Иордания
Путешествие из зимы в лето
В Москве шел снег. А огромный лайнер уносил меня на юг, к яркому солнцу, пышным цветам и вечно-зеленым пальмам. Когда белые, словно сделанные из ваты облака наконец расступились, под крылом проплывали жёлто-коричневые горы с редкими зелеными долинами.
В Москве шел снег. А огромный лайнер уносил меня на юг, к яркому солнцу, пышным цветам и вечно-зеленым пальмам. Когда белые, словно сделанные из ваты облака наконец расступились, под крылом проплывали жёлто-коричневые горы с редкими зелеными долинами. И вот уже самолет снижается над ослепительно белым, сверкающем на солнце словно алмаз городом. Амман так и называют — «белый город» — за множество зданий из белого известняка.
Небольшая суета в аэропорту, и вот я уже иду по улицам города своей мечты, прислушиваясь к незнакомому говору, разглядывая по-восточному пеструю толпу, ощущая запах крепчайшего — бедуинского — кофе, который пьют прямо на открытых террасах за низкими столиками. Широкие проспекты сменяются узкими извилистыми переулками. И я никак не могу понять, где кончается современность и начинается история.
Чудо первое.
Пожалуй, ни в одной другой стране мира так тесно не переплелись прошлое и настоящее. Стремительные автотрассы, как лезвие бритвы, прорезали пустыни. По дорогам мчатся сверкающие стёклами и краской автомобили. А на обочинах, провожая их взглядом, стоят со своими верблюдами бедуины. За тысячи лет их жизнь практически не изменилась.
Недалеко от восточного базара, пропитанного запахами пряностей и специй, высятся многоэтажные здания деловых кварталов. А прекрасно сохранившийся римский амфитеатр и развалины древней Цитадели мирно соседствуют со стадионом и молодёжным центром. Над старинными домиками возносятся многоуровневые эстакады, а по извилистым улочкам пробираются не запряжённые осликами повозки, а вполне современные машины.
Чудо второе.
Но еще более удивительно, как в Иордании соединились Восток и Запад. С древнейших времён эти места служили своеобразным перекрёстком, пересечением торговых путей между Азией, Европой и Африкой.
Сейчас в стране все больше утверждается западный образ жизни, но при этом сохраняется восточный колорит. На улицах не редко можно встретить мужчину в современном костюме, из под которого видна традиционная рубашка, а голову покрывает клетчатый платок — хаса. У женщин же под длинным балахоном часто скрывается модный европейский наряд.
Чудо третье.
Земля Иордании буквально пропитана историей. Кажется, что люди жили здесь всегда. На каждый квадратный километр приходится по памятнику старины. Археологи обнаружили на территории Королевства следы человека эпохи мезолита. А в каменном веке именно в этих местах наши далёкие предки начали переходить к оседлому образу жизни. Вдоль дорог до сих пор можно увидеть развалины древних поселений.
Эти места упоминаются в Библии, Коране и Торе. Иордания по праву считается самым сердцем Святой Земли — здесь происходили все основные события Ветхого завета. В этих местах жили моавитяне — библейский народ, дети Моава. Затем набатейцы, ассирийцы, вавилоняне. Земли Иордании помнят завоевания Александра Македонского, владычество Рима, Византии, приход и изгнание крестоносцев. И все они оставили свой след на территории королевства.
Многие памятники истории ещё только ждут своих исследователей. В некоторых местах, например, в окрестностях Мадабы, хозяин участка земли не имеет права рыть яму или траншею без разрешения Министерства археологии — так велика вероятность наткнуться на бесценное свидетельство прошлых времен.
Чудо четвертое.
В пустыне, где бродят только бедуины, в конце узкого и извилистого ущелья скрывается город, который признан одним из Новых семи чудес света. Многие века о его существовании знали только местные племена, которые тщательно хранили свою тайну, считая, что в Петре спрятаны несметные сокровища. Но благодаря бесстрашному швейцарскому путешественнику Буркхарту теперь полюбоваться этими переливающимися всеми оттенками красного, высеченными прямо в скалах волшебными дворцами и храмами может любой желающий.
За 2 столетия археологи исследовали только треть всех построек Петры и до сих пор не могут точно сказать, кто, когда и зачем построил этот необычайной красоты город. Так что любой путешественник, бродя между величественными строениями, как будто созданными самой природой, может почувствовать себя первооткрывателем.
Особенно хороша Петра на закате и рассвете, когда в косых лучах солнца стены из красного песчаника приобретают совершенно фантастический вид.
Чудо пятое.
Побывать в Иордании и не забраться на Небо было бы большой ошибкой. Впрочем, слишком высоко подниматься не придется. Гора с говорящим названием возвышается всего на 800 м, но с вершины открывается захватывающий вид на долину Иордана, Мертвое море и золоченые купола Иерусалима. Тысячи лет назад Господь позволил пророку Моисею бросить первый (и последний) взгляд на Землю обетованную. Но ступить на нее Моисею не пришлось. Небо стало его последним пристанищем.
В память о библейских событиях на горе установлен Змеиный крест. Из далека ажурная скульптура напоминает крест, на котором распяли Иисуса. Но вблизи видно, что это посох пророка, обвитый змеей.
Недалеко от Неба находится и место крещения Спасителя в реке Иордан. Во всяком случае, Папа Римский Иоанн Павел Второй рекомендовал паломникам посещать именно его. К сожалению, побродить по святым местам в одиночестве не удастся. Посещать их можно только вместе с гидом, все-таки пограничная территория. На том берегу реки уже Израиль
Чудо шестое.
Кроме человека, постаралась в Иордании и матушка-природа. Геологические катаклизмы, вода и ветер вытесали из гранитных глыб и песчаника нерукотворные крепости и сказочно-прекрасные каньоны и ущелья.
Одно из самых удивительных мест Иордании — пустыня Вади Рам. Оказавшись в этой долине, где над идеально ровной песчаной поверхностью вздымаются причудливые холмы из песчаника, кажется, что попал в другой мир. Каждый звук гулко разносится на огромные расстояния, а ветер завывает между скалами на разные голоса.
А на западе страны лежит манящее и одновременно пугающее своей безжизненностью Мёртвое море. Из-за высокой концентрации соли в нем нет ни рыб, ни водорослей. Но для человека минеральные вещества, содержащиеся в воде и целебных грязях, очень полезны. Да и трудно отказать себе в удовольствии искупаться в море, в котором не возможно утонуть. Впрочем, поплавать тоже вряд ли удастся, пересоленная вода буквально выталкивает на поверхность. Зато можно смело полежать на спине и почитать газету. В каком ещё водоеме это возможно!
Чудо седьмое.
Иордания одна из самых безопасных и стабильных стран. Преступности практически нет, очень мало разводов, отсутствуют религиозные и национальные конфликты, а люди благожелательны и спокойны. Возможно, не малую роль в этом сыграл уклад жизни, свойственный бедуинам — уважение к старшим и почитание семейных ценностей. Причем понятие семьи намного шире, чем в европейских странах, и включает весь клан, род, а не только близких родственников.
Мое путешествие в одно из немногих оставшихся на земле настоящих королевств закончилось. К сожалению, продолжалось оно не неделю, а всего один вечер, проведенный за компьютером. Но, может, это и к лучшему. Поскольку первая встреча с Иорданией у меня все еще впереди.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход