Отзывы о туристических маршрутах Узбекистан
НАСЛЕДИЕ ЖЕЛЕЗНОГО АМИРА
Я давно хотел побывать в Средней Азии. Но каждый раз поездка откладывалась по всяким разным причинам. Вдруг как-то неожиданно появились свободные дни и на ближайший рейс оказались свободные билеты. На…
Хотелось пройтись по улицам города, посмотреть памятники старины, которые на радость туристам еще прекрасно сохранились, зайти на старый восточный базар, который по праву считается сердцем любого восточного города, и если останется время побывать в пригороде Самарканда – в горах, которые в начале мая начинают цвести.
В аэропорту меня встретил мой старый знакомый. «Ты будешь жить у моего друга. Он владеет небольшой частной гостиницей. Тебе у него понравится», – уверил меня он. Погрузив вещи в старенький «Запорожец», мы ехали в небольшую частную гостиницу, которая находилась в самом центре исторической части города. Гостиницей оказался частный дом, состоящей из нескольких комнат и общей столовой. Тимур – хозяин дома лет тридцати уже ждал нас. Пока мы размещались и занимались багажом, жена хозяина дома готовила завтрак. Чайник с зеленым чаем уже стоял на столе. За завтраком Тимур рассказывал нам про своих друзей и знакомых. И не важно, что я их не знал и не видел никогда, но теперь они все мои друзья тоже. Ведь друг моего друга – мой друг. Восток дело тонкое! И еще, мне показалось, что Тимур очень гордится своим именем. Еще бы, ведь великого завоевателя Востока тоже звали Тимуром.
Наш график был расписан по часам. Ничего не хотелось упускать. В первый день мы планировали посмотреть памятники старины «Гур-и-Эмир», площадь трех медресе «Регистан», «Шах-и-Зинда». После завтрака, взяв с собой сумку с фотоаппаратурой, мы двинулись в сторону мавзолея «Гур-и-Эмир». К нам присоединился Иноятов Джуракул – генеральный директор самаркандского межобластного объединения «Усто», коренной самаркандец, прекрасно знающий историю родного города. Он любезно согласился быть нашим гидом на целый день.
Мавзолей Гур-и-Эмир рассказывает Джуракул, – место захоронения Амира Тимура, его сыновей и внуков. Вообще вокруг его имени ходило множество легенд. Этому человеку еще при жизни придавали мистические свойства. Хроники того времени писали, что Тимур родился с белыми волосами и с куском запекшийся крови, которую он сжимал в кулаке. Даже после смерти ореол тайны окружал его имя. В 1941 году историки решили вскрыть его могилу. -Перед группой стоял самый важный вопрос: действительно ли в склепе находятся останки «грозы востока и Запада», как писали о Тимуре его современники.
Доподлинно известно, что еще до вскрытия группа стариков просила не вскрывать могилу. Они говорили о придании, что если вскрыть могилу, то вырвется наружу дух войны, погребенный вместе с Тимуром. Это обернется большими бедами. Словам стариков не придали значения. Утром 22 июня началась Великая отечественная война. Совпадение? Возможно. Но против фактов не поспоришь. Исследования остатков тимуридов продолжались вплоть до декабря 1942 года. 20 декабря 1942 года в разгар Сталинградской битвы останки Тимура и тимуридов были возвращены их гробницам, где и покоятся, по сей день.
Сегодня, пожалуй, только в Узбекистане, – единственном государстве на территории бывшей империи Тамерлана чтят память этого завоевателя. В конце 90-ых в Самарканде ему был поставлен огромный бронзовый памятник, названы его именем улицы. Его имя возведено в ранг национального героя и вдохновителя нации. Но Тимур (1336-1405) вошел в историю не только как жестокий завоеватель. Ему удалось прекратить междоусобицы, создать прекрасно обученную армию с жесточайшей дисциплиной, разбить турецкого султана Баязета I и создать почти совершенное по тем временам государство. В начале 15 века его границы простирались от Армении на Западе, до Индии на Востоке, от Кавказа и Аральского моря на Севере, до Персидского залива на Юге. Самарканд стал столицей государства – центром ремесла, строительства, культуры, науки и торговли. Здесь пересекались караванные пути, сюда стекались товары из Руси и Сирии, Индии и Китая, Ирана и других стран. Из каждого победоносного похода он привозил не только несметные богатства, но и ремесленников, зодчих, мастеров, ювелиров, людей искусства и ученых. Устраивались даже своеобразные творческие конкурсы, где мастера реализовывали свои таланты в полной мере. 14-15 век историки называют «веком тимуридского ренессанса». Благодаря именно Тимуру Самарканд украсили великолепные здания и сооружения, которые сохранились до наших дней в идеальном состоянии. С высоты птичьего полета открывается прекрасная панорама на историческую часть города, где безмолвные очевидцы событий прошлых веков прекрасно вписываются в архитектуру современного Самарканда, с его бульварами, площадями, высотными зданиями и проспектами.
К трем часам программа была выполнена. Наш гид предложил нам пообедать в чайхане, рядом со старым и самым крупным базаром в Самарканде. Уже за обедом, он спросил у меня: «Я знаю многих известных мастеров, которые живут в этом городе. Некоторые из них – это представители старинных династий, ведущих свое начало еще со времен великого Тимура. Таких не много, но если вы хотите, я мог бы вас познакомить с ними. Эти люди делают уникальные вещи». Самарканд вдруг открывался нам с другой стороны. Договорились встретиться утром, следующего дня. Попрощавшись, он уехал по своим делам.
После обеда мы не стали упускать возможности зайти на базар. Восточный базар место особое. Это сердце любого восточного города, и уж тем более, с такой богатой историей, как Самарканд. Самаркандский базар всегда являлся полноценной достопримечательностью для туристов со всего мира. Расположен он в исторической части города, рядом с мечетью Биби-Ханым. На востоке базар являлся не только местом торговли, но и местом где можно было сидя в чайхане узнать и обсудить все последние городские новости, пообщаться со знакомыми, себя показать и на других посмотреть. Активная жизнь на базаре начиналась ранним утром и заканчивалась далеко затемно, когда его покидали последние посетители и торговцы. В наши дни базар не утратил своего исторического значения.
Заходим на базар через центральные ворота и стразу же попадаем в водоворот людского моря. Сегодня выходной и людей особенно много. Их так много, что все они сливаются в одну плотную пеструю массу – людское море, которое, кажется, живет своей самостоятельной жизнью. Зазывные крики торговцев, звуки национальных инструментов, запахи восточных специй, жареного мяса и плова, горячих лепешек, гудки машин, пестрое буйство торговых рядов – все это создает неповторимую атмосферу восточной жизни. И ты ощущаешь себя частью этой жизни с ее неподражаемым колоритом. Первый день подходил к концу и надо было переварить впечатления.
Рано утром нас разбудило пение перепелки. Правда, пением назвать это можно было очень условно. Клетка с птицей висела у Тимура во дворе. Перепелка голосила во все горло. 7 утра. Солнце уже высоко. Во дворе уже накрыли стол. Пока завтракали приехал Джуракул. «Вам повезло», – говорит он. «Большинство мастеров, про которых я вам говорил, сегодня в городе. Вообще их очень трудно застать. Кто на выставках, кто на реставрационных работах. Сегодня сами увидите, как работают резчики по дереву, золотошвеи и гончар. Мастера работают дома, поэтому поедем к ним домой. Они уже ждут нас. И если успеем, то заскочим в действующую мечеть Ходжа Ахрор».
По дороге Джуракул продолжает рассказ: «Многие ремесленные династии, ведущее начало с давних времен, продолжают работать и поныне. Они создают прекрасные произведения искусства, возрождают и используют утраченную технику древних ремесел. Их работы пользуются большим спросом у ценителей Восточного искусства, украшая многие художественные галереи и частные коллекции мира. Как и в древние времена, в наши дни Самарканд является одним из самых крупных ремесленных центров Узбекистана. В городе живут и работают потомки древних мастеровых школ чеканщиков, резчиков по дереву и камню, золотошвей и гончаров. Самые сложные реставрационные работы не проходят без их участия. Как и раньше, сегодня работы мастеров востребованы и популярны. Резные деревянные ворота ручной работы украшают практически каждый частный двор состоятельных самаркандцев».
Вскоре мы остановились у частного дома Асадова Мирджалола – одного из четырех сыновей рода потомственных мастеров, резчиков по дереву и ганчу. Во двор к именитому мастеру мы зашли через большие деревянные ворота, испещренные затейливым орнаментом. Несмотря на раннее утро, мастер уже работал. Посреди двора в тени виноградника стояла подставка, на которой лежала заготовка большой деревянной двери. Усто Мирджалол-ака – невысокий плотный мужчина около 50 лет сидел на небольшом стульчике со стамеской в руке и что-то объяснял своему ученику. Молодой еще безусый паренек внимательно слушал своего учителя. Еще трое учеников работали в мастерской. Мастер встал и поздоровался с нами и пригласил выпить зеленого чаю. За чашкой чая, мы, следуя восточным традициям, поговорили о жизни, о семье, о погоде и, конечно о ремесле, которому Асадовы отдают всю жизнь. «Самым ценным материалом для резьбы является дерево чинар и карагач, говорит Мирджалол, у них текстура красивая. Правда, эти породы очень твердые и обрабатывать их тяжело, но зато стоят века. Не рассыхаются на солнце. Хотите посмотреть, как режется орнамент?». Мирджалол взял в руки стамеску и молоток. Ученик уступил место почтенному усто. Мастер начал вырезать узор за узором, лишь изредка слегка помогая себе, подбивая стамеску легкими ударами молотка. На моих глазах рождалась сказка, застывшая в дереве.
Основной орнамент наносят прямо на деревянное полотно при помощи кальки, затем по контуру вырезают основу витиеватого рисунка. Более мелкие узоры придумываются в процессе резки. Повторить их не возможно. Каждая работа даже одного мастера неповторима. Орнамент получается как бы продолжением основы и текстуры дерева. «Вы были в мавзолее Шах-и-Зинда?», – спрашивает мастер. «Там есть старинные ворота – вход в мавзолей Куссам ибн Аббаса. Они называются. «Ворота Дарвоза». Эти ворота сделаны из карагача. Им уже более 800 лет. Если будете там, посмотрите в каком они состоянии. Простоят еще столько же».
«А сколько у вас учеников», – спрашиваю я. «Четверо. Больше пока не надо. Надо этих довести до ума. А там видно будет».
Асадовы стали знаменитыми на весь Узбекистан после того, как разгадали секреты старинной техники резьбы по дереву. Отец Мирджалола был резчиком, также как и отец его отца. Старинные технологии резьбы по дереву передавались из поколения в поколение, так же как и некоторые старинные инструменты. «Мы не используем практически никаких станков. Все делаем вручную. Основной инструмент – это несколько ручных пил, стамески, молоток деревянный рубанок и лекала орнаментов. На изготовление одних ворот уходит несколько недель. Иногда делаем несколько заказов одновременно. Пойдемте в мастерскую, я вам покажу готовые работы. Мои ученики заканчивают несколько дверей. Все они на заказ. Пока мы шли к его второй мастерской, Мирджалол неожиданно спросил: «А вы знаете Саматулло?». В голосе у Мирджалола я уловил нотки уважения и почтения. «Вам стоит побывать у него. Не пожалеете. Он мастер в 8 поколении. Эта династия ведет свое начало из Бухары с конца 16 века. Насколько мне известно, он сейчас что-то реставрирует. И живет он не так далеко».
Мастерская Сохибназарова Саматулло представляла собой большой дом и двор, который был заставлен заготовками и уже готовыми работами. В глубине двора на открытом солнце сушились доски, сложенные аккуратными рядами. После разговора с Мирджалолом, я надеялся увидеть убеленного сединой старца с морщинистым лицом, окруженного дюжиной учеников. Мои ожидания не оправдались, когда передо мной появился юноша не больше 30 лет. «Ассалом алейкум», – протянул руку он. Я Саматулло». Было видно, что он нас не ждал и был немного растерян, при виде неожиданных гостей. По-видимому, мы его оторвали от работы. Его рубашка была вся в стружке. Когда он узнал цель нашего визита, он провел нас в свою мастерскую. На стенах мастерской висели старинные работы. «Это делал мой прапрадедушка», – с гордостью сказал мастер, показывая на почерневшую от времени, но не утратившую форму резную решетку. «Есть и более старые работы. Но я их сейчас немного реставрирую. Хотите посмотреть? Они на улице».
Саматулло делает деревянные решетки на окна, проемы дверей, арки порталов. Его работы украшают большинство архитектурных памятников Самарканда и Бухары. Несмотря на свою молодость он уже известен в Узбекистане и уважаемый человек в городе. «Мои предки жили в Бухаре», – рассказывает Саматулло, – все они занимались изготовлением решеток. Старинная техника изготовления передавалась из поколения в поколение. Я тоже пользуюсь ей. Решетки мы делаем таким образом, что ячейки имеют пятиугольную форму. Такая техника называется «Панчжара». Узор напоминает пчелиные соты. Причем есть еще одна особенность: решетка собирается из отдельных заготовок без единого гвоздя и капли клея! Собирается как мозаика. Даже если в итоге сооружение получится большим, то оно не потеряет своей прочности». Как пример он показал мне фрагмент решетки, сделанной почти двести лет назад. Конструкция действительно была на удивление прочна. «Заменю кое-какие детали на новые и еще пятьсот лет простоит», – мастер доволен своей работой. Кстати сейчас реставрирую главный портал «Шах-и-Зинда. На днях заказчики должны приехать за работой».
За разговорами пролетели пара часов. Джуракул показывал на часы. «Надо успеть к вышивальщицам, если хотите посмотреть, как они работают. Поехали». По пути я спросил у Джуракула: «А как на счет конкуренции между мастерами? Я не заметил никакой напряженности между ними. Это не свойственно для современных рыночных отношений…». Мой собеседник слегка улыбнулся. «Это Восток, Андрей-ака! Какая конкуренция? Во-первых, таких мастеров как Мирджалол и Саматулло остались единицы. Их умение от Бога. А потом, все они владеют своей собственной техникой резьбы, и если делают, то только уникальные вещи, не повторяя друг друга». «Вообще, продолжает Джуракул, – мастера – особая каста. Они пережили все политические катаклизмы. Они живут в собственном мире. Их ценности – это собственные руки и голова. К людям, имеющим в руках ремесло, на Востоке всегда относились с особым уважением. Они всегда почетные гости на любых мероприятиях, будь они радостные или не очень. А вообще, – слегка задумавшись, произнес Джуракул, у нас очень много мастеров. Конечно не именитых. На базаре для них даже есть специальные места. В базарные дни можно видеть их работы. Ножи, посуда, упряжь для скотины, люльки для младенцев, головные уборы – тюбетейки – все можно увидеть своими глазами и потрогать руками».
Через полчаса, мы были около длинного одноэтажного здания, окна которого выходили во внутренний двор. «Эта школа по вышивке золотом, – поясняет Джуракул. У меня там дочери учатся».
Во дворе стояли несколько столов, за которыми сидели молодые девушки. Мы подошли к столу, где вышивальщицы расшивали несколько халатов. В средние века вышивкой занимались исключительно мужчины. Сегодня вышивкой золотом занимаются только девушки, причем молодые. В Узбекистане две школы: бухарская и самаркандская. Отличаются они друг от друга рисунком. Если в Бухаре вышивают сплошным орнаментом, то в Самарканде этот орнамент состоит из цветов. «Не так давно наши вышивальщицы научились сочетать эти две школы», – поясняет одна из девушек. «Получается очень необычно».
Научиться вышивать золотом не сложно. Но прежде чем вышивальщица села за самостоятельную работу, она должна как минимум год побывать в учениках у более опытного мастера. Потом ей доверяют не сложную работу. Ну а если все будет получаться, тогда можно брать самостоятельные заказы. Кстати, вышивают не только халаты. Золотым узором украшают головные уборы, тапочки, национальные штаны, рукавицы и платки.
Я обратил внимание, что узоры получаются выпуклыми, как бы объемными. Мне поясняют, что основу орнамента, вырезают из тонкого картона, накладывают его на ткань, а уж потом заготовку обшивают тонкой золотой нитью. Золотые нити дороги и как много веков назад их закупают в Афганистане и Индии. Работа кропотливая и требует аккуратности и изрядной сноровки. Готовы изделия не дешевы. Например, расшитый свадебный комплект для невесты стоит 350 долларов, а для жениха 250. При средней зарплате в стране в 30-40 долларов покупка такого комплекта изрядно бьет по карману. Но как ни парадоксально, заказы расписаны вперед и золотошвеи трудятся, засучив рукава. Ведь свадьба на Востоке – дело святое и никто не хочет ударить лицом в грязь перед соседями и родственниками.
«Вы должны понять», – говорит Джуракул, – здесь мы все с рождения так или иначе связаны с тем, что делают наши умельцы. Начиная с первого дня и до самой смерти, мы окружены вещами, которые делают наши мастера. Время на Востоке течет медленно. И цивилизация не убивает самобытность. Наши традиции с нами уже много веков. Так было всегда, так будет дальше. Ведь это Восток, Андрей-ака!»
Оставался последний день. После двух суток насыщенных историей и городской суетой, хотелось вырваться на природу. Еще вечером, мы договорились с другом Тимура, что тот отвезет нас на машине в пригород Самарканда, в кишлак Миранкуль. Миранкуль расположен в 20 километрах от Самарканда, в отрогах Гиссарского хребта, испещренных множеством небольших и живописных ущелий с мелкими горными речушками с кристально чистой и холодной водой. Дорога от города занимает не больше часа с небольшим. Проезжая через населенные пункты, жизнь местного населения со стороны выглядит спокойной, не торопливой и даже безмятежной. Останавливаемся у обочины дороги купить воды. Рядом у дороги старик играет с мальчиком в нарды. Вот она философия Востока – древняя игра объединяет поколения.
Въезжаем в ущелье. С середины апреля до конца мая горы покрываются ковром из горных цветов, растений и травы, приобретая зеленый цвет. И только белые пятна огромных каменных валунов резко контрастируют на фоне ярко-зеленого растительного буйства. Воздух наполнен запахами растений и цветов. По берегам горных речушек вокруг цветов роятся белые бабочки-капустницы. Их так много, что каждый куст просто усеян ими. Уже к концу мая палящее солнце нещадно выжигает траву, оставляя лишь небольшие зеленые островки в высокогорном поясе.
Дорога на перевал петляет мимо невысоких почти одинаковых глиняных домов. Техника строительства домов в кишлаке очень примитивна. Местные жители строят свои дома из глиняных кирпичей, не обжигая их предварительно. Поэтому весной, когда зацветают маки, на крышах домов можно увидеть эти красивые полевые цветы. Весь день мы проводим в горах. Возвращаемся в город уже поздно вечером. Рано утром наш рейс в Москву.
Уже на взлете я посмотрел в иллюминатор. Под крылом оставался древний город, с силуэтами старинных зданий, стройных минаретов и бирюзовыми куполами мечетей и медресе. Три дня пронеслись сказочным калейдоскопом. Еще через 10 минут Самарканд исчезает в утренней дымке облаков.
Комментарий автора:
Рядом у дороги старик играет с мальчиком в нарды. Вот она философия
Востока – древняя игра объединяет поколения.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Турция
10 долин и каньонов Каппадокии, которые не стоит пропустить
Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.
1. Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.
2. Розовая долина (Güllüdere). Это 2 долины с розовым оттенком скал, которые расположены параллельно друг другу. Они начинаются к югу от Чавушина и тянутся к смотровой площадке Красной долины. В долине — несколько церквей 7 — 8 ст. с хорошо сохранившимися фресками.
3. Долина любви — визитная карточка Каппадокии. Фаллоподібні скалы можно увидеть на большинстве буклетов о Каппадокию, и именно их больше всего любят туристы. Попасть в долину можно с трассы Гьореме — Аванос, повернув за Гьореме налево на асфальтированную дорогу, и потом еще раз повернув налево по указателю.
4. Белая долина (Bağlidere). Это — продолжение Долины Любви на юг. Долина с монументальными скалами белого цвета, похожими на волны. Можно встретить туннели, природные арки и выдолбленные в скалах голубятни.
5. Медовая долина является продолжением Белой Долины на юг. Это-довольно крутой и узкий каньон с туннелями и скалами кремового цвета, которые природа разрисовала разными оттенками. Тропа в долину начинается при въезде в Учхисар: на первой развилке поворачиваем резко направо, а потом на перекрестке — снова направо, и спускаемся в долину.
6. Голубиная долина (Güvercinlik). Названа так благодаря большому количеству голубятен, выдолбленных в скалах. Гладкие конусообразные скалы имеют белый цвет. Долина тянется параллельно дороге Гьореме-Учхисар, и дальше на юг. Лучшая смотровая площадка находится на южном выезде из Учхисара.
7. Долина Мескендир (Meskendir) — длинная долина, которая тянется от поселения Чавушин до дороги Гьореме-Ургюп. Отсюда стартуют в небо знаменитые воздушные шары. В долине есть природные туннели, голубятни, скальные церкви с фресками.
8. Долина Сабель (Kiliçlar). Отсюда взлетают воздушные шары. Здесь можно увидеть много скальных помещений, которые используют местные жители для своих нужд. А в заброшенных церквях долины есть великолепные фрески с изображениями святых и вырезанными мальтийскими крестами. Долина начинается к северу от Музея под открытым небом возле Гьореме.
9. Долина Любви — 2 (Görkündere) — похожа на известную Долину Любви, но находится рядом с Гьореме. Фаллоподібних скал здесь также много. Найти ее просто: от поворота на Ургюп пройти около 500 метров, свернуть направо в долину Зэми и снова повернуть направо по указателю.
10. Долина Ихлара (Ihlara Vadisi). Самая отдаленная долина, которая находится в 70 км к югу от Гьореме. Это — глубокий каньон, в котором расположились более 100 церквей и монастырей с уникальными росписями.
ТОП-10 смотровых площадок Каппадокии, где можно сделать трогательные фото
1. Холм влюбленных (Asiklar Tepesi) — лучшее место для встречи рассвета и наблюдения за воздушными шарами во время восхода солнца. Находится на холме, который расположен на южные окраины Гьореме. Отсюда, как на ладони, видны герме и Долина любви — 2 (Görkündere)
2. Смотровая площадка Красной Долины (Kizilçukur) — популярное место для наблюдения над закатом с видом на скалы красноватого оттенка. Находится на вершине холма Актепе.
3. Замок Учхисар. С Замковой горы открывается великолепный вид сразу на несколько долин и Гереме, особенно после захода солнца. Но сюда можно прийти и на рассвете.
4. Площадка с видом на белые скалы Голубиной долины на южной окраине Учхісара. Над долиной можно отыскать деревья с ветвями, украшенными бело-сине-черными символами, похожими на глаз. Есть инсталляции из сухих деревьев, украшенных горшками. Получаются очень эффектные фото на их фоне.
5. Отель Sultan Cave Suites. На смотровую площадку, украшенную яркими коврами, могут попасть лишь постояльцы отеля. Прекрасное место для наблюдения за воздушными шарами на рассвете и фантастическая панорама Гьореме.
6. Galeri Ikman Carpet Shop. Для тех, кому не повезло попасть на смотровую площадку отеля Sultan Cave Suites, может сделать фото на фоне разноцветных ковров в этом ковровом магазине.
7. Смотровая площадка «Три красавицы» (Üçgüzeller) на запад от Ургюпа. Вид на «грибы со шляпами» — это визитная карточка Каппадокии, которую вы можете увидеть на многих буклетах.
8. Отрахисар: площадка с видом на замок Отрахісар и сам городок. Находится на холме к юго-востоку от центра.
9. Долина Пашабаг между Гьореме и Аваносом: здесь открывается вид на множество скал, который называют «дымоходами фей».
10. Долина Любви: здесь выходят классные фото после рассвета, когда здесь приземляются воздушные шары.
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Россия
Восхождение на Казбек
Рассказываю о моем восхождении на Казбек с командой Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/
Решила взобраться на Казбек с группой и гидами, выбрала компанию Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/. Все было просто шикарно, море эмоций и впечатлений, самое яркое приключение в жизни, всем советую
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Доминиканская Республика
Насыщенная экскурсия с культурной программой и отдыхом в раю.)
Были с сестрой в Доминикане на зимних праздниках, зачетный отдых получился.
Сама Доминикана конечно тоже огонь, но сейчас хочу про конкретную экскурсию поделиться впечатлениями. Наша экскурсия Саона-Делюкс включала в себя посещение Города художников и острова Саона. В городе художников мы осматривали местные достопримечательности, такие как амфитеатр, церковь святого Станислава, школу искусств и фонтан желаний, естественно, всей группой там загадывали желания.) Кстати, пока не забыла, группа была небольшая и не было толкучки, это нас очень порадовало. Далее, на острове Саона нас ждал обед с напитками, и для нашей группы обед был вне очереди. Обед сам был шикарный, даже гриль-бар включал в себя, ну а напитки вообще вкуснейшие и самое главное, безлимитные. На райском острове мы отдыхали не меньше четырех часов, так что успели вдоволь насладиться его красотами. Был и еще один маленький пункт остановки у нас потом, на песчаной отмели, там мы в натуральном бассейне купались с морскими звездами. Я так близко их раньше не видела и не трогала тем более. Во время этой остановки работал бар, и мы освежались вкусным шампанским. Вот сейчас рассказываю, и снова туда хочуууу. Организаторами экскурсии была компания Доминикана Про, за что ей огромное спасибо, все круто было. Еще один момент добавлю и буду закругляться. Автобус нас возил очень комфортабельный с wifi и даже питьевая вода была, что в жару очень кстати, а на борту было целых два русскоязычных гида — позитивные ребята. Остались довольны насыщенной программой, возможно повторим, когда будем в тех краях.
taram
24.03.2005 at 06:38
UZ
Неплохо.
Понятно, что у вас было мало времени, но надо было обязательно заехать в Бухару. Это самая "Средняя Азия" во всей Средней Азии :-). Ну будет повод вернуться.
Доник
10.04.2005 at 23:28
Без названия
И не забудте посетить обязательно Ташкент буду рад встретить лично.
Владимир.Рига.Русский.
13.04.2005 at 20:56
По-моему написано по рекламному заказу
Настоящий путешественник так не пишет: он описывает свои впечатления,сравнивает со своей Родиной,но отнюдь не цитирует разговоры. Одним словом,рекламный ролик.
Голова
23.04.2005 at 15:39
Все правильно
Классный рассказ. Рекламой не пахнет. Много истории и живой жизни. Редкий стиль. В основном сейчас пишут "что вижу, о том и пою". Автор молодец!
Москвич
25.03.2008 at 11:36
Нет, это не реклама!
Отличный рассказ о поездке и о своих впечатлениях. Собираюсь в Самарканд в мае, и эта статья укрепляет меня в этом решении провести там отпуск. А начало моего желания посетить Самарканд было на сайте Самарканд в фотографиях http://www.samarkand-foto.ru (это не реклама, просто сайт очень хорош!)
Фарух
06.07.2008 at 00:15
Без названия
[b]to Владимир.Рига.Русский.:[/b]
А вот мре кажется,что рассказ А.Лапшина преувеличен,слишком много политической информации. и так нагло вряд-ли ведут себя сотрудники границы