Мы в соцсетях

Монастыри, Соборы, Церкви Россия Вологда

Церковь Константина и Елены

Опубликовано

Церковь Константина и Елены
Церковь Константина и Елены

Вологда Вологда, проспект Победы, 85

Церковь Константина и Елены — православный храм в Вологде, построенный около 1690 года, один из лучших памятников XVII века.
Является памятником архитектуры, категория охраны — федеральная. Первоначальный деревянный клетский храм был посвящён Дмитрию Прилуцкому и ещё в XVII веке церковь называлась Дмитрия Прилуцкого в Кобылине улице.
Как считается, первый храм был возведён в 1503 году на месте сретения (встречи) несохранившейся надгробной иконы Дмитрия Прилуцкого, которая возвращалась из победного похода Ивана III на татар. Известно, что в XVI веке, в районе церкви начиналась дорога на Кострому и Москву, где и могла произойти встреча. По другой точке зрения, в поход Ивана Грозного на Казань бралась житийная икона Дмитрия Прилуцкого из Спасского собора Прилуцкого монастыря.
Около 1690 года на месте деревянного здания церкви построена каменная церковь, существующая сейчас. Высказывалось также предположение, что именно к этому храму относится упоминание о постройке ярославскими мастерами храма Дмитрия Прилуцкого в Вологде в 1653 году.Церковь была освящена в честь святых равноапостольных царей Константина и Елены, а придел нижнего храма — в честь Дмитрия Прилуцкого.
В память события, которое стало причиной основания церкви, каждый год 3 июня служилась литургия в Кафедральном соборе и церкви Константина и Елены, а затем совершался крестный ход из города в Спасо-Прилуцкий монастырь. Священником церкви в 1898—1911 годы служил вологодский писатель и краевед о. Сергий (Непеин).
Церковь Константина и Елены принадлежит к ряду церквей, возникших в Вологде во второй половине XVII века под влиянием московской архитектуры русского узорочья — это двух- и четырёхстолпные, на подклете, пятиглавые храмы с колокольнями, с тёплой церковью на первом этаже и двухсветным холодным храмом на втором. В конце XVII века в архитектуру Вологды ещё не вошло русское барокко, а дух узорочья ещё не угас. Церковь Константина и Елены — единственный сохранившийся представитель этой эпохи в Волгоде. Остальные наиболее типичные памятники (Вознесенская церковь, Спасо-Всеградский собор) уничтожены в конце 1920-х годов.
Общая композиция храма, расписной перспективный портал верхней церкви, крыльцо с колоннами-бочками, гирьками и ползучей аркой, также как и детали внешнего декора — кокошники, полуколонки (простые и строенные), слуховые окна шатра колокольни — типичные для узорочья чертами архитектуры. Ампирный купол над крыльцом — позднейшая перестройка. По композиции фасадов церковь не имеет прямых аналогий среди вологодских храмов, что позволяет предполагать, что она построена приезжими мастерами, тогда как большая часть остальных, по-видимому, возведена местными.
Шатровая колокольня, примыкающая к паперти с северо-западной стороны, современна основному зданию храма. Состоит из трёх ярусов в виде равных по диаметру восьмериков. Колокольню завершает лёгкий шатёр с окнами-слухами и маленькой главкой.

Церковь Константина и Елены на карте

Монастыри, Соборы, Церкви Турция Трабзон

Монастырь Панагия Сумела

Панаги́я Сумела́ — православный монастырь Константинопольской православной церкви, возведённый в конце IV — начале V века нашей эры на меловой скале Трабзона. В монастыре хранилась чудотворная икона Богородицы Панагия Сумела, написанная, по преданию, апостолом Лукой.

Опубликовано

Фото: İbrahim Halil ATEŞ

Панагия Сумела (греч. Παναγία Σουμελά — «Всесвятая с горы Мела»; или Монастырь Сумела, тур. Sümela Manastırı) — православный монастырь Константинопольской православной церкви, возведённый в конце IV — начале V века нашей эры на меловой скале Трабзона (Трапезунда; территория современной Турции). С конца IV века в монастыре хранилась чудотворная икона Богородицы Панагия Сумела, написанная, по преданию, апостолом Лукой. В 1923 году икона была вывезена понтийскими греками.

Дата памяти основателей монастыря — 18 августа, иконы Панагия Сумела — 15 августа.

Название монастыря этимологически происходит от горы Мела, на которой он находится, и местного наречия «су», что означает «в/на» – то есть «в/на Меле». Согласно другой точке зрения, название происходит от лазского слова «сумела», которое обозначает Святую Троицу.

Основание монастыря приписывается монаху Варнаве (между 375 до 395 годами), а восстановление Святому Софронию после разрушительного набега агарян (арабов) в VI веке.

В византийскую эпоху монастырь пользовался благосклонностью нескольких поколений императоров и стал самым влиятельным и богатым на территории Понта в эпоху Трапезундской империи (1204—1461 годы). После падения последней все привилегии были подтверждены султаном Селимом I и всеми последующими османскими правителями.

Наибольшего расцвета монастырь достиг в XVIII—XIX веках.

После выселения греческого православного населения Анатолии в рамках греко-турецкого обмена населения в соответствии с положениями Лозаннской конференции, монашеская жизнь в Панагия Сумела пресеклась. Реликвии монастыря, в том числе чудотворная икона Панагия Сумела, были сначала спасены от потери понтийскими греками, а позже, в 1930 году, перевезены в Грецию, где пребывают в новом монастыре Панагии Сумела близ города Верия в Македонии.

На протяжении нескольких веков монастырь Панагия Сумела был святыней не только для понтийских греков, но и христианства всего мира, однако турецкие власти крайне враждебно относились к православному паломничеству. Впервые оно стало возможным только в 2007 году.

В 2010 году Министерство культуры и туризма Турции по просьбе Вселенского патриарха дало согласие на проведение в монастыре Панагия Сумела первого с 1922 года богослужения. 15 августа 2010 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, Вселенский Патриарх Варфоломей I возглавил литургию в монастыре при стечении нескольких сотен паломников из разных стран.

В сентябре 2015 года монастырь закрыт для посетителей ввиду начала производства восстановительных работ. В июле 2021 года было объявлено о его открытии. В настоящее время монастырь работает только как музей, все службы, кроме как в день Успения Пресвятой Богородицы, запрещены.

Читать далее

Монастыри, Соборы, Церкви Тунис Джерба

Синагога Ла Гриба в Эр-Рияде

Одна из основных и самых древних достопримечательностей тунисского острова Джерба — синагога Ла Гриба . Ла Гриба — главная синагога Туниса и одна из старейших в Северной Африке.

Опубликовано

Синагога Ла Гриба в Эр-Рияде

Одна из основных и самых древних достопримечательностей тунисского острова Джерба — синагога Ла Гриба . Ла Гриба — главная синагога Туниса и одна из старейших в Северной Африке. Ла-Гриба в переводе с арабского означает «удивительная» ( она, действительно, удивительная!) , расположена в центре поселения Эр-Рияд ( бывшая еврейская деревня Хара-Шрира) большинство населения которого еще с 6 века до н.э. составляли евреи. Ла-Гриба — показательный пример толерантности тунисцев: арабские и еврейские семьи живут здесь дверь в дверь на протяжении многих веков.

Здесь кажется, что ты находишься не за тысячи километров от Иерусалима, здесь интересно посмотреть бело-синие интерьеры и иудейские артефакты и проникнуться духом неторопливого служения религии. Здесь старцы, ритмично покачиваясь, читают Талмуд, стены испещрены памятными табличками на иврите, а в шкафах хранятся древние свитки Торы.

По некоторым данным ученых-историков синагога была построена в 6 веке до н.э., но точную дату постройки назвать по сей день не удается. Конечно, здание, которому более двух тысяч лет до наших дней не сохранилось. Та синагога, которую мы видим сегодня, была построена в XIX веке и заменила строение XVI века. Все, что осталось от древней синагоги — это история и часть фундамента, который оказывается под нашими ногами, когда мы ходим по храму.

Интерьеры Ла-Грибы — сочетание бело-синих изразцов и красно-зелёных резных деревянных колонн — точь-в-точь, как в арабских мечетях, как же удивительно сочетание религиозных традиций! Обстановка внутри не хитрая — ряды деревянных скамеек лицом к кафедре проповедника (она обращена в сторону Иерусалима) и множество книжных шкафов по периметру. В шкафу для хранения священных книг за кафедрой хранится один из древнейших экземпляров Торы в мире, а на восточной стене — сотни памятных серебряных табличек, которые на протяжении веков оставляли здесь паломники.

Интересно, что в синагоге находится «стена плача», по примеру Иерусалимской, только в уменьшенном размере. В стене прихожане оставляют записки с просьбами, мольбами и пожеланиями. Говорят, все просьбы бывают услышаны, а мечты исполняются!

Синагога – важный пункт назначения в Северной Африке ежегодного паломничества многих евреев после празднования Песаха.
В Ла-Грибу приезжают многочисленные паломники, чтобы почтить память одного из мудрецов Талмуда — Шимона бар-Йохая и в поселении устраиваются красочные шествия со свитками Торы.

Легенда гласит, что место для возведения синагоги было избрано свыше: с небес упал огромный камень, из которого появилась фигура женщины с длинными волосами, которая и повелела построить дом иудейской молитвы именно в этом месте. Эта же легенда сообщает, что когда последний еврей покинет Джербу (если это когда-нибудь произойдет), ключи от синагоги вознесутся на небеса.

Джерба. Синагога Ла Гриба в Эр-Рияде

Джерба. Синагога Ла Гриба в Эр-Рияде

Джерба. Синагога Ла Гриба в Эр-Рияде

Джерба. Синагога Ла Гриба в Эр-Рияде

Джерба. Синагога Ла Гриба в Эр-Рияде

Джерба. Синагога Ла Гриба в Эр-Рияде

Джерба. Синагога Ла Гриба в Эр-Рияде

Джерба. Синагога Ла Гриба в Эр-Рияде

Джерба. Синагога Ла Гриба в Эр-Рияде

Джерба. Синагога Ла Гриба в Эр-Рияде

Джерба. Синагога Ла Гриба в Эр-Рияде

Джерба. Синагога Ла Гриба в Эр-Рияде

Джерба. Синагога Ла Гриба в Эр-Рияде

Читать далее

Монастыри, Соборы, Церкви Швейцария Лозанна

Кафедральный собор Лозанны (Нотр-Дам)

Кафедральный собор Лозанны (Нотр-Дам) — готический собор в швейцарском городе Лозанне, построенный в XIII веке.

Опубликовано

Кафедральный собор Лозанны (Нотр-Дам)

Кафедральный собор Лозанны (Нотр-Дам) — готический собор в швейцарском городе Лозанне, построенный в XIII веке.

Собор строился в несколько этапов, освящён папой Григорием X в присутствии императора Рудольфа I в 1275 году. Впоследствии претерпел значительные изменения, особенно в XIX веке под руководством французского архитектора Виолле-ле-Дюка. Витраж «роза» отображает средневековую картину мира, сосредоточенная вокруг Бога. Орган собора имеет 7 тысяч труб.

Строительство собора было начато между 1145 и 1159 годами, и завершилось в середине XIII века. Храм был посвящён Деве Марии, отчего получил название Notre-Dame. В Средние века собор был местом паломничества, его посещало около 70 тысяч человек ежегодно. Здание первоначально строилось в романском стиле, однако при завершении строительства оказалось выполненным в основном в готическом стиле. С 1536 года собор используется для отправления культа реформаторской церковью. Во Реформации интерьер собора был ограблен, в частности были утрачены статуи и картины. Длина сооружения составляет 99,75 метров, высота — до 79,6 метров.

Примечателен круглый витраж «роза», расположенный в южной стене трансепта. На нём изображена композиция мироздания в представлениях эпохи Средневековья: четыре стихии, четыре ветра, четыре реки рая, четыре времени года, двенадцать месяцев и знаков зодиака. Чередование месяцев символизирует течение времени. Витраж датируется XIII веком. Остальные витражи собора относятся к XIX и XX векам.

В качестве строительного материала применялся камень из мягкого песчаника, недолговечность которого вызывала необходимость в постоянной реставрации. В XVIII веке обсуждалась возможность полного сноса здания и строительство на его месте нового. В 1874 году архитектор Э. Виолле-ле-Дюк подготовил план всеобъемлющего восстановления собора. В XXI веке реставрационные работы по сохранению здания продолжились.

По традиции, идущей с 1405 года (когда город сотрясали пожары), каждую ночь сторож с колокольни собора кричит на четыре стороны Лозанны: «Это ночной смотритель, час пробил».

Читать далее
Реклама

Новости партнеров

Популярное