Поезд прибыл в небольшой прибайкальский рыбацкий городишко – Слюдянку. Слюдянка интересна обилием минералов, находящимися в окрестных горах. Город назван из за огромных залежей слюды флогопита. Много и мрамора.
 
  Вот он, Байкал! Сходили на берег, любовались видами озера. Мы разместились у Жигалова в гостинке при его минералогическом музее. Музей и его разноцветные камешки был хорош, однако наши иностранцы подверглись дискриминации, с них запросили в три! раза больше денег, чем с нас, за слегка теплую баню. Договорившись с машинами, мы отправились в глубь Саянских гор. По пути откормленные коровы выходили на дорогу, мешая нашему передвижению. Местные деревни довольно большие. Тункинская долина весьма плодородна, издревле здесь селились люди. По долине пролегает один из немногих путей, ведущих из Центральной Азии и Монголии к Байкалу и в Сибирь.
  Оставил свой след на этой легендарной земле и Гэсер хан, великий мифический герой Азии. Есть культовое место, где Гэсер остановился отдохнуть, оно так и называется, «тамхи баряш»: кури трубку.
  Прибыв в бурятскую деревеньку Хойтогол, я попытался найти местных жителей и лошадей для перевозки нашего багажа на источники Шумак. Местные сидели группками на улице в рабочее время и на вид были совершенно не адекватные. Они слегка покачивались, что-то говорили на своем языке и были пьяны, наверное ещё с сотворения мира. Один шустрый субъект по имени Юрий, подъехав на мопеде, пообещал достать лошадей. Я неприятно был удивлен возросшей ценой. Как оказалось в последствии, цена растет год от года, и давно стала выше, чем за такие же услуги на Алтае. Наш новый бурятский друг Юрий подогнал машину с железной будкой с надписью "хлеб". Закрыв в непроглядно темном фургоне нас повезли туда, где по всей видимости и обретались искомые лошади на отдаленной ферме. По пути кому-то не хватило свежего воздуха, и народ высказал предположение, что нас хотят погубить таким образом. На что я отвечал, что способ весьма нелепый. Прибыв на ферму, Юрий, наконец, раскрыл свою нехорошую сущность. Он был посредник, и пытался нам подсунуть негодных лошадей. Лошади были не подкованные и не могли перейти через высокогорный перевал, имеющий к тому же сложность 1А и высоту 2700 метров. Попрощавшись с Юрием, занялись приготовлением пищи. Я тем временем добыл нужных лошадей. Лошади обещали быть только к вечеру. Йоги, пообедав, занялись тренировками. Солнце жарило. Вокруг расстилался монгольский пейзаж. Равнина, и на горизонте синей стеной стояли горы.
  Буряты, как ни странно, не проявляли особого интереса к йогам, хотя они вытворяли немыслимое со своим телом. Бурятский быт мало отличается от быта русских крестьян. Такие же рубленые дома и сараи. Только коров больше. Животноводство является приоритетным направлением местных хозяйств. Лошади вскоре прибыли со своими молодыми провожатыми. Уже в 22 часа мы вышли на маршрут. Солнце было ещё высоко и светило ярко. Затем дорога резко пошла в гору, внезапно наступила тьма, и мы как-то резко устали. Но тут на наше счастье показалась стоянка. Сараи в темноте были освещены светом костров. Где то вдалеке шумел горный поток. Вокруг колеблющегося пламени сидели раскосоглазые люди, ржали лошади, горы призрачными громадами угадывались вокруг. Наши провожатые встретили товарищей, подпили и начали слегка бузить. Еле утолкали их спать. На утро, конюхи оказались весьма спокойными, дружелюбными и услужливыми молодыми людьми. Как чудесен трезвый бурят!
  Дорога к Шумаку пролегает через тайгу, мимо горных озер, все выше и выше. Воздух напоен незнакомыми ароматами. Душа успокаивается, и кажется, что возвращаешься в свой истинный дом, оставив все напускное, все условности позади. Днем, когда осталось преодолеть только перевальный взлет, погода резко ухудшилась. Началась пурга, пошел снег. Вокруг ничего не было видно. Только камень и снег, и тропа лезет круто в каменное никуда. Самая молодая участница затосковала в ярко выраженной форме. Успокоив её и объяснив, что это не навсегда, полезли вверх. На перевале узрели кресты и памятные знаки, тем, кому не посчастливилось перейти это препятствие. Недалеко стоит обо, молитвенный шест с подношениями. В виде подношений выступает всякие ненужные путешественникам, и, вероятно необходимые хранителю перевала, вещи. В целом, Хангай, мифический страж перевала, в основном благоволит людям. Однако несколько лет лежал на склоне скелет лошади. Наутро непогода рассеялась. Вероятно Хангай удовлетворился нашими дарами. Стоянка была около изумительного водопада метров 30 высотой. Особенностями местных гор являются каньоны и водопады. Отвесные стены на некоторых речках достигают ста и более метров. Решили принять утренний душ. Водопад бьет по голове и телу пудовыми молотами, вода ледяная, однако как вылезешь на солнышко, так радость просыпается по всему телу. Освежившись, отправились вниз к целебным источникам Шумак. Здесь около 200 минеральных источников удивительной силы. Есть радоновые и грязевые ванны, источник, по поверью излечивающий от рака. Поэтому сюда устремляются паломники со всего света. Как-то раз сюда прилетал высокопоставленный японский священник.
  Прибыв на место, заняли деревянное зимовье с гордой надписью «пансионат». Вокруг лежал дикий курорт. Одно из немногих мест, куда пока не добралась цивилизация. Здесь не понастроили каменных купалок, модных профилакториев. Внизу, в Ниловой Пустыни, где вода слабее по силе, давно уже нет свободного выхода минеральной воды. Вся вода в скважинах и за деньги. На источниках Шумак любой желающий может принимать бесплатно радоновые ванны, пить минеральную воду тоже совершенно бесплатно и сколько влезет. Учеными, чудесные свойства местной воды изучены, и вода рекомендована к употреблению. В сочетании с удивительным горным воздухом, это дает выраженный профилактический и лечебный эффект. Поэтому данная местность представляет интерес для путешественника. Высота долины 1500 метров над уровнем воды в океане. Вся долина напоена непередаваемым ароматом. Из глубины земли, поднимается Сила, переходит к воде, и затем к тому, кто употребит её.
  С источниками связано несколько легенд. По одной из них, охотник преследовал оленя, раненого стрелой. Охотник нашел его лежащим в грязи. Увидев охотника, олень легко вскочил, будто и не было раны, и ускакал прочь. С тех пор и были открыты целебные свойства долины и источников. Местные жители, не таясь, рассказали всем о местных чудесах. Такая же долина существует и по рассказам на Тувинской территории. Однако нашедших заповедную долину, говорят, убивают.
  Давным давно, на источниках стояла деревушка одного племени. Понравилась пришлому молодому охотнику девушка одна. Была сестра у неё. Красоты говорят были неописуемой. Вернулся через некоторое время юноша свататься с дарами богатыми, но никого уже не осталось в селении. Умерли сестры от неизвестной болезни. С тех пор считаются две сестры хранителями долины и источников. Даров же надо оставлять поровну каждой сестре, чтобы не обиделись.
  Вокруг долины малохоженые Саянские горы. Недалеко, лежит Монголия, а дальше Тибет. Культура Тибета дошла и до этих мест. Монголы, Буряты и местные горные племена это один, искусственно разделенный народ. Источники и камни украшены надписями на тибетском языке. Буддийские Монастыри и дацаны Ламаистского толка.
  На источниках стоит маленький бурятский дацан (молельный дом), огромный православный крест.
  Приняли радоновые ванны, ощущение от пяти минут ванн, как после 2 часов хорошей сауны. Лечили глаза, и пили, пили из разнообразных источников. Около каждого источника надпись, для какого органа он полезен и подношения от излечившихся. Каждый источник разный на вкус.
  Раз в году на источниках Шумак устраивается спортивный народный праздник Сурхарбан. Обычно он состоит из разнообразных спортивных конкурсов, включая монгольскую борьбу, якутские прыжки, канадское кидание бревна, самодеятельность и всякие другие интересные состязания.
  Каждый день йоги тренировались на берегу реки Шумак, под легкой прохладной тенью голубых елей. Ночью неземная луна освещала древние горы.
  В день 7 июля сходили к действующему шаманскому капищу Хуухэйн Хада. Капище расположено напротив интересного природного объекта – огромные каменные столбы в виде замка на другой стороне реки. Хозяин (или хозяйка) данной местности благоволят к деторождению. Поэтому на капище масса игрушек и поделок местных умельцев. Мы оставили свои подарки и как ни странно, немного погодя, у некоторых из нас появились дети. Щит недалеко от капища предупреждает – Долина Шаманов!
  Одна девушка наша, запев какую-то русалочью песню, залезла в реку Шумак и сплавлялась по ней без употребления вспомогательных средств, то есть самоплавом. Проплыв метров 300, она вылезала на берег, отправлялась вверх по течению и повторяла маневр. Сказывался праздник Ивана Купала. Река была холодна и бурлива, хоть и по колено.
  Вечером устроили прыжки через костер и вечерний концерт.
  На следующий день, немного потренировались перед состязаниями. Ребята увлеклись борьбой, и Костя повредил слега плечо Эвауту. Так, состязания ещё не начались, а жертвы уже были. На празднике было свыше двухсот человек. Прошли различные конкурсы и наконец объявили борьбу. Хотя мы взвешивались до этого момента, оказалось, что состязания проходят в абсолютной категории. Константин завалил таки одного бурята. Эваут же оказался чемпионом Нидерландов по бегу с препятствиями и успешно принял участие в состязании по якутским прыжкам. Наши украинцы удовольствовались ролью активных наблюдателей. Вечером мы наслаждались импровизированным концертом, настоящими бурятскими песнями и даже сами исполнили групповую оральную песню. Особенно понравилась мне песня про сухандали (сагаан даля), редкую травку, растущую только в Восточных Саянах и на Камчатке. По научному она называется Рододендрон Адамса и при употреблении в виде заварки внутрь, оказывает сильное биостимулирующее действие. Действие выражается в виде поднятия настроения, иногда настолько сильного, что хочется смеяться и делать глупости…
  Праздник в целом показал свою народную (не показушную) сущность. Люди радовались и веселились, участвовать можно было всем, поэтому он несомненно интересен для путешественника.
  Отдохнув и полечившись, отправились в обратный путь. Спасибо Шумак! На обратной дороге, не справившись с впечатлениями, наш товарищ ушел по ошибке к другому перевалу. Однако быстро исправился и догнал нас к вечерней стоянке. Спустившись вниз, посетили ещё одно сакральное место. Огромный холм, как будто разрублен посередине. В незапамятные времена, говорят, с неба упал бог, и с тех пор песок в этом месте чудесный, дает мужскую силу. Сначала тут колдовали шаманы, сейчас буддийский дацан. Здесь, в единственном месте, наодится интересный культовый предмет. Это большая бочка на высоком шесте. По легенде, буддийский проповедник так убедил местных шаманов, что те сложили с себя все полномочия, культовые и волшебные предметы положили в бочку и вознесли на шест ближе к богу. Красивое святилище по ощущениям уступает маленькому невзрачному дацану на Шумаке. Не зря буддийские иерархи летят и едут на Шумак. Набрав на всякий случай песка для мужчин, отправились в Нилову Пустынь, сели на автобус, и вот мы уже в Слюдянке. «Нищета и убожество» изрек голландец Эваут на чисто русском языке, наблюдая спившихся рыбаков.
  Наше путешествие по сакральным местам продолжилось. Мы отправились в Улан Удэ в главную Буддийскую Сангху Росии Иволгинский дацан.
  Это комплекс храмов с жилищами для монахов. Приехав в дацан, оказалось, что попали на главное богослужение. Храм украшен изнутри полотняными разноцветными колоннами. В центре золотая фигура Будды, по бокам какие то божества, всюду горят масляные плошки. Ходить в храме нужно только по часовой стрелке, за правильными передвижениями бдительно наблюдает специальный монах. Все ламы во главе с самым главным сидели за длинным столом и пели глубокими низкими голосами вводящими в транс. Изредка, один лама начинал трещать трещоткой и гудеть в огромную трубу, пробуждая успевших задремать. Приехал автобус с тетками Орифлейм. Они показали свою дикую базарную сущность, кричали в храме, покупая какие-то безделушки. Однако ламы были невозмутимы и продолжали службу. В другом храме, где вообще не было посетителей, два монаха читали какие-то молитвы. Вообще в этом храме священники показали свою терпимость. Устав от службы, мы возлегли на траве перед храмом. Пошел дождь и нам пришлось перебраться на веранду храма. Мы лежали на ковриках, некоторые уснули. Проходили ламы, экскурсии, но никто нам не сказал ни слова. Однако когда йоги решили позаниматься напротив главного храма, терпению монахов, наверное, пришел конец. Один, подошедши к нам, сказал, что не стоит заниматься в храме практикой, поскольку много обычных посетителей мирян смотрящих на вас, а за забором – и он показал рукой, так много места. Пока йоги занимались, Эваут посетил жилище настоящего шамана.
  Посетили баню советского образца в Улан Удэ. В бане мылись одни буряты. Эваут, как истинный фотограф, изъявил желание запечатлеть процесс помывки бурятского тела. Объявил всем, но народ оказался равнодушным. Дескать, делай что хочешь. И наконец прибыв в г. Слюдянку, отправились домой. Впечатлений конечно масса, буряты добрые (если не пьяные), Горы изумительные, капища шаманские настоящие, источники минеральные просто супер. Байкал вообще вне всяких сравнений. Это было настоящее погружение в дебри Восточных Саян.

Комментарий автора:

Страницы1

4,7/5 (82)

2 комментария

  1. Гость
    Гость 07 января

    спасибо за рассказ!Очень мечтаю попасть на Шумак,но пока нет возможности, а сын мой там был! Здоровья Вам и благополучия!!!

  2. Гость
    Гость 28 июня

    Посещал Шумак пешком в августе 1980 года.1 сентября выпал снег.Красотища.....нигде больше такого не видел...синее небо,голубые ели,белый снег с голубым отсветом.....

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Музей ювелирного искусства Костромы

Музей ювелирного искусства Костромы

Музей ювелирного искусства Костромы расскажет о старинном промысле края, приоткроет тайну зарождения ювелирного дела и покажет сегодняшние достижения отрасли…