Отзывы о туристических маршрутах Великобритания
Британский поход — по суше и по воде. Часть 2 — Англия.
4. Удар автопробегом.
А на поезд в Aviemore
Нет свободных мест.
Разделите с нами горе —
Дайте на проезд.
Мы поедем, мы помчимся,
Полетим на юг.
Три ребе…
А на поезд в Aviemore
Нет свободных мест.
Разделите с нами горе —
Дайте на проезд.
Мы поедем, мы помчимся,
Полетим на юг.
Три ребенка плачут горько,
Маму с папой ждут.
(Аня)
Как я уже рассказывал, Управление Британских железных дорог отказалось доставить нас из Эвимор в Тамворт, по крайней мере — тогда, когда мы хотели. И мы решили взять свою судьбу в собственные руки и доехать туда самостоятельно. Правда, оказалось, что ближайшее к Тамворту место, где мы можем сдать машину, — это Бирмингем, а оттуда нам пришлось взять такси. Но в конечном счете, мы все равно сэкономили приличную сумму.
Для тех, кто хотел бы покататься по Британии на машине, но боится ездить по правильной стороне (англичане, между прочим, совершенно серьезно говорят: «На континенте (т. е. в остальной Европе) ездят по неправильной стороне»), хочу сразу заметить — это совсем не так страшно, как кажется. Самое сложное — это чувствовать габариты машины: ведь сидишь ты справа, а это значит, что большая часть машины находится слева от тебя, а не справа, как обычно, и поэтому все время тянет съехать на левую обочину, а если там уже кто-нибудь стоит, то возможны неприятности. Но если на дороге есть разметка (с обеих сторон) — то проблема эта вполне решаема. Так что сложности возникают только на узких сельских дорогах, где разметки нет. Но на них, к счастью, и машины встречные попадаются довольно редко.
Вторая сложность — это управление машиной, в которой рычаги и кнопки находятся не там, где обычно. Здесь следует отметить, что праворульные машины бывают двух видов: условно говоря, «европейские» и «японские». В»европейских» машинах все управление просто линейно передвинуто слева направо, кроме, разумеется, коробки скоростей. То есть все находится под руками, а переключать скорости левой рукой приноравливаешься буквально за несколько минут (правда, иногда при этом приходилось стряхивать с рычага Анину руку). Ну, пожалуй еще нужно привыкнуть к тому, что спидометр и тахометр периодически показывают одно и то же (это уже самостоятельное упражнение: если тахометр проградуирован в сотнях оборотов, спидометр — в милях, а выглядят они одинаково, прикиньте, просто ли их различить).
«Японские» же машины являются не линейным, а зеркальным отображением обычных леворульных, то есть все кнопки и рычажки управления находятся не там, где мы привыкли их находить. Таким образом, когда вы, к примеру, показываете правый поворот — у вас включаются дворники. Мне как-то на Кипре довелось поводить такую зеркальную «Хонду» — ощущения довольно острые. У той «Хонды», к счастью, была автоматическая коробка передач, так что я так и не узнал, выворачивают ли японцы и ручную коробку скоростей тоже. Не удивлюсь, если таки да выворачивают.
Но вернемся к нашему автопробегу. По рассчитанному на компьютере плану (мы же современные и компьютеризованные) весь маршрут — 686 километров, причем почти весь — по скоростным магистралям, должен был занять 8 часов. У нас же вышло почти 11, так как мы несколько раз останавливались по дороге отдохнуть и перекусить, а уже к концу, около Манчестера, влипли в здоровенную пробку. К тому же и скорость превышать мне не хотелось — во избежание неприятностей с дорожной полицией.
Кстати, английская полиция, насколько я понял, радарами почти не пользуется. И правильно делает — все равно радар меряет скорость с ошибкой не менее 10-15%.
Англичане придумали другой, причем очень простой способ ловить нарушителей — обычный фотофиниш. Они на автотрассах где-нибудь под мостом рисуют на асфальте сетку с, например, 10-футовыми ячейками, и делают сверху две фотографии машины с фиксированным промежутком в пару секунд. Вот вам и вычислена скорость машины без всяких радаров, да и документ — фотографии — имеется. Короче говоря, сильно превышать скорость на английских дорогах не советую. Те 70 — 80 миль в час, которые разрешены, — этого вполне достаточно.
Итак, мы практически без всяких приключений доехали до Бирмингемского аэропорта, успев по дороге полюбоваться замком в Стирлинге (это еще в Шотландии) и несколькими торговыми центрами по дороге, уже в Англии. Кстати, пунктов отдыха вдоль автострад со столиками и скамейками, как в Германии или Скандинавии, в Англии нет. Но зато каждые 30 — 40 километров у дороги стоит большой торговый центр с кафе, магазинами, гостиницей, парой бензозаправок и огромной стоянкой для машин. А у съезда — большой плакат: «До следующего сервис-центра — 21 миля».
Аня по дороге постоянно держала SMS — связь с ребятами, которые прилетели в Лондон за сутки до этого, прогулялись по британской столице, посмотрели мюзикл и наутро поехали на поезде в Тамворт, чтобы встретиться с нами. Но мы немного задерживались из-за той самой пробки возле Манчестера, и поэтому скомандовали ребятам нас не ждать, а начать процедуру получения лодки и инструктаж самостоятельно.
В Бирмингеме я сдал машину (разумеется, долив перед этим бак доверху), перетащил вещи в такси с водителем-сикхом, и через четверть часа он высадил нас на пристани канала, проходящего через староанглийский городок Тамворт, где мы встретились с детьми.
5. Толковый морской словарь
(для бестолковых сухопутных читателей).
Ну, морской (или даже речной) — это, конечно, громко сказано. И на счет сухопутной бестолковости прошу не обижаться. Давайте примем, что я имел в виду себя. Но все же я не думаю, что многие из читателей сего текста путешествовали по английским каналам, так что кое-что новое они отсюда почерпнут. Если захотят, разумеется.
Итак, прежде всего — что такое английские каналы и откуда они взялись.
Лет двести назад в Англии началась промышленная революция (учили, небось, по истории ?), то есть английские буржуи начали строить всякие фабрики, эксплуатировать зарождающийся пролетариат, и так далее. На фабрики нужно было привозить сырье и увозить готовую продукцию, а вот железные дороги тогда еще не придумали. Что бы вы сделали на месте англичан ? Вы бы, как писал Бабель, ничего не сделали, а англичане накопали по всей стране больше 3000 километров каналов (правда, довольно узких) и пустили по ним баржи. А вдоль каналов были проложены дорожки, по которым шли лошади, эти самые баржи тащившие.
Ну, потом появились рельсы с поездами, паровые и дизельные двигатели, но англичане, чтущие традиции, каналы свои не забросили. Существует большая полугосударственная компания «British Waterways», которая занимается эксплуатацией этой водной сети, чистит ее, заботится об обслуживании сотен, если не тысяч, плавающих по этим каналам лодок, (горючее, вода, ремонт и т. д.), ухаживает за сотнями шлюзов, построенных на этих каналах (о шлюзах и технике их прохождения — ниже), а также сдает лодки в аренду практически всем желающим. Кроме того, куча народу в Англии имеют такие лодки в личном владении и плавают по этим каналам как по делам (те, кто живет возле воды), так и используют в качестве дачи, то есть средства проведения отпуска. Мы встретились с одной пожилой английской парой, которая, к примеру, каждое лето на месяц — другой закрывает свой дом, переселяется на лодку и, не торопясь, путешествует по стране.
Конечно, это не дешевое удовольствие: лодку надо ремонтировать, проходить ежегодный техосмотр и продлевать лицензию (все лодки имеют регистрационный номер, как автомашины), оплачивать право пользования сервисом «British Waterways» и так далее. Правда, водительские права для нее не нужны.
Каналы имеют среднюю ширину около 10 — 12 метров и глубину примерно метра 2 -2.5, а лодки (те, которые для семейного отдыха) в основном бывают 4-х местные (длиной 13 метров) и 6-местные (16 метров). Вообще-то все размеры нам давали в футах, но я для удобства сразу перевожу в метры. Ширина лодки — 2.5 метра, а вес, к примеру, 6-местной (по-нашему, по-морскому — водоизмещение) около 15 тонн, так что управлять ею с непривычки не очень просто. Но о специфике управления — чуть позже.
Аренда лодки — дело очень простое. Заказать ее можно через интернет или любым другим способом на любой из огромного количества пристаней, разбросанных по всей Англии и Уэлсу, на любое количество дней. Правда, делать это нужно заранее, так как в летнее время спрос на лодки огромный. Нам 6-местная лодка на неделю обошлась в 900 фунтов, правда, включая сервис — горючее, вода, газ для плиты, комплект карт, право приставать к берегу почти везде, где мы хотим, и мобильный телефон для вызова спасательной службы в случае необходимости (к счастью, необходимости такой не возникло). Еще нужно отметить, что администрация налагает дополнительные требования к экипажу: не менее 3-х человек в экипаже должно соответствовать определению «full enabled», то есть быть достаточно взрослыми (старше 14 лет) и физически достаточно здоровыми, чтобы спрыгнуть с лодки на берег и обратно, завести двигатель и управляться с рулем, специальным ключом открыть/закрыть замок шлюза и так далее. А маленьким детям на борту положено постоянно носить спасательный жилет.
Сама лодка внутри достаточно комфортабельна: есть 2 спальни плюс еще 2 дивана, 2 туалета, небольшая ванная с душем, складной обеденный стол (когда он разложен — то вместе с диванами занимает всю ширину лодки) и полностью оборудованная кухня с холодильником, мойкой, газовой плитой, духовкой, микроволновой печкой и т. п. Есть также телевизор и радио с дисковым проигрывателем. И все это выполнено в стиле купе пассажирского поезда.
Я позже узнал, что лодки бывают еще и разной степени комфортности, и у нас была самая простая, но нам этого было вполне достаточно.
Вода греется, а также заряжаются аккумуляторы, от работающего двигателя. То есть, если вы хотите иметь горячий душ, работающий холодильник и свет вечером, то двигатель должен работать не менее 3-4 часов в день. Но микроволновкой, например, при выключенном дизеле пользоваться вообще не рекомендуется — посадит аккумуляторы запросто.
При получении лодки нужно пройти полуторачасовой инструктаж, при желании оформить дополнительную страховку от мелких поломок при ударах о берег или другие лодки — и можно выходить в открытое, так сказать, море.
На лодке установлен приличный дизель и бак на 500 литров солярки, так что одной заправки хватает на весь отпуск. А вот 2-го бака, на 500 литров воды, хватает где-то максимум на 2 дня (это если экипаж интеллигентный и купается ежедневно), так что желательно заправляться водой каждый день. В принципе, это проблемой не является: нам выдали очень подробную карту района, где мы плавали, на которой были отмечены не только колонки с водой, у которых можно пришвартоваться и залить бак, но и магазины на берегу (продукты-то нужно было закупать), и даже пабы.
Течение в каналах очень слабое, а для того, чтобы компенсировать разность высот в местности, где канал проложен, построена масса шлюзов. Все шлюзы — ручные (то есть, никаких двигателей кроме собственных рук, как это и было 200 лет назад), и содержатся в идеальном порядке. Размер камеры шлюза, то есть того места, где помещается лодка, пока вода в шлюз втекает или вытекает, — примерно 19 на 3 метра — этим и определяются максимальные размеры лодки. А поскольку руками можно открыть ворота шлюза, только если глубина камеры не превышает 3 — 3.5 метров, то при более чем 2-х метровом перепаде высот англичане строят несколько шлюзов один за другим.
Управлять такой лодкой, в общем, не так уж сложно: 20-30 минут практики вполне достаточно, чтобы с ней освоиться. Хотя оказалось, что управление плавающей по воде штукой, да еще и такой длинной, все-таки отличается от управления штукой, едущей по земле. Во-первых, если на машине нужно совершить какой-то сложный маневр, то всегда можно притормозить, и совершать его потихоньку. Лодка же слушается руля тем лучше, чем выше ее скорость, и, притормозив, вы полностью теряете возможность ею управлять. А во-вторых, у автомобиля поворачиваются передние колеса, то есть, грубо говоря, вы едете туда, куда нацеливаете нос. У лодки же поворачивается корма (руль-то находится сзади), так что, нацеливая нос в узкое место, можно быть уверенным, что вы туда не попадете: целиться нужно серединой лодки, что с непривычки представляет собой нетривиальную задачу, к тому же даже легкий ветерок довольно заметно сдвигает лодку вбок. В-третьих, реверс у дизеля есть, но на изменение положения руля при заднем ходе лодка абсолютно не реагирует. В-четвертых, на воде англичане предпочитают все-таки правостороннее движение, так что неправы те, кто утверждает, что левостороннее движение пришло на сушу от моряков. Ну, во всяком случае, британские моряки тут не при чем.
Теперь немного о технике прохода шлюзов.
У шлюза с двух сторон есть ворота и водоводы с задвижками открывающимися с помощью зубчатого механизма. В начальном состоянии все задвижки закрыты (это — одно из правил хорошего тона для путешествующих по каналам: все ворота и задвижки за собой нужно закрывать). Вот вы подходите к шлюзу (если он, конечно, не занят; в противном случае нужно подождать, пока его не освободят. Кстати, согласно второму правилу хорошего тона, нужно подойти к тому, кто возится с воротами или задвижками и предложить ему свою помощь) и проверяете, можно ли открыть ворота с вашей стороны. Если нет — то нужно выпустить или наоборот — набрать воду в камеру шлюза, а уж затем открыть ворота, загнать свою лодку внутрь, закрыть ворота, выпустить или впустить воду, открыть вторые ворота, вывести лодку, все за собой закрыть, раскланяться с ожидающими своей очереди — и можно продолжать свой путь.
Все это звучит достаточно сложно, но тут все дело в практике. Первый свой шлюз мы преодолевали больше получаса, причем пользовались помощью собратьев с других лодок (при этом никто не нервничал, все улыбались и желали друг другу хорошего отдыха), а через пару дней проделывали этот номер за 10 минут, успевая еще и помочь другим. Быстрее это сделать было невозможно — быстрее просто вода не наливалась.
Планируя поездку, я долго сидел над картами, выбирая, по каким каналам плыть, куда доплыть, и т. д. Но грубая действительность в лице инструктора внесла свои коррективы. Инструктор объяснил, что мы, зеленые и неопытные, просто не справимся с длинным и сложным маршрутом, где полно шлюзов и других лодок. Да к тому же, средняя скорость лодки не будет превышать 4-5 километров в час, потому что плыть быстрее — это мешать другим. Кроме того, нам захочется не столько плыть, сколько гулять по прибрежным городкам и деревенькам (и это впоследствии оказалось правдой), так что проплывать в день мы будем не более 15 километров. Отсюда следует, что нам нужно выбрать относительно тихий канал, плыть по нему 3 — 3 с половиной дня, а потом искать место разворота и плыть обратно.
Инструктор оказался совершенно прав, но на этом позвольте мне прекратить дозволенные речи. Будем считать, что техническое обеспечение нашего плавания мною описано полностью.
Да, кажется, я нарушаю традицию: глава заканчивается, а очередного куска Аниной баллады еще не было. Виноват.
История, приведенная в нижеследующем куплете, произошла, когда Аня пошла в душ, а мы в это время подошли к очередному шлюзу. И вот, лодка опускается в камеру шлюза и внутри ее неожиданно наступает темнота, а персонаж, намыленный как инженер Щукин, не понимает, что случилось.
Морячка Аня мылась в душе,
Сюрприз готовил хитрый муж.
Аня намыливала уши,
А лодка погружалась в шлюз.
Я вам не скажу за королевство —
Королевство очень велико.
Шлюзы — это там такое место,
Где темно и очень глубоко.
6. «Плавать — необходимо»
«Плавать по морю — необходимо»
Гней Помпей.
Ну вот, наконец-то я перехожу к описанию нашего, собственно, плавания.
Как я уже рассказывал в предыдущей главе, моих планов громадье, столкнувшись с действительностью в лице инструктора, потерпело полное поражение, и вместо головокружительного маршрута «по Шекспировским и Робин-Гудовским местам», на который я рассчитывал (включающий Стратфорд-апон-Эйвон, Ноттингем, Шервуд и так далее), нам пришлось удовлетвориться скромными 40 километрами на каналах «Coventry» и «Trent & Mersey», или 80 — если считать в обе стороны (см. прилагаемую карту).
Еще раз повторю — инструктор был прав. Мы с огромным удовольствием бросали лодку (разумеется, предварительно привязав ее, то есть, простите, пришвартовав) для того, чтобы пройтись по очередной деревеньке, абсолютно такой же, как описанные в английских романах прошлого, то есть — уже позапрошлого, века. И ведь что интересно — как в этих романах в сельской местности жили одни только леди и джентельмены, и никаких крестьян, так и сейчас — поля, правда, есть, и овечки кое-где пасутся, но вот ни комбайнов, ни сеялок-веялок, ни пьяных трактористов не видно. Правда, в пабах вечером сидит народ простой, не шибко аристократичный, но о пабах разговор отдельный.
Я уж лучше по порядку.
Встретившись на пристани, мы решили в этот вечер доехать только до ближайшего продуктового магазина, где затариться, поужинать и переночевать.
Как я уже говорил раньше, вместе с лодкой мы получили комплект очень подробных карт, где были указаны расположенные близко к каналу деревни, магазины, пабы, церкви и прочие достопримечательности, так что найти открытый до поздна магазин, расположенный в четверти часа плавания, труда не составило. А швартовка на канале — дело очень простое.
Сначала нужно выбрать место для швартовки. Место это не должно быть помечено табличкой «Приставать запрещено», желательно, чтобы в этом месте берег был облицован металлическими гофрированными листами (в этом случае выданные нам металлические штыри, к которым привязывается канат, не нужно забивать в землю, а достаточно вставить их в специально проделанные в этих листах отверстия), а главное — в этом месте должно быть поменьше крапивы. Крапива — это вообще бич швартующегося. Как ни остерегайся, а во время завязывания, и особенно — отвязывания каната, обязательно пару раз за крапиву схватишься.
Потом нужно закрыть лодку на висячий замок — и можно отправляться на прогулку.
Все старинные городки и деревни, мимо которых мы проплывали и в которых гуляли, выглядят очень чисто, умиротворенно, как в стартовых главах романов Агаты Кристи — до того, как там кого-нибудь убьют. При нас, правда, никого так и не убили.
Погуляли по Тамворту. Городок чистенький, весь какой-то умытый. В центре города — замок норманских времен. Вокруг замка — парк с разноцветными клумбами, беседкой, в которой в этот день выступал духовой оркестр местных электриков (оркестр разогнал почти всех, кто гулял в парке. Лучше бы они электричеством занимались, а не музыкой), каналом с лебедями и спортивным травяным полем, где команда местных пенсионеров играла во что-то, похожее на боулинг, но только на траве. Побродив полдня по Тамворту, мы проголодались и обнаружили ресторанчик с вывеской: «Завтраки — до 16-00». Я уже знал, что англичане подразумевают под завтраком, и поэтому очень обрадовался. Этот завтрак (одна порция) состоял из:
1. Яичницы из двух яиц с беконом
2. Двух сосисок с гарниром из фасоли
3. Тарелки салата
4. Четырех поджаренных тостов с маслом
5. Кружки чая, для желающих — с молоком.
Все знают, что англичане обедают поздно вечером. Теперь вы знаете — почему. Они просто завтракают до 16-00.
Английский народ вокруг (а практически все, кого мы встречали, были англичанами) очень любезен, здороваются все с такой радостью, будто уже несколько дней стоят и поджидают тебя на улице, чтобы пожелать доброго утра и спросить, как ты себя чувствуешь. И причем с абсолютно искренним выражением лица. Правда, пару раз мы видели и иностранцев. Один раз – вдребезги пьяную русскую компанию на встречной лодке, и один раз — семью израильтян, которые, швартуя свой корабль, натянули канат поперек параллельной каналу тропинки, по которой ездят велосипедисты, а на наше замечание практически не отреагировали — благотворное влияние европейского спокойствия и культуры: иначе бы просто громко послали нас подальше со всеми нашими замечаниями.
Итак, каждое утро мы просыпались, завтракали, не торопясь заводили двигатель и плыли до следующей деревни. Там высаживались на берег, знакомились с окрестностями (а в окрестностях, кроме деревень, были и парки, и даже превращенные в музеи помещичьи усадьбы), обедали в городке или на лодке — в зависимости от настроения, и потихоньку плыли себе к следующему объекту. У руля стояли все по очереди. На одной из стоянок Аня с Наташей купили капитанскую фуражку, и дежурный капитан ее надевал. Эта фуражка, кстати, позже явилась причиной одного приключения, занесенного в анналы (то есть — в Анину балладу), но об этом — потом. А вечером искали место для ночной стоянки поближе к какому-нибудь пабу и шли прожигать жизнь и заливать ее пивом.
Пива в английских пабах полно, и причем масса сортов, которых кроме как в данной местности больше нигде нет. Сноб Антон везде заказывал только «Гиннесс», ну а мы, остальные, пробовали что придется. И даже Аня с Наташей поначалу отказывались, но постепенно вошли во вкус.
Морячка Аня как-то в пабе,
Полпинты пива заказав,
Сказала Паше: «Выпиваем
Такое пиво в первый раз». (тут с рифмами не очень, но это, видимо, после пива)
Я вам не скажу за королевство,
Королевство очень велико.
Но найти нам пабы в этом месте
Было, как вы знаете, легко.
(Аня)
А местные жители в пабах орут не хуже итальянцев, поют хором, играют в дартс (прямо как в кино) и абсолютно не обращают на чужих (на нас, например) никакого внимания — даже обидно.
Побывали мы и в нескольких других городках — Ругли, Личфилде, а также в нескольких деревнях, которые, как я уже заметил, никакого отношения к сельскому хозяйству не имеют, по крайней мере по внешнему виду, а представляют собой просто место для жизни с сельским видом вокруг, но никак не место работы. И в каждой деревне есть паб с вывеской типа «Голова сарацина», старинным камином, дубовыми скамейками и прочими мелочами из жизни «старой доброй Англии». Кстати, тот район, где мы путешествовали, называется графством Стаффордшир, то есть это действительно самая-самая английская глубинка.
А если кому-нибудь надоедало плыть, то он (она) мог спрыгнуть на берег и часик погулять пешком, не удаляясь от лодки, плывущей с той же скоростью.
Вот таким образом мы и путешествовали целую неделю, и лучшим словом, определяющим наше состояние, было бы слово «умиротворенные».
Да, история про приключение с капитанской фуражкой.
Поскольку сезон лодочных путешествий длится с апреля по октябрь, а не только летом, то на лодке есть система отопления, работающая от вспомогательного двигателя. Ручка включения этой системы находится рядом с входной дверью, и на нее было очень удобно вешать капитанскую фуражку. И вот, однажды сидим мы, завтракаем (лодка стоит пришвартованная к берегу), а Аня вдруг спрашивает: «А откуда на улице дымок ?». Дымок (выхлоп) действительно чувствуется, да и палуба под ногами слегка дрожит, но мы-то пришвартованы, и дизель выключен!
Аня потребовала срочно звонить в спасательную службу, а меня вдруг осенило, и я спрашиваю:»Ребята, а никто отопление не включал?».
Оказалось, что кто-то из нас («не будем говорить — кто, хотя это был слоненок», как говорилось в известном мультфильме), сдергивая фуражку, заодно дернул и за ручку. Аня же сказала, что ей давно уже казалось, что день сегодня какой-то очень жаркий.
Художественно обработаный, этот эпизод выглядит следующим образом:
Сегодня плыли с подогревом,
И дымом все заволокло.
Анюта кнопочку задела,
И стало на душе тепло.
Я вам не скажу за королевство,
Королевство очень велико.
Батарея в лодке — это место,
От которого идет тепло.
И еще раз:
Я вам не скажу за королевство,
Королевство очень велико.
Если вы плывете с Пашей вместе,
Знайте, что вам очень повезло!
(Аня)
Так вот, эта поездка нам настолько понравилась, что мы решили через пару лет ее обязательно повторить, и уже отвести на нее не одну неделю, а две. А за две недели можно запросто проплыть 130-мильное «Стратфордское кольцо» с заходом в Стратфорд (там лодочная пристань находится прямо напротив Шекспировского театра), Эвешем, Ворчестер, Дротвич, Варвик и так далее. Я уже проверил — на этом маршруте (а он — кольцевой, так что увидеть можно вдвое больше) 33 шлюза. Для нас — раз плюнуть.
Комментарий автора:
…Кроме того, куча народу в Англии имеют такие лодки в личном владении и плавают по этим каналам как по делам (те, кто живет возле воды), так и используют в качестве дачи, то есть средства проведения отпуска. Мы встретились с одной пожилой английской парой, которая, к примеру, каждое лето на месяц — другой закрывает свой дом, переселяется на лодку и, не торопясь, путешествует по стране…
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Турция
10 долин и каньонов Каппадокии, которые не стоит пропустить
Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.
1. Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.
2. Розовая долина (Güllüdere). Это 2 долины с розовым оттенком скал, которые расположены параллельно друг другу. Они начинаются к югу от Чавушина и тянутся к смотровой площадке Красной долины. В долине — несколько церквей 7 — 8 ст. с хорошо сохранившимися фресками.
3. Долина любви — визитная карточка Каппадокии. Фаллоподібні скалы можно увидеть на большинстве буклетов о Каппадокию, и именно их больше всего любят туристы. Попасть в долину можно с трассы Гьореме — Аванос, повернув за Гьореме налево на асфальтированную дорогу, и потом еще раз повернув налево по указателю.
4. Белая долина (Bağlidere). Это — продолжение Долины Любви на юг. Долина с монументальными скалами белого цвета, похожими на волны. Можно встретить туннели, природные арки и выдолбленные в скалах голубятни.
5. Медовая долина является продолжением Белой Долины на юг. Это-довольно крутой и узкий каньон с туннелями и скалами кремового цвета, которые природа разрисовала разными оттенками. Тропа в долину начинается при въезде в Учхисар: на первой развилке поворачиваем резко направо, а потом на перекрестке — снова направо, и спускаемся в долину.
6. Голубиная долина (Güvercinlik). Названа так благодаря большому количеству голубятен, выдолбленных в скалах. Гладкие конусообразные скалы имеют белый цвет. Долина тянется параллельно дороге Гьореме-Учхисар, и дальше на юг. Лучшая смотровая площадка находится на южном выезде из Учхисара.
7. Долина Мескендир (Meskendir) — длинная долина, которая тянется от поселения Чавушин до дороги Гьореме-Ургюп. Отсюда стартуют в небо знаменитые воздушные шары. В долине есть природные туннели, голубятни, скальные церкви с фресками.
8. Долина Сабель (Kiliçlar). Отсюда взлетают воздушные шары. Здесь можно увидеть много скальных помещений, которые используют местные жители для своих нужд. А в заброшенных церквях долины есть великолепные фрески с изображениями святых и вырезанными мальтийскими крестами. Долина начинается к северу от Музея под открытым небом возле Гьореме.
9. Долина Любви — 2 (Görkündere) — похожа на известную Долину Любви, но находится рядом с Гьореме. Фаллоподібних скал здесь также много. Найти ее просто: от поворота на Ургюп пройти около 500 метров, свернуть направо в долину Зэми и снова повернуть направо по указателю.
10. Долина Ихлара (Ihlara Vadisi). Самая отдаленная долина, которая находится в 70 км к югу от Гьореме. Это — глубокий каньон, в котором расположились более 100 церквей и монастырей с уникальными росписями.
ТОП-10 смотровых площадок Каппадокии, где можно сделать трогательные фото
1. Холм влюбленных (Asiklar Tepesi) — лучшее место для встречи рассвета и наблюдения за воздушными шарами во время восхода солнца. Находится на холме, который расположен на южные окраины Гьореме. Отсюда, как на ладони, видны герме и Долина любви — 2 (Görkündere)
2. Смотровая площадка Красной Долины (Kizilçukur) — популярное место для наблюдения над закатом с видом на скалы красноватого оттенка. Находится на вершине холма Актепе.
3. Замок Учхисар. С Замковой горы открывается великолепный вид сразу на несколько долин и Гереме, особенно после захода солнца. Но сюда можно прийти и на рассвете.
4. Площадка с видом на белые скалы Голубиной долины на южной окраине Учхісара. Над долиной можно отыскать деревья с ветвями, украшенными бело-сине-черными символами, похожими на глаз. Есть инсталляции из сухих деревьев, украшенных горшками. Получаются очень эффектные фото на их фоне.
5. Отель Sultan Cave Suites. На смотровую площадку, украшенную яркими коврами, могут попасть лишь постояльцы отеля. Прекрасное место для наблюдения за воздушными шарами на рассвете и фантастическая панорама Гьореме.
6. Galeri Ikman Carpet Shop. Для тех, кому не повезло попасть на смотровую площадку отеля Sultan Cave Suites, может сделать фото на фоне разноцветных ковров в этом ковровом магазине.
7. Смотровая площадка «Три красавицы» (Üçgüzeller) на запад от Ургюпа. Вид на «грибы со шляпами» — это визитная карточка Каппадокии, которую вы можете увидеть на многих буклетах.
8. Отрахисар: площадка с видом на замок Отрахісар и сам городок. Находится на холме к юго-востоку от центра.
9. Долина Пашабаг между Гьореме и Аваносом: здесь открывается вид на множество скал, который называют «дымоходами фей».
10. Долина Любви: здесь выходят классные фото после рассвета, когда здесь приземляются воздушные шары.
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Россия
Восхождение на Казбек
Рассказываю о моем восхождении на Казбек с командой Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/
Решила взобраться на Казбек с группой и гидами, выбрала компанию Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/. Все было просто шикарно, море эмоций и впечатлений, самое яркое приключение в жизни, всем советую
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Доминиканская Республика
Насыщенная экскурсия с культурной программой и отдыхом в раю.)
Были с сестрой в Доминикане на зимних праздниках, зачетный отдых получился.
Сама Доминикана конечно тоже огонь, но сейчас хочу про конкретную экскурсию поделиться впечатлениями. Наша экскурсия Саона-Делюкс включала в себя посещение Города художников и острова Саона. В городе художников мы осматривали местные достопримечательности, такие как амфитеатр, церковь святого Станислава, школу искусств и фонтан желаний, естественно, всей группой там загадывали желания.) Кстати, пока не забыла, группа была небольшая и не было толкучки, это нас очень порадовало. Далее, на острове Саона нас ждал обед с напитками, и для нашей группы обед был вне очереди. Обед сам был шикарный, даже гриль-бар включал в себя, ну а напитки вообще вкуснейшие и самое главное, безлимитные. На райском острове мы отдыхали не меньше четырех часов, так что успели вдоволь насладиться его красотами. Был и еще один маленький пункт остановки у нас потом, на песчаной отмели, там мы в натуральном бассейне купались с морскими звездами. Я так близко их раньше не видела и не трогала тем более. Во время этой остановки работал бар, и мы освежались вкусным шампанским. Вот сейчас рассказываю, и снова туда хочуууу. Организаторами экскурсии была компания Доминикана Про, за что ей огромное спасибо, все круто было. Еще один момент добавлю и буду закругляться. Автобус нас возил очень комфортабельный с wifi и даже питьевая вода была, что в жару очень кстати, а на борту было целых два русскоязычных гида — позитивные ребята. Остались довольны насыщенной программой, возможно повторим, когда будем в тех краях.
HOKA
24.11.2005 at 14:23
Цитаты
Поделитесь секретом — как такие убедительные цитаты находите? В смысле Бабеля и Помпея? Это просто вспомнилось, или специально искали? На редкость в тему.
Я кстати выросла во Владивостоке, там все машины из Японии, и поэтому с рулем "наоборот", даже те, на которых в ГАИ экзамен сдают 😉 А движение, естественно, правостороннее. Праворульные машины кто только не грозился запретить, но пока ездят, родимые. У народа там есть даже крылатое выражение: "Правильный руль левым не назовут!" 😉
Павел
24.11.2005 at 15:03
Без названия
Да не искал я их, честное слово. Просто в детстве читал много, вот и всплывает в голове всякое…
А по поводу право-левых машин и дорог — английские дороги, и даже кипрские — это детские игрушки по сравнению с Бангкоком. Но в Италии водить еще страшнее, не смотря даже на то, что движение там правостороннее. Говорят, еще жутче — в Индии. Но я там не был, так что своего мнения не имею.
HOKA
24.11.2005 at 16:04
Как где водить
А на Ближнем Востоке главное это гудок. Если ты едешь по своему ряду и обгоняешь машину, едущую от тебя справа (т.е. она идет в своем ряду, ты в своем, но ты быстрее), ты должен погудеть. Поскольку если тот водитель гудка не слышит, то считает, что слева от него никого нет, и туда можно перестраиваться. Смотреть перед перестроением в зеркало ему необязательно, так что сообщить ему, что ты не хочешь увидеть его в следующую минуту у себя под носом — твой долг. 🙂
Павел
24.11.2005 at 19:27
Ну, за весь Ближний Восток я не отвечаю,
но в Израиле фраза "обгоняешь машину, едущую от тебя справа" звучит странно. Как же можно такое сделать, если израильские водители твердо знают, что по правому ряду ездят только фрайeра? Так что, обогнать иначе, чем "едущую от тебя слева", удается редко: фрайeров мало. Видимо, не смотря на правостороннее вроде бы движение, влияние Британского мандата до сих пор не выветрилось 🙂
HOKA
25.11.2005 at 11:18
Кто в каком ряду
Т.е. в Израиле все по возможности едут в самом левом ряду? Круто! Я там была один раз, и как-то это мне в глаза не бросилось — скорее показалось, что все едут вообще без рядов, толпой;) Надеюсь, никто не обиделся — в Москве этот способ езды в час пик тоже практикуется 😉
А в Сирии и в Иордании правило с гудками вроде работает 😉
Павел
25.11.2005 at 13:04
Извините, сами мы не местные…
… и правил тутошних не знаем. В смысле — является ли данный диалог откликом на рассказ? Если нет — извините великодушно, а то потрепаться мы все горазды.
А по поводу всеобщего движения по левой полосе — это я, конечно, чуть преувеличил: сам лично знаком с двумя — тремя людьми, иногда предпочитающими правую.
"У нас тоже есть 8-9 писателей. Или даже 10, если и вон того считать. Хотя я лично его бы не считал…" (М. Жванецкий)
Alexcool
31.01.2006 at 17:46
На лодке по Уэльсу
По второй части добавлений не так много 🙂
Проезжая с севера мимо Стирлинга Вы посмотрели направо — на Стирлингский замок (советую, кто там будет близко, посетите), еще можно посмотреть налево, там на горе мемориал Уильяму Уолласу — Храброму сердцу, очень впечатляет, особенно если с него оглядывать окрестности. Если же смотреть прямо, можно увидеть мост, где и произошла битва,положившая начало славе Уолласа. Тут же недалеко на поле Баннокберн стоит памятник королю Роберту Брюсу (тот, что с двадцатки Клайдсдейл банка, причем лицо на банкноте как раз с памятника). На этом поле в 1314 году горцы так дали англичанам, что король Англии Эдуард II еле спасся.
Про путешествие на лодке у Вас написано особенно замечательно, мне тут остается только завидовать. Но я нынче снова побывал в Уэльсе и рекомендую Вам рассмотреть возможность в следующий раз проплыть по Уэльсу. Тут наверняка есть свои особенности плавания, но я думаю, что проплывая, скажем, по акведуку Телфорда на высоте (!) 15-20 метров над землей и над рекой Ди, Вы получите неизгладимые впечатления. Причем, там с одной стороны акведука дорожка, а с другой просто низенький бортик, и можно, сидя на корме, поболтать ногами над бездной. Кроме того, там есть каналы, ведущие с севера на юг в сторону Кардиффа по долинам, мы мили три нынче шли вдоль одного такого. Замки в Уэльсе — настоящие военные крепости (руины), это вам не шотландские графские дома. Попробуйте пиво Felin O-Foel (англичане, чтоб унизить валлийцев, говорят Feeling Awful, переведите сами).
Все, спасибо, что прочли.