Монастыри, Соборы, Церкви Россия Воронеж
Покровский кафедральный собор
Покро́вский кафедра́льный собо́р — главный православный собор Воронежа. До революции церковь считалась образцом классицизма и одной из красивейших построек в городе.
Воронеж г. Воронеж, ул. Бехтерева
Покро́вский кафедра́льный собо́р — главный собор Воронежа. Рядом с храмом находится не так давно отстроенное здание академического театра драмы им. Кольцова.
До революции церковь считалась образцом классицизма и одной из красивейших построек в городе. Посвящена она празднику Покрова Пресвятой Богородицы — 1 (14) октября — память о видении святым Андреем и учеником его Епифанием во Влахернском храме (Константинополь) Божией Матери, осенявшей молившийся народ своим покрывалом — покровом.
В русской православной традиции Пресвятая Дева является небесной покровительницей и заступницей государства Российского. Примерно в XII веке на Руси был установлен праздник Покрова.
Покровская церковь изначально была деревянной. Как существующая, она упомянута в 1615 году в Дозорной книге Григория Киреевского. Строительство церкви датируется началом XVII века.
В 1676 году в приходе Покровской церкви состояло 98 дворов — здесь жили беломестные казаки, атаманы, бобыли и посадские. В 1689 году священник Козьма Яковлев добился возвращения церковных земель, незаконно присвоенных Успенским монастырем в 1637 году.
Постепенно назрела необходимость возведения нового каменного Покровского храма. Святитель Митрофан в 1700 году дал разрешение и благословил на строительство. Подлинник разрешения (грамоты) до начала XX века хранился в храме за стеклом и находился на средней колонне трапезной с левой стороны, неоднократно публиковался до 1917 года.
В 1736 году было начато строительство новой каменной церкви Покрова. Здание возводили в несколько этапов. Первым освятили придел во имя Сретения Господня в 1748 году и вторично в 1779 году, когда возобновились моления. Второй придел, во имя иконы Божией Матери («Знамение»), отстроили лишь в конце XVIII века. Святил его епископ Мефодий (Смирнов) 11 февраля 1796 года. Самая древняя часть храма — трапезная. Она практически по окна «вросла» в землю. Это и есть самая первая каменная церковь Покрова. За 1791-1792 годы была возведена трехъярусная колокольня. Из Москвы были доставлены колокола для храма. Самый большой весил 181 пуд 5 фунтов (меньше, чем три тонны).
В 1822 году была открыта указом Святейшего Синода и передана Покровскому храму домовая церковь во имя Воскресения Христова. «В воскресные, праздничные и постные дни» совершали богослужения Е. Базилиев и В. Успенский с причетниками с оплатой по 400 рублей в год.
В 1823 году было запланировано снова перестроить храм, пристроить придел. Контроль за всеми работами поручили коллежскому советнику С. М. Петрову и купцу И. Г. Мелентьеву, которые и просили разрешения у епископа Епифания (Канивецкий): «Прихожане Покровской церкви вознамерились по тесноте храма сего увеличить и распространить его с довлеемым украшением живописи — так же со временем и настоящую церковь». «Сборную книгу» поручили купцу И. Ф. Вяхиреву. Пристройку запланировано было возвести длиной в 13 и шириной около 21 аршина (9 на 14,7 метра). Богослужения на время строительства не прекращались.
Возведение храма проводилось на средства от пожертвований от прихожан. Так, крупную сумму денег, 16 тысяч рублей, завещал купец Минай Герасимов. Епископ Епифаний утвердил «план и фасад распространения теплой церкви» 19 июня 1823 года. План был создан архитектором Т. С. Кондратьевым (1782г — между 1831г и 1837г) по просьбе прихода. Достраивали храм с 1823 по 1824 годы. Иконы написал живописец Илья Мартинов.
Иван Андреевич Блицын(1781г — после 1841г) считается главным архитектором храмовой части (украшенной ионическим портиком и широким барабаном главного нефа), но доподлинно это неизвестно.
Основное строительство окончено в 1835 году, а отделка — в 1841м. В 1839 году К. Сафоновым и Д. Курепиным была обновлена роспись иконостасов и всех икон. Мещанин Д. Ф. Медведев руководил работами по изготовлению новых иконостасов, на что ушла полторы тысячи рублей. Освящен храм архиепископом Антонием 14 июля 1841 года.
В 1847 и 1848 годах освятили приделы во имя Сретения Господня и во имя Знамения Пресвятой Богородицы, находящиеся в трапезной. Появились приделы благодаря купцу С. П. Ефимову и «тщанию прихожан». Иконостасы были устроены подрядчиком Киприяном Яковлевым.
Ночью 24 мая 1870 года Покровский храм ограбили, «через алтарную дверь посредством снятия замков» вынесли железный сундук с казначейскими билетами на две тысячи рублей, две столовые серебряные ложки и сто рублей наличными. Воров найти не удалось.
В 1872 году «усилиями церковного старосты В. О. Ухина» был проведен очередной ремонт храма. В этот раз были обновлены придела трапезной, а иконостасы отделали червонным золотом. После проведенных работ 25 сентября 1893 года храм освятил викарный епископ Владимир (Соколовский). Из ценностей в храме находился лишь серебряный ковш, подаренный императрицей Анной Иоанновной кому-то из донских казаков.
На территории храма были построены деревянный флигель, в которым жил псаломщик, и каменная караулка, но до современного времени они не сохранились. Остался лишь дом священника, возведенный в начале XIX века. В 1893 году состоялось открытие приходской школы для девочек на пожертвования Н. Е. Поповой. Купец О. В. Ухин в 1867 году передал в дар храму каменную богадельню. Первый раз ее упоминали в 1829 году. Там находили приют одинокие женщины и нищие.
Покровский храм в 1904 году содержал в приходе 1282 человека и жил на проценты переданного в дар капитала (более восьми тысяч рублей) и плату за аренду 54 десятин земли.
В 1921 году был проведен сбор средств в фонд голодающего Поволжья, сдали свои ценности и от Покрова (акты об изъятии подписали священники Иоанн Путилин и Павел Смирнский). В 1923 году в Покровской церкви утвердились обновленцы во главе с протоиереем Василием Ивановичем Ижогиным. В 1925 году в числе прихожан упоминается живший в одном из домов в церковной ограде Павел Владимирович Менглет — отец известного актера, уроженца Воронежа Георгия Павловича Менглета (1912—2001).
В 1926 году в борьбе с церковным расколом священники Петр Иванович Новосельцев (1883 — после 1932), Павел Николаевич Пашин и Павел Васильевич Смирнский (1873—1937) активно поддержали архиепископа Петра (Зверева). Оба священника были репрессированы, а Павел Смирнский расстрелян в 1937 году. Василий Ижогин после покаяния опять вернулся к обновленчеству. Покровская церковь в 1927—1932 годах являлась кафедральным собором григорианцев. В 1928 году григорианский раскол возглавлял Виссарион (Зорин), архиепископ Воронежский и Задонский. Настоятелем Покровского храма был протоиерей Алексий Попов, служивший до этого в церкви при Покровском монастыре. В 1930—1931 годах григорианскую епархию возглавлял епископ Иероним (Борецкий), заместитель митрополита Виссариона.
В 1932 году облисполком принял решение об изъятии Покровского храма у общины и передачи его под Дом обороны. Затем в церкви располагался выделившийся из Краеведческого Антирелигиозный музей. Современники, посещавшие этот музей, помнят закрепленный под куполом маятник Фуко.
Во время ВОВ в 1942 году Антирелигиозный музей был эвакуирован, а по возвращении слился с краеведческим. В январе 1943 года после освобождения Воронежа возле церкви развернули выставку трофейной техники. Само здание было сильно повреждено при бомбежках и артобстрелах: сгорело покрытие купола, крыша и стропила на трапезной, обрушились карнизы, сбиты кресты. Вернувшиеся в разрушенный город воронежцы приспособили церковь под жилье, разместившись даже на колокольне. В 1943 году здание храма все еще принадлежало Краеведческому музею. Восстанавливали церковь по проекту архитектора Бориса Николаевича Зотова (1896—1963). В августе 1945 года была организована так называемая «двадцатка» во главе с Михаилом Павловичем Вдовиным и Федором Тихоновичем Хреновым, ходатайствующими о возвращении храма верующим. Патриарх Алексий I (Симанский) дважды поддерживал эти ходатайства своими обращениями. 2 марта 1948 года Совет по делам Русской Православной Церкви принял решение: «Удовлетворить ходатайство верующих об открытии Покровской церкви в городе Воронеж и предложить уполномоченному Совета при Воронежском облисполкоме зарегистрировать общину и оформить передачу ей здания церкви и культового имущества». Решение открыть Покровскую церковь для верующих, было принято 10 мая 1948 года, 26 мая здание было передано православной общине. Настоятелем храма назначили протоиерея Василия Капитоновича Казьмина.
Знаменский придел в трапезной был освящен епископом Иосифом (Орехов) 14 октября 1948 года при огромном стечении народа. Покровская церковь стала кафедральным собором. На церковном дворе были восстановлены два купленных дома, один из них стал резиденцией архиерея. После ремонта собор освящен 7 октября 1951 года архиепископом Иосифом в сослужении 14 священников. В это время в храме служили священники Димитрий Богоявленский, Константин Бучиловский, Матвей Раевский, Семен Бобкин, протодиаконы Иоанн Земсков и Иоанн Коровин. 23 ноября 1952 года в храме освящен придел во имя святителя Тихона Задонского. В 1961—1962 годах был проведен капитальный ремонт церкви при епископе Сергии (Петрове). В 1960-1975 годах настоятелем и одновременно секретарем Епархиального управления был протоиерей Михаил Орфеев. В 1963 году священником храма назначили Аверкий Иосифович Осадчий, с 1968 года он стал ключарем собора. В 1980—1986 годах настоятелем собора был игумен Даниил (Пацкан;1940-1998), в 1986—1989 годах — игумен Алипий (Погребняк).
С конца 1970-х годов началось строительство нового здания для академического театра драмы им. Кольцова. Под застройку были снесены резиденция и канцелярия епископа, под угрозой находился и дом священников.
6 мая 1982 года в Покровском кафедральном соборе прошло празднование трехсотлетия Воронежской епархии. На торжества приезжал митрополит Одесский и Херсонский Сергий (Петров) (служил вместе с епископом Ювеналием), прежде возглавлявший Воронежскую епархию.
С конца 1980-х годов на церковной территории выросли крестильный храм во имя Иоанна Предтечи, воскресная школа, ризница, просфорня, на обрыве к Поднабережной — епархиальное управление. При церкви собираются члены православного братства во имя святителей Митрофана и Тихона. В честь этих воронежских епископов в соборе появились новые приделы взамен утраченных. С 1976 года по январь 2002 года регентом архиерейского хора Покровского собора состоял заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения Василий Дмитриевич Чернышев. Хор под его руководством приобрел широкую известность за стенами храма.
17 сентября 1989 года в Покровский собор были торжественно переданы мощи святителя Митрофана. До этого времени они хранились в Воронежском областном краеведческом музее. В церковном календаре эта дата значится как второе обретение мощей воронежского первосвятителя.
В 1989—1994 годах Настоятелем Покровского собора состоял архимандрит, затем епископ Задонский Никон (Миронов), викарий Воронежской епархии. С марта 1994 по май 2003 года — протоиерей Василий Зализняк.
«Церковное слово» — это первая приходская газета в Воронеже, вышедшая в январе 1998 года. 14 и 15 ноября 1998 года в Покровском соборе проходили службы с участием Патриарха Алексия II, здесь предстоятель Русской Православной Церкви поклонился мощам первого воронежского епископа. Во главе с Патриархом Алексием II крестный ход направился к месту строительства Благовещенского собора, которому суждено стать новым кафедральным собором и принять к себе мощи святителя Митрофана.
5 декабря 2009 года, накануне дня памяти святителя Митрофания, мощи небесного покровителя Воронежской земли были перенесены из Покровского кафедрального собора города Воронежа в новый Благовещенский кафедральный собор Воронежской и Борисоглебской епархии.
При соборе действует воскресная школа. Так же на территории собора располагается Паломническая служба Воронежской и Борисоглебской епархии.
Покровский кафедральный собор на карте
Монастыри, Соборы, Церкви Тунис Джерба
Синагога Ла Гриба в Эр-Рияде
Одна из основных и самых древних достопримечательностей тунисского острова Джерба — синагога Ла Гриба . Ла Гриба — главная синагога Туниса и одна из старейших в Северной Африке.
Одна из основных и самых древних достопримечательностей тунисского острова Джерба — синагога Ла Гриба . Ла Гриба — главная синагога Туниса и одна из старейших в Северной Африке. Ла-Гриба в переводе с арабского означает «удивительная» ( она, действительно, удивительная!) , расположена в центре поселения Эр-Рияд ( бывшая еврейская деревня Хара-Шрира) большинство населения которого еще с 6 века до н.э. составляли евреи. Ла-Гриба — показательный пример толерантности тунисцев: арабские и еврейские семьи живут здесь дверь в дверь на протяжении многих веков.
Здесь кажется, что ты находишься не за тысячи километров от Иерусалима, здесь интересно посмотреть бело-синие интерьеры и иудейские артефакты и проникнуться духом неторопливого служения религии. Здесь старцы, ритмично покачиваясь, читают Талмуд, стены испещрены памятными табличками на иврите, а в шкафах хранятся древние свитки Торы.
По некоторым данным ученых-историков синагога была построена в 6 веке до н.э., но точную дату постройки назвать по сей день не удается. Конечно, здание, которому более двух тысяч лет до наших дней не сохранилось. Та синагога, которую мы видим сегодня, была построена в XIX веке и заменила строение XVI века. Все, что осталось от древней синагоги — это история и часть фундамента, который оказывается под нашими ногами, когда мы ходим по храму.
Интерьеры Ла-Грибы — сочетание бело-синих изразцов и красно-зелёных резных деревянных колонн — точь-в-точь, как в арабских мечетях, как же удивительно сочетание религиозных традиций! Обстановка внутри не хитрая — ряды деревянных скамеек лицом к кафедре проповедника (она обращена в сторону Иерусалима) и множество книжных шкафов по периметру. В шкафу для хранения священных книг за кафедрой хранится один из древнейших экземпляров Торы в мире, а на восточной стене — сотни памятных серебряных табличек, которые на протяжении веков оставляли здесь паломники.
Интересно, что в синагоге находится «стена плача», по примеру Иерусалимской, только в уменьшенном размере. В стене прихожане оставляют записки с просьбами, мольбами и пожеланиями. Говорят, все просьбы бывают услышаны, а мечты исполняются!
Синагога – важный пункт назначения в Северной Африке ежегодного паломничества многих евреев после празднования Песаха.
В Ла-Грибу приезжают многочисленные паломники, чтобы почтить память одного из мудрецов Талмуда — Шимона бар-Йохая и в поселении устраиваются красочные шествия со свитками Торы.
Легенда гласит, что место для возведения синагоги было избрано свыше: с небес упал огромный камень, из которого появилась фигура женщины с длинными волосами, которая и повелела построить дом иудейской молитвы именно в этом месте. Эта же легенда сообщает, что когда последний еврей покинет Джербу (если это когда-нибудь произойдет), ключи от синагоги вознесутся на небеса.
Монастыри, Соборы, Церкви Швейцария Лозанна
Кафедральный собор Лозанны (Нотр-Дам)
Кафедральный собор Лозанны (Нотр-Дам) — готический собор в швейцарском городе Лозанне, построенный в XIII веке.
Кафедральный собор Лозанны (Нотр-Дам) — готический собор в швейцарском городе Лозанне, построенный в XIII веке.
Собор строился в несколько этапов, освящён папой Григорием X в присутствии императора Рудольфа I в 1275 году. Впоследствии претерпел значительные изменения, особенно в XIX веке под руководством французского архитектора Виолле-ле-Дюка. Витраж «роза» отображает средневековую картину мира, сосредоточенная вокруг Бога. Орган собора имеет 7 тысяч труб.
Строительство собора было начато между 1145 и 1159 годами, и завершилось в середине XIII века. Храм был посвящён Деве Марии, отчего получил название Notre-Dame. В Средние века собор был местом паломничества, его посещало около 70 тысяч человек ежегодно. Здание первоначально строилось в романском стиле, однако при завершении строительства оказалось выполненным в основном в готическом стиле. С 1536 года собор используется для отправления культа реформаторской церковью. Во Реформации интерьер собора был ограблен, в частности были утрачены статуи и картины. Длина сооружения составляет 99,75 метров, высота — до 79,6 метров.
Примечателен круглый витраж «роза», расположенный в южной стене трансепта. На нём изображена композиция мироздания в представлениях эпохи Средневековья: четыре стихии, четыре ветра, четыре реки рая, четыре времени года, двенадцать месяцев и знаков зодиака. Чередование месяцев символизирует течение времени. Витраж датируется XIII веком. Остальные витражи собора относятся к XIX и XX векам.
В качестве строительного материала применялся камень из мягкого песчаника, недолговечность которого вызывала необходимость в постоянной реставрации. В XVIII веке обсуждалась возможность полного сноса здания и строительство на его месте нового. В 1874 году архитектор Э. Виолле-ле-Дюк подготовил план всеобъемлющего восстановления собора. В XXI веке реставрационные работы по сохранению здания продолжились.
По традиции, идущей с 1405 года (когда город сотрясали пожары), каждую ночь сторож с колокольни собора кричит на четыре стороны Лозанны: «Это ночной смотритель, час пробил».
Монастыри, Соборы, Церкви Индонезия Бали
Храм Пура Улан Дану
Храмовый комплекс Пура Улан Дану был сооружён на озере Братан в XVII веке.
Храмовый комплекс Пура Улан Дану был сооружён на озере Братан в XVII веке. Он расположился у подножья горы на высоте 1200 метров над уровнем моря. Все строения храма выглядят захватывающе, такое впечателение, что они выросли из вод озера.
Это место очень красиво, посетителей всегда завораживает сочетание великолепного пейзажа с многоуровневыми постройками.
Храм Пура Улан Дану является главным балийским водным храмом и одним из красивейших на планете. Кстати, местные жители верят, что каждый, кто искупается в водах озера Братан обретен молодость и долголетие.