Новый год уже не за горами, срок действия загранпаспорта стремительно уменьшается, на работе – завал… И что теперь, не праздновать, что ли? Решение нашлось довольно быстро – Эстония. Недорого, близко, визу дают за 3 месяца до окончания действия паспорта, хлопот немного. Для начала прошерстили Интернет с предложениями по отелям: Балтик-Сервис – дорого, Диалог – предложений маловато, Лас-Флорес – вот, есть СПО и с программой, и без. Групповые экскурсии я просто не люблю, да и поехать хотелось на машине, поэтому программа нам ни к чему. Позвонили в Лас-Флорес, обсудили, поговорили… Правда, пока думали, пару предложений ушло, но не беда, мы нашли и для себя варианты. 31 октября внесли предоплату за тур на троих взрослых (дочери 14 лет):
  1 ночь Тарту, 4 ночи в Таллинне + новогодний банкет, 3 ночи в Пярну. Плюс к этому визы и страховка на машину, которую мы получили в подарок от Лас-Флорес. На все – примерно 1100 евро.
  Экипаж: я – водитель машин семейного типа на дальние расстояния; муж – штурман с военно-топографической подготовкой; дочь - вредный подросток 14 лет женского полу милейшей наружности, и машина Киа Каренс по прозвищу «Гарик» - 2006 г.в., синий минивэнчик, а также искусственная елка, поющая известную рождественскую песенку про бубенцы.
  Итак, в путь!
  Дорога в России
  Я искала информацию о пунктах пересечения границы, о дороге – но ничего. Старые ссылки на auto.ru, которые уже не работают, рассказы 3-х летней давности и одно августовское путешествие молодой и бойкой пары. Н-да, нечасто соотечественники рискуют ездить в Эстонию, а зимой и вообще таковых просто нет! Значит, мы будем первыми! Решили ехать через Псков, с переходом границы будем думать на месте, а про Нарву слышали, что перед праздниками там народу много, так как питерцы через Нарву едут, да и автобусы там же всей толпой проходят границу.
  Выехали из Зеленограда в 9.45, хорошо, легкий снежок, -2 градуса. Потом двинулись по бетонке (А107) на Новоригу. При съезде на Новорижское шоссе стоит указатель «Псков 656 км» - не верьте! Около 700 км (729 от Зеленограда), мы проверили. Но по порядку. До Волоколамска дорога великолепная, потом до Ржева вполне приемлемая. Вообще по Тверской области дорога корявая, вся в заплатках, иногда просто полное отсутствие дороги. На некоторых участках скорость приходится снижать до 20-30 км/ч. В 13.00 остановились заправиться и размяться. Заправок по дороге не очень много – через 15-20 км, есть такие, которые напоминают о далеком прошлом: без крыши, со странной будкой кассира и непривычной современному взгляду колонкой. Нашли привычную и остановились. Ветер, дождик, снега нет совсем, но холодно и мерзко. Минут 15-20 мы разминались, бегали в уличный туалет типа «дырка», пили горячий чай, припасенный из дома, а потом снова тронулись в путь. После поворота на Ст.Торопа и Торопец дорога улучшилась. Итак, за 4 часа мы проехали 305 км, то есть в среднем скорость около 75 км/ч, учитывая остановки.
  Вообще наш маршрут можно было представить так: Зеленоград – Ржев – Великие Луки – Пустошка – Псков – Тарту – Таллинн – Пярну – Нарва – Санкт-Петербург – Зеленоград. Но, забегая вперед, скажу, что и обратно мы решили ехать через Псков. Пообщавшись с пограничниками, а также с некоторыми питерцами, прибывшими на Новый год в Таллинн, мы пришли к выводу, что этот путь проще, короче и займет меньше времени. Поскольку дорога туда и обратно оказалась одна и та же, то опишу ее в одной части своего повествования. Итак, на обратном пути остановились мы покушать в деревне Кутьево, примерно через пару километров после Нелидово. Если ехать из Москвы, то справа будет большой комплекс красного кирпича: заправка, мотель «Ласточка ****», ресторан, кафе. Ресторан открывается в половине девятого вечера, поэтому мы посетили кафе. Большой выбор, все довольно вкусно, на троих все удовольствие 550 рублей, даже со 100 граммами водки для мужа.
  Начитавшись всяких ужасов про дорогу, я спешила засветло выехать из Тверской области, ведь колдобин в ней больше всего. Поэтому, чтобы не терять зря время, мы договорились перекусить прихваченными из дома бутербродами. Для этой цели в 14.45 в местечке Кунья был совершен привал на 20 минут. Проглядывало солнышко, никакого ветра, по ощущениям около 6 градусов тепла и никаких намеков на зиму…
  Из Москвы дорогая абсолютно прямая, единственный поворот в Пустошке – по указателю на Псков.
  Примерно в 5 часов вечера я вдруг обратила внимание, что вокруг сумерки, а не кромешная ночь, как в Москве. Ах, ну да, мы же на северо-запад едем! Что ж, еще один час светлого времени суток нам не помешает. В Псковской области дороги вполне приличные, местами залатанные, но машина идет ровно. Только у Холюнов дорога испортилась, пришлось скакать по выбоинам. Я не спешу, еду около 100 км/ч, поэтому в город Псков мы приезжаем около 7 часов вечера.
  Псков
  Получилось, что в Пскове мы побывали тоже дважды – на пути туда и по дороге обратно. Итак, «туда».
  Еще в Москве я пыталась забронировать гостиницу «Рижская», в которой мы останавливались лет 5 назад. Однако мне предложили только 2 отдельных номера: двухместный и одноместный + 25% за бронь, что выливалось в сумму около 3500 рублей. Я сочла цену неразумной и решила, что в будний день в конце декабря мы и так найдем себе приют. Первый приют нам попался примерно в километре от Кремля, если ехать из Москвы, в лице гостиницы «Октябрьская» и гордыми двумя звездочками рядом с названием (Октябрьский проспект, 36). Холл вполне приличный, спрашиваем какой-нибудь полулюкс или люкс. «Занято, - отвечают. – Но есть двухкомнатный номер высшей категории». Я уже подустала, поэтому ехать искать дальше не хотелось, решили остановиться здесь. Итак, двухкомнатный номер в стиле «а ля совок» с жутко скрипучими кроватями и обоями «в память о дорогом Леониде Ильиче» обошелся нам в 1800 рублей + 640 рублей доп.место, то есть постельное белье для дочери. Завтрак не включен. «Ресторан есть, но в нем сегодня корпоратив, а утром будет работать буфет, там и позавтракаете», - предложила добрая сотрудница ресепшена. За гостиницей платная охраняемая парковка за 60 руб/сутки, поставили машину и пошли ужинать.
  -Эх, 5 лет назад в одной из башен Кремля был замечательный ресторан, помнишь?
  - Конечно, помню. Кажется, «Русь» назывался…
  - Да, точно, «Русь». Пойдем туда?
  - Пойдем!
  «Клуб «Русь» гласила табличка у входа в тот самый ресторан, а курящие у входа солидные дяди в пиджаках внушали опасения, что наше мнение об этом заведении изрядно устарело. Внутри все оказалось немного проще, чем рисовало воображение: все те же деревянные залы, столы и скамейки, чуть потрепанные скатерти, а солидные дяди объяснялись просто - оба зала заняты под корпоративы. Черт, во всех кафе, ресторанах, забегаловках и пельменных в эти последние дни старого года собираются трудовые коллективы разного пошиба, размера и профиля, дабы совместно пригубить поллитру и вкусить от щедрот своей родной компании. От вкусных запахов слюнки потекли и свесились аж до колен, поэтому гардеробщица быстренько позвонила и узнала, есть ли свободные столики. Мне было неудобно сидеть на чужом празднике, но мужнин желудок не желал ждать, заставляя его говорить: «Да ладно, поедим быстренько и уйдем! И вообще, давай посмотрим, как развлекаются псковские сотрудники!» Нас посадили в зал, девушка быстро приняла заказ. Дочь фыркнула, что вместе с хлебом принесли только вилки, а ножи появились только после специальной просьбы об этом: «Ресторан, тоже мне!» Стриптиз Деда Мороза в семейных трусах и Снегурочки в бикини выглядел вполне по-новогоднему, смешно. Конкурсы слабоваты, но, может быть, такую программу захотела празднующая фирма? Они не выкупили весь зал, оставив один столик, за что мы им благодарны, но видимо, финансов пожалели как на развлекаловку, так и на последний столик! Что ж, еда была вкусной, счет нормальным (1500 рублей с чаевыми и 150 гр водки + бокал вина), так что клуб «Русь» не подвел!
  Утром в буфет не пошли, попили чаю с оставшимися бутербродами и йогуртами, которые пришлось выгрести их холодильника перед отъездом, дабы не испортились. В 10.50 наше семейство загрузилось в Гарика
  «Обратно»
  Обратно мы возвращались в Псков поздно вечером. В 21.10 по эстонскому времени и в 22.10 по московскому мы прошли границу и въехали в туман России. Туман был совсем не зимний, густой, влажный, клочьями…От границы до Пскова 55 км вполне нормальной дороги и мы приехали к гостинице «Рижская 3*» около 11 часов вечера. Мест нет! Только 2 одноместных номера по 750 рублей (такие же номера в «Октябрьской 2*» стоят 770 рублей!). Нам любезно предложили телефон и список гостиниц, и я принялась обзванивать все 11 предложений. «Каникулы», - говорили в одном месте извиняющимся тоном. «До 09 января мест не будет!», - категорично заявляли в другом. Что удалось найти: гостиница «Кром» - трехместный без удобств за 1400 руб, гостиница «Ольгинская» - номер двухместный с доп.местом без удобств (цену я спрашивать не стала), ГелиоПарк «Старые кварталы» - 4400 за двухместный стандартный + 1100 доп.место, но с завтраком, и О ЧУДО! – гостиница «Транзит». В ней мы и остановились, поэтому опишу подробнее. Гостиница около аэропорта, ул.Декабристов, 64 (тел. 81122-2-44-36), находится на отшибе, на выезде из города в сторону Москвы, добираться на машине нормально. Люксы и полулюксы были заняты, а нам достался забронированный кем-то незаехавшим трехместный номер со всеми удобствами, чайником и телевизором за 1680 рублей с завтраком. Охраняемая стоянка для постояльцев бесплатна. Номер простенький, бар уже закрыт. Как опытные туристы, еще в Тарту на выезде из Эстонии мы прихватили пару салатиков, колбасную нарезку и свежую выпечку. Поужинав эстонскими деликатесами с псковским чаем, воду для которого нам любезно отлила из кулера администратор, мы легли спать. Кстати, воду в Пскове из крана пить нельзя, даже зубы чистить не рекомендуется! Она отвратительно пахнет и выглядит также…
  Утром в баре нас накормили замечательным завтраком (выбор – 5 или 6 видов меню, мы выбрали яичницу из 3-х яиц, бутерброд с сыром и чай с лимоном). Конечно, утро – понятие относительное, когда встал – тогда и утро! А встали мы поздно: разница во времени сказалась, да и ехать сегодня далеко, решили выспаться. Так что стартанули из «Транзита» в половине первого дня…
  Граница в Эстонию
  От Пскова есть 2 пути к заветной мечте Остапа Ибрагимовича: ехать на Шумилкино или на Печоры. Выезд из города на Таллинн или Ригу, примерно через 20 км есть поворот на Печоры, можно там пройти границу. Но мы решили ехать прямо, на Шумилкино.
  В 12 часов дня, отъехав 55 км от Пскова, мы припарковались на последнем рубеже топливного оплота России со стороны Шумилкино. Заправились под завязку, чтобы не кормить чухонских нефтедилеров нашими кровными по их грабительским ценам. На одном полном баке можно съездить в Таллинн и обратно, а бак у нас 55 л, коробка-автомат и средний расход по трассе около 10 л на 100 км. Подъехали к пропускному пункту «Шумилкино», перед нами 3 машины. Заполнили декларацию на машину, пообщались за жизнь с пограничниками и таможенниками, выяснили, что в Нарве всегда очереди и ровно через час оказались на нейтральной территории, ознаменованной маленьким магазинчиком Duty Free с убогим выбором. Еще через 2 минуты подъехали к Эстонскому пропускному пункту «Luhamaa Piiripunkt». Нет, с клавишами все в порядке. Просто в эстонском языке многие буквы повторяются по 2 раза для распевного звучания, а согласные, даже звонкие, произносятся глухо. Например, встреченный нами в магазине арбуз по-эстонски звучал как «Arpuus»… На эстонской границе нас спросили, везем ли мы оружие и наркотики и, получив отрицательный ответ, попросили открыть капот и багажник. Открыла. Таможенник, заглянув под капот, спросил, где номер двигателя. Ответила, что где-то там, но конкретно не знаю. Тогда он спросил, есть ли номер кузова в багажнике. Я ответила, что там вещи, а про номер я не знаю. Видимо, решив, что со мной больше разговаривать не о чем, он обратился к мужу с вопросом, сколько у нас водки и сигарет. Получив ответ, что всего литр водки и 400 сигарет (2 блока), он ушел, не попрощавшись… Девушка-пограничница забрала у меня паспорта, свидетельство о регистрации на машину и Грин-карту и пригласила пройти в домик пограничного пункта. Пошли. Там оказался цивилизованный, чистый туалет с бумагой, жидким мылом и салфетками для рук, обменник с вполне нормальным курсом (15.40 крон за 1 евро, кстати, и рубли меняют!) и как в аэропорту будка с пограничной дамой. По очереди мы подошли к даме, которая сверила нарядное изображение в паспорте с суровой реальностью и шлепнула штамп о пересечении границы в наши повидавшие виды паспорта. Надо заметить, что никто из должностных лиц ни разу не улыбнулся, но мы сразу поняли, что это не по злобе, а просто это не в характере эстонцев. Ну вот, 13.40 по Москве и… Нет, 12.40 по местному времени и мы уже в Эстонии!
  Дорога до Тарту
  От границы до Тарту 108 км. Дорога двухрядная, по одной полосе в каждую сторону, но ровная, с четкой разметкой и столбиками с катафотами. Вдоль дорог – поля, обработанные вплоть до каждого сантиметра. Чисто. На полях, вдоль дороги, в лесочке – везде чисто! Знаки разумные, обгонять можно почти везде, не то, что у нас – прямая дорога, но сплошная и знак «Обгон запрещен». Скорость по трассе – 90 км/ч, в городе 50 км/ч. Почти у каждой дороги знак «Эта дорога построена с помощью Евросоюза». Вот с местами общепита Эстонии, конечно, далеко еще до Германии, Польши или Чехии. Их мало. По дороге до Тарту попалось несколько съездов с указателями, что через 1 км есть еда. Вдоль дороги же всего пару таких мест, в одно из них мы и заехали. Симпатичный домик с вывеской «PUBI», что значит паб. Зашли. Меню, конечно, на эстонском… Молодой человек за стойкой сообщил, что по-русски он не говорит. «Не надо говорить, просто скажи, что можно съесть!». Он ткнул пальцем в слово Selyanka и сказал «Суп», ткнул в другое – сказал «Рыба», потом в третье – «Мясо». Мы и взяли 2 «селянки», рыбу и 2 мяса. Слова «водка» и «кофе» интернациональные, так что их переводить не пришлось. Может, показалось, но суп был просто замечательным, да и вообще пообедали мы неплохо, заплатив около 300 крон за обед (это примерно 600 рублей). Правда, хотела я расплатиться как цивилизованный человек, кредиткой, но молодой человек объяснил, что обслуживаются карточки только эстонских банков… Странно. Ладно, мы поменяли на границе немного денег, поэтому было, чем заплатить. Поехали дальше. Дорога отличная и даже дождь не делает ее скользкой, только вот после обеда по такой ровной дороге и со скоростью 90 км/ч очень даже хорошо засыпается! К слову, заправки нам встречались только около городов.
  Тарту
  Тарту – второй по величине город Эстонии после Таллинна, бывший город Юрьев, основанный Ярославом Мудрым. Население около 100 тыс. человек. Город в основном студенческий, т.к. здесь находится самый старый на территории бывшего СССР университет. Однако растянут городок на довольно приличное расстояние, т.к. люди живут преимущественно в частных домах. Ищем наш отель, расположенный на улице Александрия. По заверениям Ирины из Лас-Флорес, отель почти в центре. Улица и правда начинается в центре, от центрального универмага, как я окрестила этот многоэтажный торговый центр. Тянется примерно на 1 км, практически последний дом № 44 на этой улице – отель Александрия. Но нам нужен Hansa отель по адресу Александрия, 46 (кстати, Hansa pank, Hansa hotel – это дань ганзейскому прошлому Ревеля (Таллинна) и Тарту. В этот ганзейский союз купцов входили когда-то и Новгород, и Лондон, и Гамбург, а столица его находилась в г.Любек (Германия)). Невзрачный двухэтажный гараж обладал именно этой табличкой, да еще и вывеска на нем имелась «Hansa hotell». Оказалось, что вход с другой стороны, а отель очень даже приличный, мы оценили его впоследствии примерно на 4*. Соседний же отель Александрия предлагал номера попроще и подешевле (47 евро за двоих + доп.место), около него стояло очень много машин. В нашем же отеле народу, казалось, было немного, стоимость нашего номера составила 77 евро + 20 доп.место. Приятный внутренний дворик с фонтаном (летом здесь столики расставлены), вход в наш именной номер «Новгород» (здесь все номера называются именами городов ганзейского союза) прямо со двора: оградка, навес, дверца с окошком, занавешенным льняными шторками, большой ключ – и вот он, наш номер. Метров 40-45, барная стойка, за ней встроенная двухконфорочная плитка, раковина, холодильник, большая двуспальная кровать, напротив раскладной диван, телевизор, а дальше – полукруглая застекленная терраса с круглым столом и тремя стульями. Шикарный номер! Просто захотелось здесь остаться и пожить! Под окном террасы стояла старая парусная лодка, как будто кто-то из купцов тех давнишних времен приплыл сюда, да так и бросил лодку…
  В 6 часов вечера мы отправились прогуляться по Тарту в надежде нагулять аппетит и отведать чего-нибудь истинно эстонского. Пока дошли до центра, не встретили ни одного человека. После московской предновогодней сутолоки, а особенно посещения Меги, это казалось просто ненормальным! Тихо озираясь, мы шли вперед, стараясь не наделать шума и недоумевая, что же случилось… Вот и центр, ратушная площадь, пешеходная улица Рюйтли. Народу больше как-то не становится… Но ведь я читала, как здесь зажигательно гуляют студенты, неужели они разъехались на каникулы??? На Ратушной площади пара сувенирных магазинчиков, в которых цены ниже, чем в Таллинне, примерно в 1,5 раза. Немного вниз по Ратушной – и перед нами Танцующий дом. Называю его так по аналогии с Пражским, вообще-то он просто кривой. Немного прогулявшись, купили дочке эстонскую шапку с длинным хвостом, в который можно заматываться при сильном морозе и уже были готовы к глинтвейну и ужину. Но не тут-то было! Никаких глинтвейнов на улицах нет, это не Прага. Согревающий напиток продают в кохвиках (это кафе) и ресторанах, стоимость от 20 до 40 крон в зависимости от крутости заведения и называется он Hoogwein – хоогвейн. А с ужином вообще не повезло. В Лас-Флоресе нам дали книжку с описанием достопримечательностей Эстонии, там были описаны рестораны Тарту, рекомендованные к посещению, но все без адреса! Ресторан на улице Рюйтли с портретами Энштейна и кинозвезд от Монро до Шварцнеггера не заставлял проникаться эстонской действительностью, а других заведений нам не встретилось. Из магазинов работали только 2 сувенирных и один, продающий алкоголь, все остальное было закрыто. Поэтому мы с чистой совестью решили вернуться в отель и поужинать в его довольно милом ресторанчике в деревенском стиле, предварительно посетив местный супермаркет и прикупив свежих пирожных с марципаном и шоколадом, коих в эстонской кухне – с избытком. За 355 крон (чуть больше 700 рублей) мы получили настоящие эстонские блюда: кровяную колбасу с брусничным соусом, карбонат с маринованной тыквой и капусту, почти как в Германии, на гарнир. Хозяин с неповторимым акцентом сказал: «Ковяттинаа и паранинаа – этто не эстонские плюутта! Натто есть карпонаат!», и мы послушались, о чем не пожалели. Порции большие, поэтому кроме пива, еды и Vana Tallinn за десерт мы больше ничего вместить в себя не смогли. Однако ликер Vana Tallinn обладает действием, сходным с Мезимом: помогает еде перевариваться и избавляет от тяжести, а в употреблении намного приятнее. Пирожные в номере на полукруглой террасе уже поздно вечером с чаем завершили этот день…
  Утро выдалось солнечным и слегка морозным – 3. Позавтракав, (шведский стол) выезжаем из гостиницы и едем в центр, чтобы погулять по Тарту. Парковка платная, первый час – 10 крон, остальные по 20 крон. Гуляли у университета, пили чай в ротонде в верхней части города, еще раз прошлись по тихим улочкам. Сегодня я начала понимать прелесть безлюдья, отсутствия суеты и товарищеского локтя, бьющего тебе в бок в каждом московском магазине… Вот он, отдых!
  Примерно в 2 часа дня выдвигаемся в Таллинн.
  Таллинн
  16.35, въезжаем в столицу. На подъездах к городу большие торговые центры, которые после Чехии иначе, как «Накупна зона» в нашей семье не называют. На въезде в город температура +0, в центре +2 градуса. То ли люди надышали, то ли Гольфстрим…
  Чувствуется столица: движение оживленные, водители лихачат, подрезают. Население – 400 тыс. Историческая справка: с 10 века Таллинн был одним из важнейших портов и торговых центров в балтийском регионе, местом встречи русских и скандинавских купцов. Для защиты порта была построена деревянная крепость на известняковом утесе. В 1154 году арабский картограф Аль-Идриси впервые помещает Таллинн на свою карту мира. В 13-ом веке крепость была завоевана датчанами, и началось строительство города. Прежнее название – Ревель.
  Гостиницу нашли быстро, называется Tallink 4* системы Best Western. Находится в центре, в 5 минутах ходьбы от старого города, позади отеля SOKOS. Современное здание с металлическими колоннами, своей автостоянкой по цене 120 крон в сутки, вполне русскоговорящим персоналом и вежливым обслуживанием. У нас был забронирован family room, что представляло из себя фактически 2 смежных двухместных номера с дверью между комнатами. Очень удобно, что 2 санузла, а то утренний душ растягивается на час! Стоимость номера 95 евро в сутки, в новогоднюю ночь – 175 евро. В день нашего заезда русскоязычных туристов практически не было, они появились 31 и 31 декабря. Было странно видеть сидящих в лобби иностранцев на чемоданах 31 декабря, они собирались домой. Все-таки, новый год для них – не праздник!
  В отеле по утрам работает сауна, но бассейна нет. Завтрак вполне приличный.
  В своих похождениях по Таллинну мы руководствовались распечатанным мною подробным пособием из Интернета, найденным здесь и еще не сильно устаревшем:
  http://www.ayda.ru/stories/show_story.php?id=9100, автор НатА.
  Написано там все верно, мы прямо по описаниям двигались от собора к собору, к смотровым площадкам и кохвикам, поэтому подробно писать не буду, напишу только об отличиях.
  Ожидала я рождественских базаров, глинтвейнов на улице, народных гуляний и прочего, чего насмотрелись мы в прошлом году в Праге. В Таллинне же все было по северному строго и спокойно. Ратушная башня закрыта, вход только летом, в саму ратушу можно было попасть только организованным группам туристов. Около церкви Оливесте жабу и змею мы так и не нашли, но церковь красивая, посетили воскресную службу, потом зашли в часовню Св.Марии. Рельеф Св.Олафа был закрыт створками, а на башню опять же не пускали.
  Нигулисте и церковь Св.Николая
  Наталья описала это место как оплот фашистского движения, а мне же наоборот понравилось. Начну с того, вход стоит, по-моему, 70 крон. Для нас как для семьи сразу предложили на входе семейный билет – 100 крон за всех. То, что угнетает некоторых посетителей – это часть внушительной картины «Танец смерти» (конец XV века), расположенной в знаменитой часовне Антония. Она принадлежит кисти известного любекского художника Бернта Нотке. Кроме того, в Нигулисте хранится уникальная коллекция серебряных изделий, принадлежавших церкви, гильдиям, цехам и Братству черноголовых.
  Доминиканский монастырь с музейной стороны как раз в праздники не работал, а со стороны монастыря приглашали на службу лишь 07 января. Однако мы познакомились с Александром, хозяином галереи, расположенной в подвале монастыря. Он пустил нас в самую старую часть здания – подвал, разрешил побродить по средневековым комнатам, рассказал байку про энергетический столб и про то, что доминиканцы и сейчас живут здесь, но никаких экскурсий тут не бывает. Очень многое в его рассказе не совпадало с нашими Интернетовскими познаниями, но, оказывается, экскурсоводы развешивают еще больше лапши на доверчивые уши туристов.
  Самое большое впечатление – реально старая церковь Святого Духа, очень понравилась, есть в ней какая-то святость и очень достоверно отдает средневековьем. Дом Черноголовых не сравнить с Рижским, конечно, Рижский новый и шикарный, но в Таллинне его можно было и не заметить, если бы не шикарная дверь. «Три сестры» похожи на Рижских сородичей, но выглядят поновее и поухоженней. А вообще, если сравнивать с Ригой, то Таллинн опрятнее, чище, стариннее, больше завораживающих узеньких улочек, а со смотровых площадок взгляд радуют настоящие черепичные крыши, а не вульгарная рижская жесть.
  В старинной аптеке на Ратушной площади (1422 г) до сих пор продают лекарства, а вот Кларета нет. Это такой напиток, в основе которого белое вино, и местный Онищенко запретил продавать спиртное в аптеке без соответствующих лицензий. Фармацевт пожаловалась нам, что экскурсоводы знают об этом запрете, но продолжают направлять туристов за кларетом, а она вынуждена всем отказывать и чувствует себя неудобно…Эй, господа экскурсоводы, кажется, местное население вас не любит. Может быть, пора задуматься, за что?
  Марципановый музей. На самом деле их 2: в «Лакомке» (кстати, никто в Таллинне этого названия не понимает) и в подворотне с улицы Viru (ул.Виру, 4). Мы побывали в обоих. Вообще в Эстонии все музеи ненавязчивы, пара комнат – и все удовольствие. В Лакомке осмотр бесплатный, во втором вход 100 крон, но дают марципановое сердечко.
  Теперь о главном – о ЕДЕ. Жертвуя собой и своими желудками, мы самоотверженно набросились на таллиннские рестораны и кохвики, дабы все попробовать и проверить многочисленные интернетовские отзывы. Итак, начнем.
  Peppersack.
  Расположен недалеко от ратушной площади. Накормили нас быстро, очень вкусно. Обстановка примерно 18 века, но стиль выдержан не во всем. Счет на пятерых составил 1540 крон, оплатили картой VISA. Единственный недостаток – работает до 23 часов в будние дни.
  Kulde Notsu Korts (Золотая свинья)
  Читали хорошие отзывы об этом заведении, но нам не понравилось. Закуски ждали около 45 минут, горячее принесли через 1,5 часа после заказа. Наплыва туристов особого не было, но вежливый официант у входа заявлял всем русскоязычным, что мест нет. Немцы и эстонцы проходили свободно. Мы и прошли как немцы. Счет на пятерых 2000 крон, пиво свое, но как-то не впечатлило. А вот облепиховая водка мне очень даже понравилась.
  Olde Hansa
  Наслышаны были об этом ресторане больше всего. Наши друзья считали, что это чисто туристическое место, раскрученное, но не стоящее посещения. Уговорили мы их исключительно ради сравнения рижского Средневекового ресторана на улице Rozena,1 и Olde Hansa. По обстановке Olde Hansa – позднее средневековье, примерно рубеж 16-17 веков, в то время как в Риге – 13 век. Аутентично, но очень много народу, все на потоке, стиль выдерживается, особенно впечатляет туалет и умывальник в виде медного чайника. Еда вполне вкусная, но современная, стиль выдержан только в меню. Место вполне могу порекомендовать, обслуживание быстрое, вежливое, счет на пятерых 2011 крон, оплатили картой VISA. Кстати, горячие орешки в медово-коричном соусе в сырую холодную погоду очень хорошо помогают скоротать время!
  Balthasar
  С первой попытки попасть в этот чесночный ресторан не получилось. Пришлось записаться на завтра. Портье потом просил нас звонить хоть из Москвы и заказывать столик, т.к. реально мест в праздники нет. Адрес: Raekoja plats (Ратушная площадь) 11, tel. (+372) 627-6400
  Чесночная водка, мороженое с кусочками чеснока, торт с чесночными цукатами – это самые большие впечатления, т.к. в супах и горячих блюдах чеснок как-то уже привычен. Могу рекомендовать томатный суп с чесноком и беконом, а также фирменное блюдо на каменной сковородке. Все было довольно вкусно, десерты необычны, интерьер симпатичный, но какой-то заурядный. Стоимость обеда – 2500 крон на пятерых.
  “Maiasmoka kohvik” или кафе «Лакомка»
  Исключительно туристическое место: всегда полно народу, экскурсоводы приводят туда многочисленные группы на привал. По кухне – ничего особенного, таких кофеен в Таллинне достаточно.
  “Beer House”
  Симпатично, демократично, свое пиво и вроде неплохое. Но после Чехии и Германии не впечатляет. Нет никакой собственной изюминки, поэтому все время скатываешься на сравнения, а оно не в пользу эстонского пивняка…
  Oliveste Residenz
  Ресторан в одноименной гостинице. Имеет верхний деревянный зал и нижний – подвальный, со сводчатыми потолками. Обстановка аристократическая, такая роскошь 18-19 века в толстых каменных стенах. Очень понравились печеные яблоки из рождественского меню, но недешево. Десерт на пятерых с чаем – 800 крон.

НОВЫЙ ГОД
  Новогоднюю вечеринку мы заказали также в компании Лас-Флорес. В нашем отеле Tallink она проходила не на русском языке, поэтому решили пойти в отель Vana Viru, что находится прямо в старом городе. По-моему, в этом отеле были только наши соотечественники, но это неплохо! В основном, москвичи и питерцы. Стол хороший, шампанского много, мы столько не выпили, водку заказали там же в баре – 350 крон за бутылку Viru Valga, что недорого для новогодней ночи. Вина тоже было достаточно. Обходительные официантки, все с улыбкой, неплохая программа, много музыки и танцев. Стоимость – 70 евро на человека. По дороге туда нам сильно подпортил настроение настоящий весенний ливень и водитель, обдавший водой из близлежащей лужи все праздничные наряды. Но все высохло и забылось. А по дороге обратно удивило, что никто не запускает фейерверков, а молодежь гуляет у открытого Макдональдса. Конечно, Новый год в Таллинне не столь душевный праздник, как в Москве, но, спасибо Vana Viru и Лас-Флорес, все было довольно мило.
  Покончив с осмотром достопримечательностей и постоянным перееданием, в 15.30 второго января выезжаем из приветливой гостиницы в сторону Пярну. Приключения продолжаются!
  Пярну
  Всего 115 км – и мы уже в Пярну.
  Пярну – маленький городок с населением от 40 до 55 тыс.человек (по разным источникам). Центр города – пешеходная улица Ruutli с магазинами, параллельная ей улица Kuninga, где расположено много ресторанчиков, здания все симпатичные, большинство – 18 век. Несколько церквей (Екатерининская,…) оказались закрыты, так что оставалось любоваться только снаружи, но вид замечательный. Из достопримечательностей еще можно посмотреть Таллиннские ворота (18 век), там, кстати, есть бар. С сувенирами не повезло, так как нашли мы лишь один сувенирный магазин с невеликим выбором, и после столицы показался он нам несерьезным. Конечно, есть тут и торговые центры с обычным выбором всяких шмоток, и рынок (TURG) с подобием Черкизовского изобилия, но вот с вязаными кофточками-шапочками и льняными изделиями в Пярну негусто.
  В городе пообедать можно на улице Kuninga, на ее пересечении с улицей Vee есть и демократичная столовая, и болгарский ресторан, и местная эстонская кухня, и русский трактир. Вот о последнем хочется сказать несколько слов. Trahter Postipoiss – памятник архитектуры 19 века, старая российская почтовая станция. Внутри деревянные столы, лавки, по стенам развешаны портреты русских царей, звучит русская попса, официанты в красных рубахах и сарафанах… Захотелось и нам за границей побывать в русском ресторане. Меню на русском языке, а вот официантка исключительно на английском согласилась общаться. Правда, когда не расслышала что-то, склонилась и наивно переспросила: «Как?», как может переспросить только человек, говорящий по-русски… Но ничего. Все было вкусно и недорого – 650 крон на троих, учитывая, что мы и икру взяли, и раков, и тигровых креветок…
  Поселились в гостинице Tervise Paradiis 4*. Это большая гостиница с самым крупным аквапарком в Эстонии. Находится на окраине, до центра надо ехать, но полное жизнеобеспечение есть и в отеле – кафе, ресторан, боулинг. В хорошую погоду, наверное, замечательно погулять по пляжу – отель стоит на самом берегу – серый песок, морской воздух и сосны и сейчас радуют глаз. В SPA-центре за ОЧЕНЬ умеренную плату можно сделать всякие приятные процедуры: несколько видов массажей, ванны и т.д. Утренняя сауна с бассейном – бесплатно (с 6.30 до 8.30). Теперь о минусах. Никакие услуги нельзя записать на счет, надо платить на месте. Более того, не всегда можно оплатить кредитной картой. Например, когда заказываешь ужин в номер, просят оплатить сразу и наличными. При оплате кредитной картой только в этом отеле с меня потребовали документ, подтверждающий личность, больше нигде не требовали. Я стояла в фирменном халате отеля у входа в аквапарк и недоумевала: что же мне, с паспортом идти плавать? Попросила посмотреть по карте отеля, ведь я зарегистрирована в отеле по паспорту, может, устроит такая информация? А мне на ломанном русском ответили, что вдруг я украла карточку отеля, а в ней же нет моей фотографии! В общем, нахамили. В Tervise Paradiiz вообще несколько раз мы нарывались на откровенное хамство обслуживающего персонала (горничные, ресепшн, аквапарк) или просто нежелание говорить по-русски (SPA-центр), хотя очень много отдыхающих там – россияне. От Питера это не очень далеко и мы видели, как приезжал и уезжал полный автобус питерских туристов, также было несколько москвичей на собственных машинах. Странно, конечно. Хотя мы и не в обиде за русский язык – можем и по-английски, и по-немецки – но это немного портит впечатление.
  Номера в отеле небольшие, но есть все необходимое. Втроем тесновато. Большой балкон, летом, наверное, это существенно. Во всем отеле нельзя курить, есть специальные зоны на первом и восьмом этажах для курения. Аквапарк – 5 больших горок, 1 для деток поменьше, лягушатник для бебиков, 2 теплых джакузи, бассейн с течением, бассейн с «выплыванием» на улицу, бассейн со всякими струями, массажирующими тело. В целом, неплохо, но народу было больше, чем может поместиться в этом пространстве. В женской раздевалке – еще 2 сауны и 1 турецкая баня + купель с холодной водой.
  С боулингом с первого раза не получилось – во всем комплексе что-то случилось с электричеством и поиграть стало невозможно. На следующий день покидали шары, попив сидра в баре. После напряженного гастрономического издевательства над собственным организмом SPA-отель, действительно, помогает прийти в себя, «молоко и гантели», как говорит мой дражайший супруг. Если бы не напряжение, вызванное слишком старательным подчеркиванием эстонского достоинства многими жителями этого курортного городка, можно было бы сказать, что завершение отдыха было вполне достойным.
  Да ладно, нам ли жить в печали! 5-го января виза заканчивалась, и надо было спешить к границе, а попутно хотелось заехать еще и в Тарту за сувенирами.
  Эстонские дороги
  От Пярну до Тарту примерно 170 км. Где-то я читала, что в Эстонии не рекомендуется ездить по «белым» дорогам, то есть не шоссе. Господа, все изменилось, смею вас уверить. Сначала было мы вознамерились ездить исключительно по тем трем «красным» дорогам, которые были нарисованы в нашем атласе. Но, поразмыслив, решили, что это большой крюк и свернули на небольшую «белую» дорогу, ведущую вдоль самого большого озера в Эстонии. Конечно, главное отличие от шоссе – дорога проходит через города и деревни, это несколько снижает общую скорость. Но в остальном качество дороги не сильно уступает шоссейному, можно смело ехать. От Пярну до границы примерно 180 км, но, так как мы решили заехать и в Тарту, получилось 280 км. Выехав из Пярну, заправились: 40 л – 550 крон, бензин только 95 и 98, но их 95 не особенно лучше нашего 92-го.
  И снова Тарту!
  Милый городок, куда мы вернулись за сувенирами. Сувениры: пончо из бараньей шерсти – 770 крон, ажурный платок из той же шерсти – 250 крон, варежки, носочки вязаные – по 140 крон. Главное в этом нашем возвращении – посещение отеля Barglay Hotell, названного в честь Барклая де Толли. Перед отелем скверик с памятником этому полководцу, а в отеле – Estii Restoran, что значит «эстонский». Решили напоследок насладиться эстонскими деликатесами, что и сделали с успехом на 550 крон. Но в этом здании раньше помещался Тартуский гарнизон, о чем свидетельствуют памятные таблички погибших от рук оккупантов начальников гарнизона в 1939 и 1944 году. А на входе – золотом на черном мраморе написано, что с 1987 по 1991 год здесь работал первый президент независимой Чеченской республики Ичкерия Джохар Дудаев… Только почему-то забыли написать, что он в это время был советским офицером и командовал теми самыми оккупационными войсками, от рук которых и погибли начальники на тех табличках…
  Но тихое очарование Тарту все равно остается самым мягким и теплым воспоминанием этой поездки.
  Граница из Эстонии
  20.34 – подъехали к границе Эстонии. Мы тут одни! Я даже испугалась, что свернула куда-то не туда, но надпись «Luhamaa Piiripunkt» взбодрила. В 20.50 покинули Эстонию, поменяв обратно оставшиеся кроны, а в 21.10 въехали в Россию, заполнив декларацию на «обратный ввоз» автомобиля. Увидев, что мы тут же и выезжали, нас не стали проверять. Кстати, я читала, что в Нарве всех отправляют в отстойник, где надо ждать справки о наличии правонарушений на территории Эстонии. Здесь такого нет, ничего ждать не нужно, да и очереди, как мне сказали, бывают максимум на 1 час. А вечером вообще ехать в Россию желающих нет. Так что вся процедура – полчаса и – прощай, Эстония!

Общие статистические данные:
  Пройденное расстояние – 2337 км
  Затраты на тур – 1100 евро (гостиницы в Эстонии, визы, страховка на машину, новый год)
  Расходы на месте – 1500 евро (с учетом гостиниц в России, еды, заправок и т.д.)
  Время отдыха – 11 дней (с дорогой)