Церковь Федора Стратилата

Дальше Ильмень

Церковь Симеона 1467

Краткое описание нашей поездки в Великий Новгород

предназначено в первую очередь для тех,

кто собирается провести там 2-4 дня в качестве туристов.

Мы посетили Великий Новгород в июле 2004 в составе 3 взрослых и 2 детей школьного возраста. Ехали из Москвы поездом. В 21.20 отсюда, в 05.18 – там. Плацкартный билет стоил 350 руб, купейный 700 руб. Гостиницу заказывали по телефону. В популярной «Новгородской» (тел. 8-8162-172-260) нам честно сказали, что в этот период у них не будет горячей воды. Спасибо. «Роза ветров» предложила нам блок 2+3, 350 руб/чел, что нас вполне устроило. Тел. 8-8162-172-033. Никаких факсов они не требовали, только просили перезвонить ближе к делу и подтвердить бронь.

Одноместные номера в Великом Новгороде (стоимость в сутки):

1. Гостиница Береста Палас**** - 2500 руб. тел: (881622) 34747

2. Гостиница Волхов*** - 1200 руб. (центр города) тел: (88162) 115500

3. Гостиница Акрон - 650 руб. (центр города) тел: (88162) 136916

4. Туристическая гостиница Россия - 550-600 руб. тел: (881622) 34185

5. Гостиница Интурист*** - 820 руб. тел: (88162) 175089

От вокзала до гостиницы прогулялись пешком по утренней прохладе: прямо до Земляного вала и чуть налево вдоль него. Гостиница сильно напоминает общежитие, но все чисто, недавно косметически подремонтировали, сантехника работает, горячая вода есть, в номере холодильник и телевизор, чашки, блюдца; чайник получили у горничной, на этаже есть кухня. Единственная проблема – комары. Купили для них Раптор розеточный.

Экскурсию заказали из Москвы в музее по тел. 8-8162-1737-70. Она включала Кремль с посещением Софийского собора, Ярославово дворище и церковь Спаса Преображения на Ильине. Стоимость - 500 руб. на нашу группу. Экскурсовод Галина Васильевна - очень приятный человек, интеллигентна, профессиональна. Мы бы не хотели встретить никого другого вместо нее. Нам повезло. Большое ей спасибо.

Софийский собор надо обязательно включить в экскурсию. Здесь – чудотворный образ Богоматери «Знамение», которому посвящена известная новгородская икона «Битва новгородцев с суздальцами или Чудо от иконы Знамение» (Третьяковская галерея), здесь - фрагменты древнейших росписей XI века. Мы планировали посмотреть потом выставку древнерусской живописи в главном здании музея, но в четверг там санитарный день, а в пятницу - не успели. Экскурсия очень информативна, памятники ждут вашего возвращения, так как захочется сделать побольше снимков. Второе сильнейшее впечатление этого дня – фрески Феофана Грека. Их надо увидеть! Организационно мероприятие требует пристального внимания, так как режим работы храмов в Новгороде крайне сложен, у всех разные выходные и санитарные дни. Твердо могу сказать, что в среду и в пятницу церковь Спаса Преображения открыта по крайне мере с 10 до 15 (17?). Последний четверг месяца – сан. день, выходными в инете объявлены где Вс-Пн, где Суб-Вс. Знаменский собор, что напротив ц.Спаса Преображения, вопреки сведениям, почерпнутым из Интернета, оказался закрыт именно в среду. Детям больше всего понравился подъем на башню Кокуй в Кремле, даже призывали нас на следующий день повторить восхождение.

К сожалению, по улице Великой до церкви Петра и Павла в Кожевниках (одна из лучших новгородских, XV век, стоит обязательно дойти), как и до Зверина монастыря мы добрели поздновато. Все было уже закрыто. Конечно, хотелось бы посмотреть фресковую роспись XV века монастырской церкви Симеона Богоприимца.

Перекусить Галина Васильевна посоветовала в Колобке, там вкусная выпечка. Выпечки мы не попробовали по причине существенной очереди. Ели в Блинке или в кафе На Сенной (500 и 1200 руб за всех соответственно).

Галина Васильевна же посоветовала нам отправиться в Перынь и Юрьев монастырь самостоятельно и общественным транспортом, так как это совсем близко. На следующий день утром без проблем прямо от здания ж/д вокзала автобусом 7 мы туда и отправились. Ехали сидя, минут 15. Нам сказали, где выйти, и, как оказалось, в Перынский скит ведет отличная асфальтированная дорога, по которой надо идти никак не больше 15 минут, заблудиться невозможно. Вид на бесконечное озеро Ильмень, песчаный бережок, сосны еще до входа на территорию скита вызвали у нас массу эмоций. Территория скита необыкновенно живописна, стоит потратить время и погулять под вековыми деревьями. Маленькая цвь Рождества Богородицы, почти уничтоженная во время войны, восстановлена. По основной тропинке, огибающей все по периметру, не переставая радоваться красоте окружающего, вы дойдете до лип невиданной древности и вернетесь к исходной точке. Кстати, на входе есть туалет, традиционного типа «удобства на улице», но чистый и с туалетной бумагой. Во всем чувствуется забота и труд, одни справочные таблички о природе чего стоят. Скит мы покидали с большим сожалением. Хотелось задержаться там подольше, но и так уже вторая половина дня пошла. В ближайшем населенном пункте у дороги, где мы вышли из автобуса, выяснили, где находится магазин (на берегу у яхтклуба). Там мы слегка перекусили. Еду надо было взять с собой и побольше! Нам посоветовали идти в Юрьев монастырь по берегу. Именно так и надо было поступить. Близко, по дороге большой песчаный пляж, еще раз добежали до водички, которая, оказалась достаточно теплой. Дети изъявили желание приехать сюда еще раз.

Княжеский Георгиевский собор впечатляет мощью и монолитностью. Это 12 век, причем начало века! Его размеры и пропорции заставляют задуматься, есть ли равные ему по масштабности. Это второй после Софии храм, до него надо доехать обязательно.

Музей деревянного зодчества Витославлицы мы осмотрели достаточно быстро, уже уставшие, да в толпе иностранных туристов, хотя все равно не только детям было интересно. Уехали благополучно на рейсовом автобусе прямо от Витославлиц.

На третий день, воодушевленные успехом предыдущего, мы поехали в Николо-Вяжищский женский монастырь. Опять сами. Это 12 км на северо-запад. Галина Васильевна посоветовала сесть на автобус 5 в сторону химкомбината на Б. Санкт-Петербургской. Вечером мы нашли остановку с расписанием недалеко от Земляного вала и утром сели в автобус. Доброжелательный молодой человек, кондуктор, очень удивился нашему маршруту, но обещал показать, где выйти. Как он сказал, нам придется идти очень далеко, км 2 или 3. Мы решили, что местное население ходить не умеет. Когда мы вышли из автобуса, монастырь был хорошо виден от поворота, и мы еще больше укрепились в своем мнении. Однако иллюзия его близости нас обманула. Топать пришлось действительно далековато, зато тишина и безлюдность окружения позволили веселиться коллективу, снимаясь стоя, сидя и чуть ли не лежа на пустынной дороге. Когда мы доползли до места, сразу спросили у прохожего, во сколько пойдет местный автобус в город. На нем в 13.00 (№ 123) мы поехали обратно. Монастырь потрясающе красив и ухожен. Рельефные изразцы фасадов, характерные для построек XVII века, по разнообразию могут соперничать со знаменитыми ярославскими. Встретили нас откровенно негостеприимно, т.е. никто к нам не вышел. Как нам потом сказали в Красной избе в Новгороде, это за ними известно. Гостеприимством не отличаются.

Еще одно впечатление от Новгорода – город очень зеленый. Густые и красивые кроны деревьев, очевидно, свидетельствуют об их отличном самочувствии и достаточной чистоте воздуха.

Я постаралась дать, по-возможности, полезную инфомацию. Как видите, даже для безлошадных туристов с детьми такая поездка вполне возможна.

Любые справки можно получить в Красной избе с 10-17, Сенная пл, 5. 8-8162-173-074.

1. Ким Гордон
    Ким Гордон 12 января

Красиво и в Январе
    на новогодних каникулах посетили. если не выезжать в пригород, то для осмотра города хватает одного дня. уехали вечерним московским в 21:06, в Москве были в половине шестого утра. (купэ повыш. комфортность 880 р.)

2. Ольга В (СПб)
    Ольга В (СПб) 12 января

Olga, спасибо за рассказ, очень информативно. Были с семьей в Новгороде два раза, собираемся съездить еще на week-end. Если позволите, я добавлю: из неупомянутого - еще стоит посетить ресторан "Детинец" в Новгородском кремле.

3. Наталья
    Наталья 01 февраля

Спасибо за рассказ.
    Ездили в мае 2005 года, цены значительно выросли - 1600 за Волхов и 4000 за Бересту. А в Детинце нет ничего особенного:)

Музей ювелирного искусства Костромы

Музей ювелирного искусства Костромы расскажет о старинном промысле края, приоткроет тайну зарождения ювелирного дела и покажет сегодняшние достижения отрасли…