Отзывы о туристических маршрутах Малайзия
West Malaysia — Sabah. Февраль 2002 (1 часть)
О моей поездке в Малайзию 9 — 26 февраля 2002 г.
Может быть интересно тем, кто путешествует более-менее самостоятельно.
Пока собиралась поехать покататься на лыжах в Польшу, снег растаял и там, и у…
О моей поездке в Малайзию 9 — 26 февраля 2002 г.
Может быть интересно тем, кто путешествует более-менее самостоятельно.
Пока собиралась поехать покататься на лыжах в Польшу, снег растаял и там, и у нас. Погода — не зима, а что-то серо-непонятное. Захотелось погреться, поплавать — понырять в теплом море, посмотреть на морскую живность, кораллы, поездить по дальним жарким странам. При этом не разориться.
Начала искать страну, в которой визу можно получить в аэропорту прилета, или страну, для въезда в которую хотя бы недели на две виза не нужна. Обращала также большое внимание на цены авиабилетов, существование специальных тарифов на некоторые рейсы, возможные скидки. Самый дешевый вариант — Таиланд, но я уже там была, страна мне понравилось, но захотелось побывать еще где-нибудь.
Оказалось, что для граждан СНГ въезд безвизовый в Малайзию, если они не собираются провести там более 1 месяца и все нормально с паспортом. Рядом — Сингапур, часть Малайзии — остров Борнео, на котором я вообще-то хотела побывать давно, но не думала, что это станет когда-нибудь реальностью. Надеялась, если повезет, побывать и в «бананово-лимонном» Сингапуре. Посмотрела в Интернете отели, хостелы, почитала о Малайзии, кроме Интернета, в энциклопедии — надо иметь представление о стране, в которой собираешься провести пару недель. К своему стыду, тогда только узнала, что Сингапур соединен с Малайзией дамбой, по которой и ходит туда весь наземный транспорт (до этого думала, что в Сингапур из Малайзии можно попасть только самолетом или с помощью парома и т. п.). Надеялась посмотреть и эту страну, начитавшись про то, что в течение 36 часов там можно находиться без визы.
За нелегальную перевозку наркотиков в Малайзии и Сингапуре — смертная казнь.
Билет авиакомпании KLM стоил 600 долларов, с пересадкой в Амстердаме, ничего дешевле я не нашла. Из хостелов в Куала-Лумпуре выбрала самый дешевый из тех, информация о которых была на hostels.com и с которым можно было связаться, используя электронную почту. Послала сообщение о том, что приеду 10 марта и проживу у них пару дней, деньги за комнату отдам, когда приеду, просила сообщить, смогут ли они забронировать мне номер. Ответа перед отъездом так и не получила (не было его и после моего возвращения).
При перелете Москва — Амстердам повезло с погодой и местом около иллюминатора — удалось посмотреть на Амстердам сверху — город очень красивый! Через пару часов — пересадка на самолет в Куала-Лумпур, летели туда около 12 часов. Кормят в KLM вкусно, наверно, поэтому кажется, что маловато. При подлете к Куала-Лумпуру погода ясная, видимость отличная, внизу море, острова, джунгли. Где-то за час до посадки нам раздали таможенные декларации. Необычными для меня были вопросы, связанные с возможностью моего пребывания до поездки в Малайзию в Африке и Южной Америке, а также о состоянии здоровья.
В аэропорту (Kuala Lumpur International Airport, KLIA) ориентировалась с помощью указателей и пассажиров — шла в том же направлении, что и большинство прилетевших со мной, поглядывая на указатели. Аэропорт — огромный современный комплекс, очень красивый и удобный. На пограничном контроле женщина-пограничник, догадываясь, что я впервые в этой стране, улыбнулась — сразу стало легче на душе. Но, похоже, мой белорусский паспорт ее удивил, она пошла советоваться с коллегами. Вернулась, поставила в паспорт штамп, разрешающий находиться в Западной Малайзии и штате Сабах в течение 1 месяца. На выходе из аэропорта — таксисты, рядом — небольшой офис, где есть рекламные проспекты гостиниц, информация о том, какими способами можно добраться до города, указаны цены. Рядом — пункт обмена валют. Поменяла немного денег, чтобы было чем заплатить за автобусный билет и отель (1 доллар = 3.76 ринггит).
До города я решила ехать автобусом за 25 RM, так как обещали привезти к отелю. Это — самый дорогой из всех вариантов, связанных с автобусами, но хотелось до наступления темноты определиться с жильем (был уже четвертый час по местному времени). На улице — жара, но не так душно, как в Бангкоке или Паттайе. Движение левостороннее. Автобус с кондиционером, пассажиров в нем было человек 10, не больше — остальные использовали либо такси, либо более дешевые варианты. Ехали около часа. Дорога отличная, вдоль — в основном пальмы, очень все ухожено. Красиво. Доехали до какой-то автостанции, там нас высадили. Минут 20 ждали, пока появится транспорт, на котором нас довезут до отеля. Тот хостел, который я выбрала в Интернете, находился в китайском квартале (China Town). Довезли только до квартала, показали, куда идти, пожелали удачи. Прошлась немного, потом засомневалась, начала спрашивать дорогу у местных жителей. Первых пару человек понятия не имели, где находится этот хостел, потом встретила ребят, вроде студенты, показали направление. Побродив, увидела на одном из зданий мало приметную среди других табличку с названием. Дверь с решеткой после звонка открылась. Поднялась на 2 или 3 этаж, уже точно не помню. Там — ремонт. Объяснила, что ищу жилье. Спросили, мой ли e-mail они получили. Ответив утвердительно, попросила показать номер. Single представлял собой комнатку с кроватью размером примерно 2 x 3 м, образовавшуюся в результате возведения перегородок в одном огромном помещении; все остальные комнаты из тех, что я видела, тоже, похоже, были результатом возведения перегородок. Окна не было. Попросила показать другую. Та была побольше, с окном и вентилятором. Показали и общую комнату (dorm, dormitory), где было несколько двухъярусных кроватей, цена места — 10 RM. Но все равно жить в этом хостеле мне не захотелось. Распрощались.
На другой стороне улицы — более заметный отель, называется Petaling. На стеклянной двери — лист бумаги, на котором — условия проживания и цены. Хозяева отеля приняли меня радушно. Разрешили посмотреть несколько комнат, из трех выбрала более просторный номер с окном на менее шумную улицу. Комната была рассчитана на трех человек, пришлось заплатить немного дороже, чем за Single, со скидкой — около 53 RM в сутки. Комната со всеми удобствами, с телевизором, телефоном, хорошим кондиционером — нормально! Напоминает турецкие пансионы в курортных городах, но там я жила без телевизоров, кондиционеров, телефонов. Без кондиционера в Турции можно обойтись, в Малайзии без него мрачновато, нормально спится, как потом оказалось, только в домиках на берегу моря — не жарко, если ветер с моря дует, да и вентилятор помогает. В телевизоре и телефоне особой необходимости нет — позвонить обычно можно с телефона-автомата, а телевизор можно посмотреть и дома.
Роскошь номера была мне приятна, где-то на часок расслабилась, отмылась с дороги, перекусила, переоделась и пошла знакомиться с городом без рюкзака. Уже стемнело. С соседнего перекрестка начинается улица, полностью заставленная лотками с различными товарами. Сразу видно, что идти по ней быстро невозможно, для возможных покупателей оставлен очень узкий проход. Многолюдно, играет музыка, вовсю идет предновогодняя торговля, ведь 12 февраля — китайский Новый Год, люди покупают подарки, фрукты к праздничному столу. Много туристов. Поэтому, оставив изучение лотков на будущее, свернула на другую улицу. Все магазинчики, лавочки там работали, но проезжая часть была свободна, и народу поменьше. Увидела телефоны-автоматы. Рядом с одним из них — инструкция на английском языке, где написано, как с него можно позвонить за границу. Попробовала дозвониться домой, используя монеты, но при наборе кода страны начинались короткие гудки. То же самое и с другими аппаратами. Некоторые автоматы оказались неисправными, некоторые были с оборванными трубками. Немного пройдясь, обнаружила, что в городе телефоны как минимум 3 типов, некоторые рассчитаны только на использование телефонных карточек.
Случайно вышла на площадь, где в разгаре был концерт под открытым небом. Вокруг море людей, света и музыки. Рядом со сценой экран, на котором дублируется все на ней происходящее. Не так далеко несколько невысоких красивых зданий и небоскребы, очень искусно подсвечиваемые. Вот и на бал попала — как в той пословице. Попросила одного из зрителей сфотографировать меня на фоне этого праздника, послушала-посмотрела концерт и пошла изучать город дальше. Поразило то, что небоскребы оказались красивыми, ведь я ожидала увидеть огромные бетонно-стеклянные коробки, а тут — у каждого своя форма, своя особенная подсветка.
Было уже поздновато, улицы довольно пустынны, и я решила возвращаться в отель. Прошлась по главной торговой улице китайского квартала, по которой сразу идти не захотелось из-за огромного скопления людей. В отеле в приятной прохладе кондиционера отключилась почти сразу же. Стенки в отеле тонкие, но жильцы соседних номеров вели себя тихо. Условия для отдыха идеальные.
Первое утро в Малайзии. Светло стало часов в семь. Решила пораньше, пока не сильно жарко, взглянуть на город, узнать насчет переездов по стране и обменять деньги. Заодно поискать более дешевый отель (но не хуже, а дешевле за счет телевизора, телефона). Работающие банкоматы встречались и вчера вечером, но я еще не созрела для покупки банковских карточек — пока сильной необходимости в использовании этой системы не было. В отеле предупредили, что обменные пункты начинают работать только часов с десяти, так что занялась остальным. В китайском квартале много маленьких отелей, но были они в основном на той очень шумной и многолюдной вечером улице; в них я и не заходила. Увидела еще один отель, о котором читала в разделе hostels. Отель достаточно дорогой для меня, поэтому зашла просто ради интереса. Это многоэтажное здание, внутри просторно, чисто, у дверей — швейцар, похоже, гостиница неплохая. Цену предложили более низкую, чем была указана в Интернете, но все равно для меня это было дорого, да и не уверена я была в том, что здесь будет лучше, чем в том отеле, в котором я поселилась.
На улицах оживленное движение транспорта, некоторые сложно из-за этого перейти. Там, где светофоры или воздушные переходы, проблемы нет; в других случаях приходилось действовать, как местные жители: смотрела, где они переходят улицу, и шла вместе с ними. Водители давали возможность пройти. На одном из высоких зданий увидела название «Hostel Pudu», решила зайти посмотреть. На первом и втором этажах — Интернет и бильярд, на третьем — reception. Есть лифт. Место в комнатке на 4 человек стоит 10 RM, на 2 человек — 20 RM. Вся комната стоит 40 RM, есть и single, они дешевле, но все были заняты. Все удобства в коридоре. Нет, все-таки лучше жить в более дорогой гостинице, но комфортно. Решила в отели больше не заходить, тем более, что больше трех дней проводить в Куала Лумпуре я не собиралась, времени мало, а узнать и увидеть хочется побольше. Работник хостела на reception подарил карту города, рассказал, как лучше пройти к башням-близнецам, самым высоким в мире. Он просто показал мне в окно одну из них, я на нее внимание обратила и раньше, но не знала, что этот красивый небоскреб — одна из этих двух башен. Спросила совета насчет того, как дешевле добраться до Борнео. Совершенно случайно этому парню до встречи со мной попалась реклама авиакомпании AirAsia (airasia.com) в обычной газете. Там были указаны тарифы на перелеты и телефоны. Билеты на самолет можно было приобрести только в местном аэропорту Subang. Решила заняться этим завтра. И, наконец, работник мне объяснил, что звонить за границу с телефонов-автоматов можно, только используя телефонную карточку. Как здорово, что я зашла в этот хостел — где бы я еще столько узнала? Поблагодарила сотрудника за радушный прием, обменялись адресами электронной почты, и решила я идти смотреть на башни-близнецы вблизи, заодно увидеть и другие достопримечательности, кроме природных — на них надеялась посмотреть в Сингапуре. На выходе увидела прилавки, стоящие в тени здания; с них продавались билеты на автобусы в различные города страны. Каждая лавочка представляет какую-нибудь автобусную компанию.
Поинтересовалась в одной из них стоимостью билета до Сингапура — 25 RM, до Джохор Бару (Johor Bahru), города на границе с этим государством, цена билета — 20 RM. Автобусы ходят несколько раз в день, начиная с 8.30, есть и ночные рейсы. Перешла дорогу по воздушному переходу, сразу попала на автовокзал, с которого эти автобусы отправляются. Многолюдно. Много лавочек с продуктами, ширпотребом, сувенирами, телефоны, буфет, камера хранения и т. п., в центре — кассы, у каждой автотранспортной компании — своя. Цены на билеты у всех почти одинаковы.
Деньги обменяла недалеко от центрального рынка — там я была вечером, найти его было несложно. Там — несколько «licensed money changer», везде указан курс, работники обменных пунктов очень приветливы и вежливы. Курс доллара здесь — от 3.78 до 3.79 RM. Купила бутылку воды на базаре (2.5 RM), на этикетке было написано «Mineral water», но оказалось, что вода пресная. Наверное, написано «Mineral» потому, что вода не дистиллированная. В одном из магазинчиков спросила, где можно купить телефонную карточку, с помощью которой можно позвонить за границу (вдруг у них несколько видов карточек?). Мне продали TIMEKontact STD/IDD Calling Card за 20 RM, объяснили, как пользоваться. Я о таком способе звонить где-то в газетах читала раньше, но никогда не пыталась им воспользоваться. К карточке прилагается инструкция на английском языке. Вставлять эту карточку никуда не надо. Сначала надо набрать Access Number, на английском языке этот код в Куала Лумпуре, например, 1800182661. Затем по-английски просят ввести card number, после этого — PIN number (эти номера проявляются на карточке после счистки серебристого слоя краски на них). Если все набрано правильно, информируют, на сколько ринггит можно звонить, и предлагают различные варианты. Например, чтобы позвонить за границу, надо после этой фразы набрать два нуля, затем код страны, код города, номер телефона. Голос информирует, сколько времени можно разговаривать с той страной, с которой будет устанавливаться соединение.
Теперь, если со связью все нормально, можно и пообщаться. Качество звука хуже, чем при обычных звонках, но понять можно. Иногда вообще нормально разговаривали. На инструкции указаны коды стран и цены за 1 минуту разговора, например, для Белоруссии эта цена 2.99 RM, для России — 3.99, Украины — 1.99 RM.
Сообщила домой, как устроилась, и пошла по направлению к башням-близнецам. Думала в районе рынка и по пути к небоскребам зайти в какой-нибудь из туристских информационных центров, указанных на карте города, узнать еще что-нибудь интересное о стране, но так и не нашла ни одного из них. Башни видны не отовсюду, дорогу спрашивала у прохожих. Люди относились ко мне доброжелательно, старались как можно подробнее объяснить, заодно интересовались, откуда я. Некоторые говорили: «Welcome in Malaysia»! Приятно! Один из них рассказал, что можно по пути посетить башню Menara, она оборудована и для приема туристов. Menara — одно из красивейших сооружений Куала-Лумпура. Высота башни — 421 м, высота смотровой площадки — 276 м. Цена входного билета для иностранцев — 15 RM, в это входит и использование автоматического гида. При входе — досмотр, как в аэропорту. Экскурсий на русском языке нет, пришлось слушать на английском. Рядом с огромными окнами — описание достопримечательностей, видных из них. Есть подзорные трубы, с которых можно рассмотреть интересующие объекты города. После осмотра города сверху (или перед этим) можно посмотреть фильм о строительстве башни, который постоянно показывают в маленьком кинозале, расположенном рядом с билетными кассами. Рядом с входом в башню — красивый парк, фонтаны.
Пришла к небоскребам-близнецам часа в четыре. Оказалось, вход для туристов только до 15 часов. Отложила визит на потом, тем более что город сверху я уже увидела, и пошла бродить по расположенному рядом супермаркету. Все украшено, чувствуется предпраздничная атмосфера. На дверях некоторых отделов супермаркета — таблички с надписями о том, что они не будут работать пару дней в связи с Новым Годом. В отделе, где продаются книги, есть скамейки, на которых можно сидеть и просматривать литературу. Пару часов листала книги с описанием достопримечательностей Малайзии, ее морских парках, о местах, где интереснее понырять с трубкой, как туда лучше добираться и т. п. Плавание с маской и трубкой для дыхания под водой называется snorkeling. Недалеко от выхода из магазина разговорились с малайцем, которого заинтересовали мои очки от солнца. Он сказал, что такие здесь не продаются — вот это да, а я то думала, что очки у меня самые обычные. Узнав, что я приехала посмотреть страну и отдохнуть, а также интересуюсь Борнео, порекомендовал на острове город Тавау (Tawau), сказал, что там дешевое жилье прямо на берегу моря, много пляжей, а добраться туда можно автобусом из Кота Кинабалу (Kota Kinabalu). Запомнила я эти рекомендации и пошла рассматривать башни-близнецы снаружи. Рядом с ними — озерцо, фонтаны, небольшой уютный парк. В сумерки башни и все вокруг начинает светиться, выглядит все очень красиво. Хорошо просто посидеть на скамеечке в парке, полюбоваться окрестностями.
По дороге в отель купила в китайском квартале килограмм мангустанов (7 RM), надо ж попробовать, что это такое. Вкусно, но ничего особенного, да еще и муравьи по ним ползают. Людей и лавочек уже поменьше, Новый Год собираются встречать и продавцы, и покупатели. Перекусила в отеле и часам к 12 пошла на улицу встречать год Лошади. Лотки уже почти все убраны, оставшиеся тоже сворачиваются. Людей на улице почти нет. Очевидно, что, как и большинство наших людей, Новый Год китайцы встречают дома или в гостях. Я ожидала, что к полуночи будет салют, и праздник на площади еще грандиознее вчерашнего, и кругом радостные лица тех, кто не пожелал сидеть в новогоднюю ночь дома, и всю ночь будут взрываться петарды… Но — площадь пуста, салютов никаких, пару хлопков петард в квартале — вот и Новый Год. Наверно, все это было уже 1 января. Поздравила встречающего в одиночестве Новый Год служащего отеля и пошла спать.
С утра на reception опять приветствия в связи с Новым Годом. Всех жильцов поздравляли с праздником и дарили мандарины, завернутые в маленькие красные полиэтиленовые пакетики. Выглядели они, как фонарики. Спросила, как добраться до местного аэропорта. Объяснили, что обычно туда ездят на такси, или можно добраться до поселка Subang на автобусе 145 компании Selangor, там пересесть на другой, идущий в аэропорт. На автостанции нашла стоянку этих автобусов, но оказалось, что 145 отправляется с другого остановочного пункта. Водитель автобуса, которого я спросила, как найти сто сорок пятый, просто подвез меня до конечной остановки этого маршрута. Билет до поселка стоит 2.10 RM, автобус без кондиционера, все окна открыты, двери тоже водитель иногда не закрывал, особенно за чертой города — жарко, но такое проветривание спасает. Пыли на дороге и в автобусе почти нет. Водитель останавливается по требованию пассажиров там, где им удобнее, даже если следующая остановка всего метров на 50 дальше предыдущей. Для этого надо просто нажать кнопку; таких кнопок в автобусе несколько. Через час в поселке пересела на автобус 47 (с кондиционером) и за 0.70 RM доехала до аэропорта. В кассах поинтересовалась расписанием рейсов на Борнео и ценами. Интересовал меня город Кота Кинабалу, столица штата Сабах — интересно посмотреть не только на море, но и на горы, да и на визе у меня был указан только этот штат. Есть еще один малайзийский штат на Борнео, Саравак, столица Кучинг, но я ничего не знала о тамошнем визовом режиме. Возможно, просто поставили бы штамп, как при въезде в Малайзию, но кто его знает. Между Сараваком и Сабахом на севере острова — государство Бруней; большую часть этого экваториального острова занимает Индонезия. Другое название Борнео — Калимантан.
Мне долго объясняли, почему я не смогу приобрести билет по самой низкой цене (существует три вида тарифов). Похоже, это связано со школьными каникулами. По экскурсионному тарифу (среднему) цена билета со всеми сборами 280 RM в одну сторону. Билет туда/обратно стоит в два раза больше — никакой скидки. Цены в Malaysia Airlines еще выше. Решила не спешить с покупкой, съездить сначала в Сингапур и, может быть, улететь оттуда, если там это окажется дешевле.
Обратно поехала тем же способом. Уже в городе из окна автобуса случайно увидела что-то типа продовольственного рынка. Выскочила, чтобы изучить его и купить что-нибудь из экзотических фруктов. Цены на них здесь ниже, чем в китайском квартале или супермаркете, а выбор получше, например, 1 кг манго стоит здесь в среднем 2 RM, папайи — 1 RM, 0.80 RM — один ананас, есть бананы, арбузы, дыни, виноград различных сортов, люку, апельсины, мандарины, овощи, рыба, курятина… Очень дороги яблоки — оказывается, их привозят и с Европы, и с Австралии, и с Новой Зеландии, а в Малайзии они не растут.
До отеля прогулялась пешком, заглядывая по пути в многочисленные магазинчики — и посмотреть что-нибудь, и охладиться. Много лавочек закрыто — Новый Год! Вечером с помощью персонала гостиницы составила очень краткий английско-китайско-малайский словарь, состоящий из слов приветствий и благодарности, а то третий день в стране и ни слова по-малайски не знаю. В Сингапур решила ехать на следующий день первым автобусом, чтобы достаточно времени было для поиска недорогого отеля засветло, и в окошко чтоб по пути посмотреть — автобус почти полстраны проезжает.
Утром заплатила за отель, распрощалась с гостеприимными служащими отеля, получила в подарок еще один мандарин и пошла на автовокзал. Облачно. Услыхав сверху рокот двигателей, подняла голову и увидела три мотопараплана, летящих один за другим в сторону центра на приличной высоте. Смотрятся на фоне небоскребов необычно. На вокзале оказалось, что не так уж и много автобусов идет на Сингапур. В расписании рейсы есть, а автобусы не идут — наверно, из-за того, что мало пассажиров. Стоимость билета на автобус в день отправления увеличилась на 5 RM, хотя я обращалась в те же кассы, в которых узнавала цены раньше. Выбрала самый лучший, судя по рекламе, автобус SUPERVIP компании ELTABINA, отправление в 8.30, цена билета — 30 RM независимо от времени покупки. Автобус красивый, место попалось одинарное, около окна, кресло удобное, просторное, хотя и слегка обшарпанное. Воздух, идущий из кондиционера, оказался очень холодным, впоследствии пришлось даже куртку надеть.
Пассажиров немного. Дорога хорошая, есть участки, где за проезд надо платить. Вокруг холмы, покрытые в основном пальмовыми лесами. Временами идет дождь. Была одна большая остановка на обед. Поесть есть где, на любой вкус, есть и рестораны, и буфеты, и все другие необходимые в пути сооружения в полном порядке. Попробовала воспользоваться телефоном-автоматом и позвонить, используя купленную в Куала-Лумпуре карточку. После набора 1 800 шел сбой, наверно, код доступа здесь другой, какой, я не знала, спросить не у кого.
Быстро проехали Johor Bahru и остановились на КПП. Пассажиры здесь выходят из автобуса и проходят паспортный контроль. Пограничник шлепнул штамп с отметкой о выезде в мой паспорт, особенно не разглядывая его. Сели в автобус, проехали по дамбе. Перед сингапурским паспортным контролем водитель предупредил пассажиров, чтоб они забирали свой багаж на контроль. Вошли в здание, там — огромный зал, в нем — множество пунктов паспортного контроля, различных для граждан Сингапура, Малайзии и всех остальных стран. Заполнила таможенную декларацию и пошла в первый попавшийся проход для иностранцев. Там как-то странно глянули на мой паспорт и предложили пройти контроль в пункте № 1, там, где была очередь. Насколько я потом поняла, здесь проходили контроль все, у кого были паспорта незнакомых пограничникам стран, и те, кто проезжал страну транзитом. Одной из стоящих впереди женщин на контроле пытаются втолковать: «Only one day»; женщина согласно кивает. Передо мной стоит индонезиец, в руках у него билет из сингапурского порта, который, наверно, должен подтвердить его транзит. У меня никаких документов, подтверждающих транзит, не было, я надеялась объяснить, что собираюсь через 36 часов или улететь в Кота Кинабалу, или вернуться обратно. И почему у меня было такое благодушное настроение? Наверное, успела привыкнуть к тому, что в Малайзии рады туристам, и здесь ожидала похожего приема. Стоящий передо мной индонезиец благополучно проходит контроль, вот и моя очередь. Пограничник, опять женщина, в отличие от малайских женщин-пограничников, без платка, удивленно рассматривает мой паспорт, затем спрашивает, что за страна такая — Беларусь. Достаю карту, показываю. Она долго перелистывает какие-то свои бумаги, что-то ищет в компьютере, затем зовет другого сотрудника. Тот смотрит мой паспорт, они долго совещаются, смотрят какой-то список. Сотрудник уходит, приходит еще один. Опять все повторяется. У меня — никаких предчувствий. Мне предложили подождать. Пока я стояла, прошло человека три. Потом вернулся один из пограничников, рассматривавших мой паспорт ранее, показал что-то в том списке женщине, сказал: «You have a problem», и пошли мы с ним в помещение, предназначенное для тех, у кого «была проблема». Предложили присесть, потом объяснили, что для въезда в страну мне нужна виза. Я попыталась объяснить, что прочитала в Интернете на сингапурском сайте о том, что в течение 36 часов в стране можно находиться без визы. Пограничник улыбнулся и сказал что-то про аэропорт. Про наличие какого-нибудь документа, подтверждающего транзит, не спросил. Поставили в паспорте R2, выдали с собой бумагу о причине отказа во въезде в страну и повели вместе с другими иностранцами, которым во въезде было отказано, на остановку автобуса, идущего обратно через дамбу на Малайзию. Сопровождавший очень тщательно надзирал за тем, чтоб никто из нашей компании не убежал. Внимательно проследил, чтобы все сели в автобус и уехали.
А может, причина в том, что я в декларации четко не написала, что въезжаю в страну для транзита? Но я не была уверена, что улечу на Борнео, возможно, я вернулась бы опять в Johor Bahru — какой же это транзит? Но никому не нужны были мои объяснения. Вспомнила я тот первый странный взгляд на мой паспорт, и поняла я, почему он мне показался странным: отвыкла я, общаясь с малайцами, от таких взглядов. Совсем как в бессмертном произведении Маяковского, только что «паспортина» не краснокожая, а синяя. Интересно, а если б у меня на руках был билет и с ним я бы так нарвалась? Но может, тогда я четко написала бы «transit» и меня пропустили бы? Не знаю. Стал мне как-то неинтересен Сингапур после этого. Но расстроилась сильно.
Опять пограничный контроль на въезде в Малайзию. Пыталась скрыть свое грустное настроение, вряд ли это удалось. Отдала пограничнику документы, он и без моих объяснений все понял. Попытался что-то объяснить, но я мало что поняла. Написал на отметке о выезде из страны «void», декларацию вернул целиком (корешок от старой у меня забрали на выездном контроле). Еще в паспорте осталась надпись рядом с отказом, кто это писал — сингапурский или малайский пограничник — не обратила внимания. Какая разница.
Билет от границы по автовокзала стоил 1.70 RM, приехала, а что делать, не знаю. На улице дождь. На вокзале почти нет сидений, те, что есть, заняты, присесть отдохнуть-поразмышлять негде, хотя вроде и насиделась. На территории много различных лавочек, продаются различные товары — книги, журналы, еда, сувениры… Наконец решила ехать обратно в Куала Лумпур ночным рейсом, оттуда пробовать улететь на Борнео, а пока светло — посмотреть город. В отличие от столицы, здесь много зазывал (как в Турции на автостанциях) — сразу подходят, спрашивают, куда ехать, предлагают различные рейсы. Но цены на билеты у них завышенные. Я спросила у одного из них, почему. Он отвел взгляд, сказал, что из-за того, что праздник — Новый Год. Пошла в кассы той компании, в автобусе которой я пыталась доехать до Сингапура, и взяла билет по обычной цене — 20 RM (у зазывал — 25). Объяснили мне разницу в использовании английских слов «today» и «tonight». Говорю кассиру, что нужен один билет «today in the evening» (в смысле «сегодня вечером»). А он понял, что мне нужен билет на дневной рейс, и отвечает, что нет у них рейсов днем. Я удивляюсь, потому что вечерние рейсы вроде есть у них в расписании — неужели отменили? Показываю на более позднее время и спрашиваю, есть ли билет на этот автобус. Да, отвечает, есть. Но употребил при этом слово «tonight».
Оставила рюкзак в камере хранения (2 RM). Есть пункты обмена валют, но там меняют только 100 USD и более, курс 3.78; если менять меньше 100 долларов, курс более низкий. Есть желание пройтись по городу пешком, вроде все рядом, но еще идет дождь. Накидка, купленная в Минске на базаре, помогает мало — короткая, да и неудобно здесь в ней — душно. Узнала, как доехать до центра города, решила рассматривать его из окна автобуса и бродить по магазинам — в супермаркетах дождей нет. Билет до центра стоит 1.20 RM, мне показали, в какой автобус сесть. По дороге увидела несколько высотных зданий, отели; большая часть мелких магазинчиков закрыта, хотя среда — будний день, три часа дня. Похоже, по количеству закрытых в эти новогодние дни магазинов-лавочек можно судить о доле китайцев в торговой жизни Малайзии. Часть пути проходила рядом с проливом, на другом берегу которого — Сингапур. Там — несколько обычных высотных зданий. Проехали мимо дамбы, недалеко от нее — остановка, большая часть пассажиров покинула автобус на ней и направилась в сторону пограничного перехода. Похоже, этот километр дамбы не обязательно переезжать, можно пройтись и пешком (пока каталась на автобусах туда — обратно, заметила рядом с трассой что-то вроде тротуара). Интересно, далеко ли сингапурская автостанция от границы?
Через несколько минут и моя остановка. Все еще сыплет дождик, так что прямая дорога — в магазины. Там тоже закрыто много отделов, но есть на что посмотреть и без них. Куча аттракционов для детей разного возраста. И опять — некоторые малайцы улыбаются и просто приветствуют: «Welcome in Malaysia», даже не интересуясь, откуда я. Это здорово поднимает настроение. Здесь рады гостям. Осадки почти прекратились, и появилась возможность прогуляться по окрестностям. К вечеру масса транспорта идет на Сингапур, на дороге — пробки, машины больше стоят, чем едут. Такое чувство, что пересечение границы здесь для большинства населения — обыденность. Когда стемнело, вернулась в супермаркет. Нарвалась на телефон-автомат, с которого можно было позвонить, используя мою карточку. Код доступа здесь другой, он указан на табличке рядом с автоматом. Но! Рядом очень громко играет музыка, так что невозможно нормально разговаривать даже со стоящим рядом человеком. По какому-то поводу разговорились, оказалось, он из Японии, работает в местном представительстве своей компании. Поинтересовался, не из Сингапура ли я еду. Рассказала о своих приключениях. Он попытался успокоить меня, сказал, что из-за того, что дипломаты не могут договориться, обычные люди не могут нормально путешествовать. Сказал, что в Белоруссии хорошая хоккейная команда, он видел ее игру раньше, но как идут дела на этой олимпиаде, не знает.
Добравшись до автовокзала, захотела позвонить домой, но там не оказалось таблички, в которой был бы указан код доступа. В магазине переписать его я не догадалась, здесь кого ни спрашиваю, никто не знает. В автобусе — опять комфортное одинарное кресло и надо мной кондиционер, который можно отключить. На знакомой уже остановке долго стояли, потом нас, пассажиров, рассадили по двум другим автобусам той же компании, и мы поехали дальше. Выбрала двойное место в хвосте автобуса, устроилась нормально, можно было и поспать.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Турция
10 долин и каньонов Каппадокии, которые не стоит пропустить
Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.
1. Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.
2. Розовая долина (Güllüdere). Это 2 долины с розовым оттенком скал, которые расположены параллельно друг другу. Они начинаются к югу от Чавушина и тянутся к смотровой площадке Красной долины. В долине — несколько церквей 7 — 8 ст. с хорошо сохранившимися фресками.
3. Долина любви — визитная карточка Каппадокии. Фаллоподібні скалы можно увидеть на большинстве буклетов о Каппадокию, и именно их больше всего любят туристы. Попасть в долину можно с трассы Гьореме — Аванос, повернув за Гьореме налево на асфальтированную дорогу, и потом еще раз повернув налево по указателю.
4. Белая долина (Bağlidere). Это — продолжение Долины Любви на юг. Долина с монументальными скалами белого цвета, похожими на волны. Можно встретить туннели, природные арки и выдолбленные в скалах голубятни.
5. Медовая долина является продолжением Белой Долины на юг. Это-довольно крутой и узкий каньон с туннелями и скалами кремового цвета, которые природа разрисовала разными оттенками. Тропа в долину начинается при въезде в Учхисар: на первой развилке поворачиваем резко направо, а потом на перекрестке — снова направо, и спускаемся в долину.
6. Голубиная долина (Güvercinlik). Названа так благодаря большому количеству голубятен, выдолбленных в скалах. Гладкие конусообразные скалы имеют белый цвет. Долина тянется параллельно дороге Гьореме-Учхисар, и дальше на юг. Лучшая смотровая площадка находится на южном выезде из Учхисара.
7. Долина Мескендир (Meskendir) — длинная долина, которая тянется от поселения Чавушин до дороги Гьореме-Ургюп. Отсюда стартуют в небо знаменитые воздушные шары. В долине есть природные туннели, голубятни, скальные церкви с фресками.
8. Долина Сабель (Kiliçlar). Отсюда взлетают воздушные шары. Здесь можно увидеть много скальных помещений, которые используют местные жители для своих нужд. А в заброшенных церквях долины есть великолепные фрески с изображениями святых и вырезанными мальтийскими крестами. Долина начинается к северу от Музея под открытым небом возле Гьореме.
9. Долина Любви — 2 (Görkündere) — похожа на известную Долину Любви, но находится рядом с Гьореме. Фаллоподібних скал здесь также много. Найти ее просто: от поворота на Ургюп пройти около 500 метров, свернуть направо в долину Зэми и снова повернуть направо по указателю.
10. Долина Ихлара (Ihlara Vadisi). Самая отдаленная долина, которая находится в 70 км к югу от Гьореме. Это — глубокий каньон, в котором расположились более 100 церквей и монастырей с уникальными росписями.
ТОП-10 смотровых площадок Каппадокии, где можно сделать трогательные фото
1. Холм влюбленных (Asiklar Tepesi) — лучшее место для встречи рассвета и наблюдения за воздушными шарами во время восхода солнца. Находится на холме, который расположен на южные окраины Гьореме. Отсюда, как на ладони, видны герме и Долина любви — 2 (Görkündere)
2. Смотровая площадка Красной Долины (Kizilçukur) — популярное место для наблюдения над закатом с видом на скалы красноватого оттенка. Находится на вершине холма Актепе.
3. Замок Учхисар. С Замковой горы открывается великолепный вид сразу на несколько долин и Гереме, особенно после захода солнца. Но сюда можно прийти и на рассвете.
4. Площадка с видом на белые скалы Голубиной долины на южной окраине Учхісара. Над долиной можно отыскать деревья с ветвями, украшенными бело-сине-черными символами, похожими на глаз. Есть инсталляции из сухих деревьев, украшенных горшками. Получаются очень эффектные фото на их фоне.
5. Отель Sultan Cave Suites. На смотровую площадку, украшенную яркими коврами, могут попасть лишь постояльцы отеля. Прекрасное место для наблюдения за воздушными шарами на рассвете и фантастическая панорама Гьореме.
6. Galeri Ikman Carpet Shop. Для тех, кому не повезло попасть на смотровую площадку отеля Sultan Cave Suites, может сделать фото на фоне разноцветных ковров в этом ковровом магазине.
7. Смотровая площадка «Три красавицы» (Üçgüzeller) на запад от Ургюпа. Вид на «грибы со шляпами» — это визитная карточка Каппадокии, которую вы можете увидеть на многих буклетах.
8. Отрахисар: площадка с видом на замок Отрахісар и сам городок. Находится на холме к юго-востоку от центра.
9. Долина Пашабаг между Гьореме и Аваносом: здесь открывается вид на множество скал, который называют «дымоходами фей».
10. Долина Любви: здесь выходят классные фото после рассвета, когда здесь приземляются воздушные шары.
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Россия
Восхождение на Казбек
Рассказываю о моем восхождении на Казбек с командой Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/
Решила взобраться на Казбек с группой и гидами, выбрала компанию Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/. Все было просто шикарно, море эмоций и впечатлений, самое яркое приключение в жизни, всем советую
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Доминиканская Республика
Насыщенная экскурсия с культурной программой и отдыхом в раю.)
Были с сестрой в Доминикане на зимних праздниках, зачетный отдых получился.
Сама Доминикана конечно тоже огонь, но сейчас хочу про конкретную экскурсию поделиться впечатлениями. Наша экскурсия Саона-Делюкс включала в себя посещение Города художников и острова Саона. В городе художников мы осматривали местные достопримечательности, такие как амфитеатр, церковь святого Станислава, школу искусств и фонтан желаний, естественно, всей группой там загадывали желания.) Кстати, пока не забыла, группа была небольшая и не было толкучки, это нас очень порадовало. Далее, на острове Саона нас ждал обед с напитками, и для нашей группы обед был вне очереди. Обед сам был шикарный, даже гриль-бар включал в себя, ну а напитки вообще вкуснейшие и самое главное, безлимитные. На райском острове мы отдыхали не меньше четырех часов, так что успели вдоволь насладиться его красотами. Был и еще один маленький пункт остановки у нас потом, на песчаной отмели, там мы в натуральном бассейне купались с морскими звездами. Я так близко их раньше не видела и не трогала тем более. Во время этой остановки работал бар, и мы освежались вкусным шампанским. Вот сейчас рассказываю, и снова туда хочуууу. Организаторами экскурсии была компания Доминикана Про, за что ей огромное спасибо, все круто было. Еще один момент добавлю и буду закругляться. Автобус нас возил очень комфортабельный с wifi и даже питьевая вода была, что в жару очень кстати, а на борту было целых два русскоязычных гида — позитивные ребята. Остались довольны насыщенной программой, возможно повторим, когда будем в тех краях.
Karl
15.05.2002 at 02:16
Без названия
Елена,
Въезд в Сингапур действительно разрешен гражданам СНГ на период до 36 часов при наличии:
1. Паспорта действительного не менее 6 месяцев после даты въезда
2. Документа (авиабилета обычно), подтверждаюшего то, что вы выедете в течении 36 часов
Могут попросить еше показать деньги, кредитки, подтверждение из отеля о бронировании номера etc.
У меня въезд в Сингапур занял 5 минут — показал им паспорт и обратный билет (вылет был через 32 часа после въезда) — и все.
Жалко, что Вас не пустили, город красивый (хотя и дороговат).
Кстати, визу на 30 дней в Сингапур получить можно без проблем абсолютно. Другой вопрос, что там 30 дней делать? 1-2 дня вполне достаточно, городок небольшой.
Удачи,
К.
Андрей
15.05.2002 at 04:36
Грустно
Да! После такого рассказа многим не захочется ехать в Малайзию. А зря.
Я был практически во всех описанных здесь местах месяцем ранее, и за 10 дней успел побывать и в Сингапуре и в Сараваке и на Черепаховых островах и т.д и т.п. Только вокруг Сандакана есть столько мест заслуживающих внимания не говоря уже про все остальное. И жил в нормальных гостиницах (нормальных, а не дорогих) и не думал о том сколько стоит бутылка минеральной воды. Да пришлось потратить где-то на $500 больше чем автору, но и отдых получился совершенно другим. А если так бездарно тратить деньги, причем считая каждую копейку, лучше отдыхать на даче. Быть может этот рассказ сподвигнет меня написать о своих путешествиях.
Елена
20.05.2002 at 12:28
От автора
Спасибо всем, кто пожелал удачи!
Конечно, жаль, что не увидела Сингапур, но думаю, виновата сама: надо было просто позвонить в посольство этой страны и подробно узнать о порядке въезда. И в зависимости от результата строить планы. Но если бы я все-таки попала тогда в Сингапур, поездки на Тиоман не было бы точно. И на Борнео наверняка все пошло бы по-другому, по крайней мере, совместная с Артуром и его экипажем поездка к островам вряд ли cостоялась бы. Было бы что-нибудь другое, возможно, не менее интересное – кто знает.
Тем, у кого нет лишних 500 баксов и кто с трудом обходится без горячей пищи. На Тиомане рядом с одним из домиков заметила примус. Но, к сожалению, на наличие розеток в самом домике внимания не обратила (розетки в Малайзии специфические, так что о переходнике лучше позаботиться дома). По дороге на остров заметила, что некоторые отдыхающие везли с собой продукты из Mersing. Хлеб стоит примерно столько же, сколько и у нас такого же качества; в продаже там есть только белый. Купить продукты нет никакой проблемы – в супермаркетах и на рынках изобилие и разнообразие. Все продаваемое упаковывается в полиэтиленовые пакеты. Ценами на продукты, требующие приготовления, не интересовалась, и зря: сейчас самой интересно, сколько же стоит там картошка, например, или рыба.
Андрей! Мое путешествие по Малайзии, возможно, было бы другим, если бы я смогла прочитать Ваш, например, рассказ о Сандакане, и не только о нем, перед отъездом в эту страну. Если Вас так заботит, поедет ли туда кто-нибудь еще, почему не поделились информацией и впечатлениями, если было что рассказать? После прочтения моего рассказа, надеюсь, никто не будет искать пляжи с чистой водой там, где их нет, а те, у кого такси – не основное средство передвижения, будут знать, как в том же Сандакане можно добраться до порта и местного автовокзала, и сколько стоит билет на автобус. Гостиницу каждый, конечно, выберет сам, но если устроит та, в которой жила я, не будет терять время на поиски другой. И т. д. И сколько стоит бутылка воды, знать нелишне. Что касается прогулок по джунглям, думаю, что парк Кинабалу все-таки намного интереснее, чем окрестности Сандакана.
И о даче. Мы классно провели там время в начале мая, когда вовсю цвели сады и ночи напролет пели соловьи. И летом там обычно неплохо, и осенью. Я люблю проводить там время, и Ваши рекомендации для этого мне не нужны.
Андрей
21.05.2002 at 06:40
Дополнение
Попытаюсь ответить по пунктам.
Про дачу, конечно, хорошо сказано. Я это и имел в виду. Кстати, в двух предложениях об отдыхе на даче радости больше чем во всем рассказе о Малайзии, а если учесть, что в финансовом отношении дачный отдых обошелся раз в 50 дешевле то зачем было тратить деньги?
Относительно окрестностей Сандакана. Да в парке Кинабалу действительно интереснее джунгли, но если Вы хотели их посмотреть зачем Вы поехали в Сандакан? Причем не в Сандакане ни в КК Вы так ничего толком и не посмотрели.
По поводу пляжей. Если, как я понял, Вы были в Тайланде то, наверное, должны были предполагать где нужно искать пляжи с чистой водой.
Как добраться до автовокзала и пр. конечно интересно, но создается такое впечатление, что Вы занимались только поисками гостиниц, автобусов и пр., а то собственно для чего приехали так и не получили. Я не помню чтобы у меня что-то подобное заняло больше 15 минут в день. А на такси приходилось перемещаться не потому что это круче чем на автобусе, а потому что отдав $900 за авиабилет(из Новосибирска) на 10 дней, просто нет времени на изучение расписаний автобусов, если конечно хочется что-нибудь увидеть. Кстати такси на целый день в том же Сандакане стоит $30.
По поводу рассказа Вы правы. В самое ближайшее время появятся рассказы про Тайланд и Камбоджу(прошлое путешествие), они наполовину написаны, а попозже и про Малайзию.
С уважением Андрей.
Андрей
21.05.2002 at 06:42
Дополнение
Попытаюсь ответить по пунктам.
Про дачу, конечно, хорошо сказано. Я это и имел в виду. Кстати, в двух предложениях об отдыхе на даче радости больше чем во всем рассказе о Малайзии, а если учесть, что в финансовом отношении дачный отдых обошелся раз в 50-100 дешевле то зачем было тратить деньги?
Относительно окрестностей Сандакана. Да в парке Кинабалу действительно интереснее джунгли, но если Вы хотели их посмотреть зачем Вы поехали в Сандакан? Причем не в Сандакане ни в КК Вы так ничего толком и не посмотрели.
По поводу пляжей. Если, как я понял, Вы были в Тайланде то, наверное, должны были предполагать где нужно искать пляжи с чистой водой.
Как добраться до автовокзала и пр. конечно интересно, но создается такое впечатление, что Вы занимались только поисками гостиниц, автобусов и пр., а то собственно для чего приехали так и не получили. Я не помню чтобы у меня что-то подобное заняло больше 15 минут в день. А на такси приходилось перемещаться не потому что это круче чем на автобусе, а потому что отдав $900 за авиабилет(из Новосибирска) на 10 дней, просто нет времени на изучение расписаний автобусов, если конечно хочется что-нибудь увидеть. Кстати такси на целый день в том же Сандакане стоит $30.
По поводу рассказа Вы правы. В самое ближайшее время появятся рассказы про Тайланд и Камбоджу(прошлое путешествие), они наполовину написаны, а попозже и про Малайзию.
С уважением Андрей.
Елена
14.06.2002 at 15:05
От автора
Андрей!
Уж лето в разгаре. Съедаем третий урожай редиски на даче и наслаждаемся уже поспевающей клубникой. Отцветают розы. Когда же появятся Ваши рассказы?
Эльвира
13.07.2002 at 05:53
Спасибо за рассказ
Лена, большое спасибо за подробный рассказ о Малайзии. Я абсолютно с вами согласна, что очень важно знать как куда то добраться на автобусе и знать сколько стоит вода и другие продукты.
Немного жаль, что много времени у вас ушло на собирание информации о средствах передвижения, но я думаю, что вы все же многое увидели гуляя по улицам и из окна автобуса. А на островах море и песок — самое главное, да и джунгли с пляжа обычно просматриваются хорошо.
Я поеду в Малайзию в сентябре и ваш рассказ мне очень помог сориентироваться что и как в этой стране. Я как и вы не хочу тратить лишние деньги, либо нарваться на наглых таксистов, поэтому я тщательно планирую свое путешествие из дома. Карты Малайзии и Сингапура доступны через интернет, я уже знаю как добраться в такие места как Парк бабочек, башни близнецы, Сентоза остров и Тиоман остров. Эти знания мне помогут не тратить лишнее время на поиски во время путешествия. Младшей дочке только 2 года, так что путешествие будет очень спецефичным, но я обязательно о нем напишу, потому что думаю это будет интересно всем, кто уже был в Малайзии и Сингапуре и кто собирается ехать туда с детьми. Все гостинницы я уже заказала из дома. Заказывала только те, которые не просят предоплату. Также изучила как добраться до гостинниц на общественном транспорте, так что с этим не будет проблем.
Еще раз спасибо за рассказ.