Мы давно мечтали посмотреть на святыни древней Руси, но все как-то не было подходящего случая, да и времени - тоже. Но вот выдался 2-х недельный перерыв в работе, и наше трио сорвалось с места. Долгожданный маршрут был уже давно продуман и даже промерен курвиметром: «Москва –Санкт-Петербург – Псков – Печеры – Изборск – Новгород – Москва». Гостиницы и экскурсии в Пскове и Новгороде забронировали из Москвы по телефону, а всю необходимую для туристов информацию почерпнули в интернете. В итоге получился довольно жёсткий график, которому мы и пытались подчиняться.
И так, в путь! Первый пункт нашего путешествия – Санкт-Петербург. Вышли на главное направление Российской Империи М10 Москва – Санкт-Петербург. Именно направление, т.к. дорогой это назвать язык не повернётся. До Твери – просто танкодром, причём, как ни виляй – все равно попадешь в бездонную колдобину. С собой взяли две запаски, но было ощущение, что их будет мало. За Тверью дорога становится лучше, правда, неудобство вызывают километровые ремонтные работы, здорово сужающие проезжую часть. Зато пейзажи за окном проплывают – залюбуешься. Точнее, залюбуются пассажиры, а водитель на таких дорогах – всё время на чеку.
В Ленинградской области начинается приличная шести полосная трасса с «отбойником», но стоит отъехать от неё несколько десятков метров, как цивилизация кончается. Ни указателей, ни разметки. А «гаишники» - просто москиты. Завидев московские номера, выскакивают из своих машин, как ошпаренные.
И вот уже заныло под ложечкой от предвкушения праздника встречи с красотой, величием и неповторимостью северной жемчужины. Но, видно, не судьба. Погода в Санкт-Петербурге встречала гостей ещё хуже, чем обычно. Разочарование усилилось к вечеру, когда вместо «белых ночей» над городом нависло свинцовое грозовое небо. Побродив под зонтиком по мокрым набережным и промерзнув до костей, ночью мы оставили северную столицу без боя. Впереди нас ждала древняя псковская земля – надёжный щит Земли русской.
Дорога М20 на Псков вполне сносная с потрясающими пейзажами. Вокруг раскинулись бескрайние просторы с холмами и бескрайними долинами, синими плошками озёр и разливами рек, уютными городками и малюсенькими заброшенными деревушками. И буквально повсюду – густой пряный аромат расцветающей сирени. За Лугой встречаются на пути озёра Врево и Череменское – удивительная красота и удобное место для желающих сделать привал.
Псков приветствовал нас прекрасной погодой, как на заказ. Приятный тёплый ветер даже порадовал, - шелестящие кудри кленов создавали особое настроение. Около гостиницы нас уже встречала экскурсовод Елена Владимировна. Было раннее утро, и немного передохнув, мы рискнули успеть на службу в Псково-Печерский монастырь. Дорога до монастыря довольно приличная и, рассматривая красоты здешних мест, её даже не замечаешь.
Городок Печеры расположен в приграничной зоне, но проблем с проездом не возникло. Сам монастырь расположен на нескольких холмах, и имеет довольно причудливые формы. Согласно преданию, Иван Грозный сначала обещал настоятелю оплатить строительство, но потом осерчал и, бросив на стол бычью шкуру, сказал примерно следующее: «Оплачу то, что уместишь в этой шкуре!» Настоятель не растерялся, порезал шкуру на тонкие ленточки и, связав их между собой, растянул ленточное кольцо приблизительно на 800 кв.м. Пришлось царю раскошелиться. И не зря! Место удивительной красоты, одновременно и в традиционном православном стиле и со своим особенным северным характером. Ещё, если будете в монастыре, обязательно побывайте в пещерах. Именно с этих подземных катакомб и начинался Псково-Печерский монастырь, а позже они стали местом погребения монахов. Загадочное место, недаром над входом в подземелье надпись – «Вход в пещеры, Богом заданный».
Под впечатлением от всего увиденного и услышанного, даже не заметите, как окажетесь в Изборске. Он совсем недалеко от Пскова по трассе А212 Псков-Рига, на середине пути в Печеры. Небольшой поселок, в центре которого возвышается суровая древняя крепость. Она хорошо просматривается с дороги и даже издалека выглядит внушительно. Такого колорита вы не увидите больше нигде. Пожалуй, это самое сильное впечатление от поездки. Угрюмые башни, стены, разрушенные вражескими атаками, потемневший и испещренный временем известняк. Первая крепость здесь основана князем Трувором в 9 веке.
Первозданные красоты и просторы здешних мест поражают воображение. Побывав в Изборске и прикоснувшись к этим вековым стенам, понимаешь, насколько осязаемой становится здесь языческая древность.
Если решитесь поехать, не затягивайте с посещением Изборска. Очень скоро он превратиться в опереточную декорацию и станет не так интересен. Вот что с прискорбием поведали нам в тех краях: «Как и все предыдущие цари, наш нынешний царь совершил поездку в приграничные земли. Увидев израненную средневековыми боями крепость, царь повелел достроить и побелить стены и башни до первоначального состояния. Как ни странно – и средства нашлись, и работа тут же закипела.
Краеведы и турагенства в панике. Нарушится уникальный колорит окружающей местности, сложившийся веками. Строители уже замуровали несколько старых проломов в стенах и башне, каждый из которых имел свою собственную историю. Из одного пролома с высоты птичьего полета открывался сказочный пейзаж, который с гордостью экскурсоводы демонстрировали туристам. Теперь, к сожалению, всё это ушло безвозвратно».
Вход в крепость пока свободный, можно полазить по стенам и забраться на башни. Виды открываются неповторимые. Стоянка под стенами Изборской крепости бесплатная, здесь же – небольшой уютный трактирчик и торговля сувенирами. С огромным трудом заставляешь себя уехать.
Однако нас заждался Псков, раскинувшийся по берегам реки Великой. Троицкий собор Кремля смотрится величественно и легко одновременно. Он как будто бы невесом и парит над старым городом как белый голубь. Трудно поверить, что Троицкий иконостас - творение рук человеческих, так он прекрасен. А первый камень заложила на этом месте сама княгиня Ольга, теперь этот камень хранится в соборе. Непреступный псковский Кремль возвышается на слиянии рек Великой и Псковы. Он ухожен и отреставрирован, но полазить по стенам и башням вполне можно. Для москвичей, привыкших к ограниченному входу на территорию Кремля, такая свобода вдвойне приятна. Вообще же Псков – очень живописный город. Множество старинных церквей и неплохо сохранившихся особняков буквально утопают в зелени. Остатки нескольких колец крепостных стен будоражат воображение, и перед глазами встают образы воинов седой старины.
Дороги в Пскове, по российским меркам, хорошие. Милиционеры внимательны и учтивы к приезжим. Рейсовые автобусы – сплошь «мерсы». Еще интересное место в Пскове – ресторан «Русь». Он расположен в одной из башен Кремля и внутреннее убранство удачно стилизовано под средневековье. Меню удивительно разнообразно и цены, по сравнению с московскими, очень даже приемлемые. Проблема в Пскове только с гостиницами. Самая хорошая в городе – «Рижская», но и там туристов атакуют родные тараканы неслабых габаритов. Зато сервис туристических фирм – на высоте. Нас отлично принимала фирма «София»: предложили интересную неординарную программу и интуристовского экскурсовода Елену Владимировну – настоящего профессионала. Можно было бы задержаться в Пскове надолго, но плотный график заставлял расставаться.
Следующий этап пути по трассе А116 до Великого Новгорода напоминал гонки на выживание, спасибо, хоть указатели кое-где попадались. Асфальт, как стиральная доска - автобусы и грузовики позволяют себе не более 30 км/час.
От Пскова до Новгорода раз в день ходит автобус. Цена билета – в районе ста рублей, время в пути – плюс-минус пять часов. На пути встречается несколько АЗС, цены на топливо в пределах московских. Каких-нибудь 200 с небольшим километров по разухабистой дороге, и мы благополучно добрались до берегов реки Волхов.
Здравствуй, Господин Великий Новгород! Сразу же забылись все дорожные неудобства, и мы погрузились в мир, сплетённый из глубокой старины и размеренной современности.
Гостиниц в Новгороде достаточно много, все - вполне уютные. Мы остановились в гостинице «Волхов». Она расположена ближе всех к центру, хотя по московским меркам остальные – тоже рядом. «Волхов» - гостиница отличная, спокойно тянет на 4 звезды. Остальные гостиницы тоже смотрятся вполне пристойно. Нормально подкрепиться в городе можно во многих местах.
Ресторанов в Новгороде, судя по карте, всего три. Нам понравился ресторанчик «При дворе». Уютный, с душевным обслуживанием и невысокими ценами. Ужин по полной программе с закусками и вином обойдется вам около двухсот пятидесяти рублей. В городских кафе цены раза в два ниже ресторанных, а меню – то же самое.
По городу нет смысла передвигаться на машине, он для этого слишком красив. Каждая прогулка даже по обычным улочкам доставляет несказанное удовольствие. Вдруг неожиданно из-за поворота может показаться древняя церквушка или очаровательный ажурный покосившийся домик. Сами новгородцы неспешны, полны достоинства и дружелюбны к путешественникам.
Рейсовые автобусы, как и в Пскове, - «мерсы».
Люди за рулем удивительно тактичны друг к другу и к пешеходам. Уважение всех участников движения – взаимное, независимо от крутизны водителя и марки машины. Для москвичей удивительно, когда пешехода учтиво пропускает «шестисотый» или «лексус». Вообще, на дорогах царит спокойствие. Вообще, ощущение полной умиротворенности не покидает вас все время, что вы находитесь в Новгороде. Здесь нас опекала турфирма «Ольвия» во главе с очаровательным директором – Мариной Петровной.
А интереснейший экскурсовод Нина Васильевна Андреева поведала нам все секреты древней новгородской земли.
Первым делом погуляйте по Кремлю, полюбуйтесь на Софийский собор, возведённый в 11 веке, и обязательно посетите кремлевский музей. В его немногочисленных залах – феноменальное хранилище древностей. Где вы еще увидите берестяные грамоты времён князя Рюрика или личные печати Александра Невского и Дмитрия Донского? Дальше ваш путь лежит на торговую сторону через горбатый пешеходный мост. Место старого новгородского торга со стороны выглядит огромным, хотя почти полностью застроено церквушками разных купеческих товариществ и ремесленных слобод. Дальше, на Ильине улице, стоит самая красивая церковь новгородской земли – Спаса Преображения на Ильине постройки 1374 года. Её обязательно надо увидеть. А быть в Новгороде и не побывать на легендарном озере Ильмень - просто непростительная оплошность. Это озеро – третье по величине в Европе и, наверное, одно из первых по красоте. Насколько я помню, его размеры 37км Х 45км, а в период больших весенних паводков оно… утраивает свои размеры. В стародавние времена купцы, заплывавшие на своих ладьях на Ильмень, были уверены, что попали на великое синее море. Как приятно прокатиться на маленьком пароходике по большой воде Ильмень озера, представить себя на месте удалого гусляра Садко, поймавшего здесь своих золотых рыб. Цена прогулочного рейса по реке Волхов на Ильмень озеро и обратно практически символическая – 20 руб.
Недалеко от Новгорода расположены Юрьев монастырь, с которым связано немало легенд и, если вы туда попадете, экскурсовод обязательно поведает вам одну из них. На расстоянии несколько сот метров от монастыря начинается музей деревянного зодчества под открытым небом, который величают красивым старинным словом «Витославлицы». Здесь собраны старинные деревянные строения со всей Новгородской области. Из этих изб и церквей создана маленькая деревушка. В избах с настоящим древним скарбом люди в национальных костюмах воспроизводят быт средневековой русской деревни. Очень занимательно, особенно впечатляюще для детей.
Но все эти исторические места – лишь малая толика красот и святынь Великого Новгорода и Новгородской области. Осмотреть всё – не хватит и месяца.
Наше время в Новгороде подходило к концу, и мы нехотя стали собираться в обратный путь. На дорогу выделили ночь, и вскорости горько пожалели об этом. Снова начались эти муки на уже знакомых колдобинах, которые ночью становятся ещё более неожиданными и глубокими. Усиливал впечатление мощнейший ливень, который начался сразу же за Новгородом и закончился в районе Солнечногорска. Но, несмотря на препятствия погоды и дорожных служб, мы всё-таки добрались до дома.
После разбора полётов с удивлением обнаружили, что стоимость нашего отпуска оказалась значительно меньше запланированной. Пробежали чуть больше 2,5 тыс.км., бензин поглощали из расчета 9-10 литров на сотню, да, к тому же, ни разу не пробили колеса. Привезли с собой бушующее море впечатлений и гору фотографий. Отдохнули, что называется, «на все сто». Советуем и вам, «времени не тратя даром», окунуться в мир удивительных приключений и далёких странствий.
Счастливого пути и попутного ветра!

Страницы1

0,0/5 (0)

4 комментария

  1. Слава
    Слава 25 февраля

    слабоват рассказик.
    Много текста а информации не особо. Что в Питере кроме серого неба и гаишников на подходе больше ничего не увидели?

  2. Оля
    Оля 30 марта

    Очень хороший рассказ
    По-моему, очень интересный рассказ. Количество информации достаточное, особенно для тех, кто никогда в России не был и об упомянутых городах знает только по-наслышке, за исключением Петербурга конечно:)) После вашего рассказа мне очень захотелось все увидеть своими глазами. Спасибо за ваш рассказ!

  3. Вадим
    Вадим 29 мая

    Вполне интересно
    Для краткого ознакомления с этими городами очень даже ничего. Требовать какого-то подробного рассказа/отчёта - это уж слишком. Сам я живу в Питере и бывал несколько раз в вышеук-х городах (см vadimpl.narod.ru), но этот был интересен именно субъективным восприятием автора. Поэтому на повышенное содержание романтики лёгкого пафоса можно не обращать внимания :).

  4. Гость
    Гость 20 июня

    Очень люблю В.Новгород, бывали там 2 раза. В этом году снова поедем на машине и снова будем в этом славном городе. Действительно, после серого и мокрого Питера, Новгород покажется курортным городом. А. Новгород для меня,это город-праздник, открытка. Там всегда приятно находиться в любую погоду.

Ваш комментарий

Достопримечательности Читать все

Музей ювелирного искусства Костромы

Музей ювелирного искусства Костромы

Музей ювелирного искусства Костромы расскажет о старинном промысле края, приоткроет тайну зарождения ювелирного дела и покажет сегодняшние достижения отрасли…