День пятый
Вольфгангзее, гора Шафберг, Бад-Тольц, Пфронтен

Прежде чем рассказать об этом дне, я позволю себе небольшое лирическое отступление для того, чтобы стало понятно чем он должен был для меня стать . Мне было лет десять, когда я посмотрела фильм «Звуки музыки», и он меня потряс. Таких роскошных фильмов я в своей маленькой жизни тогда ещё не видела. Став взрослой, я « Звуки музыки» намеренно не смотрела, чтобы не испортить тот детский восторг, ведь старые фильмы сейчас выглядят простенько и наивно по сравнению с современной кинопродукцией. Но тогда природа, музыка, красивые люди - всё это произвело на меня такое впечатление, что фильм этот я запомнила на всю жизнь. Особенно, до мельчайших подробностей, запомнила начало с потрясающими видами суровых горных склонов, озёр и альпийских лугов. И городок с колоколенкой, увенчанной двойной зелёной луковкой на фоне голубой воды озера в обрамлении гор. А ещё паровозик с трубой и двумя вагончиками, взбирающийся по крутому зелёному склону под песенку « До-ре-ми».
     И вот, в процессе подготовки к путешествию я обнаружила, что фильм снимался в Австрии и Германии. Что колоколенка с луковкой – это городок Санкт-Гильген, а озёра – это Кёнигсзее с Оберзее и необыкновенный край Зальцкаммергут. Быть рядом и не увидеть это всё своими глазами было выше моих сил, поэтому уже готовый к тому времени , расписанный по дням, маршрут был перекроен , необъятное объято и выделено время для посещения столь дорогих моим детским воспоминаниям мест.
     На следующее утро после несостоявшегося романа с мокрым ночным Зальцбургом, я с замиранием сердца раздвигала занавески в гостиничном номере. Что ждёт меня за окном ? Серое небо и унылый дождь ? И тогда прощайте мои надежды увидеть зелёную луковку на фоне голубой воды , прощай весёлый паровозик на изумрудной травке - под облаками всё будет выглядеть грустно и не так, как в кино. Но, видимо , в небесной канцелярии решили не лишать меня радости впасть в детство, потому что на улице светило солнышко, прятавшееся иногда за нестрашными облаками.
    Мы быстренько собрались и в девять утра стартовали в направлении Зальцкаммергута. Каких-то сорок минут по живописной дороге – и вот оно , озеро Вольфгангзее, и Санкт-Гильген с белой колоколенкой. И всё, как по заказу – небо, горы, и луковка, точно такая, как 44 года назад на экране. Всё, я это увидела по-настоящему - теперь можно сказать, что жизнь прожита не зря.
    Мы оставили на потом осмотр городка , потому что , пока была хорошая погода, торопились подняться на вершину Шафберга , откуда открываются великолепные виды на окрестные горы и 14 озёр Зальцкаммергута. Обогнув озеро, доехали до маленького курортного городка Санкт-Вольфганг–им-Зальцкаммергут. Там наш Гадёныш слегка задурил, не распознав дорогу, уходившую в тоннель, и решил послать нас по какой-то козьей тропе вверх по склону. Мы вовремя это поняли, развернулись и к подъёмнику на гору Шафберг прибыли вовремя, к 10.00, как раз к отправлению поезда. Оставили Ваген на стоянке (47 ° 44’ 29.95 “ С     13° 26’ 22.03 “ Е) , купили билеты ( 32 евро туда и обратно на человека ) и заняли места слева по ходу поезда, соответственно советам из Инета.

Подъёмник на Шафберг отличается от всех остальных, потому что это железная дорога : маленький паровозик толкает по рельсам вверх два вагончика, используя зубчатую передачу. Открыта дорога была в 1893 году и считается одной из самых старых в мире. Нам предстояло проехать около 6 километров и подняться на высоту 1783 метра над уровнем моря ( перепад высот между С-Вольфгангом и Вершиной Шафберга составляет 1190 метров), уклон на некоторых участках достигал 26 градусов. Подъём длился минут сорок .Сначала поезд шёл среди мрачноватого леса, но когда мы поднялись выше, за окном стали возникать совершенно дивные пейзажи . Казалось, что красивее быть уже не может, но нет- небольшой изгиб дороги, ещё десяток метров вверх, и вот уже возникает картина лучше предыдущей. Бедный мой муж, он видел всё это в основном в объектив фотоаппарата, в то время как я, воткнув в уши наушники , наслаждалась красотой в сопровождении мелодий « Звуков музыки».
     На последнем крутом подъёме наш поезд нырнул в тоннельчик, проехал по нему минут пять, вынырнул, и мы обомлели : нас окружал густой белый туман , сквозь который с трудом угадывались очертания ж.д. станции Шафбергшпиц. Вот это был удар ! Какие там 14 озёр, мы смутно видели спины идущих в нескольких метрах впереди нас людей, а гостиница с рестораном выше по склону обозначалась размытым темноватым пятном. Звуки вязли в этом тумане, зато воздух живо напомнил мне наше катание на горных лыжах в Армении – он пах также, как там.
Мы забронировали места на спуск в ближайшем поезде, а пока что нам надо было провести около часа на вершине. Было холодно, хотелось спрятать руки, а ветер быстренько вздыбил мне волосы на голове так, что я стала похожа на ежа. Большинство пассажиров нашего поезда направились прямиком в ресторан, но самые упёртые, вроде нас, остались на вершине ждать прояснения . И я было уже отчаялась и повесила клюв , хотя мой внутренний голос мне твердил : « Спокойно, всё будет хорошо, потому что по-другому быть не может», как тут ( о чудо!) , вот уже в третий раз за последние два дня , природа вняла моим крикам души. И в тумане ( а скорее всего это было облако, севшее на вершину) появилась прореха. И ещё, и ещё... И в эти прорехи можно было уже разглядеть альпийские луга с пасущимися коровами и озёра внизу : Мондзее, Аттерзее , Фушльзее и Санкт-Гильген уже стал виден с его луковкой на колокольне, и Дахштайн - вторая по высоте гора в Северных Известняковых Альпах, около десяти пиков которой имеют высоту более 2500 м
     К тому моменту, когда нам надо было возвращаться вниз , видимость стала практически стопроцентной и потеплело – до чего же переменчива погода в горах ! Наш поезд дал предупредительный гудок, и мы , как два горных козлика, поскакали по тропинке к станции. На ходу рассмотрели : оказывается наши два вагончика толкал дизель. Зато встречный состав, вёз наверх самый настоящий паровоз с трубой и паровым котлом, работающим на угле. Пополнив запасы воды на промежуточной станции., он свистнул в свисток и прочухал мимо , обдав нас густым белым дымом. И опять я на минуточку попала в детство , вдохнув паровозной гари, как тогда, в далёкие шестидесятые , когда мы с бабушкой ездили в Крым на поезде.
     Многие туристы спускаются от вершины Шафберга вниз пешком до промежуточной станции, говорят, что маршрут несложный. А вот ниже спуск становится экстремальнее, поэтому этот участок большинство всё же предпочитает проехать на поезде.
     В соседнем вагоне ехала группа детей в сопровождении пастора, наверное какая-нибудь церковно-приходская школа. С этой же группой мы поднимались наверх, я ещё отметила, что дети довольно тихо себя ведут в отличие от их израильских сверстников. На обратном пути я обнаружила, что у пастора забинтована голова, видать крепко приложился в тумане. Внизу его встречал амбуланс, но это была скорее всего мера предосторожности, пастор от врачебной помощи отказался.
     А в Санкт-Вольфганге была теплынь и благодать, настоящее лето. Прогулка по городку с населением в 3 тысячи человек , состоящему практически из одной улицы, вытянувшейся вдоль озера –настоящее удовольствие. Церковь св. Вольфганга . стоящая на берегу, известна своими двумя алтарями – готическим и барочным и является важным объектом религиозного паломничества. А сам Санкт-Вольфганг часто называют пряничным городком за его «игрушечные» живописные домики, похожие на сказочные декорации. А ещё здесь советуют приобретать разнообразные фигурки из мыла- эти сувениры мастерски изготавливают монахи-бенедиктинцы.
     С XIX века окрестности Санкт-Вольфганга были широко известны в среде европейских аристократов. Сюда ехали на лечение и отдых представители знатных семейств и австрийской богемы, а на горе Шафберг было принято проводить пикники, из-за чего , собственно и была построена железная дорога наверх. От себя хочу добавить, что эти бонвиваны понимали кое-что в жизни и местечко для отдыха выбрали себе действительно замечательное .И потомкам оставили после себя кое-что, например композитор Франц Легар завещал любимому городу свою виллу .
     Не менее славный городок Санкт-Гильген , тот самый, с луковкой на колокольне, был нашей следующей остановкой. Он тоже очень маленький. Но имеет свою легенду :
     У одного царя была красавица дочь, за которую посватались сразу три брата. И обещал царь отдать своё любимое чадо тому, кто построит для неё дворец в самом-самом красивом месте. Отправились братья в путь, много где бывали , а однажды очень устали в горах и решили заночевать .Проснулись утром, а перед ними голубое озеро необычайной красоты с прозрачной бирюзовой водой, окруженное горами с пологими, поросшими лесами склонами и прекрасная долина у берегов. И так залюбовались братья этой красотой, что забыли обо всём и , околдованные, остались навечно у озера, превратившись в скалы.
Ну, а на самом деле эта местность была упомянута впервые в 790-м году, до XIII века её осваивали поселенцы и до конца XIX века Санкт-Гильген был местом, где занимались земледелием, скотоводством и рыболовством. И лишь после того, как в 1848 году император Франц Йозеф построил себе неподалеку, в Бад Ишле , летнюю резиденцию, Санкт-Гильген превратился в курортное местечко. Здесь черпали вдохновения многие художники, композиторы и писатели. Сейчас Санкт-Гильген куроротный городок, где отдыхающие найдут чем заняться как летом, так и зимой, катаясь на лыжах.
     Кроме природных красот, туристов сюда привлекает и имя Моцарта, вернее его семьи. С 1716 по 1724 год должность окружного судьи в Санкт-Гильгене занимал Вольфганг Николаус Пертль. В 1720 году у него и его жены Евы Розины родилась дочь Анна Мария Вальбурга, вышедшая затем замуж за зальцбургского композитора Леопольда Моцарта. Дом, где родилась мать Моцарта, сохранился до сих пор, в нём сейчас музей. А сестра композитора , Наннерль, в 1784 году, следуя воле отца, вышла замуж за Иоганна Баптиста фон Зонненбург и переехала в дом Пертлей в Санкт-Гильгене, где прожила до 1801 года. Вся история Моцартов увековечена в городке мемориальными досками, памятниками и названиями кафе.
     Совершенно очаровала нас маленькая Ратуша городка, но как только муж поднял фотоаппарат, прибежала откуда-то стайка китайцев. Мы так и не дождались, пока они закончат свою фотосессию и пошли гулять дальше. На очень приятной набережной нам попалось неработающее кафе, и мы уютно устроились за столиком перекусить и попить кофейку из термоса. Оставшимся куском булки я решила угостить уток, но, как назло, ни одной не было видно, хотя ещё четверть часа назад с десяток толстушек бороздило воды озера у берега. Ну надо же, в кое какие времена у меня в руках булка в нужном месте, а уток нет - и я отправилась на их поиски. И таки нашла.
Мы вернулись к Ратуше, запечатлели её на память, увы, уже не в том освещении, что раньше , нашли улочку, где оставили нашего верного Вагена и тронулись в путь.
     А путь был неблизким, нам надо было ехать в юго- западную часть Баварии, в городок Пфронтен. Там у нас была заказана комната в пансионе, где нам предстояло прожить следующие три дня.
По дороге мы перебороли желание заехать в Зальцбург, потому что по-быстренькому этого делать не имело смысла, а на подольше у нас не было времени , выехали на шоссе Е-52 Зальцбург-Мюнхен, немного проехали по нему , как выражался муж, тихонечко, на скорости 120 км\час и .... попали в пробку. Ну что же это за свинство было такое на этом шоссе, что пробка возникала именно с той стороны, где были мы ! И дальше мы тащились с черепашьей скоростью , а единственным развлечением было ехать наперегонки с соседями по несчастью из соседних рядов : то мы обгоняли англичан в праворульной машине слева и автодом с четырьмя велосипедами справа , то они нас. И тянулось это бесконечно долго, а из нашего маршрута по очереди исчезли уже Инцелль с Рупольдингом, в которые я планировала заехать по дороге. Такая же участь должна была постигнуть и Бад-Тольц, как вдруг Гадёныш объявил нам готовность номер один для съезда с шоссе. Никогда ещё мы так радостно не перестраивались в правый ряд, как в этот день.
     Город Бад-Тольц, основанный в 1180 г, знаменит своим парком роз и йодосодержащими источниками с купальнями на левом берегу реки Изар. А на правом берегу расположен Старый город, основной достопримечательностью которого является улица – Марктштрассе с её расписными домами. Их то я и хотела посмотреть, а заодно и размять ноги.
     Здесь я опять хочу сделать небольшое отступление от повествования и скромненько похвалить сама себя. Впервые мы самостоятельно поехали в путешествие в 2006 году, тогда же я впервые начала пользоваться Интернетом. Про нашу ту поездку можно сказать, что я её слепила из того, что было : случались накладки, неувязки, метания в поисках нужного места. С тех пор я значительно продвинулась в мастерстве прокладывания маршрутов, да и технически мы теперь оснащены гораздо лучше. Подготовка у меня идёт методом «глубокого бурения», когда я стараюсь учесть все детали, изучаю расписания, цены, адреса,подъезды, подходы, парковки, определяю координаты в градусах для навигатора короче - всё-всё, чтобы сократить до минимума количество неприятных сюрпризов. Их иногда всё равно не удаётся избежать, но хотя бы уже по независящим от нас причинам. Без знания английского мне трудновато , и иногда случаются смешные моменты. Так при поисках парковки в Нюрнберге Гугл-переводчик выдал мне такую инфу : «От четырех до пяти бесплатных евреев парковку правой полосе руки» - вот и понимай эту белиберду как хочешь. Но, несмотря на тернии, в этой поездке я сама себе хочу поставить пять с плюсом - ни одного технического сбоя, вплоть до того, что Гадёныш подводил нас к въезду на подземную стоянку и сообщал, что мы прибыли в точку назначения. Ну, а наземные стоянки я изучила через спутник досконально и выбирала те, что в шаговой доступности от достопримечательности.

Около пяти вечера мы припарковались в точно намеченном месте Бад-Тольца (47° 45’ 36.09” С     11° 33’ 40.80” Е ) . Приятный город, тихий, чувствуется, что курорт. Главная пешеходная улица Марктштрассе, с её магазинчиками и кафе, проходит пёстрой лентой через весь Старый город и представляет собой целую галерею – тут мы впервые увидели типичную для Баварии роспись по штукатурке, называемую Luftlmalerei ,когда стены домов расписаны красочными картинами на сказочные, религиозные и исторические темы.
     В 1748 году в Баварии родился художник Франц Цвинк, ставший основоположником этого жанра. А кроме того, баварцы считают, что красиво расписанный дом подчеркивает благополучие его владельца. Вот в этом я не сомневаюсь, ведь чтобы содержать такой дом в порядке, надо периодически подкрашивать его, и не просто так, а прибегать к услугам художников, что наверняка весьма дорого.
     Выехав из Бад-Тольца, мы взяли курс на Пфронтен и покатили по живописным баварским дорогам. Городки , деревеньки и хуторки нанизывались, как бусины,  на нитку дороги. . Ландшафты с подстриженной изумрудной травкой, один лучше другого , мелькали за окном . Говорят, что строить дома на территории Баварии можно только по трем проектам. И все они – как в 17 веке : надо чтобы Бавария выглядела как 200 лет назад, ведь регион зарабатывает на туризме. А вот украшать дома можно по-разному, и я не могла налюбоваться на традиционные цветы на балконах и окнах, причудливую резьбу по дереву – всё ухожено, , всё с такой любовью... Люди, которые столько труда вкладывают в украшение своей жизни достойны уважения..
   В Пфронтене мы были радушно встречены фрау Вогль , хозяйкой « Гастхауса Эллен» .( 47° 34’ 14.02” C    10° 33’ 32.40” E)

Двухэтажный большой деревянный дом на тихой окраине: на втором этаже комнаты с телевизором, душем и туалетом, оформленные в деревенском стиле , на первом этаже столовая, где подаётся завтрак. Когда мы вышли на наш балкон , то совершенно обалдели от красоты гор в лучах заходящего солнца, и , если меня теперь спросят, видела ли я золотые горы, я могу с уверенностью сказать : « Да, в Пфронтене».
Кроме нас гостили в доме ещё несколько пар, мы их видели только утром, а вечером даже и не слышали. Стоило это жильё нам 40 евро за ночь на двоих и вполне нас устраивало , а единственным недостатком нашего временного дома было только отсутствие WI-FI . Разговаривал с хозяйкой мой муж на немецком вперемежку с английским, а я только кивала. Узнав, что мы из Израиля, хозяйка тут же рассказала, что была у нас в ноябре 1995-го, как раз когда убили Рабина, правда она назвала его Бегиным, но это всё мелочи - человек хотя бы знает фамилии наших политиков, а не только то, что «злобная» израильская военщина убивает « мирных» палестинцев.
Закончили мы наш чудесный день, полный впечатлений, в деревенском ресторанчике в пяти минутах ходьбы от пансиона традиционно : блюдами баварской кухни и пивом.

Достопримечательности Германии Читать все

Студенческая пивная эпохи Гете: погребок Ауэрбаха

В 1525 году лейб-медик и профессор философии Хайнрих Штромер фон Ауэрбах открыл студенческую пивную в погребе своего дома, так как, по его словам, «при верном употреблении вино – превосходное…