Мы в соцсетях

Андорра

Андорра, Новый Год 2000. Впечатления.

Посетившим Пиренеи и лишь собирающимся…

ВСТУПЛЕНИЕ

Со сроками отдыха вопросов не было — он был привязан к школьным каникулам. Долго выбирали место отдыха, собирали информацию об Андорре и других…

Опубликовано

Посетившим Пиренеи и лишь собирающимся…

ВСТУПЛЕНИЕ

Со сроками отдыха вопросов не было — он был привязан к школьным каникулам. Долго выбирали место отдыха, собирали информацию об Андорре и других местах. Когда определились с курортом, взялись за тур-оператора. В результате остановились на «Натали тур». Лично беседовали с народом, отдыхавшим на прошлый Новый год в Андорре через них. Отзывы получили положительные.
Огромное спасибо всем бравшимся за клавиатуру (в конце документа приводится список ссылок, которыми я пользовался перед поездкой). Наш отдых еще раз доказал — «мысль высказанная есть ложь». Это я к тому, что любое описание субъективно и то, что понравилось одному, другой может даже и не заметить. Все же рискну и постараюсь рассказать лишь о том, что еще не поведано другими, равно как и о том, что я увидел иначе. Заранее приношу извинения за литературные отступления. Это не совсем отчет о сезоне 1999-2000, скорее записки отдыхающего.
«Не стреляйте в пианиста…:-)»

КАК МЫ ДОБИРАЛИСЬ

Итак, наш чартерный Ту-204 авиакомпании «Трансевропейские авиалинии» стартовал из Ш-2 в 8 часов утра 25 декабря. Лету 3.5 часа + 2 часа разница. С «перевесом» а также количеством и размерами ручной клади ни у кого проблем, кажется, не возникло. Памятуя записки Димы Лисичкина и основываясь на личном опыте крепеж снаряги укутывал тряпьем, а замки на чехлах и рюкзаках заматывал «скотчем» — ничего не побилось. А вот моему приятелю раскололи задник крепления, пришлось раскошелится на новые. (В Словении в прокате мне продали некомплект, но тут они этим не занимаются). В аэропорту Барселоны нашу группу встречал мучимый видимым похмельем, но достаточно милый сопровождающий — весьма прилично говоривший по-русски поляк по имени Томаш. Он тут же показал где менять деньги и объяснил, что в Андорре курс повыгоднее, но т.к. сегодня праздник, банки не работают. А в будни они открыты с 9.00 до 17.00. В порту курс был порядка 155 Песет за Доллар, а в Андорре около 166, но там берут сбор 600 песет за любую операцию, так что выгоднее менять крупную сумму сразу. С карточками проблем не возникало, зато перед самым отъездом мне пришлось разменять сотню вместо планируемого полтинника — в банке не было сдачи. Так что запаситесь некоторым количеством «мелких» банкнот — пригодятся. Еще забавный момент — в одной из портовых кафешек мне выдали чай бесплатно. Минимальная транзакция по карточке — 400 песет, а чай стоил 150 :).
Автобус хоть и комфортабельный, но гоняют они дюже лихо. На равнине народ еще пялился на святую гору Монсеррат и прочие примечательности о которых тараторил гид, но на серпантине-таки сломался и изрядно попачкал пол. Особенно страдали от болтанки дети, реву и писку было на весь автобус. «Сетка дорог» в Андорре (если так можно выразиться) напоминает букву «Y», в центре которой находится столица — Андорра ла Велла (Andorra la Vella). Людей надо было развезти по всем городкам. Как вы догадываетесь, наш отель был одним из последних :(. Вся поездка (вместе с получасовым перекусом) заняла больше 5 часов, это выматывает. На мой взгляд, гораздо комфортнее было бы довезти всех до столицы, а дальше разделить по направлениям. Сопровождающий в каждом отеле лично убеждался, что все в порядке с расселением. Но ведь и эту задачу можно было бы разделить на двоих. Не выгодно это, напряжно.
На обратном пути принимающая сторона словно вняла нашим пожеланиям и разделила трансфер на два потока. Время посадки назначили на 6 утра. Автобус пришел в 7, времени оставалось в обрез. Нас сапровождал уже не Томаш а русскоговорящая женщина по имени Люба (судя по выговору представительница Украины). Вот уж разительный контраст с милым поляком! Когда я увидел её впервые, она предлагала свежеприбывшим туристам SKI-PASS-ы приговаривая: «по курсу 155 и мне все равно». Мои друзья приехали отдыхать через другого тур-оператора и они единственные из их группы жили в нашем поселке. Улетали ребята тем же рейсом. Мы уже погрузились в автобус, а их трансфера нет и нет. Спросили Любу, не видела ли она Игоря (сопровождающего их группы)? Люба ответила, что какой-то автобус стоял в предыдущем селении, но чей она не имеет понятия и где Игорь не знает. На предложение связаться с Игорем по мобильному, она ответила, что не знает его номера (весьма сомнительно, если учитывать, что для пересчета всех русских гидов в Андорре хватит пальцев одной руки). Ситуация становилась нервозной, надо было принимать решение. На предложение довезти ребят в нашем автобусе сия дама начала плести ахинею о списках на таможне (не остановили ни разу) и о 5000 песет с каждого за проезд (семья из 4 человек). К счастью, когда мы начали загружать багаж, подошел их автобус. По прибытию в порт выяснилось, что наш чартер задерживается на 3 часа (еще не вылетал из Москвы). Ну неужели нельзя было уточнить это в пути и не гнать (некоторых снова укачивало), ведь все равно ждать прибывающую группу?! От Любы осталось впечатление весьма негативное.

О ЛЮДЯХ

В дороге гид порассказал и про Каталонию, и про Андорру, попугал уличной преступностью и рекомендовал пользоваться сейфами. Еще характеризовал местных жителей, как людей, которые в основной своей массе, принимают туристов за дойных коров. Преступности я не видел, а со вторым он к сожалению не ошибался :). Из-за льготной налоговой политики гражданство Андорры стоит недешево и богатые Каталонцы не прочь его получить. Например, всемирно известная Монсеррат Кабалье — андоррка. Коренных андоррцев не так уж много — в основном они заправляют бизнесом. Владеют отелями, магазинами, заправками и проч. Формально, правление княжеством разделяют президент Франции и испанский Аббат, а вот какого аббатства я позабыл. На деле страной заправляет несколько богатых андоррских семей. (Томаш поведал холодящую кровь историю, о том как местные «кланы» сколачивали начальные капиталы во времена Второй Мировой, грабя и убивая богатых беженцев из Германии, преимущественно евреев, которым они сулили безопасную переправу за океан.)
Работают в стране всё больше приезжие. Испанцы, французы, англичане, славяне различных племен. Разговорившись в прокате снаряжения с парнишкой, выяснилось, что он из Сиднея и есть еще австралийцы. С этим людом пообщаться приятно, в большинстве очень милые и обходительные. Бармен из нашего отеля (полиглот не установленной национальности по имени Лии) в паре с портье обыгрывали нас в настольный футбол (за их счет), помогали машину напрокат взять и ресторан на Новый год подыскать. А когда мы уезжали на день в Барселону нам упаковали в дорогу дополнительную провизию со шведского стола (несмотря на письменное уведомление, что за всю еду, выносимую из столовой необходимо платить). Зато после общения с «хозяевами», всегда оставался неприятный осадочек. В целом, характер Андоррцев (как, видимо, и всех Испанцев) ближе к российскому нежели «европейскому». Сплошная «маньяна», ни на что нельзя рассчитывать точно. Но обо всем своим чередом.

О ЯЗЫКАХ ОБЩЕНИЯ

Можно обойтись и русским, но лучше знать хотя бы несколько фраз на английском или французском (про каталонский и не говорю). Наш язык начинают изучать. За урок русской речи бармен выставил бесплатную выпивку — заведение угощает :).

О ЖИТЬЕ, ЦЕНАХ И ПРОЧЕМ

Поселились мы в местечке Канильо (Canillo). Этот поселок находится на пути от столицы к центру катания SOLDEU — EL TARTER, дальше дорога ведет в PAS DE LA CASA и GRAU ROIG и далее во Францию. От Andorra la Vella до Canillo 13 км, потом до Эль-тартер (El-Tarter) 4 км и еще 2 км до Сольдеу (Soldeu).
Облюбовали мы отель «Roc del Castell» *** (на сайте «Натали тур» он отмечен как 4*, и картинка там от другого отеля). Это единственный отель где предлагали только завтрак (на мой взгляд отдыхать приятнее, если не привязан к месту кормежки). Номер нам достался вполне нормальных размеров, чтобы проживать втроем (дополнительная кровать-раскладушка была поставлена для дочки-первоклашки). Правда не работало радио и отсутствовал мини-бар — холодильник. Телефон был. По телевизору крутили CNN, SKY NEWS, Eurosport и MTV. Также ловилась Франция, Испания и даже Андорра. Вполне достаточно. Полотенца меняли каждый день. Иногда попадались с дырками, но всегда свежие и выглаженные. Мыло и шампуни положили только при поселении. В середине нашего пребывания их запасы начали подходить к концу и погас главный светильник. Я обратился за помощью. Портье вежливо выслушал мои сетования и обещал, что завтра все будет ОК. Тут в диалог вмешался пожилой мужчина, который почти каждый вечер сидел в углу за компьютером и раскладывал пасьянс. Как выяснилось — хозяин этого и соседнего отелей. С хмурым видом, не глядя в мою сторону, он поинтересовался у портье (на каталонском) в чем собственно дело. После двойного перевода до моего сведения было доведено, что в отеле заведено мыльные принадлежности давать только раз, а если не хватает, их можно КУПИТЬ еще (такого «сервиса» прежде я не встречал). Что до лампы — её завтра починят. После некоторой дискуссии мне обещали, что В ВИДЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ мыло выдадут, «маньяна». Мыло я получил, но лампу так и не починили. К чему упираться, ведь на входе табличка «Completo»? Было заметно, что бедолага портье искренне переживал. После интересовался результатом и извинялся, объясняя, что к сожалению не он правит балом.
В Канильо я насчитал с еще с пяток отелей. Кажется, наш был единственный без ресторана, но лично я от этого нисколько не страдал. На завтрак кормили бутербродами (два-три вида колбасы, сыр одного сорта) и остальной минимальный стандарт: йогурты, мюсли, сок, вода, молоко, масло, джем, булочки, чай, кофе. Мне до обеда вполне хватало, а то и до вечера. Вечерами чаще всего посещали один из ресторанов. Их тут больше чем отелей. Маркетинг производили традиционно. Спросили у местных жителей куда он ходят покушать и что могут посоветовать. Нам порекомендовали французский ресторанчик, название которого звучит типа «лa джорней», кажется так (но не jorney). Нам понравилось. Обхождение милое, есть английское меню и говорят по-английски, а к завершению отдыха освоили русские приветствия. Кухня вполне съедобная. Мясо, на мой вкус, было жестковато, но рыба вкусная, особенно форель (ее трудно испортить :)). А вот рекомендованной как национальное блюдо оленины нам так и не удалось отведать. Забавна была сцена, как мы выясняли есть мясо оленя в меню. Слово «олень» на английском все как назло подзабыли (видимо потому, что не знали).

Мы: -У Вас есть блюдо из дикого животного, которое живет в лесу и выглядит как лось, но не лось? «Бэмби» короче!
Официант: — Бэмби! Понял. Но его к сожалению нет.

Порции, обычно, вполне обозримые по размерам, но достаточные, чтобы насытиться. В среднем ужин на двоих с выпивкой (салат, основное блюдо, десерт, пара пива или бутылка вина) обходился в 4,5 — 5 тысяч песет с чаевыми (порядка 10%). Это что-то около 15$ с человека. На горе в забегаловке у нас уходило 2-3 тысячи (~ 8$).
Мне показалось, что явно выраженной национальной кухни в Андорре нет. В ресторанах мясо (антрекоты, ростбифы, эскалопы и проч.), птица , морепродукты, улитки, лягушки и т.д. В забегаловках сэндвичи, кебаб (по нашему шаурма), жареная курица, пироги (вкусные с разной начинкой, обозначенной вензелем на румяном боку), торты и пирожные. Также присутсвуют McDonalds и KFC. И везде разрешается курить. Национальная специфика. Или привилегия? Очень часто на кассе соседствуют тарелочка для денег и пепельница (кассир тоже человек :)). Специальных названий блюд как например Хичины или Штрюхли я не заметил.
Вина Французские и Испанские, пиво Каталонское и европейское. На горе готовят «Hot wine». Натурально — ПОДОГРЕТОЕ КРАСНОЕ ВИНО без специй и сахара (последний можно добавить бесплатно по вкусу). Стакан стоит 350 песет (~2,25$). В среднем столько же стоило и пиво (0,33). Грог не приготовляли, а жаль.
В одном барчике пол-литровая кружка разливного пива обошлась в 6$. Я предпочитал покупать последнее в магазинах (~65 -100 песет за 0,33л), а на горе пить коньяк из фляжки. Алкоголь и табак в магазинах стоят чуть ниже, чем в Шереметьевском Duty Free. Цены на продукты близки к московским. Имеются специальные магазинчики для дегустации алкогольных напитков, но я не пробовал.
В Канильо был обнаружен спортивный комплекс (он находится в центре поселка). Там есть 25-метровый бассейн (плюс лягушатник для детей). Плескаться можно хоть весь день (с 9 до 22). Обойдется удовольствие в 700 песет со взрослого и 625 с ребенка. Обязательно наличие шапочки. Её можно купить за 300 песет (шапочки мне понравились). По краю ходят смотрители и бдят, чтоб никто не утоп. Для детей есть дощечки, «жилетики» и прочие феньки. Довольно мило. За такие же (но отдельные — не надо смешивать удовольствия) деньги и на тех же условиях (только шапочка не нужна) можно посетить сауну. Она без купели, зато душ работает по таймеру, приходиться спиной постоянно жать на кнопку.
Небольшое отступление. Таймерная система здесь в моде. В туалете барселонского ресторана подобными устройствами были оборудованы: умывальник, сушилка и даже свет при входе — очень удобно :(!
Важное замечание — температура в сауне +75 С!!! Узнав от приятеля о такой немыслимой жаре я решил сэкономить 700 песет. Мне хватило посещения комплекса термальных вод «Caldea» (что в Escaldes). Там была та же история с парилкой. Ну не знают они толка в банях! А римские контрастные термы мне понравились. Мое мнение — в этот хваленый комплекс стоит сходить разок для того, чтобы с чистой совестью сказать: «Киса и Ося здесь были».
Все в том же «Канильском» спорткомплексе мы посетили ночную ледовую дискотеку. Коньки были барахло и убитые, равно как и лед. Больше половины катающихся общались по-русски :). Мы выдержали час.
A еще в Канильо есть спортивный магазин. Один. Плюс еще один прокат. И одна заправка (с мойкой). И школа. В целом поселок довольно тихий. В столице всего несравненно больше. Центральная улица мне напомнила Шанхай — сплошные магазинчики, ресторанчики, машины, люди — муравейник. Соответственно и выбор богаче, а цены (на снарягу) пониже чем в Канильо и у горы. Но ненамного. С учетом того, что везде можно торговаться (как правило скидывают 10%), да еще на дорогу потратишься, выгодно закупить все что хочешь за один раз и забыть о «шоппинге». Магазины при нас работали до 9 вечера.

ТРАНСПОРТ

Я был очень доволен, что мы живем не в столице. Еще лучше было бы поселиться непосредственно у горы. Saldeu — поселок не меньше Канильо а может и поболее будет. Спортивных магазинов там больше значительно. А среди ресторанов обнаружились вывески «Borda» (или «Bordera»), что означает высший местный шик (старинный стиль, живая музыка, открытый огонь в центре зала…). И с доставкой на гору проблем не было бы вообще. Из Канильо в регион SOLDEU — EL TARTER каждый час курсировал SKI-BUS, как и полагается совершенно бесплатный. Даже на SKI-PASS-ы наш веселый водитель никакого внимания не обращал. Снаряга ездила внизу или сзади в открытом ящике (поначалу было тревожно :)). Еще имелся рейсовый ежечасный автобус. Тут уже брали денежку. Цена билета зависела от расстояния. От Канильо до El Tarter — 150 песет, до Сольдеу — еще 25. От Канильо до столицы — 235 песет (~1,5$). В зависимости от настроения, водители либо брали за проезд с ребенка (детских билетов мы не видели), либо пускали так. Иногда пытались обсчитать (иногда видимо обсчитывали ;-)). Что касается расписания, такое понятие существует лишь рано утром и поздно вечером (последний автобус из Андорра ла Велла в Канильо уходил в 20.00). Пробки! ПРОБКИ ЖУТКИЕ!!! Правда не всегда, но часто. В 50 % случаев дорога после 10 утра по направлению к горе и после 16 в столицу была забита машинами. Подъемники переставали работать в 16.45. Если в это время проходил наш автобус в противоположном направлении, мы предпочитали садиться в него. Все-таки теплее и места свободные есть. А еще водитель мультики включал чтобы дети в пробках не скучали :). Однажды таким образом мы добирались домой 2 часа. А наши знакомые остановившиеся в столице поведали историю как накануне они провели в пробке по дороге на гору 1,5 часа и, не преодолев и половины пути, повернули обратно. Задачка «За сколько времени транспортное средство преодолеет расстояние в 19 км по узкой горной дороге в условиях большого скопления других транспортных средств?» осталась нами нерешенной 🙁 🙁 :-(.
Такси. Таковые имеются. Вызываются из столицы или ловятся по ходу (что реже). По причинам описанным выше, имеет смысл ими пользоваться лишь по утрам и вечерам. Мы заказывали такси вечером из Андорра ла Велла в Канильо. По-английски диспетчеры не понимают (таксисты — в зависимости от ситуации :-). Мы зашли в ближайший отель и попросили портье вызвать машину. С нас взяли 40 песет за услугу. Такси прибыло практически сразу. В машине обнаружилось два счетчика. Один, как мы поняли — обычный, а второй для чаевых? Поездка обошлась в 2300 песет (~15$), гид позднее сказал, что это нормальная цена. После наши знакомые ловили попутки. Вообще автостоп довольно распространен в Андорре, особенно среди лыжных инструкторов. Народ их все-таки подвозит.

ПРОКАТ АВТО

Я не случайно выделил его в главу. Взять машину напрокат в Андорре — отдельный вид спорта. Накануне Нового Года это оказалось совершенно нереально (у нас была идея встретить праздник в Барселоне). Все конторы по прокату машин расположены в столице и нигде более. Свободных машин попросту не оказалось. Впрочем, не оказалось их и после Нового Года. Как выяснилось, их вообще не бывает в наличии, если Вы желаете взять машину на одни сутки :o| ! Только с помощью нашего гида (спасибо тебе, Томаш) удалось заарканить местную фирму, которая взялась предоставить нам Ford «Transit» и Opеl «Corsa» на 2 суток. Томаш рекомендовал нам еще поторговаться на месте на предмет количества дней. К счастью, торг не понадобился. Ребята пригнали машины в 8 вечера и без возражений согласились на 1 сутки. Правда, они и забирать собирались в 20.00, но, после договорились на 23.00. Однако предупредили, чтобы в случае опоздания мы пощады не ждали и были морально готовы оплатить вторые сутки. Говорили, кстати, и по-английски, и по-русски (был один чех, один испанец и некая русская дама). Форд обошелся в 18000 песет (~117$ — строго по буклету их фирмы) плюс дозаправка до полного бака при сдаче (95-й бензин стоит чуть меньше доллара — подешевле чем в среднем в Европе, а «Транзит» и вовсе дизельный оказался). Машина была боевая, имела достаточно царапин и несколько вмятин, но на ходовых качествах это никак не сказалось. Мы отдали депозит — наличные доллары (300 за минивэн и 200 за трехдверку), получили ключи и поутру тронулись в путь. А держали мы его в Барселону на праздник «РЕЙС МАРС» — день поклонения Волхвов (05.01.2000). По центральным улицам Барсы должно было состояться карнавальное шествие (на которое турфирма предлагала путевки по 60$). Нам предстояло дважды за сутки преодолеть по 226 км горных дорог. В пути было много примечательного — и создание пробок, и обгон грузовиков, и разворот на автостраде — опишу лишь один эпизод. Не стоит и говорить, что после столь сурового напутствия владельцев авто, мы страшно боялись опоздать и гнали как сумасшедшие (как нам казалось :)). Конечно, мы заблудились и уперлись в чуждую платную дорогу. Контролер хоть и говорил на родном ему языке, понял наши призывы о топографической помощи и начертал схему выхода из лабиринта. По ходу он также понял безвыходность нашего положения и взял полную стоимость с обоих машин за въезд на платную дорогу (для разворота) и выезд обратно. Другого пути на свободу предоставлено не было 😉 :0(…
Мы успели!!! (почти). И что же? Ребятки из проката вовсе и не собирались забирать машины вечером. Действительно, что они больные что ли, упахиваться накануне выходного (этого самого праздника)?! Мы им позвонили и выяснили, что приедут они завтра утром в 7! Естественно, и утром их не было. Днем мы созвонились снова и узнали, что машины заберут в течение дня и чтобы мы оставили ключи на «ресепсион». Но вера наша была подорвана и ничего оставлять мы не собирались (дули на воду — а как же депозит?). Портье нас успокоил, мол езжайте спокойно кататься, раньше 8-9 вечера никто не появится. Так и случилось. В 20.30 ребята спокойно приняли машины (осмотр был весьма поверхностный) и вернули депозит, посетовав на то, что днем один из них был проездом мимо и мог спокойно завершить дело еще тогда. Затем, они забрали Опель и уехали. А Форд продолжал стоять у окон гостиницы вплоть до нашего отъезда 08.01.2000(теперь понятно почему у них не хватает машин :)). Моё заключение — если вы хотите брать машину на весь отдых — есть резон бронировать ее в Москве и брать прямо в аэропорту. Там же и сдадите. У нас уже есть компании предоставляющие подобные услуги. Приятель пользовалься и остался доволен Убиваете сразу много зайцев, а по цене выйдет уж тожно не дороже. Аренда Renault Megane на срок 2 недели выходила чуть меньше 30$ за сутки (без бензина).

НОВЫЙ ГОД

Поскольку с новогодней Барселоной у нас «не склалось» стали изучать местные возможности. Один приятель предлагал сразу успокоиться, засесть в номере и завершить праздник традиционным «мордой в салат». Такой банальный способ «отмечания» НГ 2000 не импонировал — стоило ли для этого покидать Родину?! Ха-ха-ха! Рекомендуемые гидом рестораны «Bordа» (несмотря на стоимость в 200$ c человека за новогоднюю ночь) были забронированы задолго до нашего приезда. Ехать в столицу не имело смысла — такси на НГ в Андорре «не ходют», а дети до утра не сдюжат. До Сольдеу «всего» 6 км, но нести весь обратный путь ребенка на руках не улыбалось. Решено — отмечаем в «родном» Канильо. И что же! Наш любимый ресторанчик в праздничную ночь не работает (как и большинство других), все едут домой. Рестораны в гостиницах практически все «сomplete». Картина становилась схожей с прокатом машины, угроза «салата» явственно замаячила перед лицом (простите «мордой») :(:)…
Оставался ещё ресторан самого фешенебельного из местных отелей — Pic Blank. Новогодний вечер обходился в 14000 песет для взрослого и 10000 для ребенка. Сюда входило: праздничный стол из пяти перемен блюд с вином, новогодние 12 виноградин (их надо съедать по одной после каждого удара часов) и шампанское, новогодние подарки, оркестр и дискотека с выпивкой до утра. Начало в 9 вечера. Примечательно, что имелся перевод меню на русский. Главное блюдо было означено как поросятина. Это и решило исход дела.
Всем вручили пригласительные билеты и назначили столики. Началось все около 10-ти. Гостям не проживающим в отеле выделили помещение для раздевалки. У входа в зал встречал метрдотель и указывал назначенный столик. Наш оказался сервирован на 6 персон вместо 8-ми. Ситуацию вскоре исправили и даже принесли стулья для не заявленных в списке (и неоплаченных) детишек. А подарки принесли и им тоже :). Публика была весьма интересна. Почти половину гостей представляли туристы (кроссовки, джинсы, свитера). Разительный контраст с ними (нами) составлял местный бомонд — вечерние платья, смокинги, драгоценности, сигары… Остаток состоял из обычных компаний, решивших погулять вне дома. Смотрелось забавно. Все старались не замечать других и вели себя соответственно статусу. Два часа прошло в поглощении пищи под живой звук. В угощениях преобладали морепродукты (особенно креветки), главное блюдо не впечатлило (возможно потому, что был сыт). В целом, кушанья не поразили моего воображения, а вот шампанское понравилось — отличный брют!
За 5 минут до торжества каждому презентовали огромный пакет подарков и корзиночку с 12 виноградинами. Что тут началось! Каждый нарядился — сплошные маскарадные маски, шляпы гирлянды. Повсюду зазвучали трещотки и дудки, во все стороны полетели конфетти и серпантин. Зал вмиг преобразился, начался карнавал!!! Виноградины глотали «на бис» под звук оркестра, точнее в два захода (многие не справлялись с первого раза 🙂 ). В новом году начались танцы. Было весело, праздник удался.
Поразительно, что за все время пребывания в Андорре, не было замечено ни одной ракеты, не выстрелила ни одна хлопушка! На пиротехнику в этой стране наложено молчаливое табу. В любом магазине слово «petardos» вынуждало продавцов виновато разводить руками. Я нахожу лишь одно хилое оправдание — горы, но все равно это удивляет!

О САМОМ ГЛАВНОМ

Как можно догадаться, катались мы в регионе SOLDEU — EL TARTER. Это крупнейшая и наиболее популярная «каталка» в Андорре. (Максимальная высота — 2600м, перепад — 800м.) В регион PAL и ARINSAL не ездили. Там поположе и выбор трасс победнее (ребята отдыхавшие в Arinsal-е говорили). А в долину PAS DE LA CASA и GRAU ROIG я переходил. Кстати, есть туда дорога проще той, которую Жора Дубенецкий описывал. Самый левый подъемник в Сольдеу (если смотреть снизу) практически смыкается с крайним подъемником из системы PAS DE LA CASA. Можно подняться на «нашем» и на спуске уйти направо от канатки (если смотреть сверху). И уже на выкате (на развилке трасс, почти у самых креселок) свернуть еще раз направо. Можно и внизу просто пешком дойти (~100м). Эта 6-ти местная канатка доставляет весьма высоко, а дальше уж выбирай на вкус. Я «потестировал», пока меня не остановили на бугеле и вежливо, но непреклонно попросили вернуться в Сольдеу (по системе из двух креселок). На этом экспедиция завершилась — существенной разницы с нашей «горой» я не нашел. О характере склонов говорить не стану — все подробно расписал Дима Лисичкин. Скажу лишь, что длиннющие выкаты и «вкаты» на трассы раздражают. Частокол, которым склоны делят на сектора является весьма спорным средством безопасности. Мой приятель (правда начинающий) заработал огромнейший фингал (и еще не известно чем бы дело кончилось, если бы не очки). Я, фотографируя дочку, зацепился и порвал перчатку. Вывод — если и делать ограждение, то выше человеческого роста а не на уровне глаз :(.
SKI-PASS. на первые 5 дней мы покупали через гида. (Вообще все, что мы брали через него — прокат снаряжения, билеты в термальный комплекс — обходилось чуть дешевле, несмотря на 2% его комиссионных.) Удивило, что в Андорре не существует гибкой системы тарифов. Можно приобрести пропуск на период с полу-дня до пяти, но не более. Соответственно чем дольше срок, тем дешевле. Выходного дня нет. Исключение составляет лишь супер ски-пасс на все регионы. Он дается на 6 дней из которых 5 катальных. Стоит он ~ на 20$ дороже 5-дневки в Сольдеу (приблизительная цена однодневного пропуска) и к нему необходима фотка. Если таковой нет, за изготовление берется плата. Я был свидетелем того, как соотечественники ловко применяли местный прием: «Фото? Фото — маньяна!» 🙂
Прокат. Прокат на горе и в магазине в Канильо стоил одинаково. (Доска без ботинок стоит 2000 песет в сутки, полный комплект — 3500. Дольше — дешевле.) А вот прокат в нашем поселке был без прогрессивной скидки, зато можно было торговаться о цене. Был свидетелем того как на большом долгосрочном заказе приемщик (местный) пытался людей обсчитать, а другой работник (не испанец) улаживал ситуацию. Примечательно, что снаряжение повсеместно считается незастрахованным и клиент вынужден будет оплатить ущерб не только при утере имущества, но даже в случае поломки, о как! (О пропаже снаряги не слышал, но у наших знакомых в туалете сперли очки и перчатки.) После того как я добил свою доску на малоснежном черном склоне пришлось стать клиентом. В прокате в Эль-тартер не было ничего кроме «Step-in»-ов на фристайльных досках неизвестной мне фирмы Q-SIN (простите за дремучесть). Ботинки были сырые… В клипсы удобнее встегиваться, чем в ремни, но ощущение, что нога болтается не покидало. На трассе не особо заметно, а вот в «пайпе» и на трамплине чувствуется. На следующий раз (уже в Сольдеу) я взял «нормальный» Hammer c классическим мягким крепежом (хоть ботинки свои). Вообще для Андоррских трасс при уровне снега меньше метра (как было в нашем случае) лучше всего подходит гоночная доска с жестким крепежом. Но увы, увы! Веяния моды заставляют обывателя забыть этот снаряд, о чем я искренне сожалею (жесткие ботинки встречал на горе пару раз, да и то на «райдеровских» досках).
Должен признать, что средний уровень катающихся как на лыжах, так и на досках весьма посредственен. Я бы сказал ниже «среднестатистичекого российского».
Попытался я пройти на доске по могульной трассе. Эх, «рожденный скованным скакать по буграм не может» — не «бордерская» это дисциплина. В рекламном буклете говорилось про Boarder cross, но специального «полигона» я не нашел. Порадовали half-pipe и big air. Жёлоб не просто вырыт в профиле склона, но еще и укреплен «оплеткой» из молодых веток. Устроители дождались снегопадов, накидали снега с помощью специального приспособления на ратраке. Нагребли на выкате из «пайпа» снега для двух последовательных трамплинов — «разминочного» (можно назвать его так с натяжкой) и огромного — прямо-таки для фристайла. На Домбае для соревнований «бордеров» в прыжках стол отрыва был меньше. Форма необычна. Если разгоняться строго по прямой, вылетаешь практически вверх. А площадки приземления-то и нет! Вместо нее по траектории полета тянется «хребет» снежной горы и спускаться можно по одному из её склонов. Никогда такой конструкции не встречал (дремуч). Оказывается, при такой конфигурации можно вылетать с трамплина практически на любой высоте, но слегка наискосок. Забавно. Ну вот, построили сноуборд-парк, дали ему два дня на солнышке отстояться, осесть, затвердеть и народ запрыгал. В основном «тинэйджеры» конечно, но были и взрослые дядьки. Некоторые прыгали весьма прилично, но полет с самого верха видел лишь однажды. Забрался и я в «трубу» и тут же пробороздил полпути вниз головой — гордыню надо смирить :)!. Четырехлетний опыт «сноуброжения» по Кавказу — Хибинам — Альпам и Подмосковью тут малопригоден. Пришлось учиться. На следующий день дело пошло лучше (то ли поднатаскался, то ли клипсы на ремни сменил — скорее и то и другое). А некоторые заскакивающие в эту «бордерскую» вотчину лыжники прыгали ОЧЧЕНЬ ВПЕЧАТЛЯЮЩЕ! Кстати, травму парке видел только одну, а со всей горы ежедневно кого-то увозили и не по одному.
За безопасностью здесь следили строго. Чуть туман или ветер — останавливают верхние очереди, катайся внизу. К счастью, бушевавший в Европе ураган Пиренеи обошел стороной, ни один день катания не пропал. Жаль НАСТОЯЩЕЙ целины так и не было. Из разговора с инструктором-досочником узнал, что здесь существует такая услуга как «off-piste guide», но сейчас для этого мало снега :(:(:(.
Инструкторов много. В Сольдеу и Эл-тартер свои секции, расценки одинаковые. Есть четверо русскоговорящих. Мы познакомились с чехом Яном и русской девушкой Наташей. Приятные ребята. Они наших детей учили. Час работы инструктора для одного-двух человек стоит 2300 песет. Потом мы договорились на «детский сад». Из троих детишек и одной мамы организовали группу, Наташа занималась с ними 5 дней по 3 часа (с перерывом). Стоило это 10700 для ребенка и 12500 песет для взрослого. Вообще услуг много, они разнообразные. (Вот только в буклете далеко не все переведено на английский, приходилось догадываться). Научила Наташа ребяток многому, спасибо. Также спасибо детскому тренеру с Нагорной, без него мы бы такого успеха в горах не достигли.
Пушек вдоль трасс много, в «минус» (который был 3-4 дня) все работали. Конечно, их не хватит без естественного снега, к счастью в Андорре такого не бывает. В целом катание было не плохое.

БАРСЕЛОНА

Поездка в Барселону на праздник заслуживает отдельного описания. Понравилось. Город красивый. Чтобы познакомиться с ним поближе необходимо минимум 2-3 дня. Лучше специально съездить в Испанию.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

В подготовке к поездке пригодились сочинения «следующих товарищей»:
— Wowwik http://www.user.cityline.ru/~wowik/ski_andorra.htm, http://www.user.cityline.ru/~wowik/ski_caldea.htm
— Петрович http://www.aha.ru/~vinsk/ski.htm
— Георгий Дубенецкий http://ski-club.org.ru/resorts/andorra01.shtml
— Дмитрий Лисичкин http://ski-club.org.ru/~lisenok/meandor.htm

— А также сайты: http://www.uha.ad , http://www.hispanidad.sp.ru/geo.htm , http://www.skimaps.com/ResortLocator/mapview.asp?MapID=1733), (карта Андорры) http://www.barcelonaturisme.com/turisme/ing/ag/agendaf.htm , http://ski-club.org.ru/~alexdem (состояние склонов мира)
— Бюро туризма Каталонии в Москве: +7 (095) 932-4851, ул. Лобачевского, 100-1-257
-«Карлсон — Туризм» — проверенный оператор по прокату авто +7 (095) 935-8601; 937-7649, Тверская, д.27.
— Тур оператор «Натали тур» http://natalie-tours.ru/
Путевка «Полный Пакет» (виза, страховка, перелет, трансфер, жилье) обошлась в 835$ для взрослого и 675$ для ребенка до 9 лет включительно.

ВЫВОДЫ

Все-таки соотношение «цена-качество» недотягивает. В целом от поездки не осталось впечатления, что Вам рады, чаще возникало ощущения, будто из Вас просто выкачивают деньги. Друзья, с которыми мы отдыхали в Словении (Бохинь) со мной солидарны. Может нам не повезло. Возможно в низкий сезон дело обстоит по-иному. В следующий раз я поеду в Альпы.

Удачи всем!
Саша Пестов (Pestych).
[email protected]

Хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах.

Читать далее
Кликните чтобы оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход

Оставьте отзыв

Турция

10 долин и каньонов Каппадокии, которые не стоит пропустить

Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.

Опубликовано

10 долин и каньонов Каппадокии

1. Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.

красная долина

2. Розовая долина (Güllüdere). Это 2 долины с розовым оттенком скал, которые расположены параллельно друг другу. Они начинаются к югу от Чавушина и тянутся к смотровой площадке Красной долины. В долине — несколько церквей 7 — 8 ст. с хорошо сохранившимися фресками.

розовая долин

3. Долина любви — визитная карточка Каппадокии. Фаллоподібні скалы можно увидеть на большинстве буклетов о Каппадокию, и именно их больше всего любят туристы. Попасть в долину можно с трассы Гьореме — Аванос, повернув за Гьореме налево на асфальтированную дорогу, и потом еще раз повернув налево по указателю.

долина любви

4. Белая долина (Bağlidere). Это — продолжение Долины Любви на юг. Долина с монументальными скалами белого цвета, похожими на волны. Можно встретить туннели, природные арки и выдолбленные в скалах голубятни.

5. Медовая долина является продолжением Белой Долины на юг. Это-довольно крутой и узкий каньон с туннелями и скалами кремового цвета, которые природа разрисовала разными оттенками. Тропа в долину начинается при въезде в Учхисар: на первой развилке поворачиваем резко направо, а потом на перекрестке — снова направо, и спускаемся в долину.

6. Голубиная долина (Güvercinlik). Названа так благодаря большому количеству голубятен, выдолбленных в скалах. Гладкие конусообразные скалы имеют белый цвет. Долина тянется параллельно дороге Гьореме-Учхисар, и дальше на юг. Лучшая смотровая площадка находится на южном выезде из Учхисара.

голубвя долина

7. Долина Мескендир (Meskendir) — длинная долина, которая тянется от поселения Чавушин до дороги Гьореме-Ургюп. Отсюда стартуют в небо знаменитые воздушные шары. В долине есть природные туннели, голубятни, скальные церкви с фресками.

Долина Мескендир

8. Долина Сабель (Kiliçlar). Отсюда взлетают воздушные шары. Здесь можно увидеть много скальных помещений, которые используют местные жители для своих нужд. А в заброшенных церквях долины есть великолепные фрески с изображениями святых и вырезанными мальтийскими крестами. Долина начинается к северу от Музея под открытым небом возле Гьореме.

Долина Сабель

9. Долина Любви — 2 (Görkündere) — похожа на известную Долину Любви, но находится рядом с Гьореме. Фаллоподібних скал здесь также много. Найти ее просто: от поворота на Ургюп пройти около 500 метров, свернуть направо в долину Зэми и снова повернуть направо по указателю.

Долина Любви - 2

10. Долина Ихлара (Ihlara Vadisi). Самая отдаленная долина, которая находится в 70 км к югу от Гьореме. Это — глубокий каньон, в котором расположились более 100 церквей и монастырей с уникальными росписями.

Долина Ихлара

ТОП-10 смотровых площадок Каппадокии, где можно сделать трогательные фото

1. Холм влюбленных (Asiklar Tepesi) — лучшее место для встречи рассвета и наблюдения за воздушными шарами во время восхода солнца. Находится на холме, который расположен на южные окраины Гьореме. Отсюда, как на ладони, видны герме и Долина любви — 2 (Görkündere)

Холм влюбленных

2. Смотровая площадка Красной Долины (Kizilçukur) — популярное место для наблюдения над закатом с видом на скалы красноватого оттенка. Находится на вершине холма Актепе.

Смотровая площадка Красной Долины

3. Замок Учхисар. С Замковой горы открывается великолепный вид сразу на несколько долин и Гереме, особенно после захода солнца. Но сюда можно прийти и на рассвете.

Замок Учхисар

4. Площадка с видом на белые скалы Голубиной долины на южной окраине Учхісара. Над долиной можно отыскать деревья с ветвями, украшенными бело-сине-черными символами, похожими на глаз. Есть инсталляции из сухих деревьев, украшенных горшками. Получаются очень эффектные фото на их фоне.

Площадка с видом на белые скалы

5. Отель Sultan Cave Suites. На смотровую площадку, украшенную яркими коврами, могут попасть лишь постояльцы отеля. Прекрасное место для наблюдения за воздушными шарами на рассвете и фантастическая панорама Гьореме.

Отель Sultan Cave Suites

6. Galeri Ikman Carpet Shop. Для тех, кому не повезло попасть на смотровую площадку отеля Sultan Cave Suites, может сделать фото на фоне разноцветных ковров в этом ковровом магазине.

7. Смотровая площадка «Три красавицы» (Üçgüzeller) на запад от Ургюпа. Вид на «грибы со шляпами» — это визитная карточка Каппадокии, которую вы можете увидеть на многих буклетах.

8. Отрахисар: площадка с видом на замок Отрахісар и сам городок. Находится на холме к юго-востоку от центра.

Отрахісар

9. Долина Пашабаг между Гьореме и Аваносом: здесь открывается вид на множество скал, который называют «дымоходами фей».

Долина Пашабаг

10. Долина Любви: здесь выходят классные фото после рассвета, когда здесь приземляются воздушные шары.

Долина Любви

Читать далее

Россия

Восхождение на Казбек

Рассказываю о моем восхождении на Казбек с командой Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/

Опубликовано

Восхождение на Казбек

Решила взобраться на Казбек с группой и гидами, выбрала компанию Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/. Все было просто шикарно, море эмоций и впечатлений, самое яркое приключение в жизни, всем советую

Читать далее

Доминиканская Республика

Насыщенная экскурсия с культурной программой и отдыхом в раю.)

Были с сестрой в Доминикане на зимних праздниках, зачетный отдых получился.

Опубликовано

Насыщенная экскурсия с культурной программой и отдыхом в раю.)

Сама Доминикана конечно тоже огонь, но сейчас хочу про конкретную экскурсию поделиться впечатлениями. Наша экскурсия Саона-Делюкс включала в себя посещение Города художников и острова Саона. В городе художников мы осматривали местные достопримечательности, такие как амфитеатр, церковь святого Станислава, школу искусств и фонтан желаний, естественно, всей группой там загадывали желания.) Кстати, пока не забыла, группа была небольшая и не было толкучки, это нас очень порадовало. Далее, на острове Саона нас ждал обед с напитками, и для нашей группы обед был вне очереди. Обед сам был шикарный, даже гриль-бар включал в себя, ну а напитки вообще вкуснейшие и самое главное, безлимитные. На райском острове мы отдыхали не меньше четырех часов, так что успели вдоволь насладиться его красотами. Был и еще один маленький пункт остановки у нас потом, на песчаной отмели, там мы в натуральном бассейне купались с морскими звездами. Я так близко их раньше не видела и не трогала тем более. Во время этой остановки работал бар, и мы освежались вкусным шампанским. Вот сейчас рассказываю, и снова туда хочуууу. Организаторами экскурсии была компания Доминикана Про, за что ей огромное спасибо, все круто было. Еще один момент добавлю и буду закругляться. Автобус нас возил очень комфортабельный с wifi и даже питьевая вода была, что в жару очень кстати, а на борту было целых два русскоязычных гида — позитивные ребята. Остались довольны насыщенной программой, возможно повторим, когда будем в тех краях.

Читать далее

Новости партнеров

Популярное