Я так хотела в Испанию ! Море, синее небо, пряный воздух и прекрасная Барселона - так хотелось отдыха после тяжелых праведных трудов. Но ,уступая мольбам сына, я взяла деньги, документы и направилась в «Старый город» покупать путевки на автобусный тур Англия-Шотландия-Уэльс. «Вы не получите визы, поезжайте лучше в другую страну» услышала я там (я не замужем и получается, что мы выезжаем всей семьей). Совершенно убитая и униженная , я удалилась. После консультаций со знакомыми и звонков в еще несколько турфирм , мы все-таки решили рискнуть, потому что в этих фирмах сказали, что не видят особенных проблем, если будет справка с места работы с указанием приличной зарплаты и в паспорте стоят несколько шенгенских виз. По нескольким причинам меня устраивал только тур который предлагался в «Старом Городе»,так что, несмотря на отказ ,пришлось идти именно туда. Через 3 недели после сдачи документов я позвонила и услышала, что визы нам дали. Ликованию не было предела. Тем сильней был удар, когда за неделю до выезда сотрудница фирмы сообщила, что меня вызывают на собеседование. Весь отпуск оказался под угрозой! В случае неполучения виз я не успевала уже никуда. Я понимаю, что проблемы российских граждан – это не вина турфирмы. Но зачем меня было убеждать в том ,что все в порядке, я до сих пор не понимаю. После успешного прохождения собеседования казалось, что можно собирать вещи . Как бы не так ! За три дня до выезда сотрудница фирмы сообщила , что меня вызывают на собеседование для получения транзитной шенгенской визы.Это мне показалось очень странным, т.к. я неоднократно получала шенгенские визы без собеседования. Естественно, оказалось, что это не меня вызывают, а фирма не успела подать документы для групповой визы, поэтому 12 человек должны получать ее индивидуально.
Просматривая анкеты, заполненные за нас сотрудниками фирмы ,я заметила две ошибки. Если бы мне из-за них отказали в английской визе, я бы даже не узнала почему! В-общем, общение с сотрудниками фирмы в Москве не предвещало ничего хорошего на маршруте. Однако предчувствия обманули. Тур был прекрасно организован, отели везде забронированы очень хорошие , гид- просто фанатик своего дела. Что касается виз, в автобусе оказалось много свободных мест-виз все-таки некоторым ( в основном немосквичам) не дали.
После затянувшегося предисловия перехожу собственно к рассказу о поездке. Дорогу на поезде до Бреста можно опустить, переезд по Польше в общем-то тоже. Это заняло ужасно много времени и было очень утомительно. Только рассказы гида немного скрашивали тоску. Первые два часа. Вторые два часа они уже немного надоели. Потом я заснула. Потом проснулась и услышала продолжение повествования о польских композиторах. Польские география, история, писатели, ученые, художники, животный мир, сельское хозяйство ,промышленность…Потом этот список повторялся в каждой стране , а в краткие минуты, когда гид второпях выпивал чашку кофе, приходилось слушать народную музыку проезжаемой страны. Такое рвение достойно восхищения, да многие из группы и восхищались (некоторые даже конспектировали), но и меня и сына несколько утомляло. В первый день поездки особенно, потом просто стали слушать плеер, когда надоедало Не то чтобы в нас отсутствовала тяга к знаниям, но лично у меня есть предел восприятия информации,а иногда просто хочется смотреть и запоминать собственные ощущения и мысли,а не цитаты из путеводителей. Хотя если сын усвоил хотя бы двадцать процентов информации, это больше чем дали ему уроки истории и географии за целый год. Так как границу мы прошли фантастически быстро, в графике образовалось окно. И мы заехали в Варшаву, которой не было в программе. Когда-то это был один из красивейших городов Европы. Но теперь,за исключением небольшого восстановленного кусочка Старого города, он производит удручающее впечатление- закопченные дома, уродливые строения, заборы ,обклеенные полуободранной рекламой. Чувствуется, что городу не хватает какого-нибудь польского Лужкова. Но в целом приятные виды сельской Польши, аккуратные домики, аисты на крышах, невысокие цены и вкусная еда в придорожных кафе оставили приятное впечатление об этой стране, так же как и отель где-то у границы с Германией.
Германия. Про Берлин ничего рассказывать не буду- не впечатлил город абсолютно. Осталось только ощущение какого-то хаоса и вид на бесконечную стройку с обзорной площадки Рейхстага. А потом опять дорога, дорога…Настроение было кислое, казалось, что езде в автобусе не будет конца. На будущее я решила если и ездить в автобусные туры, то только через Скандинавию, с паромной переправой в Европу. К вечеру сделали остановку в городе Целле .Вся группа выгрузилась из автобуса, наш гид Сергей пригласил всех следовать за ним. По опыту прошлых поездок я знаю, что обычно обговаривается время и место встречи, а уж следовать за гидом или в другом направлении каждый решает сам. О чем ему и сообщила. В дальнейшем с группой мы провели только один день и это был худший день всей поездки. Ну не понимаю я удовольствия ходить в толпе из 38 человек, смотреть куда скажут, есть где скажут , слушать «остроумные» комментарии каких-нибудь юмористов и самое ужасное, ждать у каждого туалета. Потому как ни один туалет на пути следования пропущен не будет, уж будьте уверены. Конечно, на это можно ответить, что таким туристам надо ездить в индивидуальные туры. Но увы, пока денег на индивидуальный туризм еще не накоплено, приходится искать компромисс- ехать в группе, города смотреть самостоятельно. Целле –первый город на нашем пути, где почувствовалось обаяние старой Европы, где наслоения разных времен не были стерты войнами, как в Варшаве и Берлине.
На следующий день мы уже гуляли по Брюгге- как написал с высокомерием столичного жителя мой сын в своем дневнике «симпатичном городишке». На самом деле город великолепен- средневековые здания, каналы, дома, поросшие плющом, бабушки, сидящие у сувенирных лавок, взаправду плетущие кружева. А еще – бельгийский шоколад, до которого я большая охотница и пиво , по-моему «Ляффе»-ну очень хорошее! Но в Европе мы были уже не в первый раз, поэтому , несмотря на все положительные эмоции, все наши устремления были направлены в Великобританию. Честно говоря, было страшно разочароваться- вдруг там все будет как на континенте, а вся непохожесть только в левостороннем движении. Забегая вперед ,скажу, что это оказалось совершенно не так. Великобритания неповторима! Паром ничем особенным не запомнился, поменьше чем Силья Лайн, но зато каюты получше. Часов в пять утра сильно качало, так что я даже струсила, как позже выяснилось в разговорах с попутчиками, не я одна. Но вот все волнения позади, завтрак за 10 евро съеден, пограничный контроль пройден. Ура! Мы на острове, в стране, куда так мечтали попасть.
Первый город на нашем пути- Йорк. Как в сказке, пройдя через средневековые города, попадаем в другой мир- похожий на город из кукольных домиков. Подходим к кафедральному собору, туда не пускают. Вдруг двери открываются и выходят выпускники какого-то колледжа в шапочках и мантиях, их мамы в элегантных костюмах и все как одна в шляпках и мэр или какой-то другой высокопоставленный чиновник с цепью на груди. Прямо сцена из фильма! Вообще, я думала, что Англии из фильмов с дамами в шляпках, аккуратными старушками а-ля мисс Марпл, пожилыми джентльменами в твиде не существует. Как оказалось, все это, как и прекрасные английские сады , закопченные пабы и хваленые газоны имеет место быть.
Совершенно очумевшие от счастья и изумления мы бродили по игрушечному городу, в котором «все просто пропахло Англией» (цитата из изречений сына). Можно перечислить все достопримечательности, которые мы увидели, но надо сказать, запоминается всегда не самый древний дом и не самая высокая башня, а что-то другое, у каждого свое, иногда может быть и незначительное, но именно такие воспоминания потом греют душу в скучные будни. Что касается достопримечательностей, то в каждом городе продаются путеводители Рitkin с планом города и подробным туристическим маршрутом. Литература на русском встретилась только в Лондоне и Стратфорде-он-Эйвон.
В этот же день нас поджидало еще одно потрясение. Вечером мы приехали в Эдинбург-столицу Шотландии. Открывающаяся величественная панорама мрачных коричневых зданий и Эдинбургского замка, стоящего на обрыве , составляла разительный контраст с тем, что мы видели днем в Иорке. Впечатление усиливала испортившаяся погода, которая такой и оставалась все оставшееся время. Эдинбург мы вообще смотрели под проливным дождем.
Эдинбургский замок можно было не посещать, снаружи он гораздо более впечатляет. Внутри же только некачественный новодел. На мой взгляд это вообще частое явление в Великобритании, когда за приличные деньги смотришь на какую-то ерунду. Ставят манекены с полуоторванными головами, изображающие сцены из средневековой жизни, картонные фигуры королей и дерут за это 8-10 фунтов. Зато небольшой музейчик «Камера обскура» , куда мы успели заскочить за несколько минут до отъезда, очень понравился. Там можно посмотреть различные оптические эффекты, голографические картины и шоу на крыше, на которое мы к сожалению уже не успевали. Этот пункт программы был уже дополнительным к маршруту путеводителя , который мы добросовестно и с удовольствием прошли.
Один день нашего путешествия примирил нас с неудобствами автобусного тура, т.к. ни в каком другом варианте невозможно, наверное , целый день просто кататься по Шотландии с целью посмотреть пейзажи. Из Эдинбурга мы проехали до Лох-Несса и даже еще севернее. Целый день перед глазами проплывали изумрудные поля с тысячами пасущихся овец, холмы, потом горы с низко нависшими серыми тучами над ними, и, как венец путешествия, четыре больших озера, в одно из которых мы всматривались особенно напряженно , но чудовища так и не увидели. Красоту этого края невозможно передать словами, Шотландия чрезвычайно разнообразна, просто не верится ,что все это великолепие расположено на одном и том же небольшом пространстве. На память об этом дне я сорвала маленькую веточку вереска, чем ,между прочим , нарушила закон. Это растение охраняется государством и рвать его нельзя. Но веточка была совсем крошечная, правда!
Вообще , воспоминания о Великобритании окрашены для меня в зеленый цвет. Дело в том, что теплый и влажный климат создает необыкновенные условия для растений, поэтому приживается здесь практически все. А если учесть, что англичане фанатичные садоводы, которые понавезли из колоний огромное количество экзотических растений, то можно сказать, что Англия вся просто один огромный прекрасный сад. Даже в городах на фонарных столбах висят огромные корзины с цветами. В центре Лондона я видела пальму! Если присмотреться к живой изгороди, каких тут множество, то видишь , что она состоит как минимум из пяти-шести видов кустарника. Огромное разнообразие деревьев, среди которых много каких-то совсем невиданных (мною по крайней мере).Во время поездки по Шотландии я обратила внимание на ели, которые совершенно на не похожи на наши худосочные и лысенькие елочки, они пушистые и какого-то необыкновенного очень яркого цвета. Это искусственные посадки и если всмотреться вглубь такого леса, то видно, что им требуется прореживание, деревьям не хватает света.
Естественно, в Шотландии мы сполна насладились созерцанием местной экзотики – тантара (та самая шотландка), волынщиков в килтах, коров какой-то местной редкой породы , с длинными челками, ну очень симпатичных. А к овцам, пушистым, с черными ногами (очень похожими на ту бегающую по экрану монитора овечку, что можно скачать из Интернета), мы вообще привыкли как к родным.
Честер, помимо всем известных черно-белых зданий , запомнился покупкой маленького кусочка ароматного сыра. Последствия такого необдуманного поступка уже описаны до меня неким Джеромом. Из гуманистических соображений пришлось съесть его как можно быстрее, чтобы не «ароматизировать» автобус.
Стоунхендж , конечно, впечатляет. Нельзя сказать, что мы почувствовали какие-то энергетические флюиды или что там еще некоторые чувствуют. Но когда видишь эти глыбы, поставленные в круг тысячи лет назад неизвестно кем и неизвестно зачем ,захватывает дух. Я боялась, что вокруг будут бродить толпы туристов, которые смажут впечатление, но нам повезло, погода была плохой, день будний, поэтому кроме нашей группы никого не было. Не задерживаясь у сувенирных киосков, мы с сыном обогнали группу и оказались со Стоунхенджем один на один. Он отгорожен от туристов тоненькой веревочкой на уровне колен, вокруг протоптана тропинка. Камни оказались гораздо меньше ,чем я себе представляла, но все равно зрелище завораживающее.
Худший день поездки- это день, когда наша группа ухитрилась за один день осмотреть 3 города- Оксфорд, Бат, Стратфорд-он-Эйвон. В памяти остались только отрывочные воспоминания о домике, где родился Шекспир, купальне в Бате, где никто не купается и за осмотр которой надо платить 6 фунтов. Наш гид провел нас какими-то партизанскими тропами и мы посмотрели на это не самое интересное место на свете совершенно бесплатно. В Оксфорде я думаю, наша группа надолго запомнилась местным жителям. В самом начале маршрута на глаза нашим дамам попался туалет и , естественно, такую возможность облегчиться «про запас» настоящий турист упустить не в состоянии. Моментально выстроилась очередь на улице и продвигалась она на удивление медленно. Потерявший терпение гид Сережа начал рассказывать про местные достопримечательности прямо там, у туалета. Проходящие мимо люди сначала округляли глаза от изумления, а потом долго оглядывались, наверное пытаясь понять что же такого интересного в этом заведении, что около него собираются толпы иностранцев и слушают лекции. После этого я приняла твердое решение в Лондоне постараться с группой не пересекаться. А потом был Лондон, куда мы въехали ночью , и поэтому не смогли сразу оценить как удобно расположен наш отель- в Кенсингтоне, прямо рядом с двумя станциями метро и остановкой туристического автобуса. Холл отеля был старым, почти старинным с деревянной резьбой, бархатной мебелью и мутноватыми от времени зеркалами. Номера, конечно скромные, но вполне чистые .Во всех английских отелях, где мы останавливались до этого, были электрочайники, здесь пришлось просить его на ресепшн, но набор из чая, кофе, сахара, печенья присутствовал. В-общем для одного из самых дорогих городов и думаю , одного из самых недорогих отелей в этом городе, вполне неплохо. Утром на ресепшн мы купили билеты на туристический автобус за 11 фунтов, в эту же цену входили и билеты на круиз по Темзе, но за неимением времени эту возможность мы не использовали. За день мы ездили на трех таких автобусах, в одном пояснения давались только на английском и в записи, в другом были наушники с русским языком, в третьем экскурсию проводил черный гид на английском. Вообще, почти весь обслуживающий персонал с которым нам довелось сталкиваться в Лондоне ,был цветным .На улицах огромное разнообразие представителей всех народностей мира. Возвращаясь вечером в 11 часов на метро, мы с сыном были единственными белыми в вагоне. На улицах много смешанных пар- черный и белая, индианка и белый. И свастик на стенах , как у нас, я что-то тоже не заметила. Не думаю что проблемы расизма и национализма в Лондоне не существует, но такого расцвета фашизма как у нас там точно нет. Конечно, два дня на Лондон ничтожно мало, поэтому мы пропустили некоторые места, которые стоило бы посетить, но , думаю, что успели все-таки очень много. Вестминстерское аббатство было первым пунктом в нашей самостоятельной программе. Раз в час здесь объявляют минуту молчания, в течение которой каждому предлагается обратиться к Богу. Интересно, к скольким богам в эту минуту возносятся молитвы? Ведь в этом месте, одновременно музее , туристическом аттракционе, храме и святыне Великобритании , собираются тысячи людей со всех концов света . Тауэр- несколько театрален, на мой взгляд, но все равно очень интересно. За дополнительную плату можно взять напрокат CD-плеер с подробнейшим путеводителем, текст на русском читают хорошие актеры, иногда просто мороз по коже пробирает, так выразительно читают монологи заключенных. Если жалко денег на плеер (все здесь очень недешево),можно за 3 фунта купить книгу-путеводитель на русском. Если хорошо понимаешь английский, можно присоединиться к экскурсиям, которые проводят бифитеры. Посещением музея Шерлока Холмса наш музейный план был исчерпан. Читала много разочарованных отзывов об этом месте, но мне и сыну очень понравилось Надо все-таки помнить, что герой это вымышленный, но атмосфера жилья двух джентльменов известных всем профессий передана замечательно. Все детали, упомянутые в книгах, тщательно воссозданы, девушки-смотрительницы одеты в костюмы горничных, можно фотографировать. В-общем ,для детей и почитателей классических детективов- место просто замечательное. Больше никаких мест, куда надо покупать билеты , мы не посещали. Не из жадности, конечно. Просто самое интересное в незнакомом городе- это просто бродить по улицам. От Вестминстерского аббатства прошли пешком до Пиккадили, потом до Трафальгарской площади, посмотрели Чайна-таун и Сохо, специально свернули на улочку букинистов, которая упоминается в путеводителе Дорлинг Киндерсли , неспециально заблудились в районе Оксфорд-стрит, пробежались по самому большому в Европе магазину игрушек (может и не Европе, а в Великобритании, но все равно огромному), в отель добирались глубокой ночью, шарахаясь от материализующихся из темноты негров угрожающей наружности. О последних. Я совсем не расистка, но человек, который живет в поголовно белом обществе и почти не понимает никаких языков кроме родного (большое спасибо нашим доблестным учителям и преподавателям), чувствует себя в цветной толпе несколько напряженно. Просто мимика и выражение лица людей непривычной наружности не прочитываются так же безошибочно как лица людей привычной расы, трудно понять- угрожающий взгляд или любопытный, враждебный или равнодушный. Вообще же , от попутчиков потом слышала определение Лондона как агрессивного, враждебного города. Мне он таким не показался, наоборот постоянно ощущалось чувство безопасности и спокойствия, всеобщей доброжелательности. Некоторые мелочи наводили на нелестные сравнения с родиной. Например, машины, расступающиеся, жмущиеся к обочине, но ухитряющиеся пропустить застрявшую в пробке «скорую помощь».Когда такое можно увидеть на наших дорогах? Или, например, туалеты. На Пиккадили, одном из самых оживленных мест города, бесплатный общественный туалет чище, чем у некоторых хозяек в квартире, а из бачков течет ароматизированная лимонная вода. Обидно, что для русских туристов, даже живущих в больших городах, такие вещи являются экзотикой, но это наша суровая реальность. Оды западным туалетам - это вечный лейтмотив всех рассказов людей, вернувшихся из дальних стран. Что свидетельствует о совершенно разных уровнях цивилизации в нашей стране и в остальном прогрессивном человечестве. К сожалению, не удалось сходить на мюзикл, хотя этот пункт программы был запланирован нами еще в Москве. Если ехать в Лондон на более длительный срок можно забронировать билеты в Интернете на официальном сайте Лондона . В день представления можно купить билеты за полцены в киоске, адрес которого есть в путеводителе Дорлинг Киндерсли. Мы даже отстояли очередь туда, но на «Король Лев» шел в 17-00, мы уже опоздали, на «Чикаго» продавец билетов, посмотрев на моего сына, идти не советовал, дескать , много секса. Названия остальных спектаклей ничего мне не говорили. Не посетили мы собор Святого Павла и музей мадам Тюссо, а также Британский музей и Национальную галерею. Жаль, конечно, но , я думаю, что в следующий раз мы все успеем. Наша же туристическая группа успела посетить все и вдобавок побывала в Виндзоре. Все были очень довольны, но я не жалею о нашем выборе. В одном из номеров журнала «Вояж и отдых» были напечатаны советы путешественникам писателя Пауло Коэльо ,и пунктом первым там стоит «НЕ ХОДИТЕ В МУЗЕИ». В самом деле, самое богатое собрание самого известного музея ничего не скажет о городе, который ты приехал посмотреть. Не то,чтобы я была противником музеев, но если времени мало, лучше просто погрузиться в жизнь города и тогда, может быть, вам откроется его обаяние, которое не почувствуешь, толкаясь у сувенирных киосков рядом с музеем. . Если приехать в Москву на 2 дня и посмотреть Красную площадь, Исторический музей и Третьяковку , то можно ли сказать что видел Москву? Я считаю, что Лондон мы видели. Не во все страны и не во все города, где я бывала, хотелось вернуться. Но в Лондон мы вернемся обязательно.
Лондонское метро очень удобно , его схема не представляет собой ничего сложного, надо только внимательно смотреть куда идет поезд, так как бывает что к одному перрону прибывают поезда, следующие по разным веткам. Зато станций очень много и они расположены близко друг у другу. На некоторых старых станциях вместо эскалаторов стоят лифты, огромные и бесшумные. Не верьте, когда говорят, что разобраться в лондонском метро очень сложно. Кто в состоянии разобраться в переходах на Китай-городе и ст.м.Библиотека им Ленина, в лондонском метро тоже не заблудится.
Лондон не показался мне грязным городом, хотя приходилось читать про его замусоренность. Конечно, окурки и банки валяются, но не больше, чем любом другом мегаполисе. Однако мы своими глазами видели как мотоциклист весьма угрожающей наружности , весь в коже и цепях, промахнулся , швыряя банку в мусорный бак. Он остановился, подобрал банку и выкинул ее в урну. За счет многочисленных зеленых насаждений, прекрасных клумб и газонов город смотрится очень ухоженным. О левостороннем движении. В Йорке, где первый раз пришлось столкнуться с этим явлением , мы немного растерялись. Это только кажется, что надо просто смотреть направо и все. На самом деле для меня, по крайней мере, правила движения оказались непостижимы, иногда надо смотреть налево, иногда направо. Хорошо хоть на мостовых пишут для глупых туристов. « Боже, что же будет в Лондоне?»-думала я. А на самом деле в Лондоне оказалось, что движение организовано так четко, что с переходом улиц справится даже ребенок. Четырехполосная улица , например , оборудована 4-мя светофорами , поэтому , переходя дорогу, не надо бежать сломя голову , в надежде успеть пока не загорится красный как в Москве, например, на Волгоградском или Кутузовском проспекте .Все машины останавливаются на желтый, особой галантности перед пешеходами я не замечала, никто их не пропускал, зато правила соблюдаются очень четко. Отсюда безопасность движения.
Грустно было уезжать из этого необыкновенного, сумасшедшего и такого разного города. Особенно угнетало то, что ехать надо на автобусе через всю Европу, очень хотелось сесть на самолет и через несколько часов оказаться дома. Но пришлось вынести все «прелести» дороги обратно. Перед ночным переездом была остановка на 9 часов в Амстердаме. За исключением немногочисленной самой стойкой части , группа провела это время совершенно бездуховно, гуляя по кварталу красных фонарей и шляясь по магазинам. Самые духовные отправились в музей смотреть Рембрандта. У нас с сыном уже не было сил на такие мероприятия, поэтому мы сделали кое-какие покупки, покатались на кораблике по каналам , а ближе к вечеру присоединились к группе с целью осмотра местного гнезда порока. Плотно сбитой кучкой, состоящей из бабушек и мамаш с детьми группа два раза обошла квартал красных фонарей.У меня сложилось впечатление, что публика в основном и состояла из таких любопытствующих и еще японцев, гогочущими толпами стояших в очередях на всякие секс-шоу. Очень много полиции, в том числе очаровательные девушки верхом на огромных лошадях. И очень много наркоманов всех возрастов, бессмысленно хохочущих , ободранных и отвратительных. Я считаю, что в такие места обязательно надо приводить детей, здесь видна вся неприглядность и убогость порока, который усилиями некоторых деятелей приобретает флер романтики и таинственности (я маленькая лошадка…).
Про ночной переезд до сих пор вспоминаю с содроганием. Потом остановка в польской забегаловке, запомнился задумчивый вопрос одной дамы, отгоняющей мух от тарелки –« Кто-нибудь видел в Англии мух?» . Посадка на поезд Брест-Москва ознаменовалась самой внимательной проверкой документов у всех, включая малых детей . Проводница заявила «Вот потому что мы так внимательно документы проверяем, у нас небоскребы и не взрывают!» Слава бдительным белорусам! Особенно эта бдительность впечатляет в два часа ночи людей , которые не спали сутки, а до этого проехали все Европу и Великобританию , достав паспорта только один раз. Слава богу, ничьи документы не вызвали подозрений и через 36 часов мы были в Москве.
Немного практических советов для тех, кто собирается в дальний автобусный тур - кондиционированный воздух в автобусе очень сушит кожу, обязательно возьмите крем, иначе потом не узнаете себя в зеркале.
- не воспримите как рекламу, но без кредитки в поездке может прийтись худо. Во-первых, там , где остановится автобус, вся группа выстроится в очередь к обменке, во-вторых в Европе очень невыгодные курсы в большинстве обменных пунктов. Когда дома я просмотрела выписку , оказалось что даже с учетом комиссий банка , расплачиваться кредиткой дешевле чем постоянно менять деньги. - обязательно купите надувные подушки для шеи. Очень облегчает дорогу, особенно если болит спина.
Спасибо всем, кто прочитал мой сумбурный рассказ. И попрошу воздержаться от язвительных комментариев поклонников путешествий первым классом и членов многочисленного и уважаемого мной сообщества самостоятельных путешественников. Это путешествие и рассказ о нем заинтересуют семьи среднего достатка с детьми. Желаю всем интересных и разнообразных поездок.

1. Инга
    Инга 25 марта

интересно
    Прочитала с интересом - так как сама 3 дня назад вернулась из Лондона. И действительно - не знаю чем, но город тянет к себе еще и еще (была там и 3 года назад). А про мух - их там нет. Вообще. И комаров тоже нет - никогда. Это могу сказать с полной уверенностью так как там уже 3 год живут наши друзья и они там этих милых животных не заметили.

2. Alex
    Alex 26 марта

You were lucky enough and didn-t face a lot of midges in Scotland..... especially near lochs.... it-s even worse than flies........;-(

3. Пилигpим
    Пилигpим 28 марта

London
    Odnajdy mne doveloc` brodit` po nochnomu Londonu chacov do 5 utpa. I perefpazipuya nazvanie odnoy iz cerey "Zvezdnyx Voyn" xoteloc` ckazat`: "Kolonii nanocyat` otvetny ydar". Mne toje kazaloc` chto ya byl edinctvennym belym v tolpe chepnyx i aziatov v etom zacp..., proshy proccheniya, gryaznom gopode.

4. Лиза
    Лиза 29 марта

Бритиши - отстой. Мне всё там было мерзко. Начиная от протокольных рож и кончая их поганым языком. Но как говорится - каждому своё.

5. Лена
    Лена 31 марта

Уважаемая тезка,Ваш рассказ отнюдь не сумбурен, а очень даже познавателен! Поскольку на следующий год собираюсь с дочкой в такой же тур (но из Питера), то подчерпнула из рассказа массу полезной информации. Спасибо!

Национальный парк Нью-Форест

Великобритания часто ассоциируется с зелеными лугами, равнинами и древними леса. Такие ландшафты до сих пор сохранились в национальном парке Нью-Форест, расположенном на юго-востоке…