Лакхнау – столица штата Уттар – Прадеш . Население 1,8 млн . человек . Является административным , научным и
культурным центром . Расположена на реке Гомати . Главные достопримечательности : Бара Имамбара , Чхота Имамбара .
Вот , собственно , вся информация , которой мы располагали до приезда сюда . Рас -
сматривая Лакхнау только как промежуточную остановку на нашем пути между Варанаси
и Дели , мы не могли себе даже представить насколько интересным окажется этот город .
А ведь нам было с чем сравнивать . До этого мы провели несколько дней в Дели , посетили такие города как : Агра , Джайпур
, Вриндаван , Матхура , Гвалиор , Орчха , Кхаджурахо , Варанаси .
Хотя Лакхнау известен еще с незапамятных времен и по легенде получил свое название по имени Лакшмана - младшего
брата Рамы , верного соратника в битве с демоном Раваной (События отражены в древней индийской эпической поэме “ Рамаяна
“) , важное историческое значение Лакхнау приобретает только в 16 веке . В 1528 году город захватывает Бабур , первый
могольский правитель Индии . Его внук Акбар делает
Лакхнау частью области Авадх . В 1732 году Мохаммед Шах , один из последних могольских императоров , назначил Мохаммеда
Амир Саадат Хана вице-королем области . Саадат Хан становиться основателем династии , теперь известной как Навабы .
( Именно от слова наваб произошло искаженное – набоб . Первоначально набобами назы-
вали людей , нажившихся в колониях .) Но наиболее быстрый рост города начинается тогда , когда четвертый и самый
известный наваб Асаф-уд-Даула переносит столицу области Авадх , из Фаизабада в Лакхнау ( по одной из версий чтобы
избавиться от диктата своей матери ). Это происходит в 1775 г.
Этот момент также можно назвать точкой начала развития города в качестве культурной столицы Северной Индии . В Лакхнау развивается свой архитектурный стиль , один из самых интересных образцов позднего индо-мусульманского искусства . В 1784 году строится Бара ( Большая ) Имамбара – одно из самых грандиозных сооружений города . В постройке здания принимало участие 22.000 человек . Весь комплекс состоит из нескольких зданий . В него входит мавзолей Асаф –уд – Даулы и его семьи , могила некоего святого и великолепная мечеть Асафи Масджид с множеством минаретов , расположенная на широкой площади . Комплекс обнесен стеной , в которую встроены большие , украшенные орнаментом ворота Руми– Дарваза ( Турецкие ворота ) , по обеим сторонам которых , высятся прекрасные тонкие минареты . Центр ворот украшен изобра- жением двух рыб – княжеским гербом , который можно встретить практически на всех навабских постройках . Мавзолей Бара Имамбара широко известен своими тремя громадными сводчатыми залами . Один из которых является самым большим в Азии ( длина 49,4 м , ширина 16,2 м , высота 15 м ) . Зал сделан без каких-либо внешних деревянных , железных или каменных балок , поддерживающих свод весом около 20.000 тонн . На верхней террасе здания находится целый арочный лабиринт , который местные жители назвали бхул-бхулайа , что можно перевести как : пойдешь и не вернешься . Сейчас местные гиды , проведя длительную экскурсию по всему комплексу , заканчивают ее в лабиринте и предлагают туристам самим найти выход оттуда . Сначала кажется что это очень просто , и вы, вроде бы , сразу находите нужный коридор , но первое впечатление обманчиво и вы оказываетесь не там куда направлялись . Можно долго плутать по тысяче проходов , сделанных для вентиляции здания , а также для поддержки огромной крыши , пока не поймете основное правило : если хочешь спуститься вниз , нужно искать лестницу ведущую вверх и наоборот . С самого верха здания открывается прекрасный вид на старый Лакхнау , с его множеством мечетей и мавзолеев . Отсюда сделаны самые красивые фотографии в книгах о городе .
Если вы выйдите через ворота Руми Дарваза , то сразу же увидите дворец Асаф – уд – - Даулы и Имамбару Хуссейна . Имамбара Хуссейна , больше известная как Чхота ( Ма- лая ) Имамбара , была построена в 1837 году Мохаммедом Али Шахом , как мавзолей для себя и своей семьи . Пройдя через главные ворота , вы оказываетесь в парке , посреди которого находится пруд , с двух сторон которого расположены усыпальницы дочери Али Шаха и ее мужа . Вдохновленный Тадж Махалом , отец попытался создать его миниатюрную копию , но как всегда бывает , копия намного уступает оригиналу . В основном здании Имамбары похоронен сам Мохаммед Али Шах и его мать . Фасад зда- ния украшен лепниной , позолотой и зеркальной мозаикой , а арка над входом расписана строками из Корана . Внутри находится серебряный трон навабов , а с потолка свисает множество люстр различных форм и расцветок . Во время религиозных праздников сюда стекается множество мусульман поклониться великому правителю . Мохаммед Али Шах умирает в 1842 году . Следующие пять лет правит его сын , при котором строится рынок Хазратгандж , популярный и до сегодняшнего дня . И , наконец , в 1847 году к власти приходит последний наваб Ваджит Али Шах . Будучи сам поэтом , он всячески поддерживал искусство . При нем получил развитие индийский классический танец Катхак . Катхак – это представление с сюжетом на основе индийской мифологии и сцен из жизни богов . У себя во дворце , Ваджит Али Шах часто проводил состязания поэтов и танцовщиков , по окончании которых одаривал наиболее искусных драгоцен- ными камнями . Также Али Шах прославился постройкой дворца Чхаттар Манзил ,теперь в нем находится центральный исследовательский институт Лакхнау .
1856 году область Лакхнау была аннексирована Ост-Индской Компанией . Али Шах приказывает всем своим офицерам и официальным лицам подчиниться и сотрудничать с английскими властями . Сам он переезжает в Калькутту . На этом эра навабов закон- чилась . Через год после этого события , в Дели вспыхивает восстание сипаев против Ост –Инд- ской компании . Сипаи – рядовые пехоты индийской армии , давно были недовольны английскими порядками , но последней каплей стали новые винтовочные патроны , у которых нужно было откусывать бумажную патронную ленту . Лента была пропитана смазкой , содержащей коровий жир . Так как корова в Индии священна , то реакция не заставила себя долго ждать . Мятеж быстро распространился по Индии , но когда дока- тился до Лакхнау англичане успели превратить гарнизон в неприступную крепость , вы- копав окопы , укрепив стены и запастись продовольствием . Минус гарнизона был в том , что он находился в самом центре города , практически рядом с дворцом . На территории Резиденции успело спрятаться около 3000 человек . Из них : около 800 британских воен- ных , 700 индийских ополченцев , 150 европейских добровольцев , остальные женщины , дети , прислуга и всего один доктор . Сипаи не смогли взять Резиденцию приступом и на- чали осаду . Осада продолжалась 140 дней . Люди погибали не только от ядер и пуль , но и от холеры и тифа . К тому времени , когда на помощь оборонявшихся подошла армия генерала Колина Кэмпбелла и прорвала блокаду ,из всего гарнизона выжило 970 человек . Англичане эвакуировали защитников в Канпур , а остальную часть города смогли осво- бодить только через пять месяцев .
Сейчас на месте гарнизона можно видеть только развалины стен и строений , со сле- дами от пуль и ядер . Окруженные большим парком , они служат местом романтических встреч для молодых индусов . Вообще , Лакхнау показался нам самым « зеленым » горо- дом из всех , что мы видели . Огромное количество парков и садов по вечерам превраща- ется в место прогулок горожан . Особенно популярен парк рядом с мавзолеем Саадат Али Хана и его супруги , откуда можно любоваться разноцветными фонтанами . Рядом с ними находится небольшая площадь, на которой проводятся разного рода митинги и демонстра- ции . При нас проходил митинг в поддержку Ирака , но , к сожалению , не было времени рассмотреть участников акции . Также интересны : парк Будды , слоновий парк , парк му- чеников , находящийся на самом берегу реки Гомати , в котором находится стела , построенная в память о тысячах неизвестных воинов , павших во время борьбы за независимость . А в парке , рядом с центральным телеграфом , с нами произошел случай очень хорошо характеризующий местных жителей . Проведя там довольно длительное время , наблюдая за индусами , и , видимо , немного перегревшись на солнце , мы забыли на скамейке солнцезащитные очки . Когда мы уже вышли из парка и прошли несколько кварталов , нас догнал неизвестный индус , похоже, наблюдавший за нами в парке , и про- тянул очки . Я попытался его отблагодарить и вручить ему какой-нибудь сувенир или деньги , но он замотал головой и убежал . А ведь нас до поездки предупреждали и пугали , что в Индии огромное количество воров и надо постоянно следить за своими вещами . Кстати , большая часть того, что в России говорится и пишется в средствах массовой информации об Индии , полностью противоречило тому что мы увидели . Всех пугают болезнями , антисанитарными условиями , нищими , ворами , жарой в Индии , но почему- - то о том же самом не говорят про Египет , Турцию , Таиланд , которые уже давно стали общероссийскими здравницами , а между тем все перечисленное в них присутствует тоже. В этом я уже многократно убеждался . Зато такого количества достопримечательностей , как в Индии , нет ни где . Нет такого отношения к русским , как здесь .
Индусы хорошо помнят как много русских специалистов и туристов приезжало к ним раньше . Некоторые сами бывали в России и даже знают некоторые русские слова . В Лакхнау , к нам часто подходили и спрашивали откуда мы приехали . Узнав что мы из России , дважды начинали говорить по-русски и звали вечером в гости . Это в городе , где за несколько дней мы встретили только двоих белых , по-моему французов ! Конечно , в основном , индусы говорят по-английски . Правда , многие употребляют в разговоре только насто- ящее время и сильно коверкают слова . Произношение слов зависит от родного диалекта собеседника и по тому как он произносит те или иные английские слова можно опреде- лить откуда он . Например , кашмирцы с трудом произносят слова , где стоят рядом со- гласные S и L . Так слово silk ( шелк ) они произносят как silak , а глагол sleep ( спать ) как saleep . Сами индусы свой английский , иногда , в шутку называют « хинглиш » . Зато , те наши туристы , кто учил язык только в школе , не испытывают никакого чувства неполноценности и языкового барьера , как это бывает с ними в европейских и англоговорящих странах .
В одной статье невозможно написать обо всех достопримечательностях Лакхнау . Можно только кратко упомянуть некоторые из них . Это самая большая в Индии часовая башня ( высота 221 фута )построена в 1887 году .Это Джама Масджид – главная мечеть Лакхнау , построенная в типично могольском стиле Мохаммедом Али Шахом , сейчас служит главным местом молитвы мусульман города . Это Моти Махал или Жемчужный Дворец , находящийся на самом берегу реки и когда-то служивший местом , откуда правители Лакхнау и их жены наблюдали за полетом птиц .Это картинная галерея , где выставлены портреты навабов . Это музей штата , где собрана коллекция древней скульптуры из различных районов Уттар – Прадеша . Это многочисленные мавзолеи , которые разбросаны по всему городу , и когда гуляешь по удаленным улицам города , часто , в глубине двора , можно увидеть полуразрушенный , наполовину заросший травой древний монумент неизвестному вельможе . Кстати , по городу довольно приятно гулять по вечерам , особенно в районе улицы Хазратгандж , где расположено много фешене- бельных магазинов , ресторанов и кафе. В отличие от многих других городов , Лакхнау неплохо освещен , нет такого огромного количества нищих и свободно гуляющих по улицам животных . В центральной части города широкие тротуары и можно не бояться что вас собьет проезжающая машина или велорикша . Об Индии можно прочитать массу книг , просмотреть десятки телепередач ,но все рав- но , пока вы не увидите ее своими глазами , вы не сможете составить истинное мнение . И , если соберетесь в Индию, не ограничивайтесь стандартным маршрутом : Дели – Агра – Джайпур , а попробуйте посмотреть что-нибудь еще . Например , Лакхнау – столицу навабов !
Этот момент также можно назвать точкой начала развития города в качестве культурной столицы Северной Индии . В Лакхнау развивается свой архитектурный стиль , один из самых интересных образцов позднего индо-мусульманского искусства . В 1784 году строится Бара ( Большая ) Имамбара – одно из самых грандиозных сооружений города . В постройке здания принимало участие 22.000 человек . Весь комплекс состоит из нескольких зданий . В него входит мавзолей Асаф –уд – Даулы и его семьи , могила некоего святого и великолепная мечеть Асафи Масджид с множеством минаретов , расположенная на широкой площади . Комплекс обнесен стеной , в которую встроены большие , украшенные орнаментом ворота Руми– Дарваза ( Турецкие ворота ) , по обеим сторонам которых , высятся прекрасные тонкие минареты . Центр ворот украшен изобра- жением двух рыб – княжеским гербом , который можно встретить практически на всех навабских постройках . Мавзолей Бара Имамбара широко известен своими тремя громадными сводчатыми залами . Один из которых является самым большим в Азии ( длина 49,4 м , ширина 16,2 м , высота 15 м ) . Зал сделан без каких-либо внешних деревянных , железных или каменных балок , поддерживающих свод весом около 20.000 тонн . На верхней террасе здания находится целый арочный лабиринт , который местные жители назвали бхул-бхулайа , что можно перевести как : пойдешь и не вернешься . Сейчас местные гиды , проведя длительную экскурсию по всему комплексу , заканчивают ее в лабиринте и предлагают туристам самим найти выход оттуда . Сначала кажется что это очень просто , и вы, вроде бы , сразу находите нужный коридор , но первое впечатление обманчиво и вы оказываетесь не там куда направлялись . Можно долго плутать по тысяче проходов , сделанных для вентиляции здания , а также для поддержки огромной крыши , пока не поймете основное правило : если хочешь спуститься вниз , нужно искать лестницу ведущую вверх и наоборот . С самого верха здания открывается прекрасный вид на старый Лакхнау , с его множеством мечетей и мавзолеев . Отсюда сделаны самые красивые фотографии в книгах о городе .
Если вы выйдите через ворота Руми Дарваза , то сразу же увидите дворец Асаф – уд – - Даулы и Имамбару Хуссейна . Имамбара Хуссейна , больше известная как Чхота ( Ма- лая ) Имамбара , была построена в 1837 году Мохаммедом Али Шахом , как мавзолей для себя и своей семьи . Пройдя через главные ворота , вы оказываетесь в парке , посреди которого находится пруд , с двух сторон которого расположены усыпальницы дочери Али Шаха и ее мужа . Вдохновленный Тадж Махалом , отец попытался создать его миниатюрную копию , но как всегда бывает , копия намного уступает оригиналу . В основном здании Имамбары похоронен сам Мохаммед Али Шах и его мать . Фасад зда- ния украшен лепниной , позолотой и зеркальной мозаикой , а арка над входом расписана строками из Корана . Внутри находится серебряный трон навабов , а с потолка свисает множество люстр различных форм и расцветок . Во время религиозных праздников сюда стекается множество мусульман поклониться великому правителю . Мохаммед Али Шах умирает в 1842 году . Следующие пять лет правит его сын , при котором строится рынок Хазратгандж , популярный и до сегодняшнего дня . И , наконец , в 1847 году к власти приходит последний наваб Ваджит Али Шах . Будучи сам поэтом , он всячески поддерживал искусство . При нем получил развитие индийский классический танец Катхак . Катхак – это представление с сюжетом на основе индийской мифологии и сцен из жизни богов . У себя во дворце , Ваджит Али Шах часто проводил состязания поэтов и танцовщиков , по окончании которых одаривал наиболее искусных драгоцен- ными камнями . Также Али Шах прославился постройкой дворца Чхаттар Манзил ,теперь в нем находится центральный исследовательский институт Лакхнау .
1856 году область Лакхнау была аннексирована Ост-Индской Компанией . Али Шах приказывает всем своим офицерам и официальным лицам подчиниться и сотрудничать с английскими властями . Сам он переезжает в Калькутту . На этом эра навабов закон- чилась . Через год после этого события , в Дели вспыхивает восстание сипаев против Ост –Инд- ской компании . Сипаи – рядовые пехоты индийской армии , давно были недовольны английскими порядками , но последней каплей стали новые винтовочные патроны , у которых нужно было откусывать бумажную патронную ленту . Лента была пропитана смазкой , содержащей коровий жир . Так как корова в Индии священна , то реакция не заставила себя долго ждать . Мятеж быстро распространился по Индии , но когда дока- тился до Лакхнау англичане успели превратить гарнизон в неприступную крепость , вы- копав окопы , укрепив стены и запастись продовольствием . Минус гарнизона был в том , что он находился в самом центре города , практически рядом с дворцом . На территории Резиденции успело спрятаться около 3000 человек . Из них : около 800 британских воен- ных , 700 индийских ополченцев , 150 европейских добровольцев , остальные женщины , дети , прислуга и всего один доктор . Сипаи не смогли взять Резиденцию приступом и на- чали осаду . Осада продолжалась 140 дней . Люди погибали не только от ядер и пуль , но и от холеры и тифа . К тому времени , когда на помощь оборонявшихся подошла армия генерала Колина Кэмпбелла и прорвала блокаду ,из всего гарнизона выжило 970 человек . Англичане эвакуировали защитников в Канпур , а остальную часть города смогли осво- бодить только через пять месяцев .
Сейчас на месте гарнизона можно видеть только развалины стен и строений , со сле- дами от пуль и ядер . Окруженные большим парком , они служат местом романтических встреч для молодых индусов . Вообще , Лакхнау показался нам самым « зеленым » горо- дом из всех , что мы видели . Огромное количество парков и садов по вечерам превраща- ется в место прогулок горожан . Особенно популярен парк рядом с мавзолеем Саадат Али Хана и его супруги , откуда можно любоваться разноцветными фонтанами . Рядом с ними находится небольшая площадь, на которой проводятся разного рода митинги и демонстра- ции . При нас проходил митинг в поддержку Ирака , но , к сожалению , не было времени рассмотреть участников акции . Также интересны : парк Будды , слоновий парк , парк му- чеников , находящийся на самом берегу реки Гомати , в котором находится стела , построенная в память о тысячах неизвестных воинов , павших во время борьбы за независимость . А в парке , рядом с центральным телеграфом , с нами произошел случай очень хорошо характеризующий местных жителей . Проведя там довольно длительное время , наблюдая за индусами , и , видимо , немного перегревшись на солнце , мы забыли на скамейке солнцезащитные очки . Когда мы уже вышли из парка и прошли несколько кварталов , нас догнал неизвестный индус , похоже, наблюдавший за нами в парке , и про- тянул очки . Я попытался его отблагодарить и вручить ему какой-нибудь сувенир или деньги , но он замотал головой и убежал . А ведь нас до поездки предупреждали и пугали , что в Индии огромное количество воров и надо постоянно следить за своими вещами . Кстати , большая часть того, что в России говорится и пишется в средствах массовой информации об Индии , полностью противоречило тому что мы увидели . Всех пугают болезнями , антисанитарными условиями , нищими , ворами , жарой в Индии , но почему- - то о том же самом не говорят про Египет , Турцию , Таиланд , которые уже давно стали общероссийскими здравницами , а между тем все перечисленное в них присутствует тоже. В этом я уже многократно убеждался . Зато такого количества достопримечательностей , как в Индии , нет ни где . Нет такого отношения к русским , как здесь .
Индусы хорошо помнят как много русских специалистов и туристов приезжало к ним раньше . Некоторые сами бывали в России и даже знают некоторые русские слова . В Лакхнау , к нам часто подходили и спрашивали откуда мы приехали . Узнав что мы из России , дважды начинали говорить по-русски и звали вечером в гости . Это в городе , где за несколько дней мы встретили только двоих белых , по-моему французов ! Конечно , в основном , индусы говорят по-английски . Правда , многие употребляют в разговоре только насто- ящее время и сильно коверкают слова . Произношение слов зависит от родного диалекта собеседника и по тому как он произносит те или иные английские слова можно опреде- лить откуда он . Например , кашмирцы с трудом произносят слова , где стоят рядом со- гласные S и L . Так слово silk ( шелк ) они произносят как silak , а глагол sleep ( спать ) как saleep . Сами индусы свой английский , иногда , в шутку называют « хинглиш » . Зато , те наши туристы , кто учил язык только в школе , не испытывают никакого чувства неполноценности и языкового барьера , как это бывает с ними в европейских и англоговорящих странах .
В одной статье невозможно написать обо всех достопримечательностях Лакхнау . Можно только кратко упомянуть некоторые из них . Это самая большая в Индии часовая башня ( высота 221 фута )построена в 1887 году .Это Джама Масджид – главная мечеть Лакхнау , построенная в типично могольском стиле Мохаммедом Али Шахом , сейчас служит главным местом молитвы мусульман города . Это Моти Махал или Жемчужный Дворец , находящийся на самом берегу реки и когда-то служивший местом , откуда правители Лакхнау и их жены наблюдали за полетом птиц .Это картинная галерея , где выставлены портреты навабов . Это музей штата , где собрана коллекция древней скульптуры из различных районов Уттар – Прадеша . Это многочисленные мавзолеи , которые разбросаны по всему городу , и когда гуляешь по удаленным улицам города , часто , в глубине двора , можно увидеть полуразрушенный , наполовину заросший травой древний монумент неизвестному вельможе . Кстати , по городу довольно приятно гулять по вечерам , особенно в районе улицы Хазратгандж , где расположено много фешене- бельных магазинов , ресторанов и кафе. В отличие от многих других городов , Лакхнау неплохо освещен , нет такого огромного количества нищих и свободно гуляющих по улицам животных . В центральной части города широкие тротуары и можно не бояться что вас собьет проезжающая машина или велорикша . Об Индии можно прочитать массу книг , просмотреть десятки телепередач ,но все рав- но , пока вы не увидите ее своими глазами , вы не сможете составить истинное мнение . И , если соберетесь в Индию, не ограничивайтесь стандартным маршрутом : Дели – Агра – Джайпур , а попробуйте посмотреть что-нибудь еще . Например , Лакхнау – столицу навабов !
Автор петров игорь
Страницы1
/5 (0)
Адрес и телефон .
Фирма ,от которой я ездил , называется «CLUB ASIA TOURS » . Писать надо мистеру Сэмюелю Джеймсу или Алоку ( [email protected] тел. в Дели 091-11-26646443 , 091-11-26646432 ) . Можно по –русски. Они отличные мужики . Помогут .
Был в Лакхнау недавно
Был в Лакхнау недавно по работе.Действительно очень классный город.Перед поездкой прочитал вашу статью.Спасибо.Хотел даже оттуда прислать реплику,но передумал писать латинскими буквами.
Хорошо!
Очень познавательный и интересный рассказ. Большое спасибо, Игорь, за отличное описание города, который нечасто встречается в предлагаемых туристских маршрутах, но тем не менее очень интересен, как и всё в Индии. Всем желаю побывать в Индии
Петров игорь???
Всеслав это такой же петров, как я иванов-это эл. ящик индийской турфирмы.
Ответ Гырге
Зовут меня действительно Петров Игорь . Но ,видимо ,в следующий раз придется назваться как-нибудь по-другому . Что-нибудь типа : Гырги ,Кабарги и т.д. И сразу будет видно что это не реклама ?!
Да не...
Да Игорь это, из Питера, мы с ним в первый раз Дели - Агра - Джайпур попутчиками были. А что ящик такой - так каждый может себе сделать хоть [email protected]. Любит человек Индию, вот и ящик в честь императора Ашоки сделал. У меня вот есть друг, он Илиаду любит читать и мэйл у него [email protected], в честь античного героя. Мы вроде живем в свободной стране?:-)))
Слишком много фактов ! Но интересно !!
А с кем вы ездили ? Что за фирма ?Я не видел еще туров в Лакхнау .
CLUB ASIA TOURS » развод полный
«CLUB ASIA TOURS » развод полный
Достопримечательности Читать все
Тадж-Махал
27 августа 2013 г.
Мавзолей Тадж Махал, расположенный в Агре — одна из самых узнаваемых достопримечательностей не только в Индии, но и во всём мире.…
Ворота Индии
Храм крыс в Индии
Сад камней в Чандигархе
Аэропорт Херия
к списку
© ООО «100 Дорог», 1996-2024
100 дорог - ® зарегистрированный торговый знак. Служба поддержки
Все права сохранены и охраняются законом. Свободное некоммерческое использование в интернете публикаций 100dorog.ru, полное или частичное, допускается только при условии указания источника «100 Дорог» с активной, индексируемой ссылкой на 100dorog.ru, обязательной для каждой публикации. В остальных случаях требуется письменное разрешение администрации.