вполне удобный. Сдали вещи в прачечную прямо через ресепшн отеля и отправились на Calle Lima – главную улицу города, где расположена практически вся туристическая инфраструктура города – рестораны, отели, магазины.
 
  На улице очень холодно, не больше 8 градусов, все перуанцы ходят в свитерах, куртках и шапках. Кафе мы выбирали по принципу, где потеплее. В итоге отобедали вкуснейшим стейком из Альпаки, входящим в состав традиционного menu turistico за 13 солей. После обеда изучили весь рынок титикакских сувениров, среди которых главенствующее место занимают свитера из шерсти лам.
 
  Каждый раз, выходя из какого-нибудь магазинчика на улицу Лима, мы сталкивались с юным чистильщиком обуви по имени Хосе. Хосе преграждал нам путь и неизменно произносил сакральную фразу: «Hola, me llamo Jose, puedo limpiar tus botas?» («Привет, меня зовут Хосе, могу ли я почистить ваши ботинки?»). И хотя мы запомнили его имя со второй встречи, именно его он использовал как главный аргумент. Вроде как имя Хосе – это своеобразный знак качества в чистке обуви. За маэстро бегала целая свита еще более молодых коллег, на все лады кричавших: «Хосе, Хосе, самые чистые ботинки в Пуно от Хосе!» Мы долго отбивались и сдались лишь на следующий день, когда дозволили Хосе отдраить Ксюшины кроссовки. Сделал он это действительно виртуозно, используя десяток тряпочек, щеточек, баночек и пару своих ассистентов.
 
  В одном из многочисленных турагентств (Kingdom Travel) мы приобрели экскурсию по Титикаке, включающую острова Урос и Такиле. Нам пообещали замечательного гида и посещение тех островов архипелага Урос, которые обычно остаются за кадром стандартных туристических маршрутов. Однодневная экскурсия стоила 15 долларов на человека.
 
  2 августа
  В 7 утра, с десятиминутным опозданием за нами в отель прибыл микроавтобус и отвез в порт. Несмотря на то, что кораблей и туристических групп великое множество, посадка прошла очень четко. В нашей группе было 16 человек. По дороге мы разговорились с французами Патрисом и Сандрой, путешествующими по маршруту Коста-Рика – Перу – Чили. В Коста-Рике они две недели работали волонтерами в национальном парке. Работа заключалась в сборе яиц, откладываемы гигантскими черепахами.
 
  После получаса пути корабль, поплутав по тростниковым зарослям, бросил якорь на одном из островов Урос. Острова четко распределяются между катерами, чтобы туристы не скапливались на каком-нибудь одном острове.
 
  На острове все сделано из тростника – начиная от лодок туземцев и заканчивая домами и самим островом. Все выглядит крайне живописно, единственное, что немного смущает – мысль о том, что традиционный уклад жизни на Урос уже на протяжении многих лет поддерживается искусственно, ради туристов. Местные дети исполнили пару песен – на кечуа и на испанском, а их родители радостно продали нам кучу сувениров из тростника.
 
  На каждом острове сооружена (опять же из тростника) смотровая башня. Вместо куриц под ногами бегают ибисы.
 
  Два с половиной часа плавания до острова Такиле мы провели на верхней палубе, болтая с французами и обозревая Титикаку. Гид действительно попался очень хороший. Он был на половину креол, на половину кечуа. Любимой темой его рассказов было развеивание различных мифов, рассказываемых в путеводителях об инках. Экскурсия проводилась на двух языках – каждую фразу он сначала произносил по-английски, а потом повторял по-испански.
 
  Ближе к концу пути вдали прямо среди голубого неба стали вырисовываться снежные вершины боливийской Кордильеры Реал. А на главной площади острова Такиле нас ждал настоящий индейский карнавал. Здесь уже не было практически ничего туристического. Каждая перуанская деревня имеет свою карнавальную неделю и нам очень повезло попасть на праздник именно здесь, ведь иначе делать на острове было бы практически нечего. Кульминацией представления был танец – наряженные мужчины и женщины ходили, бегали и плясали по кругу, подыгрывая себе на каких-то безумных инструментах, что-то притопывая и прикрикивая. Музыка, надо сказать, была приятная и весьма заводная.
 
  Всех туристов, в лучших традициях перуанского социализма, распределили по ресторанам. Нас угостили супом из киноа, рыбой king fish и мате де кока. Обратную дорогу до Пуно я почти всю проспал – из-за высоты сильно разболелась голова. Из порта нас снова вернули в отель. Вечером силы остались только на ужин и Интернет. Как уже упоминалось, на calle Lima мы, наконец, сдались Хосе, после чего наши ботинки казались в десять раз более новыми, чем при покупке.
 
  3 августа
  Автобус Пуно-Арекипа компании Julsa был весьма и весьма помойным. Кстати, это в большей степени зависит не от компании, а от типа билета. У каждой компании есть как автобусы премиум-класса, так и подобные колымаги. Но особенно отравлял нам путешествие некий господин, который в течение 3 (трех!) часов разгуливал по салону, рекламируя пассажирам некий препарат под названием Мака. По словам господина, Мака помогает абсолютно от всего – от расстройства желудка и от запора, от головной боли и болях в спине, от дисбактериоза и авитаминоза, от аллергии на кошек до просто плохого настроения. Пассажиры верили не охотно, в результате чего господин пускался во все новые и новые объяснения. В конце он, кажется, подходил к каждому, спрашивал, чем он болеет и начинал объяснять, что Мака – это именно то, что нужно от этой болезни. Нас спасал только слушаемый по очереди плеер и, конечно же, завораживающие виды на вулкан Мисти и другие андийские вершины.
  На Терминале Арекипы мы обнаружили, что все более ли менее комфортабельные автобусы в Писко идут ночью. Нам пришлось несколько скорректировать наши планы – вместо ночевки в Арекипе нам предстояла ночевка в автобусе-кровати (bus-cama) компании Ormeno, Royal Class. Это удовольствие обошлось в 90 солей на человека. Автобус отправлялся поздно вечером, и у нас было еще полдня на осмотр Арекипы. Недолго думая, мы сдали рюкзаки в камеру хранения и взяли такси до Plaza de Armas.
 
  Plaza de Armas в Арекипе прекрасна. По краям – роскошный собор и дворцы с колонадами, а в центре настоящий пальмовый лес, населенный голубями, чистильщиками обуви, туристами и музыкантами. С балкончика кафе был отлично виден вырисовывающийся прямо за собором контур вулкана Мисти.
 
  Следующие несколько часов мы бродили по монастырю Санта Каталина – главной достопримечательности Арекипы. Вход стоил 25 солей с человека. Это настоящий город в городе, все дома выкрашены в красный и синий цвета, улочки названы в честь городов Испании.
 
  Местами открыты двери в кельи, прачечные, трапезные, помывочные, уставленные предметами монашеского обихода, тяжелыми и чугунными, нередко смахивающими на орудия пыток. В фонтанчиках плавают золотые рыбки, с веток свисают лимоны, а из спрятанных где-то динамиков льется классическая музыка. Мы гуляли в монастыре почти до самого закрытия. А вечером на Пласа де Армас два индейца божественно красиво пели длинные длинные песни на языке кечуа.
 
  Автобус-кровать оказался действительно очень удобным с широкими и сильно откидывающимися сиденьями, подставками для ног, двумя стюардессами и завтраком. Только фильмы на испанском не сразу дали заснуть.
 
  4 августа
  В 10 утра автобус высадил нас в деревушке Сан-Клементе, укатив дальше в Лиму. От Сан-Клементе за 10 минут и 5 солей мы доехали до центра Писко. За сутки мы спустились от Титикаки (3800 м) до уровня моря. Это, конечно же, немного сказывалось на здоровье, достаточно сильно болела голова.
 
  В Писко настоящий культ Lonely Planet. «Рекомендовано LP», - гласит огромная надпись, намалеванная на стене отеля. А менеджеры турагентств встречают тебя на улице с раскрытым путеводителем и тыкают носом: вот, мол, смотрите, мы тоже тут упомянуты. С отелем LP нас не подвел – он оказался очень уютным, с бассейном, бильярдом, настольным футболом, настольным же теннисом и прочими радостями жизни. Правда, в настольном футболе не было мяча, а наша попытка использовать для него мяч от настольного тенниса привела к выводу из эксплуатации обоих спортивных снарядов. Завтрак не был включен в стоимость отеля, но стоил божески – 6-7 солей (в зависимости от наличия или отсутствия в нем яичницы).
 
  Сам Писко не впечатляет, не многим лучше Хулиаки. Интересно, есть ли красивые города среди пустыни. В турагентстве на Пласа де Армас выяснили, что все экскурсии Паракас-Бальестас на сегодня уже уехали. Мы решили взять индивидуальный тур в Паракас (10 долларов на человека), а на Бальестас отправиться с группой на следующий день (еще столько же).
 
  В 13.00 мы погрузились в такси и отправились в направлении полуострова Паракас под предводительством обоятельного гида-шофера. Первым объектом на нашем пути был монумент, посвященный отцу перуанской революции Сан-Мартину. Как и перуанский флаг, он выполнен в красно-белых тонах. Это объясняется тем, что однажды в Паракасе Сан-Мартин насмотрелся на фламинго, и они приснились ему в ту памятную предреволюционную ночь. Остается только догадываться, как бы выглядел национальный флаг, если бы Сан-Мартину встретились не фламинго, а, скажем, альпаки или, упаси Господи, куи. Дальше мы свернули с шоссе на еле заметную дорогу, пересекающую прибрежную пустыню. Вокруг кроме песчаных барханов нет вообще ничего!
 
  Внезапно дорога выехала прямо к обрыву. В нескольких десятках метров под нами тот самый великий и ужасных Тихий океан. Синие волны, желтый песок, чайки и красивая скала с аркой, называемая Catedral (собор). Мы спустились прямо к морю, потрогали волны и понаблюдали за ящерицами, прыгающими по песчаным глыбам.
 
  Вдоль берега океана мы поехали к Lagunillas – замечательным бухточкам с красным песком. В одной из них расположено несколько ресторанчиков, рядом причаливают рыбацкие лодки. Рыбаки бросают в воду несколько рыбин, и на них слетается целая стая огромных пеликанов. Для купания несколько прохладно, зима все-таки, но ноги не помочить мы не могли. Вода очень чистая!
 
  В завершении программы на Паракасе мы посетили смотровую башню для наблюдения за фламинго. К сожалению, фламинго барахтались в воде где-то очень-очень далеко, так что сны вроде сан-мартиновского нам в ту ночь не снились. В Писко мы выполнили свой долг и попробовали национальный напиток писко-сур. Нам он не слишком понравился, по вкусу что-то среднее между буратино и джин-тоником.
 
  5 августа
  Около 7 утра автобус забрал нас из отеля и отвез в деревню Паракас на пристань. На нас напялили спасательные жилеты и погрузили в огромную моторную лодку. Всего в лодке набралось около 40 человек. Через минут 15 лодка добралась до огромного Канделябра, нарисованного на скале.
 
  Еще через некоторое время лодка подплыла к островам Бальестас. Следующие полчаса вокруг нас было летало и прыгало очень много всего: несколько морских котиков, десятки пингвинов, сотни пеликанов и тысячи тысяч всяких друг птиц – чаек, уток, бакланов и т.д. Издаваемый всем этим сборищем запах не описать словами. Представляю, что здесь было, когда запасы гуано еще не были исчерпаны, а маленький заводик на одном из островов, ныне лежащий в руинах, работал на полную мощность.
 
  Сами островки тоже заслуживают внимания, здесь множество скал, гротов, арок, утесов. Обратный путь длился всего полчаса и пролетел незаметно. Пообедали на пристани и на том же автобусе вернулись в Писко. Остальная часть группы отправилась осматривать Паракас.
 
  За 10 долларов на человека мы приобрели билеты до Лимы, и через четыре часа уже были там. В Лиме у каждой автобусной компании свой Терминал, и находятся они в разных районах города. Цены на такси гораздо выше, чем в других городах.
 
  6-10 августа
  Поскольку акклиматизация при смене высотных поясов проходила у нас не слишком гладко, мы решили отменить намеченный на следующие три дня вояж в Уарас, на Кордильеру Бланку. Ведь это был бы опять переезд с уровня моря на 3500 и обратно.
  Мы остались в Лиме, но тоже замечательно провели время:
  - Побывали в историческом центре, на Plaza de Armas
  - Изучили вдоль и поперек район Miraflores с его роскошными набережными
  - Спускались несколько раз к океану, сидели на берегу, гуляли и наблюдали за серферами
  - Сидели в кафе на обрыве над морем, пили вкуснейшее вино и отмечали мой день рождения
  - Постоянно обедали в кафе Lorenzo, где милейший маленький официант очень расстраивался, когда мы недоедали до конца огромную тарелку какого-нибудь фирменного блюда
  - Ужинали в ресторане, где официантка, узнав что мы из России, водрузила на наш стол российский флажок
  - Посетили зоопарк, разделенный на три части согласно трем районам Перу – Коста, Сьерра и Сельва. В зоопарке полный набор перуанской фауны – попугаи, обезьяны, тапиры, ламы и т.д.
  - Закупились сувенирами в огромном торговом центре (что-то среднее, между торговым центром и рынком) Mercado de Indios
  - Переселились из поднадоевшей Mami Panchita в отель Largo Suites в самом сердце Мирафлореса, наш номер был в мансарде на самой крыше небоскреба.
 
  А рано утром 11 августа нам надо было уезжать в Москву. Знали бы мы, какая порция приключений ждала нас на обратной дороге!! Вместо планируемых 23-х, наш полет занял 53 часа.
 
  11 августа
  2.40 ночи (время перуанское). Проснулись
  3.40. С 20-минутным опозданием приехало такси. Мы заказали его заранее, но на самом деле поймать такси на улице даже ночью в Лиме не проблема.
  4.10. Приехали в аэропорт Лимы.
  6.20. Заплатив сборы аэропорта (по 100 солей на человека) взлетели рейсом Лима-Богота компании Авианка.
  9.00. За 15 минут до ожидаемой посадки в Боготе по самолету объявили, что аэропорт закрыт по соображениям безопасности, и мы летим в город Кали, третий по величине город Колумбии.
  9.40. Посадка в Кали. Из самолета нас не выпускали.
  10.20. Взлет из Кали в Боготу.
  10.50. Посадка в Боготе.
  11.10. Вышли из самолета. Наш рейс в Каракас улетел точно по расписанию, 10 минут назад. Наши шансы успеть на трансатлантический рейс Люфтганзы Каракас-Франкфурт становятся минимальными.
  11.30. Обращаемся к сотрудникам Авианки. Проблема в том, что опоздание – не вина компании, это форс-мажор. Они могут нам помочь, а могут и нет. Сотрудник Авианки Андрес идет узнавать, можно ли посадить нас на рейс компании Аэропосталь в Каракас, улетающий с минуты на минуту.
  12.00. Пока Андрес узнает, рейс в Каракас улетает. Не остается даже теоретических шансов успеть на трансатлантический рейс.
  13.00. Андрес предлагает нам ночевать в Боготе (за свой счет) и лететь утром в Каракас. При этом он не знает, посадят ли нас на рейс Люфтганзы во Франкфурт на следующий день. Естественно, мы не согласны и остаемся ждать новых вариантов.
  14.00 Андрес, похоже, уже не занимается нашими делами, но его молодая помощника по имени Мария Лус, вечная ей память, проявляет инициативу. Она общается с их неким загадочным большим боссом и находит нам новый вариант – мы летим в тот же день Авианкой до Мадрида, оттуда – рейсом Иберии до Франкфурта и дальше Люфтганзой. Иберия – партнер Авианки и выписать такой билет для них не проблема. Мария Лус начинает прорабатывать этот вариант, потом поручает нас своей коллеге Сандре.
  17.00 Наконец, в 17.00 нам, измученным и голодным вручают билеты Богота-Мадрид-Мюнхен-Москва.
  19.05. Взлетаем рейсом Авианки в Мадрид.
 
  12 августа
  11.40 утра (время испанское). Приземляемся в Мадриде, вовремя.
  12.00. Внезапно оказывается, что для стыковки на рейс Мадрид-Мюнхен надо проходить паспортный контроль, ведь это внутришенгенский рейс. В Боготе ни мы, ни сотрудники Авианки об этом не подозревали. Шенгенских виз у нас нет. Второе крупное разочарование на нашем обратном пути. Отправляемся в зону внешенгенского транзита и общаемся там с сотрудниками Иберии. Единственный возможный вариант – улететь в любую нешенгенскую страну. Есть рейс Аэрофлота в Москву в 23.55, но на него нет мест. То же самое – с другими нешенгенскими вариантами (через Лондон, Женеу, Будапешт). Остается только одно – ждать почти сутки до рейса Мадрид-Москва, выполняемого Ибериа.
  15.00 К нам подходит представитель Авианки и выписывает нам билет на этот рейс – на следующий день, в 10.30. Чтобы как-то скрасить наши сутки в аэропорту Барахас, нам выдают ваучер в VIP зал ожидания и талоны на 3-х разовое питание в любом кафе аэропорта.
  16.00 Мы размещаемся в VIP зале, где наконец-то можно немного отдохнуть. Есть диваны, душ, интрнет, телевизоры, любые напитки и закуски (все включено). Но, к сожалению, в час ночи зал закрывается.
 
  13 августа
  1.30 (ночи) Перемещаемся в общий зал ожидания. Проводим ночь на креслах одного из кафе.
  10.30. Взлетаем рейсом Иберия Мадрид-Москва.
  17.30 (время московское). Наконец-то приземляемся в Домодедово!! Так долго мы еще никуда не летали и, надеюсь, никогда не полетим.
 
 
  За эти три недели мы посмотрели столько, сколько кому-то не суждено увидеть за всю жизнь. Мы просто везунчики! Мы побывали в северном, южном, западном и восточном полушариях. Мы увидели Анды и Тихий океан, Титикаку и Мачу Пикчу, джунгли и пустыню, кечуа и аймаров, лам и морских котиков, соляные шахты и соляной собор и много-много чего другого. Мы совершили 9 взлетов и 9 посадок на самолете, мы ездили на автобусах, поездах, кораблях, лодках, машинах, велотакси и мототакси. Мы исходили вдоль и поперек 10 южноамериканских городов. Нам будет что вспомнить длинной московской зимой – поездку в автобусе на индейский рынок, чистку обуви в исполнении Хосе, ни с чем не сравнимый вкус чая из коки и купание морских котиков в океанской воде. Но главное, мы еще больше разбудили в себе страсть к путешествиям и еще сильнее укрепились в мысли, что повидать весь мир – это одна из наших главных целей в жизни.
 
 

Автор Михаил

Страницы1

5,0/5 (5)

1 комментарий

  1. Гость
    Гость 03 октября

    После того,как прочитала Ваш рассказ-отчет о путешествии в Перу,захотелось бросится за покупкой билета на самолет .Очень интересный и поучительный рассказ. Спасибо.M ожет и мне повезет...

Ваш комментарий