Отзывы о туристических маршрутах Индия
Если Рай на земле существует, то для меня он, наверняка, где-нибудь в Индии.
Прошел уже целый месяц с момента нашего возвращения из Индии, а я только сейчас смогла собрать свои мысли воедино и описать наше путешествие более или менее лаконично, ну или по крайней мере более …
Премного благодаря нововведению в виде рождественских каникул, нам удалось выделить почти три недели на поездку в одну из моих самых любимых стран — Индию. Дело в том, что я в свое время жила там вместе с родителями, работавшими в одном из совзагранучреждений, а мой супруг — Игорь посещал эту страну несколько раз по делам бизнеса. Правда последний наш визит был около 10 лет назад, так что мы успели сильно соскучиться.
Если Вы спросите, что же изменилось в Индии за последние 10 лет, то услышите парадоксальный ответ: «очень многое и ничего одновременно». То есть, если говорить о Дели, то город, конечно, развивается, — новые дороги, новые автомобили, новые офисы, европейские торговые центры и т.д. и т.п. Но при этом все те же дома, те же лавки на тех же местах, те же продавцы в которых, узнавая тебя, очень радуются твоему появлению, и приветствуют как старого друга. Несмотря на выросший ровно в два раза (с 22 до 44,5 рупий) курс доллара, некоторые цены остались прежними. А еще все то же безумное уличное движение всех его участников во всех направлениях сразу. На Каннат плейсе все те же уловки чистильщиков обуви, сначала ловко закидывающих «какашку» на Ваш ботинок, а потом активно и небезрезультатно предлагающие его почистить (попались в первый же день, и как в первый раз). Если же ехать в провинцию, то там….!!! По моему глубокому убеждению жизнь в индийской провинции как устаканилась лет триста-четыреста назад, так и продолжается без всяких изменений. Крестьяне там до сих пор используют повозки с ДЕРЕВЯННЫМИ колесами, запряженные лошадьми, верблюдами и даже буйволами!!! Женьщины продолжают носить воду в больших сосудах на голове, устанавливая их один на другой, и одеваться в абсолютно безумно яркие сари. Нигде в мире я больше не видела такой феерии красок, как в Индии. А ЗАПАХИ!!! Пахнет одновременно дымом, дерьмом, машинами, цветами, пряностями и благовониями. Если смогли представить, — значит Вы уже были в Индии.
Но вернемся к повествованию.
План поздки был разработан заранее, правда весьма приблизительный: первую неделю мы вдвоем с Игорем проводим в Раджастане, по возвращении в Дели встречаем мою сестру с ее подругой, и неделю все вместе тусуемся в городе, затем с друзьями встречаем Новый год, и отправляемся в Уттар Прадеш уже большой компанией.
К слову, приблизительность планирования поездок по Индии очень способствует эмоциональному спокойствию, так как плюс – минус часок-другой – это практически пунктуально (причем, как в плюс, так и в минус). И не стоит удивляться, если поезд отправится на 15 минут раньше, а придя в музей за час до его заявленного закрытия, Вы увидите закрытые двери. К тому же темнеет зимой уже часов в 6 вечера, а передвигаться по индийским дорогам в темноте совсем небезопасно.
Далее постараюсь не слишком сильно отвлекаться, и описывать события по-порядку.
Первый день нашего пребывания в Индии был весьма напряженным. Помимо того, что надо было прийти в себя после длительного перелета с пересадкой в Бакинском аэропорту, необходимо было посетить самые памятные для нас места в Дели (с достопримеяательностями они не связаны, поэтому описывать не буду), прикупить кое-что в магазине, пообщаться с друзьями, и, главное, организовать нам машину с водителем на следующие пять дней для поездки в Раджастан. Не знаю как, но нам все это удалось.
На следующий день ровно в 7 утра мы уже ехали по дороге в Джайпур.
Дорога, кстати говоря, заслуживает отдельного описания. Представьте себе приличное шоссе с двухполосным движением в каждую сторону и разделительным заборчиком по центру, вдоль которого растут активно цветущие в это время года бугенвилии. Красиво конечно, но расслабляться не стоит, т.к. движение по такому шоссе все-таки индийское. Так, Вам навстречу может ехать мотоциклист, повозка или даже трактор, заборчик-то без разрывов, а ему тут совсем недалеко, какие-нибудь пару километров. Там где заборчик все-таки сломан, поперек дороги водят целые стада животных. Я уже не говорю о людях, которые переходят такую дорогу в любом удобном для них месте, и совсем при этом не торопятся. А грузовики!!! Мало того, что они все невообразимо ярко раскрашены и украшены всевозможными цветочками, ленточками, платочками и разноцветной мишурой, на них сзади так и написано: «ГУДИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА!». Едут они где-то посередине, и сдвигаются только после продолжительного гудка. При этом, если грузовик все-таки сдвинулся влево (движение левосторонее), необходимо убедиться, что впереди нет какого-нибудь тихохода типа верблюда, скутера, ну или перегруженного с утроением его линейных размеров трактора, т.к. нагоняя препятствие, грузовик, даже и не собираясь притормаживать, просто сдвигается вправо, и это Ваши проблемы, если Вы в этот момент именно там и находитесь. Да, выбегающие на дорогу собаки, тоже подлежат обязательному объезду даже с риском размазывания собственного автомобиля по бордюру.
Вообще в Индии обнаружилось очень трепетное (в смысле сохранения их жизни) отношение ко всем животным без исключения, при полном пофигизме в отношении к самому себе со стороны человека. Боюсь нам этого никогда не понять.
Но вернемся к дороге. Где-то на полпути шоссе заканчивается, и начинается «нормальная» индийская дорога с одной полосой движения в каждую сторону и без каких бы то ни было разделителей. Грузовики, кстати, все равно едут посередине, правда встречные машины пропускают без необходимости предварительного гудения. Зато и окресности становятся значительно интереснее. А остановки в деревнях для того, чтобы дать отдохнуть водителю, можно назвать настоящими приключениями. Это называется: White monkey show или Шоу белой обезьяны. Как только Вы выходите из машины, вокруг Вас начинают собираться люди, часть из которых просто стоят и смотрят на Вас во все глаза, некоторые подходят, чтобы сфотографироваться на Вашем фоне, самые смелые предлагаю Вам с ними сфотографироваться (не могу даже подсчитать на скольких фотографиях я теперь буду фигурировать в качестве белой подружки или друга семьи). Зато и на вопрос, можно ли их сфотографировать, почти все отвечают радостным согласием (у меня теперь есть неплохая галерея фотопортретов). Ну и конечно вездесущие попрошайки, игнорирование которых может дать вам еще полчаса более или менее спокойного пребывания вне машины. Если же их приставания становятся уж слишком назойливыми, можно найти убежище в придорожных кафешках, есть в которых безусловно небезопасно, а вот горячий чай со специями (массала чай) вполне можно выпить. Кстати, самый вкусный чай нам сварили именно в придорожной забегаловке и стоил он всего 7 рупий за стакан (в Дели цена порой доходила до 80 рупий, что чуть меньше, чем 2 доллара за чашку).
К полудню мы добрались до Амбера, где у нас было запланировано посещение Амбер Форта с его зеркальным дворцом. Одним из основных местных атракционов является подъем на гору верхом на слоне, однако, именно в 12.00 у слоников начался обеденный перерыв, а тратить целый час на ожидание было ужасно жалко, так что покататься на слоне в этот раз не удалось. Минут за пять мы неромантично добрались до ворот Амбер Форта на машине. Зато внутри все было вполне на уровне. Местный гид рассказывал много всего интересного по ходу экскурсии, правда пересказать все это я Вам, к сожалению, не смогу, т.к. сама бегала по залам и стенам с фотоаппаратом, запечетлевая экзотическую для европейцев архитектуру, а супруг плохо понимает Хинглиш (плохой английский с невообразимым индийским акцентом очень похожим на смешное булькание), что, однако, не помешало ему терпеливо следовать за гидом и активно кивать в ответ на очередную обращенную к нему одному тираду. Кстати, нам обоим очень понравился этот первый из увиденных нами в данной поездке Форт.
Затем был обязательный для всех туристов визит в так называемый «Импориум» — туристический магазин, торгующий буквально всем, что может представлять хоть какой-нибудь интерес для иностранного туриста, но по весьма «кусачим» ценам (качество, правда тоже на высоте). Зато Ваш гид или водитель, а зачастую и тот и другой, получат от владельца от 50 до 200 рупий уже за сам факт Вашего появления в его магазине. Я называю это магазинной повинностью, избежать которую у Вас все равно не получился, поэтому чем меньше времени Вы там проведете, тем больше у Вас его останется на все остальное. Мы были супер оперативны, и, честно изучив содержимое всех шести торговых залов, вышли уже минут через двадцать, так ничего и не купив, чем абсолютно расстроили приставленного индивидуально к нам менеджера. Сожалею, но для меня были слишком очевидны все его уловки по «разведению богатеньких европейцев». Закончив с обязаловкой, мы направились в сам розовый город – Джайпур.
Первое впечатление от Джайпура – просто безумное уличное движение. Для меня было абсолютно непостижимо, каким образом все эти мотоциклисты, велосипедисты, повозки, люди и животные умудряются передвигаться по улицам в такой толчее, и при этом не сталкиваясь друг с другом ежесекундно. Однако, как-то умудряются! Уже после нашей пешей прогулки по розовым улицам Игорь вывел такую закономерность, — дело в том, что как только Вы появляетесь на дороге, участники движения воспринимают Вас как некое препятствие, возникшее на их пути, которое спокойно и объезжают. При этом главное, но и самое сложное по-началу, — не дергаться, а спокойно и с достоинством, которое по представлениям среднестатистического индийца должно быть присуще «Белому человеку», следовать в нужном Вам направлении.
Так как времени до заката солнца оставалось не слишком много, то из всех Джайпурских достопримечательностей мы выбрали розовый дворец Хава Махал, пропустить который, по моему личному мнению, было бы просто кощунством. Помимо всемирно известных безчисленных решетчатых окошек и очень интересных видов с открытых площадок верхних этажей, дворец запомнился ну уж очень узкими коридорчиками и лестницами, где Игорю зачастую приходилось проходить боком, так как в противном случае он просто застревал между двух стен. К тому же стоит добавить, что почти все двери внутри высотой не более полутора метров, так что, думаю, не сложно представить, каким приключением становился порой какой-нибудь подъем на следующий этаж или переход в другое крыло дворца. Веселились как дети.
Дворец Хава Махал выходит фасадом на торговую улицу, где мы и расстались с нашим гидом, и отправились в самостоятельное «плавание» по улицам, чтобы успеть сделать хотя бы несколько снимков замечательных розовых зданий и улиц в закатных лучах солнца. Когда окончательно стемнело, и фотографирование стало совсем невозможно, не обошлось без посещения торговых лавок, где происходило восточное священнодействие – ТОРГ. Я, конечно, и раньше знала, что умею торговаться, но чтобы так! Это было настоящее шоу с выходами и возвращениями, заверениями во всеобщем счастье и благополучии, закатыванием глаз и обозначением каждый раз «последней» цены. В результате скатерть и покрывало из льна с кантревой вышивкой были куплены не за 3,5 тысячи рупий, как было заявлено изначально, а за 700!!! Совет – не бойтесь торговаться. Цена изначально очень сильно завышена, и если Вы купите сразу же, не торгуясь, то ни вы, ни продавец не получите огромного удовольствия от общения. Поверьте, в Индии этот процесс очень увлекателен. Также не обошлось без посещения ювелирного магазина, где я не смогла устоять перед покупкой парочки очень интересных украшений с аквамаринами, ведь во всех путеводителях написано, что Джайпур славится мастерами по обработке драгоценных и полудрагоценных камней. Да, кстати, дизайн украшений, продаваемых в индийских ювелирных магазинах, за последние 10 лет сильно изменился, и стал вполне европейским. Уже совсем поздно вечером наш водитель отвез нас в «безопасный» ресторан, где мы получили удовольствие от замечательной раджастанской кухни.
На следующий день подъем был не слишком ранний, так как нам предстоял неблизкий и весьма утомительный, принимая во внимание качество и специфику индийских дорог, переезд в белый город – Удайпур. По дороге я отсняла целую кучу фотографий из серии «сценки деревенской жизни», а также замечательно разукрашенных индийских грузовиков.
В Удайпур мы прибыли уже на закате, и разместившись в отеле, расположенном прамо на берегу озера (в номере супер люкс за 1100 рупий или 25 долларов США!), отправились в расположенный неподалеку ресторан, чтобы отметить с нашим водителем успешно пройденный за день путь. К слову, водитель наш был кашмирцем-мусульманином, в связи с чем ел не только мясо, но и не без удовольствия выпил вместе с нами местного рома под названием «Старый монах».
Утро началось с посещения древнего индуистского храма и очень красивого дворца Махараджи, расположенного на берегу озера Пичола. Совет: если Вы увлекаетесь фотографией, обязательно берите с собой фотоаппарат, заплатив за съемку всего 200 рупий. Внутри немало очень интересных ракурсов. Я же, поверив нашему гиду, сказавшему, что снимать там почти нечего, и оставив камеру в камере хранения, всю экскурсию злилась на него и на себя за доверчивость.
После нас повезли в «Муссонный Дворец», где фотографировать можно было уже без ограничений, правда, к сожалению, почти нечего. Полуразрушенный Дворец расположен на высокой горе, откуда наверняка могла бы открываться потрясающая перспектива города с одной стороны и раджастанских гор – с другой. Однако, светящее прямо в объектив, солнце и густая свойственная этому времени года дымка, совершенно скрыли все эти прелести от нас. Осознав, что пора брать инициативу в свои руки (я же основательно подготовилась к поездке), мы потребовали отвезти нас в очень интересно описанную в путеводителе деревню ремесел – Шилпграм. Гид пожал плечами, но согласился. Оказалось, что жизнь в этой деревне кипит только во время проведения фестивалей, которые, к слову, проходят достаточно часто, но именно в это время там был перерыв. Правда я все равно получила большое удовольствие от прогулки по почти пустынным «деревенским» улицам, и сделала несколько весьма удачных снимков разукрашенных в национальном стиле домиков. Часам к трем мы уже устали от достопримечательностей и экскурсий, и нас отвезли на обед в одно замечательное место. Ресторан расположен прямо на берегу озера Пичола под кроной огромного дерева с потрясающей красоты видом на озеро, дворец Махараджи и «Водяной Дворец» (тот самый, где проходили съемки одного из фильмов про Джеймса Бонда — «Осьминожка»). А еще там повсюду бегали полосатые пальмовые белочки, сфотографировать которых удалось, только пожертвовав частью нашего обеда. Сидя там на солнышке и наслаждаясь окружающим, понимаешь: «Жизнь удалась!».
После такого замечательного обеда мы, припомнив, что несмотря на многочисленные экскурсии этого дня, мы так и не видели знаменитого белого города, отправились в пешую прогулку по узеньким извилистым улицам Удайпура. К счастью наш гид пошел с нами, за что ему отдельное большое спасибо, так как без него мы бы там точно заблудились. Но, Боже мой, как там было интересно!!! На одной из улочек расположились невероятно красочные лавки торговцев сари; на другой – торговцы посудой и домашней утварью; на третьей прямо на улице были выставлены замечательные меварские живописные миниатюры… А какие уютные там дворики!
Уже под вечер мы с удовольствием наблюдали за казавшимся просто огромным на узенькой улочке слоном, который очень старательно и аккуратно обходил выехавший ему навстречу маленький автомобильчик. При этом слону пришлось очень близко прижаться к стене дома, так что он чуть не задел стоявший на подоконнике горшок с цветком. Я до сих пор с огромным удовольствием вспоминаю эту прогулку. А потом мы сидели на берегу озера и наблюдали закат. Завораживающее зрелище, — скажу я Вам. Закончился вечер покупкой нескольких замечательных раджастанских миниатюр, которые теперь очень радуют меня дома.
На следующий день выехали с утра пораньше специально для того, чтобы посетить древний храмовый комплекс, посвященный Ганешу – индийскому божеству в виде человека с головой слона. Но не сложилось, так как оказалось, что комплекс открывается для посещений только после 10 часов утра, что для нас было уже слишком поздно. Далее был горный серпантин, а затем пустынная дорога в Пушкар – весьма известное туристическое место, знаменитое своим священным озером, окруженным белыми стенами храмов и лестицами священных гхатов, а также февральской верблюжъей ярмаркой. Ярмарку мы, естественно, не застали, однако сам городок, который, кстати и наш водитель и все гиды в один голос называли деревней, нам очень понравился. Там такое умиротворение снисходит, когда сидишь на берегу и слушаешь разносящиеся над водой песнопения под звон колькольчиков и барабанный бой. Уже в темноте мы прогулялись по главному базару – извилистой улице, сплошь состоящей из лавок, торгующих сувенирами и другими туристическими побрякушками. Очень напоминает приморские городки где-нибудь на средиземноморье, правда не без местного колорита в виде запахов благовоний и бродячих коров.
Этой ночью были заморозки! Слава Богу, что мы с вечера, почувтствовав, что становится прохладно, а отопление в отеле не предусмотрено в принципе, попросили принести нам второй комплект одеял, и легли спать, не раздеваясь, прямо в свитерах и джинсах, под двумя тяжеленными ватными одеялами каждый. Иначе бы точно замерзли!
С утра же было новое приключение. Вокруг отеля расположены «розовые» плантации (по-другому и не назовешь), и для того, чтобы розы не замерзли, ночью по небольшим канавкам вдоль рядов розовых кустов индийцы разливают горячую воду, которая, испаряясь, образует довольно плотный пар. Представляете, выходите Вы утром на балкон, а все поля вокруг парят. Ощущение нереальности происходившего долго не отпускало. Потом мы обнаружили, что наша машина покрылась инеем, — вся целиком, и водитель безуспешно пытается стереть его с лобового стекла тряпочкой. Наивный! Игорь, конечно, показал бедолаге, как это делается в северных странах, однако у индийца возникла другая идея. Он убежал ненадолго, и вернулся с ведром горячей воды, которую просто вылил сверху на автомобиль. Надо было видеть при этом лицо Игоря. Думаю, что если бы кто-нибудь попытался проделать тоже самое с его родным «Кораблем», убил бы на месте. Не знаю, что произойдет с кузовом этой машины потом, но до Дели мы доехали благополучно.
Здесь, наверное, стоит отвлечься на небесполезную для самостоятельных путешественников информацию. Эта поездка с пройденным расстоянием порядка полутора тысяч километров обошлась нам в 400 долларов США за транспорт, плюс еще чуть больше сотни за гостиницы и питание. При этом мы «шиковали», и питались только в очень дорогих по местным меркам расторанах, где в среднем ужин на двоих стоил около 10-15 долларов США. Гостиницы заранее мы не бронировали, а, приезжая в очередной город, просто просили водителя или местного гида показать нам отель со стоимостью номеров от 500 до 1000 рупий, а затем просто решали, нравится нам то, что мы видим, или нет. Проблем со свободными номерами даже в этот высокий туристический сезон не было никаких.
Об аренде машины мы договаривались в киоске такси на Джам Падхе, причем там нам было предложено два варианта рассчета цены. В первом нам предоставлялась машина с водителем, и мы могли ехать куда нам ни заблагорассудится, а дальнейший расчет происходил бы по такой схеме: от 8 до 20 рупий (в зависимости от категории выбранного транспортного средства) за каждый пройденный километр, плюс по 150 рупий за каждую ночь для водителя, плюс платные дороги (к примеру, Дели-Джайпур: 45+120 рупий с легкового автомобиля), плюс оплата парковок на местах, а также билеты для обязательного въезда автомобиля на территории музеев и парков. По второму варианту нам предложили фиксированный маршрут (без ограничения километража во время осмотра окрестностей и каких бы то ни было дополнительных платежей) стоимостью 18000 рупий (уже впоследствии оказалось, что в эту цену входят также услуги местных гидов). Естественно мы выбрали второй вариант, так как маршрут нас вполне устраивал, а запариваться на предмет количества пройденных километров и самостоятельно оплачивать бесконечные въезды — выезды и дорожные поборы жутко не хотелось. Прокол вышел с самой машиной, — мы хотели взять средних размеров внедорожник индийского производства, однако, в процессе обсуждения вариантов и маршрутов нам сначала было предложено посмотреть «более комфортный» и соответственно чуть более дорогой автомобиль, оказавшийся чистеньким, но стареньким фордом тоже местного производства, причем существенно меньших размеров, а уже в конце, после выработки окончательного маршрута и достижения консенсуса по его стоимости, мы каким-то непостижимым образом согласились вместо джипа поехать на том, ранее осмотренном нами автомобиле. Только гораздо позже у меня возникло неприятное ощущение, что нас надули, так как по моим представлениям легковушка все-таки должна стоить дешевле джипа, а двоим людям немаленького роста на заднем сидении небольшого автомобиля было, мягко говоря, тесновато. Хотя, здесь же следует признать, что проблем с транспортом у нас не было никаких, и даже в то морозное пушкарское утро старенький дизель, чуть-чуть почихав, все-таки завелся.
Следующую неделю нашего пребывания в Дели подробно описать не смогу. Для меня там все как-то привычно и почти обычно.
Из ярких воспоминаний – пешая вылазка в Старый Дели на Чанди Чоук, где на одной из окрестных улиц Игорь организовал настоящую пробку, просто остановившись для изучения карты. Дело в том, что улица была такой узкой, что на ней с трудом и то только в определенных местах разъезжались два велорикши, а тут иностранец стоит так, что рикша не может проехать, не задев при этом либо его, либо товар, разложенный в лавке напротив. Соответственно, следом за первым остановились и другие рикши, следовавшие во всех направлениях. Минута, и вся улица была запружена стоящими рикшами и людьми, которые по причинам узости оставшегося прохода тоже не смогли протиснуться. Нам пришлось зайти в лавку для того, чтобы разблокировать движение. Немного поплутав, мы все-таки вернулись на Чанди Чоук, и решили дальше лишний раз в сторону не сворачивать, чтобы окончательно не заблудиться. К слову сказать, когда мы дошли до конца улицы и остановились для определения наших дальнейших планов, к нам сразу же подошел полицейский, и на английском языке (что для Старого Дели довольно необычно) тут же сообщил, где мы находимся, показал, в какой стороне находятся ближайшие достопримечательности, а узнав, что мы хотим попасть на Каннат Плейс, даже остановил для нас рикшу, заявив, что это слишком далеко для пешего похода.
Так, первый раз в жизни я прокатилась на велорикше! Поначалу просто страшно, так как едет он довольно быстро, а все выбоины и ухабы пересчитываешь собственной задницей, подлетая на каждой. Затем, немного привыкнув к скорости, я обнаружила, что у меня совершенно затекли ноги, которыми я отчаянно упиралась в нижнюю перекладину, руки, крепко вцепившиеся в сидение, и спина, которая, собственно говоря, и пыталась все это удержать на месте. Это было еще то удовольствие, скажу я Вам! Хотя Игорь, получавший, как оказалось, большое удовольствие от всего этого безобразия, прокомментировал его так: «Прикольная индийская альтернатива диснейлендовским атракционам за гораздо меньшие деньги».
Потом был Новый год, для встречи которого наши друзья вывезли нас в Сказку!!! Я просто не могу назвать это место по-другому. Километрах в ста от Дели по Джайпурской дороге плюс еще двадцать по проселку через деревни, и перед Вами поросшая кое-где растительностью скала, на вершине которой Нимрана Форт Пэлас – старый форт, переоборудованный французами под роскошнейший отель. Сказать, что там очень красиво, — это вообще ничего не сказать. Там просто сказочно! Начну с того, что каждый номер в этом отеле имеет имя собственное: Сурия Махал, Джантал Махал. Да и сами номера весьма интересны. Наш, к примеру, представлял собой огромную залу с колоннами и несколькими альковами: для кровати, для большого лежака, для обеденной группы, для рабочего стола и еще для чего-то не вполне для нас понятного. Посередине залы стоял старинный деревянный столик, окруженный множеством низеньких кресел и лежачков для отдыха и расслабления, переделанных из старых повозок и тележек. В окнах не было стекол, а закрывались они старыми деревянными ставнями, да это были и не окна вовсе, а выходы на малюсенькие балкончики, с которых открывался потрясающий вид на долину. Входная дверь представляла собой очень красиво украшенные резьбой деревянные ворота, запирающиеся массивной цепью и амбарным замком с ключом, величиной с ладонь. Номер наших друзей был двухэтажным с целой амфиладой комнат. Вместо привычных гостиничных корридоров в этом отеле мощеные улочки, очень уютные дворики и невероятно крутые лестницы, заканчивающиеся смотровыми площадками с просто потрясающими видами на весь Раджастан. И повсюду цветущие деревья и кустарники; старинные и современные скульптуры; ажурные решеточки и другие архитектурные украшения; кованая садовая мебель с подушками для удобного сидения. Весь персонал одет в красочные национальные одежды и тюрбаны.
Каждый прием пищи был организован на новом месте и с какой-нибудь затеей. Так с утра, чтобы найти место, где подают завтрак, мы шли на звуки флейты. Обед сервировали во внутреннем дворике, где столики были расставлены вокруг фонтана. Пятичасовой чай подавался на крепостной стене, где на всех лавочках, скамеечках, а также на всех каменных уступах были разложены циновочки, сидя на которых мы пили чай и наблюдали сказочной красоты закат (других там просто не бывает). Вечером гостей развлекали раджастанскими танцами, а затем всех пригласили на праздничный ужин в ресторан, найти который предлагалось следуя по дорожке, выложенной розовыми лепестками и горящими свечами. При этом, проходя мимо бассейна, мы наслаждались нежнейшими звуками инструмента, очень похожего на половинку тыквы с длинной декой и одной единственной струной. Само здание ресторана снаружи было целиком украшено цветами. Красота невероятная! Знаете, ущипнуть себя, чтобы понять сон это или нет, мы даже и не пытались, так как, если это и был сон, то он был настолько хорош, что просыпаться не было ни малейшего желания.
Так как все развлекательные мероприятия проходили на открытом воздухе, (при этом следует еще раз отметить, что ночью в это время года ощутимо холодает), и чтобы гости, одетые в красивые вечерние наряды, ни в коем случае не замерзли, по периметру внутренних двориков были расставлены металические чаны, в которых выкладывались раскаленные угли. Между прочим, очень эффективное отопление получалось.
Уже ночью, вместе со всеми, весело, с салютом, танцами и шампанским встретив Новый год по делийскому времени, мы организовали свою собственную частную вечеринку. Отгородили мишурой часть лужайки перед входом в номер, поставили и нарядили елку (настоящую, живую, специально для этого привезенную из Москвы), и в половину третьего ночи (так как разница с Москвой именно 2,5 часа) с криками «УРА!» и запуском фейерверков в звездное индийское небо весело встретили уже «наш родной» Новый год одновременно со всеми нашими близкими и друзьями, оставшимися в холодной Москве. Думаю, этот праздник запомнится нам навсегда, за что еще раз огромное спасибо нашим друзьям, организовавшим для нас эту сказку.
Поскольку все сказки рано или поздно заканчиваются, нам тоже пришлось возвращаться в реальность.
Второе января, подъем в пять утра. Нас ждут новые приключения! На этот раз поездка была организована через местное турагенство, и путешествовали мы на поезде «Шатабди экспресс», что очень удобно и быстро, — два часа сна в комфортном кресле, и в 10 утра мы были уже в Агре. В дороге нас очень посмешили представители службы безопасности в пышных усах и с берданками девятьсот лохматого года, с чрезвычайно суровым видом дефилировавшие по вагону. А на подъезде мы через окно наблюдали какающих и писающих, сидя на корточках на насыпях, индийцев. Часть нашей компании, путешествующая по Индии первый раз (а было нас в этот раз 6 человек), этому еще удивлялась.
Итак, Тадж Махал! Слова о том, что его надо хоть раз в жизни увидеть собственными глазами, по-моему, стали уже общим местом. Но, Боже мой, его надо увидеть! Он невероятно красивый и абсолютно воздушный! Все здания стоят на земле, и у Вас не возникает иного ощущения, когда Вы на них смотрите, а Тадж парит! При всей своей каменности и совсем немаленьких размерах, он вызывает стойкое ощущение своей нереальности, миража. Фотографией невозможно передать это ощущение, оно появляется только, когда Вы там, в парке, сидите и смотрите на это поистине сказочное чудо света. Гиды усаживают всех на лавочки или прямо на каменные садовые дорожки и очень подробно и красиво рассказывают об истории этого памятника и связанных с ним легендах. Однако, я, сидя там, просто не могла оторвать глаз от этого волшебства и мыслями, если честно, была явно очень далеко, так как сейчас, сколько ни пытаюсь, не могу вспомнить ни слова. Если бы не наша большая и нетерпеливая компания, я бы провела там гораздо больше времени.
Потом был спринтерский забег по Красному Форту, вернее у основной части нашей группы была очень интересная (по их словам) экскурсия по его древним залам и галереям, я же как ненормальная носилась кругами, пытаясь запечатлеть окружающую красоту на очередной сотне — другой фотографий. А затем нас повезли в расположенный на другом берегу Ямуна ривер Итмад-уд-Даула (название списано с путеводителя) – очень изящный мавзолей важного придворного сановника, построенный его дочерью, и красиво украшенный ажурными каменными узорами и живописными изображениями многочисленных винных сосудов и бокалов, что должно было на века запечатлеть самую главную страсть в жизни этого замечательного человека.
Поскольку движение на улицах Агры такое же сумасшедшее, как и в других больших индийских городах, эта поездка заняла у нас доволно много времени, и к ее окончанию мы все уже сильно проголодались. Осознав это, мы попросили гида отвезти нас в какой-нибудь «хороший» ресторан, что он и сделал, направив нас в какое-то ну уж очень туристическое место, где посетителями были одни только иностранные туристы. Это, безусловно, свидетельствовало о его «безопасности» для иностранных желудков, но при этом, к сожалению, привело к слишком сильной адаптированности предлагавшейся там еды. В общем, это был самый «невкусный» (в смысле полного отсутствия каких бы то ни было пряностей) ужин во всей нашей поездке.
Отдохнув, мы решили, что еще не нагулялись, и отправились в поход по окрестным лавочкам. Не успели мы выйти, как были тут же атакованы предприимчивыми велорикшами, предлагавшими всего за 10 рупий отвезти нас на старый могольский базар. Так как опыт передвижения на велорикше у нас уже был, сами «рикшамобили» в Агре были несравнимо роскошнее их делийских собратьев, да и соблазн увидеть настоящий могольский базар был слишком велик, — в результате, мы согласились (наивные!!!). Нас возили все по тем же окрестным лавкам со стандартным туристическим набором товаров (к тому же весьма сомнительного качества). В общем, старый могольский рынок так и остался для нас неизвестным, а жаль.
На следующее утро тот же «Шатабди экспресс» перевез нас в Гвалиор, где мы с большим интересом осматривали один из самых живописных в Индии фортов. Лично мне там больше всего понравился расположенный высоко над городом, на самом краю скального плато, дворец Ман Мандир, сложенный из желтого песчаника и очень красиво украшенный причудливой каменной резьбой внутри и абсолютно сказочной лазурной мозаикой со стильным изображением желтых уточек снаружи. Там же в форте находятся очень интересные древние храмы, а также высеченные в скалах джайнские скульптуры, рассматривать которые можно прямо с дороги, спускаясь с вершины горы. Кстати говоря, наш гид с сожалением признался, что поскольку Гвалиор не является таким же раскрученным туристическим атракционом, как Агра или Джайпур, очень мало кто из иностранцев добирается до этого города и видит все это великолепие. Поверьте, там есть что посмотреть, так что если у Вас будет такая возможность, постарайтесь выкроить хотя бы полдня для того, чтобы самим увидеть эту красоту. Там же, в форте, около храмов «Свекрови и снохи» мы явились невольной причиной ссоры четырех местных мальчишек, которые после живописного позирования, сидя в рядок на лавочке на фоне крепостной стены, и получив за это целых 5 рупий, устроили настоящую «разборку», столкнувшись с «колосальной» проблемой, как поделить пять рупий на четверых. Гомон стоял ужасный.
Спустив нас с «небес» на землю, наш гид повез нас к следующей достопримечательности города, которую, по его мнению, ни в коем случае нельзя было пропустить –дворец махараджей Джай Вилас – современный образец невероятного китча, свидетельствующий о «величии знатного семейства». Честно признаюсь, мы с большим трудом дождались конца этой экскурсии. Затем, отказавшись от поездки в очередной музей, мы решили просто прогуляться по улицам старого города, где «свежая» часть нашей группы получала, по всей видимости, просто невероятное удовольствие от всего окружающего. Я же к этому моменту вероятно уже стала уставать от всеобщего внимания окружающих. Оказывается, что постоянно находиться под прицелом множества глаз весьма утомительно. В этот момент я искренне пожалела звезд эстрады и кино.
Здесь же следует отметить, что вечером в Гвалиоре делать абсолютно нечего, так что нам ничего не оставалось, как, прикупив местного виски, организовать вечеринку у себя в номере.
Следующим и, к сожалению, последним пунктом нашей весьма насыщенной программы была Орча, куда мы и направились с утра пораньше теперь на предоставленном организаторами микроавтобусе. По дороге трясло невероятно, и поскольку среди нас были индивидуумы, испытывающие большие проблемы с вестибюлярным аппаратом, нам пришлось отказаться от заезда в Датию. Жаль, конечно, но надо же оставить чего-нибудь новенького и на следующий раз.
По-прибытиии в Орчу, мы заехали в один из отелей для того, чтобы выпить силывозвращающего масала чаю и немного прийти в себя, лежа на травке в тени папаевой пальмы. Часть номеров этого отеля расположены в палатках, внешне сильно смахивающих на армейские, но внутри целиком затянутых красивыми тканями с индийским орнаментом и с полным набором мебели и прочих сантехнических удобств. Думаю, было бы прикольно переночевать именно там.
Сама Орча представляет собой небольшой тихий поселок с аккуратно выкрашенными в самые разные цвета домиками у подножия весьма экзотических древних дворцов и храмов, вокруг которых бродят разношерстные туристы. И именно на последних ориентированы расположенные на центральной улице лавочки, торгующие всевозможными металлическими фигурками: я купила веселую коняшку с короткими ногами и длинной спиной, прогнутой почти до самого пола, а Игорь выбрал человечка из тонких металлических прутиков, возлежащего с книжкой на плетеном топчане. Очень запомнился колоритный местный рынок на центральной площади, где прямо на земле разложены кольца, браслеты, амулеты, а между ними живописно расставлены мисочки с горками ярких красок. Там даже бродячие коровы выглядят ухоженными и довольными. А когда я захотела сфотографировать симпатичный домик, с отдыхающими перед входом женьщинами, они повскакивали и с криками: «Фотопикче, фотопикче, Кам! Кам!» буквально затащили меня во двор для торжественного фотографирования каждого из членов их семьи.
Однако, лично для меня самым приятным воспоминанием об этом месте стала широкая порожистая река, на каменистых берегах которой целые семейства прачек занимались стиркой белья, раскладывая его для просушки прямо на прибрежных камнях. Судя по количеству белых полотенец, это вполне могло быть и белье из соседнего отеля.
Уже ближе к вечеру, когда мы с Игорем, растянувшись на одном из огромных валунов, наслаждались ласковыми лучами солнца и звуками журчащей буквально под ногами воды, наблюдали за парящими в небе орлами и весело прыгающими голышом со старого коменного моста в холодную воду мальчишками, у меня в голове крутилась только одна мысль: «Я в Раю!».
Самое странное, что именно в Орче мы встретили наибольшее количесство наших соотечественников. Так, на парадном крыльце одного из раджпутских дворцов одновременно оказались три группы туристов из шести, четырех и трех человек соответсвенно, и каждая со своим гидом, причем все без исключения иностранцы, находящиеся на этом месте в глухой индийской провинции, были русские. При этом два гида вели экскурсии на уже упоминавшемся ранее Хинглише, а один пытался делать это на русском, но таком, что боюсь, мне потребовался бы специальный переводчик, если бы это был наш гид. Тут же вспомнилось, что все гиды и очень многие служащие отелей в переполненном туристами Раджастане в один голос заявляли нам, что последнее время к ним приезжает очень мало туристов из России, чем немало нас порадовали. Извините, но слишком часто поведение некоторых из наших с Вами соотечественников вызывало у меня стойкое желание никогда и нигде больше с ними не пересекаться. Здесь же все было просто замечательно, — мы весело поулыбались друг другу и разошлись по дворцу.
Очень вкусно отобедав в вегетарианском ресторане (другого мы там просто не нашли), мы хотели было выехать немного пораньше, чтобы до отхода поезда из Джанси успеть хотябы немного посмотреть и этот город, но наши сопровождающие смогли нас отговорить, за что мы потом были им очень благодарны, так как те 20 минут, проведенные нами в Джанси в ожидании поезда, были одним сплошным кошмаром. Буквально атакованные местными попрошайками, которые весьма настырно лезли к нам, дергая за все, что только можно, и всячески привлекая наше внимание к своим уродствам, мы были просто счастливы оказаться внутри поезда, опоздавшего всего минут на 15.
Приятным дополнением к четырехчасовой поездке на «Шатабди экспрессе» явился также сервированный как в самолете ужин, съесть который мы, правда, не решились, зато раздаваемую всем бутилированную воду выпили с превеликим удовольствием.
На следующий день моя сестра улетела в Кералу, которую также смело можно назвать еще одним уголком индийского рая. А у нас с Игорем было еще целых два дня на закупку сувениров и новогодних подарков для московских друзей и родных, общение с делийскими друзьями и сборы в дорогу. Потом был аэропорт Индиры Ганди с традиционным для нас оформлением багажного перевеса (взвешивают все, в том числе и ручную кладь). Затем Бакинский аэропорт имени Гейдара Алиева, где у всех транзитных пассажиров сначала изымают билеты, переписывая корявым почерком на отдельном листочке только номера багажных квитанций, а потом служащие аэропорта ходят по залу с билетами и посадочными талонами в руках и громко выкрикивают фамилии счастливых обладателей. Однако, теперь в отличие от первого полета мы по этому поводу даже не напрягались, наоборот, было весело. А потом была заснеженная Москва, очередь на паспортный контроль в Домодедово, и мы дома, разбираем три с половиной гигабайта интереснейших фотографий, вспоминая наше замечательное путешествие.
Комментарий автора:
…Отгородили мишурой часть лужайки перед входом в номер, поставили и нарядили елку (настоящую, живую, специально для этого привезенную из Москвы), и в половину третьего ночи (так как разница с Москвой именно 2,5 часа) с криками «УРА!» и запуском фейерверков в звездное индийское небо весело встретили уже «наш родной» Новый год одновременно со всеми нашими близкими и друзьями, оставшимися в холодной Москве…
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Турция
10 долин и каньонов Каппадокии, которые не стоит пропустить
Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.
1. Красная долина (Kizilçukur). Название долины происходит от красноватого цвета скал. На горе Актепе над долиной — лучшее место, где можно встретить закат с видом на красные скалы. Попасть на смотровую площадку долины можно на машине от перекрестка с дорогой на Ортохисар, если двигаться из Гьореме в сторону Ургюпа.
2. Розовая долина (Güllüdere). Это 2 долины с розовым оттенком скал, которые расположены параллельно друг другу. Они начинаются к югу от Чавушина и тянутся к смотровой площадке Красной долины. В долине — несколько церквей 7 — 8 ст. с хорошо сохранившимися фресками.
3. Долина любви — визитная карточка Каппадокии. Фаллоподібні скалы можно увидеть на большинстве буклетов о Каппадокию, и именно их больше всего любят туристы. Попасть в долину можно с трассы Гьореме — Аванос, повернув за Гьореме налево на асфальтированную дорогу, и потом еще раз повернув налево по указателю.
4. Белая долина (Bağlidere). Это — продолжение Долины Любви на юг. Долина с монументальными скалами белого цвета, похожими на волны. Можно встретить туннели, природные арки и выдолбленные в скалах голубятни.
5. Медовая долина является продолжением Белой Долины на юг. Это-довольно крутой и узкий каньон с туннелями и скалами кремового цвета, которые природа разрисовала разными оттенками. Тропа в долину начинается при въезде в Учхисар: на первой развилке поворачиваем резко направо, а потом на перекрестке — снова направо, и спускаемся в долину.
6. Голубиная долина (Güvercinlik). Названа так благодаря большому количеству голубятен, выдолбленных в скалах. Гладкие конусообразные скалы имеют белый цвет. Долина тянется параллельно дороге Гьореме-Учхисар, и дальше на юг. Лучшая смотровая площадка находится на южном выезде из Учхисара.
7. Долина Мескендир (Meskendir) — длинная долина, которая тянется от поселения Чавушин до дороги Гьореме-Ургюп. Отсюда стартуют в небо знаменитые воздушные шары. В долине есть природные туннели, голубятни, скальные церкви с фресками.
8. Долина Сабель (Kiliçlar). Отсюда взлетают воздушные шары. Здесь можно увидеть много скальных помещений, которые используют местные жители для своих нужд. А в заброшенных церквях долины есть великолепные фрески с изображениями святых и вырезанными мальтийскими крестами. Долина начинается к северу от Музея под открытым небом возле Гьореме.
9. Долина Любви — 2 (Görkündere) — похожа на известную Долину Любви, но находится рядом с Гьореме. Фаллоподібних скал здесь также много. Найти ее просто: от поворота на Ургюп пройти около 500 метров, свернуть направо в долину Зэми и снова повернуть направо по указателю.
10. Долина Ихлара (Ihlara Vadisi). Самая отдаленная долина, которая находится в 70 км к югу от Гьореме. Это — глубокий каньон, в котором расположились более 100 церквей и монастырей с уникальными росписями.
ТОП-10 смотровых площадок Каппадокии, где можно сделать трогательные фото
1. Холм влюбленных (Asiklar Tepesi) — лучшее место для встречи рассвета и наблюдения за воздушными шарами во время восхода солнца. Находится на холме, который расположен на южные окраины Гьореме. Отсюда, как на ладони, видны герме и Долина любви — 2 (Görkündere)
2. Смотровая площадка Красной Долины (Kizilçukur) — популярное место для наблюдения над закатом с видом на скалы красноватого оттенка. Находится на вершине холма Актепе.
3. Замок Учхисар. С Замковой горы открывается великолепный вид сразу на несколько долин и Гереме, особенно после захода солнца. Но сюда можно прийти и на рассвете.
4. Площадка с видом на белые скалы Голубиной долины на южной окраине Учхісара. Над долиной можно отыскать деревья с ветвями, украшенными бело-сине-черными символами, похожими на глаз. Есть инсталляции из сухих деревьев, украшенных горшками. Получаются очень эффектные фото на их фоне.
5. Отель Sultan Cave Suites. На смотровую площадку, украшенную яркими коврами, могут попасть лишь постояльцы отеля. Прекрасное место для наблюдения за воздушными шарами на рассвете и фантастическая панорама Гьореме.
6. Galeri Ikman Carpet Shop. Для тех, кому не повезло попасть на смотровую площадку отеля Sultan Cave Suites, может сделать фото на фоне разноцветных ковров в этом ковровом магазине.
7. Смотровая площадка «Три красавицы» (Üçgüzeller) на запад от Ургюпа. Вид на «грибы со шляпами» — это визитная карточка Каппадокии, которую вы можете увидеть на многих буклетах.
8. Отрахисар: площадка с видом на замок Отрахісар и сам городок. Находится на холме к юго-востоку от центра.
9. Долина Пашабаг между Гьореме и Аваносом: здесь открывается вид на множество скал, который называют «дымоходами фей».
10. Долина Любви: здесь выходят классные фото после рассвета, когда здесь приземляются воздушные шары.
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Россия
Восхождение на Казбек
Рассказываю о моем восхождении на Казбек с командой Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/
Решила взобраться на Казбек с группой и гидами, выбрала компанию Экстримгид https://extremeguide.pro/voshozhdenie-na-kazbek/. Все было просто шикарно, море эмоций и впечатлений, самое яркое приключение в жизни, всем советую
Отзывы о туристических маршрутахТуристические отзывы Доминиканская Республика
Насыщенная экскурсия с культурной программой и отдыхом в раю.)
Были с сестрой в Доминикане на зимних праздниках, зачетный отдых получился.
Сама Доминикана конечно тоже огонь, но сейчас хочу про конкретную экскурсию поделиться впечатлениями. Наша экскурсия Саона-Делюкс включала в себя посещение Города художников и острова Саона. В городе художников мы осматривали местные достопримечательности, такие как амфитеатр, церковь святого Станислава, школу искусств и фонтан желаний, естественно, всей группой там загадывали желания.) Кстати, пока не забыла, группа была небольшая и не было толкучки, это нас очень порадовало. Далее, на острове Саона нас ждал обед с напитками, и для нашей группы обед был вне очереди. Обед сам был шикарный, даже гриль-бар включал в себя, ну а напитки вообще вкуснейшие и самое главное, безлимитные. На райском острове мы отдыхали не меньше четырех часов, так что успели вдоволь насладиться его красотами. Был и еще один маленький пункт остановки у нас потом, на песчаной отмели, там мы в натуральном бассейне купались с морскими звездами. Я так близко их раньше не видела и не трогала тем более. Во время этой остановки работал бар, и мы освежались вкусным шампанским. Вот сейчас рассказываю, и снова туда хочуууу. Организаторами экскурсии была компания Доминикана Про, за что ей огромное спасибо, все круто было. Еще один момент добавлю и буду закругляться. Автобус нас возил очень комфортабельный с wifi и даже питьевая вода была, что в жару очень кстати, а на борту было целых два русскоязычных гида — позитивные ребята. Остались довольны насыщенной программой, возможно повторим, когда будем в тех краях.
Александра
26.02.2006 at 10:21
Спасибо за настроение!
Спасибо за настроение! Надо будет попробовать сделать вылазку в Гвалиор и Орчу, тем более, как я поняла, это достаточно легко сделать на поезде! 🙂
Наталья Пилипчак
27.02.2006 at 18:20
Настроение…:)
Уважемая Анна ! Понимаю Вас, потому что в 2003 году я тоже путешествовала 3 недели по Индии самостоятельно и пересекалась с Вашим маршрутом. Потом месяц приходила в себя дома, но констатировала, что Индия — это ДА…. Потом даже еще раз ездила — через Гоа в Карнатаку … Хотя хочу Вам порекомендовать съездить в Индонезию — до нее Индия действительно приравнивалась к раю, а вот в Индонезии…. ОООО, там рай играет еще более богатыми красками… Так что рекомендую расширить границы райских кущ… Удачи в самостоятельных путешествиях:)
Неунывающий
01.03.2006 at 17:15
Гвалиор и Орча стоят мессы! :)))
Добраться до Гвалиора и Орчи на поезде из Дели не просто, а очень просто. "Шатабди Экспресс:Дели-Бхопал"- самый быстрый и самый дорогой поезд, который туда ходит. Билеты можно взять свободно.В 6:00 старт с New Delhi, в 11:30 вы уже в Джанси. До Орчи — 18 км. Можно на рикше,а можно любым автобусом в направлении Чаттарпура до развилки (главное, водителя предупредить). От развилки до Орчи ходит темпо за 5 рупий (8 км). Кстати, оттуда и до Каджурахо недалеко — автобус идет 4 часа. Обилие русских групп близостью Каджурахо как-раз и объясняется — их оттуда везут…
Джай Вилас в Гвалиоре (индусы произносят "Гвалияр")- это же цимес!:) Не надо экскурсовода брать!
Ирина
19.05.2007 at 00:07
Восхищена фотографиями.
О-о-очень красивые фотографии. Захотелось самой всё увидеть и даже пожить немного, и очень хочу в ту "Сказку".
Спасибо за репортаж.