Стыдно не знать свою страну. Так было решено мной и не без оснований. Планируя свои путешествия и свой отпуск, практически всегда мы рассматриваем «заграницу». А как же «широка страна моя родная»? Решено было начать с малого, а именно, с соседних регионов и городов. И тут, спасибо Роме Стюфляеву, наткнулась на его рассказ об Астрахани. Откинув его рассуждения об Астрахани, как о южном городе и цветущих яблонях (для меня, как для южного жителя, это не так актуально), я решила, что ехать стоит.
  Поезд Волгоград-Астрахань ходит очень удобно – в пятницу вечером туда, в воскресенье вечером обратно. 2 ночи в поезде, 1 в Астрахани, и два полных дня на освоение соседних земель. Словом, выходные были спланированы.
  Уже на вокзале я поняла, что скучать не придется. Пока мы шли по туннелю к своей платформе, рядом с нами шла группа сограждан, которые вспоминали, какой у них вагон. «Вроде бы 10 или 11» пытался сказать кто-то, но его тут же осаживали – «В этом поезде не может быть столько много вагонов, он маленький». Очень забавно они спорили, и мой брат решил вставить свои пять копеек. – «Почему же не может, вот, например, у нас 4 вагон, но может поезд как раз с него и начинается, и три первых отсутствуют». Мы все дружно посмеялись шутке, но как выяснилось, смеялись рано, ибо, подойдя к поезду, выяснилось, что три первых вагона действительно отсутствуют! В общем, Россия-матушка – все в тебе возможно, и любая шутка может стать реальностью.
  Итак, место сбоку, ночной рейс, и рано утром проводник высадил меня и моего брата, которого я в последний момент сагитировала в поездку, куда-то в густой туман, где не было ничего видно на расстоянии 5 шагов.
  Высадившись, брат потребовал от меня, как инициатора этого путешествия, плана на ближайшие несколько часов. Единственное, что могло придти в мою не совсем проснувшуюся голову в 6 утра – это пойти на берег Волги и позавтракать там остатками вчерашнего ужина. Скажу вам честно, если бы я знала, во что выльется эта моя идея, я бы отказалась от неё сразу и бесповоротно. Люди, найти в Астрахани Волгу – это настоящая проблема. Без карты, не имея ни малейшего понятия куда идти, мы стояли на перроне в тумане и ощущали себя ежиками. Периодически из тумана возникали люди и так же загадочно терялись в нем. Но мы же отважные путешественники и потому смело двинулись в путь.
  Логика была проста: в Астрахани есть Кремль, Кремль обычно строили на берегу реки, поэтому главное - найти его. И мы пошли. Шли мы долго. И пока мы шли, я по крайней мере раза 3-4 громко восклицала – «Смотри, Кремль!» Но… опять какая-то церковь. Кремль в итого мы, конечно, нашли, но к тому времени легкое утреннее желание перекусить сменилось острым чувством голода. И тут, о ужас, возле Кремля реки не оказалось. Мы обошли его вокруг (внутрь по причине раннего времени не пускали)… и ничего…
  Сразу хочу сказать – воды в Астрахани много. Проблема в том, что это все каналы, а мне хотелось саму реку, дабы сравнить, что она представляет собой в соседнем городе, и насколько отличается от нашей, Волгоградской Волги. В общем, как не стыдно в этом признаваться, но голод победил меня, и мы завтракали на берегу какой-то воды, которую я до сих пор в душе называю Волгой, хотя есть сильные подозрения, что это была не она. Но эта надежда так сильна, что когда часом позже в открывшемся газетном киоске была куплена карта города, я принципиально не стала смотреть, где же именно мы завтракали.
  В общем, после всех этих злоключений мы отправились обеспечивать себе ночлег. Еще раз хочется отвесить поклон Роме Стюфляеву, чей опыт оказался для нас очень информативным в плане жилья и еды. Не мудрствуя лукаво, мы сразу отправились в дом работников цирка, ибо все остальное, что можно было найти в Интернете, было дорого, а ради нескольких часов в постели было жалко отдавать такие деньги. Сначала пришлось немного понервничать, поскольку у них была бронь на каких-то артистов, но с утра они не приехали, и, погуляв пару часов, мы получили номер. Не гостиница конечно, но чисто, аккуратно и вполне удобно. Единственное, что удивило, что общий душ в подвале оказался платным, и хотя плата чисто символическая, все равно необычно.
  Итак, стояла середина октября, и последние теплые выходные осени, или, вернее, лета, поскольку днем температура была, как минимум выше 20 градусов, а то и все 25. отдельные люди купались в каналах, и хотя это не было распространенным явлением, но и не было чем-то из ряда вон выходящим. Отметив на карте города все то, что хотелось бы осмотреть, мы отправились на знакомство с купеческим городом России.
  Всегда интересно смотреть, как просыпается город. Первые троллейбусы, несчастные, спешащие на работу в субботнее утро, птичий утренний гомон, еще не заглушенный ритмом города, полупустые улицы, роса на всех скамейках… В такие минуты хочется радоваться жизни и верить в романтику.
  Конечно, центральное место Астрахани – Кремль. Он не большой, но находящаяся на его территории церковь вызывает восхищение. Кружевной ажур веранды церкви и не очень высокие крепостные стены с зубцами вызывают в памяти обреченный на популярность фильм об Иване Васильевиче. По выходным сюда приезжают новобрачные, пьют шампанское, потом видеооператор пытается заставить изобразить молодых романтику, в то время как гости тихонько уничтожают запасы шампанского где-нибудь на соседней лавочке. В общем, все как и везде.
По-видимому, периодически замки кто-то все же
приходит и спиливает, поскольку их на ограде все же меньше, чем
предположительное количество брачующихся пар.
  Еще одна из традиций Астраханских новобрачных – на одном из многих мостиков через канал вешают на ограду огромные хозяйственные замки и выбрасывают ключи в воду. По-видимому, периодически замки кто-то все же приходит и спиливает, поскольку их на ограде все же меньше, чем предположительное количество брачующихся пар.
  На самом деле, с другими такими значительными памятниками архитектуры там не густо. Город просто как–то обыденно богат красивыми домами. Одни большие, другие поменьше, одни стоят заброшенными, в других живут люди. И ходя на карте города несколько домов выделено как памятники архитектуры какого-то там века, на самом деле скоро перестаешь разбираться, какой из этих двух-трех рядом стоящих домов больше достоин этого звания. Резные наличники, ажурные украшения на крышах домов, разукрашенные опять таки резьбой входные двери. Сразу понимаешь, что это поволжский русский город. Не хватает только колесного парохода и Михалкова, поющего под гитару про мохнатого шмеля. И еще музыкальные ассоциации. На одной из улочек стоял красивый, начала века дом. Весь желтый, его обрамляли такие же пожелтевшие деревья с обалденно красивой листвой, тишина вокруг и яркое теплое осеннее солнце. Я не знаю, где писал свой «вальс-бостон» Розенбаум, но кажется, что списан он именно с этого места и момента.
  Но, конечно, не без ложки дегтя. Вдоволь налюбовавшись красивыми фасадами, мы заглянули в пару дворов этих красавцев. Лучше бы мы этого не делали. Нет, там тоже все очень по старинному, или, вернее по старому. Вот только восхищения не вызывает. Обветшалые лестницы с покосившимися перилами, какие-то жуткие сараи, в которых, как я подозреваю, раньше хранили уголь, веревки, на которых несчастные хозяйки сушат белье. Словом, жить бы мне тут не хотелось.
  Не обошлось и без посещения музеев этого города. Скажу честно, была бы там одна, от силы бы зашла только в Кустодиевский музей, но мой брат решительно направил свои стопы по направлению к краеведческому, и мне не оставалось ничего делать, как покорно идти за ним, тем более, что не скажу, что была сильно против. Вывод один. Это стоит увидеть. Экспозиция по природе астраханского края, мягко говоря, впечатляет. Многообразие интереснейших экспонатов флоры и фауны, от хорьков до сайгаков, лисы, волки, бурундуки, выдры, великое множество птиц… Отдельно хочется выделить речную живность. Хотя определение живности к чучелу белуги весом в 2 300 тонны не совсем подходит. Выловленная в начале 20 века, эта «рыбешка» одной икры дала на 250 кг. Вот уж поистине, измельчал не только народ, но и его богатства. В наше время такого не увидишь. В общем экскурсия по музею проходит на ура и в одно дыхание. Есть там и другие, не менее интересные экспозиции, но природа безусловно запоминается больше всего.
  В общем, после всех этих прогулок, сил не осталось никаких. Вернувшись в гостиницу, мы поняли, что счастье – это когда можно снять обувь! Жизнь в тело вернулась после принятия водных процедур и пары коктейлей. К тому времени народ в гостинице разгулялся и все это дело стало больше походить на студенческое общежитие. Помятуя о специализированности этого заведения (все-таки дом работников цирка), было принято решение найти клоунов и повеселиться на славу. Но, как говориться принять решение – это еще не значит его исполнить. В данном случае всех милее оказалась кровать с подушкой, и через пять минут мы спали как убитые.
  Всю первую половину следующего дня мы посвятили недосмотренным музеям, недохоженным улицам и всему тому, на что нас не хватило вчера. В таких небольших городах я предпочитаю ходить пешком, чтобы лучше узнать город и почувствовать его атмосферу. Но все же хочется упомянуть об Астраханских Трамваях. Не просто так я пишу его с большой буквы. Ибо, увидев его в первый раз, я просто впала на какое-то время в ступор. Этакий величавый гроб. Он дрожит, дребезжит, лязгает, и вообще, кажется пришельцем из далекой прошлой жизни, который развалится через 100 метров, но при этом обладает весьма внушительными габаритами и гордо рассекает городские улицы. Не рискнула я на нем прокатиться, о чем до сих пор жалею.
  Быть в Астрахани, и не зайти на рыбный рынок, было бы преступлением. Не желая быть преступниками, мы пошли на Селенские Исады. Это такой рынок, где продают только рыбу. Соленую, сушеную, вяленую, и бог еще знает какую. Запах стоит… осетры, белуга, стерлядь… Рай для любителей этого продукта. Не дешево, конечно (650-800 руб./кг), но не удержались и купили кое-чего из этого разнообразия. Съелось всё это потом за милую душу.
  А потом мы банально поехали кататься на речном трамвайчике. Причем трамвайчик был рейсовым, а не прогулочным, и был назначен отвозить и собирать дачников с окрестных фазенд. Самым увлекательным на этой прогулке было наблюдать, как сходни на всех промежуточных остановках опускаются прямо на берег, безо всякого понтона, мостков и прочих прибабахов, а так вот, по-нашенски, по-русски. В общем, все было хорошо, и наслаждение я получала ровно до тех пор, пока, о ужас, до моего сознания не дошло, что катались мы опять по какому-то каналу, а не по Волге. Не скажу, что это испортило настроение, но все-таки было как-то обидно. Хотя потом, я сама себя уговорила, что все нормально, и что я, дома Волги не видела? Так что сама себе создала проблему, сама же и решила.
  Вот так примерно и закончилась наша поездка. Вечером мы сели на поезд, и утренний Волгоград встретил нас осенней моросью и ощутимо прохладной температурой воздуха. Как будто и не было этих залитых солнцем улиц… домов, танцующих вальсы… мокрой росы на всех утренних скамейках… пушистого бездомного кота, завтракавшего с нами… лета в середине осени.