Монастыри, Соборы, Церкви Россия Воронеж
Благовещенский собор
Благове́щенский кафедра́льный собо́р — православный храм Русской православной церкви, расположенный в центре города Воронежа. Возведён по проекту архитектора В. П. Шевелёва в Русско-Византийском стиле.
Воронеж г. Воронеж, Проспект Революции
Благове́щенский кафедра́льный собо́р — православный храм Русской православной церкви, расположенный в центре города Воронежа. Возведён по проекту архитектора В. П. Шевелёва в Русско-Византийском стиле. Собор находится на Проспекте Революции на территории Первомайского сада. Высота самого храма составляет 85 метров, а его высшей точки — 97 метров. Является третьим по величине в России православным храмом и одним из самых высоких православных храмов мира. Строительство осуществлялось с 1998 по 2009 годы. Возведение храма благословил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в ходе своего визита в Воронеж.
В Воронеже статус кафедрального имели Благовещенский собор (до 1836 года), Троицкий Смоленский собор (закрыт в 1932 г.), Покровский собор (с 1948 года по настоящее время). Первые два собора были разрушены в свое время.
Разные исследователи называют разные даты основания Благовещенского собора. Митрополит Киевский Евгений (Болхотников) полагал, что он был основан в 1620 году. Другие считали, что датой основания необходимо принять 1586 год, то есть год основания города Воронеж.
Изначально Благовещенский храм был построен из дерева. Из-за частых пожаров храм перестраивали, иногда даже переносили на другое место. В 1682 году была образована Воронежская епархия. Её первым главой стал епископ Митрофан (1623—1703 гг.) в возрасте 58 лет. 2 апреля 1682 года Святитель Митрофан посвящен в епископы Патриархом Иоакимом с шестнадцатью архипастырями. Позже, в этом же году, епископ Митрофан стал инициатором строительства нового Благовещенского кафедрального собора из камня взамен старого и двора епископа с домовыми людьми. Ещё до отъезда из Москвы Святитель просил выделить место под новое строительство собора.
19 июня 1682 года царской грамотой было одобрено строительство собора и архиерейского двора и выделено под застройку около 255 сажен (почти треть города), территория современной Университетской площади. Но возведение собора отложили из-за нехватки средств. Святитель Митрофан ограничился ремонтом старого храма. 24 марта 1683 года епископ просил у государя челобитной грамотой выдать ему сроком на три года с оплатой работы из архиереской казны двух плотников, которые брались правительством их Воронежской епархии на постройку стругов. Но существующий соборный храм к тому времени уже сильно обветшал, обвалилась кровля и помост. Совершать богослужения стало практически невозможно. Святитель Митрофан обратился к Патриарху Иоакиму с челобитной по поводу возведения нового каменного храма, так как кирпич и камень находились поблизости, а лес «в дальнем расстоянии, верстах в тридцати и больше». 19 апреля 1684 года от Патриарха была получена благословенная грамота на постройку собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
По распоряжению из Москвы на строительство храма в 1684 году было выделено 100 пудов железа, а в 1685 году — ещё 200. Государь для постройки собора пожертвовал мельницу при речке Ельце, а к открытию — колокол весом 160 пудов. Храм освятили к 1692 году.
Новый храм превосходил все постройки того времени, но архитектура его проста — высокие прямые стены с окнами в два ряда, низкая деревянная крыша с пятью главами, на которых возвышались кресты. К главной части собора справа примыкал придел Архангела Михаила. Его имя святитель носил в миру.
Исследователи предполагают, что значительную часть средств на постройку храма и церковную утварь Святитель Митрофан собрал в Москве, у знатных знакомых. Перед своей кончиной Святитель завещал хранить в храме все «недвижимо». Но уже к началу XIX века многие ценности были утеряны.
25 марта 1696 года Петр I, в престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, присутствовал за Литургией, которую совершал Святитель Митрофан в Благовещенском кафедральном соборе. На правом клиросе пели певчие царя. 12 апреля того же года Петр Великий слушал здесь Пасхальную утреню. Когда начали Пасхальный канон, по приказу государя был произведен пушечный залп с судов флота. Государь пожаловал епископу Воронежскому два архиерейских облачения: белой «камчатое» с «золотными» травами и «золотое» с серебряными и шелковыми разноцветными травами.
Вскоре Благовещенский собор стал любимым храмом жителей и гостей Воронежа. Но спустя 14 лет после смерти Святителя Митрофана (1717 год) храм обрушился от близости рвов из-за нетвердости фундамента.
Собор начал рушиться и его разобрали, чтобы из этого же материала построить новый. строительство началось в 1718 году и закончилось в 1735 году. Его освятил 9 ноября епископ Воронежский Иоаким (Струков). Тело Святителя Митрофана было перенесено «в правое крыло собора близ самой южной стены в вышнем первом месте, к углу». Именно тогда было замечено, что тело Святителя не тронуто тленом.
В 1828 году была достроена колокольня высотой 105 аршин (74,5 метра). Её строительство продолжалось около тридцати лет.
Весной 1831 года проведен ремонт собора. Необходимо было обследовать фундамент на прочность и перестелить пол. При ремонте разобрали церковный помост и обнаружили склеп Святителя Митрофана с разломленным отверстием наверху. Через него и увидели раскрытый гроб (крышка стлела) и нетленное тело епископа Воронежского.
6 августа 1832 года в день Преображения Господня состоялось открытие мощей Святителя Митрофана. На этом событии присутствовало около 50 тысяч человек. Мощи торжественно были перенесены из Благовещенского (на время ремонта) в Архангельский собор. Благовещенский храм вновь открылся для верующих в 1833 году. Тогда же были перенесены мощи Святителя Митрофана. К этому событию воронежские купцы устроили серебряную вызолоченную раку весом семь пудов.
1 сентября 1836 году был открыт Митрофановский монастырь. Колькольня собора вместе с ним составила единую композицию. В проектировании этого архитектурного ансамбля, сложившегося в конце XVIII — начале XIX века, принимал участие известный архитектор Д. Кваренги. В монастырь в августе съезжались тысячи людей для поклонения мощам Святителя. Во время Великой Отечественной войны колокольня была разрушена. Она располагалась когда-то у юго-западного угла главного корпуса ВГУ.
С Благовещенским собором тесно связано имя священномученика Тихона (Никонорова), архиепископа Воронежского и Задонского. 13 мая 1913 года Тихона назначили на Воронежскую кафедру. Он был инициатором причисления к лику святых архиепископа Антония (Смирницкого). Тихон совершал богослужения в Благовещенском соборе Митрофановского монастыря. 27 декабря 1919 года (9 января 1920 года) в третий день Рождества Христова Тихон был повешен на царских воротах алтаря Благовещенского собора. Его сгубила Гражданская война, ярым противником которой он являлся.
В феврале 1919 года большевики ворвались в собор во время богослужения и пытались опорочить святые мощи Митрофана, сдернув с них одеяния и подняв на штыки. Тут же был проведен акт вскрытия мощей, по которому их признали поддельными. Митрофановский монастырь объявили оплотом контрреволюционных сил и по решению органов Советской власти закрыли. В 1922 году большевиками был инициирован раскол Православной церкви, Благовещенский собор стал обновленческим.
20 августа 1929 года, в «Митрофанов день», органы советской власти запретили все богослужения. Некто партийный Варейкис объявил присутствующим, что мощи святителя изымаются в связи с закрытием Благовещенского собора на нужды социалистического строительства. Мощи епископа Воронежского Митрофана были переданы в Воронежский Краеведческий музей. В этот же день на площади у Благовещенского собора состоялись народные гулянья. В них участвовали все пять воронежских оркестров, исполнявших революционную музыку.
Во время Великой Отечественной войны собор был практически полностью уничтожен. Окончательно его снесли в 50-е годы XX века. Сейчас на его месте находится главный корпус Воронежского Государственного Университета.
Благовещенский собор на карте
Монастыри, Соборы, Церкви Тунис Джерба
Синагога Ла Гриба в Эр-Рияде
Одна из основных и самых древних достопримечательностей тунисского острова Джерба — синагога Ла Гриба . Ла Гриба — главная синагога Туниса и одна из старейших в Северной Африке.
Одна из основных и самых древних достопримечательностей тунисского острова Джерба — синагога Ла Гриба . Ла Гриба — главная синагога Туниса и одна из старейших в Северной Африке. Ла-Гриба в переводе с арабского означает «удивительная» ( она, действительно, удивительная!) , расположена в центре поселения Эр-Рияд ( бывшая еврейская деревня Хара-Шрира) большинство населения которого еще с 6 века до н.э. составляли евреи. Ла-Гриба — показательный пример толерантности тунисцев: арабские и еврейские семьи живут здесь дверь в дверь на протяжении многих веков.
Здесь кажется, что ты находишься не за тысячи километров от Иерусалима, здесь интересно посмотреть бело-синие интерьеры и иудейские артефакты и проникнуться духом неторопливого служения религии. Здесь старцы, ритмично покачиваясь, читают Талмуд, стены испещрены памятными табличками на иврите, а в шкафах хранятся древние свитки Торы.
По некоторым данным ученых-историков синагога была построена в 6 веке до н.э., но точную дату постройки назвать по сей день не удается. Конечно, здание, которому более двух тысяч лет до наших дней не сохранилось. Та синагога, которую мы видим сегодня, была построена в XIX веке и заменила строение XVI века. Все, что осталось от древней синагоги — это история и часть фундамента, который оказывается под нашими ногами, когда мы ходим по храму.
Интерьеры Ла-Грибы — сочетание бело-синих изразцов и красно-зелёных резных деревянных колонн — точь-в-точь, как в арабских мечетях, как же удивительно сочетание религиозных традиций! Обстановка внутри не хитрая — ряды деревянных скамеек лицом к кафедре проповедника (она обращена в сторону Иерусалима) и множество книжных шкафов по периметру. В шкафу для хранения священных книг за кафедрой хранится один из древнейших экземпляров Торы в мире, а на восточной стене — сотни памятных серебряных табличек, которые на протяжении веков оставляли здесь паломники.
Интересно, что в синагоге находится «стена плача», по примеру Иерусалимской, только в уменьшенном размере. В стене прихожане оставляют записки с просьбами, мольбами и пожеланиями. Говорят, все просьбы бывают услышаны, а мечты исполняются!
Синагога – важный пункт назначения в Северной Африке ежегодного паломничества многих евреев после празднования Песаха.
В Ла-Грибу приезжают многочисленные паломники, чтобы почтить память одного из мудрецов Талмуда — Шимона бар-Йохая и в поселении устраиваются красочные шествия со свитками Торы.
Легенда гласит, что место для возведения синагоги было избрано свыше: с небес упал огромный камень, из которого появилась фигура женщины с длинными волосами, которая и повелела построить дом иудейской молитвы именно в этом месте. Эта же легенда сообщает, что когда последний еврей покинет Джербу (если это когда-нибудь произойдет), ключи от синагоги вознесутся на небеса.
Монастыри, Соборы, Церкви Швейцария Лозанна
Кафедральный собор Лозанны (Нотр-Дам)
Кафедральный собор Лозанны (Нотр-Дам) — готический собор в швейцарском городе Лозанне, построенный в XIII веке.
Кафедральный собор Лозанны (Нотр-Дам) — готический собор в швейцарском городе Лозанне, построенный в XIII веке.
Собор строился в несколько этапов, освящён папой Григорием X в присутствии императора Рудольфа I в 1275 году. Впоследствии претерпел значительные изменения, особенно в XIX веке под руководством французского архитектора Виолле-ле-Дюка. Витраж «роза» отображает средневековую картину мира, сосредоточенная вокруг Бога. Орган собора имеет 7 тысяч труб.
Строительство собора было начато между 1145 и 1159 годами, и завершилось в середине XIII века. Храм был посвящён Деве Марии, отчего получил название Notre-Dame. В Средние века собор был местом паломничества, его посещало около 70 тысяч человек ежегодно. Здание первоначально строилось в романском стиле, однако при завершении строительства оказалось выполненным в основном в готическом стиле. С 1536 года собор используется для отправления культа реформаторской церковью. Во Реформации интерьер собора был ограблен, в частности были утрачены статуи и картины. Длина сооружения составляет 99,75 метров, высота — до 79,6 метров.
Примечателен круглый витраж «роза», расположенный в южной стене трансепта. На нём изображена композиция мироздания в представлениях эпохи Средневековья: четыре стихии, четыре ветра, четыре реки рая, четыре времени года, двенадцать месяцев и знаков зодиака. Чередование месяцев символизирует течение времени. Витраж датируется XIII веком. Остальные витражи собора относятся к XIX и XX векам.
В качестве строительного материала применялся камень из мягкого песчаника, недолговечность которого вызывала необходимость в постоянной реставрации. В XVIII веке обсуждалась возможность полного сноса здания и строительство на его месте нового. В 1874 году архитектор Э. Виолле-ле-Дюк подготовил план всеобъемлющего восстановления собора. В XXI веке реставрационные работы по сохранению здания продолжились.
По традиции, идущей с 1405 года (когда город сотрясали пожары), каждую ночь сторож с колокольни собора кричит на четыре стороны Лозанны: «Это ночной смотритель, час пробил».
Монастыри, Соборы, Церкви Индонезия Бали
Храм Пура Улан Дану
Храмовый комплекс Пура Улан Дану был сооружён на озере Братан в XVII веке.
Храмовый комплекс Пура Улан Дану был сооружён на озере Братан в XVII веке. Он расположился у подножья горы на высоте 1200 метров над уровнем моря. Все строения храма выглядят захватывающе, такое впечателение, что они выросли из вод озера.
Это место очень красиво, посетителей всегда завораживает сочетание великолепного пейзажа с многоуровневыми постройками.
Храм Пура Улан Дану является главным балийским водным храмом и одним из красивейших на планете. Кстати, местные жители верят, что каждый, кто искупается в водах озера Братан обретен молодость и долголетие.