Мы в соцсетях

Индия

Яркие краски — тусклые краски — часть 3

11. ПОД ЗВЁЗДНЫМ ИНДИЙСКИМ НЕБОМ
На следующее утро наше сафари было намечено на 8 часов. Джип, типа обычного «Козла», только с двумя дверями и пластиковыми окнами, ждал нас у гостиницы. Вместе с нами…

Опубликовано

11. ПОД ЗВЁЗДНЫМ ИНДИЙСКИМ НЕБОМ

На следующее утро наше сафари было намечено на 8 часов. Джип, типа обычного «Козла», только с двумя дверями и пластиковыми окнами, ждал нас у гостиницы. Вместе с нами на сафари собирались ехать еще двое туристов, которые жили в другом месте, и за которыми пришлось заезжать. Туристами оказалась молодая пара: муж Джереми, инженер из США, и жена Анжела, учительница из Канады, которая теперь тоже вместе с мужем жила и работала в Штатах.

На джипе мы ехали недолго. Нашей первой остановкой стал Джен Темпл – красивая крепость-дворец в нескольких километрах от окраины Джайсалмера. Построен он был 350 лет назад из желтого песчаника, как и весь Джайсалмер. Джен Темпл был небольшим, а за его каменной стеной находились изрезанные «кружевные» постройки и башенки, очень похожие на пряничные. Осмотрев крепость, мы поехали дальше.


Дорога уже давно вела по пустыни. Слева и справа от нас до самого горизонта простилалась желто-коричневая выжженная солнцем земля, с попадавшейся время от времени жухлой растительностью. Дорога, узкая и ровная, как стрела, уходила вдаль. Но ехали мы опять недолго. Вскоре у дороги появилось селение из нескольких крупных круглых глиняных строений под соломенными крышами. Мы остановились. Строения были выкрашены в светло-коричневый цвет, украшены белым орнаментом и являлись жилыми. Но внутри них было совсем пусто, только узкие полки с какими-то пузырьками висели на стенах, да еще картинки с небожителями. Зато рядом располагался магазин с очень широким крыльцом. На этом крыльце мужчина в тюрбане, женщина, девочка и несколько мелких полуголых детей что-то варили на костре. Из дверей вышел хозяин магазина и пригласил нас зайти. Внутри нашему взору представился нехитрый ассортимент благовоний и каких-то конфет. Увидев, на что мы смотрим, владелец заведения вскрыл один из пакетиков и высыпал из него на ладонь несколько красных блестящих «камешков». Мы взяли по одному – вкус был странным, освежающим, но буквально через мгновение вся конфетная сладость куда-то исчезла, и конфетка стала походить на косточку какого-то плода – такую же твердую и горьковатую.

К этому времени поспел кофе, который, как выяснилось, как раз и варился на крыльце под руководством мужчины в тюрбане. Нам раздали стаканчики. Джереми и Анжела стали расспрашивать хозяина магазина о его жизни. Хозяин был молод, и главным его потрясением на сегодня была несчастная любовь. Принадлежал он к средней индийской касте и, несмотря на теперешнее официальное упразднение этих самых каст, жениться на девушке из низшей касты родители ему не позволили. А он взял да и полюбил свою бедную соседку! Что тут делать? Но пришлось жениться на другой, да и пассия его со временем тоже вышла замуж. Теперь оба жили в соседних домах и страдали от невозможности быть вместе! Как раз в это время из дома напротив выбежала группка маленьких грязных лохматых (абсолютно непричесанных, то есть – совсем никогда!) детей в обносках – отпрысков дамы сердца хозяина. Но, как ни странно, окружили они не его, а меня. Дети что-то кричали и тянули ко мне ручки. Наконец, я сообразила, в чем было дело. Одна девочка показывала на мою заколку и постоянно повторяла: «Yes?». Понятно, что случилось! Заколка понравилась! Я сняла этот доселе украшавший меня предмет, подарила девочке и тут же, как объект, перестала всех интересовать. Дети сразу с воплями перекинулись на девчушку, а мы спокойно вернулись к джипу и отправились дальше.

Вскоре у нас была еще одна остановка, но на этот раз последняя, потому что уже издали мы заметили, как нас поджидали два погонщика с пятью верблюдами. Когда мы подъехали, началось вьючение верблюдов. На каждое животное погонщики положили по седлу, а сверху еще по несколько одеял, чтобы в пути было мягче. Спереди у седла имелся штырек, к которому привязали наши фотоаппараты, видеокамеры и мелкие вещи. Крупные вещи уложили сзади, в район верблюжьего горба, и тоже привязали. Лично у меня крупных вещей не было, поэтому отличительной особенностью моего верблюда от всех остальных стала привязанная к его горбу прокладка с яйцами. Да-да, наши погонщики-проводники с собой еще сырые яйца везли, и пристроить их было больше негде, кроме, как у меня за спиной! Ну, да ладно!

Моего верблюда звали Папу. Влезть на него оказалось очень просто. Он лег, и я забралась на него, как в седло велосипеда. Хуже было спускаться. В таких случаях он резко падал на колени, а вместе с ним, чуть было, из седла не вываливалась и я – кубарем, вперед и через голову! Но, зная о такой перспективе, я всегда держалась за штырек от седла и не падала.

Наконец, мы тронулись в путь. Наши проводники, Амин и Нура, организовали что-то типа двух караванов. Впереди ехали Амин, Джереми и Анжела. Точнее, Амин вел под уздцы одного из их верблюдов, а второй, сзади привязанный к первому, шел сам. Чуть дальше ехали мы под руководством Нуры. Он восседал на своем верблюде, как на стуле, свесив ноги с седла в одну сторону, а наши с Анной гуськом плелись за ним. Так мы двигались часа три. Со всех сторон нас окружала одна и та же сплошная пустыня. Она была слегка холмистой, песчано-каменистой, иногда переходившей в песчаную или каменистую. Очень часто нам попадались пересохшие русла рек и ручьев, видно, по весне пустыня превращалась в большой оазис с бурлящими реками и цветущими садами. А пока вместо садов нам встречались только разросшиеся, но худосочные кактусы и какие-то жухлые кусты. Кактусы были оригинальны. Размером раза в два выше человеческого роста их тела (кстати, а у кактусов, тела или что?) состояли из множества колючих круглых стеблей в два пальца толщиной. Эти стебли переплетались между собой, и кактус в результате превращался в огромный колючий куст.

Один раз мы видели косулей, точнее, скакавших по холмам черных точек, которые якобы были косулями. Но больше на всем пути, несмотря на слухи о виденных другими путешественниками тиграх, не встретили никакой живности.

К исходу третьего часа бултыхания в седле я устала и решила сесть, как Нура. Пока он не видел, я быстренько перекинула ноги на одну сторону и приняла вид путешествовавшей так всю жизнь. Нура обернулся и подивился. «Так, — сказал он, — только при большом опыте можно в седле прыгать!». Но было уже поздно, и я устроилась поудобнее. С Нурой завязался разговор:

«А что, Нура? – спросили мы. – Много ли платят тебе за сафари?».

«Тысячу рупий в месяц, остальное все хозяин забирает, — ответствовал он. – У него 15 верблюдов и эти пять тоже его!».

«А туристы часто приезжают?».

«Зимой часто, а летом у нас в пустыне очень жарко. Температура до 60 градусов поднимается! Хорошо, если за все лето хоть один турист приедет! А вы сами из какой страны будете?».

«Мы из России. Слышал про такую?».

«Россия? Нет, не слышал. Маленькая, должно быть, страна?».

«Примерно, как пять Индий!».

«Нет, — засмеялся Нура, — таких стран не бывает!».

В это время мы подъезжали к деревне. Располагалась она прямо посреди пустыни, вне всяких оазисов и сгустков растительности. Еще издали мы заметили несколько прилепившихся друг к другу круглых белых лачуг-мазанок с соломенными крышами. Они были похожи на те, что мы видели в селении у дороги, где останавливались пару часов назад, и где хозяин магазина изливал нам душу о своей несчастной судьбе, только гораздо меньше и беднее.

Мы встали поодаль и слезли с верблюдов. Наши проводники хотели набрать в деревне воды для приготовления обеда, но заезжать в нее не стали, потому что не знали, как отнесутся к нам ее жители. Дело в том, что в Джайсалмере, хотя и организует сафари чуть ли не каждый третий, туристов немного, и возят их в основном в разные места – пустыня-то большая. Вот и получилось, что в этой деревне в последний раз видели туристов лет эдак пять назад, а, может, и раньше.

К нам уже бежали деревенские дети с вытаращенными от удивления глазами. Они остановились в сторонке и замерли, как вкопанные, периодически хихикая и показывая на нас пальцами. Решив, что встреча с первыми жителями прошла, в общем-то, на высшем уровне, мы в их сопровождении отправились в деревню.

Местный народ занимался в основном скотоводством. В деревне жило около 50 человек, но сейчас тут находились только женщины и дети. А мужчины или выпасали где-то коров и овец, или уехали в Джайсалмер на заработки. Мы дошли до колодца на окраине деревни. И вот тут я окончательно поразилась до глубины души! Вместо ведра у колодца висела сложенная и нацепленная на обруч шкура какого-то животного. Ей-то и доставали воду жители!

Фотоаппараты были лишь у меня и Джереми, и только мы их вытащили, вся юная публика тут же выстроилась перед объективами в самых фотогеничных позах. Сфотографировали. Поняв, что нам угодили, несколько мальчиков тут же куда-то убежали и вернулись через минуту с новорожденным барашком на руках. Сфотографировали и его! А потом я решила отделиться от нашей группы и сама погулять по деревне. Но только я отошла и снова достала фотоаппарат, толпа детей опять примчалась и стала мне позировать. На этот раз к ним присоединилась группа девушек в сари.

К сожалению, особенно пообщаться с местным подрастающим поколением нам не удалось. Никто из них не знал по-английски ни слова, а мы не знали на хинди. Поэтому, вдоволь нагулявшись по деревни, мы, провожаемые всем честным народом, снова взобрались на верблюдов и отправились в дальнейший путь.

Но проехали мы совсем немного и остановились в русле высохшего ручья на обед. Амин и Нура быстро расстелили нам одеяла, а сами взялись за приготовление еды. Они разожгли костер из сухих кактусов, напекли на сковороде лепешек, сварили кофе, из капусты, моркови и перца сделали овощное рагу. В это время мы общались с американцами. Нас с Анной Джереми называл исключительно «рашен» и расспрашивал про Россию. Например, так: «Правда ли, что несколько лет назад русские готовы были завести в лес и убить американца за кусок хлеба?», «Правда ли, что Минск находится рядом с Новосибирском?» и т.д. Джереми и Анжела путешествовали уже месяц: были в Кении и Танзании, тоже месяц собирались пробыть в Индии, а затем хотели отправиться в Таиланд, а оттуда в Германию и назад в США. Нам же с Анной оставалось только надеяться, что они когда-нибудь доберутся и до России…

После обеда мы снова тронулись в путь и через несколько часов прибыли к небольшому оазису. Вокруг маленького озерца с удивительно грязной и мутной водой росли низкие деревья и реденькая травка, в которой паслось стадо коров под руководством нескольких индийских подростков. Подростки лицезрели нас издали, не подходили и строили безразличный вид. Набрав воды и напоив верблюдов, мы отправились дальше.

К вечеру пустыня изменилась. Мы ехали уже по сильно пересеченной местности, взбираясь на холмы и спускаясь в ложбинки. Состав холмов тоже изменился. Из песчано-каменистых они постепенно превратились в песчаные и, наконец, в самые настоящие дюны, среди которых мы и остановились на ночлег. Амин и Нура опять разожгли костер, напекли лепешек, сварили кофе и изготовили рагу. Верблюдов они распрягли и насыпали им какого-то сеноподобного корма.

Стемнело быстро, похолодало тоже. Наши проводники стали стелить нам постели. Для каждого на песок они положили по большому пластиковому мешку, на него – по одеялу и по два одеяла выдали нам для укрывания. Перед нашими глазами расстилалось небо с миллионом созвездий, ярких, совсем непохожих на наши северные. И луна – бледный огромный круг, выделяясь среди них, освещала пустынный безлюдный пейзаж, загадочно и печально очерчивая силуэты кактусов, верблюдов и верблюжьих колючек…

Среди ночи я проснулась от жуткого холода и боли в шее и тут же услышала шепот Анны:

«Наташка, ты как? Я сейчас умру!».

«Плохо-о!» — простонала я.

«Давай ляжем вместе и накроемся всеми одеялами!» — предложила она.

Проклиная всю романтику этой индийской ночи и наши «гениальные» мозги, на нее согласившиеся, мы укрылись четырьмя одеялами. Стало теплее. Но, едва задремав, я вдруг услышала над головой непонятный шорох и чавканье. Вспомнив про тигров, я тут же проснулась. Потихонечку открыла глаза… Верблюд жевал соседний куст!..

В третий раз я проснулась с рассветом. Кроме шеи, уже болела спина и прочие части тела. На все предметы моего гардероба, как, впрочем, и на все остальное, выпала роса, и оттого они стали мокрыми и противными. От одеял, которыми мы ночью так усердно укрывались, пахло чем-то омерзительным. Полностью осознав себя бомжем, я встала. Амин и Нура готовили завтрак: яйца, хлеб с джемом, фрукты, тосты, кофе. Завтракать не хотелось. Анна ходила в печали. Джереми и Анжела в 10 часов собирались на джипе вернуться в Джайсалмер и весело готовились к отъезду.

«Слушай, — сказала Анна, — может, с нас тоже хватит сафари? Может, не будем ждать вечера и поедем с ними?».

Я была полна подобных дум, поэтому вскоре мы тоже стали весело собираться в путь.

На этот раз мы прошли на верблюдах совсем чуть-чуть и достигли вполне приличной деревушки с каменными одно- и двухэтажными домами. Уже при подъезде к оной среди пустыни мы увидели признаки цивилизации. Во-первых, ими были сложенные вручную из камня, как из детских кубиков, низкие заборчики, предназначенные для выгона скота. Точнее, даже не заборчики, а стенки-препятствия для овец-коров, чтобы те не ходили, куда не следует. Во-вторых, опять же среди пустыни бил фонтан, оказавшийся на деле целой оросительной системой. Местные жители выращивали там что-то культурное, а потому организовали такой полив.

В деревне мы напоили верблюдов, и вскоре вышли на дорогу. Через час прибыл джип, а еще через полчаса мы прибыли на нем в Джайсалмер.

В отеле нас встретил хозяин и повел обедать. За обедом Анна решила с ним вопрос о душе. Дело в том, что перед поездкой на сафари из номера мы выселились, а мой чемодан оставили на рецепции. Теперь же нам срочно требовалось мытье. Хозяин внял, но сообщил, что в его отеле горячей воды нет, и он поведет нас в соседний.

Наши шеи, спины и прочие части тела продолжали болеть, поэтому, кроме душа, Анна договорилась с хозяином о массаже. Это было нашей роковой ошибкой. Жертвой, на этот раз, стала я. Увы и ах, о большой индийской любви с хозяином гостиницы я отнюдь не мечтала, и поэтому мы, как и в прошлый раз, решили подобру-поздорову побыстрее ехать дальше.

12. ГОЛУБОЙ ГОРОД

А дальше был Джодхпур – удивительный городок в шести часах езды от Джайсалмера.

Еще перед поездкой на сафари мы с Анной купили билеты на шедший туда автобус, но теперь решили поменять их на более ранний час. Подозревая, что придется долго и упорно доказывать индийским билетерам, что нам это действительно надо, мы прибыли на автостанцию. Билетер – дядечка, стоявший с пачкой билетов на площади и, как глашатай, призывавший весь честной народ их покупать, спокойно взял наши и ручкой исправил на них время отъезда. Так проблема была решена. Но в процессе езды мой любимый чемодан пережил потрясение.

Автобус в Джодхпур был старый и кыбылдыхский. Чемодан я, как обычно, сдала в багаж, но что-то кольнуло в сердце. Второй раз кольнуло на одной из остановок: «Не уперли бы!». Я вышла и осмотрела багажник – вроде все нормально. К полуночи мы прибыли в Джодхпур. Чемодан был цел, но до неузнаваемости грязен. Доехав до отеля, я вскрыла его и… Короче, еще в Джайсалмере я заметила, как в соседство к нему грузят какую-то странную трубу. По дороге труба протекла, чемодан промок, а вместе с ним промокли, провоняли и напачкались какой-то, похожей на мазут, жидкостью некоторые мои вещи, включая только что приобретенную в Джайсалмере индийскую скатерть! В ужасе я кинулась все это стирать, а Анна философски заметила: «Что ты переживаешь? Ведь это – Индия!». К счастью, отстиралось все быстро, и я успокоилась.

На следующее утро мы решили погулять по Джодхпуру, а главное – прояснить вопрос с переездом в Гоа. Я думала, что начала уставать и мысленно проситься на море только я, но оказалось, что Анна тоже уже непрочь была поваляться на солнышке и не думать о дороге. Джодхпур оказался довольно-таки крупным населенным пунктом, меньше Джайпура, но гораздо больше Джайсалмера. А его основной достопримечательностью являлся голубой старый город. В нем были те же, как и везде, лавочки, рикши, коровы и нищие, но стены почти всех домов там были покрашены в голубой цвет, а оттого весь город казался голубым! Улочки между домами были настолько узкими, что в некоторые из них даже мы, девушки хрупкие, протискивались с большим трудом, задевая плечами соседние стены. Оказалось, что «голубую традицию» ввели здесь местные раджи. Почему им понравился именно этот цвет, осталось загадкой, но свои дома они издавна выкрашивали только в него. Потом у раджей рождались дети, тоже становились раджами и тоже делали свои дома голубыми. В общем, загадочные индийские души!..

А второй по значимости достопримечательностью Джодхпура был расположенный на высокой 120-метровой горе форт Махрангарх. К нему из Голубого города вело несколько вполне культурных дорог, но мы пошли другим путем, а именно по взбегавшей чуть ли ни к самому небу тропе. Как выяснилось, именно с Махрангарха в 15 веке началось строительство Джодхпура. Построил форт на таких высотах тогдашний правитель по имени Рао Джодха, чтобы проклятым врагам было сложнее его захватить. Правда, через сто лет враги форт все-таки взяли, но к тому времени вокруг него уже вырос город, названный благодарными жителями в честь его основателя Джодхпуром.

От Махрангарха открывался прекрасный вид на город, который мы и зафотографировали. Но главное, обозревая Джодхпур именно оттуда, мы заметили на его окраине некое сооружение, по формам очень смахивавшее на Тадж-Махал, но только желтое. При ближайшем рассмотрении лжегробницей оказалось некое правительственное заведение с индийским флагом на крыше, индийцем в униформе у ворот и входом за 50 рупий.

«Что там за забором?» — спросили мы индийца.

«Территория!» — глубокомысленно изрек он.

«А в здание можно зайти?».

«Нет, можно постоять рядом!».

Чести стоять рядом с неопознанным объектом мы себя не удостоили, а потому скромно удалились выполнять следующий пункт нашей программы, заключавшийся в посещении железнодорожного вокзала с целью обретения билетов до Гоа.

До вокзала мы шли пешком через центр по каким-то пыльным улицам, где впервые увидели индийского прокаженного. Его, несчастного, везла в каталке женщина и собирала милостыню. Сами индийцы при виде этой процессии быстро разбегались и уступали женщине дорогу. Наконец, мы прибыли на вокзал. Он представлял собой помещение с высокими потолками, кучами мусора и почти без сидячих мест, но сидевшей на полу толпы, как в Дели, в нем не наблюдалось, поэтому сильных потрясений он у нас не вызвал. Анна пошла в кассу выяснять насчет билетов. Билетов до Гоа (точнее, до Маргао – единственной станции, где останавливались на территории штата Гоа поезда дальнего следования) не оказалось, а в Бомбей, который находился в полпути до Гоа, можно было уехать только через неделю, как раз в день моего предполагавшегося после возвращения из Индии выхода на работу. В общем, мы решили воспользоваться шинно-колесным транспортом и отправились на автовокзал. Но на автовокзале нам сказали, что до Бомбея очень далеко – целых 970 километров, а до Гоа – и того дальше, и автобусы туда не ходят! Тогда мы купили билеты на ночной автобус до Ахмадабада, чтобы хоть как-то приблизиться к югу, получив при этом убедительную информацию о том, что уехать оттуда в Бомбей или в Гоа гораздо проще, чем из Джодхпура.

До вечера мы ели папайю и гуляли по городу. Автобус в Ахмадабад оказался очередным индийским «шедевром». На этот раз я не стала сдавать чемодан в багаж, но теперь приключилась другая беда. Сидели мы на переднем сиденье, и прямо перед глазами у нас висела лампа, которую включали на каждой остановке. Остановок было штук пятнадцать, а горела она ярко. К тому же водитель оказался меломаном и в добавление к лампе включал кассету с индийскими песнями. И так всю ночь!..

13. ТАМ, ГДЕ НЕТ ДАЖЕ БЭКПЭКЕРОВ

В состоянии нестояния в семь часов утра мы прибыли в Ахмадабад. Когда мы въехали в город, как раз начало светать. Кругом лежали укутанные с головой в одеяла индийцы, мусорные кучи и кучи пыли. Пыль влетала даже в окна нашего автобуса, несмотря на то, что они были наглухо закупорены. В сравнении с небольшими и все-таки по-индийски уютными Агрой, Джайпуром, Джайсалмером и Джодхпуром Ахмадабад нам показался огромным и каким-то бестолковым городом. Сразу захотелось из него уехать, что мы и решили тут же предпринять, отправившись на автобусную станцию. На автобусной станции нам сказали, что прямых автобусов в Гоа не существует, а в Бомбей ходит лишь один в 10 часов вечера. Вокруг нас собрался консилиум из десятка праздно шатавшихся поблизости индийцев, который взялся решать нашу проблему попадания в Гоа. После получасового обсуждения выяснилось, что в Бомбей еще ходит поезд, и нам, чтобы на него попасть, надо быстро следовать на вокзал.

Но, увы, утреннего поезда тоже не оказалось. В Бомбей он отправлялся где-то в середине дня, а ехать туда надо было аж 12 часов, вместо предполагаемых нами пяти-шести. Мы уже чуть было не впали в печаль, как вдруг неожиданно нашелся еще один поезд. Уезжал он утром следующего дня и шел куда-то на юг через Гоа, что нам было очень кстати. Взяв на него билеты, мы стали думать, что делать дальше.

Ахмадабад не значился ни в одном путеводителе и, что это за город, мы с Анной не знали. Опросив местных жителей, мы подивились на их ошарашенные лица и выяснили, что достопримечательностей в нем нет, а туристы сюда не заезжают. В подтверждение этого вечером нам тоже самое сказал хозяин нашей ахмадабадовской гостиницы, в коею мы поселились.

«Бывают ли у вас туристы?» — спросили мы его.

«Только индийцы», — ответил он.

«А иностранцы?».

Он призадумался:

«Давно были из Бангладеша и из Непала…».

«А русские?».

«Нет, белых туристов я не видел, из русских — вы первые!».

Почетно!

Но этот разговор произошел вечером, а утром мы с Анной думали, чем же нам заняться днем. Я предлагала отдохнуть в отеле. Ночные переезды утомили меня окончательно, хотелось простого человеческого покоя и умиротворения. Анна же не желала терять времени впустую и жаждала куда-нибудь отправиться. В результате мы решили опросить местных жителей на предмет, где есть поблизости интересные места, и последовать их совету. Среди опрошенных оказались работники автобусной станции, которые завели нас в свой офис и попытались напоить чаем с масалой, индийская девушка-альбинос с рыжими волосами, белой кожей, красноватыми глазами со своим молодым человеком и какая-то тетка. Самое реальное предложение – съездить в город Ганди Нагар, расположенный в 30 километрах к северу от Ахмадабада – поступило от тетки. Все остальные были или мало выполнимыми, потому что предполагавшиеся для посещения достопримечательные объекты находились за тридевять земель, или неинтересными. Что ж, Ганди Нагар, так, Ганди Нагар! В путь!

14. ЧТО СДЕЛАЛ ХОРОШИЙ МЭР

С ахмадабадовской автостанции в Ганди Нагар шел автобус, который отправлялся через десять минут. Являл он собой чудище довременной постройки с лавками для троих пассажиров с каждой стороны и с металлической сеткой, отгораживавшей кабину водителя от салона. Билет до Ганди Нагара стоил 13 рупий. Около получаса мы ехали по пыльному и грязному Ахмадабаду, дивясь на его нелепые облезлые дома и море газовавшего транспорта, пока не выбрались за город. Здесь неожиданно картина сильно изменилась: появились зелень, цветы, кусты, деревья, среди которых были даже пальмы – свежие и зеленые. Указатели на дорогах гласили только на хинди, но сами дороги отличались новизной и необычайной ухоженностью. Все вокруг вдруг стало красивым и непохожим на виденную нами доселе Индию!

Так мы ехали около часа и, наконец, прибыли в Ганди Нагар. Этот город был столицей Гуджарата – одного из 19 штатов Индии. Несмотря на всю свою великую значимость, он был маленьким и необыкновенно уютным. Уютным не по-индийски, уютным – по-европейски! В нем не было огромного количества бестолково сновавших туда-сюда рикш, обилия блуждавших по дорогам бесхозных священных коров и куч мусора. Вместо облезлых лачуг в городе стояли приличные дома коттеджного типа, окруженные садами с пышной растительностью и клумбами с красивыми цветами. Очень часто вокруг этих домов отсутствовали заборы, и в таких случаях их успешно заменяли «шеренги» дикорастущих кактусов — от Джодхпура мы отъехали всего на 400 с небольшим километров, но здесь уже чувствовался настоящий юг, и было гораздо теплее. По дорогам ездили чистые современные машины, по улицам за руку с родителями гуляли красивые причесанные дети, и индийцы, наконец-то, не глазели на нас с любопытством, как везде, а смотрели, как на обычных людей. Подивившись такому благосостоянию и культуроповедению местной публики, мы с Анной пришли к выводу, что, видимо, у власти в Ганди Нагаре стоит очень неглупый мэр, раз он смог привести в порядок весь этот город. Если это так, везде бы таких мэров понаставить!

Впечатлившись увиденным, мы решили остаться в Ганди Нагаре на ночевку и пустились на поиски отеля. Но, честно говоря, пускаться куда-либо было бесполезно. Как оказалось, туристы в Ганди Нагаре, как и в Ахмадабаде, отсутствовали, как класс, и на весь город имелось всего лишь два гестхауса и один отель, предназначенные для совсем непривередливых индийцев. Кроме того, назавтра планировалось 26 января – национальный день Республики Индии, и в этот солнечный праздник все автобусы в Ахмадабад отменялись! Мы решили расслабиться, осмотреть город и, получив удовольствие, вернуться в Ахмадабад вечером.

Достопримечательностью Ганди Нагара считался Акшардам – индуистский храм в великолепном парке в самом центре города. Вход в храм и парк был бесплатным, но у парковых ворот в два ряда висели таблички с картинками, изображавшими, что туда нельзя проносить, и стояли многочисленные охранники, выявлявшие нарушителей. А проносить нельзя было: зонты, фотоаппараты, большие сумки, дамские сумки, сигареты, еду и питье. Все это предполагалось сдавать у входа в парк в камеру хранения – «прилавок» с тремя стоявшими за ним индианками. Зачем нужны были такие сложности, мы не поняли, но предположили, что это для того, чтобы приезжие индийцы в парке по привычке не гадили, а соблюдали в нем чистоту и порядок и не фотографировали все, что не попадя. Впрочем, все приезжие и не приезжие индийцы были здесь очень культурными и принадлежали к высшей касте. Свои отлакированные машины последних моделей они оставляли у ворот парка на стоянке, а сами в чистых белых костюмах и в красивых богатых ярких сари с нарядными умытыми ребятишками за ручку чинно шли гулять. Этот парк был для них парком отдыха. Кругом в нем были красивые дорожки, клумбы с цветами, аллеи из высоких пальм, фонтаны, скульптуры, стриженные шарообразные кусты и газоны с густой зеленой травой, на которых паслись длинноклювые экзотические птицы. И для нас этот парк тоже стал парком отдыха. Именно тут я поняла, насколько я уже устала от нищей и грязной Индии, виденной до сих пор, и как мне не хватало Индии сказочной – с ее красотой, чистотой, богатством и роскошью…

В Акшардаме мы погуляли по парку и зашли в храм. Там можно было посетить еще несколько выставок, но, чтобы на них попасть, предполагалось отстоять длиннющую очередь, и мы оставили сие удовольствие индийцам. Сами же на обратном пути зашли в сувенирный магазинчик. Сложно сказать, для кого он здесь предназначался, если учесть, что туристов в Ганди Нагаре не бывает, но индийского народа в нем было много. И тут мы поняли еще одну местную особенность. В Индии обнаружилась такая система. Товары почти везде продавались по договорным ценам, но на многие (например, на кремы, лекарства и прочие) цены устанавливало государство. В таких случаях эта самая цена пробивалась на товарной упаковке, как у нас в советские времена. Вот, в такой магазин с государственными ценами мы и попали!

Как же мы там отвели душу! Я для пополнения своей коллекции всего за 130 рупий купила великолепную большую шкатулку, отделанную под серебро, с изображением Акшардама на внешней стороне крышки и портретом какого-то гуру – на внутренней. А Анна с радостью обрела сандаловые бусы за 12 рупий, масло для массажа за 37 и пачку благовонных палочек за 20. Осчастливленные, мы покинули сие прекрасное заведение!

И все-таки, несмотря на видимое благополучие Ганди Нагара, мы нашли в нем и бедных индийцев. Правда, их палаточный лагерь в центре города больше походил на культурный пикничок. Представители низшей индийской касты здесь были самыми жизнерадостными из всех нами доселе виденных, весело жарили на кострах лепешки, а когда я достала фотоаппарат, чтобы запечатлеть их бытие, тут же подхватили на руки своих голых малолетних отпрысков и выстроились в кружок у объектива. Другое интересное знакомство с бедными гандинагарцами произошло у нас, когда мы с Анной решили прогуляться по городу и забрели на его окраину, где, по нашим представлениям, протекала местная река. Реку мы не обнаружили, вместо нее было широкое высохшее русло и очень приличный мост через него. Русло, видимо, заполнялось водой в период муссонов, а пока на его «берегу» располагалось некое подобие деревушки с маленькими домиками. Увидев нас, из домиков тут же выбежали дети, окружили нас толпой и так и шествовали за нами до самого русла. Было их порядка двадцати человек, по-английски никто не понимал, хотя все опять выглядели очень жизнерадостными. Один юный индиец восторженно тащил на веревочке порванный шлепанец, другой, постарше, приделал к палке колесико и толкал перед собой полученный механизм. В общем, мы поняли, что у них тут все путем, и наука победит!

Вечером мы вернулись в Ахмадабад, а на следующее утро, в 12 часов, уже садились в поезд, шедший на юг через Гоа.

15. ДОРОГА ДО ГОА

В принципе, я уже давно начала догадываться, что билеты до Маргао у нас были куплены во второй слиппер-класс, то есть именно в тот самый, в котором мы ехали из Дели в Агру. Анна же утверждала, что это был совсем другой слиппер-класс, кто-то ей сказал, что он был гораздо лучше, чище, красивее и веселее. В результате, из всего вышеперечисленного верным оказалось только последнее. Ехать нам было и, правда, «весело»!

Когда мы вошли в вагон, то поняли сразу – этот слиппер-класс был как раз тем самым, проверенным нами неделю назад в поезде до Агры, но только в нашем шестиместном «купе» уже сидело пять человек. При нашем появлении один из них быстро залез на верхнюю полку, а все остальные приободрились и начали суетливо двигаться на лавках, чтобы мы поместились. Ошарашенные и прибалдевшие, мы тихо втиснулись между индийцами и замерли. Через минуты три Анна спросила: «Наташка, и сколько нам так ехать?». «Сутки, — ответила я. – 1210 километров!». Мы помолчали.

Впрочем, в этот раз вагон был слегка почище, стекла в окнах в нем наличествовали, хотя и были полностью открыты, да и пассажиры были несколько посолиднее тех, что ехали в Агру. В нашем «купе» находились: интеллигентного вида индиец в рыжих ботинках, семейная пара, где муж работал карго в какой-то авиакомпании, летал в Россию, а потому вещал и разумел по-русски, и две женщины-католички, одна из которых была в соответствовавшем наряде с большим крестом на груди. Вторая католичка официально числилась в соседнем «купе», но пока, воссоединившись с подругой, обитала в нашем. Тронулись в путь.

Билеты у нас проверять не стали (кстати, за всю поездку ими так никто и не поинтересовался). Первое время мы с Анной продолжали молчать, но вскоре смогли произвести впечатление на мужа из семейной пары, который тут же удалился на верхнюю полку – дышать без него стало легче. Наш поезд шел быстро, но останавливался часто. На остановках в него входили разные индийские личности, и вагон тут же оглашался их криками. Личности шли чередой с трехминутным интервалом, просили денег или пытались всучить нам какую-нибудь ерунду. Больше всего меня потрясло обилие клянчивших. Перед поездкой я специально разменяла побольше мелочи, чтобы обеспечить их всех, но буквально через два часа вся мелочь у меня уже закончилась. Нищие же были настолько изобретательны, что я продолжала и продолжала им удивляться, а все остальные отстегивать очередные рупии. Например, идет по вагону мальчик и подметает пол. В каждом «купе» он за это просит денег. Через час идет другой мальчик, тоже подметает пол и тоже просит денег, потом третий и т.д. Была делегация с барабанами – спевала индийские народные песни. Два раза проходили дети с камешками. Камешки они брали в руки, били ими друг о друга и тоже пели, правда, их пение было больше на ор похоже. Калеки выставляли напоказ свои покалеченные части тела, блаженные пытались хватать нас за руки и гладить по голове. Но больше всего меня сразила компания нищих трансвиститов. Неожиданно в вагон ввалились трое здоровых, гораздо выше среднего индийского роста мужика в женских сари, разрисованных косметикой, с навешенными цепями, браслетами и кольцами. К пассажирам они обращались нагло и грубо, и я сначала даже подумала, что это какая-нибудь грабящая мафия. «Нет, не мафия! – успокоил меня русскоговорящий муж из семейной пары. – Обычные голубые!».

Еще по вагону носили много еды. Причем не просто каких-нибудь чипсов или мороженого, носили блюда более фундаментальные: например, овощные котлеты в газетном кульке, картофельное пюре в пластиковых тарелках, какую-то непонятную кашу в стаканах, чай и кофе в бидонах, были также фрукты – сопорта, гуава, виноград, и разные сладости.

Носили и товары широкого потребления. Один раз некий индийский друг пронес по вагону надувные подушки. Мы с Анной тут же сориентировались.

«А что? – спросили мы у наших попутчиков. – Постельное белье в поезде выдавать будут?».

«Нет, не будут», — ответили нам. И тогда мы купили себе по подушке, чему ночью оказались несказанно рады.

Еще в течение всего дня по вагону туда-сюда ходил индийский мужик с цепями и замками. Мы с Анной уже начали подхихикивать над ним: кому, мол, эти его цепи тут нужны? Но к вечеру вдруг произошло нечто. Дело в том, что ящиков для багажа под нижними полками в «купе» не было. Точнее, их нигде не было. И, как только стало темнеть, все, как один, пассажиры достали из своих закромов те самые замки и цепи и приковали ими все свои вещи к не выносным частям поезда, а наш интеллигентный индиец снял свои рыжие ботинки, забрал их на верхнюю полку и мирно заснул. Так что, когда в вагоне снова появился мужик с цепями, я с восторгом приобрела у него сие ценное приспособление и качественно приковала им свой чемодан к оконной решетке.

Поздним вечером мы проезжали Бомбей. Поезд обходил его стороной, и нашему взору представились огни огромного города в далекой долине. Как светлячки, они горели в темноте, привлекая и маня к себе, но мы ехали дальше, стремясь к солнцу, теплу, белому песку и синему Индийскому океану…

Утром я проснулась около семи часов. На чемодан покушений не было, а за окном проплывали просто изумительные пейзажи – буйство зелени и пальм, красные горы на красной (по-настоящему красной!) земле и обильные реки, текшие к океану. Иногда среди пышной растительности встречались бедные хижины местных жителей под крышами из пальмовых листьев. Эти хижины были удивительно чистыми и аккуратными и, как на картинке, вписывались в окружавшие их пейзажи. А над всей красотой вставало солнце, озаряя природу розовым полупрозрачным светом и придавая ей нереальный фантастический вид…

Женщины-католички уже проснулись и снова вместе сидели в нашем «купе». Я лежала и смотрела в окно, а Анна спала. Через полчаса католички начали загадочно на меня поглядывать, а еще через полчаса наш поезд в очередной раз остановился. Никаких предчувствий у меня не было, но вдруг одна из женщин, видимо, окончательно изумившись нашему поведению, воскликнула: «Девочки, это Маргао!». Как сей индийский поезд смог за 20 часов преодолеть путь, который наши поезда проходят больше, чем за сутки, осталось для нас загадкой! Но решать ее в тот момент мы были не в состоянии! В ужасе, памятуя, что на станциях индийские поезда стоят очень мало, мы судорожно стали собирать вещи и снимать цепи с чемодана. И только когда выбрались на улицу, поглядев на уходивший на юг состав, смогли отдышаться и немного прийти в себя. Уф!

…После передышки я решила сразу идти покупать билет до Бомбея. В Гоа мы планировали пробыть четыре дня, а на пятый мой самолет улетал из Бомбея в Москву. Анна же, взявшая обратный билет на дату через две недели позже моей, собиралась податься на юг Индии.

Ехать во втором слиппер-классе я больше не хотела. Теперь мы уже точно знали всю классификацию вагонов индийских поездов и могли гордо выбирать. Вагоны в Индии делились на четыре класса: третий, второй слиппер, первый и АС (Эй Си). Третий класс представлял собой наш плацкарт с деревянными лавками со щелями между досками в два пальца шириной и висевшими над лавками сетками для вещей. Иногда в этих сетках наблюдались сами индийцы. Грязи в вагонах третьего класса было больше, чем пассажиров, и заходить в них было страшно. Во втором слиппер-классе мы путешествовали уже дважды и со всеми его превратностями были знакомы. Первый класс встречался редко, точнее, только однажды, когда гуляли по платформе на одной из станций, через окошко поезда мы видели дверь купе и торчавшую оттуда ногу егойного пассажира. Являл собой первый класс что-то похожее на нормальное купе, только гораздо грязнее. АС-класс был, своего рода, люксом и, в свою очередь, делился на три подкласса: АС-3, АС-2 и АС-1. АС-3 был обычным индийским «плацкартом», а от второго слиппер-класса отличался чистотой и повышенной мягкостью полок. В нем пассажирам для удобства выдавали подушки, одеяла и простыни, проводник проверял билеты, а на окнах не было решеток. Вместо вентиляторов и зарешеченных лампочек на потолках наличествовали кондиционеры и приличные лампы дневного освещения. У окна стоял столик, а над окном висело зеркало. На станциях в вагоны АС не входили нищие и носители всякой еды. АС-2 был в точности схож с АС-3, но вместо шести полок в «купе» их было четыре. А АС-1 был нормальным человеческим купе.

К тому моменту мы уже поняли, что культурно ездить можно было только в АС-вагонах, но их почему-то на весь индийский поезд было в общей сложности, как правило, не больше пяти-шести штук, и это при том условии, что всех остальных вагонов было порядка двадцати с лишним. Разумеется, билеты в АС-класс разбирались молниеносно, поэтому-то я и решила обрести свой сразу же по приезду в Маргао. К счастью, сие мне удалось с первой попытки, правда, билет оказался не до Бомбея, а до загадочного Локманиатилака. Но на это я тогда не обратила особого внимания.

Только для www.tours.ru Перепечатка только с разрешения автора

часть первая
часть вторая
часть четвертая

Комментарий автора:
Моего верблюда звали Папу. Влезть на него оказалось очень просто.
Он лег, и я забралась на него, как в седло велосипеда. Хуже было
спускаться. В таких случаях он резко падал на колени, а вместе с
ним, чуть было, из седла не вываливалась и я — кубарем, вперед и
через голову!

2 комментария

1 комментарий

  1. Lina

    20.12.2004 at 18:38

    Наконец-то!
    очень рада появлению 3-й части Вашего рассказа и уверена,что не я одна!

  2. Вячеслав Беляев

    08.12.2007 at 21:36

    Гандинагар
    Чистота города объясняется просто: это новый город, построен специально как столица штата. До этого столицей был Ахмадабад.

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход

Оставьте отзыв

Турция

10 долин и каньонов Каппадокии, которые не стоит пропустить

Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.

Опубликовано

10 долин и каньонов Каппадокии

1. Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.

красная долина

2. Розовая долина (Güllüdere). Это 2 долины с розовым оттенком скал, которые расположены параллельно друг другу. Они начинаются к югу от Чавушина и тянутся к смотровой площадке Красной долины. В долине — несколько церквей 7 — 8 ст. с хорошо сохранившимися фресками.

розовая долин

3. Долина любви — визитная карточка Каппадокии. Фаллоподібні скалы можно увидеть на большинстве буклетов о Каппадокию, и именно их больше всего любят туристы. Попасть в долину можно с трассы Гьореме — Аванос, повернув за Гьореме налево на асфальтированную дорогу, и потом еще раз повернув налево по указателю.

долина любви

4. Белая долина (Bağlidere). Это — продолжение Долины Любви на юг. Долина с монументальными скалами белого цвета, похожими на волны. Можно встретить туннели, природные арки и выдолбленные в скалах голубятни.

5. Медовая долина является продолжением Белой Долины на юг. Это-довольно крутой и узкий каньон с туннелями и скалами кремового цвета, которые природа разрисовала разными оттенками. Тропа в долину начинается при въезде в Учхисар: на первой развилке поворачиваем резко направо, а потом на перекрестке — снова направо, и спускаемся в долину.

6. Голубиная долина (Güvercinlik). Названа так благодаря большому количеству голубятен, выдолбленных в скалах. Гладкие конусообразные скалы имеют белый цвет. Долина тянется параллельно дороге Гьореме-Учхисар, и дальше на юг. Лучшая смотровая площадка находится на южном выезде из Учхисара.

голубвя долина

7. Долина Мескендир (Meskendir) — длинная долина, которая тянется от поселения Чавушин до дороги Гьореме-Ургюп. Отсюда стартуют в небо знаменитые воздушные шары. В долине есть природные туннели, голубятни, скальные церкви с фресками.

Долина Мескендир

8. Долина Сабель (Kiliçlar). Отсюда взлетают воздушные шары. Здесь можно увидеть много скальных помещений, которые используют местные жители для своих нужд. А в заброшенных церквях долины есть великолепные фрески с изображениями святых и вырезанными мальтийскими крестами. Долина начинается к северу от Музея под открытым небом возле Гьореме.

Долина Сабель

9. Долина Любви — 2 (Görkündere) — похожа на известную Долину Любви, но находится рядом с Гьореме. Фаллоподібних скал здесь также много. Найти ее просто: от поворота на Ургюп пройти около 500 метров, свернуть направо в долину Зэми и снова повернуть направо по указателю.

Долина Любви - 2

10. Долина Ихлара (Ihlara Vadisi). Самая отдаленная долина, которая находится в 70 км к югу от Гьореме. Это — глубокий каньон, в котором расположились более 100 церквей и монастырей с уникальными росписями.

Долина Ихлара

ТОП-10 смотровых площадок Каппадокии, где можно сделать трогательные фото

1. Холм влюбленных (Asiklar Tepesi) — лучшее место для встречи рассвета и наблюдения за воздушными шарами во время восхода солнца. Находится на холме, который расположен на южные окраины Гьореме. Отсюда, как на ладони, видны герме и Долина любви — 2 (Görkündere)

Холм влюбленных

2. Смотровая площадка Красной Долины (Kizilçukur) — популярное место для наблюдения над закатом с видом на скалы красноватого оттенка. Находится на вершине холма Актепе.

Смотровая площадка Красной Долины

3. Замок Учхисар. С Замковой горы открывается великолепный вид сразу на несколько долин и Гереме, особенно после захода солнца. Но сюда можно прийти и на рассвете.

Замок Учхисар

4. Площадка с видом на белые скалы Голубиной долины на южной окраине Учхісара. Над долиной можно отыскать деревья с ветвями, украшенными бело-сине-черными символами, похожими на глаз. Есть инсталляции из сухих деревьев, украшенных горшками. Получаются очень эффектные фото на их фоне.

Площадка с видом на белые скалы

5. Отель Sultan Cave Suites. На смотровую площадку, украшенную яркими коврами, могут попасть лишь постояльцы отеля. Прекрасное место для наблюдения за воздушными шарами на рассвете и фантастическая панорама Гьореме.

Отель Sultan Cave Suites

6. Galeri Ikman Carpet Shop. Для тех, кому не повезло попасть на смотровую площадку отеля Sultan Cave Suites, может сделать фото на фоне разноцветных ковров в этом ковровом магазине.

7. Смотровая площадка «Три красавицы» (Üçgüzeller) на запад от Ургюпа. Вид на «грибы со шляпами» — это визитная карточка Каппадокии, которую вы можете увидеть на многих буклетах.

8. Отрахисар: площадка с видом на замок Отрахісар и сам городок. Находится на холме к юго-востоку от центра.

Отрахісар

9. Долина Пашабаг между Гьореме и Аваносом: здесь открывается вид на множество скал, который называют «дымоходами фей».

Долина Пашабаг

10. Долина Любви: здесь выходят классные фото после рассвета, когда здесь приземляются воздушные шары.

Долина Любви

Читать далее

Россия

Восхождение на Казбек

Рассказываю о моем восхождении на Казбек с командой Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/

Опубликовано

Восхождение на Казбек

Решила взобраться на Казбек с группой и гидами, выбрала компанию Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/. Все было просто шикарно, море эмоций и впечатлений, самое яркое приключение в жизни, всем советую

Читать далее

Доминиканская Республика

Насыщенная экскурсия с культурной программой и отдыхом в раю.)

Были с сестрой в Доминикане на зимних праздниках, зачетный отдых получился.

Опубликовано

Насыщенная экскурсия с культурной программой и отдыхом в раю.)

Сама Доминикана конечно тоже огонь, но сейчас хочу про конкретную экскурсию поделиться впечатлениями. Наша экскурсия Саона-Делюкс включала в себя посещение Города художников и острова Саона. В городе художников мы осматривали местные достопримечательности, такие как амфитеатр, церковь святого Станислава, школу искусств и фонтан желаний, естественно, всей группой там загадывали желания.) Кстати, пока не забыла, группа была небольшая и не было толкучки, это нас очень порадовало. Далее, на острове Саона нас ждал обед с напитками, и для нашей группы обед был вне очереди. Обед сам был шикарный, даже гриль-бар включал в себя, ну а напитки вообще вкуснейшие и самое главное, безлимитные. На райском острове мы отдыхали не меньше четырех часов, так что успели вдоволь насладиться его красотами. Был и еще один маленький пункт остановки у нас потом, на песчаной отмели, там мы в натуральном бассейне купались с морскими звездами. Я так близко их раньше не видела и не трогала тем более. Во время этой остановки работал бар, и мы освежались вкусным шампанским. Вот сейчас рассказываю, и снова туда хочуууу. Организаторами экскурсии была компания Доминикана Про, за что ей огромное спасибо, все круто было. Еще один момент добавлю и буду закругляться. Автобус нас возил очень комфортабельный с wifi и даже питьевая вода была, что в жару очень кстати, а на борту было целых два русскоязычных гида — позитивные ребята. Остались довольны насыщенной программой, возможно повторим, когда будем в тех краях.

Читать далее

Новости партнеров

Популярное