Все началось с небольшого офиса одного известного туроператора. Решив остаток студенческих каникул провести так, чтобы было, о чем вспомнить, мы с подругой направили свои стопы именно туда. Выбрав тур на 5 дней, начиная от Питера ( до Питера решили добираться своих ходом, а не через турагенство), мы через означенное время уже махали ручкой Ленинградскому вокзалу…”Юность” шла быстро, дорога ознаменовалась рядом мелких приключений и короталась беседой с попутчиками и прослушиванием плейера…Сразу буду делать небольшие отступления с комментариями -  остальным на будущее:  1. По поводу того, что брать с собой из еды в дорогу– что угодно, только чтобы пережило +20 в салоне и было плотно закрыто ( учтено на собственных ошибках)

2. По поводу билетов – с туроператором ехать лучше, чем с турагенством ( если кто до сих пор не знает), поскольку в нашей группе оказалось несколько человек, переплативших 30-40 баксов ( это номер раз) и ( это номер два) с удивлением впоследствии изучавших нашу программку, поскольку в турагенстве им обещали  и несколько иной маршрут и несколько другую гостиницу…3. Ехать до Питера (если требуется), проще от фирмы, организующей тур, чем самим – есть вероятность просидеть в Питере на вокзале лишнее время или опоздать ( в последнем случае ждать никто не будет); хотя турфирма заказывает только купе (40$ в оба конца), и с моей одногруппницей Юлей, которая ехала почти тем же маршрутом, но от другого агенства, случилась неприятность – за день до выезда, когда они пришли за билетами, девушка, выдававшая их, быстро взглянула на число, побледнела и прошептала, что она перепутала при заказе дату…Билеты им, правда, переоформили, но пришлось за ними ехать уже непосредственно перед посадкой, на следующий день, что радости особой никому не доставило…Но, в итоге, все обошлось, и Юля прибыла с остальными москвичами из группы в 4: 55 утра на Московский вокзал, где этот же поезд, но уже с нашей группой, ждали мы, приехавшие заранее и коротавшие второй час в закутке вместе с бомжами, коих на вокзале несметное количество…Никому не советую оставаться на ночь на вокзале, общий зал закрывается, и ты остаешься на улице…Мы нашли достойный выход из положения в виде ночного сеанса в «Колизее», однако некоторое время все же пришлось «насладиться» запахом, исходящим от обитателей недр вокзала…

Финляндия

Итак, на площади нас уже ждал автобус – большой, в меру комфортный ( учитывая, что на 40 мест пришлось 14 человек), так что поначалу проблем не возникло…Появились они позже, когда мы захотели чаю, а гид с удрученным лицом сообщила, что, «к сожалению, система нагрева вышла из строя, так что, девочки, кипятка нет»…Не пользовались мы и биотуалетами…Расстроенные, мы легли отдыхать и проспали до самого Выборга…Потом прошли без особых затруднений 3 КПП ( зачем так много?) и русскую таможню, воспользовались бесплатным туалетом и направились к финнам… Там нам также повезло – мы прошли их за 15 минут ( другой автобус, с которым мы в конце концов встретились у парома, ехавший по причине немного иной программы на день раньше, стоял 4 (!) часа), опять воспользовались возможностью сравнить финские и наши уборные J (сравнение оказалось явно не в нашу пользу) и продолжили путь на Турку, к терминалу Silja Line, паромом которой мы отправлялись…По пути заехали в ТЦ, именуемый «Шайбой» ( кто поедет, тоже там будет), цены несколько шокировали ( Snickers – 2 Euro, булочка   - столько же), tax free оказался также дорог…При обмене денег комиссия 1.5 %. Кстати, там еще отдельно завозят в Tax free, если не ошибаюсь, сразу после русской таможни, так вот, там тоже цены кусаются ( даже по сравнению со шведскими), так что делайте выводы…Хотя, насчет алкоголя не уверена, думайте сами, вот это в обычном «их» магазине наверняка дороже…

До Турку опять таки доехали нормально. Гид Лариса провела обзорную экскурсию, высадила нас на пол-часика из автобуса, мы поболтались по магазинам, я воспользовалась моментом и прикупила местного йогурта Valio. Следующим шоком стало качество -  я не могла поверить, что йогурт в обычном бумажном пакете может быть таким вкусным: в 0.1% жирности питьевом йогурте стоит ложка, да еще и плавают натуральные фрукты! И я поняла, что не цены здесь высокие, а качество хорошее – это не наш «Домик в деревне»…Поэтому и стоит 40 р. за пачку на наши кровные…Еще немного побродили по Турку, пофотографировались, город оставил неплохое впечатление…

На подъезде к терминалу все три автобуса от разных турфирм, до этого следовавшие хвост в хвост друг за другом, встретились, подъехал и автобус с  Юлей, и мы дружно поволокли багаж по эскалатору вверх а зал ожидания, где обосновалось кафе, игровые автоматы, мягкие кресла и живая музыка…Гид нас покинула, и мы вынуждены были ориентироваться самостоятельно, впрочем, это было легко…При посадке билеты почти не проверяли, чем пользуются финны и проникают на паром по использованным билетам, напиваются вдрызг, а потом бродят по коридорам с безумными глазами J

Паром, мягко говоря, разочаровал…На кассете от турфирмы он смотрелся вообще по-другому, может, если бы мы не смотрели ее предварительно, все было бы нормально, но пара захудалых tax-free магазинчиков, насколько ресторанов и кафе и подобие дискотеки на крошечном танцполе разочаровали, потому как ждали чего-то большего…Нет, паром большой, Europa - вообще  самый большой паром из всех имеющихся, но с 2 по 5-6 палубы отведены под каюты, с 9 по 12 также; так что остается 2-3 этажа на все развлечения, обойти их – минут 7-8, если нигде не задерживаться…Мы и не стали, поскольку ночь не спали и неумолимо клонило в сон…Возможно, народ остался доволен кафешками, не знаю, не спрашивала…

Каюты хорошие -  в номере, разумеется, душ – туалет (совмещенный, естественно), каютки по принципу купейного вагона, хотя даже маленький туалетный столик имеется, но мы особо осмотром не занимались, так как с утра надо было вставать на завтрак…

Швеция

Подъем в 5 утра по шведскому времени ( читай, 7 утра по-московски), пошли на завтрак, пришли почти первые, сидели около часа…Ассортимент меня, как большого любителя молочного, мюсли и фруктов, не оставил равнодушной…Из мясного – на выбор сосиски, национальные мясные шарики и еще что-то, тоже вкусное…Салат фруктовый, фрукты поштучно; йогурты в огромных котлах с половниками, несколько видов мюсли; хлеб всех видов и хлебцы; нарезка – ветчина, колбаса и сыр; соки, чай, кофе, молоко; и кое-что сладкое…Размерами зала обольщаться не стоит – все повторяется, но и голодным оттуда не уйдешь. Впрочем, знающие люди сказали, что такой шведский стол – лишь норма для всех европейских стран, не более… Гид предупредил – за вынос из ресторана могут оштрафовать на 500 Euro. Не знаю, насколько это так, вполне возможно…

Прибытие в Капельшер. Нас, сонных, погрузили в автобус и прямым ходом повезли в Стокгольм.

О Стокгольме рассказ особый. Первое, что поразило сразу при выходе – это красочность Gamla Stan – Старого Города. На улице было +1, снега не было, правда, пошел дождик и немного испортил первые два часа прогулки…Посетили Музейный Остров, нам дали время немного посмотреть собор ( очень впечатляет), провели по кладбищу и повезли в центр. Там мы совершили небольшую пешеходную экскурсию, посмотрели улочки Старого Города, местные достопримечательности в виде Лысого мальчика, которого надо погладить по голове и положить ему монетку, и тогда загаданное желание сбудется. Правда, напрягало, что гид все время рассказывала о королях и правителях: кто, что, когда основал, кто чей сын и т.д. и т.п… даты и имена я  не запоминаю хронически, и вообще нудно про это слушать, хотелось самой все осмотреть, вырваться из - под стен Ратуши, пофоткаться ( гид все время требовала внимания)…В целом, первое впечатление от Стокгольма ( и не только первое) было очень хорошее. Низенькие разноцветные домики навеяли мысль о сказочном городке…Почему – то я так представляла себе Германию J

Ничто не в состояние передать впечатление от Стокгольма, кроме видеокамеры или хороших фотографий…Слова бессмысленны.

Потом народу предложили поехать в кафе, по 90 крон с носа  - большая порция мяса, салата, сладкого и еще чего-то там… Я и еще пара отказались, Таня, моя подруга, поехала. А я тем временем побрела к новой части города и неожиданно, посреди Королевского Парка, увидела каток. Небольшой по площади, он заливается каждый вечер специальной машиной. Там катался и стар и млад – дети, родители (!), парочки, просто молодежь…Коньки, если нету, дают напрокат за 30 крон в час. Если свои коньки – катайся бесплатно, сколько влезет…Переодеваются там же, в кабинках, обувь бросают где попало и это абсолютно надежно, никто ничего не возьмет. Привыкнуть к этому для русского туриста было тяжело, поэтому я свои сапоги отдала парню из проката коньков, он только засмеялся J А потом на ломаном русском сказал : « Спасибо»! Нас узнают везде, и даже не по поведению и не по языку…По одежде, по манерам, по внешности, может…Вдоволь накатавшись, я еле успела к автобусу, который привез наших, встретила Таню и мы пошли по магазинам…Мы бродили по пешеходной зоне, по туристическим магазинчикам ( где цены на момент распродаж вполне соответствовали московским магазинам хорошего уровня), вот только незадача – в пол-седьмого Старый Город словно вымирает, в 6 в выходные закрываются магазины, на улочки спускается ночь, остаются лишь туристы, которые быстро разбредаются…Да, и еще никто не предупредил, что там булыжные мостовые ( могла, конечно, и сама догадаться), я отбили все сапоги…Девчонки, не езжайте на каблуках – верная смерть от изнеможения! Отель наш находился не в черте города, так что в 7 ( положено было в 3-4, но по нашей просьбе, так как мы хотели погулять, автобус нас ждал) мы сели в автобус и отправились к отелю…Мы с Таней прошли еще и по другой части, тоже пешеходной, но там расположены современные торговые центры. Все они, правда, тоже в 6 по воскресеньям закрываются…Под конец мы присели отдохнуть на автобусной остановке. Автобусы там ходят точно по расписанию, очень часто, замерзнуть никто не успевает…Я наконец обрела возможность спокойно понаблюдать за людьми: шведы – те, что высокие, светлые – очень симпатичныеJ Когда я смотрела ЧМ-2002 Швеция-…, даже представить не могла, что нечто, похожее на Андерссона, однажды вот так запросто подойдет и сядет со мной рядом на скамейку…Ну, неравнодушна я к блондинам. J И пусть женщина, по их понятию – совершенно феминизированная особь, которая везде платит за себя сама, и вскорости после рождения ребенка (год – это крайний срок) выходит на работу. Может, это нормально?

Количество же блондинок на м2  превышает аналогичный показатель в России…Ну и что, что большинство крашеные – почему-то это не бросается в глаза…И никакие они не уродины, как бытует мнений! Попадаются очень стильные тоненькие девушки, причем довольно миловидные…Передохнув, уставшие, но довольные, мы направились к своему автобусу…

Отель опять поразил. В номере *** обнаружился фен, TV c 23-мя каналами (вот только есть среди них платные, подробнее -  у гида)…Мы же сходили в сауну ( входит в стоимость)  с бассейном, до 10 вечера там пробыли, расслабились, пришли в номер, посмотрели BBC и легли спать…Кровать хорошие, постель мягкая, почти невесомая. Спали как убитые…

Наутро – опять шведский стол ( с небольшими вариациями), затем вновь выезд в город ( сам отель Kunges Kurva находится на окраине, такси  до центра – 40 крон), желающие, среди них и мы, направились в Уппсалу, о чем не пожалели. Уппсала – маленький, чистый шведский городок, много студентов, так как там находится знаменитый Уппсальский университет, мы объехали город, выслушали историю о несчастном Эрике, которого четвертовали в давние времена, осмотрели местные достопримечательности, а затем нам дали свободных несколько часов, в течении которых мы опять-таки ходили по магазинам J Мы попали в сезон распродаж, поэтому цены были сравнимы с московскими для магазинов на хорошем уровне (не касается изделий для туристов, потому как это дорого в любой сезон). Да, Швеция  - страна недешевая, но и зарплаты у них в среднем по 3-4 тысячи зеленых…

Народ большей частью пользуется велосипедами, на улицах, куда ни глянь, всюду раскинулись стоянки. Велосипедисты в Швеции имеют преимущество перед пешеходами, так что, если он на своей дорожке ( дорога разделена на 2 части), то ходить по ней весьма нежелательно – можно нарваться на штраф…

Вернулись в Стокгольм часам к 3 дня, народ перекусил в кафе ( тоже по русским меркам дорого), и до 7 вечера нам дали опять-таки свободное время…Рабочий день в Швеции по будням начинается рано, но и заканчивается в 4-5 вечера, а магазины работают по будням до 8…Мы затарились сувенирами, еще раз побродили по Старому Городу, и в 7 вечера отправились к терминалу….

Вообще, впечатление от Швеции осталось хорошее, нашим всем понравилось, люди доброжелательны, никто не толкает в спину, на ноги не наступаетJ Впрочем, не исключаю, что это только первое поверхностное впечатление – 2-х дней недостаточно, чтобы понять, что за народ живет в этой стране. Опять-таки, ночью мы по городу не ходили, говорят, у T-Centrale можно спокойно купить легкие наркотики, и по улицам бродят «подозрительные личности», но это, как говорится, уже издержки любого общества. У нас страшно возвращаться домой уже после 8-9 вечера, вероятность влипнуть в неприятности возрастает многократно, а наркотики продают даже днем, а вечером у некоторых станций метро вообще опасно появляться…

Возвращались мы на «Silja Festival», который понравился даже больше, чем Europa – каюты те же, но сам паром уютнее и музыка посимпатичнееJ Мы даже пели караоке, потому как на сей раз твердо решили досидеть до ночных развлечений (до 11-12 там почти ничего интересного). На другом конце палубы танцевали под живую музыку ( мы туда уже не дошли), а наутро под нашими дверями опять обнаружился пьяный финн J

И снова Финляндия

«Курица – не птица, Суоми – не заграница» пришло на ум, когда я чуть не навернулась на льду при выходе с финского терминала Silja Line… Лед оказался вполне «свой», видимо, чистить асфальт там не принято…Даже в столице, куда мы и направились…

Хельсинки не произвел никакого впечатления – гололед, серые угрюмые здания, собор, причем наш, выстроенный в таком же стиле, лучше...Памятник Сибелиусу, у которого почти без исключений все фотографировались, а потом щелкались на фоне местной зелени JПравда, пробыли мы в Хельсинки всего пару часов. Юлька, которая провела там два дня, категорически со мной не согласилась - город ей понравился, оставил, по ее словам, хорошее впечатление…Опять таки, не претендую на объективность – раз понравилось, так тому и быть. О вкусах, сами знаете, не спорят.

Домой…

Обратный путь в Россию прошел практически без приключений, если не считать, что уже после финского КПП на две свободные полосы встал водила из наших и перегородил движение в обе стороны…Отошел чаю попить. Пока мы тихо матерились, предвкушая опоздание на поезд, а гид собиралась бежать за солдатом на КПП, пробка нарастала…Только мастерство водителя, да невероятная удача спасли нашу группу от ночевки на вокзале…Обе таможни мы прошли быстро, даже успели на Московский вокзал к 22:15…В 00:35 группа отправилась в Москву, а мы поехали последней маршруткой ночевать к знакомой, потому как с билетами при покупке опять не рассчиталиL

Общее впечатление от тура: программа интересная, автобус вполне удобный (учитывая, что на каждого приходилось 2 места), переезды не выматывают ( опять- таки, кому как – Юлька очень устала от необходимости каждый день ночевать на новом месте, дома два дня отсыпалась, на третий почти пришла в себя J), гид ничего так, но местами повторялась, отчего возникало стойкое ощущение дежа-вю…

Если кто поедет – почитайте другие отзывы, возможно, встретите прямо противоположные мнения.  Фирмы DSBW (наша) и Neva (Юлькина, ей понравились и автобус ( были кипяток и биотуалет), и гид) проверку прошли J Удачи в пути!

Вуоксинский рыболовный парк. Концерт на ледяных музыкальных инструментах

Кто в Ленинградской области не знает реку Вуокса? Начало свое она берет из озера Сайма, и связывает озерную систему Сайма и Ладогу. Конечно, на Сайме прекрасно летом, но и зимой…