Новый год в поезде (2005) (В. Устюг - Вологда)

Описав поездку в Белоруссию, решил начать описывать поездки по России. Здесь я постараюсь соблюсти хронологический порядок, и хотя это не первая такая поездка, но одна из первых. Подвигла меня на нее введенная в том году глобальная скидка на поезда дальнего следования на 31 декабря. В итоге я решил на новый год чего-нибудь новенького, например, встретить новый год в поезде. На одном из сайтов я нашел желающих встретить новый год так же как и я. В итоге было выбрано направление - Великий Устюг - родина Деда Мороза, и мы собрались в путь-дорогу. В отличие от меня народ купил билеты заранее, причем двое купили билеты на 37-38 места - двухместное купе. Обычно оно используется для отдыха проводников и размещения запасных комплектов белья, но в связи с длительным маршрутом состава (пассажирский Воркутинский, причем поезд обслуживался в депо Котлас, так что целиком маршрут состава был таким: Котлас - Москва - Воркута - Москва - Котлас) для этих нужд было выделено четырехместное купе, а двухместное наоборот поступило в продажу. В итоге, когда я утром 31 числа поехал на вокзал за билетами, то оказалось, что на весь поезд за три часа до отправления было всего одно свободное место, если не считать вагона с услугами. Надо заметить, что такой аншлаг был в диковинку не только для меня, он немало удивил начальника поезда, который обычно привык ездить полупустым, а тут несостоявшиеся пассажиры стали просить его пустить в поезд. Кстати со своим отправлением днем около 13.30 этот поезд в этот день был весьма удобен для жителей Вологды, которые хотели успеть встретить новый год дома. Кроме этого повышенная заполненность поезда объяснялась еще двумя факторами: на следующий день данный поезд был отменен вовсе, и кроме нас новый год в поезде решили встретить автостопщики из Академии Вольных Путешествий - они хотели в итоге попасть в Мезень.

Компания наша составляла 9 человек, причем трое начали свой путь из Питера. Из известных на этом сайте людей в ее составе были Сева сПутник и Фыва Цукен.

Ехали весело, Фыва отмечал все новые года, начиная с Анадырьского, порцией пива, ходили в гости с АВП-шниками друг к другу. Последние даже принесли и установили в своем вагоне елку. Кстати касаясь АВП-шников, надо отметить, что их поездка оказалась неудачной, никто в новогодние каникулы не ехал в Мезень, и в итоге они туда не попали.

Московский новый год мы встретили в районе Харовска.

Вышли мы из поезда чуть-чуть не доезжая Котласа на станции Ядриха, оттуда идет ответвление железной дороги до Великого Устюга.

Через двадцать минут после ухода нашего поезда на станцию прибыл встречный - так называемый рабочий поезд, шедший по маршруту Котлас- Великий Устюг. Рабочий поезд представлял из себя маневровый тепловоз с одним плацкартным вагоном. В том графике в Ядрихе к нему должны были прицепляться два вагона, из Москвы и из Вологды, до того шедшие в составе Воркутинского поезда, но в связи с Новым годом они в тот день были отменены. Теперь же этих вагонов в расписании не существует совсем. После Ядрихи вагон на Устюг заполнился процентов на 80 (исходя из вместимости общего вагона), но большинство пассажиров вышло в деревнях на первых 10 километрах пути.

56 километров до Великого Устюга наш поезд преодолевал в течение двух часов. В конце мы приехали на новый, но совершенно пустынный вокзал. Размеры его явно не соответствовали пассажиропотоку. (И не жалко же денег) Работала только касса, но и там никого не было. Все это объяснялось тем, что расположение станции проектировалось прежде всего из соображений удобства при транспортировке грузов и возможностей подвести пути к промышленным предприятиям, нежели пассажирского сообщения города с миром, и соответственно она располагалась вдали от основных жилых массивов города, практически в отдельном поселке. Интервал у автобуса был около часа, причем к тому моменту, когда мы осмотрели вокзал, он как раз ушел. После этого наш путь лежал на автостанцию. Во-первых, Сева с женой, которые собирались остаться в Устюге и посетить вотчину Деда Мороза, хотя и заказали гостиницу в городе, рассматривали комнаты отдыха автовокзала как запасной аэродром, во-вторых, надо было сбросить вещи в камеру хранения, ну и наконец в-третьих - купить билеты на автобус, способный вывезти из этого города.

Практически сразу после вокзала мы попали в лесок и только где-то через километр стали появляться дома сначала малоэтажной, а потом и отдельные представители многоквартирной застройки. В этом месте следовало повернуть направо, и после этого мы прошли еще около двух километров сначала по улице, напоминающей деревенскую, а потом через промышленную зону. В этой зоне мне запомнилась охранная собака, имевшая весьма большую степень свободы. Так ее цепочка, весьма короткая могла скользить по троссу, длиной где-то в полкилометра, натянутому вдоль забора, и хорошо хоть с внутренней стороны. Так что часть пути мы преодолели под аккомпанемент собачьего лая.

На автовокзале автоматические камеры хранения не работали, так что в итоге мы договорились о том, чтобы разместить свой багаж непосредственно в комнате кассира.

Остальные задачи, которые мы должны были решить на автовокзале тоже были выполнены: билеты на автобус были взяты, а Сева загнездился в комнату отдыха. При этом у нас произошел конфликт с представителем местного населения, которого в свое время серьезно обидели московские менты, которые придрались к нему за отсутсвие регистрации. Понять из его слов, насколько обоснованы были придирки ментов было невозможно, но всю злость, накопленную на московских ментов, он решил выместить на нас, так что в итоге мы немного поразмялись, помахав кулаками, и в итоге победили числом, тем более что зеленый змий, сподвигнувший его на разборку, скорее мешал ему драться, чем помогал. Он обещал собрать братву, но тут подошел автобус местного маршрута №1, и в итоге мы этого парня больше не видели. Вылезли мы в районе Кремля и городского парка, осмотрели ледяные скульптуры и поразились ширине Северной Двины, причем той части, которая в некоторых источниках называется Малой. (Большая начинается ниже Котласа после впадения Вычегды. Кстати само название города происходит от Усть-Юг и обозначает место, где реки Сухона и Юг, сливаясь, образуют Северную Двину.

Однако на это на все у нас было весьма мало времени, на 61-й широте на новый год смеркается весьма рано, так что можно сказать, что вечер наступил уже в три часа пополудни. Уже затемно мы дошли до речного порта(пассажирского). Увы, никаких следов жизни порта (расписаний движения и т.п.) на нем обнаружить не удалось. Единственное, что было - это само здание порта, которое как и много где в других краях превратили в увеселительное заведение. Перекусив в забегаловке, мы сели на 1-й автобус и вернулись к автовокзалу, где простились с Севой и загрузились на автобус до Котласа.

Теперь несколько слов о самом Великом Устюге.

Как я уже отметил, город расположен в том мести, где реки Юг и Сухона, сливаясь, образуют Северную Двину. Причем основная часть города расположена на левом берегу Сухоны и Северной Двины. В городском подчинении находится также поселок Кузино, расположенный на правом берегу Северной Двины. Однако в городе есть два моста через Сухону и ни одного через Северную Двину, так что в Задвинье можно попасть только по льду или на пароме или используя большой объезд. Инфраструктура города в значительной степени связана с рекой. Так в городе есть мореходка (конечно в смысле речное училище, но для него нет такого звучного слова) и судоремонтный завод. И это при том, что навигация до Устюга осуществляется только по высокой воде где-то пару месяцев в году. Потом верхней точкой, до которой могут подниматься современные суда становится Котлас. Главная городская улица тянется вдоль Северной Двины к судоремонтному заводу. В другую сторону она идет к одному из мостов через Сухону. Вдоль этой улицы расположены преимущественно двух-трех этажные дома дореволюционной и сталинской постройки. Пятиэтажными домами образца 70-х годов застроена территория от центра в сторону автовокзала. И автобус №1 как раз и соединяет основные два центра притяжения - автовокзал и судоремонтный завод. При этом ходит этот маршрут вполне неплохо. На купленном нами листке-справочнике о городе показано, что его интервалы в час пик около 4 минут, а в остальное время около 10. Что касается остальных маршрутов, а всего их в городе пять или шесть, и все кроме одного следуют до судоремонтного завода, то на них интервалы составляют получаса или час, а на маршруте, соединяющем авто- и железнодорожный вокзалы вообще было всего два рейса в сутки.

Теперь об автобусной поездке из Устюга в Котлас. Помню, что у одного из путешествующих с нами питерцев был взят обратный билет на Питер из Ядрихи, так что он собирался вылезти из автобуса в ней, остальные же планировали попасть на железнодорожный вокзал в Котласе и планировать дальнейшее путешествие там.

Увы, дорога до Котласа многое потеряла из-за темноты. Запомнились только горки, на которые то взбирался, то снова съезжал автобус, огни пятиэтажек городка Красавино, спуск в долину возле Приводино и новый мост через Северную Двину, соединяющей Ядриху и Котлас. Надо заметить, что с мостами через Северную Двину вообще не очень. Так кроме автомобильного и железнодорожного мостов в Котласе мосты есть только в Архангельске.

В Котласе народ приступил к уяснению дальнейших возможностей уехать. Двое питерцев собрались посмотреть Лальск (это на севере Кировской области, чуть в стороне от железки, соединяющей Котлас и Киров), и поэтому остались ждать утреннего пригородного поезда в комнатах отдыха вокзала. Еще двое решили ехать в Питер, чтобы с кем-то там встретиться, и они взяли билет в тот же вагон, в который был билет у временно покинувшего нас товарища в Ядрихе. Из неопределившихся остались мы с Фывой. Однако после того, как выяснилось, что в сторону Кирова вечерних и ночных поездов нет, у нас тоже не осталось альтернативы этому самому поезду на Питер. В результате Фыва решил ехать с теми двумя товарищами в Питер, а я решил воспользоваться случаем и посмотреть Вологду.

О Вологде я прежде всего был наслышан, что в городе ходит большое количество типов троллейбусов. Помимо всем привычных ЗиУ и троллейбусов собственного вологодского производства в городе можно обнаружить и Шкоды, а также довольно многочисленную (т.е. не один -два, а даже несколько побольше десятка) братию бэушных гармошек из Западной Европы производства фирмы Граф унд Штифт. (надеюсь, что название не переврал).

Так как меня в той поездке интересовала больше транспортная часть, то вкратце остановлюсь на архитектурных моментах. Это действительно придется сделать крайне вкратце, так как в Вологду я попал неподкованным с точки зрения что там вообще есть, кроме того фотоаппаратом, чтобы заснять интересное, я тогда еще не обзавелся, и поэтому передаю общее впечатление от города.

Прежде всего надо заметить, что в старой части города сохранилась достаточно много застройки 19 века, много добротных деревянных многоквартирных домов. Застройки конца 1990-х - начала 2000-х в городе не так много, и в основном она врезается в старой части города на двух пятачках(один из них на Зосимовской). Учитывая что вкус архитекторов вологодского новодела явно не совпадает с моим, мне осталось только радоваться тому, что остальная часть центра еще не была испорчена. Правда перспективы в этом отношении не самые радужные. Ощущается, что красный петух "расчищает" территорию для нового строительства, и похоже что он не всегда бывает случайным. Из конкретных памятных объектов мне сейчас вспоминаются два объекта: собор неподалеку от того места, где ул. Мира пересекает реку Вологду и еще нечто (сейчас совершенно не могу вспомнить что именно) на Октябрьской улице неподалеку от пересечения с ул. Мира.

Что касается районов массовой застройки, то они в основном расположены за железной дорогой и попасть в них можно пользуясь двумя мостами и одним тоннелем.

Теперь собственно об общественном транспорте Вологды. Не знаю, тянул ли он на 5-ку, но как минимум твердую 4-ку он заслужил. В городе достаточно много частых маршрутов, причем не только троллейбусных, но и автобусных. Цена по сравнению с московской тоже не так уж бьет по карману. Конечно нельзя сказать, что можно без пересадки доехать из одной окраины в любую другую, но по крайней мере попасть в центр и пересесть там на другой маршрут не представляет особого труда. Единственное непонятно, что там было дальше, за конечной 4-ки Больничный комплекс, по крайней мере следы проводов там есть, а троллейбусы дальше не ходят. Еще надо отметить, что не так часто троллейбусы ходят в юго-западную часть города, на конечную ул. Беляева, но там неплохо работают автобусы.

Самыми загруженными маршрутами троллейбуса являются 2-й и 4-й, и поэтому на них и ставят те самые западные гармошки.

Дальше стемнело, гулять по городу уже больше не было смысла, так что я в итоге дождался поезда Котлас-Москва и спокойно уехал на нем домой.

Комментарий автора:

Страницы1

5,0/5 (1)

1 комментарий

  1. Гость
    Гость 09 ноября

    Здорово прочитала историю клево)) просто этим летом я работала на направлениии Котлас-Москва_воркута_москва_котлас от студенческих отрядов города Челябинска..))) вот сейчас планируюю и союираю студентов проводников чтобы справить НГ в поезде))

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Музей ювелирного искусства Костромы

Музей ювелирного искусства Костромы

Музей ювелирного искусства Костромы расскажет о старинном промысле края, приоткроет тайну зарождения ювелирного дела и покажет сегодняшние достижения отрасли…