ГОРНЫЙ ПОХОД, 2005 (Часть 1-ая)

Маленькая предыстория. Я – начинающий альпинист из Гомеля (тренер Глыбовцев Валерий Маратович). После 15-ти летней разлуки с горами (в детстве мне довелось побывать в Абхазии) я снова возвращаюсь на Кавказ. На этот раз, мне посчастливилось стать участником белорусского общереспубликанского сбора альпинистов. В своём дневнике я постарался, как можно увлекательнее и информативнее, рассказать о тех прекрасных 18-ти днях, проведённых в Приэльбрусье..
  Надеюсь, такой своеобразный РиалТайм придётся вам по вкусу и будет держать в напряжении до финального аккорда! В процессе я планирую ознакомить вас, так между делом, с тем, как мы собственно добирались до этих прекрасных мест.
  Итак. Северный Кавказ, Кабардино-Балкария, Приэльбрусский заповедник, ущелье Адыл-Су. 4-21 августа 2005 года.

День 1-ый, 5 августа (20:31)

Ехали через город Тырныауз, вдоль реки Баксан. Сейчас Приэльбрусский заповедник, Баксанское ущелье, высота 2300 м. н.у.м. Внизу, возле дороги, ревущая горная река; слева и справа, впереди и сзади горы – как стражи! Приграничная зона (рядом Грузия).
  Горнячка! Болит голова, повышенная утомляемость, постоянный голод, даже после еды, иногда головокружение и тошнота.
  Плюсы: всё это можно терпеть, а воздух такой чистый, как алмаз. Дышишь, а хочется ещё больше, ещё и ещё, лёгкие жадно хватают воздух!
  Погода меняется каждые 5 минут – дождь, солнце, тучи…….., и снова солнце.
  В лагере 25 человек.
  Ели уже раза 4, хотя приехали около 13:00! Много земляники и особенно черники (язык уже синий). До нас 5 дней шёл дождь, надеемся, что мы привезли хорошую погоду!
  Скоро стемнеет. До завтра….

День 2-ой, 6 августа (21:14)

Уже стемнело, пишу с фонариком на голове (светодиоды очень практичная вещь). За палаткой бренчит гитара.
  Классный денёк! Горнячка, вроде, ушла, а интереса стало больше. И так, сегодня мы пошли НА ВЕРХ, на южные склоны нашего ущелья! Шли долго, и даже вышли из лесной зоны. По дороге узнал много нового, например как идти по узкой кромке, и что шлейки на палках надеваются только на льду, или при движении вверх по склону (во избежание повреждения рук, если при спуске альпинист оступился, а палка застряла между камнями, что бывает довольно часто).…“Нашли два огромных подосиновика, правда тот, что первый (его нашёл я), оказался червивым. Но такие здоровые!”… Нашли два огромных подосиновика, правда тот, что первый (его нашёл я), оказался червивым. Но такие здоровые!
  И вот моя первая вершина! Точнее небольшая макушка, высотой примерно 2850 м. Далась не легко. На юге высочайшая вершина, одетая в снежную шапку, внизу наше ущелье, а на западе дедушка Эльбрус! Он восхищает своими размерами и высотой, заставляя себя уважать! Чуть ближе ледник, очень большой, и скоро мы там будем! Лёгкий перекус из сухофруктов и шоколада. Попить воды, сделать несколько памятных кадров, ещё немного постоять с открытым ртом, и вниз. На первый раз нам не стоит на долго задерживаться, тем более, что мы и не брали ничего с собой. Спуск оказался не простым, и я даже один раз упал (не мягко оказалось).
  После обеда удалось немного поспать.
  Ближе к вечеру мы двинулись вниз по дороге, а потом и совсем по узкой тропинке к источнику минеральной воды НАРЗАН! Источник находится прямо на берегу реки, и нарзан устремляется в ёё воды. Места выхода минеральной воды можно определить по рыжему цвету, в который минералы окрашивают горные породы в близи источника. Довольно вкусная вода, а главное в неограниченных количествах (абсолютно бесплатно) и у тебя под ногами! Набрали полный рюкзак воды (в качестве тары использовали пластиковые бутылки). Смыли пот с лица. Приятное ощущение, когда уставший и потный, ты умываешься студёной минеральной водой прямо из криницы!
  ! Ещё о дневном подъёме, а точнее о спуске. Если на склоне есть снег, то значит - вам повезло! На своих ботинках, держа ровно спину и согнутыми ноги, тормозя лыжными палками (нужно сложить их вместе и пристроить сбоку от себя) скользите вниз! Жмёшь на носки, как на газ, на пятки – как на тормоз. А палки – ручник!
  Наша река начинается с ледника (как и большинство в горах) и сразу очень мощный поток, а внизу это просто белый дьявол! Кроме того, я узнал, что это совсем не Баксанское ущелье, оно осталось внизу! Наше ущелье носит такое же имя, как и эта страшная река – Адыл-Су (частый случай в топонимике Кавказа). Адыл значит чистый, а Су – река, так что мы живём на берегу чистой реки! По-моему она полностью оправдывает своё название.
  С нетерпением жду утра, а пока – Пока!

День 3-ий, 7 августа (17:31)

Ещё немного о вчерашнем дне.
  Хочу заметить, что в долине, где располагался наш лагерь, топлива было предостаточно, что бы не использовать примуса и горелки. Всё же нет ничего лучше, натуральнее, теплее и красивее пламя от костра, танцующего в заботливо выложенной камнями “крепости”, между сухими, изредка потрескивающими дровишками! Но вот там, наверху, где с древесной растительностью очень туго, а кушать хочется до чёртиков, бензиновые примуса и газовые горелки – незаменимые спутники альпинистов! Хотя, раде справедливости стоит отметить, что восходители начала прошлого столетия, не имевшие таких достижений техники в своём распоряжении, преданно тащили наверх связку хворосту, аккуратно увязанную за рюкзаком, вот так!
  И всё-таки, разжёг бензинового примуса:
  Заливаем в бак примуса, предварительно отвинтив насосик, бензин (данный конкретный агрегат помещал примерно 1 литр). После закручиваем всё на место и делаем 40-60 энергичных движений, целью которых является создание избыточного давления в баке. Далее снимаем решётку и наливаем немного бензина в основание фильтра. Да, очень важно, как и в предыдущем моменте, наливать стоит через лейку с ситом, ведь примус не альпинист – может начать капризничать! Потом ставим решётку на её родное место и поджигаем бензин. Собственно, эта процедура – разогрев примуса. Ждём немного времени, пока рукотворное пламя не раствориться в воздухе и не погаснет. После чего, нежно поворачиваем краник по часовой стрелке. Хотя по минутной стрелке результат тот же, сам проверял! Поджигаем через решётку, причём спичка в этом плане гораздо удобнее всех других источников пламени. Регулировка также проста, как и само использование. Всё так же: крутим по секундной стрелке – пламя растёт, а если против – вянет. Вот и всё, осталось только кушать приготовить!
  Сегодняшний день прошёл так же продуктивно и увлекательно, как и первые два. Выписываю себе официальное поздравление – я сам нашёл дорогу к источнику нарзана! По пути назад в лагерь ужасно перегрелись на солнце. А вчера у меня сгорели шея и плечи. С этим здесь вообще беда, солнце палит во всю, не щадя никого! Оно, перекатываясь через горные хребты, как бы говорит каждое утро: “Кто не спрятался, я не виновато!” В общем, будем залечивать полученные ожоги, и стараться избегать новых.
  Ещё сегодня, я снова отметил новоселье, надеюсь в последний раз. Меня подселили к Валерию Маратовичу (мой тренер), вместо уехавшего домой альпиниста. Место посреди трёхместной палатки. Этот факт должен стать дополнительным аргументом в споре с ночными холодами. Сегодня и проверим, до встречи!

Продолжение следует....

Музей ювелирного искусства Костромы

Музей ювелирного искусства Костромы расскажет о старинном промысле края, приоткроет тайну зарождения ювелирного дела и покажет сегодняшние достижения отрасли…