Отзывы о туристических маршрутах Армения
Нагорный Карабах
Все свои поездки всегда планирую за полгода, а то и больше. Весной этого года хотел посетить тур. выставку в Гостином дворе, но не мог выкроить время. Вдруг все мои знакомые, побывавшие там в пе…
Так я узнал, что есть туры в Карабах, а впоследствии задумал туда съездить дня на три-четыре. Позже решил взять такой тур: Карабах 2 дня + Армения 2 дня. Пытался собрать информацию о турах в эту непризнанную республику, но почти ничего нигде не было. Немного выручил товарищ, стоявший рядом с карабахцами на выставке, потому что они успели передать моему другу кое-какие рекламные буклетики.
На карте Армении, продающейся в московских магазинах, Карабах не обозначен. На карте Азербайджана Степанакарт именовался Ханкенди. Приложение к карте рассказывало, что в Ханкенди открыт университет, один институт, две-три школы. Также сообщалось, что жизнь налаживается, но ж/д в Баку временно закрыто. Негусто. Интернет тоже мало что дал. В общем, информацию собирал по маленьким капелькам.
Поездку запланировал на начало октября(в это время погода там — что надо), маршрут передвижения тоже продумал и через своего постоянного туроператора вышел на турфирму в Ереване.
В общем, в среду с утра мы с женой вылетали в Ереван, а в воскресенье вечером должны были вернуться. Конечно этого мало, но все же лучше чем сидеть в слякотной Москве.
Полет прошел хорошо. Пролетая над Кавказом, видели Эльбрус. Два раза развернулись над Севаном, и вот нас уже встречают в аэропорту с табличкой. Сразу едем в Карабах, а это почти 400км от Еревана. Знакомимся с встречающей стороной. Гид, девушка по имени Лилит, имеет историческое образование, преподает в университете и работает в свободное время в турфирме. Водитель Агас. Машина — старенький Опель.
Непередаваемый армянский колорит почувствовался сразу. Остановил нас гаишник. Агас вышел, поздоровался с ним за руку, о чем-то немного поговорил и только потом показал документы. На мои вопросы водитель ответил так: «Гаишников у нас мало, почти каждого мы знаем в лицо».
Проезжаем по араратской долине. Справа от нас гора Арарат, закрытая облаками. Тут мне приходит эсемеска: «Приветствуем вас в зоне роуминга Турции». Турция совсем рядом. Лилит рассказывает, что когда сюда приезжал царь Николай Второй, Арарат был закрыт. Николай хотел увидеть гору, но это никак не удавалось в течение трех дней, а на четвертый царю донесли: «Арарат открылся». «Теперь я не хочу его видеть,» — ответил последний правитель России.
Агас — прекрасный водитель, летим 100-120км/ч. Обгоняем старую «Волгу», под завязку забитую гранатами. Агас решает нас угостить. Тормозим «Волгу», покупаем гранаты, усаживаемся и едем. Лилит и Агас переговариваются на армянском, гид начинает ругать водителя, тот оправдывается. Выясняется, что фрукты мы купили дорого, а главный аргумент, который приводит в защиту Агас, — что торговец был из г. Ардашата. Люди оттуда известны в Армении как жадины, у которых сбивать цену бесполезно. Тут немного отвелекусь и отмечу, что если армянин не сбрасывает цену, его нужно спросить: «Ты что, ванети?». Ванети — это выходцы из Ардашата. Ванети быть не почетно.
Трасса начинает петлять, подъезжаем к горам. Пейзажы меняются, один вид краше другого. Останавливаемся возле крутого склона. «Наша дорога к Карабаху обстреливалась из Нахичевани во время войны» — поясняет Агас и показывает два торчащих в горе снаряда. Они не взорвались, их разминировали и воткнули на приличной высоте. На память потомкам.
Петляем, петляем, поднимаемся все выше и выше, уши немного закладывает. Один перевал, другой, и вот мы влетаем в настоящие облака. Начинается дождь, становится прохладно. «Здесь всегда нежарко, это сисианский перевал,» — обьясняет гид. Наш Опель взобрался на плато, то туман, то снова ясно. Дома крестьян небогатые, да и где они в Армении богатые? Вокруг альпийские луга, в этом районе проживают люди, разводящие скот. Часто останавливаемся, — то коровы, то барашки переходят дорогу. День близится к концу. Вдруг в одном месте опять остановка, дорогу перегрождает стадо коров. Тут я заметил, что стоим не только мы. Чуть впереди Мерседесы с мигалками и джипы сопровождения покорно ждут, потому что коровы никогда не уступят дорогу. Из Карабаха возвращается мэр Еревана, но узнали мы об этом потом.
Темнеет в горах быстро, успеваем посмотреть сверху на Горис. «Это последний город Армении, дальше Карабах, полюбуйтесь видом Гориса,» — рекомендует Агас. Городок зажигает свои огоньки, мы все немного отдыхаем перед самым трудным участком дороги. У водителя хорошее чувство юмора: «Черное золото Армении — это асфальт,» — мимолетом замечает он. Будет асфальт — будет работа у армян, будут дороги, тогда и деньги тоже будут. Нужно заметить, трассы везде отличные.
Дальше едем в полной темноте, становится жутковато. Встречных машин не попадаются минут по 10-15, жизнь, кажется, замерла. Наконец въезжаем в Лачин. По волнам памяти пробегает словосочетание «Лачинский коридор». Этот поселочек называется теперь «Бердзор», здесь жили азербайджанцы. За Лачин шли упорные бои, ведь это главный въезд в Карабах. Людей в поселке не много, как впрочем и работы.
После Бердзора кажется, что дорога издевается над нами, виражи становятся особенно крутыми, начинается страшный ливень, на лобовом стекле взбунтовалась щетка и чуть не улетела в туман, а может, и в пропасть.
Скорость у автомобиля небольшая, вспышки молнии освещают шоссе. Наконец мы в Степанаперте. Это название город получил в 1923г. в честь одного из 26 бакинских комиссаров Степана Шаумяна(на самом деле, бакинских комиссаров теперь не 26, а непонятно сколько,в Баку армян вычеркнули.). Город кажется непривычно большим после городков по дороге, расположен он на холме и имеет несколько уровней. Везде горят фонари, в центре необычайно много частников-таксистов. Людей не видно, но таксисты упорно их ждут.
Отель мы с трудом нашли, вселяемся. Отель нормальный, но с ужином есть проблемы. Продукты покупаются на заказ, население здесь бедное… Мы с Диной(моя жена) решаем все же поужинать. На улицах ни души, таксистов стало меньше, а армянское время — только 23:00. Видим какую-то кафешку с огоньками, идем к ней. Что нас там ждет — неизвестно, я готов ко всему. Может, там боевики с автомтатами, может, продуктов тоже нет, может, на нас, русских, набросятся местные. Предполагали все что угодно, но увиденным я был просто ошарашен: в полупустом зале работает телевизор, официант смотрит «Дом-2». Ксюша Собчак разбирает отношения в какой-то паре. Эх, не в свое время Ксюша родилась, появилась бы лет на двадцать пораньше, тогда эта выпускница МГИМО и секс-символ молодежи без проблем разрулила бы отношения на Кавказе.
Ужинаем вкусным шашалыком и идем спать, день наконец-то закончен.
Утром осматриваем город. Война закончилась 12 лет назад, никаких следов от нее не видно. Лишь некоторые дома хранят следы от пуль и снарядов. Людей на улицах много, все отлично говорят по-русски (много беженцев из Баку), в центре продают продают цветы и похоронные венки в одной палатке. У нас в Москве такое вряд ли возможно. Детвора идет в школу с букетами, вспоминаю, что сегодня праздник — день учителя.
Символ Карабаха — памятник возле выезда из города «Папик и Татик». Две большие и удивительно милые головы дедушки и бабушки из красного камня. Дедушка с бородой, у бабушки рот закрыт платком, это национальная одежда карабахских женщин. В советские временя в этих местах было зафиксировано самое большое число долгожителей, и это неудивительно: леса, горы и воздух, который можно не только пить, но и есть, как кислородный коктейль. Что еще нужно было в те времена для счастья? Даже самое старое дерево на территории СССР (возраст 2000 л.) растет где-то здесь.
Здесь я хочу сделать небольшое отступление и спросить: «Что такое история?». Прошедший день уже история, мы его помним. А тот период, когда нас не было, воспринимаем от других людей, хотя хронология событий, да и сами события могли развиваться по-другому. А были ли они вообще? Я знаком с двумя версиями истории Карабаха. Теория о том, что армяне появились в этих местах в 18-19 веке, и все исторические постройки специально состарены, мне кажется неправдоподобной.
В грузинских и персидских летописях упоминается с 14-15 веков местность Баги Сиах, по-персидски это «черный сад», а на тюркском языке звучит как «кара бах». Армяне Карабах именуют Арцахом. Был такой царь Ар, который сажал деревья(«цах»). Другая версия: «сар» — гора, «цах» — лес. Гор, покрытых лесом, тоже предостаточно. Историк Страбон упоминает об Арцахе, входившем в Великую Армению и прославившимся своей конницей. После крупного антиперсидского восстания в 5 веке, известного как Священная Вардановская Война, большая часть армян скрылась на территории Арцаха в густых лесах и продолжила партизанское движение. К концу пятого века Арцах приобрел определенную независимость, появились первые цари.
В 10 веке ведущую роль в царстве начинает играть княжество Хачен. До монгольского вторжения край сильно развивается, строятся монастыри. После монголов Арцах сильно дробится, появляется институт управления под названием «меликство». Потомки царей, «мелики», правят каждый своим наделом.
В 1701г. армяне Арцаха просят Петра Первого о вхождении в состав России, но тогда осуществить это было просто невозможно. Воспользовавшись внутренней распрей в 50-х годах 18 века, предводитель кочевого племени Сарыджаллу Танах Али при поддержке мелика Варанды Шанхазара Второго обосновывается в крае, ставит на месте крепости Шовшаберд крепость Шуши и провозглашает себя ханом Карабаха. В 1805г. Карабах добровольно вступил в состав России, что было потом записано в «Гюлистанском мирном договоре».
В 1826г. карабахцы вместе с русскими воевали с Персией. Посетивший театр военных действий А.С.Пушкин упоминал карабахский полк.
Первые большие и известные межнациональные столкновения произошли в 1905г., а затем еще большие в марте 1920г. Побывавший в Шуши в мае 1920г. С.Ордженекидзе описывал большие разрушения в городе.
Советская власть присоединяет Карабах сначала к Армении, а затем решает отдать его Азербайджану. Бакинская нефть — серьезный аргумент. В то же время Ленин отдает Турции Карскую область- армянскую территорию. После погромов людей там оставалось мало, а обороняться молодая советская власть была не в состоянии. Так Армения теряет свой символ — гору Арарат. Нахичевань — тоже бывшая армянская территория.
Мы, осмотрев памятник, движемся в сторону монастыря Гандзасар(это почти 50км от Степанакерта). Дорога великолепная: горы, лес, желатая и зеленая листва — заглядение, одним словом. Встречаем старую женщину на ослике, она пасет овец. На вопрос о ее возрасте хитро улыбается. «Кокетничает. Замуж хочет выйти,» — шутит Агас. На осликах здесь ездят 10% населения, еще 10% — на мотоциклах, а остальные — на российских авто.
Лилит обращает наше внимание на старую крепость под названием Качахаберд (сорочья крепость), которая упоминается в девятом веке. Там пряталась от врагов княгиня Спрам из Хачена. Качахаберд расположена довольно далеко от дороги, да и взобраться туда проблематично.
Едем дальше. Чистая и быстрая речка Тартар шумит в долине, а сверху наша дорога. Останавливаемся в деревне Ванг. Памятник воинам Отечественной войны соседствует здесь с монументом «Герои Арцаха», все ухожено. Карабахские армяне всегда были известны в Армении и за ее пределами своим стойким характером, многие из них во время ВОВ были награждены орденами и медалями. Во всем мире нигде нет такого, чтобы из одного небольшого местечка вышли два маршала. Из деревни Чардахлы — маршал Баграмян и маршал Бабаджанян.
Наше внимание привелекает забор из одних азербайджанских автомобильных номеров. Оказывается, бывший сотрудник ГАИ огородил так свою территорию. А рядом стоит отель в форме корабля. Один человек, выходец из этой деревни, построил дорогу, отель и отреставрировал монастырь Гандзасар, куда мы и направлялись. Монастыри в Армении строили всегда в труднодоступных местах, на горах или в ущельях. Страна много раз подвергалась нашествиям, а туда пока еще враг доберетя. Это и спасало постройки.
Гандзасар был построен в 1238г., но крещение было отложено на два года в связи с нашествием монголов на Хачен. Историк Киракос Гандзакеции писал, что при крещении присутствовало более 700 одних только священников.
Ныне здесь немноголюдно, чувствуется удивительная благодать и спокойствие. Прекрасный вид на окрестности. Даже шум реки Тартар здесь почти не слышен. Только сороки переговариваются на своем трескучем языке.
Заходим в храм. Могильные плиты князей, как символ покорности судьбе, уложены так, чтобы по ним ходили. Потолок в претворе храма в виде сталактитов. Лилит показывает нам два еле видных изображения. Справа и слева от алтаря на старых стенах и высоте в три метра угадываются лики ангелов. Они появились после окончания войны в 1995г. Иконопись в армянских церквях была не развита, может, батюшка сам нарисовал? Думаю, что нет. В жизни много необычного и необъяснимого.
На выходе из монастыря встречаем армянских туристов из Австралии. Каждый армянин считает своим долгом побывать на исторической Родине. К тому же посмотреть в Арцахе и в Армении есть на что.
Вновь проехав через Степанакерт, движемся в Шуши. Этот городок расположен в 10 км. от Степанакерта и возвышается над ним, до войны там были санатории. Въезд в Шуши только с одной стороны, по одной дороге, с трех сторон неприступные скалы. На подъеме в гору — старое армянское кладбище, часть плит повалена, они, как солдаты, тоже пали во время войны. Остатки крепостной стены напоминают, что Шуши всегда был городом-крепостью.
Вдруг видим пятиэтажку с обгоревшей вывеской «Товары для детей». Окна в доме почти все выбиты, часть квартир подвергалась пожару, первый этаж (бывший магазин) завален кирпичами, а на доме следы от пуль и снарядов. Но на трех или даже четырех балконах развешено белье. Значит здесь живут люди.
Подьезжаем к небольшому отреставрированному после боев зданию. Там висит плакат на армянском языке. Лилит нам читает: «Да здравствует карабахская армия-освободительница». Направляемся к мечетям, их две. В советские временая обе работали, но ни одна карабахская церковь не функционировала, хотя армян-христиан намного больше, чем мусульман. В этом районе квартиры в домах разбитые и не очень расположились в шахматном порядке. Смерть и жизнь играли здесь свою партию. Много пустых пятиэтажек, жилые заселены лишь на треть. Хотя, честно говоря, «заселены» — слишком громкое слово, значащее лишь то, что на балконах развешено белье, чтобы никто не претендовал на квартиру. А так значит место занято. Дверей в подъездах нет, а вместо стекол порой целлофан, везде груды строительного мусора и следы, следы, следы войны.
Вылезаем из машины, идем пешком. Проходим мимо пяти-шести женщин. Здороваемся, молча проходить здесь не принято. Первый вопрос нам: «Откуда вы?». Отвечаем. Они сразу говорят: «Посмотрите, как мы живем!». Начинают рассказывать про свою жизнь. История у всех практически одна: «…Я жила в Сумгаите, попала там под погром……Я жила в Баку, в 88-ом переехала в Карабах……Я жила в Азербайджане, теперь здесь вот…». «А я жила и буду здесь жить! Они меня выгнали из квартиры, я потом вернулась…,» — говорит одна старушка. «Наши освободили…. Наши их прогнали…. Наши молодцы…» Люди доверяют нам свою боль, к разрухе они привыкли. Как говорится: «Глаз замылился». Но обида осталась.
Подходим к верхней мечети. Она похожа на красивую женщину в старости, чувствуется её былое великолепие. Минареты в нарядной мазайке и с дырками от снарядов. Входим внутрь. Там разруха, но мусора нет. Очень красивый потолок подпирают белые колонны, из разных окон через литые решётки льётся мягкий свет. Подхожу к дальнему окну с правой стороны и вижу заросшие травой могильные плиты, на них надписи «лапшой». Впечатление такое, что они смотря на меня, как будто хотят сказать что-то вот такое: «Выслушай, у нас тоже есть обиды…. С нашими живыми обошлись нехорошо… Нас никто не навещает…За что нам всё это?!»
Пробежал холодок по спине, я отпрянул. Посмотрел на левую сторону окон, в разбитой пятиэтажке на балконе женщина вытряхивала коврик, причем делала это так, будто призывала: «Посмотри, как живут победители!».
Мощеной былужником улочкой мимо разбитых частных домиков поднимаемся вверх города. Подъем довольно крут, разница между нижней и верхней частью — триста метров. Какой же это раньше был город! Красивый, зеленый, великолепный, как и вид на окрестности. Как такое могло случиться, почему красота не спасла мир?
Наверху видим сгоревший автобус, он приехал на свою конечную. Железные ворота в одном дворике изрешечены пулями, а дома самого уже нет, лишь только стена, которую и стеной трудно назвать, и так почти везде.
Нам встречается группа мужчин. Из них резко выделяется один человек, зовут его Андроник. Одет в пиджак, левый рукав пуст, на правой руке нет двух пальцев. Андроник пользуется уважением. Сколько же ему лет? Вдруг понимаю, что Андроник лет на пять-шесть моложе меня. Дурацких вопросов про войну мы этому человеку не задаем. Какое-то время он идет рядом с нами: «Вот подождите, восстановим Шуши, как Степанакерт, тогда приедете отдыхать к нам снова! Здесь великолепный воздух, для легких полезно. Вчера приезжал мэр Еревана, будут собирать деньги для нашего города». Жму на прощание Андронику руку. Фотографируемся. Дина записывает его адрес, обязательно пришлём фотографию.
В верхнем городе картина чуть лучше. Пятиэтажки тоже после боев, но в одной квартире замечаем пластиковые окна. Беженка из Грозного продает нам свечки возле отремонтированной церкви. Жизнь эта женщина делит на «до 91-ого» и «после 91-ого».
Ставим свечи за всех этих несчастных людей. Вдруг Дина замечает свадьбу. Пять разукрашенных машин привезли невесту, жениха и гостей. Значит, жизнь налаживается. По крайней мере, очень хочется в это верить.
Едем обратно, я замечаю памятник. Человек из белого мрамора сидит на скамейке, слева от него место свободно. Может, присесть? Да нет, как-то жутковато все здесь. Вдруг статуя обнимет левой рукой и утащит в свой мир мертвых?
Рядом расположен Дом Культуры, а на нем плакат. Прошу Лилит перевести, она сначала мнется, но потом исполняет просьбу: «Родина одного народа не может долго быть Родиной другого народа».
Осенью 91-ого оставшийся без «горбачевской» крыши «Ласковый май» сворачивал свой бизнес. А оставшийся без прямого управления из Москвы Карабах готовился к войне. Уже давно нет в Степанакарте азербайджанцев, а в Шуши — армян, зато есть перебои со светом, теплом, продуктами. Степанакерт вообще оказался отрезан от внешнего мира: дорога на Лачин была тогда блокированна, три раза в день прилетал вертолёт из Армении, но что это для целого города и окрестных послеков?
У Советской армии была такая тактика войны в Закавказье: принть на себя удар врага в Нахичевани и Армении, измотать его и перейти в наступление на его территорию. Исходя из этого, крупные склады оружия распологались в тылу, в Азербайджане. Поэтому перевес в вооружении после развала Союза был почти 1:3 в пользу Баку. В сентябре война в первый раз по-настоящему заявила о себе, произошел первый ракетный обстрел Степанакерта из Шуши. Ереван и Степанакерт всячески стремились потянуть время, хотя, конечно, горячие головы есть всегда и везде. И вот над Карабахом в ноябре сбит вертолет с журналистами и руководством МВД Азербайджана, выжить не удалось никому. В случившимся обвинили Ереван. Наверно, это и было началом большой войны. Обстрелы стали почти стали ежедневными. Первый ответ из Степанакерта пришелся на поликлинику в Шуши. В обоих городах были большие потери. Такое положение сохранялось всю зиму 91-92г. Зима эта и последующие, начала девяностых, — самые трудные годы в истории Армении. Беженцы из Азербайджана, прошедшее землетрясение, отрезанность дорогами от всего мира, электричество давали в сутки на 1 час, начавшаяся война с превосходящим по силам противником, да и экономика после развала Союза была почти никакой.Везде было холодно. Люди собирались погреться в каком-то одном доме, человек клал на печку принесённый с собой кирпич или камень и бежал потом домой, согреть этой крохой тепла близких. Армяне выстояли. Удивительное дело, количество разводов в семьях в то время по Армении было равно нулю.
Весной командование Степанакерта поставило задачу овладеть Шуши, но лобовые атаки успеха не приносили были большие потери. Первой ласточкой победы стало открытие «Лачинского коридора». Почти три месяца боёв, и небольшой, но очень стратегически важный посёлок взят.
В Шуши ситуация тоже была не лучше: дороги отрезаны, но сдаваться гарнизон не собирался. На этой войне таких вариантов, как у Салмана Радуева (он со своим отрядом 150-170 боевиков + 30 пленных омоновцев ускользнул из тройного оцепления) не было. Вопрос стоял: «или они, или мы», «ковалевы, новодворские, боровые», общество их наверное просто разорвало бы.
Шуши взяли в мае 1992г. Армянские солдаты буквально по отвесным скалам взобрались ночью. Противник этого не ожидал, но и не сдавался. Бои шли за каждый метр, пощады быть не могло. Я когда был там, думал об одном — находились или нет женщины и дети в осаждённом городе. В Сепанакерте — да, а здесь? Наверное, тоже да. Куда ты денешься, когда твой дом, двор, улица вдруг стали линией фронта? Да и любой человек всегда надеется на лучшее.
В июне-июле Баку перешёл в мощное наступление. Перевес в тяжелом вооружении сильно сказывался, но Арцах снова выстоял. Из разных концов света приезжали армяне-добровольцы, чтобы помочь своим братьям. Затем боевые действия шли с переменным успехом. В критические моменты министры обороны обеих сторон отправлялись в отставку.
Ну а армянский юмор остается таковым и на войне. На одном участке фронта с вертолета рассыпали муку, противник подумал, что это химическое оружие, и отступил. На другом участке, к ишаку привязали аккумулятор, присоединили автомобильные фары, засыпали в зад красного перца, и ночью ишак побежал на вражеские позиции. Противник подумал, что это новое чудо-оружие, открыл обстрел. Так были выявлены огневые позиции.
Второй тяжелый период для Степанакерта — конец 93-го года, приход к власти в Баку Г. Алиева и последовавшее за ним мощное наступление. Помните вино «Агдам»? За этот город тогда шли упорные бои. Арцах отбил натиск и перешел в контр-наступление. «Что вы здесь делаете, в Москве? Армянские танки в 300 км от Баку!» — кричал тогда перед телекамерами на торговцев азербайджанцев В.Жириновский. Победа, как женщина, достается тому, кто ее больше желает.
Мы покидаем город-призрак. Нам нужно попасть к вечеру в Ереван. Едем той же трассой. Впечатление очень сильное, какое-то время разговаривать не хочется. От мыслей отвлекает дорога, как только мы вчера в тумане тут проехали. Спасибо Агасу, он отличный водитель. Ну а мы с женой смотрим участок, который в темноте не видели. Очень понравилась деревня Тех, бывшее село Кёрес. Это целый пещерный город, люди жили здесь с незапамятных времён. Даже церковь пещерная имеется. В одном месте любуемся горами в виде перевёрнутых вверх сосулек. Красота и загляденье, других слов нет. В Ереван попадаем поздно вечером. Следующие два дня у нас — г. Дилижан, озеро Севан, ц. Хор-Вирап, мон. Нараванк и Гегард, сам Ереван и, особо хочу отметить, гарнийское ущелье. Стоит ехать в Армению, хотя бы чтобы всё это увидеть.
Я закончил свое описание поездки и хочу поделиться мыслями, которые меня волнуют, рассказать о своем взгляде на события недавней и теперь такой далекой жизни. Это всего лишь моя точка зрения.
Мне 39 лет и я очень хорошо помню одну байку, ходившую в народе в конце 80-х годов прошлого века. В маленьком городке(название тогда упоминалось, а сейчас я его уже точно не помню) близ Ленинграда, в детском саду, повариха кипятила молоко, в которое случайно попала мышь. Времена были тяжелые, с продуктами напряженка, и женщина, выбросив мышь, дала молоко детям. В том городке травили грызунов, и отрава попала в еду. Дети от яда почти все умерли, повариха повесилась, директора детского сада посадили. Смысл байки — советская власть плохая. Историй с подобным выводом тогда ходило много. Но если взяться за ум и подумать в данном конкретном случае, то картина будет другой.
Мышь весит 100-150г, попавший в еду и убивший ее яд — 3-10г. Оказавшись в пятилитровой (возможно, и большей) бадье, эти 3-10г растворяются. Что будет человеку, который весит 25кг, от этой дозы, растворенной в пяти литрах, если он выпьет 250 гр.? Да и даже целиковая доза отравы, которую взяла на себя мышь, не будет смертельной для ребенка. Максимум — понос. В.Ющенко более сильная доза не взяла. Но тогда мы верили в подобные байки, их было много,они вызывали недовольство. Специальная агентура распространяла их. Наше.общество того времени было сравнимо с ребёнком 3-5 лет. Думали переименуем улицу, отсоеденим соседа нахлебника и заживём как в Америке. Распространялась тогда и байка, что Армения закрыла свою атомную станцию заботясь о своей экологии, а электричество хочет брать из России. Выдающийся философ современности С.Г.Кара-Мурза в своих книгах «Советский проект», «Манипуляция сознанием» и др. подробно разбирает как нас тогда дурили. Он сам неполенился, ездил в городок, где «мышь отравила детей» и опрашивал жителей. Ничего подобного там небыло. Да и журналисты современные обязательно расскопали бы эту историю. А тогда общество медленно,шаг за шагом, готовили к слому жизнеустройства. Внушали мысль, что лучше будем жить одни, без Кавказа, Средней Азии и Прибалтики.
Каждый из нас имеет соседей: по дому, по даче, по гаражу и т.д. С кем-то дружим, а с кем-то так, не очень, но стараемся не драться. Люди, посещавшие Карабах в советские времена, отмечают, что два народа жили обособленно. Смешанные браки были крайней редкостью. Но жили. Пришёл Горбачёв, пошла гласность, наметились первые трудности в жизни. Монолит советского общества дал трещину. Виноградники вырублены-» сухой закон «,те противоречия, которые сглаживались в дружеских застольях, выплыли на поверхность. У В.И.Ленина есть работа о самоопределении наций. Что сложного? Армян почти 70%, дайте им автономию. А.Д.Сахаров предлагал решить проблемы Карабаха «по-ленински», но верные «ленинцы» Горбачев и Алиев таковыми не оказались. Пошли первые выступления народа, как с одной, так и с другой стороны. КГБ в Карабахе устранился, а может, выполнял другие задачи(вспомните учения с гексогеном в Рязане послы взрывов домов в Москве). В обществе запахло кровью. И вот в Агдаме застрелены из пистолета двое пастухов-азербайлжанцев. Неизвестно, кто это сделал. В ответ на это почти за 800км. в г.Сумгаит ночью на автобусах приезжают «пэтэушники» с металлическими прутьями, вернее их туда организованно привозят. В мирном городе людей вытаскивают из квартир, бьют, забирают имущество, раненых даже катком переезжают только за то, что они армяне. Всё это продолжается 3 дня. Вдумайтесь в эту цифру, ведь это 72 часа. Где милиция, армия, КГБ? «Мы опоздали в Сумгаите на 3 часа,» — цинично скажет потом Горбачёв. Ну и как говориться: «Процесс пошёл, процесс необратим.» Армяне и азербайджанцы, веками, пусть и не всегда дружно, но жившие рядом, разъезжаются. Почему был выбран Сумгаит, а не Баку? Да потому что знаменитая на весь мир бакинская интеллигенция никогда не допустила бы погромов. Последние армяне покинут Баку в 1990г. Азербайджанцев из Армении уедет 190 тыс, армян из Азербайджана 350 тыс. В.В.Жириновский утверждал, что в КГБ всё знали заранее, но никто ничего не делал специально.
Как организовываются погромы, мы все видели в 1999г. возле американского посольства в Москве. Ведь кто-то шепнул футбольным фанатам, что можно и нужно придти похулиганить, а милиция не тронет. Потом этот сюжет, как призыв к действию, долго крутило телевидение.
Сейчас Армения и Азербайджан не имеют дипломатических отношений, на границе — противотанковые рвы и минные поля. Думаю, это надолго. Определенные люди умышленно вели дело к распаду Советского Союза, стравили между собой два народа, цивилизованный развод не вписывался в сценарий. А сколько из-за этого искалеченных судеб, сколько жертв.
Кто организовал погромы в Сумгаите? Почему ракетную воинскую часть из Чечни вывели сразу в 1985г., а стрелковое оружие оставили?
Самое главное — нам уже это всё не интересно.
Автор Максим Ершов
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Турция
10 долин и каньонов Каппадокии, которые не стоит пропустить
Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.
1. Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.
2. Розовая долина (Güllüdere). Это 2 долины с розовым оттенком скал, которые расположены параллельно друг другу. Они начинаются к югу от Чавушина и тянутся к смотровой площадке Красной долины. В долине — несколько церквей 7 — 8 ст. с хорошо сохранившимися фресками.
3. Долина любви — визитная карточка Каппадокии. Фаллоподібні скалы можно увидеть на большинстве буклетов о Каппадокию, и именно их больше всего любят туристы. Попасть в долину можно с трассы Гьореме — Аванос, повернув за Гьореме налево на асфальтированную дорогу, и потом еще раз повернув налево по указателю.
4. Белая долина (Bağlidere). Это — продолжение Долины Любви на юг. Долина с монументальными скалами белого цвета, похожими на волны. Можно встретить туннели, природные арки и выдолбленные в скалах голубятни.
5. Медовая долина является продолжением Белой Долины на юг. Это-довольно крутой и узкий каньон с туннелями и скалами кремового цвета, которые природа разрисовала разными оттенками. Тропа в долину начинается при въезде в Учхисар: на первой развилке поворачиваем резко направо, а потом на перекрестке — снова направо, и спускаемся в долину.
6. Голубиная долина (Güvercinlik). Названа так благодаря большому количеству голубятен, выдолбленных в скалах. Гладкие конусообразные скалы имеют белый цвет. Долина тянется параллельно дороге Гьореме-Учхисар, и дальше на юг. Лучшая смотровая площадка находится на южном выезде из Учхисара.
7. Долина Мескендир (Meskendir) — длинная долина, которая тянется от поселения Чавушин до дороги Гьореме-Ургюп. Отсюда стартуют в небо знаменитые воздушные шары. В долине есть природные туннели, голубятни, скальные церкви с фресками.
8. Долина Сабель (Kiliçlar). Отсюда взлетают воздушные шары. Здесь можно увидеть много скальных помещений, которые используют местные жители для своих нужд. А в заброшенных церквях долины есть великолепные фрески с изображениями святых и вырезанными мальтийскими крестами. Долина начинается к северу от Музея под открытым небом возле Гьореме.
9. Долина Любви — 2 (Görkündere) — похожа на известную Долину Любви, но находится рядом с Гьореме. Фаллоподібних скал здесь также много. Найти ее просто: от поворота на Ургюп пройти около 500 метров, свернуть направо в долину Зэми и снова повернуть направо по указателю.
10. Долина Ихлара (Ihlara Vadisi). Самая отдаленная долина, которая находится в 70 км к югу от Гьореме. Это — глубокий каньон, в котором расположились более 100 церквей и монастырей с уникальными росписями.
ТОП-10 смотровых площадок Каппадокии, где можно сделать трогательные фото
1. Холм влюбленных (Asiklar Tepesi) — лучшее место для встречи рассвета и наблюдения за воздушными шарами во время восхода солнца. Находится на холме, который расположен на южные окраины Гьореме. Отсюда, как на ладони, видны герме и Долина любви — 2 (Görkündere)
2. Смотровая площадка Красной Долины (Kizilçukur) — популярное место для наблюдения над закатом с видом на скалы красноватого оттенка. Находится на вершине холма Актепе.
3. Замок Учхисар. С Замковой горы открывается великолепный вид сразу на несколько долин и Гереме, особенно после захода солнца. Но сюда можно прийти и на рассвете.
4. Площадка с видом на белые скалы Голубиной долины на южной окраине Учхісара. Над долиной можно отыскать деревья с ветвями, украшенными бело-сине-черными символами, похожими на глаз. Есть инсталляции из сухих деревьев, украшенных горшками. Получаются очень эффектные фото на их фоне.
5. Отель Sultan Cave Suites. На смотровую площадку, украшенную яркими коврами, могут попасть лишь постояльцы отеля. Прекрасное место для наблюдения за воздушными шарами на рассвете и фантастическая панорама Гьореме.
6. Galeri Ikman Carpet Shop. Для тех, кому не повезло попасть на смотровую площадку отеля Sultan Cave Suites, может сделать фото на фоне разноцветных ковров в этом ковровом магазине.
7. Смотровая площадка «Три красавицы» (Üçgüzeller) на запад от Ургюпа. Вид на «грибы со шляпами» — это визитная карточка Каппадокии, которую вы можете увидеть на многих буклетах.
8. Отрахисар: площадка с видом на замок Отрахісар и сам городок. Находится на холме к юго-востоку от центра.
9. Долина Пашабаг между Гьореме и Аваносом: здесь открывается вид на множество скал, который называют «дымоходами фей».
10. Долина Любви: здесь выходят классные фото после рассвета, когда здесь приземляются воздушные шары.
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Россия
Восхождение на Казбек
Рассказываю о моем восхождении на Казбек с командой Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/
Решила взобраться на Казбек с группой и гидами, выбрала компанию Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/. Все было просто шикарно, море эмоций и впечатлений, самое яркое приключение в жизни, всем советую
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Доминиканская Республика
Насыщенная экскурсия с культурной программой и отдыхом в раю.)
Были с сестрой в Доминикане на зимних праздниках, зачетный отдых получился.
Сама Доминикана конечно тоже огонь, но сейчас хочу про конкретную экскурсию поделиться впечатлениями. Наша экскурсия Саона-Делюкс включала в себя посещение Города художников и острова Саона. В городе художников мы осматривали местные достопримечательности, такие как амфитеатр, церковь святого Станислава, школу искусств и фонтан желаний, естественно, всей группой там загадывали желания.) Кстати, пока не забыла, группа была небольшая и не было толкучки, это нас очень порадовало. Далее, на острове Саона нас ждал обед с напитками, и для нашей группы обед был вне очереди. Обед сам был шикарный, даже гриль-бар включал в себя, ну а напитки вообще вкуснейшие и самое главное, безлимитные. На райском острове мы отдыхали не меньше четырех часов, так что успели вдоволь насладиться его красотами. Был и еще один маленький пункт остановки у нас потом, на песчаной отмели, там мы в натуральном бассейне купались с морскими звездами. Я так близко их раньше не видела и не трогала тем более. Во время этой остановки работал бар, и мы освежались вкусным шампанским. Вот сейчас рассказываю, и снова туда хочуууу. Организаторами экскурсии была компания Доминикана Про, за что ей огромное спасибо, все круто было. Еще один момент добавлю и буду закругляться. Автобус нас возил очень комфортабельный с wifi и даже питьевая вода была, что в жару очень кстати, а на борту было целых два русскоязычных гида — позитивные ребята. Остались довольны насыщенной программой, возможно повторим, когда будем в тех краях.
Финогенова Мария
07.11.2006 at 20:49
Без названия
Спасибо за замечательный рассказ! Очень понравились исторические справки. С изложенными Вами в конце рассказа мыслями полностью согласна.
без имени
15.11.2006 at 16:59
мои аплодисменты!
ну вот, можете же – когда захотите и когда Вас раззадорить – писать по-человечески, вооон какой и большой, и положительный, и проникновенный, и подробный, и приятно-читаемый рассказ написали. супер! даже в истории покопались, на благо всем – ваще браво! мне и про якутскую поездку ваш рассказ понравился – столько человечности, внимания, уважения, интереса, раздумий-размышлений, интересных деталей много подмечено и интересно же оценено. вот всё-таки проснулся в вас Шолохов! (прощаю даже такие корявости и ляпы, типа «природа здесь создала шедевр» и «С.Ордженекидзе» — ну с кем не бывает, главное – общий настрой рассказа весьма похвальный) Специально не стала обозначать своё имя – Вы и так поймёте, кто я (я же Вас под ником qwer опознаю). От всей души и честно — мои аплодисменты и большое человеческое Спасибо!
(кстати, сколько денег взяла поездка?)
без имени
16.11.2006 at 07:53
да, и ещё
жаль, что такой хороший рассказ последней фразой вот просто взяли и перечеркнули напрочь, такой жирный некрасивый крест поставили на своём творении. а ещё (если Вы конечно не приврали насчёт своего возраста) я страаашно удивлена, что мы с Вами почти одногодки: из всех Ваших рассказов и комментов складывается впечатление о молодом человеке годков эдак 24-25 , не больше
Оксана
20.11.2006 at 12:10
…поехали дальше…
«Спасибо за внимание. Предлагаю попробовать Вам успеть на Новый год с нами в Эфиопию. Едем через Н Баладинского с 28.12 по 12.01. На человека примерно 2700 уе. Маршрут предложил я, 8 дн. племена на юге затем перелёт на север Гондар,Лалабела и др.Сначало нас было двое,я и моя жена.Сейчас уже 14 чел.Никого не знаю,но вроде люди приличные.Если надумаете срочно звоните Николаю Баладинскому 7887663 А на счёт последней моей фразы, так общество больше интересует развод А.Заворотнюк,чем взрыв стены спортзала в Беслане.Кто её взорвал? Не чечены,это точно. Чуть не забыл,я не писал под чужим именем.»
(Сервис отправки письма с сервера 100 Дорог [email protected] )
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
(что ж Вы адреса обратного не оставили? опять супруге писать? неужели трудно свой ящик завести?)
Мммм, польщена. А не боитесь – может, я казачок засланный? В любом случае – благодарю. Только 1) в Эфиопии нас уже было (2 недели полнокровный тур всего-то за 1.500 US$, я ж выпускница МГУ – у меня друзья по всему свету, вот и пользуюсь возможностью погостить по странам правильно), к тому же в Эфиопии моря теперь нет – тем более отпадает; 2) в этот Новый год нас ждёт хижина на камбоджийском берегу (после глубокого туризма по Лаосу и Камб.) 3) эта программа, зазывалово в т.н. «экспедицию» уже давно висит на http://www.geografia.ru/, никакая не новость, я чай туризму человек не внешний. А почему в фамилии Николая выпала буква «н»? и кто такая Заворотнюк? и что за «Лалабела» такая (Лалибэлу знаю, про «лала…» не слыхала) Про чеченов МНЕ лучше не рассказывать – я сама оттуда родом (потомок терских казаков), так что знаю чтО и кАк и почему…. Хотя было бы забавно узнать – кого персонифицированно Вы обвиняете в бесланской трагедии (да и во всех прочих, в т.ч. Вами перечисленных в рассказе). Судя по Вашей уверенности «Не чечены,это точно», — можно подумать, что они такие белые и пушистые, нигде ни при чём, может ещё и безвинно пострадавшие?
Миргасан
09.10.2007 at 06:41
"Историю" "самых" "древних" "людей" вам накатали.
Добрый день Макси! Вот вы поехали в Карабах, ну погуляли там, поели попили… и приехали к себе и рассказываете байки про армянскую историю Карабаха. И при этом делаете это монотонно, то есть вы смотрите на историю Карабаха глазами армян. Видно постарались армяне запудрить ваши мозги псевдо-армянской "историей" Карабаха.
А наличие церквей не означает что та или иная часть Азербайджана была когда то армянской(как вам погоняли чушь и про Нахичевань). Эти церкви принадлежали албанцам. Как вам, "великому историку" известно после ЗОРОАСТРИЗМа (религия, основанная в 8 или 7 в. до н.э) религией албанцев было христианство. Вот и церкви появились тогда. Я знаю начнете задавать вопросы на счет армянских надписей на стенах церквей, так отвечу вам сразу, это- может сделать любой армянский каменщик.
И вообще, лучше рассказывать про свои поездки, а не про псевдо-армянскую историю услышанную из самих же армян. Сразу чувствуется армянский колорит полит-агитации.
Посмотрите на посты написанные про Азербайджан. Нет ни одного слово про войну, потому что это сайт туров, путешествий а не армяно-азербайджанский форум.
Желаю мира вам и вашему дому!
Р.S. Советую вам прочесть параграф "1827-1829 годы НАЧАЛО КРУНЫХ ПЕРЕСЕЛЕНИЙ" из книги американских ученых Джастин и Каролин Маккарти "ТЮРКИ и АРМЯНЕ".
Артём
11.11.2007 at 08:56
Ответ кочевнику Миргасану от древнего народа
Уважаемый Миргасан, Вы и Вам подобные азер-агит-промовцы уже надоели своим переписыванием истори, в т.ч. истории Армении.От этого мы уже устали еще в советские времена.
Арцах(Карабах) — это древняя жемчужина армянского народа, и не надо нести всякую ахинею.Если Вы безграмотны — советую Вам почитать серьезных историков, или наконец, древние рукописи.Хотя куда Вам до них…
Автору стати, Максиму Ершову, огромная благодарность за столь интересный расскз об Арцахе!
Миргасан
12.11.2007 at 11:21
Ответ "Homo erectus"-у Артему! (не в обиду! Вы же типа самый древний народ)
Артем вам изотопом бром-82,с кобальтом-60 и натрием-24 надо лечиться!!!! Млииин!!!!!! Осточертели уже!
Байки про древние рукописи и про-армянскую историю расскажете тёти Кнарик из соседнего аула.
Наличие христианских церквей на территории Азербайджана оправдывать не надо. Это албанские церкви и находились в ведении Албанской церкви до её переподчинания армянской церкви.
Тому пример выдаюшийся памятник албанской архитектуры — Гандзасарский монастырь, который вы осквернили соскабливанием всего, что напоминает о его изначальном преднозначение. Таких албанских памятников десятки, которые стали мишенью для вандализма со стороны Армянской церкви.
История очень интересный предмет и очень увлекательный. Но нельзя в современном мире строить границы согласно границам, которые были 1000 лет назад. Иначе это все приводит к большой крови. Цивилизованный подход — признать границы, зафиксированные в ООН и не пересматривать их. Если народ имеет свою государственность, то сохранить культуру в диаспорах не составляет проблемы. Присоединять к себе диаспору с чужой территорией — вредить своей диаспоре и всему народу и государственности.
Карабах — территория Азербайджана. Законная и признанная в мире. Поэтому я никак не соглашусь со стремлением армян отколоть эту территорию от Азербайджана. В Иране(и не только в Иране!) много земель которые исторически азербайджанские, но пытаться вернуть себе эти территории войной — тупиковый путь. Это значит поссориться со всеми соседями и поставить под угрозу жизни своих же соплеменников за границей. Так что Артем, рано или поздно Карабах мы вернем. Или же сами вернете.
Хватит да искажать факты да ара. Ара у вас маниакальная зависимость е от вранья и присвоения всего чужого!
Без надежды на понимание, поскольку безполезно…..
П.С. Артем, скиньте балоны, сделайте фейс попроще и девки побегут за вами.
Миргасан
12.11.2007 at 11:29
Ответ "Homo erectus"-у Артему! (не в обиду! Вы же типа самый древний народ)
[b]to Артём:[/b]
Артем вам изотопом бром-82,с кобальтом-60 и натрием-24 надо лечиться!!!! Млииин!!!!!! Осточертели уже!
Байки про древние рукописи и про-армянскую историю расскажете тёти Кнарик из соседнего аула.
Наличие христианских церквей на территории Азербайджана оправдывать не надо. Это албанские церкви и находились в ведении Албанской церкви до её переподчинания армянской церкви.
Тому пример выдаюшийся памятник албанской архитектуры — Гандзасарский монастырь, который вы осквернили соскабливанием всего, что напоминает о его изначальном преднозначение. Таких албанских памятников десятки, которые стали мишенью для вандализма со стороны Армянской церкви.
История очень интересный предмет и очень увлекательный. Но нельзя в современном мире строить границы согласно границам, которые были 1000 лет назад. Иначе это все приводит к большой крови. Цивилизованный подход — признать границы, зафиксированные в ООН и не пересматривать их. Если народ имеет свою государственность, то сохранить культуру в диаспорах не составляет проблемы. Присоединять к себе диаспору с чужой территорией — вредить своей диаспоре и всему народу и государственности.
Карабах — территория Азербайджана. Законная и признанная в мире. Поэтому я никак не соглашусь со стремлением армян отколоть эту территорию от Азербайджана. В Иране(и не только в Иране!) много земель которые исторически азербайджанские, но пытаться вернуть себе эти территории войной — тупиковый путь. Это значит поссориться со всеми соседями и поставить под угрозу жизни своих же соплеменников за границей. Так что Артем, рано или поздно Карабах мы вернем. Или же сами вернете.
Хватит да искажать факты да ара. Ара у вас маниакальная зависимость е от вранья и присвоения всего чужого!
Без надежды на понимание, поскольку безполезно…..
П.С. Артем, скиньте балоны, сделайте фейс попроще- девки побегут за вами и жить станет легче.
без имени
02.12.2007 at 22:15
Без названия
[b]to Артём:[/b]
полность согласна с этим высказыванием, а другим советую изучать повнимательней историю!!!может хоть не много ума прибавится!
без имени
02.12.2007 at 22:18
Без названия
полностью согласна с Артёмом, а другим советую внимательней изучать историю, может хоть чему то научатся!
ЭЛНУР АЛИЕВ
19.12.2007 at 20:29
ТУПАКИ
АРМЕНИЯ ВСЕГДА ЖИЛ НАШЕТ ДРУГИ ГОСУДАРСТВ У НИХ НИКОГДА НЕБЫЛО СВОЕГО ОНИ ПОСТАЯНО ЗАВИДОВАЛИ АЗЕРБАЙДЖАНУ ЧТО УНАС ВСЕ ЕСТЬ МЫ УЖЕ НАЕЛИС ТЕПЕР КОРМИМ ДРУГИХ ИЕТО ТЕРЕТОРИЯ БЫЛА АЗЕРБАЙДЖАНСКИМ И БУДИД НАДА ЖДАТЬ .КТО ГОВОРИТ ЧТО НАГОРНЫЙ КАРАБАХ БЫЛО КОГДАТА АРРРМЯННСККООЙ ЕТО ЧУЖ ТУПЫЕ ЛЮДИ НЕ СМЕШИТИ ….
ЭЛНУР АЛИЕВ
19.12.2007 at 21:11
НАГОРЫЙ КАРАБАХ
Нагорный Карабах
"Российский Энциклопедический словарь"
Наго́рный Караба́х, историческая область в Закавказье. В 1923 на территории Нагорного Карабаха была образована Нагорно-Карабахская АО в составе Азербайджана. 4,4 тыс. км2. Население 194 тыс. человек (1991), городское 52,7%; армяне (145,5 тыс. человек в 1989, перепись), азербайджанцы и др. 5 городов, 5 поселков городского типа (1991). Центр — Степанакерт. Нагорный Карабах расположен главным образом в горах Малого Кавказа. Реки бассейна Куры и Аракса. Минеральные источники. Средние температуры января от 2 до -13°C, июля от 14 до 26°C. Осадков от 400 до 900 мм в год. На равнинах — полупустыни, в горах — лиственные леса. Промышленность: пищевкусовая, лёгкая, деревообрабатывающая и др.; производство стройматериалов; электротехнический завод (Степанакерт). Виноградарство, плодоводство, овощеводство; посевы зерновых, табака, кормовых культур. Животноводство (крупный рогатый скот, овцы, свиньи). Шелководство. Курорт — Шуша. В 1988 возник острый конфликт по поводу статуса Нагорного Карабаха, в который были вовлечены Азербайджан и Армения.
noname
04.01.2008 at 15:30
Ржач!
Азейбраджан (альтернативное название — Альзебарджан) — небольшая страна возле лужи с нефтью, в которой копошатся западные нефтяные гиганты, поминутно отпихивая друг друга от лакомого кусочка, населению перепадают брызги, из которых и готовят национальные блюда азейбрайджанского народа(чаще всего Доолму)
[править] Краткая биография
История этой страны богата и разнообразна, страна существует уже более 14 лет. Государственный строй: феодализм Во главе государства находится монарх, в пространародии Пиризидент — Илюша I (Внушительный). Передача управления государством от отца к сыну осушествляется почкованием путем передачи власти от отца к сыну.
[править] История названия
До сих пор люди не знают, откуда произошло это название. но некоторые древнефилософские догадки дошли и до наших дней. существует легенда, по которой шел один человек, увидел зебру (как зебра появилась в горах — отдельная история) и, зная японское слово джан, сказал — "ААААА ЗЕБРА ДЖАААН!". и был в том месте хан.. и были у него проблемы со слухом, назвал он страну так, как услышал. есть еще много догадок и домыслов, но эта догадка является самой вероятной.
ЭЛНУР АЛИЕВ
04.01.2008 at 15:54
завист
завист завист кхххххххххха завист завист а у вас возле бутулки вотки ххаххахха
Андраник
26.01.2008 at 18:55
Без названия
это магамет говорит про историю???? объясняется про церкви??? и смех и грех))) стадо качевников,которое не имеет даже своей буквенности и народ у которого есть писатель "истории Азербайджана"…..в каком году вообще возникло название Азербайджан??? и кто и где слышал о таком племени?Это отатки турков иранцев османцев которых как то надо было ОБОЗВАТЬ вот и появились писаки истории…
Сергей
05.03.2008 at 23:04
Без названия
прочесть ваш рассказ было удовольствием. ведь он отчасти напомнил мне мои собственные впечатления.
обида — страшная вещь. обида на того, кто отнял землю, здоровье и жизнь, — несказанно болезненна. а уж взамная обида почти не оставляет шансов на то, чтобы ее довысказать, докричать, дожить и забыть. но жить с обидой и взращивать ее не оставляет места для внутреннего развития. это как замкнувшийся круг при движении по спирали. наверное, должно пройти время, и обязательно мирное, чтобы главнее стали дети, овощи на грядке, сварливая теща и пьяный участковый. от души хочется, чтобы не только на нейтральной территории армяне и азербайджанцы весело выпивали, вместе делали бизнес и крестили детей. а ведь это происходит, не афишированно, но происходит. ибо у радости общения, у 9ти месяцев беременности, у политики и экономики НЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТИ.
азербайджанец! армянин! не разменивайся на крик и упрек — все самое худшее уже сделано и пережито. думай. думай, как выбраться из тупика так, чтобы жизнь твоя прекратилась по велению твоего Бога, а не по прицелу снайпера.
добавлю только, что красивее и слаще кавказского ребенка, чем полукровки (понятно какого), я не видел.
TURAN
10.03.2008 at 14:03
..
Да это все бред,автор вы дурак,че вы гоните?с каких пор нахичевань армянская территория?я маму ебал того кто скажет что-то не то про Азербайджан,Карабах наш и скоро мы это докажем,кто не согласен того маму ебал
СЕВДА
15.03.2008 at 18:12
я в шоке!!!!!!!!!
Читала внимательно,перечитывала,у меня вопрос:А вы не пробовали съездить в Азербайджан и выслушать их версию?!
Во время чтения меня посетило множество эмоций.И злость и обида за столь несправедливое одностороннее отношение.Я ненавижу националистов,я азерб., знаю много Армян,хороших людей и никогда не виню простой народ,и тем более не выставляю их посмешищем в глазах другого народа.А вы ув.Максим,своим рассказом представили мой народ глупыми людьми,которые ишака от авто не отличают.Вам рассказали,вы посмеялись, и поверили.Так кто же вы сами после этого??НЕ СУДИ И НЕ СУДИМ БУДЕШЬ!Прежде чем выносить приговор судья выслушивает обе стороны.Так мой совет ВСЕМ:КОМУ ИНТЕРЕСНА ИСТОРИЯ, ПОИНТЕРЕСУЙТЕСЬ ИСТОРИЕЙ ОБЕИХ СТРАН!
историк
26.03.2008 at 10:19
по читай историю
не говори о том чего не знаешь! есть документ под подписью президента США вильнюса, где отмечено что площадь армении 175 тыс.кв. сечас в 5 раз меньше! как думаешь куда эти тери-ии ушли! почитай также кто разработал нефтяные месторождения каспии на свои деньги, кто построил баку! по интересуйся по чему ваше родина называтся азербейджаном, от куда они пошли ведь вы отприски мусулманов турков! но они в отличие от вас умнее, у них хоть есть какая -то история! никого не хочу обижать! но это правда жизни! в армении сколько научных статей пишется, вам аз-ам и мечтать не приходится! как вы думаете почему? потому что у вас есть нефть а зачем мозги ни к чему! но надо учитывать что природные ископаемые когда либо закончаться!
Валерий
05.05.2008 at 15:50
Без названия
Спасибо за этот рассказ.
Владимир Николаевич
08.05.2008 at 12:22
историк
По мнению ряда специалистов, современная азербайджанская историография занимается (примерно с середины 1950-х гг.) прямой фальсификацией истории албан, мотивированной националистическими соображениями. В частности, неправомерно удревняется история Албанского государства, преувеличивается его сила и значение; «албанцами» безосновательно объявляют целый ряд армянских писателей; им же приписывают все армянские памятники на территории Азербайджана; Албании, вопреки ясному свидетельству исторических источников, «передаются» принадлежавшие Армении территории между Курой и Араксом, с Нагорный Карабахом включительно; албанцам приписывается частично, а иногда даже полностью тюркское происхождение. Наконец, создается миф о «великой Албании», в котором албанским объявляется население уже не только Карабаха, но и современной Армении и даже Киликии. Для обоснования этих идей, используется прямая подтасовка и фальсификация источников[19].
все ответы по этой ссылке.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8_%D0%9A%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D0%90%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B5
Ela
24.08.2008 at 18:00
Без названия
Карабах исконно азербайджанская земля!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Это было всегда!Сейчас когда эти воры армяне нагло присвоили наши земли,они конечно будут плести чушь про какой-то арцех и т.д.,так что не надо переписывать историю!российское СМИ всячески поддерживает армян и преподносит всё так как им удобно!КАРАБАХ ПРИНАДЛЕЖИТ АЗЕРБАЙДЖАНУ!!!российское СМИ молчало и молчит по сей день о геноциде азербайджанцев в Ходжалы,о событиях 20 января в Баку,потому вы сейчас так говорите!Я люблю Азербайджан и от всей души хочу,чтоб наши земли были освобождены!
Ela
24.08.2008 at 18:08
Без названия
[b]to Андраник:[/b]
Да кто ты такой ,чтоб оскорблять наш народ?!Этот Адраник говорит про нашу историю!!Обманывать это ваш конёк,приписывать себе того чего нет и никогда не было!Не знаешь нашу древнюю историю так сиди и молчи!Миллион доказательств есть о нашей истории и вам до не еще долго расти!
Ela
24.08.2008 at 18:15
Без названия
[b]to Владимир Николаевич:[/b]
Ну и какой же вы после этих слов историк?!Согласно последним историческим сведениям армяне рписвоили себе не только исконно азербайджанские земли,но и культуру и кухню…просто диаспора у них большая им легче сувать нос везде…
semka
25.08.2008 at 12:00
АРМЯНЕ ВЕСЬ МИР УЖЕ ДОСТАЛИ СВОИМ НАГЛЫМ ВРАНЬЁМ!!!
[b]to Артём:[/b]
Вот сам иди и читай исторические справочки и еще раз убедись что карабах исконно азербайджанская земля!Вы залезли в своё время к петру в одно место и просили чтоб он вам бедным кочевникам какую нибудь землю дал,чтож вы сейчас об этом молчите?тебе же советую молчать и не лезть в нашу историю!вы убили мирное население карабаха,заняли наши земли и сейчас строите байки про какой то арцех!И как же вам не стыдно?!наша Шуша,наш Лачин,наш Агдам!никогда вам не простим нашиих беженцев,наших убитых шехидов!пусть вам будет стыдно за вашу ЛОЖЬ!
без имени
25.08.2008 at 12:18
КАКАЯ НАГЛАЯ ЛОЖЬ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
[b]to историк:[/b]
Хахаха))))))))У армении есть история…хахаха…когда же вы её придумали?вчера?У армении есть доказательства истории,которую сами же армяне придумали!дураки вы сами!как будто все не знают что за народ армяне и что они всю жизнь тем и занимаются что присваивают чужое и придумывают себе историю!и не надо приводит нам в пример всякие источники,ослу понятно что какой нибудь армяшка засунулся туда и попридумывал себе про армению что-то,чему сам не верил,зато другие вроде вас поверили,а им смешно,что всё так легко получилось-наврал,занял,опять наврал-и всё все верят!
Ваш рассказ смешно читать!поищи нормальные исторические сведения и тогда поймёшь,чей карабах на самом деле,поймёшь нашу древнюю историю и перестанешь нагло врать ,что у нас нет истории!история есть у всех,другое дело,что у армяшек она сомнительная и нечестная,а у азербайджанцев настоящая,честная!
КАРАБАХ-ЧАСТЬ АЗЕРБАЙДЖАНА!
Р.S. аРМЯНЕ ХВАТИТ ВРАТЬ!И НЕ ОБИЖАЙТЕСЬ,ЧТО Я ВАШУ ЛОЖЬ РАСКРЫВАЮ,ОНА ВСЁ РАВНО РАСКРОЕТСЯ!
SEMKA
25.08.2008 at 12:24
КАКАЯ НАГЛАЯ ЛОЖЬ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
[b]to историк:[/b]
Хахаха))))))))У армении есть история…хахаха…когда же вы её придумали?вчера?У армении есть доказательства истории,которую сами же армяне придумали!дураки вы сами!как будто все не знают что за народ армяне и что они всю жизнь тем и занимаются что присваивают чужое и придумывают себе историю!и не надо приводит нам в пример всякие источники,ослу понятно что какой нибудь армяшка засунулся туда и попридумывал себе про армению что-то,чему сам не верил,зато другие вроде вас поверили,а им смешно,что всё так легко получилось-наврал,занял,опять наврал-и всё все верят!
Ваш рассказ смешно читать!поищи нормальные исторические сведения и тогда поймёшь,чей карабах на самом деле,поймёшь нашу древнюю историю и перестанешь нагло врать ,что у нас нет истории!история есть у всех,другое дело,что у армяшек она сомнительная и нечестная,а у азербайджанцев настоящая,честная!
КАРАБАХ-ЧАСТЬ АЗЕРБАЙДЖАНА!
Р.S. аРМЯНЕ ХВАТИТ ВРАТЬ!И НЕ ОБИЖАЙТЕСЬ,ЧТО Я ВАШУ ЛОЖЬ РАСКРЫВАЮ,ОНА ВСЁ РАВНО РАСКРОЕТСЯ!
без имени
30.08.2008 at 20:49
АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ-ВЕЛИКИЙ НАРОД!
На этой территории — исторических землях Азербайджана — азербайджанский народ создал богатую и своеобразную культуру и традиции государственности.
Историческое произношение названия "Азербайджан" было различным. Начиная с древних времен, с истоков цивилизации, это название звучало как Андирпатиан, Атропатена, Адирбиджан, Азирбиджан и, наконец, Азербайджан.
Написание в современной форме — "Азербайджан", основано на древнеисторических, антропологических, этнографических и письменных источниках.
без имени
30.08.2008 at 20:49
АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ-ВЕЛИКИЙ НАРОД!
На этой территории — исторических землях Азербайджана — азербайджанский народ создал богатую и своеобразную культуру и традиции государственности.
Историческое произношение названия "Азербайджан" было различным. Начиная с древних времен, с истоков цивилизации, это название звучало как Андирпатиан, Атропатена, Адирбиджан, Азирбиджан и, наконец, Азербайджан.
Написание в современной форме — "Азербайджан", основано на древнеисторических, антропологических, этнографических и письменных источниках.
REBEL
30.08.2008 at 20:50
АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ-ВЕЛИКИЙ НАРОД!
На этой территории — исторических землях Азербайджана — азербайджанский народ создал богатую и своеобразную культуру и традиции государственности.
Историческое произношение названия "Азербайджан" было различным. Начиная с древних времен, с истоков цивилизации, это название звучало как Андирпатиан, Атропатена, Адирбиджан, Азирбиджан и, наконец, Азербайджан.
Написание в современной форме — "Азербайджан", основано на древнеисторических, антропологических, этнографических и письменных источниках.
Lara
21.01.2011 at 08:42
snachala nauchites» pravopisaniyu a potom otkr@vayte svoyu ljivuyu past».ne arcex a ARCAX,chto pravda glaza kolit.vse ravno ARCAX ne kogda ne budet vashim,i voobshe i ne [email protected] chto zotknites» a to m@ vash vonyuchii baku toje vozmem)))))).
Гость
13.06.2011 at 09:38
Уважаемый автор, я бы вместо Вас удалила бы все националистические комментарии. Рассказ о Карабахе!! Когда кто-то станет как Китай по экономическим показателям, тогда и выпендривайтесь,а то оба народа живут прошлым. Не хочу защищать ни одну страну. Армения и вправду древняя страна, езжайте в Италию и посмотрите в Риме на стене карту мира до нашей эры. Азербайджанцы потомки турков, и они древние. Вы оба древние! Ура! Какая радость!Что за тупая привычка орать, кто древней! Вон Китай и Япония тоже древние страны, почему они не орут на весь мир! США не древняя, и что с того, весь мир говорит на ее языке, и она сейчас первая в ВЕЛИКОЙ СЕМЕРКЕ!!Люди, живите уже будущим. Миру наплевать, кто из Вас древней, индейцы все равно древней…Так что не парьтесь!Прошлое надо помнить и делать выводы, а не зацикливаться на нем!! Миру мир!
А статья красивая, спасибо) Карабах правда прекрасен)
Гость
01.12.2011 at 12:41
Уважаемый автор предыдущего комента. Дело ведь не в древности народа. Армяне не один десяток веков живут на этих землях, это наша земля, наша Родина, наша Отчизна. Азербайджанцы, которые азербайджанцами-то стали называться менее ста лет тому назад, а до того назывались закавказскими татарами или просто мусульманами, пришлый элемент на этой земле, потомки тюркских кочевывых племен.
Гость
22.06.2012 at 11:28
)))))Знаете,что самое интересное,азеры и тут показывают какие они неграмотные и тупые.Напрягаются только они.Это звучит как оправдание.Кто живет в АРЦАХЕ сейчас -армяне???Так заткнитесь и пора смиритьсяс этим. Это наша территория вот и мы живем тут.ПОГАННЫЕ ЗАСРАНЦЫ.
Кифаят
26.06.2019 at 10:03
Все Грамотные историки России прекрасно знают, что страна Армения (или Хоёстан) так как армяне это хаи и хайки) была создана усилиями русской империи начиная со времён Петра и дальше в 1823- 1827 годах начались массовые заселения армянами Кавказа.
Я понимаю, те у кого друзья армяне могут симпатизировать им, но Факт остаётся Фактом армянский этнос на Кавказе живёт около 200 лет
Армяне НЕ КАВКАЗЦЫ, это пришлый этнос Хотим мы этого или не хотим Само название КАРАБАХ это с тюркского ЧЁРНЫЙ САД
армянский этнос на территории южного Кавказа поселился позже остальных. В те времена, когда здесь хозяйничали древние тюрки (саки, скифы, киммерийцы, гунны, барсилы, огузы, кыпчаки), армянского следа на Кавказе не было вовсе. Об этом свидетельствует и армянский историк Карен Юзбашян, который отмечал, что тюрки не являются пришлыми племенами, а жили в кавказском регионе задолго до прибытия сюда сельджуков. Расселение тюрков в Малой Азии и Балканах наблюдалось в IV-VII веках, а к VIII-X века
Кифаят
26.06.2019 at 10:09
Армянский историк отмечал также, что в период Арабского Халифата эмирами приграничных регионов, как правило, выбирались предводители тюркских племен.
После оккупации Иреванского ханства царской Россией и подписания Туркманчайского (1828 год) и Адрианопольского (1829 год) договоров, началось массовое переселение армян из Ирана и Турции на территорию современной Армении.
Таким образом, исследования многих ученых и исследователей доказывают, что современная Республика Армения и ее столица Ереван (Иреван) не являются исконно армянской территорией, а издревле принадлежит тюркам-огузам.
8. Ованес Туманян, известный армянский поэт и писатель:
«Наше несчастное племя никогда не было политически независимым».
9. К.Патканов, известный армянский историк, арменовед:
«Армяне никогда не играли особой роли в истории человечества. Армяне всегда были плохими хозяевами земель, на которых обитали, но они всегда умело прислуживали сильным, продавая своих близких…». («Ванские надписи и их значение для В