Впервые слово «мистерия» я встретил в поэме Владимира Маяковского «Мистерия-Буфф», когда учился в школе. Позднее я узнал, что мисте́рии (от греческого – «таинство, тайное священнодействие») это богослужение, совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённые божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые; зачастую они представляли собой театрализованные представления.

Когда в прошлом году я странствовал по Греции, то чувство было такое, словно путешествую во времени. Я будто проходил сквозь тысячелетия у Оракула в Дельфах, сидя в театре Эпидавр, посещая Акрополь и древние Микены. Казалось, время остановилось… Желая прикоснуться к мудрости древних, я ощущал себя песчинкой, скользящей по тысячелетним камням, которые когда-то видели происходящие здесь мистерии.

Мистерии зародились около 1500 лет до нашей эры в микенскую эпоху греческой цивилизации. Они праздновались ежегодно в течение двух тысяч лет. Обязательным условием допуска к мистериям было непричастность к убийству и владение греческим языком; также к участию допускались женщины и некоторые рабы.

Отдельные виды мистерий, называвшиеся «праздниками посвящения» у греков, или инициациями у римлян, указывают на присутствие в мистериях высшего религиозного знания и обновления через него, а также сильной возбужденности или экстаза.

Жрецы держали втайне от непосвящённых вероучение и культовые действия. Поэтому сейчас мы можешь лишь гадать о подлинном содержании мистерий.
Различались предварительное посвящение в мистерии, делавшее участника мистом, и окончательное созерцание мистерий, делавшее его эпоптом («созерцающим»).

Обряд посвящения (инициации) объединял человека с богом, включая бессмертие и обладание божественной властью в потустороннем мире.
Назначением жрецов было воспевать в бездне скорбей человеческой жизни восторги небесного пребывания и указывать средства, как найти обратный путь к небесам.

Греческие мистерии произошли из мистерий египетских. В незапамятные времена одна из греческих колоний, переселившаяся из Египта, принесла с собой в тихий залив Элевсиса культ великой Изиды, под именем Деметры или вселенской матери.

Жрецы Элевсиса владели эзотерической доктриной, дошедшей к ним из Египта; но с течением веков они украсили ее всем очарованием прекрасной и пластической мифологии. С тонким и глубоким искусством умели они пользоваться земными страстями, чтобы выражать небесные идеи.

Помимо Элевсинских, существовали ещё самофракийские, критские, орфические мистерии (названные так в честь Орфея – пророка бога Диониса).
Наиболее известны Элевсинские мистерии. Они представляли собой обряды инициации в культах богинь плодородия Деметры и Персефоны, которые проводились ежегодно в Элевсине (поселение 22 км от Афин) в Древней Греции.
Элевсинские мистерии воспроизводили возвращение Персефоны из Подземного мира, подобно тому как ежегодно весной возвращаются брошенные осенью в землю семена, являясь символом воскрешения из мёртвых.

Миф гласит, что дочь Деметры Персефона была похищена Гадесом, богом подземного мира. Деметра, являющаяся богиней жизни и плодородия, после похищения дочери пустилась на поиски. Узнав от Гелиоса о её судьбе, Деметра удалилась в Элевсин и дала клятву, что пока ей не вернут дочь, ни один росток не пробьётся из земли. Обеспокоенный неурожаем Зевс приказал брату Гадесу вернуть Персефону. После возвращения дочери Деметра позволила земле расцвести и на радостях открыла царю Келею свои священные обряды и мистерии. Но так как Гадес дал съесть Персефоне перед уходом из подземного мира зёрнышко граната, чтобы она вернулась к нему, то дочь Деметры не могла долго оставаться с матерью. Боги пришли к соглашению, что Персефона две трети года будет жить в Верхнем мире, а оставшееся время посвятит себя Подземному владыке.

В своем наиболее глубоком смысле этот миф представляет символически историю души, её схождение в материю, её страдание во мраке забвения, а затем – её вознесение и возврат к божественной жизни. Другими словами, это драма грехопадения и искупления в её эллинской форме.

Мистерии являлись божественной драмой души, дополняющей и объясняющей земную драму человека. Тайна жизни объяснялась или как искупление, или как изгнание.
После ужасов смерти, наступали надежда освобождения и небесные радости, а из настежь открытых дверей храма лились песнопения ликующих и световые волны чудного потустороннего мира.

В экстазе мистерий каждый видит душу другого до самой глубины. Воспринявший откровения мистерий испытывал неведомое блаженство, сверхчеловеческий мир спускался в сердце посвящённого. Казалось, что жизнь побеждена, душа стала свободной, и тяжёлый круг существований пришёл к своему завершению.

Относительно сущности мистерий есть несколько взглядов. Некоторые утверждают, что посвящённые, путём созерцания священных предметов убеждались в жизни после смерти. Другие говорят, что этого недостаточно для объяснения влияния и долговечности мистерий, утверждая, что помимо внешнего созерцания посвящённые могли находиться под воздействием психотропных средств.

Страницы1234

0,0/5 (0)

1 комментарий

  1. Гость
    Гость 13 апреля

    Интересная статья, я был в Греции и Болгарии, отдыхал на море, конечно мало ездил на экскурсии, теперь жалею, баздарно провел время на пляже (((( Alex

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Национальный парк Парнита

Национальный парк Парнита

Национальный парк Парнита находится рядом со столицей Греции - Афинами. Он раскинулся к северу от города и представляет собой покрытую лесами гористую местность.…