Пересекая Россию (путешествие из Москвы на Сахалин по Байкало-Амурской магистрали)

5. От Нового Уояна к новой Тынде.

Новый Уоян – небольшой компактный поселок на БАМ. Территориально относится к Бурятии. Построен литовскими строителями.
Идем в поселок. Уютные аккуратные 4-этажные домики рядом друг с дружкой. Первые этажи пестрят женскими названиями частных магазинчиков: «Кристина», «Светлана» и др. Цены примерно на 10% дороже московских. Нашли в одном из домов на первом этаже переговорный пункт – минута с Москвой стоит 8,10 руб.

Уоян, Уоян, Уоян
Как подснежник, цветущий в снегу.
И тебя, Уоян,
Я забыть не смогу.

Неторопливо погуляв пару часиков по поселку и окрестностям, возвращаемся на вокзал (за час до поезда). Жизнь там ожила, даже есть очередь в кассу – два человека. В этот раз решили не экономить и взяли купе до Тынды (ехать более суток) по 900 рублей. На перроне разворачивались столики торговцев – это примета приближения дальнего поезда (а их тут негусто – от одного до трех в каждую сторону в сутки): предлагают омуля разного вида копчения (по 8-10 рублей за штучку, наверное это вообще самая низкая цена на этого байкальского эндемика), пиво, пирожки, молоко, лимонад, картошку, сигареты и др. Покупаем еды, а вскоре уже и поезд прибыл. Нас подсаживают в купе к двум женщинам, едущим из Иркутска (с пересадкой в Северобайкальске) в Новую Чару. Алексей сообщил им, что мы с Москвы и путешествуем, а они удивились: «Что вот так, сами по себе???». Они же дорогу переносили не очень радостно и ездили только по служебным делам (если не ошибаюсь, они работали в Сбербанке). Проехали Северо-Муйский тоннель (машинист рабочего сказал, что по графику на его проследование дается 18 минут), люди проезжали его с интересом (значит, еще не привыкли). После проезда тоннеля на улице уже стало темнеть, поэтому отправились спать.

Утром проснулся в районе разъезда Икабъякан. Когда ложился, поезд шел вперед графика, а сейчас шли в норме. Алексей спал. Женщины ночью вышли. Я перебрался на нижнюю полку и стал любоваться пейзажами за окном. Поезд приближался к Якутии, и к самой высокой точке БАМ, поэтому сугробам снега за окном я не сильно удивился. Поезд петлял между сопками, извиваясь в разные стороны. Ближе к разъезду Олонгдо началась Республика Саха – Якутия. Участок Мурурин – Олонгдо – Хани двухпутный, тут сильные подъемы.

Перед станцией Хани с северной стороны промелькнул знак, обозначающий границу Восточно-Сибирской и Дальневосточной железных дорог. Я разбудил Алексея и по прибытии в Хани мы пошли погулять, стоянка 35 минут. С передних багажных вагонов люди активно выгружали товар (холодильник, какие-то коробки, баклажки пива и лимонада, кресла и др.). Рядом с ними стояли два грузовика ГАЗ-66 и несколько легковых. Вообще, на БАМ это было характерно почти для любой крупной станции, что народ выгружал из багажных вагонов товары народного потребления и питание. Первым делом сходили в вокзал (на киоске довольно забавная надпись «Работает по прибытии поездов»). Снаружи он украшен портретом Михаила Сергеевича Лунина (1787 - 1845), русского революционера, декабриста, участника Бородинского сражения. Изначально станцию хотели назвать Лунинской, но потом все-таки возобладало имя Хани, по названию местной реки. Сам поселок небольшой, расположился он на самом краешке Якутии, но до республиканского центра добираться отсюда ой как далеко и сложно. Рядом с пятиэтажками видели теплицы, построенные из 2-слойных оконных рам (со стеклами).

Хани интересны не только тем, что это кусочек БАМ в Якутии, но и то, что тут мы переехали в новый часовой пояс (+6 часов от московского времени), на новую железную дорогу (Дальневосточную) и в другой федеральный округ. Отмечу, что на вокзале никто ничем не торговал, видимо тут совсем нечего предложить пассажирам поездов. А с самими дальними пассажирскими поездами тут негусто: ходят только неежедневные поезда Тында – Москва – Тында (через день) и Тында – Кисловодск – Тында (2 раза в неделю).

Сели в поезд. Пока стояли, тепловоз ВСЖД сменился на тындинский 2ТЭ10М. После завтрака, Алексей продолжил сон, а я устроился у окна и смотрел, как менялась природа. Вскоре мы покинули Якутию и оказались в Амурской области. В Олекме почти пустой вокзал, лишь несколько людей выгружают груз с поезда и перекладывают в легковые машины. После Олекмы автодорога вдоль магистрали пошла получше прежней: сохранились почти все мосты, кое-где даже висят таблички с названиями рек. Но дорога очень пыльная.

Юктали, стоянка 15 минут. Из багажных вагонов идет выгрузка товаров для населения. Иду прогуляться у поезда. Красивое 3-этажное здание вокзала с огромными часами впечатляет! Кстати, совсем недалеко отсюда (на другом берегу реки), есть древнее эвенкийское село Усть-Нюкжа. Именно там осенью 2003 года знакомый режиссер снимал свой документальный фильм «Этнография сновидений» о француженке, перебравшейся из Парижа в Сибирь, вышедшей замуж за эвенка, родившей там детей. Красота восточной Сибири пленит любого, будь ты хоть из самого Парижа!

Продолжаем движение к Тынде. Проезжаем разъезды с экзотическими названиями: Талума, Дюгабуль, Ункур. Названия почти все взяты по рекам, которых в этих краях немало. А рекам названия дали эвенки.

Между станциями Юктали и Чильчи линия идет вдоль каменных откосных стен, будто в ущелье едешь. На вокзалах людей почти не видно, никто ничем не торгует. Разве что единичные люди кого-то встречают с поезда или получают у проводников заранее заказанный товар. В Чильчи встречаемся с поездом Тында – Москва. Проводники перекрикиваются, сообщают последние новости, машут друг другу. Мы тут стоим минут 20 (вне графика) и набираем опоздание. В Лопче скрещение с рабочим поездом.

Если смотреть по карте, то начиная от Ханей, линия начинает понемногу спускаться к югу. Количество снега постепенно уменьшается, а после станции Лопчи его вообще не стало. Гор тут уже почти нет, из окна видны широкие равнины. Деревья – тонкие лиственницы, сосны, березы. Столбы (тут нет электрификации, но столбы забиты вдоль всей магистрали, на них проведены провода, например, оптико-волоконные сети), из-за наличия вечной мерзлоты, установлены в специальные колодцы из бревен или камней.

Проводники начали подготовку вагона к сдаче: убрались в пустых купе (пассажиры остались только в 4-х купе) и дальнем туалете и закрыли их на ключ, сложили матрасы и одеяла, собрали белье. В туалете, который ближний к проводникам, на стене висел душ, а кран был снят (напор регулируется вентилями на стене), из чего я понял, что таким хитрым способом проводницы моются (в некоторых поездах такую услугу предлагают и пассажирам). Странно, почему до сих пор не придумали нормальный душ, хотя бы для поездов, идущих более трех суток. Еще в нашем вагоне была такая вещь, как зеркало на титане. Мы сначала гадали, зачем оно – ну не на себя же любоваться при наборе кипятка, а потом до нас дошло – с его помощью проводницы прямо из своего купе видят весь корридор вагона.

На наших часах 11.30, это значит уже половина шестого по местному времени. Проехали разъезд Куръян – бок о бок рядышком валяются два десятка старых пассажирских вагонов. А вот уже и Тында началась. Поезд проезжает мост через реку Тында, делает резкий поворот влево и прибывает к перрону.
Тында – крупнейший из всех населенных пунктов БАМ, центр магистрали, «железнодорожный перекресток» большого и малого (Бамовская – Нерюнгри) БАМ. Город построен московскими строителями на месте бывшего поселка Тындинский. Статус города - с 1975 года. Население – 42 тыс.жит. Город расположен на севере Амурской области, является центром одноименного района. Название получил от одноименной реки, проходящей по городу. Тэнды по-эвенкийски означает «береговой». Разница времени с Москвой +6 часов.

Привет, столица БАМ! Красавец-вокзал в виде летящего журавлика – один из символов этой таежной столицы. Его архитектура уникальна: этот проект получил 2-е место в международном конкурсе. Есть люди, которые от него в восторге (я в их числе), есть – кто этой архитектуры понять не смог. Но в любом случае, тындинский вокзал не перепутать ни с каким иным вокзалом в мире!

Идем в вокзал, людей мало. Первым делам покупаем билеты на завтра до Комсомольска. Кассирша всовывает вместе с плацкартными билетами и страховки, но решили не ругаться, так как нам дали две нижних полки (места 33 и 35, мы так просили). Немного прошлись по вокзалу, узнали цены в комнате отдыха и в вагоны отдыха у перрона. На привокзальной площади недавно перенесенный сюда с разъезда имени Мирошниченко (там в 1984 году стыковались военные железнодорожники – восточный участок БАМ) памятник этому герою Великой отечественной войны, ценой жизни остановившего фашистов.

Пошли в город по пешеходной дорожке. Река Тында довольно сильно обмелела. Вечерний город встречал нас закатом в легких облаках. На улице милиция на двух машинах окружила юношу на мотоцикле. Усадив его в УАЗик, и посадив на мотоцикл одного из милиционеров, весь кортеж отправился к зданию УВД.
А какие тут названия… Просто от всего веет Москвой. В Тынде есть и Арбат, и Сокольники, бульвар Московских строителей, Профсоюзная улица, ну и конечно, центральная улица города – Красная Пресня! Это очень приятно – увидеть город, очень похожий на свой! Причем, похожий именно на тот город моего детства, когда он был спокойным, без несчетного числа машин в «пробках», толп людей, невообразимого числа рекламы.

Москвичи здесь недаром в почете.
Вот наш дом на холме синевы.
Приезжайте, и сами поймете:
Тында - крайняя точка Москвы.
(М.Пляцковский)

Замечаю, что постепенно сотовая связь пробирается и на БАМ – на Профсоюзной появился офис продаж МТС. По Красной Пресне неторопливо идем до бывшего здания Управления БАМ, как раз за ним расположена гостиница. Точнее это общежитие, на 4-м этаже которого устроили гостиницу. Поднимаемся. Напомню, что это был вечер 2 мая. Сидит явно выпивший мужчина. За сутки проживания в 2-местной комнатке просят по 310 руб. с каждого. Решили заселиться. Пришла женщина, оформляющая документы. Еще более выпившая. Оформление ей далось с некоторыми трудностями. Комната среднего пошиба: две кровати, столик и черно-белый телевизор... «Jinlipu». А я думал, что сейчас встретить черно-белые телевизоры можно только в виде старых «Рекордов» или «Горизонтов»! И самое-то интересное, а может это и самое грустное, что на двери помещения висела инструкция на двух языках: русском и китайском. Это у них, значит, китайцев много селится?

Поставив в розетку аккумуляторы от фотоаппарата на зарядку, мы отправились на прогулку по вечернему городу. После почти беспрерывной двухдневной езды, неторопливо пройтись по асфальтовым дорожкам было очень приятно. Людей на улицах было немного, все шли по своим делам, никаких подвыпивших личностей, в отличии от общежития-гостиницы, не встречалось. На переговорном пункте пытались позвонить в Москву, но в Москве был день (14 часов), дома никого не было. Зато из кабинок было слышно, как громко говорили осетины и китайцы.

В гостинице поужинали и спать. За стеной вовсю продолжали праздновать работники гостиницы, ругаясь нехорошими словами друг на друга между употреблением спиртного. Ночью я проснулся от жажды – после съеденного омуля хотелось пить. За стеной все уже утихли. Высунулся в форточку, полюбоваться ночной Тындой, все-таки ночевать в этом городе довелось впервые. Безлюдные тихие улицы, освещенные белыми ртутными лампами (а я почему-то думал, что тут обязательно должно быть оранжевое натриевое освещение). Сделал несколько ночных снимков города и продолжил свой сон.

Утром встали только в 9.30, хотя нас уже к 9 часам ждали в музее БАМ (сейчас я уже не могу объяснить, почему я на такой ранний час договорился заранее с директором музея). Пока собрались-поели-вышли, на часах уже было 10. По пути зашли в «Книжный мир» (в отличии от прошлых лет на тему БАМ там ничего не было), потом по совету продавца зашли в отдел «Кодак» спортивного магазина (а вот там как раз были куплены интересные материалы: книга к 30-летию БАМ и несколько фотографий знаменитого тындинского фотографа А.Бейфуса с видами города в разные времена года и суток). В результате, к музею мы пришли уже почти в половину одиннадцатого. Поэтому неудивительно, что когда мы подергали ручки основного и служебного входов, они были заперты. Пока мы стояли и размышляли что делать дальше, служебная дверь открылась, вышел сторож и спросил чего мы тут ищем. Мы пояснили. «А, так это он вас ждал. Он с 9 до 10 был, а потом ушел по делам» - сообщил сторож. Мы попытались позвонить директору домой, но тщетно. Сторож также сообщил, что к 13 часам директор обещал снова зайти в музей и узнать насчет нашего прихода. Мы договорились прийти к этому времени, и отправились на прогулку по городу.
В Тынде все также неторопливо шла жизнь. Шел уже 5-й день нашего путешествия, а я все никак не мог отвыкнуть от московской суеты. Зашли в магазин «Чароит», где я купил небольшую книжку с песнями о Тынде. Кстати, всем рекомендую вкуснейший лимонад тындинского завода «Росинка», особенно йодированный напиток «Таволга» - замечательнейшая вещь!

Прошли по Красной Пресне, потом свернули на шоссе Невер – Якутск, по которому перешли реку и вышли к станции. Внизу взад-вперед катался тепловоз с вагонами. У нас же появилась идея прорваться в деповскую столовую. Пошли вдоль станции (с южной стороны), вышли к тепловозному депо, где я, наконец-то, сфотографировал экземпляр одной из немногих выпущенных специально для БАМ серий локомотивов - тепловоз 4ТЭ10С (пусть в нем было уже только 3 секции). Зашли в депо, на входе сидит вахта. У меня была железнодорожная куртка «Гудок», поэтому двинулся первым: «Можно пройти в столовую?». «А вы кто? Документы есть?» - насторожилась вахтерша незнакомцам. «Да командировочные мы, поесть хотим» - продолжал гнуть я свое. Наконец, нас впустили. Столовая в тындинском депо находится на втором этаже. Людей было немного, а помещение столовой довольно велико. Мы свободно разместились за отдельным столом, и за небольшие деньги очень плотно пообедали. Перед уходом, осмотрели оформление стендов в столовой, там были фотографии времен 25-летия БАМ.

Но время неумолимо шло вперед, и нам уже надо было идти в музей. Аккурат в 13 часов мы уже были в нем, и о счастье – Сергей Федорович тоже там был. Поздоровались, извинились за утреннее опоздание, потом я подарил директору свою фотографию прошлого года (там я сфотографировал Сергея Федоровича в одном из готовых залов музея) и книгу «Страна Удокания». Тут же у него была куплена свежевыпущенная книга «Тында – столица БАМ» и мы пошли смотреть залы музея. За прошедший с моего последнего визита год, музей сильно изменился в лучшую сторону: уже готовы семь из восьми залов (год назад были готовы три, и то наполовину). Каждый зал отведен на отдельную тематику: «старая Тында», «БАМ 1930-х» (о временах БАМлага), «природа БАМ» и др. Сергей Федорович подробно показывал и рассказывал о каждом экспонате, стоит ли говорить, что смотрели и слушали мы с огромным интересом. 1,5 часа в музее пролетели как 5 минут. «Приезжайте к нам еще, скоро восьмой зал откроем» - сообщил на прощание Сергей Федорович.

А нам уже следовало торопиться. До поезда оставалось менее двух часов, а надо было еще забрать вещи и сдать комнату в гостинице, купить еды в дорогу. К счастью, в Тынде все относительно близко и в нужное время мы сидели в полупустом плацкартном вагоне поезда на Комсомольск. Как и год назад, когда я ехал этим поездом, в вагоне были заняты лишь нижние небоковые полки. Наверное, на большие расстояния люди тут обычно не едут и выбирают недорогой общий вагон, а категория командированных и железнодорожников предпочитают купейный.

 

Страницы1234567

4,8/5 (46)

11 комментариев

  1. Рита
    Рита 25 августа

    Без названия
    короче надо писать. Тогда бы может кто и попытался ознакомиться. А так -увы - нет сил

  2. Наталья Анохина
    Наталья Анохина 25 августа

    Поздравляю!
    Всеволод! Поздравляю тебя с наконец-то увидевшим свет этим произведением! Путешествие классное, что и говорить! :) Ты - молодец! :)

  3. ВЛ10
    ВЛ10 25 августа

    Мощно и внушающе!
    Здорово вот так проехать, а ещё лучше суметь это описать так, как сделал Всеволод ;) ЗДОРОВО!

  4. Александр Лапшин
    Александр Лапшин 29 августа

    Всеволод - уважаю!!!
    Отличный рассказ, классный маршрут. Долгие годы мечтал совершить что-то подобное, увы - пока только теоретически.

  5. Катерина
    Катерина 09 ноября

    Без названия
    А я сама с Сахалина. У нас очень красиво! Приезжайте чаще! И друг есть у меня с Тынды. Там тоже красиво! Вообще, вся Россия красива!!!

  6. Димон
    Димон 03 февраля

    Без названия
    Я сам в Ургале живу. Так что ни хрена интересного

  7. Надя
    Надя 22 февраля

    Молодец!!!!!
    Мне очень понравилось! Даже не ожидала, что хоть кто-то напишет про такую глушь, как Этыркэн. Здорово!

  8. Слава
    Слава 17 августа

    Приезжайте в Холмск
    Подскажите пожалуйста когда вы еще приедете к нам на Сахалин, мы вам таки красивые места покажем и с вами пройдем по железной дороге от станции Николайчук до Чапланово.

  9. Станислав
    Станислав 20 февраля

    Без названия
    Yасчет китайцев на станции Иса. Это не китайцы а северокорейцы, и флаг тоже северной кореи, в остальном все похоже на правду.

  10. Людмила
    Людмила 26 декабря

    о путешествии из москвы
    Всегда восхищаюсь людьми, которые умеют радоваться сами и при этом многие счастливы тоже.Спасибо от тех, кто был на Алонке.

  11. иван
    иван 01 апреля

    надо было в победино выйти и осмотреть японский укрепрайон харамитогэ

Ваш комментарий