Дожив до тридцати лет, и являясь на половину, а по неподтвержденным данным и на все три четверти этническим украинцем, страна предков оставалась для меня terra incognita. Познания, которые черпал я из бессмертных произведений писателей-классиков и эстрадных поэтов-современников, давно разожгли во мне желание припасть к прародным истоком, однако осуществить эту встречу удалось лишь минувшим летом. Когда мой друг предложил удариться в автопобег Москва- Крым. Крым - позволю себе напомнить, так как и сам до сих пор удивляюсь, глядя на современную политическую карту, это теперь тоже Украина. На фоне дыма лесных пожаров, окутавших столицу, предложение выглядело очень уместно. Итак, выехав в полдень за пределы МКАД, к вечеру мы пересекали границу в районе Харьковского КПП названием Гоптевка Пересекали мы ее медленно и печально, часа три. Первый же украинский пограничник, посмотрев нам внимательно в лица, выделил жезлом из общего потока нашу машину и направил в сторону синего вагончика. Из чего я понял чуть позже, что первый face-control мы не прошли.

- Шо, хлопцы, пэрвый раз в Украйну? - радушно спросил нас детина в штатском с улыбкой во все свое широкое лицо.
- На машине в первый, - уточнил мой товарищ
- Так я шо и говорю, - улыбки на лице прибавилось, -машину-то застраховать трэба.
- А дорого? - интерес наш был скорее дежурным
- Да по двести рублей с человека.

Принимая от нас деньги, пятерня детины нехотя взъерошила ворох бумаг на столе, показывая, что процедура по страхованию не может быть быстрой, но:
- А вам документы-то трэба?
- А что можно застраховать машину без документов?
- А шо нэт? - максимум улыбки с его стороны.
- А это как?
- Да по стольнику с человека и ехайтэ дальше.
Не давая нам времени прочувствовать свое счастье, страховой агент вернул нам половину суммы и занялся следующей машиной. Пограничник жезлом гостеприимно раздвинул для нас железный поток, который протащил нас за поворот к паспортному контролю, следующий поворот к таможенному, а за третьим последним поворотом, нас встречал щит с метровыми буквами: "СТРАХОВАНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ ЯВЛЯЕТСЯ ДОБРОВОЛЬНЫМ"

Достигнув морского берега в районе города Алушта, мы попытались обосноваться в военном санатории, занимавшим чуть ли не полгорода. Мест там, конечно, не было, но один наш московский товарищ, родом из этих мест, обещал все устроить через своего высокопоставленного в этом санатории родственника. Не прошло и часа, как мы стали счастливыми обладателями путевок, меня несколько удивила цена в 50$ за день с каждого. Особенно удивление усилилось, когда я осмотрел свой отдельный номер, убранством он мило напомнил мне армейскую молодость: кровати-сетки, тумбочки, занавески, по шарпанный Sharp как-то не очень спасал ситуацию. Еще сильнее армейскую юность напомнила столовая (питание было включено). Но самое удивительное открытие случилось, когда я обнаружил, что из обоих кранов в душе льется одна и та же вода. Я осторожно спросил дежурного по этажу:

- А что горячей воды нет?
- Почему нет? Есть.
- Но у меня в номере ее нет.
- Дык, она ж у нас по расписанию.
- ?
- А как же? С 16.00 до 21.00 и через день - охотно объяснил дежурный, но видя, что на моем лице все еще есть место сомнению, добавил - всегда так було. А вы как хотели?
- Хотел бы, чтобы она была, когда я открываю кран, - грустно заметил я.
Дежурный усмехнулся, оценив, видимо, мое чувство юмора

Поднимаясь в номер, я обнаружил, что распорядку в санатории подвержены не только потоки горячей воды: "ВРЕМЯ РАБОТЫ ЛИФТА С 9.00 ДО 21.00 ПЕРЕРЫВ НА ОБЕД С 13.00 ДО 14.00"



Высокопоставленный родственник нашего знакомого пригодился нам уже на второй день, когда мы решили произвести обратный обмен путевок на денежные знаки. Знакомый тоже был удивлен убранством наших номеров.

- Я-то тут никогда и не жил, - оправдывался он.
Проходя мимо одной из дежурных, поинтересовался:
- Теть Тонь, шо ж у вас с сэрвисом так нэ важно.
- А шо нэ понравилось?
- Да воды нэт горячей.
- Так всегда так було.
- Так ребята по 50$ за день платят
- Да то сумасшедшие, чи шо?
В общем-то к истине она была близка. Покинув заповедник социализма, мы за те же 50$ в сутки, но уже с обоих, а не с каждого, сняли двухэтажный дом почти у самого берега моря, с сауной и горячей водой, когда открываешь кран. Причем желающих сдать нам подобное жилье, оказалось так много, что можно было провести и кастинг, и аукцион.

Решив вопросы с жильем, мы стали более тщательно осматриваться на местности. Развлечений помимо моря было не много и все они, концентрировались на алуштинской набережной: хорошие местные вина (но не домашнего, а заводского разлива), экскурсии на чадящих пароходиках, вездесущие караоке, сувенирные лавки и несколько открытых и закрытых дискотек с неизменно отдельно оплачиваемыми туалетами. Понимая, то, что туризм - основной источник дохода, местное население пытается извлечь выгоду практически из всего:

"Кролики!!! Ручные! Ученые! Поиграть или сфотографироваться - 1,5 гривны".

А одна с виду солидная дама показывала за деньги номер с собачкой. Последняя укладывалась на поднос, а дама изо всех сил тянула за поводок... А одна с виду солидная дама показывала за деньги номер с собачкой. Последняя укладывалась на поднос, а дама изо всех сил тянула за поводок, собачка с подноса не вставала, а вытянув голову хрипела и ехала на нем. Смертельный номер в общем для собачки. Чуть позже взбираясь на окрестную гору Ай-Петри, нам был предложен водопад, недорого всего 3 гривны.

- А что вы собственно продаете?
- Да водопад, - аборигены радостно показали на шлагбаум кустарной работы.
- В смысле проход к нему что ли?
- Ну, да вам жалко што ли? Всего-то три гривны. Да и шо там сейчас смотреть? То вот дожды шли, так водопад был как водопад. По пять гривен брали и очередь стояла. А сейчас-то он слабенький совсем. Народу нет. Так уж три гривны берем, ну, неужели вам и того жалко?

Пресловутая нелюбовь хохлов к москалям на крымчан не распространяется. Здесь отношение к россиянам гораздо лучше, чем к согражданам. Материковых украинцев сразу выдает первый вопрос, состоящий из двух частей. Между ними есть пауза для ответа продавца, но чтобы он не ответил, вторая часть вопроса неизменна и обязательна:

Часть первая:
- А шо то стоит?
Ответ продавца и сразу вторая часть с удивлением:
- А шо ж так дорого?
Как правило, россияне менее меркантильны и более обеспечены. Вот только, по наблюдению крымчан, приезжает их с каждым годом все меньше и меньше. Нужно отдать должное (и в прямом, и в переносном смысле) украинцы - народ весьма предприимчивый, но как-то все по-мелкому, может быть, объясняется это тем, что деньги иностранцы вкладывают недостаточно, а доморощенный бизнес еще только в процессе накопления первоначального капитала. Однако даже представители авангарда капитализма, похоже, не утратили национальных навыков. И новые украинцы в отличие от новых русских деньги (даже мелкие) считать не разучились. Один наш новый знакомый Никола, имеющий в Киеве сеть компьютерных магазинов и приличного вида Ford-Explore (на Украине курс обладания одним таким джипом приравнивается к пяти в Москве) после очередного дегустационного вечера, перешедшего в вечернее же похмелье, предложил как лекарство арбуз. Инициативу с восторгом поддержали к тому же:

- Вот как раз за углом продаются…
- А зачем покупать? Знаешь, скильки он тут стоит?
- Кажется, гривну за кило
- Полторы гривны. А на трассе знаешь скильки? Пятьдесят копеек. Так у меня ж машина большая, закатил дэсятка два.

В процессе совместных дегустаций возникал и политический вопрос
- Никола, а что за партия такая РУХ?
- Шо це за партия?
- Ну, у вас есть такая партия политическая РУХ?
- Ну, есть такая партия.
- Так чего они добиваются?
После некоторой паузы Никола задумчиво так говорит:
- Я вот не разумею, за шо вы нас так нэ любитэ?
И еще:
- Ну, шо вы там в своей Москве? Приехали б до Киева.
- А что город красивый. Может, поедем, выучим украинский, станем украинцами.
- Ну, да украинцами-то вы нэ станэтэ, - опускает нас на землю Никола, - ну да усе ровно ехайте до мэнэ.

Покидали самостийную через тот же пропускной пункт, в пять утра, очереди в такую рань не было и лишь самостийный пограничник не спал:

- Транспортный-то налог заплатили?
- Слушай, мы уже все всем заплатили, -
- Ммм… А транспортный налог?
- Какой еще налог?
- 350 рублей вон в ту будочку
- А можем мы не платить? - в десяти метрах от нашего капота за поднятым шлагбаумом ждала нас уже российская земля.
- Можете…, если ветераны войны или труда.
- Слушай, сто рублей тебе хватит?
Наш стольник меняет владельца. Последнее, что остается в памяти - это его глаза плутовато добрые-добрые.

В целом отдых в Крыму имеет место быть, хоть и по словам местных жителей: "…самое лучшее у нас - это море…", все остальное: недостаток сервиса, скрашиваемый малоросским колоритом и невысокими ценами, которые к тому же можно снижать практически везде.

Автор Константин Астафьев

Страницы1

5,0/5 (6)

5 комментариев

  1. М
    М 20 мая

    Молодца!!
    Самое смешное, что таких приколов можно встретить на территории всех бывших союзных республик! А их менты - это просто отдельная песня!:)) На самом деле, такие путешествия бываю дивно интересными... Дальнее зарубежье - отдыхает!

  2. Татьяна
    Татьяна 20 мая

    Супер рассказ!
    Отлично! Все правда, и там,где остальные портят себе нервы, здесь с та-а-а-ким юмором! Может так и надо к этому относиться ?!

  3. Евгений Фатеев
    Евгений Фатеев 21 мая

    Писатель
    А ты оказывается умеешь неплохо писать. Браво! Опиши, пожалуйста, Германию, Казахстан, Америку. Заранее спасибо

  4. АШ
    АШ 27 мая

    В Крыму живут в основном
    не украинцы, а русские (соответственно и отношение к русским) и татары. Украинцы-то туда едут отдыхать с рiдной как вы сказали материковой Украины.

  5. Ivolga
    Ivolga 28 мая

    Ура !!!!!!!

Ваш комментарий

Достопримечательности Украины Читать все

Часовня Боимов

Часовня Боимов

Часовня Боимов у стен Латинского собора - один из самых примечательных архитектурных памятников Львова.…