Отзывы о туристических маршрутах Ливан
Красивая и слегка беспокойная Mini-сказка на ночь
Ливан
Красивая и слегка беспокойная Mini-сказка на ночь
Хотим в Ливан!
Многие хорошие вещи в жизни случаются совершенно неожиданно. Именно так и произошло с решением поехать в Ливан — про…
Ливан
Красивая и слегка беспокойная Mini-сказка на ночь
Хотим в Ливан!
Многие хорошие вещи в жизни случаются совершенно неожиданно. Именно так и произошло с решением поехать в Ливан — просто в один прекрасный момент я понял: «Хочу в Ливан!» — и все тут. А, так как я не люблю душить свои желания и мечты, буквально через три дня мысль превратилась в серьезное намерение и обросла информацией: массой данных, цифр и редкими отзывами тех, кто уже побывал на этом берегу Средиземного моря.
«И как тебе пришла в голову такая дурацкая идея — поехать в Ливан?!» — не меньше сотни раз спрашивали меня до отъезда (а некоторые и сейчас спрашивают — хотя, в основном, это те, кто все еще находится в каменном веке в своих представлениях об этой стране).
Все очень просто: еще в марте мне попал в руки апрельский номер журнала «Афиша МИР», и единственным, что меня в нем поразило, была 8-страничная статья о Ливане!
Первое впечатление: отрицающие мои представления о стране фотографии Бейрута, наличие в Ливане массы памятников — от древних руин до современных зданий с пробоинами от израильских бомбардировок. Плюс безвизовый въезд, смешная стоимость авиабилетов — вот ингредиенты, коктейль из которых заинтересовал и пару друзей, решивших рискнуть, отправившись со мной, чтобы составить собственное мнение о Ливане — Саша XMA и девушка Neosky. И мы не прогадали.
Ливанофобии
Долго думал, с чего начать свой рассказ о стране, навсегда оставшейся не только в наших сознаниях, но и в наших сердцах — о том, что мы видели, что чувствовали, о чем мечтали. Я вообще очень долго думал о том, как описать, что же такое Ливан для меня лично после 3 суток пребывания в стране, 1100 с чем-то километров дороги, десятков городов и городишек, и миллионов новых видов, картинок, впечатлений…
И понял, что лучшее начало — упоминание обо всем том, чем до сих пор живет подавляющее большинство друзей, знакомых и незнакомых мне людей. И вот как многие — никогда не бывавшие в Ливане люди — представляют себе «ужасную реальность» этой страны (для себя я назвал эти ужасы «ливанофобиями»):
— страна, управляемая террористами, там часто гремят взрывы, берут заложников и продают их в рабство;
— по всей стране идет война, а недавно Израиль еще и юг страны разбомбил;
— исламская страна с жестокими правилами, очень опасная;
— в Ливане — гражданская война, Бейрут недавно брали штурмом (воспоминания 1970-90х годов?);
— ну, и, конечно же, злобная «Хезбола», которой только дай туристов пострелять;
— туда уехать можно только 1 раз в жизни: обратно не возвращаются.
И, что меня удивило еще больше по возвращении, многие остались при своем мнении, даже просмотрев тысячи наших фотографий и услышав наши восторженные рассказы о том, что реальность в Ливане совсем не такова и что по сравнению с Ливаном всякие Анталии и прочий масс-маркет просто рядом не стоит.
Мы знаем это на своем опыте, ведь мы туда и поехали, чтобы изъездить большую часть страны, вернуться и… обязательно поехать туда снова и снова. Потому что мы знаем, как там хорошо.
Попасть в Ливан
Билеты купили ($345) за пару дней до вылета. Будучи наслышанными о сложностях получения визы для подруги, которая ехала с нами, мы попытались узнать все детали заранее, но, увы, в посольстве Ливана (!) о том, как девушке получить визу, знали куда меньше, чем в турагентстве «Cedars Travel», где, в итоге, нас и проконсультировали.
Но, несмотря на попытки агента забронировать для нас сразу и отель, и машину, мы решили оплачивать все это прямо на месте — без посторонней помощи. Это должна была быть безумная поездка — свободная и самостоятельная. Так и получилось.
Машину Саши XMA оставили на платной стоянке в Шереметьево-2 (300р/сутки), и отправились регистрироваться на рейс.
Первым сюрпризом для нас стало несоответствие информации в билетах и на экране в аэропорту: рейс 517 летел из Москвы вовсе не в Бейрут, а в Дамаск (Сирия). Хотя в аэрофлотовском окошке нас успокоили: «Не переживайте, вас обязательно высадят в Бейруте».
Вылетали из Шереметьево-2 на ТУ-154 компании «Аэрофлот». И, знаете, мне очень жаль стюардесс этого перевозчика: девушки всегда такие несчастные, будто их уже продавали в рабство и расстреливали, после чего они вдруг восстали из мертвых, и, слегка отряхнув форменную одежду, решили начать обслуживать пассажиров на рейсе… ну, например, Москва-Бейрут. Сам полет был ничем непримечателен, разве что в салоне было жутко холодно, а пледов — что совершенно естественно для советских авиалиний — на всех не хватало.
Тем не менее, предвкушая трое суток бессонницы и впечатлений, мы все заснули и проспали почти до посадки. За три часа выспавшись так, как дома и за двенадцать часов не высыпались, мы сделали наши первые шаги по трапу на ливанскую землю, и сопровождались они криками радости: здесь тепло и здесь нереально красиво! Мы приземлились поздно ночью, и тысячи огней домов, разбросанные по горам вдоль берега, словно отражали звездное небо на земле!
Слегка насторожил тот факт, что первым увиденным человек на аэродроме был крайне серьезный вооруженный солдат. Улыбнулись и убрав на всякий случай камеры, мы отправились в аэропорт.
В «Афише МИР» журналист писал, что виза стоит $0. То же сообщалось и в Инете: мол, Лужков, вроде, подписал какой-то документ, и теперь в Ливан мы въезжаем бесплатно. Увы, получилось не совсем так: чтобы попасть в страну, нужно купить марку — $17 — и лишь затем отправиться на таможенный контроль.
Мужчины проходят эту процедуру моментально: лишь бы у вас в паспорте не было израильской визы. А вот одиноким незамужним девушкам придется доказывать, что они сюда не зарабатывать деньги и не ливанских парней отбивать приехали.
На самом деле, тоже ничего страшного, просто чуть больше волокиты: на девушку ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно иметь в наличии бронь в отеле (чтобы миграционная служба знала, где гостья страны остановится) — и, что немаловажно, эту бронь проверяют звонком в отель. Мы же, как самые умные, решили схитрить: в карточках, которые заполнялись перед посадкой, мы указали название некого известного нам по Интернет-описаниям отеля — Royal Garden,- в котором, естественно, ничего не бронировали, так как даже не были уверены, что остановимся именно в нем.
Но несмотря на этот факт, ничего ужасного не произошло: когда на границе узнали, что в отеле нас не ждут, они сами забронировали для нас номера, предупредив, что как минимум девушка просто ОБЯЗАНА быть именно в этом отеле именно в этом номере. Ну, или в любом другом месте, при условии, что об изменении адреса жительства она сообщит звонком по такому-то номеру.
Если же мы попробуем обмануть миграционную службу, нас обещали выловить и депортировать из страны без права возвращения. Впечатлившись столь серьезным обещанием, мы пообещали себя хорошо вести и с широченными улыбками вошли в страну.
Мы в Ливане!
Первое впечатление «на месте» — это положительный шок, вызванный международным аэропортом в Бейруте. Возникло такое ощущение, как если бы вы летели в горный аул, а попали чуть ли не в Токио (ну, это я загнул, но Шереметьево на пару с Домодедово мне нравятся существенно меньше, чем «Бейрутово»).
Первое, что поразило (кроме высококлассного оформления самого аэропорта, того, насколько он просторен и светел) — профессиональная болезнь рекламиста — это обилие качественной рекламы: еще до таможни висят лайтбоксы, рекламирующие крупнейшего оператора сотовой и инет-связи страны, реклама bbdo и много чего еще. Все, что висит, стоит, светится и продается, расположено на своих местах — то есть, выглядит именно органично и не нарушает общей картины.
«Welcome to the network!» — гласит реклама.
«Добро пожаловать в матрицу,» — посмеиваемся мы в ответ.
Покинув зону таможенного контроля, мы, наконец, осознали себя туристами, и у нас сразу возникло желание скорее арендовать самую странную и прикольную машину, какую только найдем в местных Rent-a-car.
Машины в аренду предлагает с десяток компаний, офисы которых расположены справа от выхода из зала прибытия: Lenacar, CityCar, Avis, кто-то еще… в общем, выбор весьма обширный — и по ценам, и по маркам: от дешевеньких Renault до очень дорогих джипов HAMMER, спортивных Porsche и Corvette, ну, и, конечно же, лимузинов… все определяется только вашими желаниями и финансовыми возможностями.
Сначала мы хотели Peugeot 206cc или другой кабриолет/конвертибл. Беда в том, что для того машину и заказывают по Инету, чтобы она была в аэропорте на момент вашего прилета. Мы этот момент упустили, и потому ни одна компания не могла ничего предложить, кроме Renault Megane или еще чего-то, что совершенно не соответствовало настроению нашего путешествия.
Тогда мы размечтались, решив взять BMW Z4, но в этом кабриолете всего два места, а нас-то трое… эх! Porsche дороговато — 300-400 долларов в сутки… и, почти отчаявшись, мы наконец-то увидели НАШУ машинку — MINI COOPER! После недолгих обсуждений стало ясно, что ни на чем другом мы просто и не хотим ездить по Ливану, причем решение было настольно серьезными, что нас не остановило даже отсутствие МиниКупера в 2 часа ночи в аэропорту. В CITYCAR е нам пообещали, что прямо в 9 утра — как только откроется их офис в Бейруте — Mini Cooper появится у дверей нашего отеля и стоить это будет всего 90 долларов в сутки!
Правда, возникла еще одна проблема: ни одному из нас нет 23 лет, равно как нет и чистых 2 лет стажа за рулем, поэтому многие менеджеры нам сразу отказали. Но в том же CityCar парень сообщил нам, что главный офис, скорее всего, посмотрит на этот факт сквозь пальцы — лишь бы машину взяли.
Итак, на часах — 2 ночи, мы жутко довольны, и у нас есть аж 7 часов, чтобы посмотреть на Бейрут. Берем такси ($25 до Бейрута за троих, хотя можно и дешевле) и едем.
Таксист нам попался просто чудесный — хоть он и плохо говорил по-английски, но очень старался отвечать на наши вопросы и давал временами смешные, а временами и очень ценные советы по пребыванию в стране.
Мы же, все еще слегка опасаясь быть пристреленными где-нибудь на улице, долго пытались объяснить ему, что такое «WAR». Спрашивали и так, и эдак: «is there war in Lebanon?», «war: people shooting each other etc?» — и так далее. Не понимает. Спросили «Is it dangerous in Lebanon?» — он понял и активно зажестикулировал: «No, no! No dangerous! No terrorist, very quiet, very good, we live safe in Lebanon. Do not worry! It is good here,»- и можно было бы ему не поверить (мол, рекламирует свою страну, само собой), если бы реальность за окном автомобиля не поражала — современная автомагистраль из аэропорта в город: классные тоннели, отличная дорога, мосты, развязки… куда лучше, чем любая дорога в той же Москве.
Наш отель, не наш город
По совету того же таксиста, остановились мы в Vesailles Home, расположенном буквально в сотне метров от Royal Garden — в том же районе HAMRA. Стоит этот отель чуть дешевле, а по уровню примерно одно и то же. Нам вообще номер был нужен по двум причинам: зарегистрировать Наталью, чтобы нас не донимала полиция, и сбросить вещи, зарядив ноутбуки, фото и видеокамеры.
Отель «Версаль Хоум» — простое, звезды на три, наверное, место. Очень чистое, очень уютное и прекрасно расположенное. Так получилось, что всего один двухместный номер и был свободен ($40/сутки = $120 за три дня пребывания, хотя, опять же, в Бейруте можно остановиться комфортнее и дешевле:)
Таксист очень сожалел, что свободен лишь один номер, и все сокрушался, что мне и Саше ХМА негде будет спать. После короткого диалога мы смеялись до коликов:
Таксист: Oh.. how will you sleep without a room?
(Как же вы будете спать без номера в отеле?)
Мы: it s okay! Only three days, so we don t need sleeping and an own room.
(да все нормально.. всего три дня: мы не собираемся спать и нам не нужен номер)
Он: will you sleep in a park then?..
(может, вы будете спать в парке)
Мы (через смех): what?
(что?)
Он: in a park.. i can show.. you can sleep in a park..
(в парке.. я могу показать.. вы можете спать в парке..)
Мы (уже ухахатываясь): no-no, thank you! we will rent a car — it s better.
(нет-нет, спасибо! мы арендуем машину — это лучше)
Он: okay. i will show you the city anyway. free of charge — just to show everything here.
(ок. но я все равно покажу вам город. бесплатно — просто покажу что тут и где)
Предложение было весьма уместным, и мы, бросив вещи в номере, поехали смотреть на ночной Бейрут.
О самом Бейруте я напишу далее — это не город, а другая планета.
Всего через несколько часов возникло ощущение, что как раз Россия выглядит далекой страной, где что-то взрывается, что-то рушится и происходит всякое-разное нехороше. А здесь… спокойно… и просто отлично.
Первое утро в Бейруте
Мы ходили по Бейруту с 3 до 8 утра и почти беспрестанно смеялись, охали и ахали: громко, подолгу, искренне. Искренне надеюсь, мы не помешали ливанцам спать, но успокоиться мы не смогли, так как Ливан — по-настоящему нереальная страна, а Бейрут — ее самое нереальное проявление!
Добро пожаловать в Бейрут! Всем привет с другой планеты — такой странной, такой уютной и почему-то настолько родной, что передать настроение на словах не получается. Мы показываем друзьям фотографии, мы даем им прочитать эту «Mini-сказку на ночь», но никак не можем передать и сотую часть того, что возможно ощутить в столице Ливана. И поэтому мы просто говорим: остальные 99 сотых — только в самом Ливане!
Мы ходили каждую ночь по городам, прогуливаясь по самым трущобам (на вид иначе не скажешь), и нас не покидало ощущение спокойствия. Мы не волновались, что нас ограбят, убьют, или что какие-нибудь уроды подойдут и попросят «прикурить» и т.д. Вообще уголовщина в Бейруте воспринимается как нонсенс, причем на подсознательном уровне. Возможно, мы просто с этим не столкнулись лично, но и стать свидетелями хоть какого-нибудь негативного действа в стране нам не удалось.
Полиция есть, но ее очень мало и, даже когда полисмены рядом, внимания на них обращаешь только если тебе это интересно. Роль полисменов также могут выполнять солдаты с автоматами, но, вне зависимости от вооруженности и того, насколько грозен их вид, все они очень любезны и всегда готовы помочь, несмотря на то, что многие даже не знают английского. Они будут сокрушаться, что вы не понимаете по-арабски, но до последнего будут стараться понять, что от них требуется и уж тем более всегда знаками-жестами покажут как проехать. В общем, ездили мы по стране, общались с местными жителями, с местной полицией и думалось: отчего ж у нас менты — настоящие животные? От зарплаты низкой? Ну да, а в Ливане каждый полисмен миллионы гребет, ага… От жизни несладкой? И давно Москву бомбили и менты в боевых действиях участие принимали? Скорее, наборот, от слишком сладкой жизни. А в Ливане…
В Ливане люди пережили недавнюю войну — долгую, жестокую и, как обычно и бывает, совершенно никому не нужную, и они остались Людьми: они хотят мира, они живут в мире, они им дышат и не могут надышаться! Это ощущается, это видится, это во всем, что вы увидите вокруг: блок-посты, автоматчики, военные, следы от пуль на зданиях — это все следы того времени.
Но они все старательно удаляются — по мере сил, возможностей и необходимости. Ремонт зданий идет ударными темпами, новые здания строятся то тут, то там. Мечети граничат с церквями, а церкви — с модными бутиками, и ни у кого это не вызывает ярого желания выразить протест.
В Бейруте в разговоре с местным жителем была затронута тема веры, и он сказал, что «на самом деле неважно, какой вы веры… это все мелочи. У нас просто хорошо. Просто живите и улыбайтесь. Это не только в Ливане — на вес золота».
Но вернусь к раннему утру 26 марта в городе Бейрут, Ливан.
Таксист, как и обещал, устроил для нас «free of charge touristic ride around the city»: показал, что тут кинотеатр, здесь — автоцентр, здесь — то, а вот тут — downtown: масса кафе, бутиков, магазин музыки и вообще все веселье города.
Мы попросили высадить нас на набережной — ее фотографию я видел во многих рассказах о Бейруте, и очень хотелось пройтись по ней лично. Ведь именно с этой стороны на Бейрут заходили израильские бомбардировщики, и до сих пор следы на стенах зданий говорят об этом: чем ближе дома к морю, тем больше на них выбоин от пуль и снарядов.
Наш ангел-водитель объяснил, что доллар в Ливане ходит наравне с лирами. Курсе везде одинаковый — 1500 лир за доллар. Обменять деньги можно в любом месте страны: в магазинах, в ларьках, в обменниках, в барах, ресторанах и т.д.
До поездки в Ливан я где-то читал: «обязательно используйте лиры при покупке подарков и сувениров: иначе сторговаться-то вы сторгуетесь, но при пересчете в доллары округлят все не в вашу пользу». Так вот: это бред. Торговаться можно в лирах, расплатиться в долларах, а сдачу получить в лирах. Таким образом, вы не будете обсчитаны ни на цент, ни на лиру. Можете ходить и проверять торговцев с калькулятором — они на это не обижаются, но улыбнуться обязательно улыбнутся.
До 5 утра (когда из громкоговорителей мечетей начинают доноситься молитвы) в городе стоит просто мертвецкая тишина. Редкие машины проезжают по дорогам, редкие прохожие спешат или не спешат куда-то. есть допоздна открытые уличные кафешки — как правило, пиццерии, окрашивающие серые улицы яркими лучами света. Открыты автозаправки и магазинчики… жизнь как бы пребывает в состоянии анабиоза: 99% населения спит. Тихо и мирно. Улицы пусты. Самое время ходить и рассматривать город, если нет желания (пока что) общаться с людьми. Самое время фотографировать вещи, объекты, здания и улицы. Enjoy morning Beirouth!
Что такое планировка Бейрута, объяснить сложно: улицы намешаны-перемешаны, они пересекаются, изгибаются, проходят одна над другой, под другой, скрываются в переулочках и заканчиваются тупиками. САМОЕ ЛУЧШЕЕ описание автомобильного Бейрута нашел Саша ХМА: «Ты играл в Grand Theft Auto: Vice City? Вот Бейрут — это прямо ГТА!»
И это на самом деле так! Эту компьютерную игру будто копировали с Бейрута!
Машин в Ливане — воистину уникальная коллекция: вспомните любую марку любого автомобиля любого времени — уверен, при желании вы ее здесь увидите. Мы насчитали сотни моделей: от довоенного BMW и розового Кадиллака до самых последних моделей Porsche, Nissan, VolksWagen и др.
Здесь есть те же Мини Куперы, но старенькие, есть почти все модели BMW, какие вы можете представить: от первых до самых последних. Mercedes ы — в особом почете, и представлены они во всех видах и модификациях: от старинных до турбированных кабриолетов. Видели мы и людей на «шахе», и на «Нивах»…
У нас сложилось ощущение, что в Ливане автомобиль возведен в ранг культа. Здесь нет правил дорожного движения (несмотря на наличие массы знаков на дорогах, светофоров и разделений на встречное и не встречное движение), но есть одно самое важное правило: у кого машина круче, тот и прав. Если у вас супер-тачка, вы — рыцарь дорог, босс и вам законы не писаны (в разумных пределах:), пешеходы с блеском восторга смотрят вам вслед, а водители уступают дорогу (главное выразить желание проехать светом фар или сигналом).
Иначе говоря, если в Ливане и водить машину, то только классную. Как мы выяснили на собственном опыте, Mini Cooper считается классной: проблем на дорогах у нас практически не было.
Второе, что просто ОБЯЗАН уметь делать в Ливане настоящий водитель (первое — это выбирать классный автомобиль) — это парковаться. Ей богу, это просто цирк, конечно, но КРУТО ПАРКАНУТЬСЯ является особым понтом в Ливане. Что такое «крутая парковка по-ливански»:
1. Если вы паркуетесь у бордюра, расстояние от боковой части колес до бордюра должно быть не более 1-2мм (миллиметров). Желательно вообще впритирку, но чтобы не было опасно для краски автомобиля.
2. Если сзади или спереди есть «конкурент на первенство по крутости парковки» — тот, кто УЖЕ припаркован — вы просто обязаны (если хотите быть крутым ливанским водителем;) встать бампер-в-бампер к нему, но при этом не ударить его машину. Расстояние — также 1-2 миллиметра или около того.
В общем, правило парковки: чем меньше расстояние до любых вертикальных плоскостей — тем вы круче. Вам почет и уважение.
Кстати, мы вот так вот «по-крутому, по-ливански» припарковали наш MiniCooper прямо в бампер такси «Мерседес». Ушли в отель. Возвращаемся — такси нет, наш чудо-Купер на месте и НИ ОДНОЙ царапины на бампере Купера. Так что начинать движение, не повредив машину крутого ливанского водителя — тоже особое мастерство.
Водить автомобиль в Ливане мало кто умеет. Права тут, похоже, выдаются при покупке машины, а 90% усилий ливанцы тратят на изучение крутой парковки 🙂
Это кроме шуток: по дорогам они ездят как… не знаю кто. Так что не удивляйтесь, если перед вами некто едет по линии между двух полос или вдруг решает перестроиться с крайней правой полосы на крайнюю левую и при этом развернуться через двойную сплошную — здесь это нормально. В порядке вещей. Так что не обижайтесь, если вас подрежут, обгонят справа, обсигналят с ног до головы и все такое. Это Ливан. На дорогах тут весело 🙂
Если вы за рулем, запомните простое правило: выражайте свои эмоции и желания сигналом. У вас на спидометре за 120-140, а кто-то в левом ряду едет 60? Дайте ему сигнал секунды на 2 — и он шарахнется в сторону. Стоите, пропуская кого-то перед собой? Пару раз ему посигнальте: мол, парень, проезжай, я постою. Проедет и еще посигналит в ответ, кивнув головой в знак благодарности. И так далее.
Особого внимания, к сожалению, достойны женщины-водители: отморожены они просто напрочь. Если прут — то без остановки. На сигналы, фары и ругань им наплевать. Они вас подрежут без сигнала, они не остановятся, не пропустят — не надейтесь даже! Исключений не было ни разу. Женщины Ливана отрываются на мужиках на дорогах… наверное, за то, что их веками ущемляли в правах 🙂
Да, и о знаках: если вам надо налево, а эта дорога обозначена знаком «КИРПИЧ», а на светофоре — красный свет, поверьте, вам стоит повернуть именно налево. Сами посудите: зачем тратить время на объезд по правилам (а это может быть крюк в 5 км) — в Бейруте все едут туда, куда им надо, а не туда, куда показывают знаки и светофоры. Это нормально.
Если навстречу будут ехать люди, сигнальте им. Вам очень надо налево, поэтому вы туда едете. Они посигналят в ответ, но пропустят. Они понимают, ведь они здесь живут.
Если вы решили прогуляться пешком, вам будет важно знать, что жизнь на дорогах в Ливане — cоревнования по пофигизму. Вам нужно перейти улицу, когда по ней едут десятки машины? Ну, так идите! Идите ме-е-е-едленно, уверенно и пофигистично. Не обращайте внимания на машины: давить они вас не станут. Пару раз недовольно посигналят, но не раздавят. Многие переходят даже хайвэй, где мы носились под 140-160+.. причем переходят, не особо напрягаясь: медленно, размеренно, ну, чуть быстрее, чем в городе. Только посигналить в ответ и остается. А, выйдя из машины, самому стать таким вот «придурком, который лезет под колеса». Будьте пофигистичны — и вы перейдете любую дорогу.
Получается не очень о бейрутских домах и улицах… скорее, о дорогах и привычках. Но и это тоже, по сути, и есть Бейрут. В других городах слегка иначе.
До 5 утра мы гуляли, просто разглядывая все и вся. Удивлялись обилию видов машин, способам парковки, удивлялись колючей проволоке на набережной, пробоинам в домах, стройкам, отмахивались от назойливых таксистов… а с 5 утра — после исламской молитвы — город начал оживать: понемногу на улицах стали появляться люди, и открытые всю ночь уличные пиццерии нашли своих клиентов. С утра ливанцы встречаются у таких вот кафешек, едят свои пиццы или что-то еще — завтракают и общаются. В очереди может стоять и полисмен, и солдат, и обычные жители.
Отель мы искали около часа: заблудиться в этом запутанном городе — проще простого! С горем пополам нашли. К 8-30 утра нам нужно было появиться в местном Иммиграционном Центре, чтобы военные записали факт смены места жительства Натальи с Royal Garden на Versaille Home. А в 9 позвонить в CityCar, чтобы получить наш MiniCooper.
Светает тут так быстро, что не успеваешь заметить когда же это произошло. Сразу после молитвы кто-то включает лампочку восточного солнца в небе — и сразу светло! В это самое «светло» мы и шагаем к достопримечательности Бейрута — Голубиному Гроту (Pigeon Rock). Не знаю, отметились ли своими делами голуби на этой скале, но выглядит она красиво. Там же — на пешеходной дорожке напротив скалы — местный умелец варит для вас кофе. Берем пару чашечек свежего крепкого кофе… мне кажется, парень не умеет его варить, хотя Саше ХМА вроде понравилось. Ну, да не суть: пить в 7 утра кофе на краю скалы в Бейруте, смотря на PigeonRock… ммм! Это здорово!
К 8 утра мы настолько угулялись, что ноги просто гудели, а глаза радовали квадратными формами — впечатлений всего за 5 часов было неимоверно много! Вернулись в отель, присели, обрадовались, что времени уже почти 9… и тут мы вспомнили, что часы надо переводить на час назад. Ух, и обидно ж было! 🙂 Перевели часы, еще погуляли, и с утра менеджер отеля проводил нас в Иммиграционный Центр.
Иммиграционный центр
Это песочного цвета здание находится севернее нашего отеля. Вход охраняется двумя автоматчиками, внутри еще две пары солдат и один — на «ресепшне». Нам на второй этаж. Там оказывается, что второй — это на самом деле третий. Ищем мистера Хосама. Он внимательно выслушивает Наталью, берет бумаги, записывает адрес, смотрит в загранпаспорт.
Увидев фотоаппарат, очень просит убрать его подальше: серьезные люди в Ливане вообще не любят камеры — будь это представители «Хезболлы», полиции или армии. 10 минут — и Наталья зарегистрирована. Все. Теперь мы свободные люди веселой страны!
Отправляемся в отель, чему безумно рады: ноги болят так, что машина становится не просто мечтой, а мечтой, доводящей сознание до экстаза. Звоню в CityCar. Купер обещают подогнать через 30 минут. Всего 70 долларов в сутки! Еще дешевле? Отлично!
Проходит час. Купера нет. Звоню. Оказывается, что тут два отеля «Версаль»: один просто «Версаль», другой — наш «Версаль Хоум», — и водитель отвез машину не туда (или нам просто вешали лапшу на уши:). 5 минут — и машина под окнами. Стою на балконе и улыбаюсь: Mini Cooper на фоне Бейрута — это не сказка.. это рай.
Друзья прибегают на балкон, и утро украшается сразу тремя улыбками. Серебристый Купер — лучшее, что могло случиться с нами в 10 утра первого нашего дня в Бейруте! Идем вниз. У нас нет VISA CLASSIC, поэтому с нас берут $1000 залога за машину. Не проблема — только дайте нам наш Купер, наше чудо, любимую машинку, и мы поедем по стране!
Бейрут, прощай на время. Мы едем в Библос, а затем — в Триполи!
Бейрут-Триполи трип
Посмотрев на карте, как проехать в нужные нам города, мы повернули «направо» (на север). Программа на этот день намечалась обширная: выезжаем в 10 утра, смотрим развалины древнейших построек Библоса, после этого — в Триполи, оттуда — по горному серпантину в Долину Кедров — супер-курорт для лыжников и сноубордистов на высоте 3000 с чем-то метров над уровнем моря, и оттуда уже — если дорога на Баальбек не завалена снегом — в Баальбек и в долину Бекаа.
Поехали. угу… *нервно похихикивая*
Мы забыли дома карту, и в итоге нас занесло совершенно не туда, куда нам было нужно… но об этом позже.
Факт отсутствия карты выяснился примерно на полпути к Триполи, когда кто-то из нас засомневался: Библос — он раньше Триполи или позже?.. На заправках тут карты не продаются, а спросить у местных жителей мы почему-то не догадались. Подумали, что доедем и так: города большие, по указателям доберемся.
Ехали весьма долго, пока не попали в Триполи. Заехали, покатались по северной столице страны, посмотрели. Первое, что бросилось в глаза, — жуткая загаженность улиц. Улицы Бейрута чисты: их метут каждые несколько часов, моют, мусор убирают, машины, припаркованные в неположенных местах, эвакуируют… ну, и так далее. И поэтому после Бейрута увидеть такую свалку было весьма удивительно.
Возможно, мы не по той части Триполи ездили, но отбросы рынка и просто бытовой мусор триполийцы выкидывают прямо на улицы. До запаха в воздухе дело не дошло, но ехать среди бутылок, огрызков, листьев и прочей ерунды — то еще удовольствие.
Внушает надежды одно: этот город, как и столица, растет и неплохими темпами — много современных зданий, ресторанов, кафе… Все такие же приветливые люди. Много о Триполи не напишу, так как мы в нем покатались малость и решили не задерживаться…
…а решили мы (идиоты:) поехать в БИБЛОС. И знаете, где был, на наш взгляд, Библос? Прямо над Триполи: вот проедем еще километров 50 на север, и будет нам Библос. И был нам полный Библос. Хорошо, что обратно выехали целыми и невредимыми.
Крепость Мусейлиха
Одной из самых желанных точек путешествия лично для меня была крепость Мусейлиха — «самая романтичная крепость Ливана», как написано в путеводителе.
Я толком не знал, где она находится, но, благодаря все тому же путеводителю, было ясно, что где-то около Бейрута. Наткнулись мы на нее совершенно случайно — неслись по хайвэю в сторону Триполи, и вдруг справа «выросла» крепость. Еще секунд десять я соображал, что это такое, а, когда опомнился, мы уже проскочили поворот на Мусейлиху (никак не обозначенный знаками, кстати: тут с этим беда, не любят они достопримечательности обозначать). Развернулись через двойную сплошную, вернулись к повороту и — к крепости!
Как пробраться прямо на машине к древним стенам, мы не поняли, поэтому решили припарковаться под громадным булыжником, который каким-то образом стоял на весьма небольшой основе. Заодно сделали ряд отличных фотографий машинки MiniCooper: такое место для парковки только для Мини и подходит!
Пешком прошлись до крепости… красота! Маленькая такая, построенная на возвышении… лестница с 61 ступенькой, ведущая наверх. А оттуда — отличный вид: все выглядит совсем игрушечным. Даже сама крепость. Даже изнутри. Если бы не шоссе, в долине стояла бы безмятежная тишина…
Сели на стену Мусейлихи, притихли, окунаясь в атмосферу безмятежности и спокойствия и в сотый раз вдохнули: здесь хорошо. Просто хорошо.
Полазили по крепости, посмотрели, пофотографировали, вернулись к любимому МиниКуперу и — дальше, в путь, в соторону Триполи.
Университет
Еще не доехав до Триполи, мы решили повернуть направо: указатель гласил, что на горе находится университет. Отчего не заглянуть в хранилище знаний?
Минут 20 по горному серпантину, сопровождавшиеся шутками-прибаутками на тему «как же ливанцы высоко свою молодежь учиться запихивают: как ссылка просто… чтобы ни в жизнь до городов не добрались».
Добравшись-таки до самого учебного учреждения, минут 20 ходили, завороженные: здесь правда очень красиво, хоть это и совершенно обычный университет, а вид сверху — вообще выше всяческих похвал. Местная молодежь на это уже не обращает внимания, но для нас каждое посещенное место в Ливане — настоящее откровение.
Трасса Е95
Но вернусь к северному маршруту: если ехать из Триполи долго-долго на север, дома и городишки пропадают. Вдоль дорог больше не появляется никаких построек, кроме бесконечных гаражей с чернющими от масла и копоти стенами, бензоколонок и огромного — до горизонта — количества теплиц.
» Саш, смотри — помидоры выращивают в теплицах.. хе-хе.. весело..»- комментировал я картины за окнами, вспоминая по пути предостережения турагента в Москве: «Не стоит ездить на север — это зона Хезболлы: конопляные поля и вообще не самое хорошее место… не стоит туда ездить».
У гаражей — десятки, сотни разных машин в разном состоянии. Их пилят, собирая из нескольких машин одну, перекрашивают те, что новые. Ремонтируют, и не по-детски тюнингуют.
Но главное, что ощущается, — изменились взгляды людей. В «гражданском» Ливане, когда ты едешь на MiniCooper (на других хороших машинах просто не ездили, но, уверен, ситуация та же), люди восторженно смотрят тебе вслед. Они уступают тебе дорогу и так далее — всячески выражают радость от того,
что вы находитесь здесь — гости страны.
Там, куда нас занесло, люди смотрели на нас с неприкрытым презрением и недовольством. Сигналить на дорогах было почти бесполезно: все едут и едут себе, поэтому машины мы часто обгоняли по встречной полосе, разминаясь то с одним грузовиком, то с другим.
Да, и еще: масса грузовиков! Грузовиков, которые возят зеленую-зеленую траву — кузова забиты под завязочку.
На дорогах уже не полисмены, а военные, причем униформа отличается от той, что на военных в том же Бейруте. На нас поглядывают, притормажвают, но машут рукой — проезжайте. Еще километров через 20 за нами пристроился полицеский джип. Километров 10 он ехал за нами, причем нас машины какие-то обгоняли, но джип оставался на хвосте, и мы подумали, что «что-то здесь не так».
Короткое совещание и решили «притормозить на ближайшей заправке и заодно заправиться, т.к. у нас уже четверть бака». Притормозили. Джип слегка притормозил, но проехал мимо и скрылся вдали. Выдохнули с облегчением, но снова странность: заправка работает, а бензин стоит $0 за 20 литров. Хм…
Подходят работники заправки, смотрят на нас, похихикивая и переговариваясь на арабском. На еле живом английском спрашивают, что мы тут забыли. Говорим: «Заправиться бы». Заправляют. Мы спрашиваем, далеко ли до Библоса?
И тут они начинают смеяться в голос, смотря на нас, как на полных идиотов, что-то активно обсуждая на арабском и вставляя частенько слово «Библос». Долго пытаемся что-то выяснить, но по-английски они не говорят. Нас просят подождать. Один из них уходит на противоположную сторону дороги и скрывается в гараже.
В этот момент слышен протяжный вой автомобильных гудков и очень громкий рев моторов. По дороге, сигналя без остановки, проносится штук 8 турбированных BMW с воздухозаборниками на капотах — моторы ревут так, будто там табуны под 400 лошадей спрятаны… Все работники заправки и люди в близлежащих гаражах встают, как вкопанные, на месте и не двигаются; машины сворачивают на обочину, освобождая дорогу. Проносятся бэхи, за ними — несколько тяжело груженых грузовиков «Мерседес», и за ними еще несколько таких же BMW — так же сигналя со всей дури, не останавливаясь и вообще не притормаживая.
Проходит еще минуты 2 после того, как процессия скрылась вдали, и лишь затем люди «оживают».
«Мафия поехала,» — шутит Саша. Нервно хихикаем.
Ко мне подходит тот человек, что убегал на другую сторону, и на ломаном английском зовет за собой, повторяя про Библос и говорит, что там кто-то говорит по-английски нормально. Ок, иду за ним. Саша пока общается с заправщиком.
Вхожу в один из типичных местных черных гаражей. На мое удивление, там — стильный светлый современный офис, стеклянные стены, достаточно древний резной деревянный стол, за которым сидит мужчина лет 40-50 в стильном и достаточно нереально выглядящем в этой обстановке костюме.
На стульях вокруг стола сидят еще несколько мужиков — тоже в костюмах. Они что-то пишут на бумагах по-арабски, шумно объясняя что-то «боссу». На столе — куча бумаг с арабскими цифрами в таблицах. Я вхожу, и беседы затихают. Дверь за мной закрывают, и на пути назад встает пара ребят 2х2 метра. Ощущение, что «что-то здесь не так» становится все определеннее. 🙂
Начинаем общаться на английском с этим «боссом». Он предельно, но напряженно вежливо выясняет, кто мы такие, и какого вообще черта нам здесь надо. Когда слышит слово «Библос», хмыкает так, будто я его за идиота держу. Объясняю, что карта осталась в отеле, и, вроде бы, где-то тут должен быть Библос. Качает головой, мол, «либо идиоты, либо придуриваются», и говорит, что «дальше Библоса НЕТ, поверьте. ТАМ НЕ БИБЛОС». Спрашиваю, нет ли там чего интересного для нас?
Все мужчины в комнате дружно смеются в голос, и мой собеседник отвечает: «Поверьте, ТАМ ничего интересного ДЛЯ ВАС нет. И вы ТУДА не поедете. Сейчас вы идите в машину, садитесь в нее, развернитесь и езжайте по этой самой дороге долго-долго, пока не приедете в Триполи. И БОЛЬШЕ по этой дороге вот СЮДА не приезжайте.
Надеюсь, я ясно объяснил. Вы уже 80 километров едете по нашей территории, и это ОЧЕНЬ нехорошо».
Спрашиваю: «А по чьей, извините?..»
В ответ — коротко: «Hezbollah. Go away».
Ребята за спиной расступаются, открывают дверь, я выхожу, быстрым шагом к машине.
— Саш, садись и по-е-ха-ли.
— Чего там?
— Садись и поехали. Потом расскажу. Разворачиваемся и быстро-быстро едем обратно и НИГДЕ не останавливаемся до Триполи, оке?
Садимся, рвем с места и несемся до Триполи. По пути рассказываю о «переговорах» в гараже и совету ехать далеко и надолго 🙂 Саша тоже впечатляется и всю дорогу до Триполи мы молчим, думая каждый о своем. Въезжаем в Триполи и дружно выдыхаем.. Фуххххххххх!.. Хезболла, епть.. Помидоры в теплицах, ага…
Все. Едем в горы — там снег и сноуборд. К черту этот Библос! Спрашиваем дорогу до Седарс Вэлли, и едем часа полтора по горному серпантину, постепенно оставляя мысли о Хезболле позади.
Виды с дороги вниз — просто нереальные. Красота. Из-за одного из поворотов появляется БЕЛАЯ ГОРНАЯ ВЕРШИНА. Восторгу нет предела! Седарс, сноуборды… и никакой хезболлы нафиг.
продолжение рассказа
Комментарий автора:
— Сейчас вы идите в машину, садитесь в нее, развернитесь и езжайте по этой самой дороге долго-долго, пока не приедете в Триполи. И БОЛЬШЕ по этой дороге вот СЮДА не приезжайте. Надеюсь, я ясно объяснил. Вы уже 80 километров едете по нашей территории, и это ОЧЕНЬ нехорошо.
— Спрашиваю: «А по чьей, извините?..»
В ответ — коротко:
— Hezbollah. Go away.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Турция
10 долин и каньонов Каппадокии, которые не стоит пропустить
Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.
1. Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.
2. Розовая долина (Güllüdere). Это 2 долины с розовым оттенком скал, которые расположены параллельно друг другу. Они начинаются к югу от Чавушина и тянутся к смотровой площадке Красной долины. В долине — несколько церквей 7 — 8 ст. с хорошо сохранившимися фресками.
3. Долина любви — визитная карточка Каппадокии. Фаллоподібні скалы можно увидеть на большинстве буклетов о Каппадокию, и именно их больше всего любят туристы. Попасть в долину можно с трассы Гьореме — Аванос, повернув за Гьореме налево на асфальтированную дорогу, и потом еще раз повернув налево по указателю.
4. Белая долина (Bağlidere). Это — продолжение Долины Любви на юг. Долина с монументальными скалами белого цвета, похожими на волны. Можно встретить туннели, природные арки и выдолбленные в скалах голубятни.
5. Медовая долина является продолжением Белой Долины на юг. Это-довольно крутой и узкий каньон с туннелями и скалами кремового цвета, которые природа разрисовала разными оттенками. Тропа в долину начинается при въезде в Учхисар: на первой развилке поворачиваем резко направо, а потом на перекрестке — снова направо, и спускаемся в долину.
6. Голубиная долина (Güvercinlik). Названа так благодаря большому количеству голубятен, выдолбленных в скалах. Гладкие конусообразные скалы имеют белый цвет. Долина тянется параллельно дороге Гьореме-Учхисар, и дальше на юг. Лучшая смотровая площадка находится на южном выезде из Учхисара.
7. Долина Мескендир (Meskendir) — длинная долина, которая тянется от поселения Чавушин до дороги Гьореме-Ургюп. Отсюда стартуют в небо знаменитые воздушные шары. В долине есть природные туннели, голубятни, скальные церкви с фресками.
8. Долина Сабель (Kiliçlar). Отсюда взлетают воздушные шары. Здесь можно увидеть много скальных помещений, которые используют местные жители для своих нужд. А в заброшенных церквях долины есть великолепные фрески с изображениями святых и вырезанными мальтийскими крестами. Долина начинается к северу от Музея под открытым небом возле Гьореме.
9. Долина Любви — 2 (Görkündere) — похожа на известную Долину Любви, но находится рядом с Гьореме. Фаллоподібних скал здесь также много. Найти ее просто: от поворота на Ургюп пройти около 500 метров, свернуть направо в долину Зэми и снова повернуть направо по указателю.
10. Долина Ихлара (Ihlara Vadisi). Самая отдаленная долина, которая находится в 70 км к югу от Гьореме. Это — глубокий каньон, в котором расположились более 100 церквей и монастырей с уникальными росписями.
ТОП-10 смотровых площадок Каппадокии, где можно сделать трогательные фото
1. Холм влюбленных (Asiklar Tepesi) — лучшее место для встречи рассвета и наблюдения за воздушными шарами во время восхода солнца. Находится на холме, который расположен на южные окраины Гьореме. Отсюда, как на ладони, видны герме и Долина любви — 2 (Görkündere)
2. Смотровая площадка Красной Долины (Kizilçukur) — популярное место для наблюдения над закатом с видом на скалы красноватого оттенка. Находится на вершине холма Актепе.
3. Замок Учхисар. С Замковой горы открывается великолепный вид сразу на несколько долин и Гереме, особенно после захода солнца. Но сюда можно прийти и на рассвете.
4. Площадка с видом на белые скалы Голубиной долины на южной окраине Учхісара. Над долиной можно отыскать деревья с ветвями, украшенными бело-сине-черными символами, похожими на глаз. Есть инсталляции из сухих деревьев, украшенных горшками. Получаются очень эффектные фото на их фоне.
5. Отель Sultan Cave Suites. На смотровую площадку, украшенную яркими коврами, могут попасть лишь постояльцы отеля. Прекрасное место для наблюдения за воздушными шарами на рассвете и фантастическая панорама Гьореме.
6. Galeri Ikman Carpet Shop. Для тех, кому не повезло попасть на смотровую площадку отеля Sultan Cave Suites, может сделать фото на фоне разноцветных ковров в этом ковровом магазине.
7. Смотровая площадка «Три красавицы» (Üçgüzeller) на запад от Ургюпа. Вид на «грибы со шляпами» — это визитная карточка Каппадокии, которую вы можете увидеть на многих буклетах.
8. Отрахисар: площадка с видом на замок Отрахісар и сам городок. Находится на холме к юго-востоку от центра.
9. Долина Пашабаг между Гьореме и Аваносом: здесь открывается вид на множество скал, который называют «дымоходами фей».
10. Долина Любви: здесь выходят классные фото после рассвета, когда здесь приземляются воздушные шары.
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Россия
Восхождение на Казбек
Рассказываю о моем восхождении на Казбек с командой Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/
Решила взобраться на Казбек с группой и гидами, выбрала компанию Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/. Все было просто шикарно, море эмоций и впечатлений, самое яркое приключение в жизни, всем советую
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Доминиканская Республика
Насыщенная экскурсия с культурной программой и отдыхом в раю.)
Были с сестрой в Доминикане на зимних праздниках, зачетный отдых получился.
Сама Доминикана конечно тоже огонь, но сейчас хочу про конкретную экскурсию поделиться впечатлениями. Наша экскурсия Саона-Делюкс включала в себя посещение Города художников и острова Саона. В городе художников мы осматривали местные достопримечательности, такие как амфитеатр, церковь святого Станислава, школу искусств и фонтан желаний, естественно, всей группой там загадывали желания.) Кстати, пока не забыла, группа была небольшая и не было толкучки, это нас очень порадовало. Далее, на острове Саона нас ждал обед с напитками, и для нашей группы обед был вне очереди. Обед сам был шикарный, даже гриль-бар включал в себя, ну а напитки вообще вкуснейшие и самое главное, безлимитные. На райском острове мы отдыхали не меньше четырех часов, так что успели вдоволь насладиться его красотами. Был и еще один маленький пункт остановки у нас потом, на песчаной отмели, там мы в натуральном бассейне купались с морскими звездами. Я так близко их раньше не видела и не трогала тем более. Во время этой остановки работал бар, и мы освежались вкусным шампанским. Вот сейчас рассказываю, и снова туда хочуууу. Организаторами экскурсии была компания Доминикана Про, за что ей огромное спасибо, все круто было. Еще один момент добавлю и буду закругляться. Автобус нас возил очень комфортабельный с wifi и даже питьевая вода была, что в жару очень кстати, а на борту было целых два русскоязычных гида — позитивные ребята. Остались довольны насыщенной программой, возможно повторим, когда будем в тех краях.
Даша
19.06.2005 at 12:07
Ливан
Я побывала в Ливане в прошлом году и была также удивлена свободой и раскрепощенностью местного существования. Там слишком здорово, хочется возвращаться туда снова и снова. Что касается качественной рекламы, то эта особенность тоже была отмечена мной из первых, поскольку учусь в этой области. Больше всего мне понравилась возможность не беспокоиться за свои вещи, кошельки, автомобили, которые сами ливанцы оставляют открытыми без присмотра. Там совсем другое качество жизни: люди добрее и отзывчивее