ЧАСТЬ 2.
Город Херсониссос (а точнее Лименас Херсониссос) считается одним из лучших курортных мест на Крите. Не знаю, согласятся ли с этим утверждением другие туристы, но нам очень понравилось. Большинство отдыхающих – немцы и голландцы. Я не нашла ни одной программы на английском языке, переключая все каналы на телевизоре в номере – только немецкий и греческий. Мама вспомнила, что когда-то учила немецкий язык в школе, и пыталась смотреть фильмы и новости. Меню на русском языке, какие-то вывески встречались очень редко, не то, что на Кипре.
В отеле проживало несколько человек из Москвы, Питера. Еще я познакомилась с людьми, которые выехали из России на постоянное жительство в Германию. Херсониссос расположился между горами и морем. В городе одна главная улица – Eleftheriou Venizelou (или Main Road). Светофоров на Main Road не наблюдалось, переходить ее было не просто. Вдоль улицы расположены магазины, кафе, турфирмы, офисы по аренде машин, отели. Еще место для прогулок – набережная – 25 Martiou. На нее мы проходили с Main Road по единственной пешеходной улице, она вымощена кирпичом, а растущие пальмы украшены гирляндами из лампочек. По городу предлагаются экскурсии на мини-поездах (такие, как на ВВЦ), билет стоит 6 ЕВРО. Один ходит в сторону Stalida, другой по маршруту: порт – Старый Херсониссос – Пископиано – Кутулафари. Пископиано и Кутулафари – это две типичные (согласно путеводителю) критские деревни.
С утра мы уходили на Star Beach, загорали там до 13.30 – 14.30, возвращались в отель, брали пиццу за 4,70 ЕВРО в соседнем ресторане “El Forno”, или ходили перекусить где-нибудь на набережной. Потом уходили загорать на пляж рядом с нашим отелем. Вечером ходили гулять по набережной в сторону порта, сидели в кафе. Гуляя по Main Road, я обнаружила несколько дискотек, но особого веселья там не наблюдалось, может, время было неподходящее? В одном из рассказов на сайте рекомендовали Hard Rock Cafe с живой музыкой. К сожалению, живая музыка начиналась с 3 июня. А мы улетали 2-го. Цены в Hard Rock Cafe были немного выше, чем в других кафе на Main Road и набережной, поэтому, раз живой музыки нет, в Hard Rock Cafe мы не ходили. Чаще всего вечерами мы сидели в “Sweet Home”, рядом с нашим отелем, брали коктейли и смотрели MTV на большом экране. Немного подружились с барменами и официантами. В последний перед отъездом вечер плату за наши напитки не внесли в счет. Греки доброжелательные, но не навязчивые, а скорее сдержанные. Официанты, хозяева магазинов конечно, зазывают в свои заведения, но за руки не хватают и силой не тянут. На Кипре меня или маму, если мы ходили без отчима, останавливали и пытались познакомиться. Выучили даже по-русски: «Привет! Как дела?». Приглашали подвезти на машине или поехать на дискотеку в Айя-Напу, но, услышав «нет», не настаивали, находили другие объекты для знакомства.
Еще маленькая достопримечательность Херсониссоса – аквариум. Вход стоит 5 ЕВРО, а потом ты становишься членом клуба и ходишь бесплатно. Аквариум, правда, бедноватый, еще там надо много оборудовать. Но зато там есть террариум и его обитателей – игуан, черепах разного размера, ящериц, змеек – можно брать в руки. Я не равнодушна ко всяким рептилиям и сделала фотографии со всеми «гадами». Мама согласилась с трудом подержать ящерицу и погладила игуану, от змей наотрез отказалась.
В один не очень хороший день (были кучевые облака) мы слазали в деревню Кутулуфари и посетили музей «Lychnostatis» под открытым небом. Этой испорченной погоде предшествовало землетрясение. Произошло это в ночь с 23 на 24 июня (сейчас точно не вспомню). Я, несмотря на шумных немцев, уснула и была разбужена мамой. Она заявила – землетрясение. И я услышала, как дребезжат стаканы, и шкаф просто ходит ходуном. Вышли на балкон, люди выскочили из отеля, стоят на балконах, но паники вроде не наблюдается. И я снова легла спать, легкомысленно конечно, надо было взять деньги и документы и выходить из отеля. Но ничего страшного не случилось, а потом подробности я прочитала в газете в самолете, что сила была 5-6 баллов и туристы ночевали на улице. В Москве, похоже, это событие широко не освещалось в СМИ, так что никто из моих родственников и друзей не звонил и не интересовался нашим самочувствием. Про землетрясение они узнали от меня.
Ну вот, день для пляжа оказался не очень подходящий, и мы пошли вверх по дороге, ведущей в деревню. Ничего примечательного там не увидели, чистые домики, садики, оливковые деревья. В магазинчике купили два коврика, сторговались за 6 и 10 ЕВРО. Поднялись выше, к серым камням, посмотрели на коз и овец в загонах, полюбовались на панораму Херсониссоса и сделали несколько снимков города сверху. Затем отправились в музей под открытым небом «Lychnostatis», где представлены жизнь критян. Билет стоит 8 ЕВРО, и снова вы становитесь членом клуба и можете прийти бесплатно. Музей нас очаровал. На его территории есть белая церквушка, крест в которой выложен из сушеных роз, маслобойня, пресс для давки винограда, ветряная мельница и домик пастуха. Домик пастуха каменный и круглый по форме, над входом висят рога, и внутри на стенах чучела – головы козлов. Заходили в критский дом – там было что-то среднее между спальней и горницей – все в кружевах и вышивке, чистое и уютное. Также побывали в ткацкой мастерской, там стоял станок, на стенах коврики, образцы пряжи, а также засушенные растения, из которых изготовляют краску. Еще гончарная мастерская (жаль, не увидели процесс изготовления глиняных кувшинов), пасека, гумно и сад. В саду растут различные фруктовые деревья и виноград, но, к сожалению, все плоды еще были зеленые. Посмотрели экспозицию из греческих минералов и гербарий. Мама примерила лавровый венок (невзирая на мои протестующие крики – не тронь экспонат), фотография получилась забавная. Единственный минус – нет русскоговорящих экскурсий, мы немного походили за английской группой. Нам на входе дали листочки со стихами на английском языке, но я не поняла, какое отношение они имеет к табличкам в музее.
Как бы ни было хорошо в Херсониссосе, мы не собирались все две недели провести там, загорая и купаясь. Гида я своего разочаровала – отказалась от круиза на Санторини, Спиналонгу, пещерыЗевса, Кноссоса, археологического музея и т.п. Все, кроме острова Санторини, я посетила в первый свой приезд на Крит. Греческие вечера мы посещали на Кипре, причем и выезжали в какую-то деревню, и были на тех, которые устраивались в отеле. Так что это мероприятие решили проигнорировать, но могли бы пойти на критский вечер в соседний отель “Glaros”. У своего турагента я приобрела экскурсию в ущелье Самарья, признаю, что глупость сделала, но я ездила туда одна и думала, что будет русская группа. На деле вышло, что зря переплатила – и в моем автобусе, и в других не было ни одного русского туриста. На местном автобусе KTEL (на этих автобусах есть даже экскурсионные туры, информацию можно получить на автобусных станциях) мы ездили в Ираклион и Агиос Николаос. Круиз на остров Диа я купила в местной турфирме, прямо при нашей гостинице. Он обошелся мне в 28 ЕВРО на человека (у агента 38 ЕВРО). Агент настойчиво предлагала круиз на остров Санторини (90 ЕВРО) – и как все это интересно, и какой классный теплоход с бассейном, и мест на этом теплоходе мало, а желающих много, но я отказалась. В аквапарк Water City я тоже решила не ехать, а покататься на горках в Star Beach, хотя он гораздо меньше Water City, а стоит - 10 ЕВРО за горки и 3 ЕВРО за лежак, с 11.30 до 17.30. Поездка от агента обходится где-то в 30 ЕВРО, да еще на территории парка могут потребовать плату за лежак. Так с нами пытались поступить, когда я была в аквапарке в первый раз. Подошел русскоговорящий служитель и стал требовать с нас какие-то билеты за лежак. Понятно, что за камеру хранения нужно платить (по желанию, конечно), но лежаки-то, наверное, в стоимость поездки входят. А ваучер турагента мы сдали на входе, пришлось с этим разбираться. Поэтому лучше конечно поехать в аквапарк на автобусе (или такси) и самому купить билет. Тогда уже точно плата за билет включает и плату за лежак и за катание на горках. Мы делали так на Кипре, а вот здесь я не выяснила, ходит ли местный автобус KTEL до Water City, это где-то в районе деревни Anogia.
Один день решили посвятить осмотру Агиос Николаоса. Билет на автобус стоит 5,30 ЕВРО, дорога занимает примерно час. Проехали город Малью, где основные туристы – англичане, он показался мне меньше, чем Херсониссос, главная улица совсем узкая. По дороге попадались плакаты: «SUN BEACH – THE BEST BEACH», но туда мы не съездили. Пейзаж на пути в Агиос Николаос отличался от того, который мы наблюдали, когда ехали из аэропорта Ираклиона – горы, но зеленые, много деревьев. И сам Агиос Николаос больше чем Херсониссос, и очень красивый, там уже слышна английская речь. В городе мы сначала позагорали на муниципальном пляже Ammos и поплавали в море. Рядом находился еще муниципальный пляж Club Beach, очень хорошо оборудованный, но там не просто были платные лежаки, а еще платный вход - 80 центов. Ну, раз так, позагорали на простом пляже. Затем отправились к главной достопримечательности острова – озеру Вулесмени. По пути к озеру посмотрели церковь Святой Троицы с красивой мозаикой на фасаде. Озеро называют бездонным, глубина 64 метра. Дна мы и в самом деле не увидели, вода темная и множество маленьких рыбок. Еще плавают жирные утки, похоже, их подкармливают туристы из кафе. Один берег озера скалистый, и в этой рыжей глинистой стене делают гнезда горлицы. Вокруг озера кафе и рестораны, а соединяется оно с морем узкой протокой. Так что вода в озере соленая (мама проверила). Поднялись по лестнице наверх и полюбовались прекрасным пейзажем. На многих открытках изображено это место: как озеро соединяется с морем, вид сверху. Так что Агиос Николаос нам очень понравился. В субботу мы поехали в Ираклион. Билет – 4,10, 30 минут езды на автобусе KTEL. Осмотрели многие достопримечательности: венецианский порт и крепость Кулес, церковь Святого Тита, базилику Святого Марка (сейчас там выставка современной живописи), Лоджию (Логию, раньше была биржа, а сейчас мэрия). У фонтана Морозини (не действует) с 8 львами сели на мини-поезд и проехали по центру Ираклиона. Во время поездки я заметила красивый парк, но как туда пройти, не поняла. Парк Эль Греко по сравнению с тем просто скверик. Заходили на рынок на улице Odos 1866, он бывает только по субботам. Купили какие-то сувенирчики. Сразу скажу насчет сувениров: покупала все в пределах 2-3 ЕВРО. Это были поделки из керамики, травы, брелоки, вино. Не могу оценить, дорогой Крит или нет, так как была только на Кипре и Англии, которые не являются дешевыми странами. Да и Москва, в которой я проживаю, считается одним из дорогих городов мира. Так даже сказали «русские немцы», с которыми я познакомилась в Херсониссос.
Ираклион мне не очень понравился, какой-то он грязноватый, старинные постройки (не всегда в хорошем состоянии) соседствуют с современными, попались даже какие-то трущобы. Из Ираклиона ходит местный автобус до Кноссоса. Для меня, конечно, было лучше поехать в Ираклион самостоятельно (и гораздо дешевле). Турагент берет за поездку гораздо больше денег, а потом еще собирают деньги за билеты дополнительно, уже в автобусе. В этот раз хоть указали эти цены в своей рекламе, а то для многих это неожиданность – а за что раньше взяли – за катание на автобусе?
В Самарью я отправлялась в 5.30 утра. В гостинице мне сделали ланч-пакет (позавтракать ведь не получается) и я с рюкзаком села в автобус. В автобусе я одна была из России. И в других автобусах, которые тоже привезли туристов к ущелью, не было ни одного русского туриста. Так что зря я переплатила, да еще агент не сообщила мне, что надо еще заплатить за паром и вход в ущелье, еще 8,5 ЕВРО. Гид говорила по-английски и по-французки, я ее объяснения понимала. Проезжали мимо города Ретимно и Ханья, это Западный Крит. Моя коллега говорила, что он более зеленый, чем восточный Крит. Похоже что так, попадались апельсиновые рощи, в горах – хвойные деревья. Дорога занимает около 4 часов, в местечке Skaleta делают короткую остановку, чтобы перекусить и затем, на плато Omolos, в местечке Xyloskalo, начинается спуск в ущелье. Я выбрала так называемый “”long way” , он гораздо интереснее и такой уж тяжелый. Сначала надо спускаться по тропе вниз, очень осторожно, так как там только подобие ступенек и на прочность перил нельзя полностью полагаться. Затем путь идет через горную речку, виды вокруг потрясающие. По пути устроены площадки для отдыха, источники с водой. Попадаются развалины церквей, деревень, где греческие крестьяне скрывались от турок-завоевателей. Животных я там никаких не увидела, а растения попадались интересные. Еще там есть поле, где туристы делают пирамидки из камней, смотрится забавно. Я тоже свою постройку оставила на память. Последняя площадка для отдыха – перед так называемыми Железными воротами. Там ширина ущелья составляет 3 метра, по дну бежит горная речка, которую приходится переходить по деревянным мостикам. А у меня пленка к этому времени закончилась в фотоаппарате. Так что пришлось демонстрировать открытки. Путь по ущелью составляет где-то 12 км, занимает около 5 часов. Встреча с гидом была назначена в 5.00 часов в таверне Кри-Кри в деревне Agia Roumeli. К сожалению, почти на выходе из ущелья начался дождь, и последние метры до деревни я бежала. Успела вовремя, только зашла в таверну, и дождь перешел в ливень. Жалко, я хотела осмотреть деревню (хотя в предыдущих рассказах сайта говорилось, что там нет ничего особенного), искупаться в Ливийском море. Пришлось сидеть в таверне Кри-Кри, я поболтала с девушкой Поппи, нашим гидом. Таверна, похоже, не относится к разряду дешевых, там в меню была даже внесена отдельным пунктом плата за обслуживание – 50 центов (раз к слову пришлось, упомяну цены на еду: мясные блюда – от 3 ЕВРО, рыбные – от 5 ЕВРО, напитки – от 1 ЕВРО; цены в ресторанах на побережье выше, чем в кафе, которые в городе (но не на главной улице); еда на вынос подешевле, «гирос» - это мясо в лепешке – стоит 1,50 – 2 ЕВРО).
Итак, пообедала я в этой таверне, и дождь закончился. Пошла на берег моря, были большие волны, так что искупаться не рискнула. Опаздывающий паром (в Agia Roumeli попасть можно только с моря) наконец-то прибыл и мы отправились в Chora Sfaklion, по пути сделав остановку в местечке Loutra. В Chora Sfaklion мы сели в автобусы, и поехали обратно, в гостиницы. В “Mari Kristin” я была в полночь. Экскурсия мне очень понравилась и совсем не показалась мне утомительной. Надеюсь снова поехать на Крит, остановиться в городе Ретимно и повторить этот незабываемый поход по ущелью Самарья. Еще одна наша экскурсия – это круиз на остров Диа. Собралось народа на две небольшие яхты, и Россию представляли мы с мамой вдвоем. Сначала была сделана остановка на необитаемом острове. Именно здесь в 1972 году Жак Кусто на корабле Калипсо искал Атлантиду. Остров небольшой, говорят, что там водятся козы Кри-Кри, но мы не видели. Непонятно, где они там обитают, остров представляет собой сплошные камни и мелкие зеленые кустики, с виду мягкие, а на самом деле колючие. Мама забралась на самый верх, а я не рискнула – забираться гораздо легче, чем спускаться. Зато мама за труды была награждена потрясающим видом, жаль, что фотоаппарат она не захватила. Потом мы отправились на другой остров, где уже был оборудован пляж, были ресторан и бар, водные виды спорта. Я покаталась на «банане», а потом нас накормили вкусным обедом, но сок был разбавлен просто до предела. Но все равно мы отлично провели время.
Две недели пролетели быстро, все хорошее имеет свойство заканчиваться, причем очень скоро. В аэропорту Ираклиона мы встретили актера Анатолия Кузнецова, но все говорили ему просто «товарищ Сухов». Актер заходил в “duty-free”, но ничего не приобрел и сетовал на то, что все очень дорого. На Крите наверное, «Белое солнце пустыни» не смотрели.
Итак, мы уже в Москве. Уже прошел месяц с того дня, как мы вернулись, и я наконец-то закончила мой рассказ. Уже слез потрясающий, вызывающий зависть коллег, загар; розданы сувениры, выпито вино. Фотографии тоже получились хорошие, коллегам понравились. А я говорю себе – отпуск удался, в очередной раз все прошло отлично. И жду с нетерпением следующего лета, чтобы снова отправиться если не на Крит, то обязательно в Грецию, которую мы искренне полюбили.

1. Александр
    Александр 10 июля

остров Санторини
    Людмила! Напрасно не посетили остров Санторини. Он прекрасен, необычен и очарователен. Ни на что не похож. Желаю Вам его посетить в следущий визит на Крит.

2. Людмила
    Людмила 10 июля

про Санторини
    Александр, а вы заказывали экскурсию у агента или местного турбюро? Какие цены? Нам агент предлагала за 90 евро, да еще, как я слышала, на месте надо платить? Я просто уже ездила на длинную экскурсию в Самарью, поэтому на вторую такую не решилась. Надеюсь на следующий год поехать в Ретимно и тогда уж съездим на Санторини.

3. Оксана
    Оксана 10 июля

Еще один прекрасный рассказ!
    Поздравляю! Вторая часть удалась! Впрочем, как я первая :) Рассказ полон впечатлений, причем только положительных, а также мелких, но очень важных подробностей. Я тоже сижу в ожидании следующей возможности уехать заграницу, причем хочется почему-то именно в Грецию. Наверное, ты меня заразила :)

4. j
    j 12 июля

Как будто снова съездила... Опять вопоминания мучают. Муж хочет снова на Крит, да и я бы не отказалась, хотя столько еще неизведанных мест. Огорчили вы меня только известием о живой музыке в Хард-Рок-кафе. Мы там были в мае и уезжали третьего июня - и музыканты все время играли. И если честно, мне понравилось там именно в мае - не сильно жарко, и народу еще немного. А озеро в Агиос-Николаосе мне тоже казалось безумно глубоким, пока недавно я не услышала, что глубина Байкала 2,5 километра! :-))) Но спасибо за то, что вызвали ностальгию нашим удачным прошлогодним отдыхом.

5. Людмила
    Людмила 15 июля

ответ на Без названия
    А я ваш рассказ тоже читала перед поездкой, поэтому и пошла сразу же в Hard Rock Cafe. Но вот такой облом - у меня даже фото есть, там видно доску с объявлением о живой музыке с 3 июня. Ваш рассказ мне тоже очень понравился, не оставила правда, реплику для вас, делаю это с опозданием.Рассказ хороший, я подчерпнула из него нужные мне сведения. На будущий год хочу снова попасть в Грецию, может быть в Ретимно на Западном Крите.

6. Юля
    Юля 19 июля

Про Санторини
    Людмила, спасибо, рассказ замечательный! Мне тоже хотелось бы узнать у Александра, можно ли купить экскурсию на Санторини на месте.

7. Людмила
    Людмила 19 июля

Юле про Санторини.
    Спасибо, что оценили рассказ! Про Санторини мне Александр не ответил, но я видела, что местные турфирмы предлагают этот круиз, только вот ценой не поинтересовалась, так как мы не планировали эту поездку. Еще эти фирмы предлагают экскурсию на Санторини на "ракете" (кажется, так можно назвать этот вид транспорта, на плакате было написано jet), это гораздо быстрее

Национальный парк Самария

Самария - самый известный Национальный парк Греции. Он является крупнейшим заповедником и одной из самых популярных достопримечательностей не только Крита, но и всей Греции.…