Отзывы о туристических маршрутах Малайзия
West Malaysia — Sabah. Февраль 2002 (4 часть)
В центре попыталась отыскать пункт обмена валют — не нашла. На билет до Тавау денег вроде должно было хватить, решила разобраться с обменом там. Пришла на автобус туда, куда приехала из Семпорны. Но о…
В центре попыталась отыскать пункт обмена валют — не нашла. На билет до Тавау денег вроде должно было хватить, решила разобраться с обменом там. Пришла на автобус туда, куда приехала из Семпорны. Но оказалось, что на Тавау микроавтобусы ходят с другой остановки, один из пассажиров проводил меня и показал направление, в котором надо идти. Так, уточняя курс у прохожих, пришла на искомую остановку, которая оказалась на полпути к моему отелю. Неплохо прогулялась с рюкзачком. В автобусике, полном пассажиров и готовом к отправлению, оказалось как раз одно свободное место — меня как будто ждали. Билет стоил 5RM; мчались, как ветер. Все окна открыты, лесной воздух слегка пьянит. Езды до Тавау чуть больше часа, приехали в полдень. Сразу ищу автовокзал, с которого отправляются автобусы в Кота Кинабалу. Навстречу мне — работники, каждый предлагает свою компанию. Билет почти везде стоит 50 RM, автобусы уходят либо в ночь, либо утром, в 7 часов. Автобусники вручают мне свои визитки, и я иду искать отель. Прицепился какой-то мальчишка, почему-то решил, что я захочу почистить кроссовки гуталином. Отказываюсь, а он все не отстает, и с каждым разом кричит все громче и громче. Пришлось громко заорать на него — успокоился, отстал.
Город на фоне Сандакана и Семпорны большой, улицы шире, тротуары чище. Красивая набережная, заметен порт. Ближе к нему несколько рынков, один из них крытый, другие — просто ряды под навесами; многие торговцы расположились со своим товаром прямо под открытым небом. Замечаю отель, на вид дорогой. Иду в его сторону, пересекая несколько улиц и высматривая по пути что-нибудь подешевле. Увидела вроде неплохую гостиницу, зашла — оказалась дороговатой. Администратор, очень приветливая и любезная девушка, согласилась присмотреть за вещами пару часов, пока я не найду что-нибудь подешевле. На другой стороне улицы — отель Tawau, single со всеми удобствами предложили за 44 RM (расценок на reception я не заметила). Решила посмотреть еще пару отелей, заодно, так уж вышло, узнала в порту, что регулярного морского транспорта на Сипадан или Мабул отсюда нет, добираться туда лучше из Семпорны (или можно обратиться в местный дайв-клуб). Зато никаких проблем с поездкой в Индонезию, есть ferry в Tarakan, билет на судно в Nunakan (тоже вроде уже заграница) стоит 25 RM. Была бы виза и побольше времени, прогулялась бы на денек, а может, и не на один. Рядом с портом — мелкий узкий канал (но не перепрыгнешь!), в него заходят небольшие моторки, берут пассажиров, а вот куда отправляются, выяснить не удалось. Не сильно приветливо меня там и встретили. Наверняка развозят людей по деревням над водой.
В городе как минимум в двух местах можно поменять наличную валюту: рядом с кассами, в которых продаются билеты в Индонезию (курс там чуть поменьше), и в здании недалеко от небольшого базарчика. Надпись «licensed money changer» над одним из магазинчиков, расположившихся там, издали бросается в глаза.
В других отелях мне понравилось меньше, хотя они были и дешевле. Остановилась в Tawau, там же расположен и офис турфирмы, в котором мне объяснили, что ни в Тавау, ни в пригороде нет пляжей с чистой водой. И никаких дешевых отелей на берегу моря нет. Я уж не сильно и удивилась. Только спросила, могут ли они порекомендовать более-менее чистый пляж, в случае, если вода там окажется чистой, может, и поплаваю. Сотрудники долго советовались, потом один из них написал мне в блокноте его название (Batu Payung) и рассказал, на каком автобусе туда можно доехать. Билет стоит 1 RM, отправление через час, ехать минут 20 с местного автовокзала (расположен рядом, видела его, когда искала отель). А больше всего рекомендовали ехать в Кота Кинабалу (здесь его называют Кеке), там — знаменитый пляж Tanjung Aru Beach.
На автовокзале один из пассажиров подвел меня к площадке, с которой должен был отправиться автобус, и еще раз напомнил, что билет стоит один ринггит. Не зря об этом столько говорили: в автобусе кондуктор, наверно, так и не дал бы сдачи с пятерки, если б не напомнила. Езды с остановками минут двадцать пять. Пляж не замусорен, но вода коричневатого цвета и непрозрачная — это влияние берега. Вдали море нормального цвета, и доплыть туда можно, но ведь выходить из воды придется здесь!
Прогулялась вдоль пляжа, полюбовалась на красивые пейзажи, симпатичные коттеджи вдоль дороги и уехала в город. По дороге подарили букет из веточек с необычными колючими на вид красно-зелеными шариками (на ощупь колючки мягкие). Потом узнала, что вроде это растение называется рамбутан. На вкус напоминает люку (я успела попробовать его раньше — купила на базарчике, пока искала отель). Букетик красивый и необычный, запах у него цветочный.
Сошла рядом с пунктом отправления междугородних автобусов и купила билет в Кеке на утро, 7.15, в компании, автобусы которой выглядели покрасивее (Sairah first express). Даже предложили самой выбрать место. Вечером в одном из пунктов печати фотографий понравилось качество, с которым был сделан заказ стоящего рядом клиента. Решила напечатать здесь пару пленок, но для начала попросила сделать несколько кадров. Напечатали их почти так же, как в Куала-Лумпуре, и желание искать еще где-нибудь в этой стране возможность сделать качественные фотографии пропало.
Вечером после прогулки по городу объедалась экзотической едой и смотрела телевизор в номере. Чуть не купила шашлык из курицы, выглядевший очень аппетитно, но когда рассмотрела, из чего он состоит, решила купить что-нибудь другое. Можно было, конечно, купить тот, что из куриных крылышек, но возиться с костями не хотелось. Странно, но нет в продаже жареной рыбы — тут кости меня не остановили бы. Перед сном попросила дежурного на Reception разбудить меня в полшестого. Утром, когда подарила сотрудникам открытки с видами Минска на память, они с интересом начали расспрашивать о том, как живут люди в нашей стране, есть ли коммунисты, существует ли у людей хоть какая-нибудь возможность выезжать за границу. Поинтересовались, общие у нас с Россией деньги или все еще нет. Рассказала им немножко о Белоруссии и отправилась на автобус.
На автостанции меня уже ждали. Подбежал один из работников и попросил показать билет. Забрал и подвел к кассе, в которой мне дали другой, но с тем же местом. И показал, в какой автобус садиться. Наверно, когда мало пассажиров, отправляется всего один автобус, на него собирают пассажиров со всех других рейсов (билеты им обменивают). Внешний вид транспорта, в котором мне предстояло находиться ближайшие часов двенадцать, совсем меня не вдохновил. Такое впечатление, что мыли его довольно давно. Кондиционер не регулируется, пришлось искать способ закрепить его, чтобы направить струю воздуха в лицо. А за тем, как я протирала снаружи окно, находящееся рядом с моим сиденьем, с удивлением наблюдала, наверно, вся автостанция. Но люблю я, когда стекло прозрачно! Может быть, и снимки нормальные получатся, если фотографировать из автобуса через чистое стекло, и просто смотреть приятно. Ехать-то долго!
Уезжаем с опозданием, автобус еле тащится. Только отъехали от города, сделали остановку на полчаса. Раздали по маленькой бутылочке воды и по печенью. Вода PENGUIN воняет хлоркой, хотя видно, что бутылка запечатана нормально. По телевизору показывают комедии с участием Белуши. Часов в одиннадцать — опять проверка документов, в автобус зашел тот же самый военный. Мы уже узнаем друг друга. Наверно, при переездах в этой части штата все дороги проходят через один перекресток. Военный или полицейский пост здесь стационарный. Водители и пассажиры обедают в закусочной, я перекусываю печеньем, купленным в Тавау, и напитком. Печенье здесь делают вкусное, и оно недорогое. И сортов множество, все не перепробуешь. В одной большой упаковке много маленьких, в них по несколько печений. Это очень удобно: большая упаковка хранится в багаже, а несколько маленьких можно оставлять поближе, на перекусы. Рассчитывала на остановке купить бананов, но здесь они сильно почерневшие, вид у них неаппетитный (разбаловалась, в Минске ела бы и такие!).
Недалеко уже стоит еще один автобус, следующий в Кота Кинабалу из Тавау — наверно, все-таки не все рейсы они объединяют. Через некоторое время въезжаем в горы. С увеличением высоты опять появляются облака. Я сижу с той стороны, где расположена Кинабалу, пытаюсь угадать ее среди многих. Но верхушки гор скрыты. Изредка брызгает дождик. Картины за окном фантастические, особенно когда сквозь облака проглядывает солнце.
Когда приехали, было около четырех. Девушка-кассирша разрешила оставить мне рюкзак в будке, которая и так уже была прилично завалена багажом и картонными коробками, на пару часов. Отели рядом — выбирай любой. Зашла в тот, вывеска которого сразу бросилось в глаза. Ничего, кроме цены, не понравилось, и на комнату смотреть не стала. В других, выглядевших более прилично, цены повыше. Потенциальным клиентам все рады, но скидки не предлагают. Можно было бы остановиться в одном из них, но времени у меня до темноты куча, можно поискать и подешевле, заодно и с городом поближе познакомиться.
Кота Кинабалу приспособлен для отдыхающих и туристов больше, чем те, в которых я уже успела побывать на этом острове. Набережная удобна для швартовки лодок и небольших катеров, в море — пара моторок с пассажирами, глядящими вокруг во все глаза. Рядом острова, и явно туда можно добраться без помощи рыбаков, немногочисленные катера которых стоят вдали. Вода почти чистая. Самое удивительное, что в рыбных рядах местного базарчика под открытым небом почти не воняет. Асфальт постоянно промывается водой. Этот город, являющийся столицей штата, больше похож на курортный, он крупнее и чище остальных мне уже знакомых здесь городов. Вокруг много высотных зданий и роскошных на вид отелей.
В конце концов решила остановиться в Suang Hee (35 RM в сутки в комнате с кондиционером, без него еще дешевле). В комнате даже телефон есть. За окном — оживленная магистраль и стоянка такси. Кто-то все время громко что-то выкрикивает. Перед вечерней прогулкой, когда рассматривала рядом с reception карту окрестностей, ко мне подошел малаец, спросил, что интересует. Сказала, что в оставшийся день хотелось бы заняться snorkeling на каком-нибудь острове и спросила, на каком из них интереснее и как туда дешевле добраться. На карте рядом с городом островов много, некоторые из них входят в состав морского парка Tunku Abdul Rahman. Оказалось, этот парень инструктор по дайвингу, раньше около трех лет работал на Сипадане, сейчас живет здесь. И отель он знает, в котором я жила в Семпорне. Рассказал много интересного. Путешествовать по разным островам здесь можно хоть неделю, и добираться просто — цены у перевозчиков относительно невысокие, а для поездки на ближайший остров Gaya можно использовать ferry. Но нырять советовал на соседнем с ним Sapi. А на все остальное у меня просто не оставалось времени — завтра улетать вечером.
Обменялись координатами и распрощались. Прогулялась по набережной, на рынке купила фруктов, в огромном супермаркете рядом — другой еды и напиток EXCEL (3 RM полтора литра), реклама которого встречалась на каждом углу. Вкусный, но показался солоноватым. Рядом с базаром жарят шашлыки из курятины, но, в отличие от Тавау, где они выглядят румяными и аппетитными, здесь их почти сжигают. Можно купить и жареную рыбу, но выглядит она не очень — ее тоже сильно пережигают. Перед возвращением в отель за один ринггит купила огромный кокос. Он оказался очень вкусным.
С утра пораньше сначала договорилась в отеле насчет отъезда (молодцы — разрешили выселиться немного позже расчетного часа) и отправилась искать ferry. На улицах людей еще немного, солнце только встает. Минут через пятнадцать увидела портовые сооружения. Рядом с небольшим зданием — охранник. Спрашиваю, отсюда ли отправляются суда на острова. Он советует зайти в этот домик и там узнать поподробнее. Там — кассы и зал ожидания. Внутри один из сотрудников вручил мне рекламный проспект Gayana Island EcoResort, расположенном на Gaya и в котором, кроме всего прочего, было расписание движения ferry. Билет туда-обратно стоит 10 RM. Суда ходят начиная с 8 утра каждые полтора часа (с 12.30 до 18.00 — только один рейс — в 15.15); заканчивается движение в 11 вечера. С курорта первый катер уходит в 7.15, последний — в 22.30. Можно взять напрокат снаряжение для snorkeling, каяк, каноэ, можно арендовать моторку (от 2 до 12 человек, 3 часа использования в морском парке — 160 RM), отправиться на рыбалку (три часа — 30 RM) и т. п. Отдельно указано, что рекламируемые цены и расписание действительны до 31 марта 2002 г.
Билеты начали продавать, когда к пирсу причалил ferry. Цена на билете указана 30 RM (наверно, сейчас не сезон, поэтому их продают за 10). Можно было бы отправиться и на Sapi, но для организации поездки необходимо, чтобы набралась группа из нескольких человек. Не сидеть же и ждать, соберется ли группа. На территории порта взяли еще 1 RM за вход (Terminal fees). Нас, пассажиров, всего пару человек. С одним из них разговорились, но я плоховато понимала его английский. Показал на домики на сваях, мимо которых мы проплывали, и сказал, что туда ездить не стоит, там опасно. Рассказывал что-то о жесткости законов в их стране. Спросил, в каком отеле я остановилась, а я и названия не помню, знаю только, как туда идти. Показала рукой, в каком направлении он находится, а он смотрит удивленно — как можно не знать, где живешь? У меня визитка с названием где-то в рюкзаке, не лезть же за ней туда, чтобы ответить на случайный вопрос.
До острова ходу минут сорок. Уже слышен стрекот и свист джунглей. Швартуемся к длинному деревянному пирсу. Здесь — маленький туристский «городок», часть строений которого — красиво оформленные домики на сваях. Все украшено цветами. Выглядит база очень красиво и ухоженно. Рядом с местом, где причаливал катер, местный дайв-центр, в соседнем домике — reception и небольшое кафе. Вода чистая, в ней — множество разноцветных рыбок. На плакатике рядом указано время их кормления — не зря они все тут пасутся! На другом плакате рисунки и названия рыб, которых здесь можно встретить. Есть и медузы, местные их называют телефиш. Несколько туристов катаются рядом с берегом на лодке с поплавками.
Интересуюсь, отправляются ли какие-нибудь группы для snorkeling, надеясь съездить с ними. Нет, не отправляются. На плане острова видела, что где-то есть jungle trip, как на Тиомане. Решила сначала прогуляться по острову, а потом, вернувшись, поплавать. Мне объяснили, как выйти на эту тропинку. Пока искала дорогу, меня догнал парнишка, вручил отксерокопированную карту с планом тропы и с указанием достопримечательностей и панорамных точек. По лестнице, ведущей к началу маршрута, поднялся очень стремительно, почти взлетел, в то время как я еле тащилась. Посоветовал идти небыстро и предупредил, что путешествие займет минимум три часа. Я объяснила, что далеко идти не собираюсь, пройдусь с тем расчетом, чтобы прогулка заняла не более полутора часов.
Дорога здесь проще, чем на Тиомане, там я без кроссовок не очень-то разгулялась бы. Может быть, и в этом лесу они нужны, ведь я прошла только самое начало пути — не знаю. Тропа хорошо промаркирована, думаю, здесь сложно заблудиться. Лес довольно однообразен, из-под ног выскакивают маленькие ящерицы. Спугнула какое-то животное ярко-зеленого цвета, рассмотреть не удалось, слишком быстро исчезло. Наверно, тоже какая-нибудь экзотическая ящерица. На пнях видела грибы, на вид съедобные, выглядели красиво (в супермаркетах часто видела в продаже грибы, похожие на эти). В некоторых местах ветви деревьев свисают над самой тропкой, и хорошо видны шипы на некоторых из них. Попадаются комары и мошка, но они какие-то сонные, не цепляются. То ли время для их активности слишком раннее, то ли приехала я не в самый кусачий сезон. Воздух сухой, в некоторых местах тропка обдувается ветром, и идти здесь намного легче, чем на Тиомане (сравниваю с ним, потому что нигде больше по лесу не бродила. И чем я весь отпуск прозанималась?). Иногда открываются красивые виды на пляжи, соседние острова, берег Борнео.
Вниз спустилась часам к одиннадцати. До ferry, отправляющегося в 12.30, куча времени, и я плаваю, пока не надоедает смотреть на одно и то же. Вода возле пирса, около которого швартовалось наше судно, выглядит почище, чем на пляже, тут удобный деревянный настил и лесенка, ведущая прямо в воду. Местные дайверы здесь, похоже, проверяют свое снаряжение и обучают новичков. Под водой — как будто кем-то специально созданный уголок морской природы, прямо как на картинке. Много рыбок, но разнообразия большого нет. Сплавала к той части причала, у которой их кормят, поразвлеклась, плавая среди стаек разноцветных представителей морское фауны. В воде много медуз, меня предупредили, что они могут хорошо обжечь, и я стараюсь избегать их. Опять увидела маленьких разноцветных рыбок, прячущихся (или пасущихся) среди щупалец (не знаю, как правильно называются эти напоминающие ровные веточки колышущиеся в воде трубки) какого-то морского животного, больше похожего на растение. Много мелкой рыбешки.
Здесь я впервые плаваю с чужой трубкой для дыхания (свою забыла в гостинице, взяла только маску). Спасибо местным дайверам! Она показалась мне не очень удобной, наверно, за много лет сильно привыкла к своей, купленной еще в Крыму во время школьных каникул. Видимо, для выдувания воды после ныряния здесь используется специальный клапан, так как для этого не требуется почти никаких усилий. Удобно крепление трубки к маске, со своей сделаю так же. Когда вышла из воды, предложили душ, который находился тут же, рядом с помещением клуба.
На ferry билет даже не спросили, наверно, только в одну сторону они здесь не продаются. Раз приехала сюда, значит, автоматически уже оплатила и выезд. А, может быть, меня просто запомнили во время утреннего рейса. Общаемся с американцем из Нью-Йорка и его спутницей, которые жили здесь на турбазе. У них этот день — заключительный, вечером они улетают в Тайпэй. Рассказывали друг другу все, что увидели в этой стране, обменивались впечатлениями. Понятно почти все, что они говорят, а то я уже после общения с местными жителями в течение всей поездки начала думать, что учить мне и учить английский. Вероятно, это связано со специфическим произношением.
По пути в отель захожу в картинную галерею. Выставляемые здесь картины можно сразу купить, и цены указаны. Такая вот выставка-продажа. Понравилось.
На набережной предложили на день съездить на остров Tiga за 20 RM, жаль, что нет времени (перевозчик показал даже удостоверение с фотографией и названием своей фирмы). Прошла мимо будки, на которой увидела рекламу поездок на территорию морского парка. Дети зазывали потенциальных туристов, но ценами я не интересовалась. Рядом — еще несколько лодок, тоже, похоже, перевозчики.
В отеле разрешили задержаться еще на часок. Покайфовала под душем, перекусила, собрала вещи и решила в оставшееся время посетить тот самый знаменитый пляж, который мне рекомендовали в Тавау. На reception мне разрешили оставить вещи и объяснили, как туда проехать. Откуда — объяснять не надо было, все здесь рядом. Билет стоит 1 RM, поездка в одну сторону заняла около получаса. Рядом — огромный отель с парком, небольшие торговые ряды, где продаются в основном фрукты и напитки. Пляж песчаный, и вода мутноватая. Мне вообще показалось, что она ненамного чище той, что я видела на пляже недалеко от Тавау. Но пару человек здесь купаются. Рядом с парком в море втекает ручей, вода в котором не выглядит чистой; он делит пляж почти пополам.
Обратно немного прошлась пешком. Рядом с дорогой — аллея, высажены деревья. Мимо на небольшой высоте часто пролетают самолеты — аэропорт где-то недалеко. На светофоре постучалась в обычный рейсовый автобус, идущий в город. Водитель открыл дверь, и я проехалась с комфортом почти до отеля. Служащая, увидев мой взмокший и слегка уставший вид, предложила присесть, отдохнуть, включила вентилятор. И дала ключи от номера, в котором я смогла умыться. Гостеприимный отель!
Попрощались, и я отправилась в аэропорт. В авиакомпании меня предупредили, чтобы я была там за два часа до вылета, так как рейс считается международным, необходимо время на паспортный контроль. Я приехала еще раньше и в результате часа два изучала достопримечательности аэропорта. Вдоволь насмотрелась на иностранцев с обожженными солнцем красными лицами, наверно, они впервые были в тропиках и не ожидали такого от солнца.
Перед регистрацией и сдачей вещей в багаж необходимо, чтобы на нем была отметка о проверке. Ее наклеивают после просвечивания прямо в зале ожидания, который здесь намного меньше, чем в Куала-Лумпуре, и сидений мало. Пограничники опять начали спрашивать про Сингапур, пришлось еще раз повторить всю историю. Пограничница чуть не забрала мою таможенную декларацию, хорошо, что я вовремя это заметила, а то что бы я предъявила на контроле при вылете из KLIA? После досмотра оказываюсь в зале вылета-прилета. Здесь просторно, много магазинов, есть стенды с туристической информацией, ресторан. Везде куча свободных сидений.
Самолет оторвался от земли в 20.25. Салон полон пассажиров, много семей с детьми. Разместилась с левой стороны, возле иллюминатора. Ночной Кота Кинабалу выглядит красиво. Перед тем, как предложить питание, раздали меню с ценами, так что платность питания ни для кого уже неожиданностью не стала. Приземлились в Куала-Лумпуре в 22.31. Рассмотреть с воздуха башни-близнецы и Менару не удалось, наверно, они были видны с другой стороны. Быстро получила багаж и отправилась на остановку 47 автобуса — пусть хотя бы до города довезет, а там разберусь, как до отеля добраться. На улице жарко и душно, звезд в дымке почти не видно. Тело под рубашкой сразу стало липким. Перешла улицу и стала дожидаться транспорта. Подошедший позже пассажир укрепил меня в надежде, что последний на сегодня автобус еще не ушел. И вот он подъехал, и мы еще с парочкой пассажиров мчимся по пустынным вечерним улицам (проезд — 2 RM). Этот район города мне незнаком; по пути встречались небоскребы и дорогие отели. Интересуюсь у пассажирки-соседки, где лучше выйти, чтобы быстрее добраться до китайского города, она отвечает, что конечная автобуса недалеко от него. Вдруг вижу знакомые фонарики, и автобус проносится мимо моего отеля! Вскакиваю и бегу к водителю с просьбой остановиться. Через пять минут я в гостинице. На часах 23.40. Меня встречает уже хорошо знакомый «вечный» ночной дежурный и вручает ключи от того самого номера, в котором я жила раньше. Вот так забота! Благодарю. Несколько шагов — и вот я в комнате, с которой началось мое путешествие. Как все быстро прошло!
Утром вставать не спешу, решила хорошо выспаться перед отъездом домой. И просто прогуляться по городу, никуда не спеша и заходя во все магазины подряд, может, что-нибудь купить домой на память и в качестве сувенира; узнать заодно, где находится ближайшая остановка KTM Commuter. В отеле много новых для меня людей, на этаже идет ремонт, оборудуют новые номера. Остаться в комнате разрешили максимум до 14 часов, чтобы остаться до 18, пришлось бы заплатить половину суточной стоимости номера. Но присмотреть за вещами до вечера на reception согласились. Быстро собралась, надела еще не совсем хорошо высохнувшую рубашку (не оставлять же мокрое в рюкзаке), оставила вещи и отправилась в город. День выдался очень жарким, и мои перемещения можно было назвать краткими переходами от одного магазина к другому. Там — спасительные кондиционеры. Захотелось пить, а тут рядом — небольшой базарчик, и для утоления жажды двух килограммов какого-то фрукта, на вид и на вкус напоминающего и апельсин, и мандарин одновременно, мне хватило (1 кг стоит 3 RM). Разобралась с ними рядом с продавцом, у которого их покупала. Стоящие рядом торговцы аж обалдели от такого аппетита. В одном из китайских магазинов купила несколько цветных хлопчатобумажных рубашек пляжных расцветок — в них как раз можно ездить летом на дачу или на природу.
Станция KTM оказалась рядом с главпочтамтом. Вроде и недалеко, но чтобы попасть на ее территорию, надо долго идти рядом с забором. Билет до станции Nilai, с которой можно пересесть на автобус, следующий в международный аэропорт, стоит 4.50 RM. Все как в проспекте The Cheapest Alternative To and From KLIA. Я выбрала самый дешевый вариант из указанных в нем трех. По расписанию, если я все правильно поняла, поезда должны ходить часто, с перерывом не больше чем в двадцать минут.
В отеле спросила, можно ли умыться. Незнакомая служащая на reception связалась с кем-то по радиотелефону, наверно, чтобы узнать, можно ли пускать меня в туалет. Разрешили пройти в тот, что находился на коридоре. Он в состоянии ремонта, воды в кранах нет, но на полу есть стоковое отверстие, и я использовала кран, находящийся возле стенки прямо над полом. Хорошо хоть, что унитаз исправен, смыв работает нормально. Этим туалетом, наверно, пользуются только рабочие-строители, переоборудующие помещения, возможно, скоро на его месте будет еще одна комната. А раньше, очевидно, его использовали те, кто жил в соседних помещениях без удобств. Сейчас все модернизируется.
Для того, чтобы пересесть на поезд, следующий в сторону NILAI, пришлось через одну остановку делать пересадку. Пассажиры подсказали мне, где сойти и на какой поезд сесть. Информация с билета-карточки считывается устройством, регулирующим режим работы турникета. Такая же пропускная система на выходе со станций, используется тот же билет, что для входа. Когда ехала, видела иногда дежуривших рядом с турникетами работников. Поезд представляет собой что-то среднее между метро и электричкой. Сначала он некоторое время идет в темном тоннеле, потом выходит наверх и там продолжает свой путь. В вагоне хорошие кондиционеры. Темнеет.
Вдруг поезд встал где-то между остановками и пробыл в таком состоянии минут двадцать. Остановка заставила меня здорово поволноваться. А вдруг она продлится часа на два и это обычное здесь дело? Последний автобус в аэропорт в 21.30, если не успею, не смертельно, но вдруг поезд будет стоять здесь несколько часов? Где я посреди поля найду такси, чтоб добраться до KLIA вовремя? Показалось, что времени у меня до вылета, который намечался на 1.10, так мало. Кондиционеры в вагоне работают исправно, но двери давно не открывались, и стало холодновато. Мы изредка ходим греться в тамбур, где температура воздуха повыше.
Как хорошо, что поезд наконец-то поехал! Станция назначения минут через пятнадцать. Турникеты на выходе отключены, рядом никого нет. Перехожу с другими пассажирами дорогу по крытому воздушному мосту, а тут некоторых из нас, в том числе и меня, ожидает автобус в аэропорт (на нем надпись: NILAI KTM — KLIA). Увидев, что я с вещами, меня к нему почти что подводят. Билет стоит 2 RM, а не 2.50, но, может быть, я попала в период сезонного снижения цен. Водитель еще минут пятнадцать ждал потенциальных пассажиров и не уехал, пока поезд, в котором я приехала, не отправился. Вообще здесь нигде ни разу не видела, чтобы хоть когда-нибудь водитель закрыл бы двери автобуса перед носом пассажира и уехал. Всегда дожидаются опаздывающих. В Куала-Лумпуре заходила однажды в городской автобус, который стоял на перекрестке перед светофором с открытыми дверями. Взяла билет и поехала, куда мне надо было (раньше заметила, что так иногда поступают местные жители).
До аэропорта полчаса езды; до конечной доехало всего несколько человек. Вокруг все знакомо, в лифте поднимаюсь в зал ожидания. В справочном узнаю, где обычно происходит регистрация пассажиров KLM. Располагаюсь на сидении рядом. Неожиданно скоро начинается регистрация пассажиров. Сдаю рюкзак в багаж до Москвы. Мне выдают посадочные талоны сразу на два рейса: один — до Амстердама, другой — на рейс Амстердам — Москва. На паспортном контроле подошла к той самой женщине-пограничнику, которая встречала меня в день прилета и улыбалась. Хорошо, что хоть она не расспрашивала про Сингапур. Но подозвала другого сотрудника, показала ему мой паспорт. Что-то они обсудили, в конце концов она поставила в него штамп о выезде из страны, и мы с ней расстались, наверно, навсегда.
Расположилась рядом с выходом к самолетам. Недалеко разместилось несколько человек, спортсменов, наверное. Некоторые из них начали играть в бадминтон рядом с транспортером, пользуясь простором аэропорта. Вели себя довольно шумно. Надеюсь, в самолете им будет не до игры.
Посадка началась вовремя, но вылет состоялся на два часа позже, чем он планировался по расписанию. Сидели в самолете. Разок стюардессы нас слегка покормили. Мое место оказалось рядом с теми самыми молодыми людьми, которые развлекались игрой. Ну, думаю, поспать точно не удастся. Но здесь вели они себя нормально. А вот сзади расположились трое мальчишек лет по десять — двенадцать, они вели себя безобразно. Потом оказалось, что недалеко летел то ли их родитель, то ли просто сопровождающий. Судя по тому, что он не принимал никаких мер для того, чтобы их успокоить, ему их поведение казалось нормальным. Жаль, что не у него за спиной они борзели, вот бы нарадовался. Мы по очереди с соседкой делаем им замечание — не реагируют. Пришлось глушить их вопли громкой музыкой в наушниках.
Наконец принесли обед. Некоторые к этому времени уже заснули, их стюардессы не будят. Наверняка их еда пропадет, поэтому набираюсь наглости и прошу добавки. Девушка с удивлением смотрит на меня и через несколько минут приносит еще одну порцию. Этого оказалось достаточно. И откуда такой аппетит? А некоторые пассажиры, сидящие рядом, не справились даже с одной.
Ночью периодически разносят напитки, главный из которых — апельсиновый сок. К концу перелета он даже поднадоел. Разок угостили мороженым, предлагали орешки, печенье. Утром горячей едой покормили опять, на этот раз мне хватило одной порции. Стюардесса спросила полушутя — полусерьезно, не желаю ли я добавки. Нет, достаточно, говорю. Пассажиры на этот раз почти полностью съели свои порции. Из напитков мне больше всего понравился колумбийский кофе, реклама которого была даже на салфетках, и белое французское вино. Запах у кофе потрясающий!
На экране телевизора периодически появляется информация о том, где мы пролетаем, высоте, температуре воздуха за бортом и т. п. Показывают и расчетное время прилета. Получается, будем в Амстердаме как раз к отлету самолета на Москву: мы сядем, он взлетит через 24 минуты. Это совсем не радует, торчать там в аэропорту, ожидая следующего рейса, нет никакого желания. Часа за три до планируемой посадки, наконец, это время изменилось, и на пересадку у меня был целый час. При подлете к аэропорту появилась информация о том, с каких терминалов состоятся ближайшие рейсы. Выход к самолету на Москву — D7, бежать далековато.
Перед посадкой сильно, на мой взгляд, болтало. Чуть раньше стюардессы раздали всем пассажирам сувениры — открытки с эмблемой компании, красивыми фотографиями — пейзажами тропических стран. Земли коснулись в 8.51 по местному времени, в воздухе мы находились приблизительно 12 часов 40 минут. В столице Голландии — плюс 12. Много времени ушло на выход из самолета. По аэропорту неслась. К D7 прибежала в 9.30 (а вылет — в 9.40!). Успела, самолет еще стоял. Место досталось у иллюминатора, рядом пассажир тоже, похоже, транзитный. Самолет ушел на взлет часов в 10. Когда отрывались от земли, никакой болтанки не было и в помине. Уже и солнышко засветило. Погода отличная. Через пару часов объявили, что пролетели над Минском — как жаль, что нет промежуточной посадки! Снизу видны леса, реки, озера, дороги, строения и почти полностью покрытая снегом земля.
Летели 2 часа 50 минут. На паспортном контроле женщина-пограничник засомневалась, мой ли у меня паспорт. Сказала строго стать так, чтобы хорошо было видно мое лицо. Вот напутешествовалась, думаю, наверно, здорово изменилась — впервые в жизни кто-то сомневается в том, мое ли фото на документе.
Все в порядке, я почти дома. Но багаж мой с теплой одеждой не прилетел, сказали, будет вечером, а у меня билет на поезд. Пришлось писать кучу бумажек, чтобы рюкзак отправили в Минск. Интересно, что моими вещами с этого момента занимались представители Аэрофлота, а не той компании, по вине которой я не получила вовремя свой багаж. Но где им было успеть его перегрузить, если я налегке добежала до своего самолета всего за 10 минут до времени вылета по расписанию!
В Москве оказалась в тот день, когда встречали российских олимпийцев. Поприветствовала их вместе со всеми. Играл военный оркестр, спортсменам дарили цветы. Почти мгновенно их плотным кольцом окружали репортеры.
На Белорусский вокзал ехала в той же одежде, в которой спасалась от чересчур холодных кондиционеров в автобусах. На улице всего ноль, но ветрено. Хорошо, что не пришлось ждать долго автобуса, а в метро тепло. Соседи в вагоне попались хорошие. Нормально выспалась и утром следующего дня была в Минске.
Насчет туалетной бумаги. Везде, где жила, ее было достаточно, так что рулон, захваченный мной из дому, вернулся нетронутым. Всюду, кроме хостела, выдавали полотенце и мыло, кое-где был и шампунь. Иногда в отелях присутствовали даже резиновые шлепанцы для душа. А ведь самый крутой отель из тех, в которых я жила, был двухзвездочным!
А теплые вещи, если вдруг еще куда-нибудь в жару полечу из зимы, всегда теперь буду перекладывать в ручную кладь!
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Турция
10 долин и каньонов Каппадокии, которые не стоит пропустить
Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.
1. Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.
2. Розовая долина (Güllüdere). Это 2 долины с розовым оттенком скал, которые расположены параллельно друг другу. Они начинаются к югу от Чавушина и тянутся к смотровой площадке Красной долины. В долине — несколько церквей 7 — 8 ст. с хорошо сохранившимися фресками.
3. Долина любви — визитная карточка Каппадокии. Фаллоподібні скалы можно увидеть на большинстве буклетов о Каппадокию, и именно их больше всего любят туристы. Попасть в долину можно с трассы Гьореме — Аванос, повернув за Гьореме налево на асфальтированную дорогу, и потом еще раз повернув налево по указателю.
4. Белая долина (Bağlidere). Это — продолжение Долины Любви на юг. Долина с монументальными скалами белого цвета, похожими на волны. Можно встретить туннели, природные арки и выдолбленные в скалах голубятни.
5. Медовая долина является продолжением Белой Долины на юг. Это-довольно крутой и узкий каньон с туннелями и скалами кремового цвета, которые природа разрисовала разными оттенками. Тропа в долину начинается при въезде в Учхисар: на первой развилке поворачиваем резко направо, а потом на перекрестке — снова направо, и спускаемся в долину.
6. Голубиная долина (Güvercinlik). Названа так благодаря большому количеству голубятен, выдолбленных в скалах. Гладкие конусообразные скалы имеют белый цвет. Долина тянется параллельно дороге Гьореме-Учхисар, и дальше на юг. Лучшая смотровая площадка находится на южном выезде из Учхисара.
7. Долина Мескендир (Meskendir) — длинная долина, которая тянется от поселения Чавушин до дороги Гьореме-Ургюп. Отсюда стартуют в небо знаменитые воздушные шары. В долине есть природные туннели, голубятни, скальные церкви с фресками.
8. Долина Сабель (Kiliçlar). Отсюда взлетают воздушные шары. Здесь можно увидеть много скальных помещений, которые используют местные жители для своих нужд. А в заброшенных церквях долины есть великолепные фрески с изображениями святых и вырезанными мальтийскими крестами. Долина начинается к северу от Музея под открытым небом возле Гьореме.
9. Долина Любви — 2 (Görkündere) — похожа на известную Долину Любви, но находится рядом с Гьореме. Фаллоподібних скал здесь также много. Найти ее просто: от поворота на Ургюп пройти около 500 метров, свернуть направо в долину Зэми и снова повернуть направо по указателю.
10. Долина Ихлара (Ihlara Vadisi). Самая отдаленная долина, которая находится в 70 км к югу от Гьореме. Это — глубокий каньон, в котором расположились более 100 церквей и монастырей с уникальными росписями.
ТОП-10 смотровых площадок Каппадокии, где можно сделать трогательные фото
1. Холм влюбленных (Asiklar Tepesi) — лучшее место для встречи рассвета и наблюдения за воздушными шарами во время восхода солнца. Находится на холме, который расположен на южные окраины Гьореме. Отсюда, как на ладони, видны герме и Долина любви — 2 (Görkündere)
2. Смотровая площадка Красной Долины (Kizilçukur) — популярное место для наблюдения над закатом с видом на скалы красноватого оттенка. Находится на вершине холма Актепе.
3. Замок Учхисар. С Замковой горы открывается великолепный вид сразу на несколько долин и Гереме, особенно после захода солнца. Но сюда можно прийти и на рассвете.
4. Площадка с видом на белые скалы Голубиной долины на южной окраине Учхісара. Над долиной можно отыскать деревья с ветвями, украшенными бело-сине-черными символами, похожими на глаз. Есть инсталляции из сухих деревьев, украшенных горшками. Получаются очень эффектные фото на их фоне.
5. Отель Sultan Cave Suites. На смотровую площадку, украшенную яркими коврами, могут попасть лишь постояльцы отеля. Прекрасное место для наблюдения за воздушными шарами на рассвете и фантастическая панорама Гьореме.
6. Galeri Ikman Carpet Shop. Для тех, кому не повезло попасть на смотровую площадку отеля Sultan Cave Suites, может сделать фото на фоне разноцветных ковров в этом ковровом магазине.
7. Смотровая площадка «Три красавицы» (Üçgüzeller) на запад от Ургюпа. Вид на «грибы со шляпами» — это визитная карточка Каппадокии, которую вы можете увидеть на многих буклетах.
8. Отрахисар: площадка с видом на замок Отрахісар и сам городок. Находится на холме к юго-востоку от центра.
9. Долина Пашабаг между Гьореме и Аваносом: здесь открывается вид на множество скал, который называют «дымоходами фей».
10. Долина Любви: здесь выходят классные фото после рассвета, когда здесь приземляются воздушные шары.
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Россия
Восхождение на Казбек
Рассказываю о моем восхождении на Казбек с командой Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/
Решила взобраться на Казбек с группой и гидами, выбрала компанию Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/. Все было просто шикарно, море эмоций и впечатлений, самое яркое приключение в жизни, всем советую
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Доминиканская Республика
Насыщенная экскурсия с культурной программой и отдыхом в раю.)
Были с сестрой в Доминикане на зимних праздниках, зачетный отдых получился.
Сама Доминикана конечно тоже огонь, но сейчас хочу про конкретную экскурсию поделиться впечатлениями. Наша экскурсия Саона-Делюкс включала в себя посещение Города художников и острова Саона. В городе художников мы осматривали местные достопримечательности, такие как амфитеатр, церковь святого Станислава, школу искусств и фонтан желаний, естественно, всей группой там загадывали желания.) Кстати, пока не забыла, группа была небольшая и не было толкучки, это нас очень порадовало. Далее, на острове Саона нас ждал обед с напитками, и для нашей группы обед был вне очереди. Обед сам был шикарный, даже гриль-бар включал в себя, ну а напитки вообще вкуснейшие и самое главное, безлимитные. На райском острове мы отдыхали не меньше четырех часов, так что успели вдоволь насладиться его красотами. Был и еще один маленький пункт остановки у нас потом, на песчаной отмели, там мы в натуральном бассейне купались с морскими звездами. Я так близко их раньше не видела и не трогала тем более. Во время этой остановки работал бар, и мы освежались вкусным шампанским. Вот сейчас рассказываю, и снова туда хочуууу. Организаторами экскурсии была компания Доминикана Про, за что ей огромное спасибо, все круто было. Еще один момент добавлю и буду закругляться. Автобус нас возил очень комфортабельный с wifi и даже питьевая вода была, что в жару очень кстати, а на борту было целых два русскоязычных гида — позитивные ребята. Остались довольны насыщенной программой, возможно повторим, когда будем в тех краях.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход