Мы в соцсетях

Литва

Литовский Ренессанс

Этот небольшой рассказ — попытка осмыслить все, что мне удалось увидеть за 5 дней пребывания в Литве. Удивительная древняя
страна предстала передо мною в трех ипостасях: советской, европейской и трет…

Опубликовано

Этот небольшой рассказ — попытка осмыслить все, что мне удалось увидеть за 5 дней пребывания в Литве. Удивительная древняя
страна предстала передо мною в трех ипостасях: советской, европейской и третьей, гармонично сочетающей древность веков и
ультрасовременность нового. Насколько я точно поймал нужный ракурс — судить вам. Отмечу одно: Литву новую я видел в начале
марта 2003 года. Итак…

Литва «советская»

Согласно социологическому опросу, поведенному в Литве 26-29 февраля компанией «Вилморус», 53,5% опрошенных заявили, что в
советское время жить было лучше, нежели в независимой Литве. Это не удивительно: полвека, проведенные республикой в составе
СССР, характеризовались отнюдь не только гонениями на литовскую интеллигенцию и преследованиями «лесных братьев», но и
существенным развитием экономического потенциала и ростом материального благосостояния граждан.
Сегодня Литва, конечно же, в немалой степени преобразилась – но признаки минувшей эпохи дают о себе знать до сих пор.
«Советская ипостась» страны проступает буквально в первые минуты пребывания на литовской земле. После одного из крупнейших в
нашей стране и новейших по степени оснащенности и уровню обслуживания пункта пропуска «Каменный Лог», сданного в
эксплуатацию в июле 2002 года, автопутешественников встречает сопредельный «Мядининкай». Он всего на 4 года старше
белорусского, но чем-то неуловимо напоминает советское сооружение подобного типа: мрачновато-коричневые стены, бетонные полы
зала досмотра с полустертыми полосами направления… Даже признак «настоящей Европы» — кофейный автомат – не может исправить
общего впечатления. Впрочем, паспортный и таможенный контроль, как и в Беларуси, корректен и скор.
Вполне вероятно, что литовцы сознательно сделали «Мядининкай» мрачноватым. Именно на этом контрольно-пропускном пункте
(тогда он представлял собой простой вагончик) в ночь на 31 июля 1991 года разыгралась кровавая трагедия: были убиты семеро
литовских пограничников. А «великий демократ» Горбачев в объяснениях со своим заокеанским наставником Бушем-старшим выдвинул
версию, не менее дикую, чем сама трагедия: будто бы это литовцы с белорусами не могут поделить границу, вот белорусы и
напали на литовцев…

Печальный памятник событиям того года есть и в Вильнюсе: гранитный мемориал и деревянные кресты неподалеку от городской
телебашни. 13 января 1991 года здесь, у Вильнюсского телецентра, произошло столкновение советских десантников и боевиков
националистического союза «Саюдис». До сих пор не утихают споры о том, кто же в кого стрелял – однако потерянные 13 жизней в
любом случае не вернуть. И вильнюссцы помнят об этом.
Кстати, именно «советский Вильнюс» в основном и открывается с той же телебашни, именуемой по-литовски «ТиВи-бокштас».
Достаточно заплатить 9 литов (примерно 7.200 белорусских рублей) за симпатичный цветной билет с серебристой голограммой – и
строгая дежурная персональным ключом отомкнет вам двери одного из двух скоростных лифтов, за полминуты поднимающих
посетителей на 200-метровую высоту. С которой через огромные панорамные окна открывается вся литовская столица. Богатый
архитектурными шедеврами старины Старый город – далеко, за гигантским сосновым парком Вингис, а непосредственно под окном –
созвездие микрорайонов Виршулишкес, Юстинишкес, Каролинишкес, Лаздинай. Создатели последнего в начале 70-х получили
Ленинскую премию за оригинальное оформление и удачное внедрение жилмассивов в природный рельеф: сверху отлично была видна
кольцевая автодорога Лаздиная и сосны, растущие между домами. Кстати, само имя микрорайона переводится на русский язык как
«кусты орешника».

Сами вильнюссцы, похоже, «советский пейзаж» за окном обозревать не хотят и поднимаются на телебашню только ради детей,
нетерпеливо прыгающих на медленно вращающейся вдоль панорамных окон платформе в очереди к телескопам. Молодежь постарше
предпочитает «смотреть свысока» в ином месте – с верхнего этажа гостиницы «Ревал Летува», откуда открывается потрясающая
панорама Старого города.
Вообще, складывается впечатление, что, добившись независимости, литовцы теперь нередко вспоминают советские времена с
ностальгической улыбкой. Сувенирные лавки Тракая предлагают туристам, следующим на экскурсию в Островной замок, фуражки
советских военнослужащих. В Вильнюсе открыт клуб «Гяляжинис вилкас» («Железный волк»), стены которого увешаны портретами
Ленина, столы сделаны из серого жмеринского пластика, а официантки скрывают прически под непременными наколками, введенными
в моду еще минторгом.
Однако подобное – скорее исключение. Официальный Вильнюс явно не заинтересован в распространении советской ностальгии в
литовском обществе. И в какой-то степени понять это можно. На центральном столичном проспекте Гедиминоса прямо на площади
Лукишкес (бывшей Ленина) взгляд прохожего неожиданно натыкается на выбитые прямо на цоколе здания сотни фамилий и дат
рождения и смерти. Это «Музей геноцида», именуемый также «музеем КГБ». Посетители здесь следует по тюремному коридору, имеют
возможность зайти в камеры, посидеть на нарах, поднять трубку телефона в комнате дежурного с портретом Дзержинского на
стене. Возвращение из этого музея наверх, к солнцу, городской суете и смеющимся лицам подобно возвращению из преисподней.
Таким образом, Литва ностальгирует по советскому прошлому и одновременно опасается его. Почему опасается – понятно после
посещения музея КГБ. А почему ностальгирует – на этот вопрос в состоянии ответить любой гражданин, хотя бы часть зрелых лет
которого пришлась на советский период.

Литва европейская

В первой половине марта две главные газеты Литвы, «Летувос ритас» («Литовское утро») и «Республика», несмотря на
конкуренцию между собой, вынесли на первую страницу одну и ту же тему. Речь шла о репортаже из Литвы корреспондента
крупнейшего ирландского еженедельника «Айленд он Санди» («Воскресная Ирландия»). Если смотреть на Литву глазами ирландского
гостя, то речь идет об одной из самых бедных стран Европы, в которой царят грязь, бедность и отчаяние. В этой стране не
бывает пробок, поскольку у людей практически нет машин, они ходят на работу пешком.
Литва возмутилась: практически все эти описания не соответствуют реальности. Северо-западная соседка Беларуси, обладающая
благодаря морскому порту Клайпеда самым крупным рынком подержанных западных машин в регионе, буквально задыхается от их
количества. Большие города Литвы страдают от огромных пробок, что, впрочем, в немалой степени обусловлено и спецификой узких
и извилистых улиц. Согласно официальным данным, экономика страны не только не пребывает в упадке, а демонстрирует рост ВВП в
7-10 %. Что, видимо, недалеко от истины, ибо мир все чаще именует Литву «прибалтийским тигром». Минимальная зарплата в
стране приближается к 500 литам (400.000 белорусских рублей), а средняя переваливает за тысячу.
О том, что ирландский журналист, мягко говоря, погорячился, свидетельствуют и внешние преобразования литовской столицы.
Вильнюс, и без того ранее выгодно отличавшийся от большинства других городов Советского Союза, сегодня все явственнее
приобретает черты «настоящей» европейской столицы. Это ощущается в первые же минуты пребывания в этом старинном городе.
Считающиеся на большей части постсоветского пространства представительскими «лупатые» Мерседесы здесь выкрашены в желтый
цвет и используются в качестве такси. Светофоры оборудованы кнопкой вызова «зеленого» сигнала и звуковой сигнализацией для
слабовидящих пешеходов. На проспектах, улицах и парковых аллеях прочерчены специальные полосы для велосипедистов. А
остановки общественного транспорта оборудованы вращающимися прозрачными стаканами, в которые помещено поминутное расписание
движения автобусов и троллейбусов.

«Культурный шок» был вызван и процедурой заселения в гостиницу: дежурный администратор, мельком глянув на экран компьютера
(номер был забронирован из Минска по телефону), тут же выдала электронную карточку-ключ. Оказалось, что ни паспорт
предъявлять, ни регистрационную карточку заполнять не нужно. Равно как и оплачивать сразу проживание – это можно сделать при
выезде. Процедура выписки из отеля аналогична: надо просто сдать карточку. И никто из гостиничного персонала перед этим не
удосуживается проверить, не стянули ли гости (да еще говорящие на русском языке) из номера полотенце или компактный
телефонный аппарат…
Кстати, о русском языке. Говорят, что в современно Литве наметилась четкая языковая тенденция: чем младше житель этой
страны, тем он хуже говорит по-русски, и тем лучше по-английски. Охотно верю: случайно сбитый мною с ног на Вильнюсской
телебашне малыш обратился в жуткий рев, когда я его, подняв на ноги, попытался утешить по-русски. Подоспевшая его молодая
мама, моя ровесница, с улыбкой заметила мне, что он «русск не понимайт». А днем ранее вильнюсский друг, пригласивший в
кинотеатр, в ответ на мое замечание о незнании литовского языка, огорошил меня сообщением, что все фильмы в кинотеатрах
Вильнюса идут… на английском!

Тем не менее, проблем с общением на русском языке в Вильнюсе не возникает. В той или иной степени им владеют работники
гостиниц, кафе и баров, продавцы магазинов, служащие музеев и, конечно же, вездесущие таксисты. Для туриста этого более чем
достаточно. Новости страны можно узнать из выходящих на русском языке газет «Литовский курьер» и «Республика». Впрочем, без
языковых курьезов не обошлось: в одном из баров, куда нас с женой завел мой вильнюсский друг, при обсуждении им с
официанткой по-литовски выбора коктейлей прозвучало знакомое слово: «бражкас». О литовском самогоне я много наслышан, в
Каунасе даже открыт самогонный ресторан. Но, поймав грозный взгляд супруги, от заманчивого коктейля пришлось отказаться – к
вящему недоумению официантки. Его причина прояснилась позже: как оказалось, литовская «бражкас» — это клубника. Нечто
подобное произошло днем позже: обнаружив, что большинство маршрутных такси и троллейбусов из центра следует в некий Стотис,
я полвечера провел над картой Вильнюса, пытаясь отыскать этот, как мне казалось, новый микрорайон. Все оказалось проще:
«стотисом» по-литовски называется вокзал…

Европейские преобразования литовской столицы впечатляют. На берегу реки Нярис устремился ввысь «вильнюсский Сити» —
поросль стеклянно-бетонных 30-этажных офисных «небоскребов», разительно выделяющихся на фоне окружающей приземистой
застройки. У их подножья расположился гигантский супермаркет «Европа» — гипермаркет, как называют такие магазины на Западе.
Дня не хватит, чтобы хотя бы поверхностно ознакомиться с ассортиментом всех его отделов. Через стеклянный входной тамбур,
внутри которого постоянно вращается стеклянная перегородка, покупатель попадает с пассаж с прозрачной крышей и тремя
уровнями галерей. Магазин имеет некоторое сходство с московским ГУМом – однако вильнюсская «Европа» змеевидно изломана.
Торговые точки первого этажа тонут в сени настоящих деревьев, рядом установлены сотни мягких диванов, оккупированных
молодежью, а над всем этим магазином-парком покачиваются подвесные эллипсы кафетериев, попасть в которые можно по
перекинутым со второго уровня галерей мостикам. Цены в «Европе» также европейские: здесь легко можно оставить половину, а то
и всю месячную зарплату. Поэтому число предлагаемых гиперамкетом товаров и услуг значительно превышало число покупателей. А
те, в свою очередь, предпочитают не демонстрировать ни размер своих покупок, ни толщину своих кошельков, рассчитываясь
кредитными карточками.

Однако «Европа» не идет ни в какое сравнение с, пожалуй, самым огромным торгово-развлекательном комплексом литовской
столицы – «Акрополисом». Под крышей колоссального здания сконцентрированы ледовая арена, детский развлекательно-игровой
комплекс, 80 магазинов, 8 кинозалов, кегельбан, один из крупнейших гипермаркетов Вильнюса, множество кафе и ресторанов.
Стоит ли удивляться, что «Акрополис» с момента своего создания включен в списки вильнюсских достопримечательностей, а на
огромной автомобильной стоянке перед ним постоянно паркуются немало автомобилей и автобусов с номерными знаками всех
европейских стран, в том числе и Беларуси.
Европейская ипостась Вильнюса проявляется и в столь важном вопросе, как уважение к человеку и доверие к нему. Попытки
обнаружить хотя бы одного полицейского на площади Дауканто, где расположена Президентура (резиденция Роландоса Паксаса),
окончились неудачей. А ведь в стране уже более полугода продолжается серьезнейший президентский кризис! Не найдете вы
никакого подобия охраны и у входа в самую высокую гостиницу Вильнюса «Ревал Летува», 21-й этаж которой превращен в
«Скай-бар» («Небесный бар») с потрясающим видом из окон на Старый город. Именно это место вильнюссцы и предпочитают
панорамной площадке телебашни. Надо только прийти в «Ревал Летуву», пресечь пустынный мраморный вестибюль и нажать кнопку
лифта с надписью «Скай-бар». А поднявшись под крышу этого недешевого отеля, каждый волен поступать, как считает нужным.
Можно сразу сделать заказ, можно его и вовсе не делать, а сидеть во вращающихся мягких креслах бара и любоваться городом.
Никаких нареканий со стороны работников бара это не вызовет.

Разумеется, делать вывод о неразумной беспечности вильнюссцев было бы неверно. Охрана не отсутствует – она просто не видна.
В центральной части города единственное, пожалуй, здание, не изуродованное бессмысленными каракулями обнаглевших
«граффитчиков», — это Президентура. Хотя явной охраны не видно и там, в глаза бросаются многочисленные камеры
видеонаблюдения, отслеживающие и фасад здания, и территорию перед ним. Похожие камеры имеются и в других местах – в той же
«Ревал Летуве» и ее подоблачном «Скай-баре».
Однако, следует признать, подобная открытость несет один существенный изъян, бросающийся в глаза любому гостю литовской
столицы. О нем только что и шла речь: практически все без исключения здания Вильнюса изрисованы бессмысленными закорючками
любителями «граффити». На Западе этот вид уличного авангарда также широко развит, но там он имеет цивилизованные черты:
молодые люди приобретают пульверизаторы с краской, и через некоторое время какая-либо безликая стена или забор
преображаются, становятся яркими и красочными. В Вильнюсе же имеет место, так сказать, «граффити наоборот»: красивые
старинные здания уродуются бестолковыми и вульгарными «автографами». «Свобода самовыражения», — вздохнул в ответ на мое
возмущение вильнюсский друг. Однако уж очень широка была эта сомнительная «свобода»: жертвой струи баллончика и кривых рук
становятся церкви и костелы, конторы и школы, а многочисленные почтовые ящики изрисованы так, что ни по каждому и
определишь-то, что он был когда-то желтым. Мне подобную «свободу» было не понять. Как не понять ее было, наверно,
вильнюссцу, долго и безуспешно стиравшему отметину «граффитчиков» с таблички одного из министерств на проспекте Гедиминоса…

Гармония эпох

Третья и, пожалуй, главная ипостась Литвы, которую невозможно не заметить – это гармоническое сочетание древности и
современности. В немалой степени это было предопределено самой историей. Вильнюс, основанный в 1323 году у слияния рек Нярис
и Вильня, стал северной точкой соприкосновения Римской и Византийской, Европейской и Азиатской культур. О богатой истории
Вильнюса свидетельствует разнообразие его архитектуры: церкви, костелы, башни, боевые укрепления, уединенные средневековые
дворики и узкие улочки. Здесь переплетаются и дополняют друг друга все величайшие европейские стили: готика, ренессанс,
барокко и классицизм.
Хотя влияние ренессанса в городе было непродолжительным, но все же оставило несколько ярких памятников этого стиля: ворота
Аушрос в городской стене, костел Святого Михаила и несколько двориков основанного в 1579 году Вильнюсского университета,
одного из старейших в Европе. Поражает великолепием костел Святой Анны, для строительства которого использовали 33 вида
красного обожженного кирпича. По легенде, Наполеон Бонапарт, будучи в Вильнюсе, был так поражен видом церкви, что заявил:
«Так бы и поставил ее на ладонь, чтобы перенести во Францию!» Нельзя не восхищаться и костелом Святых Петра и Павла (XVII
век) – жемчужиной барочной архитектуры Вильнюса, интерьер которого украшают около 2000 статуй библейских, мифологических и
исторических героев. А когда к концу XVIII века в Вильнюсе расцвел классицизм, всемирное наследие города пополнилось
ратушей, Вяркяйским дворцом и Кафедральным собором. Все это сегодня сконцентрировано в самом большом в Европе Старом городе,
занимающем 395 гектаров площади и объявленном ЮНЕСКО памятником культуры мирового значения.

В течение ХХ века гармония прошлого не только бережно сохранялась, но и пополнялась детищами нового, советского времени.
Одна из центральных набережных реки Нярис имеет километровую застройку, полностью аналогичную питерской, что на
Грибоедовском канале. Через квартал на той же набережной высится дом в стиле классического сталинского ампира, увенчанный
характерным шпилем и весьма напоминающий московскую гостиницу «Пекин». Фактически три города «в одном флаконе»!
На южной окраине Вильнюса расположен международный аэропорт – «оро уостас», как говорят литовцы. Лицевое его здание – также
типичное сталинское сооружение с массивными колоннами и огромной бронзовой люстрой в центральном зале. Сегодня такой
аэропорт, разумеется, был бы не в состоянии соответствовать требованиям времени. И литовцы нашли выход, позволяющий
сохранить памятник советской истории: в 2000 году к сталинскому фасаду со стороны летного поля был пристроен современнейший
терминал, отвечающий всем требованиям международных аэропортов и оборудованный по последнему слову техники. Сегодня по
потоку пассажиров Вильнюсский международный аэропорт опережает воздушные порты Риги и Таллинна, совершенно не изменившись «с
лица». А разместившиеся по обеим сторонам привокзальной площади две эффектные призмы гостиницы и паркинга, облицованные
темно-синим стеклом, необычно дополняют полувековой аэропорт, являя собой еще одно свидетельство теснейшего переплетения
эпох.

Кстати, бережное отношение литовцев к своей истории проявляется и в современном здании Вильнюсского аэропорта. Здесь под
потолком подвешен небольшой красный одномоторный самолет. Это не модель и не рекламный трюк: по левому борту желтой краской
выведены фамилии пилотов: Стяпоноса Дарюса и Стасиса Гиренаса. Перелетев на этом легком самолете из США в Каунас и погибнув
над территорией Германии, они стали национальными героями Литвы. На похороны летчиков в 1933 году вышел весь Каунас, а
сегодня они, как и их самолет, изображены на 10-литовой купюре.
Органичное сочетание старины и современности в Вильнюсе встречается повсеместно. На улице художника Чюрлениса перед
огромным парком Вингис возвышается безумно дорогой отель «Кроун Плаза» (бывший в советское время гостиницей «Драугисте», то
есть «Дружбой») – а напротив примостился невысокий бревенчатый теремок, покрытый плесенью времени, однако увенчанный
тарелкой спутниковой антенны. На улице Миндауго бок о бок соседствуют современный гипермаркет «Максима» и симпатичный
золотистый особняк дворцового стиля, в котором размещено Посольство Республики Беларусь.
Подобное отношение литовцев к своей истории вызывает искреннее уважение. Здесь нет малопонятного московского стремления
«все разрушить до основанья, а затем…» Исторические памятники, здания и сооружения всех эпох мирно соседствуют друг с
другом, дополняя архитектурную мозаику литовской столицы новыми красочными чертами.
…На главной площади Вильнюса возле Кафедрального собора стоит колокольня с часами. Несмотря на то, что часы совершенно
исправны, узнать по ним точное время невозможно: отсутствует минутная стрелка. Часовой мастер, водружавший хронометр на
башню, посчитал, что жизнь горожан течет в Вильнюсе так неспешно, что знать время с точностью до минуты им вовсе не
обязательно.

Однако вильнюссцы время знают. А самое главное – ценят его. К сожалению, новые рыночные отношения вывели Литву на
европейскую магистраль со столь крутыми и непредсказуемыми поворотами, что далеко не все смогли вписаться в них и обустроить
новую жизнь. Мало оптимизма добавляет и продолжающиеся более полугода страсти вокруг президентского импичмента. Однако
литовцы верят, что все эти трудности рано или поздно будут преодолены: как свидетельствует история, случалось и не такое.
Кстати, в 2009 году Литва будет отмечать свое тысячелетие. Есть все основания полагать, что столица к тому времени
пополнится новыми броскими чертами.

Автор Максим

Хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах.

11 комментариев

1 комментарий

  1. Юрий

    26.03.2004 at 10:14

    Интересно, но на личные впечатления непохоже.

  2. Бакс

    26.03.2004 at 10:56

    Согласен с Юрием,
    это прекрасный образец статьи в газету "Иностранец". Но это не умаляет заслуг автора — и в "иностранцах" иногда не всякую инетерсующую тебя тему интересно читать. Искаженных фактов нет, а отсутствие "личных впечатлений", может быть, на сей раз не даст разгореться страстям на "дорогах" Литвы.

  3. Марина

    27.03.2004 at 08:25

    Есть разница
    Литовцы говорят о том, что в советское время жить было не лучше, а ЛЕГЧЕ — выбора не было, ходил человек на работу, получал зарплату, сидел и ждал милостей от государства в виде получения бесплатной хрущевки или возможности приобрести ковер, мало что от самих людей зависело. Между тем мне никогда не приходилось слышать, чтобы литовцы высказывали искреннее и настойчивое желание снова стать частью советской России.

  4. Vaskin Kot

    29.03.2004 at 06:47

    Pozdravlenije!
    Pozdravljaju malenkuju gorduju Litvu s vstuplenijem v NATO!
    A avtoru sovetuju smotret dokumentalnyje kadry pro proishestvija 13.janvarja 1991. Tanki zadavili tolpu! Sredi pogibshih devushka 17 let, zenshina 61 god, molodyje ljudi v 16 let. Eto bylo njevooruzhonnaja tolpa ljudei — pro kakije vy bojeviki govorite — njeponjatno.
    Etot film navernoje u vas tak chasto po teliku nje pokazyvajut, no vsje eti proishestvija sosnjaty na pljonku i sovetuju eto prosmotret. Uznajote mnogo novovo!

  5. Игорь

    29.03.2004 at 06:53

    Про аэропорт и оранжевый самолет
    Новая пристройка к аэропорту в Вильнюсе существовала уже в 1995 году. Кажется, тогда она и была построена.
    Оранжевый самолет — это именно макет.
    Обломки настоящего самолета находятся в музее в Каунасе. Дариус и Гиренас, вылетев на нем из США, беспосадочно перелетев Атлантику и Западную Европу, были сбиты и погибли над территорией современной Польши (сбили вероятно немцы). Не долетели до встречающего их Каунаса несколько сот км. Очень трагический случай.
    Обломки самолета все советские годы один человек хранил под землей, и только после обретения независимости их вывставили в музее, так же как и вещи летчиков.

  6. без имени

    29.03.2004 at 07:39

    Darijus
    Vsio tocno! Tolkio 1990 streliali desantniki, i tankami davili — tak nazivaiemyh nacionalistov. Mnie bylo 16.

  7. lolita

    29.03.2004 at 15:11

    well done
    браво, сэр. Люблю Вильнюс и спасибо Вам за свой взгляд на него. А на все вышестоящие умозаключения смотрите с улыбкой Будды 🙂

  8. Максим (автор)

    30.03.2004 at 08:40

    Спасибо за отклики!
    Огромное спасибо всем, кто высказал свои комментарии "Литовскому Ренессансу". Говоря откровенно, я его готовил как газетную статью для белорусской печати — но счел возможным разместить и на "100 дорог" — тем более, что именно этот портал немало помог мне при подготовки визита в Литву.
    Сразу и от всей души хочу попросить прощения у тех, чьи чувства я неприятно затронул (цели такой не ставил). Увы, но события 1991 года (кстати, весьма неблагоприятные и для моей Беларуси), сегодня нередко подвергаются не только постоянному переосмыслению, но и откровенному замалчиванию. Однако попытка преодолеть это замалчивание неизбежно вызывает взрыв страстей. Поэтому и возможны как смысловые, так и акцентные неточности. Заверяю вас в одном: занимаясь подготовкой "Литовского Ренессанса", я не ставил целью пересмотр истории. И испытывал немалое чувство скорби, находясь у мемориала перед Вильнюсской телебашней. Чего, к примеру, ни разу у меня не возникает на посещаемой ежедневно станции минского метро "Немига", где в 1999 году в пьяной давке погибли 53 человека. Ибо произошло это большей частью по их собственной дурости. А не так, как это было в литовской столице 13 лет назад.
    Приношу также извинения за некоторые неточности, имевшие место в рассказе. Услугами экскурсаводов и туроператоров я не пользовался, поэтому наблюдения и выводы пришлось делать "на глаз".
    В любом случае, мне крайне приятно, что рассказ вызвал Ваши отклики. Благодарю и за поддержку, и за критику. И от всей души советую: обязательно посетите Литву! Лично я постараюсь в начале осени выбраться в красавицу-Палангу. И если это получится — обязательно рассказу об этом.
    Всем всего наилучшего!

  9. Rinute

    25.05.2004 at 20:22

    Интересно
    Выходит, если персонал гостиницы не проверяет, стибрили ли гости полотенца, то у вас наступает культурный шок? Вы откуда, из Минска? Да, есть над чем поработать…

  10. без имени

    18.03.2005 at 14:35

    полная ахинея.

  11. LANA

    12.08.2008 at 19:41

    Литва
    [b]to без имени:[/b]
    Все плачете по Европе съездили бы в Москву вот там и увидели все вместе и ренесанс и прочее…Вот только не понятно почему все уехали т.е. многие благоустраивать и поднимать чужую экономику <а про свою забыли...

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход

Оставьте отзыв

Турция

10 долин и каньонов Каппадокии, которые не стоит пропустить

Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.

Опубликовано

10 долин и каньонов Каппадокии

1. Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.

красная долина

2. Розовая долина (Güllüdere). Это 2 долины с розовым оттенком скал, которые расположены параллельно друг другу. Они начинаются к югу от Чавушина и тянутся к смотровой площадке Красной долины. В долине — несколько церквей 7 — 8 ст. с хорошо сохранившимися фресками.

розовая долин

3. Долина любви — визитная карточка Каппадокии. Фаллоподібні скалы можно увидеть на большинстве буклетов о Каппадокию, и именно их больше всего любят туристы. Попасть в долину можно с трассы Гьореме — Аванос, повернув за Гьореме налево на асфальтированную дорогу, и потом еще раз повернув налево по указателю.

долина любви

4. Белая долина (Bağlidere). Это — продолжение Долины Любви на юг. Долина с монументальными скалами белого цвета, похожими на волны. Можно встретить туннели, природные арки и выдолбленные в скалах голубятни.

5. Медовая долина является продолжением Белой Долины на юг. Это-довольно крутой и узкий каньон с туннелями и скалами кремового цвета, которые природа разрисовала разными оттенками. Тропа в долину начинается при въезде в Учхисар: на первой развилке поворачиваем резко направо, а потом на перекрестке — снова направо, и спускаемся в долину.

6. Голубиная долина (Güvercinlik). Названа так благодаря большому количеству голубятен, выдолбленных в скалах. Гладкие конусообразные скалы имеют белый цвет. Долина тянется параллельно дороге Гьореме-Учхисар, и дальше на юг. Лучшая смотровая площадка находится на южном выезде из Учхисара.

голубвя долина

7. Долина Мескендир (Meskendir) — длинная долина, которая тянется от поселения Чавушин до дороги Гьореме-Ургюп. Отсюда стартуют в небо знаменитые воздушные шары. В долине есть природные туннели, голубятни, скальные церкви с фресками.

Долина Мескендир

8. Долина Сабель (Kiliçlar). Отсюда взлетают воздушные шары. Здесь можно увидеть много скальных помещений, которые используют местные жители для своих нужд. А в заброшенных церквях долины есть великолепные фрески с изображениями святых и вырезанными мальтийскими крестами. Долина начинается к северу от Музея под открытым небом возле Гьореме.

Долина Сабель

9. Долина Любви — 2 (Görkündere) — похожа на известную Долину Любви, но находится рядом с Гьореме. Фаллоподібних скал здесь также много. Найти ее просто: от поворота на Ургюп пройти около 500 метров, свернуть направо в долину Зэми и снова повернуть направо по указателю.

Долина Любви - 2

10. Долина Ихлара (Ihlara Vadisi). Самая отдаленная долина, которая находится в 70 км к югу от Гьореме. Это — глубокий каньон, в котором расположились более 100 церквей и монастырей с уникальными росписями.

Долина Ихлара

ТОП-10 смотровых площадок Каппадокии, где можно сделать трогательные фото

1. Холм влюбленных (Asiklar Tepesi) — лучшее место для встречи рассвета и наблюдения за воздушными шарами во время восхода солнца. Находится на холме, который расположен на южные окраины Гьореме. Отсюда, как на ладони, видны герме и Долина любви — 2 (Görkündere)

Холм влюбленных

2. Смотровая площадка Красной Долины (Kizilçukur) — популярное место для наблюдения над закатом с видом на скалы красноватого оттенка. Находится на вершине холма Актепе.

Смотровая площадка Красной Долины

3. Замок Учхисар. С Замковой горы открывается великолепный вид сразу на несколько долин и Гереме, особенно после захода солнца. Но сюда можно прийти и на рассвете.

Замок Учхисар

4. Площадка с видом на белые скалы Голубиной долины на южной окраине Учхісара. Над долиной можно отыскать деревья с ветвями, украшенными бело-сине-черными символами, похожими на глаз. Есть инсталляции из сухих деревьев, украшенных горшками. Получаются очень эффектные фото на их фоне.

Площадка с видом на белые скалы

5. Отель Sultan Cave Suites. На смотровую площадку, украшенную яркими коврами, могут попасть лишь постояльцы отеля. Прекрасное место для наблюдения за воздушными шарами на рассвете и фантастическая панорама Гьореме.

Отель Sultan Cave Suites

6. Galeri Ikman Carpet Shop. Для тех, кому не повезло попасть на смотровую площадку отеля Sultan Cave Suites, может сделать фото на фоне разноцветных ковров в этом ковровом магазине.

7. Смотровая площадка «Три красавицы» (Üçgüzeller) на запад от Ургюпа. Вид на «грибы со шляпами» — это визитная карточка Каппадокии, которую вы можете увидеть на многих буклетах.

8. Отрахисар: площадка с видом на замок Отрахісар и сам городок. Находится на холме к юго-востоку от центра.

Отрахісар

9. Долина Пашабаг между Гьореме и Аваносом: здесь открывается вид на множество скал, который называют «дымоходами фей».

Долина Пашабаг

10. Долина Любви: здесь выходят классные фото после рассвета, когда здесь приземляются воздушные шары.

Долина Любви

Читать далее

Россия

Восхождение на Казбек

Рассказываю о моем восхождении на Казбек с командой Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/

Опубликовано

Восхождение на Казбек

Решила взобраться на Казбек с группой и гидами, выбрала компанию Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/. Все было просто шикарно, море эмоций и впечатлений, самое яркое приключение в жизни, всем советую

Читать далее

Доминиканская Республика

Насыщенная экскурсия с культурной программой и отдыхом в раю.)

Были с сестрой в Доминикане на зимних праздниках, зачетный отдых получился.

Опубликовано

Насыщенная экскурсия с культурной программой и отдыхом в раю.)

Сама Доминикана конечно тоже огонь, но сейчас хочу про конкретную экскурсию поделиться впечатлениями. Наша экскурсия Саона-Делюкс включала в себя посещение Города художников и острова Саона. В городе художников мы осматривали местные достопримечательности, такие как амфитеатр, церковь святого Станислава, школу искусств и фонтан желаний, естественно, всей группой там загадывали желания.) Кстати, пока не забыла, группа была небольшая и не было толкучки, это нас очень порадовало. Далее, на острове Саона нас ждал обед с напитками, и для нашей группы обед был вне очереди. Обед сам был шикарный, даже гриль-бар включал в себя, ну а напитки вообще вкуснейшие и самое главное, безлимитные. На райском острове мы отдыхали не меньше четырех часов, так что успели вдоволь насладиться его красотами. Был и еще один маленький пункт остановки у нас потом, на песчаной отмели, там мы в натуральном бассейне купались с морскими звездами. Я так близко их раньше не видела и не трогала тем более. Во время этой остановки работал бар, и мы освежались вкусным шампанским. Вот сейчас рассказываю, и снова туда хочуууу. Организаторами экскурсии была компания Доминикана Про, за что ей огромное спасибо, все круто было. Еще один момент добавлю и буду закругляться. Автобус нас возил очень комфортабельный с wifi и даже питьевая вода была, что в жару очень кстати, а на борту было целых два русскоязычных гида — позитивные ребята. Остались довольны насыщенной программой, возможно повторим, когда будем в тех краях.

Читать далее

Новости партнеров

Популярное