Архитектура Украина Одесса
Потемкинская лестница в Одессе
Потёмкинская лестница соединяет центр города с гаванью и Морским вокзалом и является одной из знаменитейших достопримечательностей Одессы и одной из самых известных в мире

Одесса
Потёмкинская лестница соединяет центр города с гаванью и Морским вокзалом и является одной из знаменитейших достопримечательностей Одессы и одной из самых известных в мире
На сегодняшний день лестница состоит из 192 ступеней (первоначально их было ровно двести, но при расширении порта восемь ступенек были утрачены) и десятка пролётов. Длина потемкинской лестницы составляет 142 метра, она создана перспективно — её основание (шириной 21,7 м) гораздо шире верхней части (12,5 м), из-за чего при взгляде сверху лестницы создаётся впечатление одинаковой ширины по всей её длине. Парапеты лестницы кажутся параллельными и видны только площадки (кроме верхнего марша). При взгляде снизу, лестница кажется гораздо длиннее и виден лишь сплошной каскад ступеней.
Одессе, находящейся на возвышении, необходим был доступ к расположенному у моря порту. Бывало, что море поднималось почти до самого обрыва будущего Приморского бульвара. Позже море «оттеснили» Приморская улица и здания порта.
Уже после отъезда Пушкина из Одессы на склоне построили деревянные лестницы. Гигантская Потёмкинская лестница была спроектирована в 1825 году архитекторами Боффо, Мельниковым и Потье, а построена в 1837—1841 инженерами Уоптоном и Морозовым. Князь Воронцов решил построить лестницу в подарок своей жене Елизавете, и она обошлась ему в 800 тысяч рублей. Лестница построена «на том же месте, где и была тропинка», как говорил одесский старожил Михаил Дерибас. Под стать архитектурному совершенству сама конструкция лестницы, разработанная инженером Уптоном. Это гигантский, сложенный из местного известняка клин, покоящийся на деревянных сваях и разделенный тремя продольными и девятью поперечными сводчатыми коридорами или галереями, формирующими на пересечениях массивные столбы. Они и поддерживают саму лестницу: наклонную плоскость с уложенными поверх неё ступенями. Сквозные поперечные галереи сформировали на боковых стенках лестницы симпатичные аркады.
Драматург А. Н. Островский писал о лестнице: «С бульвара к морю ведет единственная в своем роде лестница, она разделена на 10 уступов по 20 ступенек каждый. Кажется, 200 ступеней, а входишь легко». (Этот эффект достигался за счет оптимального угла наклона лестницы и количества площадок, позволяющих пешеходу передохнуть).
Позже, при строительстве Приморской улицы, восемь ступеней засыпали, и они, как утверждают старожилы, и по сей день зарыты в глубине проезжей части. Впоследствии терассирование склонов скрыло конструкцию лестницы, и со стороны фуникулера она выглядит будто уложенной по пологому склону, как «широкое расстеленное полотнище», что отметил также украинский писатель Иван Нечуй-Левицкий. Весной 1919 года на её площадках выступал местный Камерный театр. Знаменитой на весь мир она стала благодаря фильму «Броненосец Потёмкин» (1925) Сергея Эйзенштейна, в ключевой сцене которого детская коляска катится по ступеням лестницы – именно благодаря фильму эта лестница получила свое нынешнее название. История и кинематограф навсегда связали Гигантскую лестницу с броненосцем «Потёмкин».
Потемкинскую лестницу постепенно разрушала эрозия, и в 1933 году песчаник был заменен розово-серым гранитом, а площадки были покрыты асфальтом. На агитационных плакатах времен Великой Отечественной войны лестница олицетворяла Одессу.
Рядом с лестницей действует фуникулёр, соединяющий Приморскую улицу с Приморским бульваром. Он был построен еще в 1902 году, а в 1970-х годах заменён эскалатором и уже в 2005 году был снова восстановлен фуникулер.
Потемкинская лестница в Одессе на карте
Монастыри, Соборы, Церкви Турция Трабзон
Монастырь Панагия Сумела
Панаги́я Сумела́ — православный монастырь Константинопольской православной церкви, возведённый в конце IV — начале V века нашей эры на меловой скале Трабзона. В монастыре хранилась чудотворная икона Богородицы Панагия Сумела, написанная, по преданию, апостолом Лукой.

Панагия Сумела (греч. Παναγία Σουμελά — «Всесвятая с горы Мела»; или Монастырь Сумела, тур. Sümela Manastırı) — православный монастырь Константинопольской православной церкви, возведённый в конце IV — начале V века нашей эры на меловой скале Трабзона (Трапезунда; территория современной Турции). С конца IV века в монастыре хранилась чудотворная икона Богородицы Панагия Сумела, написанная, по преданию, апостолом Лукой. В 1923 году икона была вывезена понтийскими греками.
Дата памяти основателей монастыря — 18 августа, иконы Панагия Сумела — 15 августа.
Название монастыря этимологически происходит от горы Мела, на которой он находится, и местного наречия «су», что означает «в/на» – то есть «в/на Меле». Согласно другой точке зрения, название происходит от лазского слова «сумела», которое обозначает Святую Троицу.
Основание монастыря приписывается монаху Варнаве (между 375 до 395 годами), а восстановление Святому Софронию после разрушительного набега агарян (арабов) в VI веке.
В византийскую эпоху монастырь пользовался благосклонностью нескольких поколений императоров и стал самым влиятельным и богатым на территории Понта в эпоху Трапезундской империи (1204—1461 годы). После падения последней все привилегии были подтверждены султаном Селимом I и всеми последующими османскими правителями.
Наибольшего расцвета монастырь достиг в XVIII—XIX веках.
После выселения греческого православного населения Анатолии в рамках греко-турецкого обмена населения в соответствии с положениями Лозаннской конференции, монашеская жизнь в Панагия Сумела пресеклась. Реликвии монастыря, в том числе чудотворная икона Панагия Сумела, были сначала спасены от потери понтийскими греками, а позже, в 1930 году, перевезены в Грецию, где пребывают в новом монастыре Панагии Сумела близ города Верия в Македонии.
На протяжении нескольких веков монастырь Панагия Сумела был святыней не только для понтийских греков, но и христианства всего мира, однако турецкие власти крайне враждебно относились к православному паломничеству. Впервые оно стало возможным только в 2007 году.
В 2010 году Министерство культуры и туризма Турции по просьбе Вселенского патриарха дало согласие на проведение в монастыре Панагия Сумела первого с 1922 года богослужения. 15 августа 2010 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, Вселенский Патриарх Варфоломей I возглавил литургию в монастыре при стечении нескольких сотен паломников из разных стран.
В сентябре 2015 года монастырь закрыт для посетителей ввиду начала производства восстановительных работ. В июле 2021 года было объявлено о его открытии. В настоящее время монастырь работает только как музей, все службы, кроме как в день Успения Пресвятой Богородицы, запрещены.
Архитектура Россия Казань
Мечеть Кул Шариф
Мечеть названа в честь героя нации – Хул Шарифа, который был убит во время захвата армией Ивана Грозного. Мечеть возвели в 1996 – 2005 году, к тысячелетию города. Кул Шариф воссоздана по образцу легендарной мечети, которую разрушили в 1552 году войска.

Это главная святыня Казани и республики. Она названа в честь героя нации – Хул Шарифа, который был убит во время захвата армией Ивана Грозного. Мечеть считается самым молодым зданием. Ее возвели в 1996 – 2005 году, к тысячелетию города. Кул Шариф воссоздана по образцу легендарной мечети, которую разрушили в 1552 году войска.
Располагается достопримечательность в западной части комплекса, в центре площади. Представляет собой пятиэтажное здание с пристройкой из двух павильонов. С одной стороны она окружена фасадной стеной, а с другой находится бывшее юнкерское училище. Часть здания отведена для проведения религиозных служб и мероприятий. Кроме того, здесь работает Музей исламской культуры.
Здание выполнено из белого мрамора в форме двух пересеченных квадратов. Его украшениями являются голубые купола и 4 минарета, высота которых достигает 55 метров. Окна мечети декорированы витражами, а некоторые части здания покрыты орнаментами. Особенно живописно сооружение смотрится ночью, когда включается подсветка.
Внутренне убранство святыни отличается обилием декора. Ее залы украшены витражами, лепниной, коврами, мозаикой и позолотой. Ключевым декоративным элементом считается хрустальная люстра, весом более двух тонн. Рядом с главным залом в мечети есть два смотровых балкона, которые можно посетить во время экскурсии.
Парки-Музеи Россия Ханты-Мансийск
Этнографический музей Торум Маа
«Торум Маа» ( «Священная земля» ) — этнографический музей посвященный культуре хантов и манси — уникальное место, позволяющее понять особенности города Ханты-Мансийск.

Музей расположился в удивительном по красоте месте – на холмах, среди тайги, окружающей город, которая подчеркивает аутентичность обстановки и быта местных народов — хантов и манси и погружает в их удивительный быт и традиции. Гуляя по аллеям, посетители могут увидеть богатство и самобытность культуры издавна живших в этих местах народов, ощутить ту гармонию и взаимосвязь с природой , которую находили они на протяжении многих веков.
Фото Демина Ольга
Внутренне убранство построек показывает традиционный уклад жизни людей, гармонично существовавших с суровым климатом и дикой природой.
В жилых постройках хранится большая и уникальная коллекция предметов быта, национальная одежда, украшения , национальные игрушки и головоломки для детей и взрослых. Собрание музея постоянно пополняется новыми экспонатами, которые сотрудники привозят из научно-исследовательских экспедиций, а так же дарами местных жителей.
Фото Демина Ольга
Что здесь можно увидеть:
Переносное жилище , стоящееся из шкур и ветвей – чум. Такое жилье кочевники использовали на летних стойбищах, когда уходили пасти оленей и добывали рыбу и мясо к зиме. В зимний период жилищем для кочевых народов служила курная изба.
Рядом с жилищем строились навесы и сараи для хранения лодок, снастей для охоты и рыбалки и продуктов питания , поставленные на высокие ножки для защиты имущества от животных. Интересный факт, хлебная печь этим народом стоилась на улице под навесом.
Культура манси не очень сильно отличались от хантов, но различия все же есть. Мансийские племена были более воинствующими, они не редко совершали набеги на соседние с ними регионы.
Фото Демина Ольга
Помимо жилых построек в музее есть отдельная охотничья тропа, где собрано множество любопытных и неизвестных жителям больших городов охотничьих конструкций и приспособлений. Воссоздана приют-сторожка, каких по тайге разбросано великое множество. В таких сторожках хранили припасы и посуда, которыми мог воспользоваться любой охотник.
Устроены макеты костровища для привалов и постройки для временного хранения добытой дичи .
Вдоль тропы расположено множество вариантов тщательно восстановленных ловушек на разных животных и боровую птицу.
Фото Демина Ольга
Охотничья тропа ведет к святилищу – культовому месту, в котором расположены идолы, подобные тем, которым испокон веков поклонялись ханты и манси.
Фото Демина Ольга
Режим работы: ежедневно, с 10.00 до 19.00.
Адрес: 628011, Тюменская область, г. Ханты – Мансийск, ул. Собянина, 1.
https://www.facebook.com/torummaa/
Текст и Фото Демина Ольга
- Архитектура14 лет назад
Памятник Питеру Пену
- Архитектура14 лет назад
Русалочка
- Музеи14 лет назад
Военно-морская база «Перл Харбор»
- Аутлеты, Торговые центры13 лет назад
Золотые террасы
- Природа12 лет назад
Парк цветов в Дубае
- Аутлеты, Торговые центры13 лет назад
Мануфактура
- Аэропорты13 лет назад
Аэропорт Пулково
- Аутлеты, Торговые центры13 лет назад
Торговый центр Аркадия