Москва. Вторая половина июля, 2002 год.

Наконец долгожданный отпуск, есть две недели, для того чтобы всей семьёй куда-нибудь поехать отдохнуть.

Мы уже побывали в Лазаревском (1997), Адлере, Сочи(1999) (туда мы ездили на поезде), съездили в Джубгу и Геленджик на машине в 2001 году, и теперь мы решили снова поехать в Адлер, но теперь не на поезде, а на машине. Лазаревское нам показалось, также как и Джубга маловаты, Сочи наоборот слишком большим и душным городом, а Адлер та самая золотая середина. В Геленджике нам не понравилось отсутствие экзотической растительности (нет пальм, кипарисов, магнолий, только красивые сосны), как в Адлере, где их предостаточно, кстати, пальмы есть в основном только в Лазаревском и южнее. Выбор кафе и ресторанов в Адлере больше, чем в перечисленных ранее населённых пунктах (кроме Сочи). Единственный минус, если едешь на машине, - после Туапсе (хотя от Горячего ключа до Туапсе тоже довольно извилистая дорога, но не настолько, чем после Туапсе) начинается жуткий серпантин, после которого сильно устают как водитель, так и пассажиры от впечатлений, когда навстречу из-за поворота, обгоняя какой-нибудь грузовик, а он иногда едет со скоростью 10-15 км/ч, вылетает местный джигит, хотя и успевают все разъезжаться.

Дорога

Выехали мы примерно в 8 часов утра. Это наша вторая поездка к Чёрному морю на автомобиле (в первый раз мы поехали в Джубгу, а оттуда в Геленджик). Путь наш лежал по следующему маршруту: Реутов (непосредственно граничит с Москвой на востоке от неё) – Елец – Воронеж – Миллерово – Ростов-на-Дону – Краснодар – Горячий ключ – Джубга – Туапсе – Лазаревское – Сочи – Адлер.

Проехав по МКАД, мы повернули на трассу «Дон» (М4), по которой мы ехали до Джубги. Сначала, а также на всём протяжении трассы встречаются участки с двумя полосами в одну сторону, но в основном она имеет одну полосу в одну сторону, где очень мешают грузовики, которых сложно обогнать из-за интенсивного встречного движения. Местами ведутся работы по расширению дороги, но движению это не мешает, и можно надеяться, что когда-нибудь вся трасса будет иметь две полосы в одну сторону.

Заправки на трассе есть везде - от самых новых с магазинами и туалетами до совсем древних. Маловато их только в Воронежской обл. после Воронежа (при движении в сторону моря), в прошлый раз пришлось остановиться для дозаправки из припасённой канистры. Теперь мы решили заправляться, когда оставалось полбака бензина (бак 47 л.). Почти на веем пути бензин дешевле, чем в Москве, только на подъезде к Сочи А-92 – 10 рублей, в самом Сочи – 10. 20, в Адлере 10 р. В Тульской области нам встретились АЗС только ТНК, 92 бензин в них по 9.20. Немного АЗС на участке Горячий ключ – Сочи. Газ я видел только в районе Ростова-на-Дону.

На дороге много различных кафе, как кормят, не знаю, мы брали еду с собой. На объездной дороге Воронежа есть сосновый бор, там мы съехали в небольшую вырубку и пообедали. В прошлый раз мы остановились около деревянных столиков (были ничьи) и пообедали на них, но в этот раз около них готовились и продавались шашлыки, а сами столики были накрыты скатертями, поняв, что без покупки шашлыка нас туда не пустят, поехали и остановились в другом месте. Много продаётся холодной минеральной воды и лимонада.

После выезда из Воронежа нас оштрафовали за нарушение скорости, дорога широкая, прямая, но в населённом пункте, попадаются многие.

В такие крупные города как Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар, без карты этих городов лучше не заезжать, знаю тех, кто заезжал – потеряли больше часа. Лучше при подъезде к какому-нибудь крупному городу ехать по указателю на следующий город, например, при подъезде к Ростову-на-Дону поворачивать на Краснодар.

Ночевать остановились в Миллерово (в 4 км от трассы) в частном доме. Когда въехали в город (было примерно 23 часа), увидели рекламный щит с адресом местной гостиницы, но указателя не нашли и остановились спросить у женщины, как туда проехать. Но она нам сказала, что в гостинице берут 180 р. с человека, а она – 160 р. и в гостинице грязно и есть клопы (не знаю, правда или нет), и предложила остановиться у себя. На трассе есть ещё мотели, некоторые – пассажирский вагон.

Воду брали с собой в пятилитровых бутылках, по пути их пополняли из колонок с питьевой водой (они периодически встречаются на всей трассе) и на месте нашей ночёвки.

Мобильный телефон (МТС) принимает почти на всём пути, сигнал периодически (в зависимости от облачности и того, как высоко находишься) пропадает на подъезде к Миллерово и в горах.

Как в первый, так и во второй день (на весь путь у нас ушло 2 дня) была жуткая жара, особенно невыносимо становилось после часа дня, даже асфальт плавился, иногда едешь в луже расплавленного битума или чего-то ещё, как будто по мокрой дороге.

Наконец Сочи. Все уставшие. В надежде, что, как и все города, у которых нет объездной дороги, можно проехать, не сворачивая с трассы, едем по Сочи. Но не тут то было, есть участок, где для частного транспорта одностороннее движение и при том не в том направлении, которое нам нужно. Остановились спросить у милиционера (моя милиция меня бережёт, сначала сажает, потом стережёт), как лучше проехать, на что он нам ответил: «Чтобы не петлять…» и начал перечислять такое количество поворотов, что запомнить их просто не реально. После петляния по городу и нескольких расспросов местных мы всё-таки выехали на «финишную прямую» - дорога от Сочи до Адлера относительно прямая. Весь путь по счётчику – 1700 км.

Адлер

И вот он – долгожданный Адлер!!! Время – 20 часов. Первый вопрос – где остановиться. Лучше и не останавливаться у тех, кто стоит на дороге (попадаются на всём побережье). Они, как правило, посредники и предлагают жильё в какой-нибудь «дыре», куда случайно не заедешь и берут проценты за приведённых людей; бывает, они работают на нескольких хозяев, но прежде, чем показать вам достойное жильё, они изрядно замучают вас, показывая то, что никто снимать не хочет. Лучше всего остановиться между рынком и морем, и поэтому мы поехали прямо туда. От рынка до моря идти 10-15 мин., так что жить лучше именно здесь: и до моря близко и, чтобы фрукты купить, далеко идти не надо. Чтобы туда доехать, надо проехать по эстокаде вокзал, на первом перекрёстке с круговым движением повернуть направо, проехать железнодорожные пути, ехать до упора и повернуть на Т-образном перекрёстке налево и ехать до рынка никуда не сворачивая (он находится, не доезжая р. Мзымты, вплотную к ней), теперь можно заняться поиском жилья, двигаясь в сторону моря.

Жильё здесь стоит от 50 рублей с человека. Можно снять от комнаты с общей кухней (на несколько семей) и удобствами деревенского типа (~50 р. с человека) до номеров со своей кухней, кондиционером, удобствами городского типа и горячей водой с видом на море и горы в частном миниотеле (~800 р. за 3-местный номер). В конце июля, августе народу больше, жильё дороже и найти потяжелее.

На набережной много различных кафе, как с официантками, так и с самообслуживанием, есть рестораны. В кафе продаются шашлыки из свинины и осетрины, много блюд узбекской кухни: плов – 35 руб., ланган (лапша ручной выработки с мясом и специями) – 35 руб., фрунчёза (лапша из рисовой муки с мясом и специями) – 35 руб., манты – 35 руб. за 5 шт., самса (рубленое мясо с луком в тесте) – 15 руб. и др.

На рынке цены на фрукты такие же, как и в Москве.

Из развлечений – караоке, игровые автоматы. По вечерам проводят конкурсы: предлагают проехать на велосипеде с неправильным рулём (поворачиваешь в одну сторону, а колесо поворачивается в другую) 6 метров. Видел, как пробовали проехать, но ни одного раза не видел, чтоб получалось, хотя тот, кто проводит конкурс, с лёгкостью проезжает.

С другой стороны р. Мзымты (со стороны Абхазии) есть дендрарий (официальное название совхоз «Южные культуры»), с платанами, эвкалиптами, зарослями бамбука и многими другими экзотическими растениями. Видно, что когда-то он был в хорошем состоянии, но теперь он выглядит заброшенным, особенно после урагана, прошедшего в 2000 году, но похоже его собираются восстановить – поставили будки у каждого входа для сбора денег за посещение (взрослый – 25 руб., детский – 15 руб.). Но брали деньги один раз, в конце нашего отпуска, до этого, когда мы проходили, никого в будке не было. У некоторых растений поставили таблички с их названиями. В 1999 году ни табличек, ни будок не было, точнее платный вход был, но только в одном месте, и через него кроме экскурсионных групп никто не ходил.

Есть в Адлере и аквапарк, но аттракционов, по сравнению с аквапарком «21 век» в Сочи, говорят, там мало.

Экскурсии (можно заказать у столиков на улице, их в Адлере полно)

Новоафонские пещеры.

Первой нашей экскурсией была поездка в Новоафонские пещеры. Эти пещеры находятся в Абхазии, и у одних фирм, предлагающих эти экскурсии, надо пройти границу пешком, другие обещают перевезти вас через границу на автобусе, и это должно занять примерно 20 мин. Я слышал, тех, кто совершал переход пешком, и тех, кто на автобусе, - все они говорят, что стояли по 2 часа на границе. Мы же, по неизвестно каким причинам прошли за 15 минут, а соседи заказали экскурсию в этой же фирме и стояли 2 часа. Цена экскурсии с пересадкой на одного взрослого человека – 250 руб., без пересадки – 280-300 руб. Можно заказать также сдвоенную экскурсию: кроме пещер можно заказать, например поездку на озеро Рица (тоже в Абхазии).

Абхазия выглядит очень заброшено. Видны следы от пуль, разорвавшихся снарядов (боевые действия, если кто не знает, там уже не ведутся). Отдыхающих практически не видно. Развито хорошо виноделие и, особенно, винопитие: стакан вина, даже если за рулём, - норма.

Наша экскурсия включала в себя, кроме пещер, посещение Новоафонского мужского монастыря и купание в Гагре.

Первым объектом были Новоафонские пещеры. У входа можно перекусить, купить брошюрки о пещерах и фотоплёнку, но стоит она там дороже, чем в магазинах. Температура в пещерах постоянная +11о С. Но из-за отсутствия сквозняка и ещё каких-то факторов ощущается теплее, я ходил в футболке и не замёрз. За вход в пещеры надо заплатить ещё 100 руб. за человека. За фото-, видеосъёмку надо заплатить по 25 руб., после чего вам выдадут значок, который вы должны прицепить, в пещерах будут ходить и проверять его наличие. Освещенность там слабая, глаз видит, а фотоаппарат не очень, лучше взять чувствительную плёнку.

Сначала нас полтора километра провезли по искусственному тоннелю на узкоколейном метро. Внутри пещер все идут по мосту, из-за влажности он мокрый и немного скользкий. Протяжённость этого моста полтора километра. В первом зале есть озеро, подойти к нему, к сожалению, нельзя. В одном из залов можно купить камни из этой пещеры 5 – 50 руб., в зависимости от величины. Подобрать с пола невозможно – мешает заграждение моста, но в некоторых местах можно достать (правда этого делать не разрешают, но если очень хочется, то можно) подобрать кусочки глины. От группы лучше сильно не отставать: после того, как основная группа пройдёт, свет в зале выключают. Когда все залы прошли, нас отвезли обратно к входу опять на мини-метро.

После посещения пещер мы пообедали в местном кафе и поехали в монастырь, правда, как выяснилось, на территорию непосредственно самого монастыря не пускают, можно попасть только в храм при этом монастыре. После монастыря мы пошли к гидроэлектростанции, построенной руками монахов, она питала, а может и сейчас питает энергией всю прилегающую территорию.

По обратном пути мы заехали в старую часть Гагры на пляж. На пляже кроме экскурсионных групп и продавцов в кафе не было. Вода в море прозрачная, только местами плавают обломки деревьев и небольшие медузы, но ни одна никого не обожгла.

Границу перешли свободно, пограничники даже не смотрели паспорт. Только попросили показать видео, которое я отснял на границе, и сказав, что ничего страшного я не запечатлел, отпустили вместе с кассетой.

Аквапарк «21 век»

В той же фирме, у которой мы заказали экскурсию в пещеры, взяли поездку в аквапарк. Цена посещения аквапарка, если заказываешь вместе с экскурсией – 300 руб. + автобус – 90 руб., если едешь своим ходом сам по себе 500 или 600 рублей, точно не помню, при этом можешь там находиться до закрытия. Автобус привозит вас к аквапарку и ждёт 3 часа, если не успеешь – добирайся своим ходом, но дольше 3 часов на территории аквапарка не пробудешь – на браслете, который выдают при входе написано время, когда вам выходить.

В аквапарке есть камера хранения, туалет, продажа напитков, лежаки, горки различной высоты и крутизны. Очень не понравились очереди. Чтобы скатиться на некоторых горках приходиться выстоять даже две очереди: одна за чем-нибудь на чём скатиться (коврик, круг), без них на горку не пустят, а потом чтобы скатиться. Но, несмотря на это, мы успели скатиться на всех горках (кроме детских).

Последний день. Сходили к морю. По пути я в первый раз увидел спящих лошадей, и притом стоящих, по вечерам эти лошади зарабатывают для своих хозяев деньги, катая людей. В перерывах от работы они здесь пасутся.

Планировалось выехать 6 утра, но оставленный ручник, жара и мойка машины сделали своё дело – тормозные колодки прикипели, и задние колёса никак не хотели крутиться. Проблему помог решить какой-то прохожий, у него была похожая проблема, достаточно было постучать молотком по барабанам. В итоге, мы выехали в 8 часов (утра).

Ночевали в Тарасовском в частном доме. За четверых заплатили 400 руб.

Домой приехали в 20 часов.

Страницы1

4,5/5 (61)

2 комментария

  1. Василий
    Василий 28 мая

    Хорошо!
    Написано очень и очень недурственно! Спасибо автору, жаль про море маловато:))

  2. lusha2004
    lusha2004 14 июня

    Привет земляку из Реутово
    Мы то же собираемся в Адлер на машине, первый раз в жизни, напишите, если не трудно, как дорога, не опасно ли? Как море? С уважением из Реутова

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Дворик детства Мирабель

Дворик детства Мирабель

Дворик детства «Мирабель» - это уютное кафе, большая игровая зона и театр для детей.…