«Холодный мир» Средней Азии
 
  Добро и Зло в стране Чудес, как и везде, встречаются
  Но только здесь они живут на разных берегах
  Здесь по дорогам разные истории скитаются
  И бегают фантазии на тоненьких ногах
 
  Владимир Высоцкий
 
  Глава 1. А газ течёт по трубам там…
 
  Я знаю, город будет!
  Я знаю, саду цвесть!
  Когда такие люди
  В стране Советской есть!
 
  Владимир Маяковский

 
  В прошлом году в моей деловой жизни произошли позитивные изменения. Наша компания получила новый контракт в Шуртане, одном из многочисленных газовых месторождений Кашкадарьинской области. И вот, первый визит на объект. Наша группа разместилась в Карши, а в свободный от работы день, для нас организовали поездку в Бухару.
 
  ***
  Кашкадарьинская область буквально нашпигована газовыми месторождениями. 95 % узбекского газа добывается здесь. Так, что можно себе представить какое значение для страны имеет этот регион, учитывая современное значение «энергетического оружия». Перефразируя известную фразу Гитлера о том, что «нефть – кровь войны», можно с уверенностью сказать, что газ – это кровь сегодняшнего «холодного мира».
  И именно поэтому здесь, как нигде в другом регионе Узбекистана, отчётливо видна «забота» властей о собственном народе. Учитывая все свои богатства, область должна была бы просто купаться в деньгах, а в реальности является одним из самых депрессивных регионов Узбекистана во всех смыслах этого слова.
  Ислам и пьянство – два главных и конкурирующих между собой увлечения кашкадарьинцев. Если за столом человек отказывается от спиртного, знайте, это он не просто так отказывается. Он – верующий, пять раз в день читает намаз, соблюдает посты и не ест свинину. Другие аргументы типа «я вообще не пью» или «у меня и так голова болит после вчерашнего», кашкадарьинцами не признаются, да и просто не понимаются. По их мнению, не пить водку можно только по религиозным соображениям. А если их нет, пить надо пока не «окосеешь». В условиях сегодняшней невнятной государственной идеологии, геополитических шараханий и бедности, светский алкоголизм – грозное оружие против религиозного фундаментализма.
  Областной центр Кашкадарьи, город Карши не так давно отпраздновал своё якобы 2700 – летие. Якобы, потому, что 2700 лет Карши – мягко говоря, весьма смелая теория. «Проклятые» советские источники указывали на более скромную дату основания города, 14 век. Но в результате последних раскопок, были обнаружены некие доказательства древности Карши. Правильнее сказать, было приказано найти эти доказательства. И их естественно, нашли. И вот, в результате своего свалившегося как снег на голову юбилея, Карши превратился в весьма уникальный город.
  Чего тут только не понастроили в ознаменование круглой даты! Кажется, что вся известная ещё с советских времён страсть узбеков к «показухе» воплотилась здесь наиболее ярко. Сверкающее здание СНБ - «щита и меча» сегодняшней власти, здания различных подразделений «Узбекнефтегаза», огромный детский парк с самолётом в натуральную величину, супермаркеты, новый, похожий на дворец вокзал, четыре новых базара, два теннисных корта, два громадных спорткомплекса, три стадиона. Остаётся только догадываться, какие жаркие спортивные баталии разворачиваются на аренах Карши. И банки, банки, банки. Создаётся впечатление, что Карши – это город банкиров и главный вопрос, мучающий местных жителей днями и ночами, в том, какому банку доверить свои несметные капиталы.
  Если же говорить о реальных доходах, то для многих каршинцев, помимо «гастарбайтерства» в России, таким доходом до недавних пор, была американская военная база Карши – Ханабад.
  Каршинцы тепло вспоминают о пребывании американцев и жалеют, что те ушли. Вспоминают забавные случаи из серии «встреч двух цивилизаций», диалоги типа «Заяц – волк, волк - заяц». У некоторых сохранились сувениры, фляжки, кепки, ножики. Но главное, база кормила местное население. Одна уборщица получала 250 долларов в месяц. А для таких регионов, работа – не роскошь, а средство выживания.
  Но после такого, как внешнеполитический курс Узбекистана поменялся, чуть ли не в одно мгновение, американцы ушли и люди потеряли работу. Увы, следуя известному изречению Бисмарка, если вы не занимаетесь политикой, политика займётся вами.
 
  Глава 2. Граждане благородной Бухары
 
  Город – сказка, город – мечта
  Попадаю в его сети, пропадаю навсегда
 
  «Танцы минус»
 
  Возраст Бухары 2500 лет официально признан ЮНЕСКО. Это – настоящий, а не дутый культурный и исторический центр Узбекистана. И это ощущается сразу. Всё-таки, город был столицей нескольких государств, достигнув высшей точки своего развития находясь в составе первого в Средней Азии централизованного государства династии Саманидов в 9-10 веках. В то время здесь жили и творили великие люди Востока, внесшие огромный вклад в мировое культурное и научное наследие, учёные, врачи, поэты и философы, Ибн Сина, Рудаки, аль-Фараби, аль-Беруни, Омар Хайям, Фирдоуси и многие другие.
  В исламском мире город носил почётный титул «шариф» - «благородный». Подобной чести удостаивались только шесть городов, среди которых Мекка и Иерусалим.
  Последний раз я был в Бухаре шесть лет назад и видно, что город бурно развивается как туристический центр. Появилось много гостиниц. Не помпезных и полупустых, как в Ташкенте, где есть всё, кроме самих постояльцев, а скромных, но построенных со вкусом и национальным архитектурным колоритом. То, что всегда привлекает туристов. В многочисленных сувенирных лавках и мастерских, от которых разбегаются глаза, почти каждый продавец достаточно бойко изъясняется по-английски. Надписи на английском везде, а кое-где встречаются и на французском. Город живёт за счёт туризма и хотя это не мировой стандарт, видно, что люди стараются. Что ещё раз доказывает то, что люди сами могут разумно организовать свою работу, получая от неё доход и государству вовсе не обязательно всюду совать свой нос.
  Бухара – почти сказочный, настоящий восточный город в самом лучшем смысле этого слова. В Бухаре около 140 исторических памятников архитектуры. Гуляя по городу, кажется, что просто тонешь в окружающем тебя великолепии. К счастью для Бухары, кровавый Тимур не уделял особого внимания городу, поэтому Бухара один из немногих городов Узбекистана, чей архитектурный облик не испоганен памятниками завоевателю. Многочисленные мечети и медресе не выглядят ликами исламского фундаментализма, и от их вида почему-то не кидает в дрожь. Гуляя по узким улочкам «старого города» от памятника Ходжи Насреддину до парка Саманидов ощущаешь какую-то особую теплоту. И всё это во многом благодаря ещё одной достопримечательности города, его жителям.
  Подавляющее большинство населения Бухары – этнические таджики. Хотя правильнее назвать их персоязычными. Говоря ещё точнее, бухарский язык – особый язык. Он сформировался путём смешения языков многих народов населявших его территорию: персов – зороастрийцев и персов - буддистов, насильно обращённых в ислам арабами, евреев, пришедших сюда вместе с арабами и выделившихся в отдельную этническую общность бухарские евреи, тюркских племён – предков современных узбеков и, конечно же, тех, кто приехал сюда в советское время. Бухарцы, даже русские говорят с особым акцентом, растягивая слова, что немного напоминает «блатную» манеру. На самом деле это просто некая певучесть, свойственная языку фарси, являвшемуся государственным вплоть до установления Советской власти.
  В год образования Узбекской Советской Социалистической Республики, всё мусульманское население Бухары было записано в узбеки, чтобы название нового образования себя оправдало. То же самое происходило и в Самарканде, но в отличие от самаркандцев, которые любят подчеркнуть, мы - таджики, записанные в узбеки, бухарцы не любят уточнять свою национальную принадлежность и на подобные вопросы отвечают – мы бухарцы. Ташкентские узбеки часто жалуются на самаркандцев, обвиняя их в том, что, зная узбекский язык, они иногда демонстративно не отвечают по-узбекски. В Бухаре такого нет, здесь хорошо относятся к любым языкам и любым национальностям.
  Из всех многочисленных памятников Бухары, лично для меня самая интересная достопримечательность та, что следует сразу за архитектурным ансамблем Пои – Калян.
 
  Глава 3. Последний эмират
 
  Государство, известное под названием благородной Бухары, пользовалось, начиная с царствования моего деда, покойного эмира сейид Музаффар-хана, а также в продолжение царствования моего уважаемого отца, покойного эмира сейид Абд-ал-Ахада и вплоть до моего царствования, недостойного раба Аллаха, дружбой великого Российского государства и благодаря ей – спокойствием.
 
  Сейид Алим-хан – Голос угнетённой Бухары, 1929.
 
  Арк – самая настоящая средневековая крепость, обнесённая высокими и кажущимися неприступными стенами. Поднимаясь вверх, к воротам, невольно ощущаешь себя одним из многочисленных средневековых воинов, чьи копья и мечи не раз ломались об эти стены при штурмах.
  Арк была не только крепостью, но и служила резиденцией бухарских эмиров вплоть до падения эмирата в 1920 году. В начале осмотра перед вами открывается небольшая площадка, и на некотором возвышении место, где сидели эмиры и диктовали писарям свои указы, а также принимали многочисленных просителей и жалобщиков. На возвышении можно посидеть самому, сфотографироваться в бутафорском наряде некогда грозного правителя, примерить золотистую чалму и помахать «клинком эмира». Далее место приёма знатных гостей и иностранных делегаций. Внутри находится небольшой музей, рассказывающий о жизни этого полузабытого государства. Можно увидеть подлинные рукописи с текстами указов, иски обращений граждан с жалобами на чиновников, решения судей, написанных арабской вязью (государственным языком эмирата был фарси, хотя правителями тюрки из племени мангыт). Можно ознакомиться со схемой, на которой показана структура судебной и исполнительной власти действовавшей в эмирате. В музее выставлены доспехи воинов, образцы вооружений, вывешены карты военных походов и территории государства.…“также являются подарки эмирам, среди которых выделяется огромный тульский самовар 1810 года, подарок императора Александра I”… Экспонатами также являются подарки эмирам, среди которых выделяется огромный тульский самовар 1810 года, подарок императора Александра I. Главный экспонат – подлинный трон эмиров золотисто – красного цвета. Музей явно выглядит обновлённым. А зал, посвящённый отношениям с Россией, озаглавлен и вовсе крамольно, «период русского полуколониализма».
 
 
 
 
  Я не случайно назвал эмират полузабытым государством. Не потому, что это было очень давно и никаких исторических документов о его существовании не осталось. Осталось и ещё как много. Дело в другом. В середине 19 века у Бухарского эмирата установились «особые» отношения с Россией, чей характер, мягко говоря, не очень вяжется с официальным обозначением того периода как «русский колониализм».
 
  ***
  Конечно, будет большим преувеличением сказать, что сегодня внимание всего мира приковано к Средней Азии. Тем не менее, интерес к региону растёт. Активная борьба за влияние между США с одной стороны, и Россией и Китаем, находящимся в тактическом союзе, с другой стороны, осторожная и выжидательная позиция Германии (кстати, база бундесвера в Термезе – единственная иностранная военная база в Узбекистане), медленное проникновение Ирана. Всё это наводит на мысль, что регион превращается в один из фронтов «холодного мира». А между тем, нечто подобное уже происходило здесь в середине 19 века.
  Английский писатель и убеждённый империалист Редьярд Киплинг называл эту борьбу Great Game, «большая игра». В середине 19 века Россия решив воспользоваться тем, что Британская империя увязла в своей «антитеррористической операции» в Афганистане, двинулась в Среднюю Азию. В результате краткосрочных и не особо кровопролитных (за исключением похода в Туркмению) столкновений с местными правителями и племенами, Кокандское ханство прекратило своё существование, и было включено в состав России, а вот, с Хивой и Бухарой были установлены «особые» отношения.
  Суть отношений сводилось к следующему. Во-первых, на территории Средней Азии воцарился мир. Прекратились междоусобицы, а у соседей Хивы и Бухары отпала всякая охота пробовать эти государства на прочность. Напоминанием для забывчивых служила русская крепость в Термезе. Бухара и Хива были соединены с Россией сетью железных дорог, значение которых для тогдашнего мира было не меньшим, чем сегодняшнее значение газопроводов. Оставаясь самостоятельными государствами, Хива и Бухара были включены в единую с Россией таможенную систему, своего рода ЕвразЭС 19 века. Было запрещено рабство и ввоз опиума. И этим собственного говоря, «колониализм» и заканчивался. Существование самостоятельных государств не очень вписывается в понятие «колониализм». Поэтому, этот реальный, а не виртуальный исторический период никак не афишируется.
 
  ***
  После того, как в 1917 году «старший брат» первый, но не последний раз в своей истории, «приказал долго жить», а Хива была захвачена туркменским «полевым командиром» Джунаид-ханом, Бухарский эмират оставался единственным независимым государством Средней Азии. Со временем, активность большевиков возросла, и кольцо над Бухарой сжималось. Попытка эмира Алим-хана получить поддержку у англичан провалилась и последние месяцы существования своего государства, обречённый эмир проводил своё время в загородной резиденции Ситораи – Мохи – Хосса. Здесь в окружении своих многочисленных наложниц и гуляющих павлинов, эмир готовился к бегству.
  И вот, в конце августа 1920 года «по просьбам трудящихся» в Бухару вошла Красная Армия, предварительно подвергнув город варварской бомбардировке с воздуха в результате которой был разрушен его исторический центр. Фотографии 1920 года выглядят ужасающими. Чем-то похоже на Дрезден 1945 года.
  Последний эмират пал, его правитель бежал в Афганистан, а Россия вернулась сюда в образе красноармейцев Фрунзе.
  И это и был настоящий конец «большой игры». Она закончилась, чтобы спустя десятилетия возобновиться уже на просторах нового «холодного мира».
 

Автор Вадим

Страницы1

0,0/5 (0)

    Ваш комментарий

    Достопримечательности Узбекистана Читать все

    Государственный музей-заповедник Ичан-Кала

    Государственный музей-заповедник Ичан-Кала

    Государственный Историко-архитектурный музей заповедник «Ичан-Кала» …