Для любителей самостоятельно путешествовать.

Индийские поезда  это целая тема, и ездить на них тоже даёт богатый индийский опыт, как и знание тонких местных реалий. Из окна и на маленьких стоянках можно наблюдать весьма интересные картины, а также делать фотографии. Часты необычные встречи с людьми (например, попадаются индусы, которые учились в России и говорят по-русски; один, заглянув, что я читаю, сразу опознал во мне россиянина: оказалось, что он военный морят и служит на индийской подлодке, где все надписи сделаны на русском J).

 

Но поскольку железнодорожное дело в Индии развивалось по английской системе, а также с адаптацией к “местным условиям”, многое здесь существенно отличается от нам привычного. Как общее правило, на скорых поездах обычно представлены вагоны четырёх основных классов, обозначаемых как AC2 и AC3 (“эйр-кондишн”) - высший класс, S (“слиппер”) - I класс, и SS (“общий”) -  II класс, и в таком же порядке они расположены от головы поезда (а номера возрастают  к хвосту). Вагоны всех трёх классов в поездах строго разделены, так что невозможно, например, пройти из слиппера в АС-класс. На некоторых “местных” поездах вагоны АС (а особенно AC2), бывает, отсутствуют вовсе.

 

Сквозной нумерации вагонов, как у нас, нет, а в билетах обычно указывается номер вагона соответствующего класса (например, В2 будет означать второй от головы вагон AC3, а S6 - шестой вагон-слиппер). К тому ж на вагонах АС и S вывешиваются списки пассажиров, где можно найти своё имя и место.

 

 На крупных ж/д станциях (таких как Нью-Дели, Хауран в Колькате) до 20 путей и масса поездов с похожими названиями, поэтому если вам трудно сориентироваться, много вещей или недостаточно времени перед отправлением, не стесняйтесь обратиться к носильщикам (их можно определять по кушакам одного цвета), они безошибочно за 3-5 минут доставят вас (и ваш багаж) к нужному вагону.

 

В вагоны  классов АС и слиппер (поскольку в Индии желающих ехать всегда много) билеты обычно надо бронировать за 2-3 недели, но во многих крупных городах и пересадочных узлах (таких как Дели, Мумбай, Калькутта, Хайдерабад и проч.) имеются отделы по обслуживанию иностранцев с “туристической квотой”, где можно легко купить нужный билет на этот же или на следующий день. Поэтому морочить голову с “ожидательными листами” (waiting list, есть и такая опция) вам вряд ли придётся. В некоторых местах, правда, просят платить по квоте не в рупиях, а в долларах (если у вас одни рупии, доллары всегда можно купить в банках Thomas Cook).

 

 Высшим классом АС пользуются в основном индийские “средние классы”, достаточно европеизированные. AC2 более напоминает наш плацкартный вагон, хотя устроенный с большим размахом. “Купе” как и у нас в них рассчитано на 4 человека (и два места боковых), полки пошире и поудобнее, вагоны герметичны и хорошо вентилируются (что далеко не всегда можно сказать про нашт вагоны). Однако двери в “купе” отсутствуют, но вместо них висят плотные шторы. В каждом тамбуре есть умывальник и ещё по 4 туалета (2 в “индийском стиле” и 2 в “европейском стиле”), поэтому очереди в туалет тут очень редки, а также по 2 проводника (которые ютятся в том же тамбуре. Хотя в вагонах нет бойлеров с кипятком, как нам привычно, четырежды в день разносят кипяток в термосах со всеми принадлежностями для чая (тут 2 пакетика с заваркой, сахар, сухое молоко, бутерброды, сладости, печенье), а также напитки, и три раза стандарный “ланч” из “кухонного вагона” (но собственно “вагон-ресторана” нет). Из ланча вам предоставляется выбрать “вег” или “нон-вег”, и в эти наборы (кстати, всегда свежие и с умом приготовленные, хотя остро приправленные) всегда входит рис, дхал, овощной или чикен карри, овощной салат и йогурт. Всё это входит в цену билета - но, как принято в Индии, к концу пути “стюарды” обходят вагон, собирая “типс” себе на зарплату (дают рупий по 20-50).

 

Багажные полки в индийских поездах не предусмотрены (т.к. люди-то с трудом помещаются), поэтому весь багаж стараются запихнуть под нижние сиденья, а в слипперах сумки часто помещат под голову вместо подушки. В проходе вещи обычно держать не положено, однако при этом помните, что 1/3 багажного места под сиденьем “по закону” ваша, поэтому если кто-то уже его занял, можете с уверенностью вежливо отвергнуть предложение соседей или проводника “взять багаж к себе на полку”.

 

Следующий  “высший класс” уже AC3 раза в полтора дешевле, чем AC2; тут почти всё то же, но куда теснее: “купе” уже на 6 человек (с 3-мя боковыми), поэтому для любителей полежать и почитать предпочтительней всего третья полка (буквами L, M и U в билетах соответственно обозначены нижние, средние и верхние места, что при бронировании билетов можно указывать заранее; но если впереди стоит ещё буква S, то это боковое место). Шторы в “купе” отсутствуют.

 

Первый класс или “слиппер” от АС отличается радикально, тут занимательнее и экзотики тут куда.  S ещё раза в полтора дешевле, чем AC3, места тут такие же, но вагоны уже без проводников, никакого постельного белья и одеял тут нет (спальник как раз придётся кстати), и “комплексные обеды” не выдаются, однако жизнь бьёт ключом. Эйр-кондишн нет, но по 6 вентиляторов (что весьма кстати в апреле-июне), все окна (снабжённые решётками) открываются, часто открыты и двери в тамбуре, поэтому запросто можно ехать, свесив ноги (как у нас в фильмах про 20-е годы), вдыхая свежий воздух и любуясь пейзажами. Легче и покурить (а курение “строго запрещено” на индийских ж/д, штраф 500 руп.) - поскольку окна в туалетах открываются, при желании и косячок забить. (Проводники в АС, видя туриста, сами часто предлагают свободно курить в дверь; это будет также означать “бакшиш” рупий в 50-100. А если будет проходить полицейский, он просто попросит выбросить сигарету: индийская полиция к человеческим слабостям снисходительна.)

 

С питанием в слиппере тоже без проблем: каждые пять минут по вагону проносят “чай” или “кофе” (сладкие подкрашенные молоком жидкости коричневатого цвета), воду и напитки (кола и пепси, как правило, отсутствуют, им индийцы предпочитают адаптированный “Триумф” без кофеина), “томато-суп”, дешевые закуски типа чанна (размоченного гороха с приправами), самосов и проч. При этом каждый разносчик культивирует свой особый “художественный” клич, которые начинают раздаваться с полшестого утра. Чувствуешь настоящую Индию. Также регулярно проходят за подаянием нищие, хиджры (принадлежащие к касте трансвеститов, торговцы товаром различного рода (это уж как у нас на Украине). По ночам тамбуры слипера превражаются в место для спанья.

 

И поскольку надзора нет, а люди часто меняются на остановках, свои вещи сильно рекомендуется пристёгивать на замок на цепочках (если вы об этом не озаботились заранее, замочек и цепь тоже можно купить в вагоне), для этого под нижним сиденьем имеются специальные металлические скобы. Особенно уязвимыми ваши вещи могут быть ночью, когда в вагоне воцаряется совершенная тьма, а сумку и рюкзак могут запросто распороть (не очень часто, но о таких вещах сообщают), поэтому самое ценное лучше класть себе под голову.

 

В общие вагоны SS, весьма дешёвые и популярные у индусов, в билетах вагон и место не проставляются вообще (вы вправе оккупировать любое место, какое успеете захватить, но на перроне к приходу поезда обычно уже выстраивается длинная очередь). В основном это места сидячие (для многих - на полу), но можно свободно спать, если успел влезть на третью полку. Бронь для SS не требуется, и в “посадочных билетах” не ставится номер поезда, а только станции отправления и конечная, такой билет действителен на все отправляющиеся или проходящие поезда в течение суток. Всю Индию с крайнего юга до севера в SS можно проехать рупий за 400 (!), а для АС3 это будет где-то в районе 3000, но вписаться с большим багажом в SS малореально (индусы же путешествуют с маленькими рюкзачками или сумочками, а в прохладное время года имеют для ночи собственный тёплый плед).

 

 

Интересная тема и индийские автобусы (особенно дальние ночные), в них можно путешествовать без паспорта (который требуется при покупке ж/д билета) и без всякой брони, и также за несколько дней покрыть всю Индию. Но о том как-нибудь в другой раз.

 

 

Страницы1

4,8/5 (8)

3 комментария

  1. Андрей
    Андрей 25 февраля

    Превосходный по информативности материал. И хотя в Индию в ближайшее время не собираюсь - поставлю в закладки себе! Буду давать ссылку всем интересующимся.. И, кстати, бекпекеры автобусами довольно часто пользуются. Вон, даже Шанин сейчас по Аргентине пробивается... правда с трудом.

  2. Андрей
    Андрей 25 февраля

    Это я тому, что, нет инфы по автобусам междугородним индийским. Слышал - там вообще жуть и неразбериха...

  3. Наталья
    Наталья 25 февраля

    А у меня сложилось вполне нормальное впечатление об индийских междугородних (ночных) автобусах. Да, бывает, они не тормозят на промежуточной станции (и приходится садиться на ходу), да, водители таких слиперов иногда устраивают между собой гонки по горным серпантинам, да, там вместо сидений полки, но в этом есть что-то такое, что следовало бы попробовать хоть разочек. А то, что мы называем неразберихой - для них это порядок... на свой манер... И не забудьте для поездки в слипере прихватить спальник или простынь. Удачных дорог!

Ваш комментарий

Достопримечательности Индии Читать все

Тадж-Махал

Тадж-Махал

Мавзолей Тадж Махал, расположенный в Агре — одна из самых узнаваемых достопримечательностей не только в Индии, но и во всём мире.…