Пересекая Россию (путешествие из Москвы на Сахалин по Байкало-Амурской магистрали)

3. В Северобайкальске. Мысовые тоннели.

Северобайкальск – один из немногих городов, обязанных своим появлением строительству Байкало-Амурской магистрали. Возведен ленинградскими строителями. Статус города получил в 1980 году. Население – 26 тыс.жит. Расположен в республике Бурятия, на северной оконечности озера Байкал, город республиканского подчинения. Основные предприятия – подразделения Восточно-Сибирской железной дороги во главе с ее филиалом – отделением дороги. Разница времени с Москвой +5 часов.

Точно по расписанию, в 8 часов утра местного времени, прибываем к 1-му перрону вокзала. Фотографируемся у поезда. В вокзале, которому ленинградцы придали вид набегающей волны, Алексей сдает свой рюкзак в камеру хранения. С пешеходного моста любуемся на город, вокзал, станцию. Как раз прибывает поезд 955 Новая Чара – Северобайкальск. Насмотревшись, первым делом идет к Байкалу – дань уважения. «Старик» еще спит, причем крепко: все озеро сковано льдами. У берега, где городской пляж, две женщины делают зарядку. Изредка подъезжают машины, выходят люди, минут 5 смотрят на озеро и уезжают дальше по делам. Мы же полчаса бродили по прибрежным льдам бескрайнего озера, смотрели в образовывающиеся трещины, фотографировались. Напоследок бросаем по монетке в трещинку – Байкал, мы обязательно еще вернемся!

На вокзале в киоске приобретаю открытки с видами БАМ и города. На дверях все то же объявление, что вокзал открыт с 5 до 24 часов. Выходим в город. В лучах солнца весело отражаются светлые пятиэтажки. Приятно вновь оказаться в этом городе!

Мы строим город у Байкала,
Уже возведено немало.
Не подведем мы Ленинград –
Построен будет младший брат!
(Валерий Анисимов)

Строительство второго города БАМ (первым, разумеется, считалась Тында) было доверено шефам из «второй столицы» страны – ленинградцам. Посланцы с берегов Невы не подвели и построили на берегу Байкала «белый город мечты». Даже не верится, что на этом самом месте (Мыс Курлы) чуть более 30 лет назад не было вообще никакого жилья, лишь сплошная тайга!

Фотографируем памятник-паровоз П36, возле которого убираются дворники. Удивительно, но традиция возводить паровозы в виде памятных монументов передалась и сюда, на БАМ, хотя в годы, когда сюда пошли поезда, на сети дорог паровые машины почти не эксплуатировались. Это, конечно, неплохо. Но скажем, трудяга-тепловоз ТЭ3, который и открывал движение в Северобайкальске, был бы все-таки тут уместнее.

По нашему плану, на посещение Северобайкальска отводилось примерно 10 часов: вечером нам предстояло уехать в Таксимо на поезде Северобайкальск – Новая Чара. Первым делом мы осмотрели центр города, после чего по Ленинградскому проспекту направились в старую часть – в музей бурятского участка БАМ. По пути Алексей подметил, что в городе очень много машин «Нива», чуть ли не половина всех легковых автомобилей. Он сам является обладателем увеличенной «Нивы» - «Тайги», поэтому частые встречи с ВАЗ-2121 в городе ему были приятны.

Музей был открыт, и мы успешно его осмотрели. Правда вот-вот ожидалась группа школьников города, поэтому нас попросили осмотреть экспонаты, не сильно задерживаясь. К сожалению, чего-то нового из литературы в продаже у них не было. После этого мы разделились: Алексей направился в центр звонить в Москву с переговорного пункта, а я направился в находящуюся рядом картинную галерею. За совсем небольшую сумму я в одиночестве осмотрел работы местных художников. Кстати, в галерее мне повезло больше – сотрудница музея сообщила, что в продаже есть старые значки по 10 рублей, из которых я сразу выбрал два бамовских – «Таксимо» и «Северо-Муйский тоннель». Когда-нибудь дойдут руки открыть на сайте о БАМ раздел «Коллекция», куда и будут выставляться вещи, связанные с магистралью: значки, книги, открытки и прочая атрибутика. Ну а пока – активный сбор всего этого, разыскивая и на БАМ, и в Москве, и через Интернет такие вещи.

После картинной галереи я решил еще осмотреть железную дорогу, что проходит рядом. Как раз напротив музея и галереи находится остановочный пункт 1061 км: три плиты у колеи и щит с наименованием. Жаль, поездов не было, зато я запечатлел на память сам щит с указанием «МПС РФ» - увы, но эта организация с полуторавековой историей тоже стала историей. Еще из интересного по пути в центр, я заметил магазинчик с гордым названием «БАМ».

Незаметно наступило обеденное время. Как раз тут, в центре города и расположен рынок, на котором мы взяли вкуснейшего копченого омуля, по бутылке пива и в парке с удовольствием всем этим отметили наш приезд на байкальскую землю. Как раз рядом с рынком обнаружился живой «Магирус» - из тех, что начинали тут в 1970-х, который непременно был сфотографирован.

Вообще в городе чувствовалось какая-то приятная аура – наверное, люди уже мысленно готовились к длинным выходным (наступали первомайские праздники), да и солнечная погода приносила радости. А вечером на площади у ТБЦ (торгово-бытовой центр) планировался концерт – жаль, но на него мы уже не попадали.
Оставшиеся пять часов мы решили посвятить осмотру северо-восточной части: сходить в локомотивное депо и затем пройти по дороге вдоль мысовых тоннелей (сколько получится). В депо вышли довольно быстро. Оттуда снова на берег Байкала и далее уже пешком по автодороге на Нижнеангарск. Маршрут этот интересен хотя бы тем, что идет вдоль Байкала, но кроме этого можно увидеть причал (летом сюда приходит «Комета» Нижнеангарск – Иркутск, пересекающая почти весь Байкал с севера до южных оконечностей), «палатку первопроходцев» (автобусная остановка, стилизованная под палатку и напоминающая о том, что 23 июля в этом месте высадился первый десант тоннельщиков) и саму магистраль. На этом участке дороги очень плотно разместились самые разные искусственные сооружения: небольшие мосты, противообвальные галереи, и конечно – Мысовые тоннели! Из восьми основных тоннелей между Усть-Кутом и Комсомольском (не считая двух на Северо-Муйском обходе) половину составляют Мысовые. Что интересно, эти четыре тоннеля были построены двухпутными, в то время как остальные – однопутные.

Мысовые тоннели – инженерные сооружения БАМ, построенные для пропуска поездов сквозь отроги Байкальского хребта. Расположены на побережье Байкала вблизи г.Северобайкальска. Сооружены тоннельным отрядом (ТО) №16 в период с февраля 1978 по ноябрь 1986, изыскания и проектирование проводились Сибгипротрансом, Ленметрогипротрансом и Новосибметропроектом. Протяженность тоннелей по порядку (нумерация идет от Северобайкальска к Нижнеангарску): 387, 1821, 1624 и 1239 метров.

Тоннели не зря получили звания «ключи от БАМ»! Это были наиболее затратные и сложные сооружения. Так, Мысовые тоннели были предметом решения, от которого зависел выбор трассы всей магистрали! Ведь изначально рассматривались несколько вариантов прокладки магистрали. Вполне могло выйти так, что БАМ, несмотря на свое название, прошел бы значительно севернее Байкала, и тогда бы не было Северобайкальска. Но вариант трассы по берегу Байкала оказался предпочтительнее.

Проезжая на поезде или автомобиле на этом участке, постарайтесь находиться у окна со стороны озера – кроме самого живописного озера увидите и памятники в честь тоннельщиков: стелы с красными буквами «М» перед 1-м и после 4-го тоннелей, а также желтый скрепер МоАЗ на постаменте недалеко от западного портала 2-го тоннеля, памятник «сбойка 4-го мысового тоннеля». А вот стелу «Тоннели строят настоящие мужчины» можно увидеть только с автодороги (она как раз не со стороны озера, а со стороны хребта). Также вдоль автодороги можно увидеть столбы контактной сети и кое-где остатки рельсов – это остатки временного обхода мысовых тоннелей (пока они строились), и памятные знаки-остановки около каждого тоннеля.

Пусть знает вся страна наверняка:
Тоннели строят настоящие мужчины,
Тоннели строим на века,
Мы люди деловые,
Веселые, простые,
Сквозь горы мы пропустим поезда!
(В.Я.Колганов)

Но за всей этой увлекательной экскурсией нужно было не забывать и о времени. Дойдя до западного портала 2-го тоннеля, нам ничего не оставалось, как развернуться обратно – до поезда всего 1,5 часа. Хорошо, что маршрутки между Нижнеангарском и Северобайкальском ездят устойчиво и минут через 10 обратного пешего хода одна из них была нами поймана и еще через 10 минут и 10 же рублей с каждого мы вылезли у вокзала. Быстро взяли билеты, а в оставшееся время сходили на рынок, где закупили в поезд омуля и другой провизии. Прощай, Северобайкальск! Прощай, Байкал!

 

Страницы1234567

4,8/5 (46)

11 комментариев

  1. Рита
    Рита 25 августа

    Без названия
    короче надо писать. Тогда бы может кто и попытался ознакомиться. А так -увы - нет сил

  2. Наталья Анохина
    Наталья Анохина 25 августа

    Поздравляю!
    Всеволод! Поздравляю тебя с наконец-то увидевшим свет этим произведением! Путешествие классное, что и говорить! :) Ты - молодец! :)

  3. ВЛ10
    ВЛ10 25 августа

    Мощно и внушающе!
    Здорово вот так проехать, а ещё лучше суметь это описать так, как сделал Всеволод ;) ЗДОРОВО!

  4. Александр Лапшин
    Александр Лапшин 29 августа

    Всеволод - уважаю!!!
    Отличный рассказ, классный маршрут. Долгие годы мечтал совершить что-то подобное, увы - пока только теоретически.

  5. Катерина
    Катерина 09 ноября

    Без названия
    А я сама с Сахалина. У нас очень красиво! Приезжайте чаще! И друг есть у меня с Тынды. Там тоже красиво! Вообще, вся Россия красива!!!

  6. Димон
    Димон 03 февраля

    Без названия
    Я сам в Ургале живу. Так что ни хрена интересного

  7. Надя
    Надя 22 февраля

    Молодец!!!!!
    Мне очень понравилось! Даже не ожидала, что хоть кто-то напишет про такую глушь, как Этыркэн. Здорово!

  8. Слава
    Слава 17 августа

    Приезжайте в Холмск
    Подскажите пожалуйста когда вы еще приедете к нам на Сахалин, мы вам таки красивые места покажем и с вами пройдем по железной дороге от станции Николайчук до Чапланово.

  9. Станислав
    Станислав 20 февраля

    Без названия
    Yасчет китайцев на станции Иса. Это не китайцы а северокорейцы, и флаг тоже северной кореи, в остальном все похоже на правду.

  10. Людмила
    Людмила 26 декабря

    о путешествии из москвы
    Всегда восхищаюсь людьми, которые умеют радоваться сами и при этом многие счастливы тоже.Спасибо от тех, кто был на Алонке.

  11. иван
    иван 01 апреля

    надо было в победино выйти и осмотреть японский укрепрайон харамитогэ

Ваш комментарий