Западный Крым, июль 2004 год.

Говорят, что отдых, что называется «по дешевке» не дает сильных впечатлений, которые можно приобрести, скажем, в Турции или Испании, отвалив за это по полтора, а то и по два килобакса за неделю на двоих. Однако, это не совсем так: самое главное – это то, что ты ожидаешь от отдыха, зная, где ты будешь отдыхать и примерный расклад по дальнейшим действиям. Итак, две пары, 10 дней, Западный Крым, поселок городского типа Черноморское.

Билеты.
Начнем с того, что билеты на столь популярный курорт, как Крым, приобретаются за 45 суток, если конечно вы считаете деньги. В 7.00 занимается очередь на Курском вокзале, в 8.00 открываются кассы ну и… не мне вам все рассказывать. Цена вопроса ~ 1030 рублей за билет, 25 поезд Москва-Евпатория, купе.
Ехали мы, сразу оговорюсь, по наводке знакомых, к знакомой знакомых и все условия, в принципе, нам были хорошо известны.

Место.
Поселок городского типа (ПГТ) Черноморское находится в западной части Крыма, в бухте Узкая, на Тарханкутском полуострове, в 70 километрах от Евпатории. Это равнина и ни о каких горных пейзажах думать не приходится. Население – около 20 тыс. человек, в основном – русские. Тихий, маленький городок, с превосходным климатом, чистым песчаным пляжем и маленькими уютными кафешками. Жили мы в частном секторе, у хозяйки, Елены Тимофеевны, на Западном проезде, недалеко от лимана. До пляжа добирались пешком за двенадцать минут, минуя различные магазинчики и забегаловки.

Транспорт.
Добраться до поселка Черноморского из Евпатории можно на автобусе, на маршрутке и на такси. Мы выбрали последний вариант. Стоимость проезда – 80 грн. (~15 долларов США, 480 рублей). В самом поселке лучше передвигаться на такси – поездка в любую часть города обойдется в 5 грн или пешком, так как городок небольшой. Вызывается по телефону +(3806558) 99999 и буквально через 5 минут такси у вашего порога. Самое интересное, что если вы часто пользуетесь такси, вам присваивают пароль, вы его называете при заказе и пятая поездка стоит вам на 50% дешевле, а девятая – совсем бесплатно!

Пляж.
Пляж в Черноморском большой, простирается километра на три вдоль побережья. На пляже куча различных палаток с холодным пивом, чипсами, мороженым и т.п.
Относительно чистый, он пользуется большой популярностью у отдыхающих так, что к 10.00 на пляже яблоку негде упасть. На пляже постоянно курсируют взад-вперед тетушки и дяденьки, предлагающие чебуреки, креветки, рогалики и вареную кукурузу. Море относительно чистое, медуз было немного, к счастью. По дну ползают раки-отшельники и небольшие крабы.

Экскурсии.
Ездили мы всего на две экскурсии: Пещеры+водопад Джур-Джур и Бахчисарай. Но обо всем по порядку.

ПЕЩЕРЫ+ВОДОПАД ДЖУР-ДЖУР. Экскурсия начиналась у памятника Ленину в 6.00 утра, ехали мы на комфортабельном микроавтобусе Мерседес. Ехать надо было около 3 часов до водопада, потом еще около 1 часа назад к Красным пещерам. Путь наш пролегал через Евпаторию, Саки, Симферополь на юг Крыма и с десяток километров по побережью и опять на север к селу Генеральское. Там нас пересадили на грузовик в открытый кузов и 25 человек начали свой путь по буеракам то вверх, то вниз в горы, к водопаду Джур-Джур. Надо сказать, что этот водопад второй по величине водопад в Крыму: его высота всего 15 метров, температура воды - +8ОС градусов. Желающих посмотреть было предостаточно, однако, желающих искупаться – немного. В число последних входил ваш покорный слуга, предусмотрительно надевший плавки заранее и любящий все такое, на мой взгляд, несколько экстремальное. Вода была ОЧЕНЬ холодная, но я стоически выдержал то время, пока меня фотографировали. Потом настал действительно экстремальный момент, поскольку переодеваться было СОВЕРШЕННО негде. Камни, редкие деревца и КУЧА народу меня смутили, и я полез в гору. Только поднявшись метров на 200, я обнаружил, что меня никто не видит. Ну а спускаться босиком по сырой и практически гладкой почве – тоже занятие не для слабонервных.
После двухчасового исследования водопада, мы стали спускаться к нашему грузовику. В горах над нашими головами стали собираться черные тучи и мы, смеясь про себя, счастливым взглядом проводили очередную группу туристов, вновь прибывших на водопад.
Дорога до Красных пещер заняла у нас около часа, и мы остановились перед большой вывеской, которая гласила: «Красная пещера, 1250 м». Эти 1250 м пролегали по склону под углом в 45О к горизонту, и наша группа растянулась по всему склону. Наиболее обеспеченные туристы экстремально добирались до пещер на джипе ГАЗ времен Н.С. Хрущева.
Красная пещера – одна из самых длинных пещер не только в Крыму, но и во всем мире. Ее протяженность составляет более 20 км, а температура в ней постоянна и круглый год составляет +9ОС градусов. При входе имеется прокат тулупов, дабы не отдать концы в этой самой пещере от холода. Посудите сами: взбираешься по горе в жару +35, а потом бродишь около часа при +9. Особо прытких и закаленных туристов оттуда выносили на носилках.
В самой пещере было довольно интересно: сталактиты, сталагмиты и прочая дребедень всегда будит воображение, будто ты пещерный человек и бродишь здесь в поисках приключений на свою… сами знаете. Пофоткавшись в пещерах мы вышли на белый свет.
Обратной дороги домой не помню, да и вряд ли кто помнит – все завалились спать, а приехали обратно мы только к 20.00.

БАХЧИСАРАЙ. На следующий день, встав около 4.30 утра, наскоро позавтракав, мы выдвинулись еще на одну экскурсию - в Бахчисарай. Там нам предстояло заценить мужской действующий монастырь, главной достопримечательностью которого была его интеграция в гору, высокогорный пещерный татарский город Чуфут-Кале и Ханский дворец с его знаменитым «фонтаном слез».
Через 3 часа, оказавшись на месте и встретив экскурсовода, мы начали подниматься на Чуфут-Кале – пещерный город. Экскурсовод нам объявила, что подниматься нам предстоит 300 метров и мы, помня о вчерашнем подъеме в Красную пещеру, весело махнули рукой, мол, ерунда, вчера было труднее. Однако, как оказалось, подниматься не 300 метров, а НА 300 метров над уровнем моря, а это получилось, по моим самым скромным подсчетам около 4 км по не очень крутой, но длинной горной тропе. Большая часть пути пролегала под палящим солнцем и туристы с детьми, кряхтя, обливаясь потом и матерясь по поводу того, что их никто не предупреждал о столь трудном восхождении, медленно потащились вверх. Пещерный город представлял собой несколько десятков прямоугольных пещер, вырубленных в мягком известняке, чуть выше были развалины древнего города крымских татар с красивейшим видом на бахчисарайский каньон. Взяв напрокат национальные костюмы, мы с удовольствием пофоткались на фоне этого каньона. Спуск с Чуфут-Кале занял гораздо меньше времени, чем подъем, поскольку внизу нас ждал не только обед, но и дегустация местных вин, которые оказались очень недурны, особенно если их пить так, как учат на дегустации.
Ханский дворец не оставил особых впечатлений: туристы еле ноги волокли после гор и дегустаций и единственной мыслью было куда-нибудь упасть и захрапеть. Но в Ханском дворце падать никуда не разрешали, более того, заставляли слушать экскурсовода и носиться за ним из зала в зал, и поэтому, когда она сказала, что экскурсия окончена, все моментально ринулись в автобус.
Да, кстати, Бахчисарайский фонтан – это не фонтан, а некая стенка с дырками и чашками, из которых по капле в час сочится вода. Легенда, конечно, красивая, но от фонтана я ожидал большего…
Соответственно, после того, как автобус тронулся в обратный путь, я уже ничего не помню…

Цены.
Житьё-бытье: комната 20 кв.м, - 60 грн. в сутки за комнату. Питание в кафе: обед ~ 10-15грн. с человека, ужин при свечах, с вином и шашлыком ~ 60 грн.
Пиво «Оболонь» светлое – 1,6 грн на оптовке, на пляже – 2,5 грн. Персики – от 8 грн до 13 грн за 1 кг. Воду из под крана лучше не пить – покупать питьевую ~ 3,5 грн.
Экскурсии: на водопад и пещеру =55 грн с человека + обед (15 грн) + проезд на грузовике (2 грн) + вход на водопад (4 грн) + вход в пещеру (5 грн), в Бахчисарай = 40 грн + Чуфут-Кале (5 грн) + дегустация (12 грн) + Дворец (5 грн).

Итоги.
В итоге отдых обошелся в 400 у.е на двоих, причем мы себе не отказывали ни в еде и огненной воде, ни в развлечениях, что, в принципе, может позволить себе каждый. Вот так.
Желаю успехов работе и приятного отдыха. Заходите посмотреть фото на http://den-dubrovin.narod.ru/