В 8 часов утра мы сели в "jef-овский" рафик и через 10 минут оказались в Жиретине, прямо у подножия Кржикова холма. На его вершине, на высоте 500 с лишним метров, возвышается небольшая часовня, а перед ней в ряд на склоне установлены 11 монументальных арок, поэтапно изображающих сцену поимки и распятия Христа. Именно по этому склону нам пришлось совершить нелёгкое восхождение, зато сверху нам ко всему прочему открылся неплохой вид на окрестности небольшого городка Жиретина. Пройдя с километр по открытой местности мы вскоре уткнулись в Жедлову гору высотой более 750 метров и с 60-градусным подъёмом. Наблюдая, как ребята бегом спускались оттуда, мы вообще не представляли себе, как будем забираться наверх :), однако, к счастью, вокруг оказалась обходная тропа, которой мы с радостью и воспользовались. Интересно, что склоны Жедловой горы в отличии от многих холмов Швейцарии не заросли высокими деревьями, а покрыты черничником, поэтому, подымаясь, мы любовались пейзажами. Самой сложной частью этого восхождения оказались последние 100-150 метров по крутой асфальтированной дороге с опасными поворотами и довольно серьёзным уклоном. Мы были очень сильно поражены, когда по этому серпантину проехало несколько машин в разные стороны - как они разъехались на такой узкой крутой дороге для нас осталось загадкой. Поднявшись наконец на гору, мы обнаружили, что башня сегодня закрыта на ремонт и в разочаровании стали приставать к рабочим. На этот раз нам повезло: когда их главный узнал, что мы из России, он пустил нас на башню одних и бесплатно! Большое ему за это спасибо.

С горы мы, довольные, легко спустились по асфальтовой дорожке и по зелёной тропе дошли до следующей цели нашего похода - развалинам замка Толштейн. Замок, стоящий на скалах, оказался довольно сильно разрушенным, фактически от него остались только стены, однако чехи собираются его реставрировать. С верхней площадки замка открываются очень хорошие виды на окрестности, также замечательный кадр получился в узкую расщелину между скалами. Оказалось, что наш водитель, как раз работает здесь на реставрации, но ехать так рано в Дубицы он, как мы поняли, отказался, и поэтому мы решили спуститься в город с целью хорошо пообедать, узнать, если в нём чего интересного и есть ли в ближайшее время сообщение с Дубицами. Первый автобус, как мы собственно и ожидали, намечался только на следующее утро, поэтому сытно пообедав в попавшемся ресторане (блюда опять заказывали наугад) и убедившись, что ничего сверхъестественного в городке нет, мы отправились обратно к Толштейну просить водилу отвести нас в "Jef". На этот раз он всё бросил и сел за руль, видимо надо было сразу говорить, что нам надо в отель, а не в Дубицы :). В посёлке мы в очередной раз обошли все остановки и изучили расписание автобусов, т.к. завтра собрались ехать в Дечин и оттуда идти на "одну из самых знаменитых" (согласно нашей распечатке) троп - Бельведр. Мы знали, что из Дубиц нет прямого сообщения с городом, но в 8 часов утра из небольшого городка Красной Липы, километрах в 8 от нашей деревни, отходит автобус до Дечина. Методом нашего обхода выяснилось, что нужный нам автобус до Красной Липы уходит аж в 5 часов, что нас, конечно, не устраивало... Однако платить за трансфер 800 крон нам не хотелось тоже. Компромисс нашёлся на рецепшион в отеле, нас предложили довезти до Красной Липы к автобусу, на что мы согласились с радостью. К тому же, т.к выезжать завтра нам предстояло рано, мы договорились, что завтракать в отеле мы не будем, а вместо этого поужинаем. Уладив все проблемы, мы попытались по мобильнику позвонить родственникам в Москву, но оказалось, что принимает он не везде :). Чтобы дозвониться пришлось залезть на ближайший холм и то мы ещё немного помучились. Поужинали мы, как всегда, в Старой Господе и легли спать. За этот день удалось пройти около 12 километров по горным тропам Швейцарии.

Погоня за прекрасными видами :)
Утром нас, как и обещали, довезли до Красной Липы, и в 7 часов утра мы уже были на остановке, на которую должен был прийти автобус на Дечин. Т.к. времени у нас ещё оставалось много, мы успели прогуляться по улочкам и пофотографировать понравившиеся нам здания, а также зайти в продуктовой магазин, чтобы купить продуктов для завтрака. Городок оказался действительно маленьким, здания все аккуратные, особенно нас поразила школа, которая по сравнению с нашей казалась настоящим особняком :) На остановке в ожидании автобуса мы успели позавтракать и уничтожили все свои припасы съестного... Автобус на Дечин пришёл во время, но ехали мы довольно долго, так что на подъездах к городу были больше, чем через час. Остановок в Дечине оказалось много, но чтобы не заблудиться, ехать мы решили до конца, до главного автовокзала Дечина, однако впоследствии оказалось, что выходить можно было и раньше. На автовокзале мы пересели на городской автобус №7 и доехали до конечной станции "U nemonice", откуда и начался наш новый маршрут. Сразу же нам пришлось преодолеть затяжной подъём по лестнице на гребень Столичной горы, которой в нашей распечатке числился самым сложным местом на нашей тропе. Честно сказать, мы бы были рады, если б все подъёмы были такими в Швейцарии! Однако даже на этой самой тропе "Бельведер" встречалось ещё масса точно таких же крутых вылазов на гору, только без лестницы :).

Зато с вершины столичной горы нам открылся прекрасный, т.н. императорский вид на город Дечин. Нам показалось, что назван он очень правильно: со смотровой площадки, расположенной на значительной высоте, город виден, как на ладони, возможно, когда-то действительно отсюда император осматривал свои владения. Обещанные потрясающие виды на протяжении километра действительно пошли один за другим, однако нам они не показались "уж очень прекрасными". Сами по себе они может и неплохие: где-то внизу узкой синей лентой вьётся река Лаба, а её окружают красивые холмы, уходящие вдаль до самого горизонта, - но вокруг простирается город и стоит невозможный шум, который никак не сочетается с красотой природы. Дело в том, что внизу прямо под нами находится дечинский порт и железная дорога, по которой не переставая гонят грузы в Германию. Но а далее тропа становится всё скучнее и скучнее. Постепенно пропадают хоть какие-то удобства цивилизации, типа скамеечек и беседок, в которых можно отдохнуть несколько минут, и специально сделанных ступенек на склоне, всё чаще приходится карабкаться, цепляясь за всё, что попадает под руки, по камням и корням деревьев, иногда выступающих на поверхность, но большую часть этого похода мы просто идём и идём вперёд в глухом непроглядном лесу, ожидая за поворотом увидеть что-нибудь интересное, а за ним опять оказывается узкая, виляющая между деревьями тропа, уходящая вдаль до самого-самого горизонта :) Идти скучно и примечательных точек на тропе становится мало, пожалуй, выделить из них я могу только две: Ружовый гребень, с которого по распечатке открывается "самый потрясающий вид Чешской Швейцарии" и Бельведер, наверное, - самая интересная точка маршрута с видом на Лабу и возвышающиеся напротив, великолепные, мощные скалы. Конечно, я не могу сказать, что "самый потрясающий вид Чешской Швейцарии" нам не понравился, он очень даже не плох, но почему-то именно в этот момент нам вспомнилась Прибалтика, а именно Маркова тропа в Латвии, вид с холма на изгибающееся русло реки Даугавы. Мы сошлись в том, что несмотря на гораздо меньшую высоту, тот вид в Латвии был намного лучше этого вида Швейцарии. Уж не знаю самый ли он из самых? :)

Самое интересное то, что по пути мы не встретили ни одного человека, путника с рюкзаком или туриста, несмотря на то, что тропа "одна из самых знаменитых и раскрученных в Швейцарии". Около Бельведера мы сделали небольшой привал и перекусили в небольшом ресторане, при котором также оказался пансион. Вот чехи дают, строят отели даже в такой глуши! :). От усталости у нас даже возникла мимолётная мысль воспользоваться возможностью и сойти с тропы, уехать обратно в Дечин. В небольшой деревеньке Лабски Страж мы подошли как раз к отправлению автобуса в город, но всё же прошли ещё 4-5 километров по каньону реки Сухой Каменицы до Хрженско. Весной в русле рядом со скалами бывает вода, но летом и в засушливые периоды оно пустует.... В Хрженско мы прибыли за час до заказанного трансфера и ещё погуляли по поселению. Оно оказалось тоже не очень большим, может быть чуть больше, чем наши Дубицы, но более раскрученное, т.к. именно отсюда начинаются все главные тропы заповедник и к тому же здесь находится граница с Германией. У отеля "Прага" мы дождались "jef-овского" рафика и нас отвезли к отелю. Там мы по договору поужинали и стали строить планы на следующий день. Сначала мы сами составили тропу до Jetrichovica через Мышиную дыру, замок Falkenstein и Мариину скалу, на которой, судя по карте, находится смотровая вышка. Однако из усталости решили найти что-нибудь попроще. Сначала думали взять несколько велосипедов, но посчитали, что 150 крон за каждый - будет довольно большая сумма и в итоге решили съездить в городок Румбурк, посмотреть там Лорету и другие достопримечательности. Часов в 10 вечера легли спать.... Один из городков чешской глубинки.

Проснувшись в 9 часов утра и позавтракав в отеле, мы отправились на рецепшион выяснить, есть ли в ближайшее время транспортное сообщение с Румбургом. Минут через 20 объяснения с помощью русского, чешского, английского языков и жестов нам, наконец, ответили, что сообщения нет, но уехать можно из посёлка Рыбниште, находящегося километрах в 4 отсюда, примерно через 3 часа. Собрав вещи, мы пешком отправились в этот посёлок, но уже на первом перекрёстке встали в недоумении.... Указателей здесь было 2: один налево - 3 километра до цели, другой прямо - 5 километров пути! :). Впервые столкнувшись с такой проблемой в Чехии, мы решили послушаться работников отеля и отправились по длинной дороге. Идти пришлось большей частью вверх, но т.к. ног под собой мы не чуяли, нам показалось, что прошли мы километров 10, не меньше, хотя может это и правда так? :) Надо сказать, что мы уже давно стали замечать, что километры у чехов какие-то неправильные, уж очень длинные, может они только выдают их за километры, а меряют расстояния в милях ??? :) Так или иначе, а на месте мы были гораздо раньше положенного - часа ере полтора. Уже подходя к станции мы заметили подъезжающий к перрону вагончик, и, решив, что не так уж много железных дорого в Швейцарии, побежали за ним. И действительно оказалось, что идёт он в Румбург, мы быстро купили билеты и буквально за секунды до отправления вскочили внутрь. В Чешской Швейцарии очень редко можно встретить настоящие поезда, а ходят по железной дороге обычно одинокие вагончики, чем-то похожие на чешские трамваи.

В Румбурге мы были через 10 минут и в общем-то без всяких проблем по основным улицам дошли до центра города. По пути мы купили сбе воды, но сделать это оказалось нелегко, т.к. была суббота, и все магазины в городе работали максимум до 12 часов! Чехи не утруждают себя такими мелочами :). Городок этот оказался небольим и все его достопримечательности, которые мы нашли в центре, свелись к центральной площади с чумным столбом, паре-тройке старинных домов и Лорете, которая, несмотря на схожую планировку с пражской, в подмётки ей не годится по роскоши. Вмно сейчас она переживает не лучшие свои времена: всё здесь трескается и ломается, пожелать ей можно только скорейшей реставрации. Везде мы в принципе побывали за полтора часа, учитывая, что попали на обеденный перерыв в Лорете, и чтобы не терять времени зря, отправились на гору Дымник, на которой мы нашли очередную смотровую башню. Виды с неё открылись неплохие, но фотографии сделать не получилось, т.к. она, несмотря на незначительную высоту, зачем-то была застеклена! Осмотрев отсюда окрестности, мы спустились в город, хорошенько пообедали и в 4 часа уехали в Рыбниште. Оказалось, что даже на "поезда" местного назначения, скидки семье очень значительны, когда мы ехали в Румбург, в попыхах купили 4 взрослых билета и переплатили почти в 2 раза! Так что никогда не забывайте пользоваться скидками :).

От Рыбниште опять пешком дошли до нашей деревни, и по пути обнаружили, что за сегодняшний день опять прошли не менее 18 километров, так что сэкономить силы не удалось! Лучше бы мы прошли 12 километров до Jetrichovica :). Из-за усталости нам опять казалось, что идём мы преимущественно вверх, хотя, наверное, это не так :). В Дубицах до самого вечера мы прособирали вещи, ведь на следующий день мы должны были уехать из заповедника. На рецепшион после недлительных переговоров мы договорились о трансфере на завтрашний день до Дечина к 8 часам утра, т.к именно в это время из города уходил наш автобус до Праги. А затем пошли прощаться с Дубицами и с прекрасными холмами Чешской Швейцарии. Зашли в Господу и устроили там праздничный ужин, причём уложились всего-навсего в 600 крон. Подводя итоги по Чешской Швейцарии, скажу, что этот край замечателен, и мы всем советуем здесь побывать, походить по тропам, полазить по горам, посмотреть замечательны холмы, покрытые зелёнкой лесов, скалы, глубокие каньоны и замечательные бурные реки. Однако мы все сошлись на том, что оптимальный срок пребывания здесь около 3 дней и остановиться лучше всего в какой-нибудь деревеньке, расположенной поближе к основным тропам заповедника, например в Хрженско.

Город-сказка остался нашей мечтой!
Как и договаривались, к пол восьмого утра нас довезли до Дечина, откуда через полчаса мы уехали на автобусе в Прагу. За окном ещё несколько десятков километров пролетали огромные зелёные холмы, простирающиеся за тихой, узенькой речкой Лабой, а затем мы проехали небольшой городок Устьи-над-Лабой и свернули на прямую трассу, ведущую к чешской столице. В Прагу мы прибыли почти через 2 часа и в первую очередь отправились на железнодорожный вокзал, где оставили несколько сумок в камере хранения. Т.к. нам показалось, что за каждую из них надо заплатить по 15 крон за час, а не в день, как на самом деле, часть багажа мы решили оставить у Стаса и поехали дальше на метро в Ходов. Стас встретил нас тепло, поинтересовался, как мы отдохнули на чешском севере, мы ему всё вкратце рассказали, и добавили, что он правильно нам говорил перед отъездом: "5 дней в Ч.Ш. - это слишком много, надо было ехать на 3 дня". На всё про всё у нас ушло час - полтора, и затем мы отправились в центр, но для этого пришлось опять купить билеты на 1 час - замучаешься! Вот почему лучше сразу покупать билеты на весь срок пребывания в Праге.

Вышли мы на станции Museum и пошли прощаться с Прагой, через Вацлавку, Староместскую, по Карлову мосту .... в Мала Страну. Всё потрясает и поражает, несмотря на то, что были мы здесь уже ни один раз - по Праге можно ходить до бесконечности! Это фантастика! На какой-то широкой улочке за Вацлавкой, как будто специально для нас, открыли целый базар, все торгуют сувенирами! Походили, посмотрели... цены вобщем-то ненизкие, но если поискать можно что-то купить дешевле первоначально заявленной цены. Для друзей и своей коллекции мы набрали тарелок с прекрасными видами Праги. Теперь любуемся на них в Москве... :). В "Чешской кухне" мы как следует пообедали и на этот раз нам удалось отведать фруктовых кнедликов, здесь они просто замечательные! Сегодня мы увидели не только прекрасную историческую Прагу, но и Прагу спортивную. Оказалось, что в центре города по выходным и праздникам часто проходят разные мероприятия, например, концерты или спортивные соревнования. Чехи не любят сидеть по домам, когда есть возможность куда-то выбраться! В этот раз в самом центре проходил забег, участников было много. На всех столбах была развешена реклама, зато легче было разбираться в фотографиях :).

В Малой Стране мы остановились и решили на ней сконцентрировать своё внимание, т.к. в этом районе осталось ещё много неизученных нами интересных мест. Мы посетили великолепный костёл Св.Микулаша на главной площади, отщёлкали в нём почти плёнку, он убран просто замечательно, всё вокруг отделано, золотом, мрамором, всё поражает воображение. Вот только фотографии получились неэффектными - всё-таки Прагу надо смотреть в живую! Также дошли до церкви Марии Победоносной, полюбовались на находящуюся в ней, небольшую фигурку Иисуса Христа, которую монахини переодевают каждый день в другой наряд в зависимости от дня и католических праздников. Внутри даже есть музей всех одеяний. Посетили костёл Св. Томаша, зашли ещё раз в Вальдштейнский сад и попали внутрь одноимённого дворца, причём бесплатно, т.к. до закрытия оставалось всего-навсего 10 минут. Оказалось, что в Малой Стране просто полным-полно всяких маленьких садов, островков природы, но все они платные, кроме Вальдштейнского. Мы зашли во Вртборскую "заграду", сад расположенный на нескольких площадках. Всё очень понравилось, сделано искусно, у нас в России так пока не умеют.... Кустарники растут аккуратными полосками, все ровно подстрижены по одной высоте, а между ними растут розы. Выглядит потрясающе! Вот правда в остальные сады мы уже не пошли, т.к. вход туда очень дорогой - 200 крон билет за семью, а если по отдельности, то выйдет ещё дороже!

До конца всё осмотрев, мы повернули в сторону вокзала, т.к. нам надо было ещё перекусить и заехать в Rebac за оставленными у Стаса вещами. По пути зашли ещё и на остров Кампа, которой от Малой Страны отделяется небольшим каналом Чертовка, специально прорытым для водяных мельниц. Одна из них сохранилась и до сих пор. Несмотря на то, что в его окрестностях много интересных зданий и всяческих иностранных посольств, на самом острове смотреть особо нечего, но отсюда открывается прекрасный вид на Карлов мост и Сметанову набережную, так что посмотреть стоит! Мы прошлись по Карлову мосту, по набережным, дошли до "Пивоварского дома", в котором и устроили праздничный ужин, т.к. ног под собой уже не чуяли. Потом уже по современным кварталам Нове Место дошли до Главного вокзала, ориентируясь только по карте города. Немного отдохнули и в 9 часов поехали в Ходов, забрали у Стаса свои вещи, за всё его поблагодарили. Он предоставил нам отличные условия для проживания за низкую цену, всегда помогал, подсказывал, советовал, мы ему за всё очень благодарны, и всем, кто хочет дёшево отдохнуть и не очень придирчив к отелям, рекомендуем обратиться к нему.

В 10 часов вечера мы уже вернулись обратно и через несколько минут сели в свой поезд. Что говорить, это и так понятно: уезжать не хотелось! Чехия нас впечатлила и поразила, это восхитительная страна, но уезжать-то всё равно надо! Впереди у нас 1.5 дня непрерывной езды, 2 граница, валяние на полке, и наша любимая Родина, рассказы друзьям и родным, как всё было и как всё классно и т.д, и.т.д., и т.д... Мы опять поселились в маленьком купе, но на это раз вагон оказался чешский и он, как ни странно, до отказа был забит нашими соотечественниками. В другое купе никто не пошёл, и всю дорогу мы ютились вчетвером в маленькой комнатке. Проводник оказался чех, наполовину не понимающий по-русски, да ещё и какой-то жадный, ни кипятка, ничего не давал, только продавал минеральную воду "в бутылках". Пару раз мы с ним даже ругались, в самом деле, что после такого проводника люди подумали о чехах? Мы-то знаем, что они очень гостеприимные и доброжелательные, а другие - нет. Для того, чтобы заварить чай нам приходилось бегать в соседние российские вагоны за кипятком, причём оказалось, что они и вовсе идут пустыми, т.к. зарезервированы какой-то турфирмой. До Москвы в них так и никто не сел! Купе наше было на порядок ниже, чем в российском вагоне. Полки, по словам проводника не складывались, но опустить их мы всё же смогли, только тогда они непрерывно качались за спинами. Окно, когда мы его открывали, не фиксировалось и с таким же успехом закрывалось. Т.к. в купе было очень душно, нам пришлось прикрутить его проволокой. Цепочка с толстым набалдашником, на котором держалась полка, всё время болталась и постукивала сидящего у окна по голове. Убрать её было тоже нельзя, т.к. при резком торможении она могла стукнуть со всего маху, так что мало не покажется! Слава Богу, что границы мы прошли без всяких проблем, никого не шмонали, просто поставили штамп и в Москву мы прибыли вовремя. Вот и всё!

Напоследок хочется сказать, что съездили мы отлично, турфирмы не трепали нам нервы накладками, мы были предоставлены только сами себе, ездили, где хотели, посмотрели всё, что собирались посмотреть, и гуляли везде столько, сколько надо, а не бегом. Вобщем, если вы хотите сэкономить деньги и ни от кого не зависеть вовремя отдыха, то не бойтесь и не ленитесь, организуйте свою поездку сами, получите визы, забронируйте отели, купите билеты, почитайте отзыв туристов и езжайте самостоятельно - это совсем не страшно! Тем более, что Чехия - замечательная страна с прекрасными древними городами, великолепными посёлками, замечательными заповедниками, скалами, доброжелательными и порядочными людьми, которые понимают, что туризм - это их деньги и стараются раскручивать всё новые и новые туристические направления в свой стране и всегда помогают путешественникам! Мы желаем побывать в этой стране каждому, т.к. мы ещё никогда не видели такой красоты, как в Чехии, здесь нельзя всё осмотреть даже за несколько лет, потому что практически каждый город чем-нибудь знаменит. И ещё есть что раскручивать! Мы бы с удовольствием побывали в этой стране ещё раз, провели бы ещё несколько дней в Праге, поездили по Южной Чехии, посмотрели другие города.... Но как знать, удастся ли ещё раз, но всё равно мы будем ждать этой возможности и если она появится, обязательно вернёмся в Чехию!!!

P.S: В своём рассказе, наравне с впечатлениями, я пытался выложить всю полезную информацию, которую мы собрали во время подготовки к путешествию. Конечно, всё мне всё равно уложить не удалось, что-то забыл, что-то мы готовили про другие города и упоминать было совсем не в тему, но всё равно задавайте любые возникшие у вас вопросы мне на e-mail, постараюсь ответить всем.

Автор Андрей

Экскурсии по Чехии

Отправление из Москвы на поезде в Брест. Далее насыщенная программа по городам: Варшава, Вроцлав, Прага, Карловы Вары, Дрезден. Ежедневные обзорные экскурсии с гидом. Размещение и питание…