К вечеру прибываем в единственный город Бадахшана - Хорог. Он находится на высоте 2100м., на месте впадения р. Гунт в Пяндж. Хорог обычный южный советский городок, с пеобладанием частных домов, с садами яблонь и алычи. В центре имеется один, подмигивающий жёлтым светофор, несколько ярусов улиц уходит на гору вверх, там бежит арык, питая водой городские огороды. Возле здания администрации сияет чистотой памятник Ленину, рядом бюсты великих людей Памира за 1000 летний период, напротив одного из них останавливаемся. Нашего водителя зовут Хорам, он правнук героя Шериншо Шотемурова (1899 - 1937г.).

Горный Бадахшан вошёл в состав России вместе с Бухарским ханством. Шериншо Шотемуров 12 раз после Революции приезжал в Москву, встречался с Лениным и Сталиным, объясняя, что таджики, узбеки и памирцы -- абсолютно разные народы. Вершиной его деятельности стало создание в 192 г. Таджикской Советской Социалистической Республики и Горно Бадахшанского Автономного Округа.

Если В.И.Ленин и бюсты памирцев смотрят гордо и пафосно, то портрет молодого человека, на одной из улочек Хорога, показался мне с каким-то немного виноватым взглядом. Это Алёша горбун - наркодиллер. В 1998г. Алёшу завалили, и, "Крыша Мира" - Памир, осталась без крыши, по улочкам Хорога до сих пор колесит ранее принадлежавший ему чёрный джип Чероки. Восток живёт кланами, позиции родственников в городе пока сильны, Алёша понимает, что это не на долго, может поэтому старается глядеть на прохожих как можно скромнее.

В Хороге осели разные народности Бадахшана, но почти все по вере исмаилиты. Очень сильно почитают своего имама, Его Высочество Карим Ага-Хана 4. Весной 1993г., когда блокированный Памир потерял всякую надежду, из Оша пришли грузовики с гумманитарной помощью. Его Высочество спас тогда забывших о нём мюридов от настоящей голодной смерти, договорившись о поставках продовольствия через территорию Киргизии.

Хозяин дома, где мы остановились на ночлег, с гордостью рассказывал мне, как он дважды видел своего имама.

Очень интересны дома исмаилитов. Окна, если есть, то всегда выходят на низину, что бы возможная осыпь с горы не попала внутрь. Небольшая верандочка при входе, комнат может быть несколько, но зал - самое большое и главное помещение. Войдя в него видишь подпирающие потолок пять коллон, символизирующих Мухаммеда, Фатиму, Али, Хосана и Хусейна. Нужно обязательно отдать приветствие центральному царь-столбу. Во время частых землятрясений, памирцы обняв его, молятся об отвращении от дома беды. Мастер, после завершения строительства, обухом большого тесла трижды ударяет по царь-столбу со словами :"Будь непоколебим". Четыре мощных слоя перекрытия образуют потолок в зале. Четыре вырезанных квадра свастикой накладывают друг на друга, давая возможность создать вверху отверстие в виде форточки. Если дом основательно засыпет, есть надежда вылезти через потолочное окно. Из мебели обычно держат небольшой сервант с посудой и старыми памятными вещами, столы и стулья большая редкость. Обувь снимают при входе в дом на нижнем полу, кушают на верхнем полу, расстелив на ковре клеёнку. Кроватей нет, спят на матрасах, которые большой горой лежат в одной из комнат. Забегая вперёд скажу, мне очень хорошо спалось в исмаилитских домах. Налетающий после заката горный ветер посвистывал сверху, словно каждый раз рассказывал историю нового дома и его хозяев, а отражённый от стекла на потолке зайчик, появлялся с первыми лучами солнца, приглашая накрывать достархан.

В Хороге, на высоте примерно 2400м., высажен самый высокогорный в мире ботанический сад. Русские учёные вывели здесь редкие породы цветов и растений. После ухода в 2004г. российских пограничников заменился и персонал сада, порядок и чистоту поддерживают местные люди.

Маршрут нашей поездки далее в посёлок Ишкашим, он в 70км. от Хорога. По субботам, на нейтральной территории, там собирается небольшой базарчик, куда приходят афганцы и памирцы. Хорам завозит нас искупаться в кишлак Малводж, на горячий источник боржоми, затем нужно успеть посмотреть ишкашимский "Дьюти Фри", после попробовать прорваться в Афганистан. Раньше афганскую визу можно было получить в Хороге, но более года назад пропал русский автостопщик (парня ищут, за информацию обещанна награда) и документы теперь оформляют только в Москве.

 

Посольство Афганистана занимает старинный особняк на ул.Поварская д.42. Отлитый из бронзы пролетарский писатель М.Горький, установленный чуть сбоку, на другой стороне улицы, отвернулся от афганцев, не найдя понимания. Высокий пожилой консул пуштун принялся пытать меня о цели поездки. Я заявил, что хочу посетить место захоронения Насир Хосроу, исмаилитского проповедника. Валентина появилась в посольстве на неделю позже, сделав шпаргалку на руке с надписью "Насир Хосроу", четко ответила на поставленный вопрос консула. Что он о нас подумал, сказать тяжело, но визы делал за один день.

Ишкашимский базарчик занимает небольшую огороженную территорию, товар втюхивают друг другу китайский.

Бородатые афганцы, в чалмах или шапках масудовках на голове, поверх длинной светлой рубахи носят безрукавку, разговор ведут с достоинством, не спеша. С нашей стороны торгуют в основном женщины. Перед встречей с соседями они стараются как можно лучше спрятать своё тело, оставив лишь лицо. Горячие афганские парни могут запросто откусить и съесть глазами возбудившую их оголённую женскую конечность.

В субботу для проезда машин КПП закрыт, но нас пропускают. Шагар и Хорам работают в фонде Ага-Хана, за речку мотаются постоянно, рекорд Хорама 9 переходов границы за одни сутки.

В Афганистане сейчас 1386г.(2007), отсчёт идёт от года, когда Пророк перебрался в Медину, а чем обусловлено отставание времени на 30 мин., от Таджикистана совсем не понятно.

Словно скелеты динозавров, напоминанием о прошедшей эпохе, встречают путников три брошенных остова БМП. Всё что можно открутить - уже сняли. Задние люки, для бойцов пехоты, открыты нараспашку. Живая душа давно покинула железную плоть.

Ишкашим - одно из 4х мест, где заходили наши войска. В трёх киллометрах от КПП расположен посёлок, у них он называется Султан Ишкашим. Пограничный переход существовал здесь очень давно, имеется что-то похожее на старинную крепость. В центре посёлка конечно базар, в глаза бросается неухоженность, множество грязи, но самое главное - бедность. Обязательный момент - регистрация в полиции. Начальник, как принято в Афганистане, пуштун. Начинается распрос и запись в журнал ; Шагар переводит : зачем приехали, кто мы, на сколько дней и т.д.

На вопрос о том, какое образование получили, Валентина ответила :"Высшее." Краем глаза замечаю как он пишет "11 классов". Теперь шутить буду я. Шагар улыбаясь диктует на дари мой адрес :"Москва. Кремль. Царь- Колокол." В конце разговора полицейский пожалел, что его народ воевал с "шурави". По сравннению с американцами "русские значительно лучше", "мирную жизнь помогали строить", но "афганцы послушали плохих людей и взялись за оружие."

Хорам привёз нас к своему другу в гости. Хозяин авторитетный человек, по местным меркам богатый, монополист по продаже на базаре телефонов и карт, держит лавки с тканями, одеждой и обувью. Дом довольно большой, рядом спутниковая антенна, на горной речке пристроен генератор, поэтому имеется свет.. Попав в зал обычного исмаилитского дома, мы поприветствовали царь-столб и сели за достархан. Хозяйка подала чай не закрывая лица, чадру она одевает только на улицу.. В зале спальная кровать, трюмо, много ковров, развешанны глянцевые плакаты религиозной тематики, видик и телевизор заботливо прикрыты салфеткой. В стенах вырезанны две ниши. В первой : за стеклом самовар, посуда и китайские безделушки. Вторая зашторена занавеской. Уже после, выпив водки за русско - афганскую дружбу, я набрался наглости заглянуть внутрь. Здесь хранятся самые главные ценности : портреты 3 и 4 Ага-Ханов, старинная книга, ружьё и кинжал. С памирской стороны ишкашимцы свой язык знают, а Али, так зовут хозяина, уже нет. Али около 60 лет, последний его сын-любимчик выделяется более хорошей одеждой и опрятным видом, из обилия разновозрастных, нечёсанных детишек

Чёткого маршрута мы не имели, Хорам разговаривал с Али очень долго, выясняя куда нам лучше отправиться на два дня. К мазару Носира Хосроу попасть невозможно, но мы узнали, что руководство округа решило провести в Ваханской долине, почти возле Пакистана, фестиваль афганских песен. Узнав об этом, все загорелись поехать, поучаствовать. Валентина захотела спеть афганцам "Калинку - Малинку", Хорам мечтал осилить "Мурку", я и Шагар решили просто послушать. Попрощались с хозяином и в путь.

Если взглянуть на карту Афганистана, он напоминает овал с небольшим отростком сверху, это Ваханская долина - подарок от Англии и России. Через Ваханский коридор проходил один из шёлковых путей, её упоминает Марко Поло. Дорога здесь ужасная, но поля обработанны хорошо. Каждый свободный от камней клочёк земли засеян пшеницей. Закруглёнными, похожими на серп ножами, дехкане срезают её, укладывая сохнуть, образуя на полях причудливые рисунки в виде квадратов и кругов. Урожай собирают буквально до последнего зёрнышка.

В фильме "Мусульманин" показанно, как солдат, принявший в афганском плену Ислам (Е.Миронов), вернувшись домой, рьяно молится 5 раз в день. Данный факт даёт основание считать, что находился он не у северных исмаилитов, они с "шурави" не воевали, во время войны наши войска здесь не размещались, отдав долину под местный контроль. Несколько лет назад дехкане повязали и культурно сдали в полицию агитатора талибов. Ахмадшах Масуд был таджик по национальности, суннит по вероисповеданию, его территории расположенны юго-западнее.

Пересекаем множество ручьёв и речек, снежный хребет Гиндукуш иногда выглядывает из-за гор, как будто проверяет наличие своей талой воды в долине. Нарисованная на мостиках правая ладонь руки, словно призывая к спокойствию, оповещает, что построил объект фонд Ага-Хана, такие же знаки имеют школа и больница увиденные нами. Попадающиеся по пути женщины одеты в длинные одноцветные платья, на голове в тон ему тюбетейка, покрытая платком. Девушки носят только платок. Мужчинам понятие моды не знакомо, их гардероб формируется по принцыпу - кто что найдёт. Самое интересное это обувь, можно увидеть на людях всё от сланцев до резиновых сапог. Бедность диктует свои правила выживания.

У узбеков есть поговорка :"Ишак луже мочу должен, а волку мясо." Означает это, что должно случиться, то произойдёт. Учуяв волка осёл встаёт как вкопанный, серый хищник может пробежать рядом, даже не посмотрев на ослика, его мясо очень жёсткое. Проходя мимо лужы, ослица часто справляет нужду. Запах самки возбуждает самца, он учуяв начинает орать и дальше не идёт. Я часто слышал про подобные вещи, но увидел только здесь. Мальчишка дал возможность животному понюхать лужу, расплатившись за неопытность вынужденной остановкой.

Начинает резко темнеть, увидев препятствие Хорам просит всех выйти из джипа. Неделю назад казавшийся тихим ручеёк, превратился в бурный поток, размыв мост. Дороги дальше нет. Мы заходим в находящийся рядом палаточный лагерь, Шагар встречает здесь своего знакомого. Шугнанец Карим родом из Хорога, работает в Афганистане дорожным инженером, руководит местными ребятами, и, предлагает остаться на ночлег. Шансы попасть на фестиваль уменьшаются.

Все садимся ужинать в одной из палаток. Повар приносит жаренную картошку, я приглашаю афганца присоедениться к нам. Карим строгим тоном повелевает парню удалиться.

-- Что ты делаешь ? Это Афганистан, ему не положено сидеть с нами, он потеряет дистанцию и работать будет кое-как!, - опередив мой вопрос отвечает инженер.

Ночь в Ваханской долине на редкость чёрная. Млечный путь, ковш медведицы, сияющие и пульсирующие звёзды, кажется, будто всё это можно потрогать руками. Увидев падающюю звезду я не успел загадать желание.

По хозяйски, уверенно появившийся с заснеженных вершин ветер, пытается сорвать и сбросить в Пяндж палаточный лагерь. В горах после полуночи температура опустится до нуля, ручьи и реки убавят свою прыть, появится надежда проскочить препятствие.

Просыпаемся на рассвете и видим, лагерь разбит возле остатков старой крепости, в темноте она была не видна. Долина нас дальше не пустила, брод на речке не появился. Как потом мы узнали, фестиваль уже закончился, выходные у них пятница и суббота, воскресенье - рабочий день. Али дал не верную информацию по дням.

Страницы12345

4,9/5 (89)

4 комментария

  1. нигора
    нигора 25 января

    Хорошая статья.Много информации.Спасибо.Но, буддизм на Памире?!... На сколько я знаю, памирцы до мусульманства ( до 14 века) были зароастрийцами...

  2. Юсуф
    Юсуф 28 февраля

    Не было такого чтобы 1000 памирцев попали в плен. Всего было призвано 2033 памирцев из которых 500 вернулись а остальные пали смертью храбрых на полях сражений. Это факт из материалов архива и не надо искат сенсацию и приводить неправильную информацию.

  3. Бахман
    Бахман 23 августа

    Спасибо Максим за познавательную информацию! Нашел ответы на интересующие меня вопросы) сбор этой информации трудоемок,спасибо еще раз! Что вас подтолкнуло на эту статью? Собственный интерес?)

  4. Памир
    Памир 10 мая

    Где это написано?

Ваш комментарий