29 Декабря – просыпаемся в 3-00, (в аэропорту нужно быть в 5-00). Ходим по квартире, как зомби, – накануне в узком кругу отмечали Новый год в пивном ресторане «Мариус Паб» (вот ирония судьбы – потом в Праге сравнили цену и качество пива – и, надо сказать, не в пользу недешевого «Мариуса»). В аэропорту спокойно, без суеты прошли регистрацию; хотели попить кофе, но времени не хватало, решили отложить. Прилетели в Прагу, встретились с представителем фирмы «Аванте» – замызганной какой-то особой по имени Татьяна (она нам потом пояснила, что в «высокий» сезон – очень большая нагрузка на туристические фирмы и я, глядя на нее, поняла, что в качестве экскурсоводов привлекают просто кого ни попадя; кстати, на сайте фирмы я ее не нашла, явно – временный какой-то специалист). Прождали автобус почти 2 часа; решили, что услугами этой фирмы больше не пользуемся. На наших глазах представители фирмы «Злата Прага» встречали группы туристов и тут же, в течение 15 минут провожали их на автобусах в город. Наконец загрузились в автобус и поехали на обзорную экскурсию по городу, попутно заселяясь в отели (все жили в разных отелях). В отеле «Галерея» жили только мы втроем. Быстро положили вещи в номере, осмотрелись немного и снова в автобус. Добрались в центр города, на Вацлавской площади автобус нас оставил, и началась пешеходная экскурсия. Наша Татьяна вела экскурсию совсем как-то бестолково и мы, послушав немного, от нашей группы отстали и пошли бродить сами. Погуляв немного по центру, поехали в отель, спросили у хозяйки, где можно прилично покушать; оказалось, что метрах в 15-ти от отеля есть небольшой ресторанчик «У Скленика», мы туда и пошли. Очень вкусно нас накормили, девочка-официантка неплохо изъяснялась по-русски, в общем, чаевые заслужили. Потом, в основном, там и кушали. Вернулись в отель, и уснули по нашему в 20-00 (по местному – в 18-00), кто бы мог подумать, вот как не выспались накануне.

Отдельно об отеле: отелей в Праге – огромное количество, от крошечных отельчиков, до многоэтажных монстров. Я в Петербурге страшно расстроилась, что отель будет не в центре. Выкупали тур уже в конце ноября, поэтому выбор был не особенно большой. Поселившись в отеле, поняла, что отель расположен прекрасно: в 5 минутах ходьбы до метро, на тихой улочке, отельчик маленький (10 2-х местных номеров), семейный, уютный, чистенький. Твердые 3*. Отель закрывается, всех постояльцев знают в лицо. Неплохой шведский стол, правда, приготовлением горячих блюд они себя не утруждали, но, в остальном было все, что нужно: мюсли, хлопья, несколько видов колбасы, сыра, йогурт, масло, яйца, сок, кофе, чай, молоко. Полотенца меняли, и номер убирали регулярно.

Отдельно о транспорте: такси в Праге недешево и пользоваться им нет смысла. Можно смело спускаться в Пражское метро – не заблудитесь. Все обозначено крупным стрелками и буквами в цвет линий (в метро 3 линии, обозначенных разным цветом), все очень понятно. Наземный транспорт ходит строго по расписанию (они есть на каждой остановке). Проездные билеты продаются в специальных ларечках и в табачных и газетных киосках. В общем, с хорошей картой в Праге чувствуешь себя как дома с первого дня.

Отдельно об особенностях туризма в Праге: обман туристов в Праге возведен в некий вид национального спорта. Особенно это проявляется при обмене денег. Средний курс обмена: 1 евро = 26,90 крон, 1 крона = 1,28 рублей. В обменниках хитрят с вывесками: польстившись на крупную вывеску «1 евро = 30 крон» можно попасться на курс 1 евро=20 крон и узнаешь об этом только, когда тебе уже выдадут деньги и чек; потом окажется, что заявленный курс действителен только при обмене суммы от 40 000 крон и т.д. Мы сами наблюдали такие сцены не раз. Мы вообще не пользовались услугами обменников. Начальную сумму мы обменяли еще в свободной зоне аэропорта (всем советую это сделать, курс средний, а деньги все равно могут понадобиться практически сразу). А потом мы расплачивались в магазинах в евро, а сдачу просили в кронах; курс при такой операции неплохой. Еще очень распространен обман в ресторанах, в такси. В ресторанах нужно внимательно смотреть счет. Еще такая уловка: в туристически привлекательных ресторанах «У Флеку» или «Пивоварский дом» вам с заказанным блюдом принесут огромную тарелку с хлебом (кусков 40), каждый кусочек 2,5 кроны, если вы съедаете хотя бы один, с вас берут стоимость всей тарелки. В многолюдных туристических местах распространено элементарное карманное воровство. Лучше всего все документы оставлять в отеле. В общем, к этому просто надо быть подготовленным, чтобы не испортить себе настроения. Мы к этому были готовы, проштудировав все интернетовские форумы. И покидали Прагу, оставив об этом городе только хорошие воспоминания.

Отдельно об общении – во многих общественных местах (магазинах, ресторанах) обслуживающий персонал говорит по-русски. Если по-русски не говорят и не понимают, нет смысла пытаться общаться по-английски, по-английски они общаются еще хуже, чем по-русски; в таком случае лучше уже пытаться объясниться по-русски, максимально помогая себе жестами (все таки, общие славянские корни дают возможность что-то понимать). Очень дорогая мобильная связь. Либо отключаешь телефон, либо делаешь большой взнос перед поездкой. У меня 1000 рублей ушла за 3 дня (дома у меня такое бывало когда-нибудь!?)

Хрусталь и гранаты – хрусталя очень много и он не дорогой, от похода по магазинам начинает слепить глаза, но найти что-то интересное сложно, в основном изделия традиционные и банальные, да и кому сейчас хрусталь особо нужен? Гранаты добывают в Чехии массово и вроде бы изделия с ними должны стоить недорого, но золотые изделия с гранатами стоят дороже, чем в России и особой ювелирной ценности не представляют, тоже ничего оригинального. Пытаются производить украшения из стекла по типу муранского, но сравнение – все равно, что ночь и день.

30 декабря – проснулись, как огурчики в 7-00 (дальше буду писать всегда местное время). В общем-то, мы и дома без проблем просыпались в 9-00. Оказалось, что мы в отеле вообще одни; все остальные номера заселились 30.12 вечером. Мы, не торопясь, позавтракали и пошли гулять. У нас по программе стояла экскурсия в 13-00 по центру Праги. Времени было еще много, и мы пошли сами обследовать город. Вышли к набережной Влтавы. Набережная, как набережная – простенькая и немудреная. Я подумала, что мы живет в окружении таких потрясающих набережных! И не замечаем этого. Покормили птиц. Масса птиц: лебеди, утки, чайки, голуби. Подъехал маленький фургончик, вывалил прямо на набережную вчерашний черствый хлеб. Прохожие (в основном, молодые мамочки с колясками и пенсионеры) подходили, брали хлеб и кормили птиц. Такая идиллия! Поднялись в Вышеград. По путеводителю сами обошли эту первую резиденцию чешских королей. Осмотрели все: ротонду Св.Мартина, собор Св.Петра и Павла, грот. Сидели на скамейке у собора и читали легенду о княжне Либуше и Пршемысле. Лишний раз удостоверились в том, при поездке в Прагу не нужно включать в программу никаких экскурсий, все гораздо удобнее осмотреть самим. Ближе к назначенному времени спустились к остановке трамвая. Когда изучали расписание, к нам подошел прохожий и вызвался помочь разобраться в расписании, оказалось, что он русский, родился и всю жизнь прожил в Праге, но его родители русские, мама вообще из Петербурга. Поболтали с ним немного, жаловался на трудную жизнь в Чехии. С экскурсоводом встречались у Пороховой башни. На этот раз экскурсоводом оказался мужчина средних лет по имени Олег, нам этот экскурсовод очень понравился. Рассказывал все внятно и интересно. Но передвигались мы за ним достаточно быстро, решили потом еще раз вернуться на Староместскую площадь, посмотреть не торопясь. Староместская площадь в Новый Год и Рождество – это город в городе: на площади вырастает городок из маленьких палаток с красными крышами, украшенными гирляндами, в каждой из которых что-то готовят: жарят колбаски, пекут булочки, варят глинтвейн и все эти запахи, смешиваясь, витают над площадью – это не передать словами. Экскурсия наша закончилась на Карловом мосту. Уже начало смеркаться. Мы уже проголодались, хотели вернуться на Староместскую, покушать там, но вспомнили, что утром видели недалеко от нашего отеля ресторанчик, где готовят национальные блюда (по крайне мере, «вепрево колено» мы в меню видели). Надо сказать, что блюда национальной кухни нам еще попробовать не удалось; в ресторанчике, где мы кушали, таких блюд не предлагали. Для того, чтобы попасть в тот самый ресторанчик, вышли из метро на одну остановку раньше. Уже совсем стемнело, и мы заблудились; блуждали вокруг Вышеграда в темноте и одиночестве. По пути встретили одинокого итальянского туриста, он спросил, где метро; поскольку от метро мы удалились уже достаточно далеко, мы указали ему просто направление, он обрадовался, закивал и пошел в том направлении; наверное, до сих пор блуждает где-то в вышеградских садах.
  Чехия – страна спокойная, кроме обмана туристов и карманного воровства никаких криминальных проявлений не наблюдается, т.е. ночью можно гулять совершенно спокойно в любом месте.
  В общем, закончилось наше путешествие тем, что мы – уставшие, голодные и злые, найдя, наконец, этот ресторан, обнаружили его закрытым, быстрее почесали в наш ресторанчик, он был открыт, мы покушали и отправились в отель – спать.

31 декабря – днем была намечена еще одна экскурсия по городу в 12-00. проснулись, как обычно, в 7-00, на завтраке познакомились с новыми соседями по отелю, поболтали, потом прогулялись по нашему району; добрались в центр, погуляли немного там, потом встретились с нашим экскурсоводом, который в этот раз так же устроил очень интересную экскурсию по Пражскому Граду. По плану должны были попасть в Ларетту, но оказалось, что 31.12 предпраздничный день и музей закрылся рано. Ну, мы как то не очень и расстроились. Осмотрели дворец Рудольфа, правительственную резиденцию и, конечно, собор святого Вита. Собор – зрелище потрясающее и редкое. Огромный по площади и высоте (основная доминанта Праги). Здесь короновались и были похоронены чешские короли. Здесь же похоронен святой Ян Непомуцкий. Его скульптурное изображение первым появилось на Карловом мосту и все теперь там загадывают желания. Витражи необычайно красивые, большинство из них были созданы в 20 веке Альфонсом Мухой. Собор сам по себе пример долгостроя – строили его чуть более 600 лет. Облазали собор, насколько время позволяло. Экскурсия закончилась у Златой улочки. Хотели туда попасть, но не смогли, народу было невероятно много.
  Невероятное количество народу на Староместской и Карловом мосту просто убивало: ну просто, как в метро в час пик, только на поверхности.
  Начали двигаться по направлению к отелю уже часов в 19-00. Рядом с нашей остановкой метро был итальянский ресторан, в нем мы и запланировали себе праздничный ужин. Поужинали, пошли в отель немного отдохнули и поехали на Вацлавскую площадь. На Вацлавской площади были устроены праздничные гулянья основным чешским телеканалом «Нова» с непрекращающимися фейерверками (очень красивыми) и выступлением местных звезд с открытой сцены. Даже старичок Карел Готт вышел в 23-45; народ, в основном, местное население, его очень шумно приветствовал, похоже, он и сейчас там очень популярен. Карел Готт пел где-то минут 40, в 24-00 всех поздравили с Новым годом, и в 22-00 поздравляли с Новым годом по московскому времени. В крытых палатках вокруг сцены продавали жаренные колбаски, пиво и глинтвейн. Мы взяли колбаски и пиво, пиво, как и везде, хорошее; колбаски – так себе. В 00-30 мы уже напелись, натанцевались и поехали в отель. Учитывая, что мы встали в 7-00, мы уже просто с ног валились.

1 января – мой день рождения. Никаких экскурсий на этот день не было назначено. Утром встали легко позавтракали и поехали в «Пивоварский дом». Нашли удобный столик в углу в зале для некурящих. Потом обошли весь ресторан и осмотрели остальные залы – они для курящих и, конечно, там накурено. Очень хорошее пиво, даже я, не большой любитель пива, это понимаю. Наконец взяли «вепрево колено» – обычная свиная рулька, запеченная в духовке. Решили перепробовать все национальные блюда: взяли кнедлики мучные, картофельные, сладкие и еще бромбораки, а также традиционный чесночный суп. Кнедлики – гадость редкая: мучные – это булка, по недоразумению сваренная еще раз, картофельные – просто клейстер, я думала, зубы не смогу вынуть из этой массы, сладкие – неплохие, похожи на вареники сладкие, но это такое калорийное блюдо! Бромбораки – тоже неплохо, похожи на наши драники, только добавлена зелень и немного чесноку. Традиционный суп – картофельная похлебка на мясном бульоне, Алексей такое традиционное блюдо сварганит за 5 минут. Очень правильно поступили, что взяли одно «колено» – весом это блюдо было 1,5 кг, ели его все втроем. Перепробовали все пиво, все таки традиционные сорта (светлое и темное) у них очень хорошие, варят прямо тут же. Пиво с фруктовыми вкусами – сомнительное удовольствие, но один раз попробовать даже интересно, в вишневом даже вишенка плавает. Пивное шампанское – очень неплохое. Так душевно посидели. Потом пошли заново осматривать Староместскую и Карлов мост, осмотрели Йозефов, долго шастали по торговым рядам. Очень много кукол-марионеток. Есть очень интересные. В одном магазинчике наблюдали целое представление: девочка-продавец так здорово управляла Петрушкой под музыку – одно удовольствие наблюдать; не удержались – сфотографировали ее. Еще мы искали сувениры друзьям, не хотелось отделаться банальной хрустальной вазочкой и поэтому искали долго и упорно. Обошли Парижскую и Целетную улицы. По возвращении в отель обнаружили, что наш ресторанчик закрыт, оказывается, они не работают 01 января. Возвращаться в центр города уже не хотелось, да и не верилось, что не сможем в нашем районе найти работающий ресторан. Оказалось, что не работает ничего. Нашли правда небольшую кафешку, но контингент там был такой, что кушать сразу расхотелось; мы быстренько ретировались. Опять пошли расспрашивать нашу гостиничную хозяйку, где можно хотя бы еды купить. Объяснила, что только в магазинах с названием «Вечёрка». Нашли такой магазинчик у метро. У меня было ощущение, что я попала в ночной магазинчик времен начала перестройки: чипсы, пиво, конфеты напитки, сигареты – вот и весь ассортимент. Порылись – нашли йогурт, минеральную воду, колбасу и булочки. Вернулись в отель, поужинали в номере. Нужно отметить, что вообще в магазинах очень хорошего качества минеральная вода, в основном – это минеральная вода из источников Матони, либо натуральная, либо с добавлением каких-то добавок, придающих вкус.
  Вообще надо отметить, что магазины работают допоздна только на Вацлавской и Староместской площади, все остальные магазины закрываются в 18-00; когда они сами покупки делают – непонятно; 31.12. все общественные места, в том числе и магазины и рестораны закрылись очень рано. 01.01. вообще мало что работало.

2 января – экскурсия в Карловы Вары. Проводит ее тоже Олег, и проходит она интересно. По пути он рассказывает о традициях пивоварения в стране. Вдоль дороги массово расположены плантации хмеля. По пути заезжали на фабрику «Крушовице», бегло осмотрели; некоторые товарищи из группы покупали там пиво, непонятно зачем, в Праге это самое «Крушовице» стоит так же. В Карловых Варах осмотрели весь городок (он совсем небольшой). Экскурсовод показал все галереи, все источники (самый большой источник «Гейзер» выведен в галерею, которая так и называется «гейзерная»), кафе «Элефант», в котором снимали свидание Штирлица с женой в «17 мгновениях весны». Можно было искупаться в открытом бассейне с минеральной водой при отеле «Термал», но погода была какая-то мерзкая, шел мокрый снег, и мы купаться не стали. У нас было 2 часа свободного времени, экскурсовод назначил место встречи у памятника Масарику (последний президент Чехии перед установлением советской власти в 40-х годах). Мы погуляли по городу, зашли в магазин косметики на карловарских солях, брать ничего не стали (что-то ничего не понравилось) поболтали с продавщицей, которая оказалась русской, живет в Чехии уже 6 лет. Хотели взять традиционные карловарские вафли, решили сначала попробовать; в Карловых Варах их пекут прямо при тебе и продают горячими. Взяли с разными начинками, вафли нам категорически не понравились, брать не стали, подумали, что на нас за такой сувенир из Чехии могут элементарно обидеться. Карловы Вары вероятно очень красивы весной и летом. Зимой они выглядят, как искусственная декорация и сильного впечатления не производят. Даже скорее не зимой, а мрачной осенью. Погода в Варах была хуже, чем в Праге. Если в Праге было тепло (+6) и солнечно, то в Варах шел мокрый снег, и было прохладно (0). Вернулись в Прагу уже совсем поздно, сразу в наш ресторанчик, благо он работает до 23-00.

3 января – еще один свободный день. Первую половину дня потратили на шопинг. Зашли в обувной магазин фирмы «Батя». Владелец фабрики Томаш Батя после установления советской власти в Чехии эмигрировал в Америку и там тоже создал обувную фабрику (на мощностях бывшей обувной империи господина Бати работала фабрика «Цебо») после реституции в 1989 фирма снова заработала под прежним именем, сейчас фирма принадлежит наследникам Томаша Бати. Качественная, удобная, стильная и недорогая обувь. Перемеряли все, что понравилось, купили 5 пар обуви и довольные ушли. Купили еще часы и купили бижутерию в подарки друзьям. Отвезли покупки в отель, поехали в «Пивоварский дом» пообедать и отметить удачные покупки. Очень хорошо посидели, не стали брать блюда национальной кухни, взяли нормальные европейские блюда, темное и светлое пиво (без дополнительных вкусов). Алексей, правда, «колено» взял, на этот раз оно было 1,7 кг весом; как он его доел, до сих пор не понимаю. Попросили еще с собой несколько бутылок пивного шампанского, решили взять с собой в Петербург. (Зря, между прочим, свежее только что сваренное без консервантов пиво нужно пить сразу, уже на третий день в бутылках появился чуть заметный осадок, часть тут же отвезли друзьям, часть выпили сами). Потом Алексей поехал в отель, а мы с Настей еще немного прошли по магазинам, потом пошли на Староместскую, посмотрели представление в часах «Орлой» на ратуше, там в окошечках проходят архангелы, часы показывают время, фазы луны и знак зодиака. Потом просто погуляли по городу.

4 января – проснулись в 5-30, в 6-15 за нами заехал автобус и повез в аэропорт. В аэропорту началась суета с оформлением «такс-фри», сдачей багажа, регистрацией; пробежались по дьютикам, купили духи и спиртное и пошли на регистрацию. У стойки регистрации наблюдали целое представление. По требованиям чешских таможенников в ручной клади нельзя перевозить никаких жидкостей. Я предусмотрительно все убрала в багаж. Перед нами досматривали одну пару, они как-то проигнорировали таможенные требования насчет жидкостей и таможенники методично выуживали у них из сумки все, что хоть как-то напоминало жидкость: духи, шампунь, лак для волос и ногтей, жидкость для снятия лака, пену для бритья и пр. и складывали это в пластиковую корзину. Все это конфисковали без оформления каких бы то ни было документов. Уже все улетающие столпились у стойки – всем же интересно. Наконец все процедуры пройдены и мы в самолете. Нас приветствуют стюардессы, и я даже не ожидала, что меня так порадует русская речь без акцента со стороны официальных лиц.

Чешские дамы в массе своей некрасивые, бесцветные, невыразительные. Плохо постриженные и зачастую элементарно немытые волосы. Одеты как-то тускло и некрасиво. Не следят за собой. Мужчины от злоупотребления пивом тоже какие-то расплывшиеся. Ресторанчик рядом с нашим отелем, в котором мы кушали, был такой характерный чешский с завсегдатаями за стойкой и за ближайшими к стойке столиками, особенно интересны старички со своими приемниками, газетками, гармошками (центральные рестораны наполнены в основном туристами). Причем завсегдатаи могут сидеть в ресторане весь вечер с несколькими кружками пива. И это только мужчины; где проводят вечера чешские дамы – непонятно.

Но и дама в норковой шубе и сапогах на каблуках под дождем и на мощеной мостовой – точно русская. Ура, продукции «Адидас» и «Коламбия», в которую мы были одеты с ног до головы – тепло, легко и максимально комфортно!

Все-таки невероятным свойством обладает этот город. Уже на второй день начинаешь чувствовать себя как дома, ориентируешься, как дома, заводишь себе какие любимые местечки, любимые ресторанчики, любимые магазинчики; забываешь о том, что это другая страна, другие обычаи, другой язык. И все равно, спроси у меня, хотела ли бы я жить здесь постоянно, сказала бы, что не хочу. Сюда нужно приезжать время от времени отдыхать, Тихий размеренный ритм жизни, очень спокойный и неторопливый. А жить постоянно нужно в Санкт-Петербурге с его бешенным ритмом и торопливой жизнью.

1. Alexander
    Alexander 18 июля

Кнедлики
    Не оценили, значит, кнедлики, а зря! Замечательная вещь! Я их обычно беру вместо хлеба. Например, с гуляшом на пиве они просто супер, да и с другими традиционными блюдами чешской кухни тоже. Мне очень нравятся.

2. Елена
    Елена 20 июля

to Alexander:

3. Елена
    Елена 20 июля

Кнедлики
    to Alexander: Александр, были в Праге потом еще в сентябре 2007 года. Пробовали кнедлики сладкие в маленькой кафешке по дороге в замок Карлштейн с вокзала (ездили в Карлштейн сами на элктричке), так вот я поняла, что ничего вкуснее в жизни не ела! Вот это было объеденье! Теперь кнедлики люблю!

4. Гостья
    Гостья 05 декабря

Не думаю, что стоит описывать свои впечатления о людях такими словами, как "замызганной какой-то особой по имени Татьяна" и "Чешские дамы в массе своей некрасивые, бесцветные, невыразительные. Плохо постриженные и зачастую элементарно немытые волосы. Одеты как-то тускло и некрасиво. Не следят за собой. Мужчины от злоупотребления пивом тоже какие-то расплывшиеся".. (а ведь критикуют одежду европейцев люди, которые были "празднично" одеты в спортивные костюмы: "Ура, продукции �Адидас� и �Коламбия�, в которую мы были одеты с ног до головы"). Учитывая патриотичность автора ("Но и дама в норковой шубе и сапогах на каблуках под дождем и на мощеной мостовой – точно русская"), можно было бы выбрать гораздо более культурные эпитеты в богатом русском языке... Очень грубо и неполиткорректно, уважаемый автор. Вряд ли, услышав такие отзывы в свой адрес, чехи пригласили бы вас в свою прекрасную страну еще раз.. :)

5. Елена
    Елена 05 декабря

Это МОЁ - субъективное - мнение. "Культурные эпитеты из богатого русского языка" предоставляю возможность выбрать Вам. С интересом почитала бы Ваши впечатления о путешествиях. А морализаторство не приветствуется нигде.

Экскурсии по Чехии

Отправление из Москвы на поезде в Брест. Далее насыщенная программа по городам: Варшава, Вроцлав, Прага, Карловы Вары, Дрезден. Ежедневные обзорные экскурсии с гидом. Размещение и питание…