Отзывы о туристических маршрутах Узбекистан
Для Вас и бешбармак приготовим, и споем, и станцуем…
Гастрономический и фольклорный туризм в Угам-Чаткальском природном парке
ВСТУПЛЕНИЕ
Новая форма путешествия и отдыха предложена местными сообществами, основанными на туризме (Community Based Tourism), которые расположены в Бостанлыкском районе Ташкентской области, для тех, кто в весенне-летний сезон прибывает сюда, чтобы полюбоваться горным ландшафтом, искупаться в озере Чарвак, пошататься по склонам гор Чимгана или Кулосьи, нарвать лечебных трав или половить рыбу в реке Угам. Что именно? Кухня равнин и гор. Об этом мы услышали на встрече журналистов с Виктором Цоем — национальным координатором Международного проекта EuropeAid по сохранению биоразнообразия Западного Тянь-Шаня, состоявшейся в середине мая в Ташкенте в помещении Ассоциации путешественников «Рабат Малик».
— Гастрономический туризм — вот что до сих пор не было востребовано визитерами в этот район Узбекистана, — заявил В.Цой. — Многие слышали, что кухня горцев — великолепна, но не каждый из посетителей прекрасных мест Чимгана или, скажем, поселка Бричмуллы, пробовал, что на самом деле это такое. Обычно туристы, особенно приехавшие в неорганизованном порядке, сами готовят пищу, используя костры или специально заготовленные местными жителями «казаны» (котел на кирпичах). Но мало у кого возникала мысль, что биоразнообразие преподнесло такой набор продуктов, которые уже давно используются в пищу местным населением. И что это может стать новым направлением экологического туризма — гастрономия и кухня местных жителей.
Оказалось, что ряд туристских фирм и групп СВТ разработали турпродукт под названием «Гастрономия и фольклор Угам-Чаткальского природного парка» (дело в том, что ряд поселков находится в зоне этой особо охраняемой территории), и теперь предлагают его для жителей Ташкента, а также иностранцам, которые считают себя гурманами и не отказываются от познания «экзотической» пищи. Ранее эксперты негативно относились к пикникам, называя их «казан-туризмом» (или, аналог, плов-туризм, водка-туризм), но затем поняли, что искоренить это невозможно, да и не нужно. Просто необходимо упорядочить это направление, предложив людям лучший мир кухни, вместо привычного шашлыка и кетчупа с пивом.
— Хочу заметить, что это не только еда, которую мы готовим для туристов, используя природные дары нашего края, но и традиции их приготовления, приема, а также фольклор и ремесла, которые демонстрируют нашу связь с окружающим миром, — подчеркнула руководитель СВТ поселка Бричмулла Риски Рахимова. Кстати, она недавно получила уведомление от президента Международной ассоциации гастрономии Slow Food Карло Петри, что принята в членство этой организации, и ее рецепты горной таджикской кухни будут включены в многотомные издания энциклопедии «Ковчег Вкуса».
С конца мая в Бостанлыкском районе начинается туристский сезон: открываются пансионаты, летние оздоровительные лагеря, дома отдыха, турбазы и гостиницы. По новому скоростному автобану из столицы республики, минуя города Чирчик и Газалкент, на территорию Хумсана, Чарвака, Чимгана и Кулосьи начнется интенсивный поток частных автомобилей и общественного транспорта, развозящего туристов по местам отдыха и развлечения. Заканчиваются последние приготовления тех объектов, которые будут в течение трех-четырех месяцев обслуживать всех посетителей, — канатные дороги, кафе, бюро проката. Также ремонтируются дороги и мосты, которые были повреждены последними оползнями, вызванными проливными весенними дождями.
Расцвела природа. Все жарче солнце. И для туристов местные жители готовят новые услуги — размещения в уютных гостевых домах, экскурсии на плато Гиза, в пещеру неандертальца, к старым городищам, которым насчитывается несколько сотен лет. И в числе сюрпризов — кухня и фольклор.
Жители трех поселков — Чимгана, Бричмуллы и Чимгана и сотрудники ташкентской фирмы «Елена-тур» пригласили нескольких ташкентских журналистов опробовать новый турпродукт. И, сами понимаете, мы не отказались. Особенно потому, что там готовились и к празднику — Международному дню биоразнообразия (22 мая), что сулило нам много интересных встреч и зрелищ.
«ЗОЛОТАЯ БРИЧМУЛЛА»
Путешествие началось 20 мая 2005 года ровно в семь часов утра. Машина турфирмы собрала нас всех, еще сонных, но предвкушающих удивительные приключения, в центре города — у станции метрополитена Хамида Олимджана. Нас было четверо, и мы разместились в автомобиле «Нексия».
Вскоре ветер свистел в ушах, лучи били в глаза, и машина мчала нас к горам, пики которых можно было различить в такое солнечное утро. Я смотрел на белоснежные вершины, едва закрытых редкими облаками, и думал, как там прекрасно. Мои товарищи также хотели побыстрее попасть туда.
Из столицы мы выскочили довольно быстро. По дороге нас никто не останавливал, хотя были опасения, что после Андижанского восстания (13-14 мая) на территории Ташкентской области введено чрезвычайное положение, и доступ для отдыхающих к туристским ресурсам ограничен. Да, по дороге встретились блок-посты местной милиции, но автоматчики на нас внимания не обратили (лишь у подъезда в поселок Бричмулла, когда мы переезжали мост, милиционер проверил документы, записал сведения в свою тетрадь, и разрешил двигаться дальше).
Новая автострада показалась нам весьма удобной. Скорость зашкаливала за сто пятьдесят километров в час, и никакой встряски. Не зря сюда из госбюджета вбухали огромные средства (в некоторых местах магистраль имела искусственное освещение). Правда, подъезжая к «бочке» (так называется перекрестье дорог, обтекающих озеро Чарвак), мы замедлили скорость и стали осторожно подниматься в горы. Дорога была здесь также неплохой, только стоявшие по краям огромные камни вызывали подозрение: было видно, что они скатились сюда по воле природной стихии. «Как бы на голову не свалился та-акой булыжник», — невольно подумали мы. Но это не остановило нас. Лишь на одном участке нам пришлось съезжать с дороги на грунтовую, так как оползень снес часть трассы, накрыл чей-то дом (надеюсь, что все обошлось без жертв). Там уже работали бульдозеристы и самосвалы, очищая путь.
Погода стояла отличная. На солнце гладь Чарвака блестела как надраенное ведро. Вскоре мы подъехали к поселку Бричмулла. И нас ждали. Едва машина остановилась у школы, как раздались звуки национальной мелодии. Нас встречали с хлебом и солью, а также чашкой каймака (сметаны). Дети, одетые в национальные костюмы, весело смотрели на нас и по-таджикски, по-узбекски, по-русски пригласили на праздник.
Школа была заполнена людьми, казалось, сюда съехался весь поселок и соседи в придачу. Ну, тысячи две было точно. В числе приглашенных — старейшины, аксакалы, уважаемые люди (руководители местных органов власти). Риски Рахимова объявила о начале праздника.
Скажу вам, это было очень интересно. Первая часть состояла из театрализованных сценок о том, что нельзя хищнически относится к природе. Школьники в костюмах исполняли роль с таким азартом и чувством, что любой профессиональный актер бы им позавидовал. Нам показали номера, как охотники не жалеют птиц — кекликов, орлов, как нерадивый сын мусорил вокруг своего дома, поставив своих родителей в неловкое положение, как человек не умеет дружить с солнцем, водой, травой, землей, животными. Это было замечательно, особенно учитывая то, что сцены придумывали сами дети (они же при помощи родителей шили костюмы). Но больше всего порадовали младшеклассники, одетые в наряды фруктов и овощей, которые сыграли сказку.
Вторая часть — это фольклор. Здесь мы увидели прекрасные горно-таджикские песни и танцы в исполнении школьных групп «Гунча», «Садбарг». Простенькие белые наряды и яркая вышивка как нельзя лучше гармонировали с окружающим пространством и той духовной аурой, которую девушки создавали вокруг себя. А движения — одно очарования. Было видно, что не один час и не одну каплю пота пролили исполнители на репетициях, готовясь показать свои четкие и размеренные движения, па и пируэты тем, кто приедет на праздник.
Подростки из группы «Нилуфар» продемонстрировали хоровое пение, и тоже вызвали бурю аплодисментов. А вот участники фольклорной группы «Новбахор» исполнили таджикские песни в современной обработке, танцуя, они ритмично стучали деревянными ложками, которые сжимали пальцами одной руки. Учителя и старшеклассницы из группы «Лола» показали, что они знакомы и с узбекским и русским фольклором.
После этого нас повели в школу, где располагался краеведческий музей. Он только начал функционировать и не располагал значительным объемом экспонатов, но то, что уже было, вызывало уважение к директору школы. Она сумела найти старинные платки и одежду (черного цвета мужские халаты — чапаны, светлый женский халат — ялак, паранджа, пояса), обувь (сапоги, именуемые как чукай), что носили еще до революции. Огромное число тканей с узорами — сюзане, изделия ремесла. В числе материальных ценностей — масляные лампады, кувшины, ступы, ложки, тарелки, инструменты и прочая бытовая утварь позапрошлого века. Все это демонстрировалось в полутьме, что создавало у нас особые впечатления. Кстати, как сказала Рахимова, ее ученики обещали принести и то, что часто находят в развалинах городищ и на берегу озера (Чарвак — искусственное озеро, в 60-х годах строители, возведя плотину, затопили много старинных поселков). Кстати, здесь много и «черных археологов», которые находят золотые, медные и серебряные монеты, а также изделия из металла, камня, но сами понимаете, то это все утекает за границу.
— И последнее — гастрономия, — заявила Риски, открывая нам путь в следующее помещение. Мы вошли в комнату и обомлели. Весь длинный стол был забит различными блюдами. Мне даже трудно описать их количество и объем, но мы сразу поняли, что это все не одолеем и за месяц, если даже будет интенсивно двигать челюстями. Слава богу, на помощь призвали старейшин, и мы вместе уселись трапезничать.
Вначале подали молочные блюда — каймак, куртова (это жидкий суп из измельченного курта — сухого творога+зелень). Аромат щекотал ноздри, а язык ощущал вкус соли, молока, трав. Потом принесли семь видов лепешек, изготовленных совершенно различными способами: на масле, на соленной воде, с мясом, с луком, с жиром, с зеленью. Это — тонкие печенные «патыры» и жаренные пластинки «катлама», огромные килограммовые «чам-патыры» с травой и другие, название которых я — увы! — не запомнил. Зато нам обещали показать, как готовят хлебные изделия в национальном доме, чем заметно оживили наши впечатления.
Далее, пошли первые блюда: холодные супы их молока, кукурузы и зелени (название не запомнил). Не успели мы это унямать, как подали «шир-бирич» — горячий молочный суп + рис + топленое масло. На стол подали «тунук» — блины со специями. Каша «Будина» — крахмал из так называемой горной картошки — растения «олги» (название по-таджикски) — была также вкусна, но на него налегала женская половина. Кстати, из этого растения также делают кисель «каудак» (+ чебрец, райхон + кислое молоко) — мы его тоже попробовали. Как заявили жители, они полезны для желудка. Но больше всего полезным для женщин считается «аталла» — жидкая каша, которая подается им после родов, мол, она восстанавливает силы и укрепляет организм. Мужики, сами понимаете, слегка хлебнули, подумав, нууу, вкусно, не все-таки это пища для слабого пола, нам бы поплотнее…
Поплотнее принесли. Были плов по-бричмуллински, сущенные корни растения «ожит», варенья из ревеля («кислячка»), именуемого «ривож», и плодов тута и винограда (они варятся в собственном соку, что выделяется фруктоза, не нужно добавлять сахара) — «шины». Между тем, наша пищеварительная система заполнялась пластами, и мы не чувствовали желания прекратить этот процесс. Не успели мы покончить с вышеуказанными блюдами, как принесли «жахори-ерма-бутка» — полужидкое блюдо из пшеницы + мяса (его томят более 2-3 часов).
У меня в глазах помутнело, когда принесли голубцы из дикого лука «Кук-пиез» и из виноградных листьев с яйцами, блюдо «казан-кабоб» — тушенной козлятины, шашлык из белых грибов, пельмени с мятой, плов по-корейски (добавляют картошку), толченные сушенные яблоки, тутовник, сладкое пшено и еще много-много чего другого, что в мой, например, желудок не вместилось. Я поднял руки и сдался.
— Все, не могу больше, — прошептал я, чувствуя, что мне нужно куда-нибудь завалиться, чтобы переварить все это. Тут подали чай из различных растений, и я освежил горло.
Нам дали передохнуть пару часов. А потом повезли в сторону каньона Кулосья. Именно там показали частный гостевой дом, где старые женщины как в театре подемонстрировали мастерство приготовления лепешек. Они замесили тесто, нарезали на куски, дали форму, намочили ее соленой водой и стали закидывать в «тандыр» — глиняную печь, где уже горели поленья. При этом нам пели различные песни. И среди зелени, журчания реки, на тахте (кровать-площадка, вмещающего большое число людей) нас опять угощали блюдами — самсой (пирожком) из травы «ялпиз», супами и кашей, горным медом, миндалями, косточками. Не понимаю, как это я сумел съесть. Но признаюсь, пузо у меня расползлось, и пришлось даже ремень перестегивать на несколько делений.
Дав возможность отдохнуть на природе, нас повели в другое место — в горы. Туда «Нексия» подняться не могла, поэтому пересели в «УАЗик» и на «Жигули», которых приспособили для горных гонок. За пять минут мы уже были на одной из вершин, откуда представилась красота Чарвакского озера, окружающих гор, зелени и рек.
Гостевой дом был построен в старых традициях — из глины и дерева. Внутри все обшито коврами и сюзане. Маленький столик, «курпачи» (типа матрасов), подушки — и опять угощения — самса из одуванчиков и иных трав, сметана, супы, сладкое…
В этот день мы завалились спать, чувствуя, что желудки в состоянии шока. Такого разнообразия горной кухни они никогда не пробовали. Кстати, нас разместили у брата Риски — дом был ухоженный и аккуратный, хорошие условия для проживания туристов.
Перед тем, как мои глаза сомкнулись, я услышал песню, которую пели девочки. Пели на русском, из классики бардов Никитиных. Про «Золотую Бричмуллу»…
«АЛПАМЫШ» В ЧИМГАНЕ
На следующий день нас повезли в Чимган. Это поселок, расположенный в 40 километрах от Бричмуллы. Дорога была чистой, в частности, оползень убрали, и поэтому мы без проблем доехали до пункта назначения. Нас там тоже ждали.
Хочу заметить, что если Бричмулла — поселок таджикский, то Чимган — казахско-кыргызский. В чем различие? Ну, не только в этническом (таджики — персы, казахи и кыргызы — тюрки, разная языковая группа), но и в образе жизни: таджики — земледельцы, казахи и кыргызы — кочевники. Только здесь есть одна специфика — в Чимгане живут горные этносы, и этим они отличаются от степных, которые проживают на территории Казахстана и Кыргызстана. И поэтому культура здесь несколько иная в сравнении с исторической родиной.
Как бы там ни было, но нас ждал радушный прием. Девушки, одетые в национальные казахские костюмы, пригласили на почетные места. А затем начался концерт. Вначале был школьный сюжет на тему о вредном влиянии человека на природу, и мы заметили, что привлекли к театральной постановке не только старшеклассников, но и детей из первых классов. Были песни и танцы из казахско-кыргызского фольклора, нас пригласили станцевать вместе с участниками (правда, под современный казахский шлягер), что мы сделали с превеликим удовольствием (нужно же место приготовить для следующего угощения!).
Но больше всего нам понравилась постановка «Алпамыша». Это народный эпос о герое, который боролся с несправедливостью, за счастье родных и близких. Трудно сказать, какому этносу конкретно относится Алпамыш (есть определенные споры), но было ясно, что это — кочевник. И поэтому мы с удовольствием смотрели всю игру актеров из числа учеников и учителей.
О боже, как хорошо были подобраны костюмы, атрибутика (даже юрту поставили), кони. Как сказал нам лидер поселка Бахтияр Режепов, было трудно найти старинную одежду, ибо не все семьи сохранили их. Пришлось самим готовить мечи и лук со стрелами. Но самое большое удовольствие мы получили от игры актеров. Особенно старался ученик 11 класса, который играл брата Алпамыша. По легенде, его схватили нукеры (слуги) по приказу бая (феодала) и пытали за то, что он не дал в обиду своих родителей. Среди гостей послышался всхлип: плакали старушки, приглашенные на праздник. Да и мои коллеги сидели с красными глазами. Нужно согласиться: парень играл с чувством и вызвал у нас определенные эмоции.
Но как всегда бывает в сказках, хеппи-энд обеспечен — и радость царит на земле. Мы поблагодарили актеров и выразили надежду, что другим туристам будет не мене интереснее здесь. На этом фольклор закончился. Хотя обещали вечером игру на домбре и песни о вольной казахской жизни (к сожалению, по разным причинам этого не произошло).
Расселили нас в коттедже Бахтияра, домик, кстати, располагался рядом с главной дорогой, и это удобно для подъезжающих на машине. Здесь же было кафе — на втором этаже другого здания, и бассейн, который оказался без воды. Хозяин выразил желание заполнить его, но мы попросили этого не делать, так как было еще холодновато на улице — только позавчера здесь прошел град. Не забывайте, Чимган — это горный поселок.
Как сами понимаете, после фольклора полагается обед. Он по программе путешествия назывался «Ауыл дастарханы». И тут у нас открылось второе дыхание, хотя желудок еще еле-еле переваривал бричмуллинскую пищу. На стол подали казахские блюда. Первым был «жупка» — это тесто, испеченное без масла, + бульон + жареный лук + зелень. Мы его проглотили в один присест. Потом принесли «тарак-оши» — просо, которое сначала варится, а затем… жарится, толчется и смешивается со сметаной или молоком.
Блюдо «жент» — это сушенный творог, который жарят, потом в него добавляют жареное пшено, молотят в ступе, добавляют сливочное масло, катают в шарики. Сами понимаете, были лепешки, курт огромных размеров, и кумыс.
— У казахов-мужчин должно быть три буквы «К», — сказал Бахтияр, который также стал членом Sloe Food. — Это «К» — «кыз» (девушка), второе «К» — кумыс (кобылье молоко), третье «К» — «казы» (конина). Первое не предлагаем, но второе и третье можете попробовать.
Действительно, горный кумыс очень вкусен, и в нем есть некоторая доля природного алкоголя. Может, это из-за трав, которым питаются лошади. А казы подают вместе с блюдом, именуемым «бешбармак». Это бульон с пластинками теста + мясо + лук + зелень. В отличие от степенного «бешбармака», в чимганском преобладали душистые травы. Его едят руками, но мы, не привыкшие к такой простоте, предпочитали орудовать ложками и вилками. Замечу, что это не просто: тесто так и выскальзывало из ложки, и приходилось пластинки протыкать вилками.
Чтобы ускорить процесс пищеварения нам предложили охладительный напиток «боза» (типа пива, с алкоголем до 9%), изготавливается он из просо в теплой воде, дают закваску… идет брожение… Сами понимаете, что становится весело мужику в степи или в горах после этого напитка, так и тянет петь песни и танцевать.
После сытного обеда мы немного отдохнули на тапчанах (типа вышеуказанной «тахты») под деревом, кое-кто из нас покатался на лошади, кто-то походил по окрестностям, фотографируя и беседуя с местными жителями. Спали мы хорошо, мне лично снилась супруга Алпамыша… Уж не знаю, почему…
«БЛАГОУХАЮЩИЕ ЦВЕТЫ ХУМСАНА»
Хумсан нас встретил также приветливо, как и предыдущие поселки. Добавлю, это — узбекское село, и поэтому здесь преобладают несколько иные традиции, чем в Чимгане и Бричмулле. В школе организовали фольклор. Девочки пели песни и танцы, правда, под магнитофон, но это не снимало интереса. Здесь же бродили французские туристы, которые, заслышав музыку, явились сюда как пчелы на мед. Они с интересом наблюдали за представлением школьников под названием «Кашгарская легенда», которую в свое время написал писатель Шараф Рашидов (он же первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана), и остлись довольными.
После концерта начался гастрономический период, который, сами понимаете, заканчивался увеличением веса на несколько килограмм. Были предложены блины «юбка», суп «шурпа» (мясо говядины + картошка + морковь + горох + бульон с зеленью), плов по-чимгански (в нем также много трав), салаты из свежих овощей, молочные продукты — сыр, масло и курт. И много-много цветов на столах. Сами хумсанцы называют свой турпродукт «Благоухающие цветы Хумсана». Руководитель СВТ поселка Фарход Акрамов сказал, что для гостей готовы лошади для похода по окрестностям.
После сытного обеда кто откажется растрясти все это в желудке, чтобы ускорить там процесс? И мы покатались два часа. Лошадка мне попалась хорошая, добрая, она не брыкалась, и поэтому приключения прошли без чрезвычайных происшествий. У реки Угам мы немного позагорали (вода там — брррр! — холодная, ведь течет с ледников), и в шесть часов вечера уехали в Ташкент.
Фольклорно-гастрономический тур закончился, оставив у нас приятные воспоминания и впечатления. Мне же пришлось сесть на диету, чтобы вернуть прежний вес. И об этом я пишу для вас, дорогие читатели, если вы захотите поехать в Бостанлыкский район, то знайте об этом…
(22-22 мая 2005 года, Ташкент-Бричмулла-Чимган-Хумсан-Ташкент)
Комментарий автора:
Были песни и танцы из казахско-кыргызского фольклора, нас пригласили станцевать вместе с участниками (правда, под современный казахский шлягер), что мы сделали с превеликим удовольствием (нужно же место приготовить для следующего угощения!).
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Турция
10 долин и каньонов Каппадокии, которые не стоит пропустить
Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.
1. Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.
2. Розовая долина (Güllüdere). Это 2 долины с розовым оттенком скал, которые расположены параллельно друг другу. Они начинаются к югу от Чавушина и тянутся к смотровой площадке Красной долины. В долине — несколько церквей 7 — 8 ст. с хорошо сохранившимися фресками.
3. Долина любви — визитная карточка Каппадокии. Фаллоподібні скалы можно увидеть на большинстве буклетов о Каппадокию, и именно их больше всего любят туристы. Попасть в долину можно с трассы Гьореме — Аванос, повернув за Гьореме налево на асфальтированную дорогу, и потом еще раз повернув налево по указателю.
4. Белая долина (Bağlidere). Это — продолжение Долины Любви на юг. Долина с монументальными скалами белого цвета, похожими на волны. Можно встретить туннели, природные арки и выдолбленные в скалах голубятни.
5. Медовая долина является продолжением Белой Долины на юг. Это-довольно крутой и узкий каньон с туннелями и скалами кремового цвета, которые природа разрисовала разными оттенками. Тропа в долину начинается при въезде в Учхисар: на первой развилке поворачиваем резко направо, а потом на перекрестке — снова направо, и спускаемся в долину.
6. Голубиная долина (Güvercinlik). Названа так благодаря большому количеству голубятен, выдолбленных в скалах. Гладкие конусообразные скалы имеют белый цвет. Долина тянется параллельно дороге Гьореме-Учхисар, и дальше на юг. Лучшая смотровая площадка находится на южном выезде из Учхисара.
7. Долина Мескендир (Meskendir) — длинная долина, которая тянется от поселения Чавушин до дороги Гьореме-Ургюп. Отсюда стартуют в небо знаменитые воздушные шары. В долине есть природные туннели, голубятни, скальные церкви с фресками.
8. Долина Сабель (Kiliçlar). Отсюда взлетают воздушные шары. Здесь можно увидеть много скальных помещений, которые используют местные жители для своих нужд. А в заброшенных церквях долины есть великолепные фрески с изображениями святых и вырезанными мальтийскими крестами. Долина начинается к северу от Музея под открытым небом возле Гьореме.
9. Долина Любви — 2 (Görkündere) — похожа на известную Долину Любви, но находится рядом с Гьореме. Фаллоподібних скал здесь также много. Найти ее просто: от поворота на Ургюп пройти около 500 метров, свернуть направо в долину Зэми и снова повернуть направо по указателю.
10. Долина Ихлара (Ihlara Vadisi). Самая отдаленная долина, которая находится в 70 км к югу от Гьореме. Это — глубокий каньон, в котором расположились более 100 церквей и монастырей с уникальными росписями.
ТОП-10 смотровых площадок Каппадокии, где можно сделать трогательные фото
1. Холм влюбленных (Asiklar Tepesi) — лучшее место для встречи рассвета и наблюдения за воздушными шарами во время восхода солнца. Находится на холме, который расположен на южные окраины Гьореме. Отсюда, как на ладони, видны герме и Долина любви — 2 (Görkündere)
2. Смотровая площадка Красной Долины (Kizilçukur) — популярное место для наблюдения над закатом с видом на скалы красноватого оттенка. Находится на вершине холма Актепе.
3. Замок Учхисар. С Замковой горы открывается великолепный вид сразу на несколько долин и Гереме, особенно после захода солнца. Но сюда можно прийти и на рассвете.
4. Площадка с видом на белые скалы Голубиной долины на южной окраине Учхісара. Над долиной можно отыскать деревья с ветвями, украшенными бело-сине-черными символами, похожими на глаз. Есть инсталляции из сухих деревьев, украшенных горшками. Получаются очень эффектные фото на их фоне.
5. Отель Sultan Cave Suites. На смотровую площадку, украшенную яркими коврами, могут попасть лишь постояльцы отеля. Прекрасное место для наблюдения за воздушными шарами на рассвете и фантастическая панорама Гьореме.
6. Galeri Ikman Carpet Shop. Для тех, кому не повезло попасть на смотровую площадку отеля Sultan Cave Suites, может сделать фото на фоне разноцветных ковров в этом ковровом магазине.
7. Смотровая площадка «Три красавицы» (Üçgüzeller) на запад от Ургюпа. Вид на «грибы со шляпами» — это визитная карточка Каппадокии, которую вы можете увидеть на многих буклетах.
8. Отрахисар: площадка с видом на замок Отрахісар и сам городок. Находится на холме к юго-востоку от центра.
9. Долина Пашабаг между Гьореме и Аваносом: здесь открывается вид на множество скал, который называют «дымоходами фей».
10. Долина Любви: здесь выходят классные фото после рассвета, когда здесь приземляются воздушные шары.
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Россия
Восхождение на Казбек
Рассказываю о моем восхождении на Казбек с командой Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/
Решила взобраться на Казбек с группой и гидами, выбрала компанию Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/. Все было просто шикарно, море эмоций и впечатлений, самое яркое приключение в жизни, всем советую
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Доминиканская Республика
Насыщенная экскурсия с культурной программой и отдыхом в раю.)
Были с сестрой в Доминикане на зимних праздниках, зачетный отдых получился.
Сама Доминикана конечно тоже огонь, но сейчас хочу про конкретную экскурсию поделиться впечатлениями. Наша экскурсия Саона-Делюкс включала в себя посещение Города художников и острова Саона. В городе художников мы осматривали местные достопримечательности, такие как амфитеатр, церковь святого Станислава, школу искусств и фонтан желаний, естественно, всей группой там загадывали желания.) Кстати, пока не забыла, группа была небольшая и не было толкучки, это нас очень порадовало. Далее, на острове Саона нас ждал обед с напитками, и для нашей группы обед был вне очереди. Обед сам был шикарный, даже гриль-бар включал в себя, ну а напитки вообще вкуснейшие и самое главное, безлимитные. На райском острове мы отдыхали не меньше четырех часов, так что успели вдоволь насладиться его красотами. Был и еще один маленький пункт остановки у нас потом, на песчаной отмели, там мы в натуральном бассейне купались с морскими звездами. Я так близко их раньше не видела и не трогала тем более. Во время этой остановки работал бар, и мы освежались вкусным шампанским. Вот сейчас рассказываю, и снова туда хочуууу. Организаторами экскурсии была компания Доминикана Про, за что ей огромное спасибо, все круто было. Еще один момент добавлю и буду закругляться. Автобус нас возил очень комфортабельный с wifi и даже питьевая вода была, что в жару очень кстати, а на борту было целых два русскоязычных гида — позитивные ребята. Остались довольны насыщенной программой, возможно повторим, когда будем в тех краях.
- Отзывы о туристических маршрутах15 лет назад
Красивые голые женщины дикого племени Химба
- Отзывы о туристических маршрутах16 лет назад
Чисто еврейская жизнь или как «кидают» в Израиле
- Отзывы о туристических маршрутах16 лет назад
В Турцию с маленьким ребенком
- Отзывы о туристических маршрутах16 лет назад
Советы из личного опыта тем, кто едет на Кипр впервые.
- Путешествуем с детьми14 лет назад
Нудизм и дети
- Туристические отзывы15 лет назад
Полезные туристам советы при путешествии в Рим, Венецию, Флоренцию
- Отзывы о туристических маршрутах16 лет назад
Отдых дикарем в Сочи (Адлер)
- Отзывы о туристических маршрутах16 лет назад
Совсем не райское место Хайнань
inna
01.06.2005 at 12:33
Фотография
Наконец-то появилась Ваша фотография. По стилю написания я думала, что Вы пенсионер.
Михаил
01.06.2005 at 13:17
Правозащитник-гастроном :((
О как! Мне казалось, что сейчас самое время правозащитнику заниматься своими прямыми обязанностями в свете последних событий в его стране… Щассс.
Он по гастрономическим турам раскатывает, да свои впечатления на сайтах раскладывает.
Алишер ибн-Арслан Таксанов
01.06.2005 at 14:50
не пускают в Андижан
Уважаемый Михаил, ну не пускают в Андижан, нам проблем с милицией и в Ташкенте хватает, но ведь об этом писать не станешь на туристском сайте. Ведь этот сайт не политический, зачем правозащитные дела сюда впутывать.
без имени
01.06.2005 at 19:29
А баскы на ваши деньги обменяете по курсу чёрного рынка ? 🙂
Насколько я знаю, разница в разы по сравнению с официальным
Читатель
02.06.2005 at 07:03
А никто про "правозащитные дела" и не узнал бы, если…
бы о них сами 100 раз не написали. Очень хотелось бы почитать хоть один рассказ про путешествие совершенное Вами за Ваши личные деньги, а не на американские правозащитые подачки…
Алишер
02.06.2005 at 14:38
Почему сразу начинают про американские подачки? Других возможностей что ли нет?
Можете прочитать о моей поездке в Израиль. Я сам оплатил свой полет и проживание. Я сам ездил за свои деньги в Германию, Казахстан, Кыргызстан. А подачки от Америки я не получал, не нужно российских правозащитников сравнивать с нами. Нам сложнее бороться с режимом Каримова, чем вам с либеральным Путиным.
Диетолог
02.06.2005 at 14:56
хорошо есть, если что есть
да уж, гастрономический туризм… Ждала рассказ об этнографических штучках, а получила список съеденного и выпитого. Скучно читать, как вы объедались и на вас трещали штанишки, и потом, -это вредно так есть. Или вы с голодухи такие? Странный рассказ, какой-то Робин-Бобин-Барабек, скушал сорок человек, и корову и бычка и чего-то там еще, а…червячка!
Сергей
03.06.2005 at 14:41
НАДОЕЛО.
Надоело понебратство в конкурсе,как только появляется знакомая личность(для жюри),сразу первое место.
Предыдущий победитель(26.05.2005-01.06.2005),а сегодня 03.06.06 УЖЕ "ПЕРВОЕ" место,да и рассказ не очень.НАДОЕЛО.
Сарвар Хашимов
04.06.2005 at 12:24
Без названия
вауууу, а я не знал, что у нас в Узбекистан такое возможно. Сейчас лето и я с семьей попробую съездить в Чимган. Рассказ хороший, с юмором.
Кстати, умникам из России: в Узбекистане черный и официальный курс длавнео сравнялись, на черном рынке наоборот, дают ниже. Туда ходят лишь тогда, когда купюру не принимают, или денег (сумов) нет в нужном количестве.
Котик
21.07.2005 at 20:40
Наши вершины
ну чего ты так объедался-то, Алишерчик, солнышко? Ты итак пухленький Винни Пух. Не ориентируйся на своего приятеля В.Цоя, он дядька без тормозов, перц может кушать тоннами, и всякую другую фигню. Береги себя для меня, мне не нравятся толстые, больше по вкусу — молодые и поджарые, настоящие путешественники. Ведь мы собираемся с тобой покорить новую вершину, не то, что в мае. То был холмик, а теперь — пик Коммунизма. Береги себя, милый.
Твоя Киска.