Мы в соцсетях

Казахстан

АЛМАТЫ: ЗИМНИЕ ЗАРИСОВКИ, или Февральское путешествие узбекского туриста в южную столицу Казахстана

НАЧАЛО

Казалось бы, что можно узнать о стране за двадцать дней? Конечно, немногое с точки зрения туриста, но в то же время этого достаточно, чтобы иметь хоть какое-то, пускай поверхностное представ…

Опубликовано

НАЧАЛО

Казалось бы, что можно узнать о стране за двадцать дней? Конечно, немногое с точки зрения туриста, но в то же время этого достаточно, чтобы иметь хоть какое-то, пускай поверхностное представление о ее жителях, столице, образе жизни населения и менталитете. Живя по соседству с казахами, я, между тем, редко бывал в Республике Казахстан (признаюсь – всего три раза и то 2-3 дня), хотя казалось бы – граница до них всего в 17 километрах от моего ташкентского дома, и можно чуть ли не каждую неделю наведываться туда. Но все не было времени, мотива и средств. Но если в советское время поездки не носили бы сложности финансового характера (все-таки в хождении был один советский рубль), то сейчас с узбекскими сумами нечего делать в Казахстане, а с казахскими тенге – в Узбекистане. Мы также стали далеки в связи с тем, что сложилась все же различные политические системы, уровень жизни и т.д. Нас разделяют граница, таможня, пограничники, законы, колючая проволока и мины кое-где, а также холодное отношение друг к другу. Для узбекистанцев Казахстан стал как бы не соседом, а чуждым иностранным государством. Хочу также добавить, что в узбекской прессе события у соседей обходят стороной, мы больше знаем о ситуации на Ближнем Востоке или Латинской Америке, чем в Казахстане. С другой стороны, казахи смотрят на нас косо, порой не понимая, что творится в Узбекистане. Такие вот у нас взаимоотношения…
И в один прекрасный зимний день я решил совершить вояж в Алматы, чтобы поглазеть, почувствовать дух алматинцев, познать для себя то, что называется казахстанской демократией. Этим днем стало 6 февраля 2002 года.

ГРАНИЦА – ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ!

Поехать до Алматы автобусом я решил по двум причинам: во-первых, увидеть сам путь своими глазами и описать это путешествие так, каким его совершает рядовой узбекистанец, а во-вторых, это экономичнее, чем покупать авиабилет – полет туда и обратно стоит около 200 долларов, тогда как сухопутным транспортом такое путешествие обойдется в среднем в 10 долларов в один конец.
Путешествие началось в 9.00 утра. От дома до поселка Черняевка (там расположена граница Узбекистана и Казахстана) я доехал на такси за 1700 сумов (около 1,2 доллара). Выезжая из Ташкента, уже на кольцевой я увидел суровых и злых гаишников с автоматами, которые останавливали машины, направлявшиеся в город, и проверяли на факт провоза боеприпасов, наркотиков и прочей контрабанды. Хотя такси, в которой я ехал, никто не проверял, однако и нам пришлось простоять небольшую очередь, пока автомашины рассосутся в узкой дорожке (сама дорога была перекрыта бетонными блоками и железными шлагбаумами).
В Черняевке было много грузовых и легковых машин. Туда-сюда шныряли менялы, предлагающие поменять узбекские сумы на казахские тенге (впрочем, мне было известно, что нельзя доверяться местным менялам, лучше поменять официально в «обменнике» — так вернее и безопаснее). Рядом же ходили коробейники, предлагающие различные товары, а также продавцы самсы, пирожков, горячих блюд. Я знал, что прямого автобусного сообщения между нашими государствами не существует.
Раньше, где-то год-два назад оно было – с автостанции «Ташкент» в Алматы направлялись узбекские автобусы (подавляющая часть пассажиров было «челноками», отправлявшимися в шоп-туры), но потом казахстанцы подняли стоимость транзита и дорожных услуг, а это стало просто невыгодным для автопредприятий, эксплуатация данного маршрута прекратилась. Более того, поступало много жалоб от нападок казахстанской полиции, вымогательств на дорогах, совершались грабежи (которые так и не раскрывались), что также служило поводом закрытия этого направления и для частных торговцев. Стали ходить слухи о самом криминальном участке Великого шелкового пути – это через Южно-Казахстанский регион. Поэтому я и хотел сам посмотреть, насколько подобные разговоры отражают действительность.
Поэтому мне нужно было перейти границу и уже на казахстанской земле сесть на местный автобус. С национального автобуса, мол, казахи драли меньше, чем бы с узбекского транспорта. Таксист довез меня до границы и, найдя клиентов в сторону города, развернулся и уехал. Я взял сумку и потопал вперед. Было относительно тепло для зимы – около нуля градусов. Но в Алматы, как мне стало известно из Интернета, ожидалось похолодание.
Граница – это огромное сооружение, возведенное между двумя «братскими» странами, которые во всю стремятся к Центрально-азиатской интеграции (об этом говорят на встречах президенты четырех государств и отмечают, мол, все идет как надо, все хорошо). Что это за интеграция, я почувствовал, как только стал осуществлять процедуру перехода границы.
Вначале у входа наш солдат-пограничник просмотрел мой паспорт, а потом дал добро идти дальше. Я прошел по дорожке и зашел в здание таможенного поста. Там я заполнил декларацию в двух экземплярах, предъявил таможеннику, тот просмотрел, поставил печать на одной из них и эту копию вернул мне. Дальше содержимое моей сумки просмотрели через рентген и сказали: «Можете идти!»
Так я прошел узбекскую проверку. В Казахстане меня не встречали с радостью. У меня вообще сложилось впечатление, что граждан соседней республики здесь не очень-то и жаловали. Молодой казахский таможенник, почему-то в гражданском, хмуро посмотрел на меня, затем на сумку и с презрением в голосе потребовал декларацию. Я ему предъявил. Тот окинул ее взглядом и стал недовольно кричать:
— Что это?! Что это такое?!
— Где? – не понял я суть вопроса.
— Что это? – и таможенник указал на декларацию. Там в графе «валюта» мои указанные двести долларов узбекский таможенник очертил ручкой, чтобы нельзя было вписать другую цифру. И что здесь возмутило казаха я не уловил.
— Это запись, которую внес ваш коллега с узбекской стороны, — вежливо ответил я.
— Я спрашиваю, почему это так сделал? – продолжал негодовать казах. – Что это за запись?..
— Не знаю, — пожал плечами я. – Это вопрос не ко мне, а к таможне!..
— Это ваша декларация и вы отвечаете за то, что здесь написано! – орал таможенник. Видимо, его мозги не могли «допечь» до сути написанного, или он специально создавал атмосферу страха, чтобы я бухнулся ему на колени и стал слезно его упрашивать, мол, прости меня, дорогой таможенник, виноват я перед казахстанским государством, готов искупить энной суммой зарубежных денег.
В действительности я не понимал причину таких эмоций.
— Дайте мне вашу декларацию, и я заполню ее так, как требуют ваши правила, а в узбекской декларации записано так, как требуют правила Узбекистана, — начиная тихо злиться, ответил я. – В чем вы меня лично обвиняете?
Таможенник злобно сверкнул глазами и заявил:
— Так, пройдите на личный досмотр.
Не знаю, чем я ему не понравился, но, видимо, он решил кое-что уяснить относительно моей персоны. И это, наверное, можно было, лишь обыскав меня и поковырявшись в моих вещах. Мы прошли в кабинку, где таможенник стал шуровать мои вещи в сумке, как повар ложкой в кастрюле, выискивая мясо или картошку. Он дотошно просмотрел содержимое, ощупал саму сумку и одежду. Ничего не найдя (не знаю, что именно он там хотел найти), он потребовал, чтобы я вынул все из карманов одежды.
Когда я выполнил этот приказ, он стал ощупывать меня и делал это как хирург, который хочет убедится в том, что кости или внутренние органы пациента целы. Там он тоже ничего подозрительного не нашел, и это его еще больше разозлило.
Складывалось впечатление, что служитель экономической безопасности государства просто искал повода для предъявления каких-либо обвинений. Как сказал мне потом казахстанский журналист, «эти типчики могут докопаться и до столба, если им что-то нужно».
— Где ваши деньги? – вдруг спросил он.
Я подал ему конверт с 200 долларами в мелких купюрах. Тот достал их и, смочив пальцы, стал отсчитывать. Потом посмотрел на меня и сказал:
— Здесь 150 долларов!
— Как 150?! – изумился я. – Не может быть. Там ровно 200 долларов. Пересчитайте еще раз.
— Если я еще раз пересчитаю, то здесь будет не хватать уже сто долларов, — смотря мне в глаза с угрозой в голосе сказал мне таможенник.
И тут я понял, что если я начну кочевряжиться, то произойдет «обычная» провокация, имеющая печальные последствия для меня. Я слышал от коллег-журналистов, что казахстанские таможенники часто устраивают подобные выходки в отношении узбекских граждан, например, подкидывают наркотики, боеприпасы, обвиняют в контрабанде, в общем, вымогают дать взятку.
Не берусь утверждать, но может быть точно такое бывает и в отношении казахских граждан со стороны наших таможенных структур. «И это есть наши шаги к особому центрально-азиатскому сближению стран», — презрительно подумал я. Не скажу, что такой способ братства и добрососедства мне пришелся по душе.
В данный момент этот «таможенник» (здесь я эту профессию беру уже в кавычки) мог вызвать наряд и сказать, что я провожу что-то запрещенное и меня по фальсифицированному «делу» обвинят в нарушении казахстанского законодательства. Искать правду на чужой земле очень сложно. Отмазаться от такого «дела», если дело пойдет по «инстанциям», можно будет уж за очень большую сумму. Так что 50 долларов – это еще ничего. Хотя это наносило существенный урон моим финансовым резервам, я все же вынужден был согласиться:
— Вы правы, — с презрением посмотрев на «таможенника», сказал я. Внутри меня всего колотило. – Здесь действительно не хватает 50 долларов. Видимо, ошибся при подсчете…
Удовлетворенный моим ответом, «таможенник» прибрал на моих глазах пятидесятидолларовую купюру, положил ее к себе в карман и выпустил меня. Я взял сумку, остатки денег и вышел на улицу. Там уже меня обступили граждане Казахстана. Одни предлагали обменять валюту (при соотношении 10 сумов к 1 тенге), а другие отвезти на такси в любую точку страны.
Игнорируя их, я упорно шел к автобусам.
День начинался паршиво. На первом же посту меня ограбил служивый доблестных казахстанских силовых структур. А что меня ожидало дальше? Конечно, на всех встречных я уже смотрел с подозрением.

ДЛИННАЯ ДОРОГА В ДЮНАХ…

Автобусов, идущих на Алматы, было три-четыре. Говорят, что в полукилометре располагалась станция и оттуда можно было уехать в южную столицу Казахстана хоть сейчас. Но тогда этого я не знал. Я спросил у первого встречного водителя автобуса: «Когда вы отъезжаете в Алматы?». Тот ответил: «В пять часов».
— Ого-го! – присвистнул я. Ждать семь часов? Я решил найти другой экипаж. В нескольких десятков метров стоял старый «Мерседес» с номером NMM 553, женщина-проводник заверила меня, что уезжаем через два часа, то есть в 12 часов дня, она даже показала, как два водителя, сменяющих друг друга в дороге, готовили машину к поездке. Это меня устраивало, и я решил ехать этим транспортом. Женщина потребовала сразу оплатить за место, что я и сделал. Лишь потом понял, что опрометчиво поступил.
Дело в том, что она поместила меня в самый конец автобуса, там, где продувало со всех сторон, отопление не работало, а трясло как самолет в зоне турбулентности (помните фильм «Турбулентность»?). Обманула она меня и тем, что автобус тронулся с места всего лишь в семь часов вечера, то есть через девять часов, после того, как я пересек границу. Все это время я просиживал в салоне, иногда выходил наружу, посещал туалет типа «клозет», за который нужно было платить 10 тенге. Старик-уйгур, который сидел впереди меня, достал тупыми разговорами, и я вышел из салона. На мои вопросы, мол, когда тронемся, водители молчали, а женщина раздраженно отвечала: «Скоро, скоро!». А потом они вообще стали игнорировать меня. Оказывается, они заполняли автобус, ждали, пока все пассажиры не займут мест. С окна пришлось наблюдать, как «челноки» загружали грузовые отсеки «Мерседеса» огромными тюками, несколько жлобов даже прыгали на них, чтобы эти мешки пролезли в отсеки. Дело в том, что это был частник, который стремился соблюдать не пунктуальность маршрута, а коммерческую загрузку. И всех вновь прибывших, женщина-проводник подсаживала с конца к началу салона. Это были самые «сливки», то есть теплые в буквальном смысле слова места: отопление там работало так, что люди раздевались, в то время
как я и несколько моих попутчиц мерзли как в Антарктиде. В пути мы подходили к водителям и требовали включить отопление, но те даже и не шевелились. Естественно, если бы мерзли они, то сразу бы проявили прыть.
Под вечер стало еще сильнее холодать, пошел небольшой снег. Я тепло укутался в кожаную куртку, напялил до носа шапку из каракуля, надел перчатки, а шею перетянул шерстяным шарфом. Но это не спасало от холода. Я жалел, что не одел под брюки теплые кальсоны. В автобусе был телевизор, но его даже и не включали. В итоге приходилось довольствоваться осмотром местности через ледяное окно и чтение свежего номера узбекской газеты «Даракчи», которую взяла одна из моих попутчиц.
Машина ехала медленно, не более пятидесяти километров в час – дорога была обледеневшей, и шофера не рисковали. Впрочем, это было разумно, так как на следующее утро уже при подъезде к Алматы мы встретили перевернутый автобус. Оказывается, ночью произошла страшная авария, в которой погибло восемь человек, много было ранено, и все из-за того, что водитель не справился с управлением на скользкой магистрали.
По дороге нас несколько раз останавливали какие-то военные. Не знаю, кто это были – пограничники, таможенники или милиционеры, они не представлялись, а только суровыми голосами требовали предъявить документы. Мы все безропотно доставали паспорта и показывали их им. Нужно сказать, что военные документы не читали, только окидывали взглядом всех сидящих, мол, документы есть, значит, все в порядке. Потом они копались в грузовых отсеках, ища какую-нибудь контрабанду. Мои коллеги-журналисты предупреждали, что на этом участке дороги ни с кем нельзя сориться, иначе заберут и оттуда можешь никогда не вернуться. «На крайний случай держи мелочь в валюте, — говорили они мне, — чтобы мог дать
взятку. Там клюют на все, даже на один доллар».
— За что? – удивился я. – Ведь я не собираюсь совершать правонарушение…
— Ты не жди, что на тебя найдут какой-нибудь официальный пункт уголовной статьи, а они могут сделать все для этого, — перебили они меня. – Там ты – никто, просто человек, который должен делиться с полицией, а не поймешь восточную суть общества – скорее дай, чтобы силой не забрали! — быстро очутишься в местном отделении, просидишь пару недель с уголовниками и сам в следующий раз будешь первым предлагать материальную поддержку полицейским.
Пришлось брать и другие «уроки» поведения в Казахстане.
К часу ночи мы подъехали к какому-то транзитному поселку. Здесь проводница стала орать: «Вылезайте! Идите кушать!» Она пресекала всякие попытки людей отказаться от такого «гостеприимства» и насильно выгоняла из салона. Я хотел сказать ей пару ласковых слов, но потом решил прогуляться, чтобы и согреться, и размять затекшие члены. У дверь нас ждала орава девушек, которые хватали за все части тела, дергали и тормошили, крича:
— Идемте кушать!.. У нас есть бешбармак!.. А у нас есть чай, водка! Брат, хочешь лагман?.. Брат, идем к нам – все есть!
— Эй, отойдите от меня! – рявкнул я. – Дайте человеку оглядеться!
Но оглядеться мне не дали. Девушки преследовали меня и дальше. Тут мой взор упал на вывеску «Алишер», написанную по-казахски (половина букв – кириллица, а половину – латиница). Это была маленькая столовая с моим именем. Честно говоря, это несколько заинтриговало меня. «Дай-ка поужинаю в общепите с собственным названием», — подумал я и поспешил туда. Одна из девушек радостно взвизгнула, мол, это мой клиент, остальные недовольно вернулись к автобусу и стали уговаривать других пассажиров. За мной последовала одна из попутчиц, а также ворчливый старик-уйгур.
Меню, которое мне подали, не изобиловало большим предложением блюд. Но стоимость их была таковой, что у меня глаза полезли на лоб. Представьте себе, порция лагмана (блюдо из нарезанного в длинные полоски теста, поджаркой и с мясом) – 140 тенге (это 0,92 доллара), чай – 40 тенге. На такую сумму я мог бы просто обожраться в Ташкенте. Видимо, перекос в ценах был обусловлен различным материальным благополучием казахстанских и узбекских граждан. Такого же мнения были и мои попутчики. Женщина, которая проживала в Андижанской области Узбекистана, сразу от всего отказалась (наверное, она просто
хотела согреться в помещении и поэтому зашла сюда), но я попросил ее выпить со мной чайник чая, чтобы составить компанию. Старик-уйгур ни черта не понимал по-русски, он тупо вглядывался в меню, а затем подозвал официантку. Уйгурский язык является одной из ветвью тюркского и очень близок к казахскому (нужно сказать, что за 20 дней жизни в Казахстане я уже стал более сносно понимать казахский язык и в данный момент воспринимал, чего хочет старик), но его вопросы просто бесили казашку-официантку. Старика (который, видимо, был выходцем из Синцзяно-Уйгурской автономной области Китая) возмущали цены. Конечно, они и для меня были астрономическими, однако всегда есть выбор: не хочешь – не кушай! Этого старик понять не мог. Он плюнул, сказал что-то из уйгурского, наверное, непечатного фольклора (сути я не понял) и ушел обратно в автобус.
Есть я хотел не только из-за того, что был голоден, а потому что страшно замерз в дороге. Горячие лагман и чай привели меня в чувство. Когда стал рассчитываться, то официантка назвала итог: «С вас двести десять тенге».
— Странная у вас арифметика, — сказал я ей. – Лагман – 140 тенге, чай – 40, а итого получается почему-то двести десять тенге! Наверное, плохо в школе учили математику.
— У нас все привозное, своего нет, — веско ответила та. – Воду и дрова привозят, продукты тоже. Мы же в степи, здесь и деревца нет. Поэтому и вынуждены увеличивать цену.
Я не стал спорить с ней и быстро рассчитался. Едва мы расселись по салонам, как появился еще один автобус с пассажирами. Зазывалы бросились к ним. Мы тронулись. И опять тряска, холод, проклятия в адрес водителей и мысль: «Лучше бы я отправился самолетом!» По дороге мы несколько раз останавливались, чтобы облегчить мочевой пузырь от накопившейся жидкости. Вначале мужчины и женщины разбегались в разные стороны, а потом, из-за холода даже не стали прятаться друг от друга, нужду справляли вместе. Это было как-то непривычно и в диковиньку. Расстегивая ширинку и доставая детородный орган (извините за такие подробности), меня мучила мысль, как бы не застудить его: на морозе моча превращалась в ледышку, а на руках, который сжимал ствол от холода, появлялся иней. Женщины даже не снимали штанов, они стоя «поливали» сугробы. «Бред какой-то», — в тот момент думал я. Но в таких ситуациях не до приличий или восточного этикета: нужда есть нужда, а экстремальная ситуация – не тетка.
Под утро стало чуть теплее. Со всех сторон нас окружала степь, иногда я видел горы. «Мы уже подъезжаем к Алматы, — сказала мне попутчица. Впрочем, в Алматы мы приехали к часу дня. Но ночное путешествие надолго останется в моей памяти.
Уж больно необычным оно оказалось.

АЛМАТЫ – ГОРОД СКАЗКА?

Алматы – это современный город Центральной Азии, с восточной атрибутикой и западными подходами к жизни. Он отличается от Бишкека или Ташкента своим колоритом, неповторимым вкусом к жизни. Здесь все течет по-иному. В Ташкенте ощущается официоз и сухость, в Бишкеке все проходит медленно, даже несколько провинциально, но в Алматы ритм жизни заставляет даже гостей собраться и выдерживать жизненные скорости.
Все люди куда-то торопятся, по дороге переговариваются по «сотке», у всех серьезные лица. Конечно, алматинцы умеют и любят отдыхать. Они часто посещают кафе, центры досуга (ночные клубы, к примеру), ездят на Медео. Моя знакомая Ляйля Ермекбаева, которая работает в международном проекте по экотуризму, как-то пригласила в футбольное кафе (это рядом с КазГУ-градом). Это было весьма интересное и приятное для общения заведения. Везде висела атрибутика футбола, специально поставленные телевизоры демонстрировали футбольные турниры. В меню входили блюда с такими названиями как «Мясо по Пеле»,
«Гарнир «Марадонна» и прочие, что свидетельствовало о фанатичности в еде местных гурманов. Такой оригинальности я на родине не встречал, и поэтому был благодарен Ляйле за этот «поход».
Да, о горе Медео. Как говорят местные жители, «если ты не посетил Медео, значит, не побывал в Алматы». Сейчас Медео – это горный развлекательно-спортивный центр, на котором зимой люди катаются на коньках, а летом здесь проводятся различные культурные мероприятия, например, музыкальный фестиваль «Азия Даусы». Вход на каток для взрослых – 300 тенге, для детей – 200. Если даже хочешь прогуляться, а не покататься, то платить нужно сполна. В тот день, когда я сюда прибыл, пришлось немного подождать – специальные машины заливали каток. Я прогулялся по склонам и осматривал местность.
Чуть выше Медео расположена дамба, которая спасает не от воды, а от сели. Селевые потоки представляют особую опасность и поэтому город предпринимает все меры для своей защиты. С дамбы можно посмотреть на спорткомплекс Медео, но лучше всего это делать вечером, когда зажигаются огоньки, лед подсвечивается и искриться, — возникает особое ощущение, которое трудно передать словами. Поскольку я не умел не только кататься, но и стоять на коньках, то от этой забавы пришлось отказаться (боялся расквасить нос, сломать очки и повредить кости, сухожилия, органы и т.д.), хотя моя сопровождающая – Белла из газеты «Караван» хотела вволю накататься. Она вздохнула и просто сделала экскурсию по спорткомплексу.
Алматы – город, где холодно зимой, и жарко летом. Но для узбека холода уж больно непривычные: до моего приезда здесь было минус тридцать пять градусов по Цельсию. Ужас! Но в феврале проявлялись и теплые дни, и в этот период я просто согревался.
Город Алматы сохраняет и старые постройки, одновременно возводя и новые. Я видел здания, которые напоминали мне «хрущевки», в то же время мне попадались и современные благоустроенные, где стоимость одного квадратного метра составляла свыше 500 долларов. Это так называемые «элитные дома». Проезжая рядом с магазином «Рамстор», мне сведущий человек сказал, что этот микрорайон называют «Внуково».
— Почему? – заинтересовался я.
— Здесь живут «внуки»… Есть и «Домодедово» – там обитают «деды», — пояснил он мне. Мне стало ясно, кто может быть такими «родственниками». Правда, место обитания «дедов» я так и не увидел.
Магазин «Рамстор» – один из центров торговли и развлечения. Внутри него есть свой каток, на котором катаются дети. Здесь же можно хорошо пообедать, благо выбор блюд огромен – от гамбургеров и чизбургеров до каких-то неизвестных мне блюд. Бутики, которые расположены там, предлагают разнообразный ассортимент товаров, но их цены, естественно, тоже солидные. «Этот магазин — для солидных людей», — сказал мне коллега-журналист. В «Рамсторе» есть также кинотеатр, можно смотреть и огромный телевизор возле катка.
Кстати, возле площади Республики установлен огромный многометровый телеэкран, на котором демонстрируются фильмы, реклама. Огромные динамики разносят звуки по всей площади, и даже шум улицы, машин не заглушает их. Пока я ждал свою маршрутное такси, то успел посмотреть фильм «Война за Землю» с участием Траволты. Конечно, не весь фильм, а небольшую часть. Хотя у меня было желание досмотреть фантастику до конца, просто в тот день температура опустилась до минус пятнадцати градусов, а я, будучи человеком тепла, не мог стоять на проветриваемой со всех сторон площади слишком долго, то пришлось отправляться греться в гостиницу.
Да, отмечу: остановился я в небольшой гостинице «Потенциал», что по улице Клочкова. Это самая дешевое заведение, которую сумел найти в Алматы. Сутки проживания – 1000 тенге (около 8 долларов). Конечно, удобств минимум – предлагают комнату, телевизор, кровать. Туалет (нет деления на «М» и «Ж») и душ – в другом месте, правда, на своем этаже. Телефон – только у администратора, один звонок стоит 25 тенге. С вечера до ночи – шум, это постояльцы разбирались с проститутками, кто кому и сколько должен. Конечно, спать под крики сложно. Благо, никто не навязывался, и это успокаивало. Каждое утро я находил в коридоре использованные презервативы (не знаю, они сексом прямо в коридоре занимались что ли?). Особым
спросом путаны пользовались у китайцев, вьетнамцев, была здесь и местная шантропа. «Какой-то притон», — думал я.
Администрацию это не смущало, ибо это тоже считалось источником дохода гостиницы. Вначале я хотел уехать, но передумал, так как большими деньгами я не располагал, а с другой стороны, у меня была регистрация (чтобы у полиции не было повода придраться).
Есть гостиницы и покруче, однако, цены там только для шейхов и королей. Даже в отеле «Казахстан» номер стоит 41 долларов в сутки и не всем по карману. Да, недавно в этом отеле произошел пожар (говорят, были жертвы), и причины его сейчас расследуются.
Рядом с гостиницей расположена канатная дорога, которая ведет к близлежащей горе Кок-Тюбе. Там расположены кафе и телевышка. Подняться – 100 тенге, столько же стоит удовольствие спуститься обратно. Сверху я посмотрел на город, но ничего не увидел – все было скрыто коричневым смогом. Зато когда ехал на «канатке», то моему взору предстали особняки «новых казахов». «Это самый престижный район, — сказал мне дядя Рафаэль, отец моего коллеги-журналиста. – Здесь селятся богатые казахстанцы». Действительно, трехэтажные дома были выдержаны в европейском стиле и оценивались в миллионы долларов.
Алматы – зеленый город. Конечно, зимой трудно судить о зелени, когда везде сплошной снег. Но к такому выводу приходишь, когда видишь большое количество парков. Например, возле КазГУ-града я часто прогуливался с друзьями. Правда, выгуливать собак здесь почему-то запрещено, мою знакомую едва не оштрафовали какие-то охранники. Кстати, об охране… Если в Узбекистане запрещены частные организации, выполняющие оперативно-розыскные и охранные функции, то в Казахстане они официально функционируют. Например, в здании «Медиа-Холдинга» я виде частных охранников с автоматом и резиновым «демократизатором».
В Алматы много обменных пунктов, почти в каждом торговом заведении. В Узбекистане, в связи со сложностью конвертации, обменять деньги можно лишь в банках и то при выполнении особых правил (например, если есть виза и билет до страны назначения). У частных менял лучше деньги не менять – могут обмануть, и такие случаи сплошь и рядом. Например, моему коллеге-журналисту, захотевшему сэкономить несколько тенге, сунули «куклу». «Эх, ну и жизнь, — жаловался он мне. – Сам пишу о том, что не доверяйтесь жуликам и сам на них напоролся и был строго наказан!»
В Алматы своя система координат, по которым жители определяют свое местоположение. Эта система не похожа на ту, что мне известна в Ташкенте. У себя дома я, например, называю товарищу место встречи где-нибудь и даю уточнение – это возле такого-то известного объекта. «Встретимся в клубе «Алладин» – это возле площади Мустакиллик, или в кафе таком-то – это напротив «Дома кино», или подходи на остановку возле магазина «Светлана», – так обычно поступают ташкентцы, называя место рандеву. В Алматы местоположение определяют по пересечению улиц. «Вам нужно ехать туда-то – это на пересечении
улиц Фурманова и Сатпаева… или Гоголя и Дзержинского… или Ауэзова и Виноградова», — так объясняли мне алматинцы месторасположение объекта, куда я направлялся. «Наш город можно изучать в шахматном порядке, то есть по пересечению улиц», — говорил мне один из таксистов.
В Алматы метро вроде бы и есть, и в то же время его нет. То есть оно частично построено и не закончено. Сейчас в правительстве думают, что делать дальше с этим объектом: средства на консервирование или на дальнейшее строительство требуют почти одинакового объема из бюджета. Но транспортная проблема в городе почти решена – всю нагрузку берут на себя маршрутные такси, которых в городе видимо-невидимо. Номера маршрутов уж очень астрономические – 544 или 574. У автобусов тоже огромные числа, например, маршрут № 456. Лишь троллейбусы имеют нормальные «размеры» — № 1 или № 7. Мне в троллейбусах понравилось электронное информирование о маршруте и остановках, в Ташкенте до этого пока не додумались.
Есть также трамвай, но на нем я не ездил.
Кстати, поездка в маршрутном такси стоит 30 тенге (пенсионерам и школьникам – скидка), в автобусе и троллейбусе – 20 тенге. Цены на такси – это от наглости водителя до объема вашего кошелька. Те, что караулят клиентов у автовокзалов, заряжают высокие цены, а те, кого вы ловите на улице, могут отвезти до места назначения за вполне умеренную плату. Если сделать перерасчет, то стоимость на транспортные услуги в Алматы в несколько раз превышают на подобные услуги в Ташкенте.
Впрочем, цены в магазинах, по моему мнению, слишком высокие. Кстати, на небольших рынках, которые располагались в городе, цены были лишь на немного ниже магазинных. Бедных много, иногда встречал нищих. Подаяние просили и солдаты, которых часто я встречал на улицах Алматы. Они не стыдясь просили дать им 10 или 20 тенге. В то же время заработная плата в Алматы значительно выше, чем в Ташкенте. Приведем пример: зарплата преподавателя в узбекском вузе – 10-15 долларов в месяц, в казахстанском – 70 долларов. В редакции узбекской коммерческой газеты я могу рассчитывать не более чем на 30-40 долларов, тогда как в казахстанском – более 150 долларов. С другой стороны, коммунальные и прочие услуги
сводят на нет все эти преимущества. Поэтому иногда трудно судить, где же лучше обстоят дела.
Касаясь продуктового вопроса, то хочу отметить, что пища здесь превосходная. Продукты хорошего и высокого качества, сами алматинцы не жалуются на это. Покупая сосиски или колбасу, я поражался тому, что они чрезвычайно вкусные, и в них не ощущается вкуса мыла, бумаги и крахмала, чем, на мой взгляд, изобилуют узбекские продукты. Молочные изделия также вкусны и многообразны (я просто упивался кефиром и йогуртами). Конечно, цены на них по ташкентским меркам высокие, но за качество нужно платить, как следует.
Алматы несет в себе чудную смесь Востока и Запада. Здесь позволительно то, чего порой трудно представить в Узбекистане.
Например, на подмостках подиума или в театре могут ходить женщины местной национальности с обнаженной грудью, работают предприятия, где бывает стриптиз, выходят газеты, где поднимаются вопросы о сексе, половом воспитании, есть эротические фотографии. Но при этом жители умеют сохранять восточное мышление, скромность и своеобразную стыдливость (например, когда идет церемония бракосочетания).
Этой смесью мне и понравилась Алматы. Я заметил: здесь у населения отсутствует в глобальном смысле консерватизм (конечно, бюрократия проявляется во всех сферах – и это признак Востока), люди самостоятельны в выборе мнения, личного развития и политических ориентиров, нет идолопоклонничества и государство не навязывает своего курса, во всяком случае, я не видел на улицах или внутри зданий плакатов с изображением Президента Назарбаева или транспаранты с его цитатами из его речей или книг (если книги Назарбаев еще пишет). Но все же восточный менталитет проскальзывает, например, когда
авторитарными способами решаются общественные проблемы.
На площади Республики раньше проводились парады, проходили митинги. Сейчас там оживленная трасса. Стоят памятники, недалеко расположен президентская резиденция, правда, ее сейчас называют «южной», так как основная расположена в новой столице – Астане (бывшая Акмола – то есть «Белая могила»). Большие здания на площади – это агентства «Хабар» и «Медиа-Холдинга» – отсюда идет вещание на всю страну и, как выражаются некоторые товарищи, информационные войны. Да, проблема развития СМИ в Казахстане остра, но она носит несколько иной характер, чем на моей родине. Если в Узбекистане существует политическая цензура, то в Казахстане цензура проявляется технически – под давлением чиновников те или иные
типографии отказываются печатать издания, закрывают частные телеканалы. Конечно, нельзя назвать демократичным и то, что Норсултан Абишевич заявляет, мол, число телеканалов слишком большое, отчего можно сделать вывод – нужно ждать закрытия неугодных СМИ. Впрочем, этот процесс и идет сейчас.
Телевидение в Казахстане, на мой взгляд, скучноватое. Есть, конечно, интересные передачи (например, политические и новостные), но по сути смотреть не на что – одни лишь музыкальные клипы и старые фильмы. Российское телевидение можно смотреть только по кабельному, а в местном оно идет под лозунгом «ОРТ-Казахстан», то есть российские телеведущие рассказывают о событиях в Казахстане. Есть свой отпечаток игры «Кто хочет стать миллионером», его ведет казахстанский «Максим Галкин».
Печатная пресса в Алматы разнообразна. Больше всего мне понравилась газета «Караван». Пускай ее некоторые называют «желтой» или «бульварной», все равно там пишут очень интересно, с личным мнением и далеко от официозной точки зрения. То есть у газеты есть свое «я». Читая все это, мне порой становилось тоскливо, что такого я не встречал на своей родине – цензура не позволяет масс-медиа развиваться свободно. Кстати, мне удалось даже побывать в редакции, познакомится со многими журналистами. Чудесный коллектив!

ГРАБИТЕЛИ В ПОГОНАХ

В Алматы я редко видел полицейских. Конечно, патрульные машины проезжали по городу, иногда гаишники стояли у дорог, махая жезлами. Но такого обилия сотрудников правоохранительных органов, как в Ташкенте, здесь мне встретить не пришлось. Но если в Узбекистане проблемы с преступностью решают большим количеством милиционеров (и поэтому у нас все спокойно), то малое число их казахских коллег не может справиться с пиком криминогенности в Адматы. Меня предупреждали, чтобы вечером я не ходил, ибо могут запросто ограбить, избить без причины, оскорбить. Слава богу, на уголовников я не напоролся, хотя на носителей погон…
«На полицию не надейся, — говорила мне знакомая старушка Полина Артемьевна. — Они никогда не найдут негодяев, наоборот, тебя как иностранца во всем обвинят. В нашу полицию лучше не попадать». Такого же мнения была моя знакомая Ляйля: «Моего сына остановил полицейский, потребовал удостоверения. Тот показал студенческий билет, но для полицейского это не было документом. В итоге он выцыганил у студента 20 тенге на сигарету».
Я верил и не верил всему этому. Смотря по телепередачам, как полиция Казахстана расправляется с бандитами, я был удовлетворен тем, что есть возможность наказать виновных, но то, что говорили мне рядовые жители, заставляло впадать в уныние. И однажды сам увидел, как возле клуба аэробики (что возле магазина «Ардагер») какой-то полицейский с нагловатой и отъевшейся рожей схватил молодую женщину за грудки и что-то от нее требовал. Женщина была возмущена и громко говорила:
— Отпусти меня! Чего пристал? Отпусти меня!..
Не знаю, чего хотел от нее представитель закона, но явно не совсем то, чего требовал закон, иначе бы настоял на своем.
Женщине удалось освободиться, а недовольный полицейский сел в машину и уехал. Мой коллега из газеты «Караван» с презрением посмотрел вслед машине.
Зато 27 февраля, когда я вернулся в поселок Черняевка и собирался переходить узбекско-казахстанскую границу, меня остановила полиция. Едва я вылез из «Газели», как толстый офицер схватил меня за сумку и потребовал мои документы.
Увидев узбекский паспорт, он аж затрясся от радости.
— Откуда едешь? – спросил он.
— Из Алматы, вот автобусный билет, — я показал ему бумагу.
— Что делал там?
— Гм, ездил путешествовать, — ответил я. Видимо, турист в его образе ассоциировался или с лишними деньгами, или с возможностью контрабанды. «Так, пройди на проверку», — и он указал на синий автобус времен 40-50-х годов, окна которого были закрыты фанерой.
— Зачем? – удивился я.
— Иди, иди, там поймешь, — полицейский передал мой паспорт младшему чину и тот повел меня к автобусу. Там они потребовали, чтобы я сразу признался им, что везу остро-колющиеся предметы, наркотики, оружие и доллары. Не знаю, действительно ли они хотели найти все это у меня, скорее всего их интересовали мои финансы. Потому что они несколько раз повторили слово «доллары» и угрожали, что будет плохо, если я не предъявлю их на проверку.
Получив ответ, что валюта есть, но ее мало, а остального из вышеперечисленного у меня нет, они заставили раздеться.
Осматривали все: и трусы, и носки, и туфли, и куртку, рубашки. Перерыли содержимое сумки. Обыскивали меня несколько человек, причем число полицейских увеличивалось с каждой минутой. Вскоре ими был забит весь автобус, и они с интересом смотрели за стриптизом. Отсутствие запрещенного их расстроило, однако они решили меня просто так не отпускать.
— Что будем делать? – обратился ко мне один из них, стуча моим паспортом по ладони.
— Как что? Отпускать! – ответил я, одеваясь. Было такое ощущение, что меня осматривал андролог.
— Отпускать просто так нельзя. Мы должны тебя забрать в отделение и там проверить твою личность. Может, по нашей картотеке ты идешь как преступник… — угрозы лились ручьем. Полицейских приводил много доводов, почему меня нельзя просто так выпустить из автобуса.
Такой поворот дела меня мало устраивал. Я знал, что в полиции на меня могут навесить всякие там «дела», от которых не отмоешься. Нужно было, как говорят, «разводить на месте». Но полицейский сам намекнул:
— Впрочем, если нас угостишь обедом, то можешь идти.
— И сколько стоит обед?
— Сколько дашь?
— Ну… Пять долларов…
— Э-э, смеешься? Нас здесь столько, разве пятью долларами прокормимся? Давай пятнадцать — и иди!
Пришлось отдать последние деньги. Так я понял, что простой люд в Казахстане прав в отношении полицейских. Кстати, мой коллега, который работал в «Юридической газете», поведал, что в Черняевке полицейские «сняли» с него 20 долларов. «Меня тоже грозили отправить в кутузку на выяснение личности, пришлось откупиться», — рассказал он. После получения взятки, полицейские расщедрились и сами доставили «преступника» к границе. Впрочем, в Казахстане правоохранительные органы особенно не любят журналистов, видимо, потому, что те пишут о них не слишком приятные вещи.
Когда я отдыхал в Алматы, то часто смотрел «ящик». Там рассказали, какое давление оказывают власти на свободные средства массовой информации. Часто полиция играет роль государственной дубинки. Так, например, полицейские пригласили водителя угнанной служебной машины «Медиа-холдинга» и управляющего делами, якобы для беседы. На самом деле их продержали в камере 27 часов, водителя избивали и унижали, в итоге он попал в больницу с серьезными ранениями. А управляющий делами вышел из полиции как сомнамбула – такое сильное психологическое воздействие на него было оказано. «Если встретишь полицейского – не говори, что журналист, иначе они могут отомстить тебе лишь за то, что являешься представителем этой
профессии», — предупредил меня коллега из газеты «Караван», журналистов которой часто избивали неизвестные, а полиция и пальцем не шевелила, чтобы их найти.
Совет: старайтесь обходить стороной полицию. Об этом, как мне поведали в одном международном агентстве, даже написано в справочнике для американских туристов. А в США своим гражданам не дают пустых советов.

ЭПИЛОГ

В Алматы я хотел бы еще раз приехать. Просто там другая жизнь. А мне иногда тоскливо в Ташкенте, чувствуешь себя как в болоте – все статично, никакого движения… Если все надоест, то в один прекрасный день я вновь смотаюсь в Казахстан подышать смесью Востока и Запада…

Ташкент-Черняевка-Алматы, 6-27 февраля 2002 года.

36 комментариев

1 комментарий

  1. без имени

    26.03.2002 at 10:51

    ЧТО там делать-то? Нам, русским!
    Спасибо за рассказ. Но какой УЖАС! Бедные русские, которые там остались…

  2. Так... заглянул.

    26.03.2002 at 13:14

    Это нечто… Скоро наверно прочитаем "Путешествие узбека в Пакистан"….
    или еще куда. Только зачем это вменяемому путешественнику. Нет я не имею в виду разделение на пляжный и экстримальный туризм. Нет! Просто ехатьв КАЗАХСТАН????!!!! Бред какой-то. К монголам и то интереснее, они смешные и … гордые:))

  3. Тимур

    26.03.2002 at 14:51

    Навеяло воспоминания
    Понимаю, что хорошо отделался, когда по работе приходилось ездить подобными маршрутами: Ташкента-Чимкент, Бишкек-Алматы, Алматы-Талдыкурган, Ташкент-Самарканд и т.д. и т.п.
    В Кыргызстане менты подходят, здороваются, жмут руку! и заводят на шмон. Потом еще заставляли подписывать бумагу, что все корректно было.
    На трассе чей-то мент как-то сказал, что жаль, что у нас ничего нет — в прошлом году часто попадалась наркота.
    В Бишкеке рано утром устроили паспортный контроль в отеле. Я попробовал что-то сказать — меня пообещали после еще одного слова "закрыть". В узбекском самолете однажды попутчики (русские с каз.паспортами) сказали, что им установили таксу в 10 долларов, если те хотят попасть на самолет.
    А еще, ВСЕ их менты любят регистрацию проверять. Хотя чего уж там, наши наверняка не лучше.

  4. карудеН

    05.04.2002 at 09:30

    Мы так долго боролись за права негров , что практически их получили (Н.Фоменко, "Русское Радио")
    Могу только посочувствовать этому Алишеру и всем остальным жителям этих "независимых" государст так называемой "Центральной" Азии (Средняя Азия им не особенно понравилось). Сам родился и вырос в Узбекистане, но вовремя срыл в 1987 году, мне уже тогда там было тяжело дышать, боже, как я рад был очутится среди своих(уже тогда Узбекистан был для узбеков, как впрочем наверняка Казахстан для казахов и т.д.). Единственным достоинством той системы тех лет было то,что всегда можно было спокойно предложить взятку и не боятся что тебя пошлют (из страха или совесть не позволит).И вот во что это вылилось после перестройки, когда местные князьки напровозглашали суверенитеты, чтобы самим грабить "свои" республики. Ну а у тех кто в самом низу грабить остается только таких же как они. Самое грустное, что неизвестно когда у них все это кончится, через 10 или 50 лет, когда станет жить так невмоготу. Я и так не собирался посещать свою "историческую" родинку, даже в качестве туриста, но почитать как там сейчас было интересно. При этом, сдается мне что Алишер даже сгладил свой рассказ и кое-что утаил, но хватает даже и этой части. Милости просим в ЦЕНТРАЛЬНУЮ АЗИЮ!!!

  5. steppenwolf

    23.06.2002 at 05:36

    Без названия
    uzbeki, uzbeki…

    ne-uzheli vy i v pravdu schitaete chto vashe gosudarstvo vkluchaya vashu politsiyu seichas chegoto-to stoit??? S vashim ekonomicheski-backward Karimom???

    Malo etogo zhurnalista tryasli — ochen- mnogie uzbeki i tadzhiki vezut narkotiki ot nishety i bezvyhodnosti. I tuda zhe — s kritikoi Kazahstana!

  6. steppenwolf

    23.06.2002 at 05:46

    Без названия
    termutatoru:

    posmotri luchshe na svouyu vonuychuy Rossiu — sami vse nikak iz der-ma ne vylezete. U vas svoih knyazkov hvataet i voryug-militsionerov. A naschet Kazahstana ne bespokoisya — my prekrasno prozhivem dai tol-ko vremya. Tol-ko naschet pritesneniya russkih ty zagnul — skazki vse etogo pro belogo bychaka, nu ne lyubyat russkie videt chto oni ne mogut bolee rulit- kak ran-she dazhe ne ponimaya mestnogo naseleniya — vot i prut obratno gde ih davno uzhe nikto ne zhet…

    grustno…

  7. Xrise

    24.06.2002 at 07:49

    Все это херня собачая
    Уж лучше бы рассказал как ваша узбекская таможня охеревает — быдло черномазое. И не хрен о Казахстане судить по всяким мамбетам из деревни которые в основном и служат мусорами и таможенниками. И когда блин все поймут что Казахстан — в Центральной Азии — самое продвинутое государство.

  8. ПОЛКОВНИК

    16.07.2002 at 13:32

    Узбекский снобизм
    Есть такая казахская пословица "Вижу в чужом глазу соринку, а в своем бревна не замечаю". В статье проявилось обыкновенное противостояние казахов и узбеков. Да действительно у нас зажимают узбеков, но знал бы вы как нас достали узбекские братья. Спасибо надо нам сказать, что мы им работу предоставляем и транзит через территорию даем. А ограничение свободы прессы в большей степени надумано, особенно в отношении КТК или как его называет автор "Медиахолдинг", это все большая политика, к которой узбекский журик не привык

  9. Катя

    19.07.2002 at 11:45

    Полковнику
    Зажимают положим не только узбеков, а все подряд и казахов в том числе. Казахов кстати жалко уже потому, что остальные могут по-своим родинам разъехаться, а казахам ехать некуда, все-таки родина, хоть и зажимают….

  10. Алишер ТАКСАНОВ

    20.07.2002 at 09:09

    Когда вымогают деньги на границе, разве это признак дружбы?
    Из нескольких реплик я понял, что осуждают не ту ситуацию, что на границе таможенники и менты вымогают деньги, угрожают и издеваются, а то, что я написал об этом, и как бы поставил в "неудобное" положение жителей Казхстана. Я ничего против не имею против республики, наоборот, я пишу о том, что мешает нашей дружбе. В тексте я, кстати, говорил, что негативное отношение к казахам есть и со стороны узбекских органов, и я это всячески осуждаю. Более того, об этом я часто пишу в Интернете (читай http://www.ferghana.ru, http://www.navigator.kz), за что полчаю по шапке от узбкских властей. Если у кого-то есть свои впечатлени об Узбкистане, то сайт "100 дорог" дает вам полную возможность описать это. Перо и бумага вам в руки! Я с удовольствием прочитаю ваши ощущения от посещения Узбекистана, и не буду обвинять вас в чем-то. Ибо то, что вы увидели, — это ваш ощущения,ваша точка зрения.

  11. Xrise

    25.07.2002 at 10:36

    To Алишер Таксанов
    Ну если дела обстоят так то я извиняюсь за свой резкий тон. Желаю успехов

  12. SAM

    06.02.2003 at 13:27

    Всё правильно.
    К сожалению, должен согласиться с частью высказываний. Сам из Казахстана родом, вот уже пять лет как не живу там, путешествую по миру в поисках лучшего места по Миру. Осел в России. Как ни крути, а заграница хорошо, но дома лучше. Россия стала моим домом не только потому что сам русский, но просто здесь спокойно за завтрашний день,здесь люди работают на себя, на завтрашний день. Раньше думал о России как о рекордно коррумпированной стране, бандитизм и всё такое.. Теперь я понимаю, что это не так. Ну не выгодно бандитам грабить теперь, сейчас (почти) все тихо-мирно стали финансистами, банкирами, предпринимателями. Сам с ними езжу на рыбалку, отлично понимаю их трансформацию. Причём сами граждане России не совсем понимают в какое интересное время они живут и какие позитивные перемены у них происходят. Всё это видно отлично со стороны, коей я и считаю себя.
    В Казахстане остались друзья, зовут в гости, но без телохранителя приезжать не советуют…

  13. А

    13.07.2003 at 15:20

    Жуткая бредятина
    Просто какая-то жуткая бредятина колхозного писаки. Как Вам не стыдно такое писать и где Вы такое видели? Наверное пишете по заказу подонков типа Баркашова и Жириновского?

  14. Шокированный алматинец

    23.09.2003 at 12:05

    Никогда так не смеялся
    Как вообще эту чернь запустили в Казахстан. Прекрасно понимаю наших таможенников и полицейских — необходимо создать невыносимые условия для пребывания в Казахстане всякой шушеры из соседних убогих стран, откуда к нам приходит только грязь — наркокурьеры, контрабанда, незаконные иммигранты, дешёвые уличные проститутки. Поймите наконец, что у нас страна с гораздо более высоким уровнем жизини и большими перспективами — и вы со своим средневековым укладом жизни здесь незваные гости. Весь офис смеялся над сокрушениями о цене тарелки супа за 0.92 доллара. Смеялся потому, что зарплаты у нас — 300 -2000 долларов, и получаем мы столько потому, что много учимся и работаем, сумели построить экономически эффективное общество, по экономическим реформам оставили всех позади, включая Россию. Всё это надо создавать у себя своими руками. А не жить, как узбекские гастарбайтеры в Алматы, в животных условиях на нелегальном положении, и хаять потом всё на свете.

  15. Андрей

    31.10.2003 at 06:14

    Первым двум чайникам, которые "так просто заглянули"
    Да и всем уехавшим из Казахстана.
    Я сам русский, мне в КЗ живется лучше, чем любому из вас, Россиян. Проблема в том, что вы все, бесштанное племя, все еще страдаете великорусским шовинизмом. Казахстан намного вперед от вас ушел в экономическом плане, вам просто завидно, жрите свою водку и продолжайте думать, что вы "самые лучшие", [цензура].

  16. Жалгас

    04.12.2003 at 16:51

    Интересно читать
    Интересно было читать про то, как этот путешественник посещал нашу страну. С некоторыми вещами перегнул палку автор, с другими это есть проблемы, которые нам мешают жить. Вы знаете корень всех проблем в экономике наших стран. Если кто знаком со статистикой, то все-таки экономическое положение у Казахстане намного лучше чем в Узбекистане и это факт. И политическая ситуация у нас в Казахстане по-лучше, по свободнее. Есть одна проблема, которая имеется у узбекских коллег и у наших коллег, они любят друг друга "хаять". Не думал, что у столь по сравнению с моим возрастом автора о Казахстане складывается такая картина…Что ж надеюсь, что он видел действительно правда. Хотя автор умеет привлекать к себе внимание.

  17. z

    02.02.2004 at 02:34

    Дамы и Господа !
    С одной стороны понимаю автора этих статей, сам бывал в подобных ситуациях и должен сказать что не в восторге от этого. Вымогают нагло, потому что не бояться последствий. С другой стороны удивляет отношение некоторых авторов, у меня в казахстане, у меня в россии, у меня в узбекистане…
    Ведь если призадуматься то подобная ситуация сплошь и рядом на всем постсоветском пространстве. Рэкет и вымогательство есть и в азии и в россии. Автор описал то что было ему неприятно, я думаю окажись вы в подобной ситуации в узбекистане, вы писали бы и не такими словами. И та полемика что здесь пишется наводит на очень неприятные мысли. Неужели мы дожились до того что будем друг другу тыкать словами ты русский, ты узбек…
    Неужели из-за каких то отдельных личностей в погонах мы будем между собой разводить всю эту межнациональную резню…
    Ведь так недалеко и до серьезных столкновений…
    И в конце концов в любой национальности есть и плохие и хорошие люди… Хотя хочется надеяться что хороших все таки больше.
    Удачи всем !

  18. казах и русский

    27.07.2004 at 07:26

    проблемный чувак
    Это проблемный чувак.
    Все поняли это сразу.
    Завидует. И ненавидит.
    Это у него в генах.
    Но мы тебя прощаем.
    Больше не приезжай.
    Пусть нормальные пацаны и девчонки приезжают на нашу гостеприимную землю.

  19. guli

    29.10.2004 at 06:14

    Ничего себе!
    А в Узбекистане развет этого всего- нет да? И нечего врать! У нас в Казахстане нет никакой национальной дискриминации как в других!

  20. Илья

    25.11.2004 at 16:38

    Мда…
    По "Каравану" и "Потенциалу", и статья 🙂

  21. Ильяс

    25.11.2004 at 16:40

    Мда…
    Отдых прошел на уровне "Каравана" и "Потенциала"… По уровню и приключения, уважаемый! 🙂

  22. Садык

    17.01.2005 at 12:49

    ПРидуманные истории
    Я сомневаюсь что этот гражданин-узбек вообще побывал в Казахстане. А с каких пор они(граждане этой страны)стали путешествовать? Они же в Казахстан ломятся чтоб гастарбайтерствовать? Все это просто придуманные истории… еще автор называется…

  23. Марат

    27.01.2005 at 06:36

    Без названия
    Прекрасное описание поездки, а гланое, все переданно в чувстах, и с такими эмоциями, равно как отрицательные, так и положительные. Но смею заметить, что были допущенны некоторые неточности, но толоко в незначительных деталях.На пример, в казахстане никак не мог бвть местный автобус с номером, какой Вы указали в своей главе о переходе границы, номера в КЗ: A 855 LNM и т.д., Потом имя нашего президента НУРСУЛТАН.
    Ну и прочее. Но в целом мне оченю понравилось.

  24. Алматинец

    19.02.2005 at 12:50

    Вполне хорошая статья
    Не знаю зачем наезжают какие то ублюдки на этого человека. Вроде все написал.
    Лично мне понравилось. Я правда не знаю, действительно ли у нас такие гавеные полицейские, лично я их на три буквы посылаю, если они не правы.
    жаль что поздно прочел
    Спасибо за ссылку

  25. УЗБЕК !!!

    18.07.2005 at 12:27

    КГ/АМ
    Тварь ты черножопая, выпей йаду и пиздуй в Бобруйск. Менты вас давили, давят и будут давить, потому что вас давить надо. Не хуй всякой нищете к нам ездить, потом вас только палками можно выгнать. УЗБЕКАМ ТУТ НЕ МЕСТО !!!

  26. [email protected]

    24.01.2006 at 19:22

    Алматинцы не понтуйтесь!
    Прочитал реплики… и стало стыдно. Особенно за тех кто сидит и смеется в офисе… Неужели человек(да и весь офис походу дела) не понимает что такое уровень жизни в разных странах Мира. Всем офисом смеятся над тем что для человека из другого государства цены показались космическими… это глупо или тупо. У нас говорит зарплаты от 300 до 2000 баксов. Понты неимоверные. Афтар ты знаешь что со своими 2 штуками баксов в Лондоне ты сосешь сушки??? Нет??? Ну тогда тяжело… Тебе этого там хватит разве что несколько раз покушать. А еще бесят Алматинские понты. Да мы самое развитое государство!!! Кричат тута некоторые. Кто вам это сказал??? Ящик??? Да в Алмате жизнь налаживается и становится с каждым годом все лучше (и дороже), но когда вы были последний раз в областях? Там НЕРЕАЛЬНО бедная ситуация и ненадо тута жужжать про развитие судя только по Алмате. У нас хоть один завод работает из тяжелой пром-сти? Нет. Так что даже до России нам как пешком до Луны! Хотя и в России не сладко. Кто то тут говорил про гастролеров из Узбекистана и др. соседних гос-в. А знаете скока казахов гастролеров работает в России. Я уж не говорю про челноков. Так что думайте перед тем как говорить. Сидите в Ате а оглянуться вокруг себя никак? Кто-то там орал на Россию и русских? То что написал чувак про имперские замашки или чето типа того — полная лажа! Ты хоть Истрию Казахстана в школе учил? Еслиб небыло России, то говорил бы ты сейчас на китайском и писал тут иероглифами! Все великие ученые Казахстана образование какое имели??? Русское!!!! Плюс что говорил Абай? В словах назидания? Можешь продать весь свой скот и все свое имущество но ты должен дать сыну РУССКОЕ образование. И кто сказал что Россия не рулит??? Тож глупость. Если Россия оказывает свое влияние даже на восточную Европу, то на Казахстан это как пить дать!!! И если б небыло России то сидел бы сейчас чел не в офисе а в подвале и делал бы динамитики китайские!!!Так что НЕ НАДО ЗАЛИВАТЬ ТУТ!!! И кончайте дешевые понты про зарплату тут постить — это как минимум не культурно. (Хотя если ты парниша деревенский и живешь в Ате 2-3 года — мона простить=))))
    Относительно статьи — согласен на 95% с мнением автора. Вот тока несколько замечаний: 1. Алматы — город дорогой, и за 1000 тенге никак не найти места лучше. А такие места (грязь, проститутки и презервативы) и в Ташкенте думаю есть. Так что это не показатель.2. Автор — вы были в Алматы и не были: На Большом Алматинском озере, на Чимбулаке, не были в Алмарасане (не бане), не были на Тургеньских водопадах, в Иссыке на курганах Золотого человека — так что вы во многих местах не были. Так что как побываете там напишите ваше мнение о Алматы и окресностях. Вот это будет действительно интересно. А о казахских таможенниках и пограничниках — и так все знают. Это не актуально. И в России дела не лучше и в Узбекистане думаю тоже.
    Да кстати тому русскому кторый вовремя свалил из Узбекистана. Не был в Казахстане — вот и не ори тут о том чего не знаешь. Казахстан — это содружество 120 различных национальностей, а казахи даже 50% населения не составляют! Так что браток сиди в своей России и гоняй на малиновом мерине как твои друзья банкиры-бандюги. Всетаки правы анекдоты про новых русских, даж если они вовремя свалил из узбекистана!!!

  27. [email protected]

    24.01.2006 at 19:26

    Zabyl skazat
    Ya sam Almatinec, Kazach, zhivu v Ate s rozhdeniya.

  28. Guka

    12.07.2006 at 12:51

    Жарайсын, rootkit!
    Rootkit, сен просто молодесciн!!!!
    Л-ю-д-и, все это было давно и не правда.

  29. Магомед

    06.08.2007 at 17:07

    будем резать казахов как скот
    скоро казахский беспредел закончится.казахов с их наглым поведением начнут резать.

    казахи уже достали всех своей мамбетностью:чеченцев,уйгуров и корейцев.

    как же я хочу намотать на нож кишки какого-нибудь жандоса или серика.Иншааллах в скором времени будем резать казахов как скот паршивый.

  30. to [email protected]

    31.08.2007 at 12:57

    Без названия
    Еслиб небыло России, то говорил бы ты сейчас на китайском и писал тут иероглифами….У тебя большие проблемы со знаниями ты наверное забыл, кто был рабами пару столетий, бегал в лаптях и черпал цивилизацию на шелковом пути. По поводу трудовой миграции Казахстанцев- посмотри стат. данные! Казахстанцев там нет!!!!!!!!

  31. Нурик

    01.09.2007 at 13:43

    Без названия
    Казахстанцы! не надо гнать на журналиста, будьте культурнее! Хотя конечно многое в его статье не отражает реальности.
    2rootkit мало вероятно, что ты казах.

  32. Cвятослав Топор

    18.05.2008 at 19:58

    Бог один. Как ни крути.
    Почитав реплики ещё раз убеждаюсь, что не бывает "плохой" национальности, а бывают отдельные плохие и хорошие люди. ВСЕ ЛЮДИ на Земле одинаковы. Только гордыня и распальцовка одних как обычно бьёт по другим, и совершенно незаслуженно по вменяемым и адекватным. Рассказ нормальный — незнаю чего на него некоторые взъелись (этот-то узбек видно-же что нормальный, не наркоторговец или гастарбайтер). По поводу коррупции — так её везде хватает и на Руси и в Азии и даже в Зап.Европе. И посмотрите на дату поездки то)))) это-ж 2002 год, если я не ошибаюсь:) А вот тому азиату кто примешал в стиль рассказа Алишера — дескать речи в стиле Баркашова и Жириновского — я скажу — вышеперечисленные господа, НИКОГДА небыли русскими и к настоящим русским никакого отношения не имеют. Хотя Алишер вроде описал всё непредвъято, и о хорошем говорил и о плохом. Короче, те кто нос воротят — сами хоть че то напишите ААА! Супер-критики блин.

  33. без имени

    08.07.2008 at 07:04

    2rootkit
    интересно из какого российского города ты пишешь?

  34. AP

    08.07.2008 at 07:04

    2rootkit
    интересно из какого российского города ты пишешь?

  35. без имени

    11.08.2008 at 20:49

    ответ быдлУ
    ответ настоящего быдла

  36. Dzhonny

    11.08.2008 at 21:23

    to [email protected]
    чего-то понять не могу. Это кто без русских то не прожил не выжил бы? Ясно дело литература, культура и т.д. А ее нет у нас что ли? Только вот все это русские и запрещали и уничтожали. Свою историю мы только узнаем. Я не говорю про историю подобную человек произошел от казахов и тому подобного. Я про ту историю когда Русь под нами веками сидела, про интриги русичей, браки степной верхушки с ее в то время кто под ней были, про язык, многие слова которго перекочевали в русский (тот же ура от тюркского бей), про территорию (многие населенные пункты до сих пор сохранили изначальные тюркские названия). Историю надо свою знать, а потом рассуждать. Все от не знания, а от сюда и принижения своего же народа. Многие казахские деятели уж на то пошло учились, как в России, так и в Европе. Были уничтожены практически полностью. А там уж должны знать. Извиняюсь за сумбур, но возмущения нет предела. Учись, читай, больше общайся с пожилыми людьми, кто расскажет как все на самом деле было. Если бы не события в начале 20 века кто знает где бы было сейчас Казахское государство

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход

Оставьте отзыв

Турция

10 долин и каньонов Каппадокии, которые не стоит пропустить

Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.

Опубликовано

10 долин и каньонов Каппадокии

1. Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.

красная долина

2. Розовая долина (Güllüdere). Это 2 долины с розовым оттенком скал, которые расположены параллельно друг другу. Они начинаются к югу от Чавушина и тянутся к смотровой площадке Красной долины. В долине — несколько церквей 7 — 8 ст. с хорошо сохранившимися фресками.

розовая долин

3. Долина любви — визитная карточка Каппадокии. Фаллоподібні скалы можно увидеть на большинстве буклетов о Каппадокию, и именно их больше всего любят туристы. Попасть в долину можно с трассы Гьореме — Аванос, повернув за Гьореме налево на асфальтированную дорогу, и потом еще раз повернув налево по указателю.

долина любви

4. Белая долина (Bağlidere). Это — продолжение Долины Любви на юг. Долина с монументальными скалами белого цвета, похожими на волны. Можно встретить туннели, природные арки и выдолбленные в скалах голубятни.

5. Медовая долина является продолжением Белой Долины на юг. Это-довольно крутой и узкий каньон с туннелями и скалами кремового цвета, которые природа разрисовала разными оттенками. Тропа в долину начинается при въезде в Учхисар: на первой развилке поворачиваем резко направо, а потом на перекрестке — снова направо, и спускаемся в долину.

6. Голубиная долина (Güvercinlik). Названа так благодаря большому количеству голубятен, выдолбленных в скалах. Гладкие конусообразные скалы имеют белый цвет. Долина тянется параллельно дороге Гьореме-Учхисар, и дальше на юг. Лучшая смотровая площадка находится на южном выезде из Учхисара.

голубвя долина

7. Долина Мескендир (Meskendir) — длинная долина, которая тянется от поселения Чавушин до дороги Гьореме-Ургюп. Отсюда стартуют в небо знаменитые воздушные шары. В долине есть природные туннели, голубятни, скальные церкви с фресками.

Долина Мескендир

8. Долина Сабель (Kiliçlar). Отсюда взлетают воздушные шары. Здесь можно увидеть много скальных помещений, которые используют местные жители для своих нужд. А в заброшенных церквях долины есть великолепные фрески с изображениями святых и вырезанными мальтийскими крестами. Долина начинается к северу от Музея под открытым небом возле Гьореме.

Долина Сабель

9. Долина Любви — 2 (Görkündere) — похожа на известную Долину Любви, но находится рядом с Гьореме. Фаллоподібних скал здесь также много. Найти ее просто: от поворота на Ургюп пройти около 500 метров, свернуть направо в долину Зэми и снова повернуть направо по указателю.

Долина Любви - 2

10. Долина Ихлара (Ihlara Vadisi). Самая отдаленная долина, которая находится в 70 км к югу от Гьореме. Это — глубокий каньон, в котором расположились более 100 церквей и монастырей с уникальными росписями.

Долина Ихлара

ТОП-10 смотровых площадок Каппадокии, где можно сделать трогательные фото

1. Холм влюбленных (Asiklar Tepesi) — лучшее место для встречи рассвета и наблюдения за воздушными шарами во время восхода солнца. Находится на холме, который расположен на южные окраины Гьореме. Отсюда, как на ладони, видны герме и Долина любви — 2 (Görkündere)

Холм влюбленных

2. Смотровая площадка Красной Долины (Kizilçukur) — популярное место для наблюдения над закатом с видом на скалы красноватого оттенка. Находится на вершине холма Актепе.

Смотровая площадка Красной Долины

3. Замок Учхисар. С Замковой горы открывается великолепный вид сразу на несколько долин и Гереме, особенно после захода солнца. Но сюда можно прийти и на рассвете.

Замок Учхисар

4. Площадка с видом на белые скалы Голубиной долины на южной окраине Учхісара. Над долиной можно отыскать деревья с ветвями, украшенными бело-сине-черными символами, похожими на глаз. Есть инсталляции из сухих деревьев, украшенных горшками. Получаются очень эффектные фото на их фоне.

Площадка с видом на белые скалы

5. Отель Sultan Cave Suites. На смотровую площадку, украшенную яркими коврами, могут попасть лишь постояльцы отеля. Прекрасное место для наблюдения за воздушными шарами на рассвете и фантастическая панорама Гьореме.

Отель Sultan Cave Suites

6. Galeri Ikman Carpet Shop. Для тех, кому не повезло попасть на смотровую площадку отеля Sultan Cave Suites, может сделать фото на фоне разноцветных ковров в этом ковровом магазине.

7. Смотровая площадка «Три красавицы» (Üçgüzeller) на запад от Ургюпа. Вид на «грибы со шляпами» — это визитная карточка Каппадокии, которую вы можете увидеть на многих буклетах.

8. Отрахисар: площадка с видом на замок Отрахісар и сам городок. Находится на холме к юго-востоку от центра.

Отрахісар

9. Долина Пашабаг между Гьореме и Аваносом: здесь открывается вид на множество скал, который называют «дымоходами фей».

Долина Пашабаг

10. Долина Любви: здесь выходят классные фото после рассвета, когда здесь приземляются воздушные шары.

Долина Любви

Читать далее

Россия

Восхождение на Казбек

Рассказываю о моем восхождении на Казбек с командой Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/

Опубликовано

Восхождение на Казбек

Решила взобраться на Казбек с группой и гидами, выбрала компанию Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/. Все было просто шикарно, море эмоций и впечатлений, самое яркое приключение в жизни, всем советую

Читать далее

Доминиканская Республика

Насыщенная экскурсия с культурной программой и отдыхом в раю.)

Были с сестрой в Доминикане на зимних праздниках, зачетный отдых получился.

Опубликовано

Насыщенная экскурсия с культурной программой и отдыхом в раю.)

Сама Доминикана конечно тоже огонь, но сейчас хочу про конкретную экскурсию поделиться впечатлениями. Наша экскурсия Саона-Делюкс включала в себя посещение Города художников и острова Саона. В городе художников мы осматривали местные достопримечательности, такие как амфитеатр, церковь святого Станислава, школу искусств и фонтан желаний, естественно, всей группой там загадывали желания.) Кстати, пока не забыла, группа была небольшая и не было толкучки, это нас очень порадовало. Далее, на острове Саона нас ждал обед с напитками, и для нашей группы обед был вне очереди. Обед сам был шикарный, даже гриль-бар включал в себя, ну а напитки вообще вкуснейшие и самое главное, безлимитные. На райском острове мы отдыхали не меньше четырех часов, так что успели вдоволь насладиться его красотами. Был и еще один маленький пункт остановки у нас потом, на песчаной отмели, там мы в натуральном бассейне купались с морскими звездами. Я так близко их раньше не видела и не трогала тем более. Во время этой остановки работал бар, и мы освежались вкусным шампанским. Вот сейчас рассказываю, и снова туда хочуууу. Организаторами экскурсии была компания Доминикана Про, за что ей огромное спасибо, все круто было. Еще один момент добавлю и буду закругляться. Автобус нас возил очень комфортабельный с wifi и даже питьевая вода была, что в жару очень кстати, а на борту было целых два русскоязычных гида — позитивные ребята. Остались довольны насыщенной программой, возможно повторим, когда будем в тех краях.

Читать далее

Новости партнеров

Популярное