На этот раз границу между Ботсваной и Зимбабве мы прошли без задержек, перешли через сетчатые ворота, сели в другую машину, и уже часам к 12 миновали железнодорожную станцию и приехали к Victoria Falls Hotel. Красные ливреи молчаливых боев, фонтаны и газоны, цветы и пальмы, старые литографии в на стенах, английская мебель, дубовые шкафы с книгами в библиотеке, корзина с цветами на рояле в курительном салоне возле ресторана, охотничьи трофеи над лестницей – словом, мистер Ливингстон и английская королева прогуливаются сейчас по парку, мимо флагштока с указателем расстояния до Каира и до Кейптауна. Мечта колониальной империи: железная дорога « К- К», от Каира до Кейпа, так и не осуществилась, но кусочек этой дороги с мостом через Замбези, соединяющим Зимбабве с Замбией, виден из парка отеля. И за этим мостом дымится и шумит водопад Виктория. Отель действительно принимал двух английских королев, имеет долгую и славную историю. Несмотря на сложную обстановку в стране, он остается островком респектабельности и роскоши для туристов. Но порядок уже пошатнулся, как всегда это заметно по сантехнике в номере – еще не подтекает, но уже капает. А в стране тоже непорядок, это заметно по валюте. Один американский доллар обменяли на 20 тысяч зимбабвийских, раздали как сувениры. Долго дома тысячедолларовая бумажка с портретом африканского президента всех гостей развлекала.
  Быстренько бросив вещи в номерах, мы поспешили к водопаду Виктория. Вход на территорию – платный. С нами был гид, который рассказывал про местное название водопада – «Гремящий дым», и что в большую воду в этом месте нужно надевать плащи, и что радуга, которую мы видим, бывает видна и ночью при луне. В этот сезон вода малая, и брызги не очень сильные, можно даже фотографировать. Зрелище – эйфорическое. Течет полноводная спокойная река, и вдруг проваливается в поперечную расщелину. И взрывается брызгами, уходит в сторону, и зигзагом мечется по узкому руслу.
Сам водопад хорошо видно с нашего, зимбабвийского берега. На противоположном берегу - Замбия, проводники заводят в углубления в русле реки туристов, которые купаются прямо над водопадом. Не знаю уж, куда крокодилы при этом деваются. В конце нашего маршрута – тот самый железнодорожный мост над расщелиной, с которого желающие могут спрыгнуть на 111-метровой тарзанке за 85 долларов. Хоть со стороны Замбии подходи, хоть из Зимбабве. Мы прыгать не стали, у нас в программе – «вечернее сафари с ужином в буше».
  Два джипа везут нас в природный парк Nakavango Estate, где мы опять колесим по дорогам, глазеем на мелькающих по сторонам антилоп и зебр, на закатное солнце, на бегемотов в реке. Останавливаемся на смотровой площадке и выйдя из машины, девушки тщательно опрыскиваются антикомариным аэрозолем. Кто-то спрашивает у рейнджера, как лучше оберегаться от малярии. «Вообще-то сейчас не сезон» - говорит он. «Но если людям спокойнее, пусть обливаются».
  Темнеет, похолодало, наше путешествие продолжается при свете прожектора, и это уже другое зрелище. Часто видны только огоньки звериных глаз. Но вот мы свернули к ручью на узкую дорогу – и прямо из под колес выбежало целое семейство бородавочников. Возвращаемся к началу маршрута – к «офису» парка, там нас ждет ужин: на поляне столы, рядом – жаровни с мясом (крокодил, антилопа, курица) и миски с овощами, соусами и кукурузной кашей. Все очень вкусно, тем более, что днем пообедать мы не успели. Сверху – незнакомое звездное небо Южного полушария, и гид Наташа показывает нам, где находится Южный Крест.

День десятый.

Это был мой день рождения. Обычно он у меня осенью, а в этот раз, в другом полушарии – весной.
  Первым номером программы этого дня было сафари на слонах в том же Nakavango Estate, где мы вчера ездили на джипах и встречали странные дорожные знаки – человек на слоне.
  Сперва нас напоили чаем-кофе и показали фильм про слонов вообще и про наш маршрут, и попросили подписать бумагу, что мы предупреждены о возможных опасностях. На слонов садились со специального помоста, на больших – по двое, на маленьких – по одному, не считая погонщика. Он сидел впереди и тихо объяснял, как зовут слона, и сколько ему лет, и разговаривал со слоном, и погонял, когда тот останавливался чтобы кустик сжевать, и показывал пробегавших животных. Вереница таких «кентавров» неторопливо шла по тропе среди кустов, сидеть было удобно, только на спусках-подъемах надо было отклоняться для равновесия. Впереди колонны шел рейнджер с ружьем и оператор с видеокамерой. После возвращения на базу слонов можно было погладить и покормить с руки (ну очень шершавый хобот). Пока мы пили чай-кофе, только что отснятый фильм смонтировали и тут же показали, и размножили для желающих (на кассете или на DVD).
  Возвращаясь в отель, заехали на рынок деревянных изделий. Там стадами по росту стояли жирафы слоны и бегемоты, грудами лежали миски и маски. А продавцы натирали поделки ваксой (чтобы черное дерево получилось). Группа разбрелась и увлеклась покупками. По отзывам, большого жирафа можно было купить – ну за сколько хочешь. Чем люди и воспользовались, и обратно в багаже летело немало увесистых свертков. Мы с мужем быстро управились с покупками, и пешком дошли до отеля мимо дежуривших на перекрестке полицейских (туристов оберегают). С наслаждением залезли в бассейн (постриженная травка, столик у шезлонга, служитель приносит полотенца, официант – коктейль – чувствуешь себя белым человеком). На бортик садятся стрекозы, почему-то оранжевые, а на газоне приятно взору расставлены скульптуры. Хотя нас и пугали ценами для туристов в Зимбабве, ланч возле бассейна оказался недорогим.
  Но долго расслабляться – некогда, у нас на сегодня еще обширная программа. Мы будем летать над водопадом и плавать по реке на кораблике. Решили не возвращаться в перерыве в отель, поэтому заказанный именинный торт и закупленное нами еще в Duty Free Йоханнесбурга вино должны доставить прямо на корабль. А два джипа везут нас к вертолетной площадке. Там весело разрисованный вертолет в течение 15 минут катает группу над рекой Замбези и водопадом Виктория. Сверху хорошо виден зигзаг ущелья, прерывающий спокойное течение реки, и железнодорожный мост, и желтая саванна, и зеленые островки отелей. Чуть мешает дымка, но все равно снимки получаются интересными (особенно с переднего сиденья рядом с пилотом, где прозрачный колпак даже под ногами). Пока в воздухе была другая группа, нас повеселил приехавший из отеля зимбабвийский гид. Он взволнованно объяснял нашему гиду Наташе, что в ресторане испортили именинный торт, «потому что они на нем написали Ваше имя». Ну не думал человек, что у белых людей тезки встречаются. Еще он предупредил, что транспорт до кораблика задерживается.
  Пришлось начать праздник прямо тут, произнося тосты возле летного поля, и разливая коньяк, прибереженный в рюкзаке, в крышечки от бутылок с водой. Так что когда мы загрузились на корабль для вечернего круиза по Замбези, настроение было прекрасное. На кораблике предполагались какие-то закуски-напитки, но привезенные с собой превосходили их качеством, а доставленный из отеля торт был не столько вкусным, сколько большим. Под звон бокалов с местным шампанским очень приятно было разглядывать берега, и далеких слонов, и крокодила на берегу, и закатное солнце над пальмой. Живности было не очень много, а туристов – много. Крокодил в реке, на которого съехались посмотреть две компании туристов, сперва отвернулся от брошенного яблока, а потом быстро умял сосиску в тесте, и погнался за отплывающим кораблем – наверно, добавки хотел. И скорость его была немаленькая. Стемнело, мы причалили к берегу, не переставая веселиться доехали до отеля, и продолжили банкет за ужином. В это время в ресторане выступала группа с народными африканскими танцами – очень кстати. Вот такой получился длинный день.

День одиннадцатый
  А наутро меня разбудили крики и топот множества лап по крыше. Думала, бабуины – оказалось, мангусты.(После мы их видели возле фонтанов во дворе, бегают стаей и не боятся людей.) Я с фотоаппаратом иду прогуляться по территории отеля. Солнце встает над водопадом, освещает реку, и я вижу вдалеке хорошую смотровую площадку, к которой и направляюсь. У бокового выхода – охранник отеля, спрашивает, не к водопаду ли я иду.
  - Нет, я просто гуляю, вот там есть смотровая площадка.
  - Я провожу Вас.
  И он действительно провожает меня по дорожке, на которой видны следы гулявших слонов, затем через буш по тропинке к высокому берегу реки, и ждет, пока я сфотографирую реку и мост. Наверно, это специальный отельный провожатый.
  На завтрак я не опоздала, и он не испортил праздника. На веранде ресторана с видом на водопад неспешно завтракают гости отеля, а чернокожие официанты в белых перчатках разносят омлеты и кофе. Между прочим, в основном ресторане – строгий дресс-код, без пиджака и галстука не пустят. Это тот самый ресторан, рядом с которым салон для коктейлей и курительный салон, примыкающие к библиотеке…Но в это время года этот ресторан просто не работал, хватало двух других. Хорошо бы пожить несколько дней в этом отеле, почитывая английские книги о колониальной Африке, посиживая в гостиной у рояля и наслаждаясь пейзажами. Но увы – нам пора уезжать.
  Опять маленький аэропорт Victoria Falls, стюардесса распыляет аэрозоль от комаров, прилетаем в Йоханнесбург, получаем из камеры хранения вещи, а в банке – возврат Tax, обследуем многочисленные аэропортовые магазины. Коньяк, ликер Амарула, коробка с протеями и их семена. Потом долгий перелет домой, из весны в осень.
  А протеи трех видов у меня проросли, и пережили нашу темную зиму. Может, удастся вырастить южноафриканский цветок на московской земле? Есть у кого-нибудь такой опыт?