Прежде чем войти в пределы древней персидской столицы, следует сказать пару слов о гиде, которого зовут Karim Salehi; его, оказывается, выдернули с утра звонком турагентства и попросили отвезти туристов в Персеполис, так что он потом сокрушался, что даже не успел побриться и приносил извинения за свой потрёпанный вид. Вот чтобы такого не случилось вновь, рекомендую связаться с ним в частном порядке через e-mail [email protected] и заказать экскурсию прямо у него. Мне лично сразу понравились и его хорошее владение языком, и уровень знания предмета, и отношение к подопечным - в отличие от подавляющего большинства организованных экскурсий во главу угла нашей поездки были поставлены интересы туристов, ведь Карим сразу предупредил нас: "Если хотите где-то задержаться, поступайте без оглядки на меня, я подожду; не надо следовать за мной как привязанные - я для вас, а не наоборот".

Так оно и пошло - мы сперва выслушивали текст его рассказа, а потом разбредались вести фотосъемку. И, надо сказать, такая тактика принесал успех, поскольку лично я не только сделал те снимки, что собирался, но и успел записать кое-какие детали из каримового рассказа; не то, чтобы у меня имелась сильная нужда в пояснениях, но полезно было взглянуть на исторические события с персидской точки зрения. Кстати, это можно сделать, прочитав книгу Гора Видала "Сотворение мира", где события в державе Ахеменидов описаны в довольно интересном разрезе. Персеполис, правда, упоминается на её страницах эпизодически: при Ахеменидах царский двор кочевал между Сузами, Вавилоном и Экбатанами, а Техте-Джемшид ("Персеполис" - греческое название) был столицей церемоний, ради которой и строились огромные, поражающие размерами дворцы. И хотя нынче от них осталась лишь бледная тень, при некотором усилии нетрудно представить всю мощь и роскошь этих строений...

Запарковав машину на площадке неподалёку от ворот, Карим вкратце излагает нам предысторию Персидской державы. Я не стану пересказывать его слова, а просто отошлю всех интересующихся предметом к работе Д.В. Деопика "История Древнего Востока". Книга написана бодрым, литературным языком, так что читать её одно удовольствие. Вот из неё легко почерпнуть сведения о происхождении древних государств на месте нынешних Ирана, Ирака, Египта и ближневосточных стран, а найти текст в Интернете труда не составит. Мы же торжественно входим на территорию великой имперской столицы, предъявив на входе купленные гидом билеты (их стоимость входит в цену экскурсии).

Увы, первое знакомство с историческим местом несколько смазано обилием автографов на древних камнях; один на русском, сделан в начале XX века человеком из Риги, другой принадлежит журналисту, более прославившемуся как путешественник Стэнли, да-да, тот самый Стэнли, нашедший в африканских джунглях экспедицию Ливингстона. Зато потом дела идут как-то веселее, в основном потому, что посетителей на местности можно пересчитать по пальцам, причём даже не пришлось бы разуваться. Фактически, развалины принадлежат нам четверым, и оттого удаётся проникнуться духом величия этого места.

Что обращает на себя внимание в первую очередь - стоящие у входа во дворец крылатые демоны с бородами; можно подумать бог знает что об эстетических чувствах персов, но, оказывается, в данном случае всё по делу: эти монстры призваны отпугивать злых духов, и при наличии их в страже можно быть уверенным, что ни одна зараза в царские покои не проникнет.

Ощутив себя под надёжной защитой, попытаемся погрузиться на две с половиной тысячи лет назад и представить себе, как выглядели окрестности во время пребывания здесь двора. Сначала, конечно, постараемся вообразить приближение царского кортежа, двигающегося вот по этой обсаженной высоченными деревьями дороге; не могу удержаться, и процитирую описание Квинта Курция почти целиком: "Впереди на серебряных алтарях несли огонь, который у персов считается вечным и священным. Маги-жрецы пели древние гимны. За ними следовали 365 одетых в пурпурные плащи юношей, по числу дней года, так как и у персов год делился на столько же дней. Затем белые кони везли колесницу, посвященную Юпитеру, за ней следовал конь огромного роста, называемый конем Солнца. Золотые ветви и белые одеяния украшали правящих конями. Недалеко от них находились 10 колесниц, обильно украшенных золотом и серебром. За ними - всадники 12 племен в различных одеждах и по-разному вооруженные. Далее шли те, кого персы называют "бессмертными", числом до 10 тысяч, ни у кого больше не было столь по-варварски пышной одежды: у них были золотые ожерелья, плащи, расшитые золотом, и туники с длинными рукавами, украшенные драгоценными камнями. На небольшом расстоянии шли так называемые "родичи царя" числом до 15 тысяч. Эта толпа с ее почти женской роскошью в нарядах выделялась больше пышностью, чем красотой вооружения.

Следовавшие за ними придворные, которые обычно хранили царскую одежду, назывались копьеносцами. Они шли перед колесницей царя, в которой он возвышался над остальными. С обеих сторон колесница была украшена золотыми и серебряными фигурами богов, на дышле сверкали драгоценные камни, а над ними возвышались две золотые статуи, каждая в локоть высотой. Между ними находилось священное золотое изображение, похожее на орла с распростертыми крыльями. Одежда самого царя превосходила роскошью все остальное: пурпурная туника с вытканной посредине белой полосой; плащ, расшитый золотом, с золотыми же ястребами, сходящимися друг с другом клювами, по-женски опоясанный кушаком. Царь подвесил к нему акинак в ножнах, украшенных драгоценными камнями.

Головной убор царя, называемый персами "кидарис, украшали фиолетовые с белым завязки. За колесницей шли 10 тысяч копьеносцев с богато украшенными серебром копьями и стрелами с золотыми наконечниками. Около 200 приближенных вельмож следовало справа и слева от царя. Их отряд замыкал 30 тысяч пехотинцев в сопровождении 400 царских коней. За ними на расстоянии одного стадия колесница везла мать царя, в другой колеснице была его жена. Толпа женщин на конях сопровождала цариц. За ними следовали 15 повозок, называемых гармаксами: в них находились царские дети, их воспитатели и множество евнухов. Далее ехали 360 царских наложниц, одетых тоже в царственные наряды, затем 600 мулов и 300 верблюдов везли царскую казну; их сопровождал отряд стрелков. Следом за ними - жены родных и друзей царя и толпы торговцев и обозной прислуги. Последними шли замыкавшие строй отряды легковооруженных воинов, каждый со своим командиром".

Поверить в реальность такого кортежа нетрудно - достаточно взглянуть на персеполисские барельефы; если на них высечены не все десять тысяч "бессмертных" царской охраны, то очень-очень многие. А вот перед нами другой барельеф, наглядно демонстрирующий, какого размаха достигла держава Ахеменидов, простиравшаяся от Эгейского моря до Инда. Каменная резьба весьма реалистично изображает все покорённые и подчинённые народы, пришедшие к Великому Царю с поклоном. Более того, по расположению фигур мы можем судить о значении каждой сатрапии, ведь, скажем, бесполезные эфиопы торчат возле самого края панно, тогда как ливанцы со своими ценными кедрами совсем неподалёку от трона.

Более того, мы узнаём, кто чем славился в империи, поскольку все фигуры держат в руках подарки. Единственное исключение в этом плане представляют фигуры вождей - они, во-первых, стоят перед своими "делегациями", а, во-вторых, руки у них свободны. Интересно, что по традициям персидского двора удостоенным аудиенции предписывалось свободные руки прятать в рукавах, из предосторожности от покушений. Странно, вам не кажется? Ведь стоит ухитриться спрятать оружие в складках одежды, как лучше позы для подготовки нападения не придумаешь...

Продолжая прогулку, мы слышим от гида объяснения, где находились дворцы, где Стоколонный зал, где помещения гаремов, где сокровищница, а где парковка царских колесниц. Колоссальные колонны, оставшиеся от дворцов, дают возможность представить, какими были эти сооружения; не хуже их размеры демонстрирует каменная терраса 450 на 300 метров, служившая основанием для построек. И при этом, следует заметить, чуть ли не каждая поверхность покрыта искусной резьбой, которую выполняли отнюдь не рабы, а свободные люди, как правило нанятые в Греции или Египте мастера своего дела.

Шутка ли, обработать каменную глыбу, да так чтобы десятки фигур на ней были одинаковыми, причём череда воинов, подходящих к центру композиции с двух сторон, зеркально идентична. А вот рельеф с придворными, собирающимися на приём: в руках у них нет оружия, и одеты они празднично, и даже видно, как они веселятся и перешучиваются в предвкушении хорошего пира. Или вот охранник, у которого есть богато изукрашенные ножны, и на ножнах в самом низу изображена крохотная овечья голова - тонкая работа, не правда ли? И уж особо следует выделить каменные фигуры двуглавых быков, венчавших колонны - блоки затаскивали наверх во время строительства, и обрабатывали уже на высоте; представьте, что одна ошибка, одно неверное движение резцом испортит всё здание, и будет понятно, какая ответственность лежит на работниках. Тут рабами не обойдёшься, и вот в музее раскопок есть глиняные таблички с зарплатной ведомостью: такой-то отработал 3 месяца плотником, получил 4 монеты, и так далее.

Страницы12345678910

5,0/5 (5)

    Ваш комментарий