В московском отеле "Mariott -Новый Арбат" прошёл первый фестиваль круизов, организованный издательским домом "Турбизнес" при поддержке Ростуризма.

"У круизного рынка, - сказал, открывая фестиваль, генеральный директор ИД "Турбизнес" Иван Калашников, - в отличие от остальных видов туризма, до сих пор не было своего крупного делового форума. В сегодняшнем мероприятии участвуют 23 компании, представляющие практически все сегменты круизного рынка - речные, морские, паромные, экзотические и прочие. Не представлены разве что лодочные круизы по европейским рекам, но надеюсь, что появятся и они".

Россия как государство сформировалась именно вокруг рек, отметил, выступая перед собравшимися, зам. главы Ростуризма Сергей Корнеев. Именно Россия является фактической родоначальницей круизного туризма в Европе - в конце 1940-х - начале 1950-х годов именно по её заказам на верфях европейских социалистических стран были построены более полутора сотен круизных лайнеров разных серий. Давно вошли в предания те многомесячные очереди -  "отмечались" в них в течение всей зимы! - которые выстраивались не только на туристические, но и на регулярные рейсы по маршруту Москва-Астрахань и обратно по Волге.

После падения "железного занавеса" в поток отечественных туристов влились зарубежные. Для них открылись, помимо недоступного для них Нижнего Новгорода и прочих городов, и "запретный" в советские времена маршрут - кстати, самый популярный сегодня - из Москвы в Петербург с "ответвлениями" на Валаам и Соловки. Очень популярны также и паромные круизы по Балтийскому морю - их участники имеют право на 72-часовое пребывние в России без визы.

Между тем, сегодня круизный туризм, по мнению г-на Корнеева, один из самых недооцениваемых видов туризма, а количество круизных туристов в России  - как отечественных, так и иностранных - на порядок уступает тому же европейскому показателю. Сотни тысяч - против миллионов. Ярмарка, по его мнение, лишь своеобразное вступление к двум важнейшим мероприятиям, которые должны состояться в этом году - Государственному совету по вопросам водного транспорта и форуму "Реки России" - он пройдёт в Тверской области.

Круизный турист, по мнению участников нынешнего форума, обладает рядом отличительных черт. Самое главное, он отличается редким постоянством - редкий турист, подсев, образно говоря, на "круизную иглу", слезет с неё. Что , впрочем, вполне объяснимо. Круиз - один из самых безопасных видов туризма. Плохо ли: заселился в "гостиницу", а она перемещается и "картинка"  меняется ежеминутно. Поэтому и публика на судах довольно специфическая: например, среди зарубежных любителей круизов большинство составляют - несмотря на некоторое падение турпотока - обеспеченные пенсионеры из стран Западной Европы, США и Австралии. Около трети из тех девяти десятков судов, которые грядущим летом будут работать на Волге, зафрахтовано именно ими.

По преимуществу о проблемах отрасли говорил собравшимся глава совета директоров компании "Мостурфлот" Константин Анисимов. Безусловно, есть трудности объективные - последние годы были исключительно маловодными, и из-за недоступности для круизных судов Городца Волга фактически распалась на верхнюю и нижнюю.

Сильно обмелела в последние годы и Ока. Правда, недавнее сооружение гидроузла в районе села Константиново сделало её доступным до Касимова - соответственно количество круизных судов в 2016 году увеличится. В ближайшее время будет достроен аналогичный гидроузел в Белооомуте, что откроет вторую "материнскую" реку России на всём её протяжении.

Другой существенной - и общеизвестной! - проблемой является стремительное старение парка парка судов: обновление сводится к реконструкции старых, а новых, современных судов почти не появляется. А необходимость в них весьма остра. Например, в таких судах типа "река-море", чтобы стали возможны круизы по таким, например, маршрутам, как Москва - Севастополь или Санкт-Петербург - Баку.

Кроме того, много лучшего оставляет желать качество причальных стенок - как например, в Волгограде. Кое-где - как, скажем, в Петербурге - причальные сооружения сдаются в аренду "неизвестно кому", что ведёт либо к невозможности ими пользоваться, либо к существенному увеличению стоимости обслуживания. Иногда вообще никакой критики не выдерживают "береговые" программы - а ведь именно они определяют впечатление туриста о том или ином городе.

Безусловно, есть и положительные примеры - появилась современная инфраструктура в Коприно - при входе в Рыбинское водохранилище, практически готовы причалы на "острове-граде" Свияжске и в Булгаре. Сам по себе факт расширения географии круизного туризма (за счёт не только Нижнего Новгорода, но и Перми, Казани, Самары и т. д.) отраден, но, по мнению г-на Анисимова, плохих новостей, увы, сегодня пока больше, чем хороших.

Он поведал также об опыте внедрения "лоукостерского" опыта в компании "Мостурфлот".  "Конечно, спрос на круизы сегодня определяется в первую очередь толщиной кошелька наших соотечественников. На стоимость проезда влиять они не могут. А значит, у потенциального клиента должна быть свобода выбора, свобода маневра своими финансами в выборе режима питания и экскурсионного обслуживания".

Иными словами, клиент может выбирать, например, только проживание на борту судна - без питания. Или проживание - только с завтраком (есть варианты). Может не пользоваться экскурсионными программами и знакомиться с городами самостоятельно - благо, большинство речных вокзалов находится в их центральных частях.

Выездной круизный туризм, по мнению главы Ассоциации круизных операторов Валентина Елисеева, сообразно общей тенденции, конечно, просел. Но не фатально и не глобально. Более того - по его мнению, в нынешнем сезоне вполне возможен даже небольшой прирост.

На форуме отмечалось также, что значительную часть прироста турпотока в России сегодня дают Китай и страны Юго-Восточной Азии. На круизных туристических потоках эта тенденция пока не очень сказалась, но организаторы должны быть готовы. Например, почему бы не разрешить круизным туристам из того же Китая  - а входящие в популярнейший у них "красный маршрут" Ульяновска, Самара и Казань находятся именно на Волге! - 15-дневное пребывание в России?

Помимо обсуждений возможных "точек роста" круизного туризма, на фестивале прошли также мастер-классы компаний "ВодоходЪ", "Мостурфлот", CruiseLine, "Тартус Тур", "Виа Марис", Pac Group и других.

Георгий Осипов