Отзывы о туристических маршрутах Мьянма (Бирма)
Бон-Бон (2 часть)
2217 Храмов
Если собрать все средневековые соборы Европы, от Испании до Шотландии, от Сибири до Нормандии, и поставить их рядом на 40 квадратных километрах земли, то вы получите представление о том, …
2217 Храмов
Если собрать все средневековые соборы Европы, от Испании до Шотландии, от Сибири до Нормандии, и поставить их рядом на 40 квадратных километрах земли, то вы получите представление о том, что такое Баган. Одним словом, я думаю нигде на нашей планете нет такого места, где бы вы могли подняться на храм и увидеть более 2 тысяч других храмов, а если считать и те, что были разрушены землетрясениями, и особенно тем грозным толчком 1975 года, что превратил тысячи храмов в каменные руины, то эта невероятная цифра — 2217 храмов — уйдет за 4 тысячи! В Багане люди жили еще с первого века нашей эры. В 1044 году на трон местного царства садится король Анаврата. Тут же король Мануха из соседнего царства посылает к нему монаха, чтобы поставить Анаврату на путь истинный, то есть буддийский. И посылает, надо сказать, на свою голову. Анаврате так понравился буддизм, что он вежливо попросил Мануху дать ему хоть несколько священных буддийских текстов и реликвий, а Мануха, опять же на свою голову, отказался. Ясное дело, что Анаврате не оставалось ничего, кроме как отправиться во главе своей армии в королевство Манухи и привезти оттуда домой в Баган нижеследующее: все священные буддийские тексты, все буддийские реликвии, всех буддийских монахов, всех ученых, ну а заодно и самого короля Мануху.
Для размещения всех этих священных текстов и реликвий Анаврата и начал строительство храмов, которое продолжалось в течение 240 лет. Затем город Баган стал приходить в упадок, про храмы забыли как минимум на пол-тысячи лет, и эта территория считалась опасной из-за большого количества бандитов и разбойников, а также … духов. Дело в том, что до прихода буддизма народы Мианмара верили в духов, которых здесь называют натами. Эта вера продолжает жить и сегодня, соединившись с буддизмом, в результате чего во многих буддийских храмах можно увидеть статуи натов, руководящих каждой сферой жизни. В основном, это бывшие люди, которые после смерти превратились в духов. Есть те, что очень любят выпить, и их надо одаривать выпивкой, но большинство любят шум и громкую музыку, и для них устраивают фестивали. Обычно на них присутствуют особые люди, в которых на время фестиваля вселяются наты, но всегда есть риск, что один из натов вселится в зрителя, и тогда он, а еще хуже — она, начнет танцевать неприличным образом, кричать и вести себя не так, как подобает богобоязненному мианмарцу или мианмарке.
Кстати, один из натов в своей человеческой жизни был убит сидя на унитазе и превратился в ната тех, у кого, так сказать, временные проблемы с желудком. В его честь тоже проводятся фестивали, но очень немногочисленные, всего на двоих — только нат и вы, и происходят они, конечно, не в храме, а … ну в общем я не пойду в дальнейшие детали, а то они мне болезненно напоминают один день моей поездки, который я, к сожалению, профестивалил.
Не то, чтобы я особенно верил в натов, но прилетев в Баган, я уселся в такси, и пролетев мимо нескольких храмов, отправился на главную гору натов, с романтичным, завлекающим и волнующим воображение именем — Попа. По дороге мы (водитель, гид и я) проезжали мимо маленьких деревушек, периодически останавливаясь. В одной из них мы зашли в избушку у дороги, где молодая семья обрабатывала густой как смола сок из пальм, делала из них конфетки, слабый алкогольный напиток, и очень даже крепкий напиток. Я дегустировал все! Вдоль дороги шли домой дети из школы, элегантные девушки несли на своих нежных головках кувшины с водой и солому. Я периодически останавливал машину, чтобы сфотографироваться с местными жителями, которые радостно подбегали и с удовольствием позировали, а потом посмотрел на свое шикарное такси с белыми вязаными салфеточками на сиденьях, на стоявших около него в ожидании моей персоны двух «сопровождающих лиц» в белоснежных рубашках и голубых юбках — лонжи, и представил, как эти бедные люди чувствуют себя рядом с белым «мультимиллионером», снизошедшим на секундочку с небес, чтобы запечатлеться с ними и снова унестись назад на Олимп, и больше не выходил из машины и не фотографировался.
Гора Попа — наверное, лучшее место, о котором могли мечтать духи-наты. И не только из-за очаровательно звучащего имени. Она — как палец, устремляющийся ввысь, длинный и тонкий. У подножия «пальца» начинается лестница, по которой вы поднимаетесь к священному месту, и через пятнадцать-двадцать минут вы на Попе. Здесь на крохотной вершине узенькой Попы стоят несколько приклеившихся друг к другу маленьких храмов натов, а еще висит колокол, в который вы можете стукнуть три раза, сделав небольшое пожертвование, чтобы все люди в Попиных окрестностях знали о благом акте. Я, конечно, тоже пожертвовал что-то, взял деревяшку, которой надо бить по колоколу, поднатужился, и понеслись над землей три громких звука из Попы. В главном храмчике на полу стояла «мемориальная доска», сделанная местным служителем, извещающая все человечество, что «группа из Иерусалима, Израиль, сделала пожертвование в размере 6000 чат!» Эти израильтяне, наверное, и не подозревают, что какие-то жалкие 15 долларов навеки связали их с именем Попы!
Я не делал больших пожертвований храмам, я старался помочь конкретным людям, покупая у них то, что мне было не нужно, цветочки у маленькой горбатой девочки с очаровательнейшей улыбкой и без каких-либо шансов на будущее, открытки у 16-летней девушки с необыкновенно нежным и умным лицом, которая зарабатывает деньги, чтобы хотя бы ее младшая сестра могла ходить в школу. На одном из храмов по традиции собираются немногочисленные туристы, чтобы посмотреть закат над Баганом — зрелище невероятной красоты, когда тысячи храмов окрашиваются в багровый цвет в последних лучах солнца, и как бы продолжают излучать оранжево-бурый свет на фоне темнеющей степи.
Девочки Багана
Когда я уходил от храма, меня окружили местные девочки, пытаясь что-нибудь продать. Одна из них, лет 14, весело лопотала на ломаном английском, который был еще непонятней из-за того что у нее изо рта торчал леденец, или как их там называют, бон-бон. Она была такая веселая и смешная, что я не мог пройти мимо. Она расспрашивала меня, откуда я прилетел и когда, где я остановился, когда улетаю из Багана, куда лечу потом. У нее не было денег на путешествия, не было денег на школу, и то, что она могла узнать от меня и других туристов, было по сути дела единственым источником информации. Мы смеялись, я вытащил леденец из ее рта и пытался засунуть ей в нос. В общении с ней и другими девочками Багана было что-то настолько естественное, по-детски чистое. От них веяло таким гостеприимством, таким теплом. Они не просили денег, как в других странах, не настаивали на том, чтобы я купил именно у них, и может быть из-за этого так хотелось им помочь, что-то купить, или просто подарить им свое тепло.
Вечером в шикарном отеле на берегу священной реки Айейярвадди всего за 21 доллар за ночь, меня ждал шикарный ужин (1-2 доллара за блюдо) с традиционным кукольным концертом. А девочки Багана лежали в своих хатах с пустыми желудками. Может быть и нет, но я все равно чувствовал себя неловко.
На следующее утро я взял в отеле в аренду велосипед без тормозов и отправился обозревать окрестности, точнее облазить как можно больше храмов, ну не все 2217, но хотя бы 17, а остальные 2200 — в следующей жизни. Велосипед, почти всегда с не работающими тормозами — главное средство передвижения в Мианмаре, поэтому, в отличие от такси с белыми салфеточками, наконец-то я чувствовал себя более комфортабельно. Не успел я приехать к первому храму, как меня встретили … ну конечно, девочки Багана, торгующие открытками, статуэточками Будды, старыми мианмарскими деньгами. Среди девочек была и моя старая приятельница с бон-боном, которую я для себя прозвал Бон-Бон («Ага, и весь рассказ он назвал Бон-Бон! К чему бы это?!?»). Я провел у первого храма, как минимум час, сидя с местными жителями в тени под деревом, говоря обо всем и ни о чем, просто наслаждаясь их компанией и теплом. Вы, наверное, думаете сейчас — сколько можно повторять про их тепло. К сожалению, я ничем не могу помочь. Как бы ни поражали эти великолепные огромные храмы, те люди, которых я встречал возле них, были выше храмов! Они излучали тепло! Фантастика? Несуразица? Быть может…
По законам торговли я должен был торговаться, и я это делал, но настолько деликатно, чтобы они, не дай Господь, не снизили эту цену слишком сильно. Как только они называли следующую, более низкую цену (все еще раз в 5-7 больше той, за которую они хотели бы мне продать свой товар), я быстро соглашался, давал им их первую «баснословно высокую» цену, а когда они тянулись за сдачей, показывал рукой, чтобы они ее оставили себе. Мне кажется, что кто-то понимал, что я делаю это специально, и в их глазах было столько благодарности. Может быть именно благодарностью, а может быть и странным вкусом объясняется то, что в Мианмаре, и особенно в Багане, девушки постоянно говорили мне, что я … очень красивый! А однажды даже мальчик лет 19-ти подошел ко мне и так нежненько, почти шопотом тоже сказал, что я красивый. Вот так!
В Мианмаре раньше были, да и сейчас остаются в хождении, хотя их встретишь редко, очень странные деньги. Есть банкнота в один чат (четверть цента), 5 чат, 10 чат, 15, 20, 25, 50, 75, 100. Пока все в порядке, да? Продолжим. 35 чат. Уже лучше, да? А как насчет 45 чат! Или, моя любимая — 90 чат! Сижу я у входа в храм и набираю в свою коллекцию их деньги. Слух о том, что ненормальный американец покупает банкноту в 1 чат (четверть цента) за 10 чат (четыре цента) разнесся по всей округе, и к храму побежали молодые и старики, и через несколько минут передо мной лежала гора денег со всей деревни, а я сидел на земле с очень умным видом и выбирал самые новенькие и непомятые бумажки, платя за них в пять — десять раз больше их номинации, ибо во-первых, многие из них вышли из употребления, во-вторых, те, что не вышли, очень трудно найти, ну а в-третьих, вы сами догадались. Я оставил у этого храма целое «состояние», долларов восемь, пытаясь покупать по несколько бумажек у каждого, чтобы всем хоть что-то досталось. А потом залез на велосипед и поехал к следующему храму, но еще долго поворачивался назад — девочки Багана стояли и продолжали мне махать.
Очень не хочется касаться дегтя, говоря о такой большой бочке меда, но я обещал вам рассказать про зловещий орех бетель, и сейчас для этого самое время. Познакомился я с этим орехом еще в Индии, но там его жевали только мужчины, а с мужчин что возмешь. В Мианмаре его используют и женщины.
Представьте себе, что вы разговариваете с симпатичной девушкой, говорите что-то, что вызывает у нее смех, она чуть приоткрывает рот и в улыбке показывает вам свои зубы и, о ужас! Ее десны кровоточат так, как будто она только что покинула боксерский ринг, все ее зубы — черные и гнилые, а те, что не совсем черные, залиты кровью, струящейся из десен. Ничего, ничего, я подожду, пока вы вернетесь из ванной комнаты. Вам уже лучше? А мне так и не стало лучше. К счастью, далеко не все девушки жевали этот отвратительный кроваво-красный орех, и я, честно говоря, так и не узнал, действительно ли от него гниют зубы, или просто окрашиваются кошмарным образом. Знаю лишь, что бетель обладает несильным наркотическим свойством, а также является канцерогенным.
А ну его, этот бетель, к черту, лучше вернемся назад в сказочный Баган, где я все же успел посмотреть великолепные храмы и храмовые комплексы, и даже заехал на своем безтормозном велосипеде в маленькую деревушку с соломенными хатами, где испугал до слез маленького ребеночка, впервые увидевшего такого страшного дядю-не монголоида. К закату солнца я снова был на верхней платформе одного из древних храмов, а внизу нас, туристов, ждали веселые и добрые девочки Багана в надежде, что может быть мы у них что-то купим. Я уже узнал среди них несколько моих знакомых и, конечно, снова наткнулся на вездесущую Бон-Бон. Ну а вечером снова был шикарный ужин в ресторане моего отеля на берегу той же священной реки с тем же непроизносимым именем, меня снова обслуживали те же официанты во фраках и юбках-лонжи, снова шел кукольный спектакль на открытом воздухе.
Очередной предрассветный подъем для очередной поездки в очередной аэропорт. Грустно. Мне было так хорошо здесь, в этом древнем городке Баган, среди его тысяч храмов, среди его добрых людей. Я бросил свой рюкзак на заднее сиденье такси, сел вперед рядом с водителем, и в лучах совсем еще низкого, только-только восходящего солнца мы выехали из ворот отеля Танде. И вдруг…
Нет. Я расскажу это потом…
Мандалай
Самолет оторвался от земли. Подо мной величественно смотрели ввысь храмы Багана. Все 2217. Нет — теперь уже даже больше. Мианмар — одна из беднейших стран в мире. И Мианмар — самая религиозная страна в мире. В результате, многие здесь ежедневно борются за хлеб насущный в самом прямом смысле слова, в то время, как более богатые жители страны, а таких здесь тоже достаточно, выполняют свои религиозные обязанности перед Богом и строят в Багане новые храмы на месте разрушенных. Их не волнует тот факт, что здесь уже стоят 2217 храмов, в большинство которых из-за отсутствия большого количества туристов, да и местных жителей тоже, все равно никто не ходит. Их не волнует, что стране не хватает больниц и школ, не волнует то, что эти деньги могли бы помочь многим нуждающимся. Я невольно вспоминаю роскошные католические соборы в нищей Латинской Америке, с алтарями, казалось, прогибающимися от золота. Вспоминаю старушек, просящих подаяние в подземных переходах Москвы рядом с огромным только что построенным Храмом Христа Спасителя.
Я не претендую на знание Истины, я понимаю, что «не хлебом единым», и что народу нужны религиозные храмы, но я не могу не задать самому себе вопрос, имеем ли мы право создавать такое большое количество таких дорогостоящих храмов, когда дети ложатся спать с пустыми желудками, когда старушкам не на что купить хлеб. Проезжая мимо храмовых новостроек Багана, я спросил шофера, сколько они стоят. Он с важным видом сказал, что если храм построить действительно хороший, то огромные деньги, аж 3 тысячи долларов. А сколько стоит школу построить, не унимался я? Ну тут он закатил глаза к небу и торжественно заявил, что если такую, чтоб в ней еще и много классов было, и вообще чтоб настоящая школа была, то тут нужно, и слегка зажмурившись, на одном выдохе прошептал невероятную сумму — 5 тысяч долларов!
Пока я вспоминал таксиста и философствовал о роли религии в жизни современного человека, где-то далеко остался Баган, романтичная гора Попа с ее святыми духами, а самолет тем временем приземлился в городе с не менее романтичным названием — Мандалай.
Именно здесь была столица страны до вторжения британцев, именно этот город является как бы культурной столицей страны, ее сердцем, и именно здесь проживают 60% всех буддийских монахов Мианмара. Где бы вы ни были в Мандалае, вас постоянно окружают побритые наголо, завернутые в желто-оранжевые робы, а иногда в розовые, монахи и монашки — совсем еще молодые парни и девушки, или стройные и энергичные старички и старушки. Ранним утром я сел на такси и отправился на Мандалайский Холм, возвышающийся на 236 метров не только над городом, но и над всей плоской как блин равниной. Вообще-то я приехал в Мандалай на два дня, но то, что весь первый день я провел без движения в постели с очень высокой температурой из-за какого-то противного желудочного вируса, это мой секрет, и я вам о нем, конечно, рассказывать не буду. Особенно моей маме. Итак оставался всего лишь день на весь Мандалай, поэтому я и решил восходить на Холм, да и во все другие места, на такси, тем более, что это удовольствие — дешевое до неприличия (когда хочется заплатить больше, чем тебя просят).
Рядом с самой верхней точкой холма находится храм, а перед ним большая статуя Будды, указывающего рукой по направлению к Мандалаю. Нам, рожденным в СССР, такие статуи с протянутыми руками хорошо знакомы. Взять хотя бы Петра Первого. Или Ильича. Бог с ним, с Ильичем — вернемся в Мандалай. Согласно древней легенде, Будда с его учеником Анандой забрались на этот холм, и именно на этом месте Будда указал на равнину и сказал: «Я знаю, город будет». Причем он предсказал, что это будет великий город, и великим он станет в 2400 году Буддизма, то есть в 1857 году. Именно в этот год король Миндон Мин перевел сюда столицу государства.
В Мандалае много интересных мест, но после Багана я настолько увлекся просто человеческим общением, да и голова немного кружилась после успешного разгрома вируса, что я решил скинуть обороты и просто радоваться жизни. В конце концов, что увижу — то увижу. А общению не было конца. На самой вершине Холма ко мне подошел молодой монах, долго расспрашивал, откуда я, что уже посмотрел, куда направляюсь, в каких еще странах был. Он учится в университете, и помимо Буддизма, изучает английский, нужна практика. Как не помочь? Спускаясь по ступенькам вниз в город я заметил сидевшего на земле мужчину, очень красиво вырезавшего из дерева слонов и религиозные символы. Я нагнулся и поднял замечательного льва — национальный символ Мианмара. Он назвал мне цену — 300 чат. Я решил, что ослышался. За такого великолепного льва он просил … 75 центов. Я переспросил и по его смущенному лицу понял, что он действительно сказал 300 чат, и теперь ему было стыдно, что он поступил так негостеприимно и заломил такую огромную цену. Он уже открыл рот, чтобы, извиняясь за предыдущее нахальство, попросить 200 чат (50 центов), а может и меньше, но я быстро вынул из кармана 300 чат и сунул ему в руку. Жаль, что лев у него был один, да и в моем маленьком рюкзачке на второго льва места бы не нашлось.
У подножия Мандалайского Холма стоят несколько интересных храмов, но один из них должен быть в книге Гиннесса. Здесь находится самая большая в мире книга. Вокруг центральной ступы (то есть перевернутой «рюмки») расположены 729 огромных каменных плит со священными буддийскими текстами. Если сюда посадить человека, чтобы он читал эти тексты по восемь часов в день, то у него на это уйдет 450 дней. Напечатанные в 1900 году на бумаге те же тексты поместились в 38 томах по 400 страниц. Должен добавить, что если вам придет в голову взять отпуск на 450 дней, и поехать в Мандалай, чтобы «посидеть почитать», возьмите вначале какой-нибудь текст на мианмарском языке и вглядитесь в него. И если вы сможете найти разницу между всеми этими аккуратными ровненькими кружочками, то можете покупать билет. Для меня лично все мианмарские буквы — одинаковые колечки.
Рикша Саша
1857 год был знаменательным для города не только потому, что его предсказал великий Будда, не только потому, что именно в том году Мандалай стал столицей, и кстати в том же году была «построена» самая большая книга. А еще именно в 1857 было начато строительство Мандалайского Форта — гигантского квадратного сооружения, где каждая стена длиной в два километра, высотой в 8 метров, шириной в три метра, а еще вокруг — ров, наполненный водой, шириной в 70 метров, глубиной в три метра, то есть — впечатляет. В центре этого Форта стоял роскошный королевский дворец. Увы, во время кровопролитных боев в марте 45-ого между наступающими британцами и индусами, и отступающими японцами, дворец, по традиции сделанный из дерева, полностью сгорел. Точнее, не королевский дворец, а целый королевский город. Остались лишь чертежи, фотографии, рисунки. По ним и восстановили город, но на этот раз из цемента и алюминия.
Как и везде в Мандалае, весь Форт был заполнен то ли приехавшими на экскурсию, то ли просто гуляющими группами монахов и монашек. Один из группы обязательно нес фотоаппарат и каждые 45 секунд ставил группу для съемки. Ни в одной стране мира я не видел нацию, так любящую фотографировать и фотографироваться. Стоило мне вынуть из кармана мой крошечный фотоаппаратик и показать глазами, улыбкой и легким поклоном, что я хотел бы сфотографироваться вместе с очередной группой пожилых монашек, как те подбегали ко мне, слегка отодвигая других монашек, чтобы попасть в кадр, и с наслаждением позировали. Замечу, что не только в Мандалае, но и везде в Мианмаре дети и взрослые радостно останавливались и улыбались, ожидая пока я их сфотографирую, и никто никогда не просил за это деньги, как в некоторых соседних странах.
Рядом с дворцом группа пацанов играла в футбол. Один из них увидел меня, бросил мяч другим ребятам и ринулся ко мне с предложением отвезти меня на своем трайшо — велосипеде с коляской, который является главным средством передвижения в стране. Я охотно согласился, тем более, что за исключением дворца вся остальная часть огромного Форта — военная база, а в стране с военной диктатурой лучше с этими военными быть поаккуратней, так что с местным мальчиком так оно спокойней. И тут-то мне пришла в голову замечательная мысль. На воздушном шаре я летал, симфоническим оркестром в Кремлевском Дворце Съездов я дирижировал, радиопередачу на русском языке (это с моей то буквой «Р») я вел. А вот рикшей я еще не был. И гейшей тоже, но какие наши годы! Мальчик вначале не понял, что я хочу, но когда я усадил его в коляску для туристов, а сам залез на его место и закрутил педалями, я даже немного испугался за его психическое состояние. Если бы вы только видели счастье в его глазах, когда он, проезжая мимо очередного караульного поста, до боли в пальце звонил в звоночек, оповещая всю округу, что сегодня его, маленького мальчика, на его же велосипеде (без тормозов, естественно) везет богатый долговязый дядя из Америки, да еще и за астрономические 100 чат (25 центов)!
У меня, правда, тоже был свой звездный час ровно через час, когда я отправился по священной реке Айейя…, ну в общем, той самой, что была у нас с вами и в Багане, в городок Мингун, где находятся остатки буддийского храма, который должен был стать самым высоким в мире, но — не суждено было. Вначале король умер, потом землетрясение. В результате вместо задуманного 150 метрового храма, стоит очень впечатляющая 50 метровая груда камней. Вы скажете, а причем тут звездный час? Да при том, что добраться туда можно на только на пароходе, час в один конец, и час в другой. А в этот день уже пароходов по расписанию не было. Пришлось мне … «зафрахтовать» для себя персональный пароход, и теперь представьте себе эту картину — по священной реке Айейя… плывет корабль, на его верхней палубе стоит всего лишь одно раскладное кресло, а в нем сижу я. Если вам стало противно, то признаюсь, что тоже не люблю из себя строить богатого туриста, но уж очень хотелось посмотреть городок Мингун и проехаться по реке, и у меня не было другого выхода. Кстати, поездка туда и обратно на «собственном» пароходе и час ожидания в Мингуне обошлись мне в 7 долларов 50 центов.
Таким был Будда
2500 лет назад, через 20 лет после того, как на него нашло озарение, Будда с 500 сопровождавшими его святыми монахами решил посетить королевство Динньявади. В течение семи дней и семи ночей он передавал свои знания всем жителям королевства, после чего король попросил разрешения у Будды создать его образ, чтобы молиться ему в отсутствие самого Будды. Когда образ был создан, Будда освятил его, прижав к своей груди и передав ему часть своей священной ауры. Такова легенда, хотя некоторые скептические ученые утверждают, что огромная покрытая золотыми листочками толщиной в 15 сантиметров статуя Будды была создана «всего лишь» в первом веке нашей эры, то есть через 500 лет после того страшного дня, когда вегетарианцу Будде по ошибке дали на ужин кусок мяса, и он отошел в мир иной. Должен признать, что если бы мне дали кусок мяса, я поступил бы аналогичным образом.
Буддизм — удивительно демократичная религия. В то время, как не христианин будет чувствовать себя неуютно в церкви во время службы, не еврей — в синагоге, не мусульманину вообще часто покажут на дверь в мечети (особенно в Малайзии), и то же самое относится к не индусу в индуистском храме, то в буддийском храме к вам никогда не пристанут, не бросят косого или презрительного взгляда, не прикажут целовать икону или свиток Торы. Я сейчас ушел в философские размышления, потому что зайдя в священный храм Махамуни, где находится образ Будды, я думал, что не смогу даже близко подойти к этому образу из-за огромного количества молящихся, стоящих на коленях, сидящих на полу. Я стоял вдали, держа в руках фотоаппарат, и конечно, не намереваясь оскорблять чувства верующих, да еще и в одном из самых святых мест в стране, фотографированием, тем более со вспышкой.
Вдруг меня увидел служитель храма, буквально бросился ко мне, схватил меня за руку, потащил чуть ли не буквально по головам и рукам молящихся к золотой статуе, жестикулируя, что, мол, фотографируй на здоровье, причем совершенно бесплатно. Ведь я же гость! Точно так же и в других храмах меня пропускали вперед с неизменной доброй улыбкой, без малейшей «пропаганды» своей религии. Я в своей жизни был, наверное, более чем в 100 буддийских храмах в разных странах, и ни единого разу не чувствовал себя там не в своей тарелке. Может быть это одна из причин, почему я, не будучи буддистом, отношусь с таким уважением к этой самой доброй религии на Земле и к ее основателю — Сиддхарте Гаутаме, или просто Будде.
Вечером в отеле я сидел на полу перед кроватью и думал, как же мне запаковать парочку кукол, которых я купил в Мандалае, чтобы не разбить их по дороге. Я так привык к гостеприимству и доброте местных жителей, что меня даже не удивило, когда в дверь постучали, и в комнату вошел мальчик, работающий в отеле. В руках у него была пачка газет. Он быстро сел на пол рядом со мной и на огромной скорости удивительно аккуратно и добротно запаковал моих кукол. Он уже выскочил из комнаты, когда я догнал его и дал ему в подарок майку из Нью-Йорка. Только после того, как он мне сто раз сказал спасибо и скрылся за дверью коридора, я услышал его приглушенное растоянием «Ура!».
Катаясь по Мандалаю на такси или с велорикшей, я заметил интересную особенность их культуры вождения. Если в Индии и Непале право переехать перекресток первым принадлежит тому, кто больше и мощнее, то здесь в Мианмаре — все наоборот. Я был свидетелем того, как еще задолго до перекрестка машины, и без того не несущиеся как ненормальные, замедляли скорость, давая переехать дорогу велосипедистам и велорикшам, которые в свою очередь тормозили, пропуская вперед пешеходов. Вечером, при отсутствии освещения, машины ехали практически со скоростью человеческой ходьбы. Мне пришлось однажды ехать с велорикшей по темным центральным улицам Мандалая (внезапно вырубилось электричество, что происходит ежедневно в Азии). Вначале я чуть-чуть зажмуривал глаза, приготовившись к худшему, но вскоре почувстовал удивительный покой, двигаясь по этому ухабистому огромному «муравейнику», среди множества людей, возвращающихся домой, сидящих на скамейках в примитивных полутемных кафе, со всеми их запахами и непонятной речью.
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Турция
10 долин и каньонов Каппадокии, которые не стоит пропустить
Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.
1. Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.
2. Розовая долина (Güllüdere). Это 2 долины с розовым оттенком скал, которые расположены параллельно друг другу. Они начинаются к югу от Чавушина и тянутся к смотровой площадке Красной долины. В долине — несколько церквей 7 — 8 ст. с хорошо сохранившимися фресками.
3. Долина любви — визитная карточка Каппадокии. Фаллоподібні скалы можно увидеть на большинстве буклетов о Каппадокию, и именно их больше всего любят туристы. Попасть в долину можно с трассы Гьореме — Аванос, повернув за Гьореме налево на асфальтированную дорогу, и потом еще раз повернув налево по указателю.
4. Белая долина (Bağlidere). Это — продолжение Долины Любви на юг. Долина с монументальными скалами белого цвета, похожими на волны. Можно встретить туннели, природные арки и выдолбленные в скалах голубятни.
5. Медовая долина является продолжением Белой Долины на юг. Это-довольно крутой и узкий каньон с туннелями и скалами кремового цвета, которые природа разрисовала разными оттенками. Тропа в долину начинается при въезде в Учхисар: на первой развилке поворачиваем резко направо, а потом на перекрестке — снова направо, и спускаемся в долину.
6. Голубиная долина (Güvercinlik). Названа так благодаря большому количеству голубятен, выдолбленных в скалах. Гладкие конусообразные скалы имеют белый цвет. Долина тянется параллельно дороге Гьореме-Учхисар, и дальше на юг. Лучшая смотровая площадка находится на южном выезде из Учхисара.
7. Долина Мескендир (Meskendir) — длинная долина, которая тянется от поселения Чавушин до дороги Гьореме-Ургюп. Отсюда стартуют в небо знаменитые воздушные шары. В долине есть природные туннели, голубятни, скальные церкви с фресками.
8. Долина Сабель (Kiliçlar). Отсюда взлетают воздушные шары. Здесь можно увидеть много скальных помещений, которые используют местные жители для своих нужд. А в заброшенных церквях долины есть великолепные фрески с изображениями святых и вырезанными мальтийскими крестами. Долина начинается к северу от Музея под открытым небом возле Гьореме.
9. Долина Любви — 2 (Görkündere) — похожа на известную Долину Любви, но находится рядом с Гьореме. Фаллоподібних скал здесь также много. Найти ее просто: от поворота на Ургюп пройти около 500 метров, свернуть направо в долину Зэми и снова повернуть направо по указателю.
10. Долина Ихлара (Ihlara Vadisi). Самая отдаленная долина, которая находится в 70 км к югу от Гьореме. Это — глубокий каньон, в котором расположились более 100 церквей и монастырей с уникальными росписями.
ТОП-10 смотровых площадок Каппадокии, где можно сделать трогательные фото
1. Холм влюбленных (Asiklar Tepesi) — лучшее место для встречи рассвета и наблюдения за воздушными шарами во время восхода солнца. Находится на холме, который расположен на южные окраины Гьореме. Отсюда, как на ладони, видны герме и Долина любви — 2 (Görkündere)
2. Смотровая площадка Красной Долины (Kizilçukur) — популярное место для наблюдения над закатом с видом на скалы красноватого оттенка. Находится на вершине холма Актепе.
3. Замок Учхисар. С Замковой горы открывается великолепный вид сразу на несколько долин и Гереме, особенно после захода солнца. Но сюда можно прийти и на рассвете.
4. Площадка с видом на белые скалы Голубиной долины на южной окраине Учхісара. Над долиной можно отыскать деревья с ветвями, украшенными бело-сине-черными символами, похожими на глаз. Есть инсталляции из сухих деревьев, украшенных горшками. Получаются очень эффектные фото на их фоне.
5. Отель Sultan Cave Suites. На смотровую площадку, украшенную яркими коврами, могут попасть лишь постояльцы отеля. Прекрасное место для наблюдения за воздушными шарами на рассвете и фантастическая панорама Гьореме.
6. Galeri Ikman Carpet Shop. Для тех, кому не повезло попасть на смотровую площадку отеля Sultan Cave Suites, может сделать фото на фоне разноцветных ковров в этом ковровом магазине.
7. Смотровая площадка «Три красавицы» (Üçgüzeller) на запад от Ургюпа. Вид на «грибы со шляпами» — это визитная карточка Каппадокии, которую вы можете увидеть на многих буклетах.
8. Отрахисар: площадка с видом на замок Отрахісар и сам городок. Находится на холме к юго-востоку от центра.
9. Долина Пашабаг между Гьореме и Аваносом: здесь открывается вид на множество скал, который называют «дымоходами фей».
10. Долина Любви: здесь выходят классные фото после рассвета, когда здесь приземляются воздушные шары.
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Россия
Восхождение на Казбек
Рассказываю о моем восхождении на Казбек с командой Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/
Решила взобраться на Казбек с группой и гидами, выбрала компанию Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/. Все было просто шикарно, море эмоций и впечатлений, самое яркое приключение в жизни, всем советую
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Доминиканская Республика
Насыщенная экскурсия с культурной программой и отдыхом в раю.)
Были с сестрой в Доминикане на зимних праздниках, зачетный отдых получился.
Сама Доминикана конечно тоже огонь, но сейчас хочу про конкретную экскурсию поделиться впечатлениями. Наша экскурсия Саона-Делюкс включала в себя посещение Города художников и острова Саона. В городе художников мы осматривали местные достопримечательности, такие как амфитеатр, церковь святого Станислава, школу искусств и фонтан желаний, естественно, всей группой там загадывали желания.) Кстати, пока не забыла, группа была небольшая и не было толкучки, это нас очень порадовало. Далее, на острове Саона нас ждал обед с напитками, и для нашей группы обед был вне очереди. Обед сам был шикарный, даже гриль-бар включал в себя, ну а напитки вообще вкуснейшие и самое главное, безлимитные. На райском острове мы отдыхали не меньше четырех часов, так что успели вдоволь насладиться его красотами. Был и еще один маленький пункт остановки у нас потом, на песчаной отмели, там мы в натуральном бассейне купались с морскими звездами. Я так близко их раньше не видела и не трогала тем более. Во время этой остановки работал бар, и мы освежались вкусным шампанским. Вот сейчас рассказываю, и снова туда хочуууу. Организаторами экскурсии была компания Доминикана Про, за что ей огромное спасибо, все круто было. Еще один момент добавлю и буду закругляться. Автобус нас возил очень комфортабельный с wifi и даже питьевая вода была, что в жару очень кстати, а на борту было целых два русскоязычных гида — позитивные ребята. Остались довольны насыщенной программой, возможно повторим, когда будем в тех краях.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход