Мы в соцсетях

Швеция

Финляндия и Швеция – три дня в ноябре

Начало ноября – не самое лучшее время для путешествий. Но именно это время – время осенних каникул, поэтому путешествуют в эти дни многие. И большинство – с детьми. Но на ноябрьские праздники турфирмы…

Опубликовано

Начало ноября – не самое лучшее время для путешествий. Но именно это время – время осенних каникул, поэтому путешествуют в эти дни многие. И большинство – с детьми. Но на ноябрьские праздники турфирмы обычно вздувают цены на короткие туры, поэтому отправляться лучше либо до 7 ноября, либо после. Мы отправились до, а именно – в ночь с 3-го на 4-е ноября из С.-Петербурга. О времени и месте отправления, номере и марке автобуса, фамилии и имени сопровождающей нам сообщили заранее из агентства, где я покупал путёвки («Спасская часть» на Сенной), но естественно, не обошлось без волнений по этому поводу.
Автобус турфирмы «Нева» был заполнен почти полностью, но нам повезло, что именно «почти». Поэтому на троих нам досталось четыре места, что сильно облегчило поездку. Автобус подали вовремя, внутри было чисто, туалет работал всю дорогу, кипяток был, правда, брать его можно было только на остановках – что в общем правильно. Сразу же хочу сказать огромное спасибо нашей сопровождающей Марине Андреевой, водителям и турфирме «Нева» за отличную организацию тура! У нас есть лишь небольшие замечания «по ведению» (о них – ниже), но абсолютно никаких претензий. Всё, что было обещано – полностью выполнено, и это уже заслуживает положительной оценки. Всем бы туристским организациям так работать!
Нашу границу прошли быстро, а вот переезд к финской границе занял много времени. Не знаю почему, но очередь шла очень медленно. Сам же переход границы прошёл очень быстро. Да, и ещё – между границами посетили магазин «дьюти фри» на нашей стороне границы. Сколько я не попадаю в подобные магазины, ровным счётом никакой дешевизны за счёт отсутствия налогов не обнаруживаю. Практически всё, что там продаётся, во вполне обычных магазинах России стоит примерно столько же.

На финской стороне, естественно, сразу после переезда границы была остановка у торгового комплекса почти сразу за КПП «Ваалимаа», и дальше – ночная дорога в Хельсинки. В столицу Финляндии мы приехали примерно в 9 часов утра их времени, т.е. в час пик, вследствие чего на въезде в город был небольшой затор, вполне успешно преодолённый. И сразу по приезде была проведена автобусная экскурсия по Хельсинки по традиционному маршруту (Сенатская площадь – памятник Сибелиусу – церковь в скале). Немного необычным было то, что экскурсоводом была сопровождающая – как-то привычнее, что экскурсии проводят местные экскурсоводы. Следует отдать Марине должное в плане организации – не было ни одного «сбоя», не говоря уже об обмане. Как сопровождающей ей, очевидно, цены нет, но вот как экскурсоводу – стоило бы ещё немного подучиться. Всё хорошо, но во-первых, есть некоторые проблемы с умением профессионально говорить на публику, и во-вторых, со слишком вольной трактовкой исторических событий и фактическими ошибками. Но так или иначе – экскурсия прошла, после чего большая часть поехала в аквапарк, меньшая – осталась в Хельсинки. Смотреть там в общем-то не на что, те достопримечательности, которые вообще существуют, представляют интерес исключительно для финнов, но побродить по городу стоит хотя бы для того, чтобы это понять. Можно даже сходить в музей, например, в Национальный. Это недорого (5 евро), но сам музей, выполняющий функции главного краеведческого музея Финляндии, очень хорош – не в смысле содержания экспозиции (там как раз ничего особенного нет – содержание традиционно для любого краеведческого музея), а в смысле её организации. Используя пояснительный текст на стендах и в компьютерах, можно понять смысл и значение любого экспоната. Очень широко использована мультимедиа – например, в зале, посвящённом XX веку, постоянно «крутится» фильм, кадры которого отражают самые значимые для Финляндии события прошлого столетия. Интересно, что в числе таких событий – возвращение Финляндии советской военно-морской базы в Порккала-Удд в 1956 г. (у нас почти никто не помнит уже про само существование этой базы). К сожалению, все тексты в музее – на финском, шведском и английском языках. На русском – нет, непонятно почему. Практически все иностранные туристы в Хельсинки, которых мы видели – русские.

В 13.45, как и было обещано по программе, отъехали из Хельсинки, в 14.30 – от аквапарка, и поехали в Турку – Або. Про дороги Финляндии сказано уже, пожалуй, всё, но хочется ещё немного добавить. Финны строят дороги в ещё более сложных, чем у нас, условиях – там болота сменяются скалами. Но болота осушаются, скалы прорубаются, и дороги получаются весьма качественными. Не германские автобаны и не голландские хайвэи, но весьма и весьма приличные дороги. В Турку приехали примерно за час до прибытия парома, благополучно загрузились на свои места и отправились в сторону Швеции. Вечером из Турку в Стокгольм ходит «Силья Европа», большое новое судно. Общее впечатление было таким, что компания «Силья Лайн» существует главным образом за счёт русских туристов. Соотечественников, особенно школьного возраста, гуляло по ресторанно-магазинным палубам невероятное количество. Впрочем, там было где гулять и на что смотреть – у нас морских пассажирских судов таких размеров просто нет. Естественно, что плыли там и финны со шведами. Но этих занимало главным образом не путешествие, а магазины «дьюти фри», в особенности – алкоголь и табак. Страсть к «мешочничеству» характерна для них в той же мере, что и для нас – чтобы это понять, надо просто один раз увидеть шведов, закупающих на пароме водку, пиво и табак прямо-таки оптовыми партиями. Не знаю, что они потом со всем этим делают – может, сами выпивают, может, продают. Формально с этих паромов каждый может выносить алкоголя столько, сколько ввозить из-за границ Евросоюза (т.е. 1 литр водки и т.д.), но реально – таможенного контроля ни на шведской, ни на финской стороне нет. Для нас же «дьюти фри» большого смысла, как и на границе, не имеют – цены на спиртное гораздо выше, чем в России, на табак и парфюмерию – примерно такие же. Единственное, что может способствовать покупке – это гарантия подлинности товара. Но в порядке полезного совета: если Вы твёрдо намерены купить на пароме что-либо конкретное, то сначала сходите и посмотрите, сколько это стоит у нас.

«Силья Европа» при всей своей замечательности приходит не в Стокгольм, а в Капельшер. Что такое Капельшер – непонятно. Ничего, кроме причала и информационного стенда на берегу «Добро пожаловать в Капельшер» (на шведском, разумеется), там нет. Но зато «Силья Лайн» сейчас строит там новый терминал, где предполагается даже паспортный контроль. Во всяком случае, об этом можно судить по табличкам над дверьми при переходе с крытого трапа в терминал «Для граждан Шенгенских стран» и «Для граждан не-Шенгенских стран». Но сейчас за этими табличками идёт отделка помещений, вполне рабочая обстановка стройплощадки, и понять, куда нужно идти, можно только по написанной мелом надписи на шведском.
Ехать от Капельшера до Стокгольма полтора часа. В Стокгольме постояли в пробках, поскольку было самое начало рабочего дня, и вполне благополучно добрались до стокгольмского терминала «Силья Лайн». По дороге, как водится, сопровождающая Марина активно уговаривала народ ехать обедать в кафе «всего за 90 крон, с тем, чтобы времени на еду было потрачено как можно меньше». Традиционная история – не берусь судить о данном случае, но в общем это бывает так: сопровождающие привозят народ в кафе, где их самих и водителей за это кормят бесплатно. Так вот – не надо на подобное соглашаться! Если интересует дешевизна – то прямая дорога в «Макдональдс», это во всём мире, кроме нас, самые дешёвые заведения, если интересует уровень обслуживания – так он в заведениях одного ценового уровня примерно одинаков. И если где-то кормят за 90 крон (примерно 10 евро), то значит, что существуют и другие заведения, где кормят так же за те же деньги. А учитывая насыщенность европейских городов заведениями «общепита» (особенно в центре), можно вполне уверенно утверждать, что их даже искать не придётся. Но время, которое особенно дорого в таких маленьких турах, точно потеряете, если согласитесь на предложение «дешёвого и быстрого питания» – что и произошло в действительности у тех, кто поехал обедать. Мы не поехали.

Но экскурсию по Стокгольму проездили исправно. Экскурсия была в общем неплохой, правда, немного «били по ушам» некоторые сообщаемые в ходе экскурсии факты – например, о том, что женой сына шведского короля Густава была русская великая княгиня Мария Фёдоровна, но так звали жену Александра III; русскую жену шведского принца на самом деле звали Марией Павловной, и для неё на русские деньги был построен дворец в Стокгольме. Но в целом экскурсия прошла очень мило, народ слушал с большим интересом, поскольку единственным известным персонажем шведской истории для большинства был, естественно, Карл XII. С историей Швеции экскурсовод Марина знакома гораздо лучше, чем с историей Финляндии, во всяком случае – рассказывала она о Стокгольме гораздо живее и интереснее, чем о Хельсинки. После экскурсии желающих, в том числе и нас, отвезли на музейный остров Юргорден, а не желающие поехали обедать. Так вот – когда мы выходили из музея корабля «Ваза», пробыв в нём без малого полтора часа, наш автобус с отобедавшими только к нему подъехал! Если посчитать, сколько стоит каждый час и даже минута в заграничных путешествиях, то можно задуматься – сколько добавилось к 90-та кронам, заплаченным за этот обед?

Музей «Вазы» – весьма впечатляющее зрелище. Мы начали его посещение с получасового фильма на русском языке, где была рассказана история самого судна и история его подъёма. Без этого фильма в экспозиции многое остаётся попросту непонятным. Дальше прошлись по нескольким этажам музея. На каждом этаже – своя экспозиция, которые рассказывают не только об истории «Вазы», но и о тех обстоятельствах, при которых он был построен (Тридцатилетней войне, роли в ней Швеции, вообще Швеции в XVII в. и т.д.). Корабль с внешней стороны можно осмотреть полностью, но внутрь не пускают. Для того, чтобы увидеть внутренности корабля, надо спустится на самый низ экспозиции и найти там два компьютера, над которыми написано что-то вроде «Компьютерные приключения» (на шведском и английском). Один компьютер предназначен для виртуальных путешествий внутри корабля, а на втором можно поиграть – сконструировать, построить и испытать свой собственный корабль. Перед тем, как строить, ознакомьтесь с теорией кораблестроения 17-го века – она там тоже есть. Ну а когда построите – испытайте при ветре разной силы и направлений. Посмотрите, получится ли у Вас корабль лучше, чем у шведских кораблестроителей, живших почти 400 лет назад. Но в музее «Ваза» ничего, кроме фильма и информационного листка о музее, на русском языке нет! Что любопытно – по дороге к выходу из музея сидели люди и организованно играли в нарды – похоже, у них шёл какой-то маленький турнир. Как турнир по нардам связан с музеем – мы не поняли, но удивительно было то, что в Швеции вообще играют в нарды.

Но рядом с этим музеем – музей сказок Астрид Линдгрен «Юнибакен». Если ехать с детьми – честно говоря, одним этим музеем можно и ограничиться! Билеты, правда, туда не дёшевы – 95 крон взрослый, 75 крон детский, но посещение музея того стоит! Основную часть экспозиции мы проехали на маленьком сказочном поезде, который вёз через сказки Астрид Линдгрен – а у нас они известны едва ли меньше, чем в Швеции. Всё сделано очень красиво, сопроводительный текст на русском языке – правда, цитаты из книг по-шведски. После завершения поездки мы попали в зал – воплощение мечты любого ребёнка. Там стоит копия виллы «Акация», в которой жила Пеппи Длинныйчулок, и можно зайти внутрь, походить по лестницам, скатится с крыши по трубе (жаль, что взрослые туда не помещаются), там сидят то ли мамы, то ли воспитательницы с маленькими детьми, которые ползают, шныряют и ходят как и где им заблагорассудится. А спускаясь на первый этаж, мы попали в очередной «зал мечты» для мальчишек, девчонок, а также их родителей. Там домик с телекамерой, где можно показать ребёнку себя или ребёнка себе на телеэкране, там есть домик с компьютером, на котором можно рисовать, бумага и ножницы, чтобы вырезать, доски, молоток, гвозди и рубанок – чтобы делать с ними что угодно, домик-штаб Калле Сыщика (насколько мы поняли), где можно ползать как угодно и даже спускаться из-под потолка вдоль трубы. В следующем зале – сцена, а на ней сундук с одеждой. Ребёнок может переодеваться (достаточно вспомнить себя в детстве, чтобы понять, как это здорово!) и выступать на сцене в роли кого ему угодно, один или в компании. В этом же зале – колонны с отверстиями. Над отверстиями – картинки с изображениями разных животных, и малыш, просунув туда руку, без труда понимает, какие они на ощупь. Например, под картинкой с ёжиком – щётка с иголками. Последний зал – книжный магазин. Практически все книги – на шведском, но мы там отыскали «Сочинения» Астрид Линдгрен на русском. Судя по полусодранной бумажке на обложке, куплены были эти книги в С.-Петербурге в «Доме книги», а бумажку сдирали по простейшей причине – на ней была цена в рублях. Сейчас там – цена в кронах, и стоит один том 309 крон (что-то между 1100 и 1200 руб.). Понятно, что у нас столько стоит не один том, а всё собрание сочинений. Кстати говоря, в самом начале экспозиции музея выставлены книги Линдгрен на разных языках, но книг на русском там нет.
Собственно, посещением Юнибакена наше знакомство с музеями Стокгольма и завершилось. Скансен к этому времени начинает закрываться, Северный музей нам был не очень интересен (как-нибудь в следующий раз), и мы пошли гулять по центру города. Местом встречи была назначена площадь у Королевского дворца, временем – 19.00, так что время у нас было. В процессе гуляния забрели в «Макдональдс», где перекусили втроём на 90 крон. На 90 крон с человека там (и в очень многих других заведениях) можно было поесть весьма плотно и быстро, при этом никуда из центра не выезжая – просто по пути.

Центр Стокгольма производит очень приятное впечатление, но по «внешним эффектам» (подсветке, рекламе, гранитным тротуарам и т.д.) мы их уже не только догнали, но и перегнали. Но вот по чистоте улиц и ухоженности зданий – не догнали и вряд ли в обозримом будущем догоним! Впрочем, по контрастности центра тоже догоняем – в центре Стокгольма соседствуют сверхдорогие магазины, в огромных залах которых нет ни одного посетителя, и маленькие рынки, на которых торгуют всякой мелочью вроде чехлов для телефонов, перчаток, кошельков и цветов. Но и рынки эти – чистенькие и ухоженные. Впрочем, шведская чистота известна давно, и рассказы о ней соответствуют действительности. Но вот что не соответствует – так это рассказы о невероятной «светофорной» дисциплинированности шведов. Если на дороге нет машин и полицейских (честно говоря, полиции в форме ни в Швеции, ни в Финляндии мы вообще не видели, кроме как на границе) – переходят улицу на красный свет прямо как мы.
Естественно, что в процессе гуляния по центру мы прибрели на пешеходную улицу Вазы (Вазагатан), и исправно отпосещали большую часть её маленьких магазинчиков. Очевидно, что шоппинг в скандинавских странах имеет смысл только в случае оптовых закупок с учётом «такс фри». Если же не быть оптовиком, то путешествие по магазинам нужно только для приобретения сувениров. Хотя есть вещи, которые в Швеции действительно дешевле – например, сумки, чемоданы и портфели. Небольшой чемодан на колесиках (в отпуск с таким не поедешь, а в командировку – самое то) – меньше 100 крон (400 рублей). Естественно, больше – дороже, но большой и красивый можно купить крон за 200 – 250 (т.е. 800 – 1000 руб.). Но большая часть того, что продаётся в Стокгольме, дороже и намного дороже, чем в России. Наших людей и шведов на Вазагатан было примерно поровну, причём наши – в основном детишки среднего и старшего школьного возраста. Ну хоть бы кто им объяснил, что ходить по улице в спортивных штанах попросту неприлично; что надо извинятся, если наступили на ногу – хотя бы по-русски; и наконец, что перед поездкой за границу можно усвоить хотя бы десяток фраз на иностранном языке типа «Добрый день» и «Сколько стоит?». Но это так, к слову пришлось. За державу обидно, знаете ли.

Любопытно, что большую часть сувенирных магазинчиков в центре держат недавние иммигранты – индусы, арабы, негры. Обращаться к ним, равно как и к любому жителю Швеции, можно на английском, пусть даже ломаном, языке – всё равно поймут, английский им самим не родной. Практически везде можно платить банковскими карточками, в подавляющем большинстве случае просили только расписаться, только раз какой-то бдительный араб в «сумочной» лавке потребовал паспорт. Но карточки лучше иметь какие-нибудь приличные, не «Маэстро» и не «Виза Электрон». Их, естественно, тоже берут, но в некоторых магазинах возникают проблемы. Хотя, впрочем, банкоматы просто на каждом углу. Многие магазинчики, особенно в центре, принимают евро – и банкноты, и монеты. Рубли, к сожалению, в Швеции не берут. А в Финляндии удалось заплатить рублями в рыбокоптильне – просто у продавца выбора не было, товар нам она уже отдала, карточки не сработали непонятно почему, а евро у нас уже не было.
Погуляв по центру и побродив по магазинчикам, мы подтянулись к Королевскому дворцу, куда примерно без пятнадцати семь подошёл автобус. Любопытно, что нашего соседа сзади не было – по всей видимости, он остался в Швеции. Сильно подозреваю, что такой трехдневный тур – самый дешёвый способ добраться до Стокгольма.

Из Стокгольма в Турку по вечерам ходит «Силья Фестиваль», судно более старое и потрепанное, нежели «Силья Европа». Отличия не только в том, что в каютах «Силья Фестиваль» нет телевизоров и телефонов. «Фестиваль» просто хуже и меньше. Так, окно в каюте «Европы» было раза в полтора больше, чем в каюте «Фестиваля». И это обидно – трасса при выходе парома из Стокгольма гораздо интереснее, чем при выходе из Турку. Наверное, в белые ночи такое путешествие ещё интереснее, но и в ноябре – неплохо. Да, и ещё – возможно, стоило бы предупредить нас ещё в автобусе, что смена белья на паромах начинается до прибытия их в порт назначения. И если на «Европе» мы благополучно досидели до самого прибытия, то на «Фестивале» бельё сняли тогда, когда мы были на завтраке – хорошо хоть дали спокойно доплыть. Странно, если билеты на «Европу» и «Фестиваль» действительно стоят одинаково – каюты одной и той же категории на этих паромах обеспечивают разный уровень комфорта (во всяком случае, каюты класса «Сисайд»).
Из Турку в Хельсинки мы ехали очень долго – возможно, из-за тумана. Сам город Хельсинки новых впечатлений не доставил, мы походили по нему пару часов, лишний раз убедились в том, что город – скучный, серый и дорогой, снова сели в автобус и покатились в сторону границы. По дороге останавливались только один раз – в рыбокоптильне, про которую уже упоминалось. Надо сказать, что форель там была отменная, очень вкусная и мягкая, но не сказать, что дешёвая.

Границу прошли на удивление быстро, без лишних проволочек, сначала получив по штампу в паспорт на финской стороне, потом на нашей. Затем у нас проверили наличие въездных штампов в Россию, и мы покатились по родной стране в сторону С.-Петербурга, куда и приехали около 9-ти вечера. Надо ещё раз отдать должное водителям – ехали они быстро и аккуратно, музыку крутили в основном хорошую, а видеокассеты стали показывать только при самом возвращении, и то старые советские комедии, которые нравятся всем: «Иван Васильевич меняет профессию» между Хельсинки и границей, и «Бриллиантовую руку» — между границей и С.-Петербургом. Не знаю, то ли фирма «Нева» тщательно подходит к подбору персонала, то ли нам попался хороший экипаж, но их даже сравнить невозможно с тупыми и наглыми «тружениками» турбизнеса, с которыми нам довелось иметь дело весной этого года (см. рассказ «Неласковая «Олюшка» на сервере www.polska.ru и «Майские праздники в Польше» на сервере «Сто дорог»).
Подводя итоги, можно сказать, что подобное путешествие несколько утомительно – ни одной ночи в «стационарном» состоянии. Паром при всём своём комфорте – тоже транспорт. Но если перед путешествием ставится цель просто развеяться, а заодно и на что-нибудь посмотреть, просто ради того, чтобы понять, стоит туда ехать вообще или нет – вариант вполне подходящий. То, что жена, дочь и я осознали уже при посадке на паром в Стокгольме – этот город мы хотим увидеть ещё. Значит – увидим. А за то путешествие, которое было – огромное спасибо тем, кто его проводил.

4 комментария

1 комментарий

  1. Марина

    14.11.2003 at 09:18

    о поездке в ноябре
    Как предствитель турфирмы "Нева" считаю должным ответить на ваше письмо. Извините, что не сделала это раньше, т.к. скопилось очень много работы по приезду из командировки. Я была вашим руководителем — сопровождающим в этой поездке. Хочу сказать огромное спасибо за то, что вы написали, по крайней мере я постараюсь несколько повысить свой профессиональный уровень как гида. Касательно того, что экскурсии вел сопровождающий — скажу сразу, что есть такая практика в Скандинавском направлении и не всегда местный житель может представить город лучше, чем человек часто посещающий эти места. Хотя касательно современной жизни, конечно же в этом лучше разбираются "местные" жители, просто потому что они живут и "крутятся" в этих условиях.
    Мне очень приятно, что вы меня внимательно слушали и смогли подчеркнуть ошибки, что для меня немаловажно. Огромное спасибо большей части нашей группы за пунктуальность, что тоже немаловажно в групповом туризме, но с некоторыми моментами, которые вы отобразили в своем письме, я бы поспорила. Но мы будем очень рады видеть вас нашими клиентами еще не один раз.

  2. Андрей

    04.07.2005 at 11:39

    то же от DSBV-тур
    Мы с женой ездили тем же макаром только от агентства "DSBV-тур",правда с ночью в Стокгольме.Стокгольм-прекраснейший город.Прикольнули пьяные финны. На паромах они напиваются с таким надрывом что аж завидно. Но как нам не повезло с гидом . Пожилая дама,доедаемая малокровием сопровождавшая нас практически не интересовалась-а где собственно все, при выборе маршрута руководствовалась личными интересами-когда вся группа пожелала отправится в Скансен-это этногрофический парк- она сказала- все едут в Упссалу.Все сказали-не хотим мы в Упссалу. а она на это всем сказала-ну и не надо. Лично я еду в Упссалу.И одна на казенном автобусе с каким то свертком туда и поехала,даже не потрудившись подбросить всех до Скансена.
    Но это еще цветочки!. Сначала от Турку до Хельсинки с нами проехался мускулистый араб за символическую сумму 100 американских рублей (мадам гид не скрывала что она враг благотворительности, но не склонна верить в то что все арабы террористы). Основное веселье началось в полукилометре от границы у популярного магазина под кодовым названием "Шайба". Пока хозяйки покупали последние палки сервилата,подрастающее поколение любовалось разрешенным на территории Финляндии порно а ваш покорный слуга общался с "Одноруким бандитом" (счет 7 евро в нашу пользу) веселая сопровождающая увеличила список нашей группы на одну фамилию. Женскую. Это была очччень миленькая и неплохо одетая девица. Она прписоединилась ,как полагаю за неплохую мзду к нашей группе и сошла с автобуса через пару километров после границы. После госпожа гид поставила фильм на свой вкус,довезла нас до вокзала,сообщила что уже поздно и если никто не против, то она домой поедет.
    Никто не возражал.
    Так что всем рекомендую тщательнее выбирать агентство.

  3. Василий

    05.07.2005 at 08:03

    Андрею
    Спасибо за реплику. Я уже, честно говоря, и забыл про это путешествие — давно это было, и объезжено с тех пор немало. Но у Вас получилась не реплика, а очень неплохой рассказ. Мне понравилось. Но что касается проблем с турфирмами — поверите ли, все они одинаковы. Для любой турфирмы главное — "раздоить лохов на бабки". Как Вы поняли, первое впечатление от "Невы", отраженное в этом рассказе, было очень хорошим. Но когда мы поехали с этой же фирмой второй раз в ту же Финляндию, то решили никогда больше так не делать. Оно и правильно — и проще, и интереснее выписать многоразовую финскую визу, и кататься по Европам самостоятельно куда угодно. Что и Вам советую.

  4. Василий

    05.07.2005 at 08:05

    Андрею
    Спасибо за реплику. Я уже, честно говоря, и забыл про это путешествие — давно это было, и объезжено с тех пор немало. Но у Вас получилась не реплика, а очень неплохой рассказ. Мне понравилось. Но что касается проблем с турфирмами — поверите ли, все они одинаковы. Для любой турфирмы главное — "раздоить лохов на бабки". Как Вы поняли, первое впечатление от "Невы", отраженное в этом рассказе, было очень хорошим. Но когда мы поехали с этой же фирмой второй раз в ту же Финляндию, то решили никогда больше так не делать. Оно и правильно — и проще, и интереснее выписать многоразовую финскую визу, и кататься по Европам самостоятельно куда угодно. Что и Вам советую.

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход

Оставьте отзыв

Турция

10 долин и каньонов Каппадокии, которые не стоит пропустить

Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.

Опубликовано

10 долин и каньонов Каппадокии

1. Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.

красная долина

2. Розовая долина (Güllüdere). Это 2 долины с розовым оттенком скал, которые расположены параллельно друг другу. Они начинаются к югу от Чавушина и тянутся к смотровой площадке Красной долины. В долине — несколько церквей 7 — 8 ст. с хорошо сохранившимися фресками.

розовая долин

3. Долина любви — визитная карточка Каппадокии. Фаллоподібні скалы можно увидеть на большинстве буклетов о Каппадокию, и именно их больше всего любят туристы. Попасть в долину можно с трассы Гьореме — Аванос, повернув за Гьореме налево на асфальтированную дорогу, и потом еще раз повернув налево по указателю.

долина любви

4. Белая долина (Bağlidere). Это — продолжение Долины Любви на юг. Долина с монументальными скалами белого цвета, похожими на волны. Можно встретить туннели, природные арки и выдолбленные в скалах голубятни.

5. Медовая долина является продолжением Белой Долины на юг. Это-довольно крутой и узкий каньон с туннелями и скалами кремового цвета, которые природа разрисовала разными оттенками. Тропа в долину начинается при въезде в Учхисар: на первой развилке поворачиваем резко направо, а потом на перекрестке — снова направо, и спускаемся в долину.

6. Голубиная долина (Güvercinlik). Названа так благодаря большому количеству голубятен, выдолбленных в скалах. Гладкие конусообразные скалы имеют белый цвет. Долина тянется параллельно дороге Гьореме-Учхисар, и дальше на юг. Лучшая смотровая площадка находится на южном выезде из Учхисара.

голубвя долина

7. Долина Мескендир (Meskendir) — длинная долина, которая тянется от поселения Чавушин до дороги Гьореме-Ургюп. Отсюда стартуют в небо знаменитые воздушные шары. В долине есть природные туннели, голубятни, скальные церкви с фресками.

Долина Мескендир

8. Долина Сабель (Kiliçlar). Отсюда взлетают воздушные шары. Здесь можно увидеть много скальных помещений, которые используют местные жители для своих нужд. А в заброшенных церквях долины есть великолепные фрески с изображениями святых и вырезанными мальтийскими крестами. Долина начинается к северу от Музея под открытым небом возле Гьореме.

Долина Сабель

9. Долина Любви — 2 (Görkündere) — похожа на известную Долину Любви, но находится рядом с Гьореме. Фаллоподібних скал здесь также много. Найти ее просто: от поворота на Ургюп пройти около 500 метров, свернуть направо в долину Зэми и снова повернуть направо по указателю.

Долина Любви - 2

10. Долина Ихлара (Ihlara Vadisi). Самая отдаленная долина, которая находится в 70 км к югу от Гьореме. Это — глубокий каньон, в котором расположились более 100 церквей и монастырей с уникальными росписями.

Долина Ихлара

ТОП-10 смотровых площадок Каппадокии, где можно сделать трогательные фото

1. Холм влюбленных (Asiklar Tepesi) — лучшее место для встречи рассвета и наблюдения за воздушными шарами во время восхода солнца. Находится на холме, который расположен на южные окраины Гьореме. Отсюда, как на ладони, видны герме и Долина любви — 2 (Görkündere)

Холм влюбленных

2. Смотровая площадка Красной Долины (Kizilçukur) — популярное место для наблюдения над закатом с видом на скалы красноватого оттенка. Находится на вершине холма Актепе.

Смотровая площадка Красной Долины

3. Замок Учхисар. С Замковой горы открывается великолепный вид сразу на несколько долин и Гереме, особенно после захода солнца. Но сюда можно прийти и на рассвете.

Замок Учхисар

4. Площадка с видом на белые скалы Голубиной долины на южной окраине Учхісара. Над долиной можно отыскать деревья с ветвями, украшенными бело-сине-черными символами, похожими на глаз. Есть инсталляции из сухих деревьев, украшенных горшками. Получаются очень эффектные фото на их фоне.

Площадка с видом на белые скалы

5. Отель Sultan Cave Suites. На смотровую площадку, украшенную яркими коврами, могут попасть лишь постояльцы отеля. Прекрасное место для наблюдения за воздушными шарами на рассвете и фантастическая панорама Гьореме.

Отель Sultan Cave Suites

6. Galeri Ikman Carpet Shop. Для тех, кому не повезло попасть на смотровую площадку отеля Sultan Cave Suites, может сделать фото на фоне разноцветных ковров в этом ковровом магазине.

7. Смотровая площадка «Три красавицы» (Üçgüzeller) на запад от Ургюпа. Вид на «грибы со шляпами» — это визитная карточка Каппадокии, которую вы можете увидеть на многих буклетах.

8. Отрахисар: площадка с видом на замок Отрахісар и сам городок. Находится на холме к юго-востоку от центра.

Отрахісар

9. Долина Пашабаг между Гьореме и Аваносом: здесь открывается вид на множество скал, который называют «дымоходами фей».

Долина Пашабаг

10. Долина Любви: здесь выходят классные фото после рассвета, когда здесь приземляются воздушные шары.

Долина Любви

Читать далее

Россия

Восхождение на Казбек

Рассказываю о моем восхождении на Казбек с командой Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/

Опубликовано

Восхождение на Казбек

Решила взобраться на Казбек с группой и гидами, выбрала компанию Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/. Все было просто шикарно, море эмоций и впечатлений, самое яркое приключение в жизни, всем советую

Читать далее

Доминиканская Республика

Насыщенная экскурсия с культурной программой и отдыхом в раю.)

Были с сестрой в Доминикане на зимних праздниках, зачетный отдых получился.

Опубликовано

Насыщенная экскурсия с культурной программой и отдыхом в раю.)

Сама Доминикана конечно тоже огонь, но сейчас хочу про конкретную экскурсию поделиться впечатлениями. Наша экскурсия Саона-Делюкс включала в себя посещение Города художников и острова Саона. В городе художников мы осматривали местные достопримечательности, такие как амфитеатр, церковь святого Станислава, школу искусств и фонтан желаний, естественно, всей группой там загадывали желания.) Кстати, пока не забыла, группа была небольшая и не было толкучки, это нас очень порадовало. Далее, на острове Саона нас ждал обед с напитками, и для нашей группы обед был вне очереди. Обед сам был шикарный, даже гриль-бар включал в себя, ну а напитки вообще вкуснейшие и самое главное, безлимитные. На райском острове мы отдыхали не меньше четырех часов, так что успели вдоволь насладиться его красотами. Был и еще один маленький пункт остановки у нас потом, на песчаной отмели, там мы в натуральном бассейне купались с морскими звездами. Я так близко их раньше не видела и не трогала тем более. Во время этой остановки работал бар, и мы освежались вкусным шампанским. Вот сейчас рассказываю, и снова туда хочуууу. Организаторами экскурсии была компания Доминикана Про, за что ей огромное спасибо, все круто было. Еще один момент добавлю и буду закругляться. Автобус нас возил очень комфортабельный с wifi и даже питьевая вода была, что в жару очень кстати, а на борту было целых два русскоязычных гида — позитивные ребята. Остались довольны насыщенной программой, возможно повторим, когда будем в тех краях.

Читать далее

Новости партнеров

Популярное