Монастырь Мар Саба волновал давно. Как же туда добраться? В прошлом году вроде бы должно было срастись, но Jeack сорвался, недождавшись моего приезда, о чем хорошо написал в своем жж.
  Не буду повторяться, а только о своем опыте расскажу.
  На сей раз решили пойти другим путем(с). А именно, сесть в такси у Дамасских ворот и все дела. Мне вообще-то все пофиг, а мой друг Лев (он израильтянин) побаивался слегка страшных палестинцев))). Говорит, что даже есть указ, не разрешающий израильтянам совать нос на территории. Попавшиеся, дескать, будут наказаны. Между молотом и наковальней.
  Хотя с виду приходите кто хотите и берите, что хотите. Какие-то жалкие шестеро солдатиков проверяют транспорт на чек пойнте у тоннеля, что отделяет территории от Израиля. Все весьма условно.
  Да. Подходим к Дамасским воротам и просто, спрашиваем как пройти в библиотеку. 200 шек и все дела отвечают. Торгуемся, в результате 180. Это потом выяснилось, что можно добратьться шек за 20.,но это другая история.
  Садимся в такси и через 50 минут виляния по улочкам и холмам оказываемся у монастыря. Тут происходит то, что происходит уже много столетий между извозчиком и пассажиром. Вопли, что овес нынче дорог, семеро по полкам и пр. Заканчивается все фразой- чтоб ты сволочь подавился этой 20ткой- и довольный таксист отбывает в Иерусалим, а мы, рассовав по рюкзакам ящик воды Эн Геди, с замиранием сердца направляемся к дверям вожделенного монастыря.
  Ручей Кедрон здесь встретил на своем пути гору и рассек ее как нож масло. Появившийся каньон облюбовали пустынники с незапамятных времен. Их пещеры, скиты или как они еще называются, видны отлично как на стороне монастыря, так и на противоположной стороне ущелья. Монастырь же в 553 году н.э. образовал Преподобный Савва.
 
  Не буду опять же пересказывать то, что легко найти в сети.
  Дверь, окрашенная в бирюзовый цвет была открыта и мы, поздоровавшись вошли. Монах превратник полюбопытствовал какой мы конфессии и, услышав, что мы ортодоксы, пробил по билу два раза. Это значит гости ортодоксы. Если 3 раза, то с батюшкой, 1 раз не ортодосы, арабы просто бряканье без акцентированного удара, а что если евреи то и предположить страшно)))
  Продолжение следует...
  Оставив рюкзаки у входа на лавочке и, ответив, что, спасибо, ночевать не останемся, а коль приглашают, значит это возможно, отправились осматривать монастырь.
 
  В провожатые был выделен американский монах Яков. Показал и часовню, с которой собственно и начался монастырь, и основную церьковь св. Савы с его же мумифицированными мощами, и церьковь св. Николая, которая находится в пещере. Все увиденное производит впечатление, я вам скажу. Даже у меня, довольно к религии равнодушного и циничного, сердечко затрепетало. А когда нас пригласили в зал для посетителей и угостили кофе с рюмкой анисовки и рахат- лукумом, то и вообще расчувствовался.
  Тут и состоялась встреча с отцом Феодосием. Очень приятный человек слегка за 50 с седой окладистой бородой ясным взглядом серых глаз из-под кустистых бровей. Небольшого роста, но с энергичным рукопожатием. На кентасах шрамы, видно до сана жил интенсивно. Я, конечно, пристал к нему с вопросами, да и ему, наверное, хотелось поговорить на родном языке. Проболтали часа полтора. Рассказал он, что уже год как окармливается в Мар Сабе, а до того провел несколько лет на Валааме и в Афоне. Да и уезжать никуда не хочет. Интересно, что каждый из 15 монахов имеет свои обязанности, он, в частности огородствует. Поливка и прополка. Но выращивают в монастыре лишь то, что сорвать нельзя. Так он сказал. Чтоб не вводило в искушение. Также он ухаживает за скитом в километре от монастырских стен, жаловался, что братья мусульмане сей скит регулярно грабят.
  Жизнью доволен, хоть и не легко тут. Сон 4-5 часов в сутки, трапеза один раз в день, в воскресенье два. Основное блюдо что-то похожее на "ирландское рагу". Варево из всего, что есть в данный момент.
  Живут по византийскому времени, т.е. день начинается с заходом солнца. Это полночь. Получается, что каждый день отличается от предыдущего. Службы длительные. Но он доволен и говорит, что благодать особенная над этим местом.
  Поговорили и на личные темы, но не буду тут об этом.
  Доброжелательный очень человек. Интересно и как монахи друг с другом общаются. С такой благожелательной иронией. Улыбки и легкое подкалывание. Приятная атмосфера.
  Водоснабжение осуществляется необычно. Хоть под стенами и стремительно бурлит ручей Кедрон, но вода эта никуда не годится, т.к. это неочищенные канализационные сбросы из Иерусалима и Вифлиема. Запах и цвет специфические. Течет сей поток по направлению к Мертвому Морю, но не дотекает, испаряется, наверное, где-то в пустыне.(((
  Есть источник под лаврой, вода от которого идет на питье и готовку. Для технических нужд и мытья устроены водосборники дождя. Вода собирается с площади в три км и по каналам попадает в 15 цистерн. Одного хорошего дождя хватает на весь год. Да он и случается не чаще в здешних краях.
  Сантехника новая, но слив нечистот осуществляется ковшиком. Экономят воду.
  Кругом очень чисто. Не ясно, кто убирает, ведь территория большая. Сами или приходит кто помогать. Все, что я видел в идеальном состоянии. Покрашено, заштукатурено, т.е. труда положено немало, да и денег тоже.
  Впервые я увидел, что и без того высокие стены нарощены метровой, по меньшей мере, кладкой без раствора. На мои недоуменные вопросы был ответ, это противокошечные заграждения. И действительно, кошка (в смысле якорь) не сможет зацепиться, а только выдернет камень из кладки. А падающий камень-это шум.
  На воротах сидел охранник из палестинской полиции, есть ли он ночью неясно, но, учитывая немалые ценности, присутствующие в монастыре, и отсутствие телефонной связи (нет сети) охрана должна быть. Может, и у самих монахов есть оружие.
  Читал, что, якобы, на территорию не допускаются особи женского пола, будь то самки человека или других млекопитающих. Но это, видимо, в прошлом, т.к. во время беседы возле наших ног нагло валялась худосочная кошка, и никто на это не реагировал. А коль пожалуют женщины, их селят в одной из сторожевых башен за пределами стен. Пускают ли помолиться, не знаю.
 
  Пробыв в монастыре несколько часов, подумали, что пора и честь знать и попрощавшись направились восвояси. Узнав, что мы собираемся через пустыню к Мертвому Морю, монахи закачали головами мол очень жарко и сказали, что открыто до 7 возвращайтесь если что.
  Впечатление повторюсь сильное. До того был лишь в Санта Катарине, что на Синае. Тоже греческие ортодоксы. По мощи похожие заведения. Но если там тысячами полуголые туристки, то тут по три человека в день - это много.
  Жаль, что не остались ночевать, жаль, что не верующие, можно всласть помолиться, прочувствовать всю святость этого места. Но нам нужно было дальше в пустыню.
  Начало маршрута, отмеченного на восьмой из 20 израильских туристических карт синим цветом, лежит прямо у лавры. Нужно пройти километр вдоль ущелья и переправиться на другую сторону. Можно было бы сходить и посмотреть на монастырь через ущелье, но поленились. Это заняло бы час, а мы и так уже опаздывали. Впереди 20 км пустыни, и хоть луна была 60% идти по незнакомой местности, а может быть и карабкаться удовольствие сомнительное.
  Так получается, что я всегда тороплюсь, и что-то пропускаю, о чем сожалею и поэтому есть повод вернуться.))
  Итак, мы в пути. Жарко и очень сухо. Дорога для джипа вполне проходима. Я видел в сети объявления об экскурсиях на джипах как раз на траверс Мар Сабы. Вполне комфортно можно доехать. Я даже больше скажу, и для горного велосипеда дорога приемлема, что Jeack и доказал. Преодолев две гряды высоких холмов, с которых видны горы на другом берегу Мертвого моря дорога спустилась на широкую равнину. Заблудиться невозможно. Иди себе на восток и рано или поздно упрешься в дорогу идущую параллельно побережью. Днем, конечно, жарко, но к вечеру нормально. Воды у нас было предостаточно, так что подарили бутылку бедуину, который что-то копал в месте, отмеченном на карте как место раскопок. Лева посокрушался об отсутствии у этого бедуинского паренька перспектив в жизни, на что я заметил, что может он через пять минут найдет золотое ожерелье и станет богаче нас в н раз. Все может ведь повернуться удивительным образом.
  На встречу попадаются верблюды, бродят сами по себе, жуют колючки, в ладоши хлопаешь, дорогу уступают. Самцов не видно, только верблюдицы.
  Через пару часов достигли вышеупомянутой дороги. Асфальт однако. Сплошь покрыт пятнами высохшей верблюжьей мочи. Даже микроавтобус один попался. Номера палестинские, в кузове металлолом покрытый солью. Водитель сказал, что едет в Хеброн. Нам не туда. На горизонте в бинокль видели армейский джип с пулеметом, но он ушел на юг в сторону Мецукей Драгот.
  Солнце садилось, холмы стали синеватого цвета, воздух чистейший, ветерок в спину, тишина кругом - полная, благодать.
Хоть и говорят, что в Иудейской пустыне окопались разнообразные демоны, в этот вечер они были в другой ее части. Последние два часа шли при луне. Мы хотели достичь спуска к заповеднику Рош Цуким и попроситься туда на ночлег. Что любопытно, без фонаря было идти проще, чем с оным. Лунный свет давал более рельефную картинку. Хоть и говорят, что в Иудейской пустыне окопались разнообразные демоны, в этот вечер они были в другой ее части. Последние два часа шли при луне. Мы хотели достичь спуска к заповеднику Рош Цуким и попроситься туда на ночлег. Что любопытно, без фонаря было идти проще, чем с оным. Лунный свет давал более рельефную картинку.
  Дорога впрочем не сложная. Достигли мы места спуска и обнаружили, что там оборудовано место отдыха с навесом и великолепным видом на ММ и Иорданию. Огни набережных и деревень в горах, лунный блеск на воде. А внизу дорога номер 90, по которой несутся совершенно бесшумно машины. Звук не доходит. Высота около 400 метров от уровня ММ. На небе яркие звезды, которых в Израиле не всегда и видно, небо засвечено городскими огнями. Да самолеты над головами пролетают время от времени, видно, на Египет и Саудию.
  Решили заночевать здесь. Появились и комарики. Мелкие. Нашим не чета, конечно, но кусаются препротивно. Да у нас с собой было. И от комаров пшикалка и сетка, короче, ночь провели замечательно. Утром обязательный ритуал встреча солнца над горами, завтрак и продолжение маршрута. Решили пройти 6 км на север и спуститься по ручью Кумран. Очень красиво кругом. Как нарисовано. Бело-желтые горы, опять верблюды. Суровая природа, но тебе наплевать, потому что у тебя есть карта и вода. Отличное настроение..
  Ручей Кумран тоже место впечатляющее. Дикий каньен, хаос каменных глыб и два 50 метровых отвесных спуска. Лев сказал, что тут в выходные полно снеплеров. Верю. Спустились без приключений. Посидели на лавочке, попили водички, искупались и через 40 минут были в центре Иерусалима. На завтра была запланирована поездка в Иродион.
 

Автор Mart

Страницы1

5,0/5 (1)

2 комментария

  1. Роза
    Роза 12 сентября

    Без названия
    Хрустальная мечта побывать в Мар-Саба. Как-то раз пытались,заблудились, заехали в арабский праздник в Восточный Иерусалим, пришлось прикинуться американцами - чтобы двоюродные не съели.А теперь чегой-то опасаемся. Новсе равно очень хочется. А после рассказа - еще больше захотелось. Спасибо.

  2. Александр Лапшин
    Александр Лапшин 15 сентября

    Ваше бесстрашие (безрассудство?) вдохновляет!
    Я был в Мар-Сабе дважды, но оба раза до последней интифады. В первый раз добирался через Вифлеем - Иродион и деревню Затра. Это если ехать к воротам в монастырь.

    Второй раз на машине с противоположной стороны Кидронского ущелья. Проехали от Мертвого моря и обратно.

    А риск он есть. Быть арестованными изральскими полицейскими этот еще не самое страшное. Гораздо неприятнее угодить под камни, которыми частенько засыпают всех чужаков, кто проезжает окресные арабские деревни. Или быть ограбленными там же.

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Гефсиманский сад

Гефсиманский сад

Уникальный и удивительный Гефсиманский сад…